Трагическое столкновение с жизнью темы карташова.  три правды и их трагическое столкновение (по пьесе м. горького «на дне»). Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная

08.03.2020

Лука - Лукиан (лат. - Светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый - хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы а. Н. Островского «Гроза». Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет? Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»? Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»? Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание». Как вы считаете - действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»? Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники - ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

«Три правды» в пьесе Горького «На дне» и их трагическое столкновение.

Цели урока :

1.Через позиции героев пьесы, являющихся носителями определенной идеологии выявить авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

2. Расширение представлений о драматургическом конфликте.

3. Через анализ философского конфликта расширение представлений о правде, гуманизме, человеческом достоинстве.

4. Закрепление навыков работы с сопоставительной таблицей.

Предварительная работа : составить сопоставительную таблицу с высказываниями о правде, вере, человеке и его морали Лукой, Сатиным, Бубновым.

Эпиграф : «…Что лучше: истина или сострадание?» (А.М.Горький)

Ход урока.

Слово учителя.

Цель нашего урока – на основании анализа материалов сопоставительной таблицы определить идейные позиции героев, выявить авторскую позицию по отношению к вопросу о правде, расширить представление о драматургическом конфликте, основанном на борьбе идей, поразмышлять о правде, гуманизме, человеческом достоинстве, назначении человека.

«На дне» - вторая пьеса Горького. Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Вокруг нее развернулась острая борьба. Критики писали о «натурализме» пьесы, о «лубочно-босяцком» романтизме автора. Критики реакционно-монархического направления усматривали в ней революционную проповедь, подрывающую общественные устои. Либеральная критика представляла писателя проповедником христианской морали, говорила о появлении а творчестве Горького «каратаевского начала примирения». Критики-народники расценили гуманизм Горького как гордое презрение к «маленькому человеку». Сам автор говорил в интервью газете «Петербургские новости» за 15 июня 1903 года, что основным вопросом, который он хотел поставить в пьесе, является вопрос, вынесенный в качестве эпиграфа. Итак, что лучше, истина или сострадание?

Аналитическая беседа по пьесе .

1 .Горький создал произведение, в котором движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Такие понятия, как «честь», «совесть», «душа», «свобода», «правда» возникают с первых страниц пьесы, и тут же выясняется, что представления о них различны. Особый герой пьесы – Бубнов, его высказывания зачастую кажутся циничными.

Что мы знаем о прошлом Бубнова?

Субъективные или объективные причины привели его на дно?

Работа с материалами таблицы .

Предварительные выводы:

Можно ли предположить, что высказывания Бубнова проявляют истинный смысл ситуации, в которой оказались люди7

2 Горький всегда выступал против проповеди утешения, называл ее «обидной людям», считал лишь формой примирения с действительностью. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука.

Образ Луки в системе персонажей (средства создания образа: портрет, речь, самохарактеристика героя, взаимоотношения с другими персонажами пьесы)

Что мы знаем о прошлом Луки? (обратить внимание на сословную принадлежность Луки, его отношение к господствующему классу, его «беспаспортность»)

Какие перемены вносит появление Луки в жизнь обитателей ночлежки?

Каково отношение к Луке других героев?

Предварительные выводы:

В чем смысл притчи о Праведной земле, рассказанной Лукой?

Корыстен ли Лука в своей лжи?

Как он ведет себя в критических ситуациях? (Сцена с Медведевым, избиение Наташи, убийство Костылева) Почему?

3 Исчезновение из ночлежки Луки выводит на передний план еще одного персонажа – Сатина. Что говорит Сатин об ушедшем во время суматохи старике? (« Он…подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»)

Образ Сатина в системе персонажей (прошлое героя, объективные или субъективные причины привели его на дно).

Работа с материалами таблицы.

Предварительные выводы:

Какие высказывания Сатина близки самому Горькому? На каком основании можно сделать такие выводы?

Однако почему патетическая речь героя имеет сниженную мотивировку? (Он произносит ее, когда пьян)

4 Итак, в монологах Сатина отчетливо прозвучало требование правды. Что такое правда? Что мы понимаем под этим словом?

Вот как трактуется слово в словаре Ожегова:

Правда – то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей . Если исходить из данной формулировки, то высказывания какого из данных персонажей честно показывают положение обитателей ночлежеки? Устраивает ли такая правда автора?

Обратимся еще к одному толкованию слова. Правда – справедливость, честность, правое дело. Каким образом данное толкование слова реализуется в пьесе?

Подведение итогов.

Вывод:

Итак, в пьесе сталкиваются три правды:

    «правда факта» из уст Бубнова

    «правда» утешительной лжи, носителем которой оказывается странник Лука

    правда «свободного Человека», провозглашенная Сатиным.

«Правда» Бубнова – это та правда, которую категорически не приемлет автор. Каким бы спорным не было отношение Горького к позиции Луки и Сатина, но обе эти позиции резко противопоставлены бубновскому цинизму, его презрению к человеческой личности.

