Боттичелли круги ада где находится. Больше ада. кого искать на иллюстрации боттичелли к «божественной комедии» - дока. инженер ваших душ

11.04.2019

Тему о кругах ада уже развивали и художники, и композиторы, и режиссеры 20 ст. Многие любители видеоигр знают, что есть игра под названием "Данте: Инферно". А в 2010 году даже вышел в свет фэнтези-мультик по книге Д. Алигьери.

9 кругов ада: "Божественная комедия" Данте

Знаменитый поет и, наверное, первый фантаст Данте 9 кругов ада изобразил в "Божественной комедии" как огромную воронку. Чем серьезнее грех, чем больше людей пострадало от греховного человека, тем глубже в воронку земной преисподней его опустит царь Минос, встречающий умершего на 2 кругу. Поэт Данте 9 кругов ада описал как место, где на каждом "этаже" души умерших отбывают каторжное наказание. Поэма написана в темные века, когда ум человеческий был скован страхом перед чистилищем.

Данте долго работал над поэмой - с 1307 по 1321 год. То есть поэма прославляет имя этого человека уже больше чем 700 лет. Для литературы это прекрасный образец средневековой поэзии. Вся поэма написана терцинами, с небывалым для тех времен стилистическим шармом.

Поэт описывает все эти круги ада очень мрачными и жестокими, какими их только мог представить человек, живший в эпоху католического деспотизма. Для общего представления опишем все 9 кругов, как они изображены именно в первоисточнике - поэме "Божественная комедия".

Описание первых 5 кругов ада

В лимбе (1 круг) Данте "поселил" поэтов и ученых древности, которые не были крещеными. Так что, по сути, их души не принадлежат ни низшему миру, ни высшему. В этом месте душа человека испытывает скорбь, но телесных мук - пишет Данте - тут нет.

На 2 кругу души уже мучаются. Их терзают порывы ветра. Как на земле они были неприкаянными и искали утех в сладострастии, а не в духовном мире, так и здесь их вечно будет терзать небывалая буря.

Следующий круг - загробное пристанище обжор и гурманов. Они обречены на гниение под непрерывным и мерзким дождем. Далее следует жадность. Этот грех карается тем, что душа скупца обязана перетаскивать тяжести на спине вечно и драться с другими душами, которые тащат такие же тюки навстречу.

Последний круг из менее тяжких грехов, связанных с несдержанностью и тягой к материальному, - это круг для душ гневливых, ленивых или унывающих людей.

Круги ада для самых ужасных мук

Самые страшные грехи, как считает писатель, - это насилие, обман, мотовство, лицемерие и предательство. Круг 6-й предназначен для лжеучителей, направивших человеческие умы ко лжи ради собственной выгоды. На всех "просторах" 7 яруса мучаются насильники. А 8 и 9 круги - для самых "утонченных" лицемеров, еретиков, сводников и обольстителей. А также торгующих священников и алхимиков. Именно эти грехи осуждает Данте, и для таких душ вечная каторга в 9 круге наиболее ужасна.

На самом последнем кругу, в центре, находится падший ангел, вмерзший в озеро с античным названием Коцит. В его зубах обречены истязаться такие исторические личности, как Иуда, а также предавшие Цезаря Марк Брут и Гай Кассий.

Поистине ужасающими и необычными описывает Данте Алигьери 9 кругов ада.

Кто вдохновлял Данте?

Как у каждого писателя, у Данте была своя муза. Девушка по имени Биче (имя Беатриче дал ей гений впоследствии сам) вдохновляла талантливого юношу только одним своим существованием. Он так беззаветно и долго был предан всеми мыслями только одной даме сердца, что самое великое произведение, как и другая его поэзия, написано в ее честь.

Многие мастера кисти изображали эту девушку с поэтом. Художник Холидэй Генри написал картину "Данте и Беатриче" (год написания - 1883-й).


Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери , поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия.

«Божественная комедия», став одним из величайших литературных произведений, породила повальное увлечение «адской картографией». Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.


Вычисления Антонио Манетти, 1529 год.

Увлечение картографированием Ада началось с Антонио Манетти, флорентийского архитектора и математика 15-го века. Он старательно работал над «местом, формой и размерами», например, оценив ширину Лимба примерно в 141 километр.


