Формирование ценностей. Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

24.09.2019

Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: "Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!", - и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.

Многие могут сказать - какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок - если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной - мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама - можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: "Зачем ты дружишь с Петей? В его семье - ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача". Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.

Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, - свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок понимал: он - индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать "нет" в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Виды ценностей личности

Безусловно, набор базовых ценностей у каждого человека индивидуален, так же, как и индивидуальны факторы их формирования. Далее мы дадим классификацию основных ценностей, а также выявим то, каким образом происходит формирование ценностной системы.

Определение 1

Ценность – это та шкала оценок и мер, при помощи которых человек оценивает свою жизнь и имеет возможность сравнить ее, а при неудовлетворительном результате понять, каким образом он может улучшить условия своего существования.

Замечание 1

Стоит отметить, что базовые жизненные ценности людей являются величинами абсолютными, то есть они занимают ведущее место в их мировоззрении, а также оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для человека в приоритете, а что на что он будет ориентироваться во вторую очередь.

Система базовых ценностей достаточно многообразна, и состоит из нескольких основных элементов:

  1. Общечеловеческие ценности – те, что присущи любому человеку, независимо от возраста, пола, социальной и религиозной принадлежности, а также независимо от культурных и традиционных предпочтений;
  2. Культурные ценности – те, что характерны для людей, принадлежащих определенной, отдельной культуре;
  3. Индивидуальные ценности – базовые ценности, относящиеся к одному индивиду, или малой группе людей, подчеркивающие их особенность и обособленность от остальных.

Замечание 2

Первые два элемента – общечеловеческие и культурные ценности – обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о добре и зле, о том, что важно для них, а что второстепенно. Индивидуальные ценности относятся сугубо субъективные мировоззренческие особенности.

Формирование ценностей

Система базовых ценностей каждого человека, как мы и указали ранее, сугубо индивидуальна, и начинает формироваться с самого раннего возраста (с первых лет жизни).

Однако, окончательное формирование и закрепление происходит лишь по достижению ответственного возраста, когда человек уже осмысливает свое существование, свою ответственность. Это возраст исследователи ограничивают примерно 18-20 годами, хотя и после этого человек, его психика и мировоззрение изменяются, что также может поменять его систему ценностей: зачастую то, что ранее не представляла никакого интереса, выходит на первый план, а важные приоритеты становятся второстепенными.

Процесс формирования базовых ценностей происходит по следующей схеме (алгоритму):

  1. Стремление – идеал;
  2. Стремление – цель – идеал;
  3. Стремление – ценности – цель – идеал;
  4. Стремление – средства – ценности – цель – идеал.

Затем между этими устойчивыми пунктами появляется еще один элемент – этика, и алгоритм становится следующим:

Стремление – этика – средства – этика – ценности – этика – цель- этика – идеал.

Как мы видим, в первую очередь, в мыслях человека появляется идеал, а также само стремление постичь его. Идеал, который также можно назвать идеальным образом, если к нему не возникает стремления, и если он не мотивирует человека, не является идеалом, а значит и формирование ценности становится невозможным.

Первая стадия формирования ценности – идеал нейтрален, а стадия сама по себе основывается лишь на инстинктах человека. С этической точки зрения идеалу невозможно дать оценку, и формируется он в виде эмоционально-чувственного элемента. Смысл, который человек придает идеалу, формируется лишь на стадии трансформации идеала в цель. Затем важным становится достижение этой конкретно обозначенной цели, при условии использования средства. Обычно это или материальные ресурсы, или навыки и умения человека, которыми он располагает в определенный промежуток времени.

При определении теоретической платформы исследования формирования ценностей, позволяющей раскрыть внутренние механизмы изучаемого явления, рассмотрим психологические концепции, раскрывающие взаимосвязь внешних явлений и внутренних изменений в структуре личности, элементом которых являются ценности.