О философии пьесы и образе Луки всегда было много споров. Указывалось на сложность, противоречивость отношения к Луке самого автора. Мы убедились в том, что характер Луки психологически сложен и не поддается однолинейному истолкованию.

Можно ли утверждать, что после пламенного монолога Сатина жизнь героев пьесы в скором времени кардинально изменится, осознание высокого предназначения человека выведет их со дна жизни? Безусловно, нет. Но если понимание того, что «надо уважать человека» становится доступно «арестанту, убийце, шулеру», как не признать ее читателю и зрителю, к которым, собственно и обращен монолог Сатина.

Основные направления в развитии жанра литературной сказки XX века. Сказки Р. Киплинга, С.Лагерлеф, А.Милна, Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Т.Янссон и др.Трансформация зарубежной литературной сказки в русской литературе. "Приключения Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик" А. Толстого. Г.Х. Андерсен и его традиции в "Сказках Кота Мурлыки" Н.П. Вагнера. "Доктор Дулитл" Хью Лофтинга и “Доктор Айболит" К. Чуковского (прозаический). "Волшебник из страны Оз" Фрэнка Баума и "Волшебник Изумрудного города" А. Волкова.

Тема 4. Фэнтези в детском чтении.

Фэнтези как вид фантастической литературы 20 века. Сказка и фэнтези: общее и различное. Д.Р. Толкиен как основоположник жанра. Литературная сказка «Хоббит, или Туда и обратно» и эпопея «Властелин колец». Классификация фэнтези. Своеобразие детской сказки-фэнтези. Цикл В.Крапивина «В глубине Великого Кристалла».

Тема 5.Отечественная стихотворная литературная сказка.

Отечественная литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Различные способы портретирования предшествующего фольклорного и литературного материала. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Пародия и стилизация. Детская стихотворная сказка 20 века: социально-политическая сказка В.Маяковского, сказочный цикл К.Чуковского.

Тема 6. Прозаическая литературная сказка.

Прозаические сказки Н.М.Карамзина, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Д.Н.Мамина-Сибиряка. Сказ в жанре литературной сказки: произведения П.Бажова в детском чтении. Новаторский характер сказки XX века. Сказки М.Горького, Ю.Олеши, Л.Лагина, А.Шарова, С.Михалкова, Э.Успенского и др.

Тема 7. Развитие жанра автобиографической повести о детстве .

Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от Н.М.Карамзина и Л.Н.Толстого до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях. Тема детства в прозе А.П.Чехова, Л.Чарской, А.Гайдара, В. Осеевой, Л. Пантелеева и др. Нравственно-психологические уроки подростковой прозы 60-80-х годов: книги А.Лиханова, Р.Погодина, Ю.Нагибина и др.

Тема 8. Юмористика для детей.

Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ "пересмешника". И. Крылов - А.К. Толстой - Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Обэриуты: "нонсенс" и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков.

Произведения Н.Носова, В.Драгунского и др. "Недопесок" Ю. Коваля.

Тема 9. Жанры приключенческой и фантастической литературы для детей.

Путешествие в приключенческом жанре. Особенности сюжетостроения. Формирование типа героя. Идеал и герой в приключенческой литературе советского периода для детей и юношества. Конфликт и нравственная доминанта. Приключенческая литература и фантастика. Жанровый синтез. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его "ученики" в русской детской и юношеской литературе.

Тема 10. Природоведческая книга для детей.

Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки, Н.Сладкова, И. Акимушкина и др. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. "В стране дремучих трав". Рассказы и повести о животных в детском чтении. Нравственно-философские уроки прозы М.Пришвина, В.Астафьева, Ф.Абрамова и др.

Тема 11. Поэзия в детском и юношеском чтении .

"Сюжетная" поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. Русские классики – детям. Детская поэзия XX века. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Особенности ритмики. Слово как произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии. Детское стихотворство. «Заповеди для детских поэтов» К.Чуковского (книга «От 2 до 5»).

Тема 12. Перспективы развития современной детской литературы.

Синтетические и синкретические художественные жанры для детей. Театр. Театр кукол. Музыкальный театр. Инсценировка. Киноверсия литературного произведения. Мультипликация. Периодические издания для детей. Новые имена. Требования к печатной продукции для детей. Основные итоги курса. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.

Практические занятия.

Тема 1. Книга моего детства (2 часа).

Задание: написать сочинение на одну из тем:

1. Моя первая книга.

2. Любимая книга моего детства.

Цель занятия: выявить эмоциональный, познавательный, эстетический уровни восприятия книги в детстве.

Тема 2. Сказки и истории Х.К. Андерсена (2 часа).

1. Судьба писателя-сказочника. Истоки особого таланта Андерсена (реферат).

2. Новаторский характер сказок и историй Андерсена. (На примере сказок «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка»).

3. Способы утверждения нравственно-эстетического идеала в сатирических, поэтических и философских историях. (На примере историй «Новое платье короля», «Подснежник», «Тень»).

4. Сказки Андерсена на уроках литературы в средней школе.

Теоретические понятия: сказка, история, литературная сказка.