Иллюстрация Антонио Манетти.


Иллюстрация Антонио Манетти.

Однако в учёной среде возникали споры по поводу картирования вымышленного мира. Мыслители задавались вопросами: Какова окружность Ада? Насколько он глубок? Где вход? Даже Галилео Галилей вовлёкся в обсуждения. В 1588 году он прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада и в итоге поддержал версию топографии Ада Манетти.


Карта Ада Боттичелли.

Одна из первых карт «Ада» Данте появилась в серии из девяноста иллюстраций Сандро Боттичелли, соотечественника поэта и творца Высокого Возрождения, создавшего свои рисунки в 1480-90-х годах по заказу ещё одного известного флорентийца - Лоренцо де Медичи. Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет: «Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений... спуска, совершённого Данте с Вергилием через "ужасную долину боли"».


Карта Ада Микеланджело Каэтани, 1855.

Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года.


Иллюстративная версия карты Ада Жака Калло, 1612 год.

Даже после сотен лет культурных изменений и потрясений «Ад» и его ужасающие сцены пыток продолжают вызывать интерес читателей и иллюстраторов. Например, ниже версия Даниэла Хилда. Его карте 1994 года не хватает золочёного блеска Боттичелли, но это ещё один чёткий визуальный путеводитель через описанный поэтом загробный мир.


Даниэл Хилд, 1994 год.


Линдсей Маккаллох, 2000 год.


Карта Ада из книги, которую издал Альд Мануций в конце 15-го века.

Карта Ада Джованни Страдано (Страданус), 1587 год.

Сегодня, 1 марта, день рождения Боттичелли. Давайте вспомним о загадочном гении и посмотрим немного его шедевров. Начнем с рисунков.
Изысканные рисунки Боттичелли для Божественной комедии Данте, о ни датируются 1480-95 годами.
Работы были сенсационно проданы Берлину в 1882 году герцогом Гамильтоном. Все. Эта история стала центром национального скандала в Великобритании.
Королева Виктория лично старалась предотвратить сделку, а когда она состоялась, воспротивилась вывозу шедевров. Она даже попыталась действовать через дочь, которая была замужем за немецким кронпринцем. Но все попытки были бесполезными - шедевры покинули Англию.

Рисунки Боттичелли очень редко выставляются, Берлин крайне неохотно соглашается на предоставление их для показа в других странах.


Боттичелли больше известен лирическими, а так же популярными мифологическими сценами. Но его визуализация визионерского путешествия Данте через ад, чистилище и Небеса с ужасными сценами отвратительного проклятья и мистической экзальтации, показывают нам совсем другую сторону этого загадочного художника.


Рисунки вовлекают нас в воображаемый мир, гротескный, поразительно красивый, сюрреалистический, и часто удивительно смешной. Боттичелли пытался визуализировать каждый момент эпической поэмы.


Большие рисунки, все в коричневой краске на кремовом пергаменте, это масса странных событий, протекающих друг в друга, и кажется временами, что средневековая иллюстрированная рукопись вышла из-под контроля, хотя качество рисунка изысканно утонченное.


Данте, сразу узнаваемый с его крючковатым носом и гибкой шляпой, часто появляется наряду с римским поэтом Вергилием…. И еще - вечная тема, наказание чиновников! Мы видим, как коррумпированного государственного служащего мучают отталкивающие демоны с копьями.
Я бы репродукцию этого шедевра повесила в каждом кабинете каждого служащего!


Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. Вот другие шедевры великого мастера:




Реставраторы с картиной кисти Боттичелли, известным портретом Эсмеральды Бандинелли.

Портрет был овеян одной из наиболее интригующих исторических тайн на протяжении более ста лет: подправил ли великий прерафаэлит Данте Габриэль Россетти картину Боттичелли? Россетти известен своей приверженностью к рыжему цвету волос!

Но вот кураторы музея Виктории и Альберта дал окончательный ответ - красные волосы женщины 15-го века, известной как Smerelda Бандинелли ее собственные и предполагаемое вмешательство Россетти может, наконец, быть похоронено как миф.