Психология вообще трактует ценности как элементы сознания личности: интересы, убеждения и т. п. Благодаря опыту ценности становятся фактом сознания и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, образуя содержательную структуру направленности, выражая внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Процесс формирования собственного мира ценностей личностью психологи тесно связывают с категорией «отношение». В психологии рассматриваются три основные тенденции в понимании этой категории. Представители «деятельностного подхода» (,) изучают отношение человека в контексте его преобразующей деятельности. Именно деятельность определяется как особого рода отношение между человеком и миром. Особое место в данном аспекте занимает концепция «личностного смысла». Изменение социально-экономических условий ведет к изменению жинедеятельности человека. При этом, как отмечал, деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняется соотношение целей и мотивов деятельности. При этом функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находятся с мотивами и ценностями субъекта. Таким образом, в личностном смысле отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

Внутренние переживания человека, «их реальная функция состоит лишь в наведении субъекта на их действительный источник, в том, что они сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в его жизни, заставляют его как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или, быть может, пересмотреть их» (Леонтьев). В связи с этим, важным является то, что изменение личностного смысла объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей. (Леонтьев)

Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в психологии естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками (Психолгия…, с.108). Эти исследования вновь возвратили в психологическую науку понятия «совесть», «честь», «духовность», «нравственность», «душа» (, и др.).

В своих исследованиях первым в отечественной психологии раскрыл ценностно-смысловую концепцию личности человека, определяя сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. Интересен набор критериев нормального развития человека, которые разработал ученый: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни (то же, с.125).

Представители системного подхода (,) акцент смещают с деятельности на психические явления в целом. Свойство человека, понимается как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром. Наиболее последовательным приверженцем специального непосредственного изучения отношений является, который продолжал разрабатывать идеи. Ученым выявлено, что, во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношения позволяет определить связь человека с миром и человека с человеком; в-третьих, отношение связано с деятельностью и выражается в ней; в-четвертых, содержание отношений раскрывает особенности человека.

Вопрос формирования ценностей - центральная проблема исследования представителей гуманистической психологии, возродившейся в послевоенный период истории XX столетия, что явилось выражением общей ориентации на проблемы индивидуального существования в мире, на личностное ориентирование в становлении человека. Представителями этой эпохи явились труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта, которые в практической и теоретической деятельности непосредственно отвечают на вопрос о сущности развития человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, К. Роджерс утверждает, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании. Детерминированная роль микросреды в формировании ценностных ориентаций личности исследуется в работах А. Маслоу. Групповые ценности передаются индивиду через включение его в систему социальной активности группы, они выступают для индивида как предлагаемые ему цели социальной деятельности, а также как критерии самоактуализации. Ученый определяет в качестве главной идеи самореализации личности – развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей. Он пришел к выводу о том, что «человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают» и что человек способен на полное использование своих талантов, способностей, возможностей (Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы…, с. 132). Самоактуализирующиеся люди, по мнению А. Маслоу. «посвящают свою жизнь поиску … предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому». Иерархия потребностей, получившая в психологической литературе название «пирамиды Маслоу» и его положение о высших ценностях является методологическим. Исследователь вводит в структуру высших ценностей 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. (Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы…).

В. Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Творческая работа - это то, что мы даем жизни – первая ступень; то, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень; то, как мы относимся к судьбе, т. е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. «Мир ценностей поэтому видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует один единственный подходящий взгляд. Собственно абсолютно верное представление о чем-либо существует не вопреки относительности индивидуальных точек зрения, а благодаря им» (Франкл В. Человек в поисках смысла…, с. 171-172).

Противоречивость жизненных ситуаций, их многоплановость, обуславливают динамику ценностей человека, их переосмысление по мере накопления жизненного опыта. По мнению, процесс переосмысления жизни человека образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа и определяет мотивы его действий «ценности – это не то, за что платим, а то, ради чего живем». В результате изменений внутренних условий: потребностей, мотивов и направленности личности – актуализируются те или иные ценности. Такой подход подтверждает представления о ценностях как специфическом качестве человеческой психики и человеческого существования, как динамичной системы личности.

Мы придерживаемся той точки зрения, что значимость того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, до осознания объекта субъект “не знает” о его ценности. Появление же способа, критерия оценки не создает ценность, но обнаруживает ее, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития.

Двойственная природа опыта – социальная и одновременно индивидуальная – обуславливает двойственный характер ценности. Здесь имеется сложная психологическая особенность – с одной стороны, ценности социальны, так как обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой социализации и воспитания, системой усвоенных им от окружения значений, с другой стороны, они одновременно индивидуальны, в них сосредоточен неповторимый индивидуальный опыт, своеобразие его интересов и потребностей.