Литература:

1. Указанные тексты (любое издание).

2. Паустовский К. Великий сказочник // Х.К.Андерсен. Сказки и истории. М., 1990. С. 5-18.

3. Сильман Т. Вступит. статья // Х.К.Андерсен. Сказки и истории: В 2 т. Т. 1. Л., 1977. С.5-26.

4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1987. С.6-40, 54-72, 116-124.

5. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М., 1979.

6. Коровин А.В. Сказки и истории Андерсена// Зарубежная литература 19 в. Практикум. М., 2002. С.149-174.

7. Меркин Г.С. Изучение сказки Андерсена «Снежная королева»// Литература в школе. 1997. №7. С.134-140.

8. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки. Ульяновск, 2000. С.4-8. (Отработать понятие «литературная сказка»).

Тема 3. «Детский комический эпос» К.Чуковского (2 часа).

1. Подготовить краткое сообщение на тему «Биография К.Чуковского».

3. Выписать в тетрадь «Заповеди для детских поэтов» из книги «От двух до пяти» (гл.6).

4. Перечитать сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Бибигон». Одну из них (по выбору) проанализировать по плану:

1) Сюжет сказки (система событий).

2) Характеристика героев. Роль юмора в созданий характера отрицательного персонажа.

3) Композиция сказки. Как воплотились в сказке Заповеди для начинающих поэтов?

5. Сделать вывод о психолого-педагогических и эстетических возможностях стихотворных сказок К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тексты сказок (любые издания).

2. М.Петровский. Книга о К.Чуковском. //М., 1966. Гл. 5 (о сказках).

3. М. Петровский. Книги нашего детства. // М., 1986. Гл. «Крокодил в Петрограде»

4. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967. С.13-46.

5. К.Чуковский. От двух до пяти. /Любое издание/.

6. Детская литература: учебное пособие (любое).

7. Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? //ДВ, 1994, N 8, с. 59-65.

Тема 4-5.

Тема детства в автобиографической прозе русских писателей (4 часа).

1. Психологические и литературные истоки темы. «Рыцарь нашего времени» Н.М.Карамзина.

2. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

а) История создания. Степень автобиографизма.

б) Николенька Иртеньев как собирательный образ ребенка.

«Диалектика души» героя.

в) Толстовское виденье детства. Контраст мира детей и мира

взрослых.

3. Трагическое столкновение с жизнью Темы Карташова (Н.Гарин-

Михайловский «Детство Темы», «Гимназисты»).

4. Тема детства, природы и родины в повести А.Н.Толстого «Детство Никиты».

Литература:

1. Тексты, указанные в плане.

2. Елизаветина Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н.Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. М., 1985. 120-139.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы.Соч. гр. Л.Толстого// Литературная критика: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.32-45.

4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1978. С.41-57.

5. Юдина И.М. Н.Г.Гарин-Михайловский. Л.,1969.С.80-95. (IV гл.).

6. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора…»(Тема детства в русской классике)// Литература в школе. 1995. №4.

7. Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Гарина-Михайловского// Литература в школе. 1998. №2.

8. Учебник по Детской литературе..

Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.

Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького - «Макар Чудра» - был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о «босяках»: «Дед Архип и Ленька» (1894), «Челкаш» (1895), «Коновалов» (1897), «Мальва» (1897). Главные герои этих рассказов - бродяги, «бывшие люди», но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, «униженные и оскорбленные», а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно». «Босяки» горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.

В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих «босяков» невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека («Коновалов»). По «тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума». Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: «Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверх босяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства... Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной».

Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе «На дне». Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной?

«Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть», - в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов по способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы - Пуки О ЛЮДЯХ, которые верили в праведную землю: «Вое выдумки..; тоже! восклицает он. - Хо Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!» Он сводит «возвышающий обман» до «низких истин». Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни.

Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое - вот его единственная правда. что дала она ему? «Ты рассуждаешь... - говорит он Сатину, - ... это, должно быть, греет сердце... У меня нет этого... я - не умею!.. Я, брат, боюсь... иногда... трушу... Потому - что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я... Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... зачем? Не помню! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, растратил казенные деньги - надели на меня арестантский халат... И все... как во сне... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом - его основная трагедия.

Подобен Бубнову и Барону Клещ. Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. «На что мне она - правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя... Вот она - правда!..» Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни были. «Работы нет... силы нет! Вот Правда! Издыхать надо... вот она, правда!.. На что мне она, правда?..»

Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». Позиция Луки - идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.

Сатин доказывает, что «человек выше сытости», что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек - выше! Человек выше сытости!»

У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: «Дай мне пятак, - обращается он к Актеру, - и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав». Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: «Эх... испортил песню... дурак».

Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: «Дважды убить нельзя». Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией.

Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: «Человек - вот правда!.. Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... А кто сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека». Он выражает авторскую уверенность в том, что «Человек... это звучит гордо! Надо уважать человека!»

Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям «дна», утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для «организмов» - выдумка Луки.

Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины «Все - в человеке, все для человека» завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью...

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философски публицистическую драму.