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую “микросреду” – социальную группу, являющуюся “ретранслятором” ценностей общества” (, 1979; стр.32). С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т. е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп (, 1968; , 1979 и др.). С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития (, 1974; , 1979 и др.) или, по крайней мере, социальной адаптации, - например, защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса (, 1993).

Механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности (см., напр., 1993). Социальная идентичность – один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром (ЛеонтьевА. Н., 1975).

Ценность как свойство предмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем определенных социальных отношений, будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека. Однако же, данная предмету или явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существует оценивающих субъектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные особенности оценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время оценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторяющиеся оценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп, общества в целом), которые представляют собой устойчивые оценки в их воздействии на поведение человека. Они имеют огромный “личностный смысл” для субъекта, поскольку “Психологическое значение – это ставшее достоянием моего сознания… обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного “образа действия”, нормы поведения и т. п…. Человек находит уже готовую, исторически сложившуюся систему значений и овладевает ею… Собственно психологическим фактом моей жизни является то, что я овладеваю или не овладеваю данным значением, усваиваю или не усваиваю его, и то, насколько я им овладею и чем оно становится для меня, для моей личности, последнее же зависит от того, какой субъективный личностный смысл оно для меня имеет” (Леонтьев,1972, с.290).

Для понимания этой особенности в выявлении механизмов формирования ценностей исследуем связь ценностей и ценностных ориентаций с направленностью личности. В различных концепциях эта категория раскрывается по-разному: «избирательное отношение человека к действительности» (), «динамическая тенденция» (), «избирательная активность личности» (Мясищев, В. Н.,), «общее направление деятельности» (,), «генеральная линия жизни» (), «активная деятельность личности по достижению жизненно важных целей» (К. К.платонов), «динамическая ориентация сущностных сил человека» (), «внутреннее побуждение к деятельности» () и др. Главным в исследовании структуры личности признается. что направленность составляет важнейшую сторону личности, определяющую ее социальную и нравственную ценность. Она имеет собственную структуру и занимает весьма важное место в общей структуре личности. Ее основными проявления считают потребности, мотивы, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение. считает, что направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. То есть сложная структура потребностей, мотивов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, составляющая направленность личности, выражающая отношение к объективной действительности, коллективу и самой себе и проявляющая в активной деятельности, и служит «психологической базой» ценностной ориентации личности. Таким образом, содержание направленности – это доминирующие, социально обусловленные отношения личности к действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение. Так, отмечает, что сформированность системы ценностных ориентаций и определяет направленность личности.

Анализ взаимосвязи ценностей и ценностных ориентаций с активностью личности в различных сферах деятельности, показал, что в ее основе лежат потребности, мотивы и интересы. Потребности традиционно принято считать главными побудительными силами активности личности. Человек, осознавая свои собственные потребности, выступает как личность, обладающая самостоятельным поведением. Окружающие человека предметы реальной действительности, становясь объектом потребностей человека, оказываются целью его деятельности и стимулируют активность личности. Если в процессе общественно-полезной деятельности происходит удовлетворение потребности в объекте, имеющем большое значение для личности, то тогда возникает новая потребность более высокого порядка, но связанная с первой и т. д. Потребность – это влечение, тяготение человека к к таким состяниям, которые обеспечивают его сохранение и развитие. Поэтому выделяют две их разновидности: потребности сохранения и потребности развития. (Гавриловец человечности: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1985 – 183 с., с.19). По объектной направленности и классифицируют потребности на биогенные, психофизиологические, социальные, высшие, каждая из которых определяет удовлетворенность в труде, общении, познании, рекреации (, Кулагина справочник учителя. –М,: Просвещение, 1991. – 288 с.). , анализируя потребности студентов педагогических вузов, определил критерии разумности потребностей современных молодых людей: 1) понимание соотношения своих потребностей с экономическими, социальными и культурными возможностями общества; 2) пониманием соотношения своих потребностей с личным трудовым вкладом, со своими способностями, с тем положением, какое личность занимает в обществе; 3) направленность потребностей на развитие духовных и физических сил человека. Ключевым вопросом в управлении развитием личности считает воспитание разумных потребностей. Для нашего исследования важны данные принципы о разумности потребностей, а именно, объективной возможности удовлетворения потребностей на данном этапе развития общества, согласно профессиональной компетентности личности, ее духовно-моральным принципам и нормам. (. Сутнасць маральна-каштоунасных патрэбнасцей …)

Потребности личности, отражаясь в ее сознании, приводят ее в состояние активности и способствуют возникновению мотивов деятельности. С другой стороны, важный источник активности личности – интересы – также возникают на базе потребностей. Интерес – это осознанная потребность. Потребности и интересы детерминируют целеполагающую деятельность сознания, воплощаются в системе мотиваций и закрепляются в установке. Установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. С помощью установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они способствуют самоутверждению личности, а также обуславливают предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, преломляемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям. Взаимосвязь внешних, объективных факторов и внутренних субъективных, оказывающих влияние на личность, ее поведение, рассматривалось в исследованиях при изучении установки. Последняя, по мнению ученого, играет важную роль в механизме формирования ценностной ориентации и определял ценностные ориентации как разновидность фиксированных установок.

Исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и установок личности оформилась в дальнейшем в концепцию личностных диспозиций, представителем которой является. Под личностной диспозицией понимается совокупность внутренних условий субъекта, формирующая готовность, предрасположенность к тому или иному поведению, которая обусловлена опытом индивида (Личностные диспозиции учащихся…). предположил о существовании иерархии потребностей и ситуаций, в которых эти потребности реализуются, при их «встрече» и образуются диспозиции личности. В своей концепции показывает, что в регуляции поведения и деятельности личности задействован не только какой-то один элемент, которому придается первостепенное значение, а система, в которой в зависимости от условий, могут актуализироваться те или иные диспозиционные образования.

Существуют определенные связи между ценностными ориентациями и позицией личности. В логике такого взгляда определяет позицию личности как сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность (Ананьев как …).

В своих исследованиях подчеркивает важность не ценностей самих по себе, а того как они входят, реализуются в сознании и поведении человека, какова при этом иерархия его личных ценностей. При этом личная система ценностных идеалов, смыслов создается с помощью оценочного акта , который служит определением ценности явлений и объектов окружающей действительности для человека. Структурирование ценностей осуществляется на основе определенных принципов и глубоко индивидуальных критериев. В оценке, понимаемой как рациональный акт, используются такие операции, с помощью которых люди осуществляют выбор между предметами, явлениями, выделяя их ценностное значение в соответствии со своими потребностями, притязаниями, убеждениями.

Акт оценка предполагает сложную и специфическую деятельность. Специфика оценочного акта проявляется в познании и соотнесении субъекта и объекта ценности, определении его роли для человека. Как средство раскрытия и осознания значимости объекта, оценка выражает и формирует критерии возможности удовлетворения потребности, объективируя индивидуальное ценностное отношение к познанному объекту. В виду этого объекты и явления действительности, рассматриваемые вне человек, вне его практической и познавательной деятельности , хотя и существуют объективно, являясь социальными ценностями, могут не стать личностными ценностями отдельно взятой личности. Таковыми они становятся после положительной оценки с точки зрения соответствия личным интересам и потребностям. Таким образом, оценка опосредует самооценку путем сопоставления реальных объектов и явлений действительности с их образами в идеальном «Я». Человек принимает только те ценности, которые соответствуют его «Я-идеалу».

Процесс оценивания позволяет личности занять определенную позицию (положительная или отрицательная оценка) по отношению к познаваемым объектам либо выполняемой деятельности, определиться с этой точки зрения в ценностях, создавать собственную иерархию и систему по их личной значимости. Однако данный процесс имеет свои особенности, на который влияет ряд факторов, среди которых выделяет

¨ познаны ли (объекты, явления) субъектом;

¨ признаны ли им или сознательно не осваиваются, поскольку, например, сформировалась отрицательная позиция к общественно значимым ценностям;

¨ признаны, но нежелательны с точки зрения индивидуальных идеалов и целей;

¨ признаны и сознательно осваиваются, т. е. речь идет о ценностях желаемых, мотивированных, привлекательных в активной деятельности, потреблении (Каминкая ценностные ориентации …).

Особенности оценочного акта и его специфика важны для нашего исследования с точки зрения учета механизмов интериоризации познаваемой действительности в значения, образы, идеалы, ценности внутреннего мира учащегося при организации образовательного процесса.

Глубинный подход к исследованию проблем ценностей и ценностных ориентаций предполагает анализ точек зрения на проблему типологии и классификации ценностей и ценностных ориентаций. выделяет среди многообразия ценностей моральные и духовные, политические, правовые, эстетические.

утверждает, что человек хочет обладать здоровьем – это ценность, материальным благополучием – это ценность, стремиться к знаниям – это ценность, общаться с друзьями – это ценность (О главных ценностях – Нальчик: Эльтрус, 1992) и классифицирует ценности: материальные и духовные; действительные (актуальные) и концептуальные («воображаемые», т. е. реально существующие); прошлые, нынешние, будущие; финальные и инструментальные (цель и средства достижения финальной цели). Исходя из положения и консервативности и глобальности некоторых ценностей, которые относят к категории общечеловеческих выделяет такие как: земля, Отчество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Такой подход прослеживается и в исследованиях и, определяющих общечеловеческие ценности через категории: человек, жизнь, здоровье, безопасность, природа, ответственность. Другие типологии выделяют ценности общечеловеческие и национальные, профессиональные, социально-культурные, интеллектуальные, нравственные. Таким образом, признанной и однозначной классификации ценностей и ценностных ориентаций не существует ввиду сложности и многогранности исследуемой категории. Среди подходов к структурированию ценностей можно выделить основания: по предмету или содержанию, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные и др.), по субъекту отношения (общество, класс, коллектив, индивид и др.), по значению для субъекта внутри определенной сферы (высшие - низшие, главные – частные), к собственной деятельности (личные, социальные). Исходя из структуры и процесса деятельности, структурирует ценностные ориентации: по субъекту деятельности; объекту деятельности; виду деятельности ; способу деятельности.

Исходя из представлений о ценностных ориентациях, как о системе относительно устойчивых, социально обусловленных избирательных отношений человека к совокупности материальных благ и идеалов, систематизировал их по актуальным ценностям: ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности, на развитие нравственных качеств, на развитие материальных качеств (Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: перевод с англ. – М.: «Дело», 1991, 320 с.).

Многовариантные схемы типологизации ценностей и ценностных ориентаций не противоречат друг другу, и не исключают друг друга. А неоднозначность их систематизации указывают на сложность, неоднозначность, динамизм и подвижность, а также субъективизм систем ценностей и ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие “ЦО” не получило однозначной трактовки среди психологов, социологов и философов.

Формирование ЦО как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ЦО лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности.

Являясь структурными компонентами вербального осознания, ЦО функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения.
ЦО тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны ЦО, формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой – усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.
Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, в силу чего доступны для их экспериментального изучения.

Отечественные социологи и психологи приходят к выводу, что ценностные ориентации нередко строятся по обратной логике (в плане иерархии) по сравнению с актуально действующими побуждениями. в связи с этим пишет: “Стихийно сложившиеся динамические взаимодействия, в которые включился человек, в том числе элементы образа жизни, режима сна и отдыха, развлечений, во многом могут не удовлетворять его, и в его ценностных ориентациях отражается то, что его не устраивает, чего в его жизни нет, к чему он стремится именно потому, что этого еще нет.” (, 1993). Таким образом, ценностные ориентации отражают содержательно-смысловую сторону личности, а психологический уровень в данном случае отражает эмпирический, близкий к динамическому уровень регуляции поведения.

выделяет и еще одну линию возможного разрыва ценностных ориентаций и поведения, которая связана с различием логики развертывания отношения к значимому результату – и к самому процессу осуществления результата. Для человека может быть значим и желателен результат при неприятном и нежелательном процессе, но может быть и наоборот: для него значим и желателен, приятен сам процесс при нежелательном объективном результате.
Человек следует ценностным ориентациям в своем поведении, если они в целом соответствуют его реальным возможностям, он практически не следует им, если они выполняют функцию смысловой компенсации отсутствующих возможностей и реально сложившегося поведения.

Общая теоретическая модель структуры мотивации и отдельного побуждения исходит из трехзонального строения этих образований, включающего актуальную (активно-действенную) зону, в которой более или менее напряженные значимостные переживания сопровождаются реализацией мотивационных установок во внешне развернутой деятельности; потенциальную зону, в которой эмоционально-экспрессивные значимостные переживания не сопровождаются собственной деятельностью личности ввиду гарантированности осуществления ее другими людьми; потенциальную зону, в которой эмоционально-экспрессивное переживание желательного осуществления не сопровождается собственной деятельностью человека ввиду чрезмерной трудности или невозможности реализации.

В соответствии с теоретической моделью, такое трехзональное строение является результатом полимодальности мотивационной системы и отдельного побуждения. Идеально гармонизированная структура ценностной установки, как и всякого побуждения, характеризуется в данной модели совпадением высоко желательного с очень трудным или невозможным для реализации; высоко необходимого с относительно легким для реализации.

Нужно подчеркнуть, что любой выход личности за пределы оптимальной зоны мотивации по типу “могу, но не хочу” или “хочу, но не могу” в той или иной степени приводит к формированию своеобразных инверсий отношения, когда человек, не будучи в силах смириться с невозможностью того, что для него очень важно, приходит бессознательно к тактике дискредитации соответствующего образа жизни или соответствующей ценности. Такая инверсия имеет вполне адекватный и рациональный характер.
В нашем исследовании мы предполагаем, что ценностные ориентации имеют смыслообразующую и регуляционную функции. Успешная реализация регуляционной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальное переживание на относительно высоком уровне значимости: 1) желательного уровня деятельности и соответствующих позитивных последствий; 2) нежелательного уровня деятельности и соответствующих негативных последствий; 3) деятельностной готовности, включая мобилизацию функционального потенциала и готовность к необходимым затратам (временным, функциональным, материальным). В целостной структуре функционирования ценностных ориентаций складываются: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых ценностных установок и зона их расхождения.
В идеально гармоничной структуре эти модальности находятся в строгом соответствии. Изменения внешнего и внутреннего характера приводят к смещениям модальностей, нарушению гармонии. Континуумы мотивационной системы имеют трехзональное строение и включают центральную актуальную зону и две крайние потенциальные (экстремальные), в одной из которых активность содержательного или динамического типа не нужна в силу обеспеченности соответствующими внешними процессами, а в другой невозможна или чрезмерна в субъективном представлении человека. Границы зон определяются складывающимися соотношениями динамических и содержательных возможностей личности в данном состоянии или период жизни и меняются (флуктуируют) с изменением этих возможностей. В соответствии с общими законами зональной дифференциации , две экстремальные вероятностные зоны также являются потенциальными. При прочих равных условиях, при повышении значимости побуждения актуальная зона расширяется, а потенциальные сужаются; при снижении значимости побуждения – наоборот.

Для более детального изучения всего комплекса необходимых условий формирования ценностных ориентаций личности важным представляется затронуть психологические механизмы их возникновения. В психолого-педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт исследования и управления формированием различных психологических новообразований, процессов, свойств и качеств личности. В исследованиях представлен обобщенный ценностный механизм, включающий стадии «поиск-оценка-выбор-проекция» (Кирьякова ориентации личности в мире ценностей: Монография. – Ориенбург: ОГПУ. – 19с., с.94). при формировании социальных ценностей выделяет три последовательных этапа: информативно-поисковый, оценочный, прогностический (Разбегаева основания гуманитарного образования: Монография.- Волгоград: Перемена. – 2001, 289с., с.168). В процесс воздействия на социальные установки включает четыре стадии: привлечение внимания к социальной ценности – возбуждение интереса – предъявление новой информации – убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта ценности и установки) (Немов, кн.2. с. 410). Указанные теории в большинстве своем процесс воспитания ценностных ориентаций основывают на убеждающей коммуникации между воспитанником и педагогом и принятие первым правильной, с точки зрения педагога, ценности. Однако такое воспитание дает в результате формальное присвоение воспитанниками ценностных установок и следование им только при наличии внешнего контроля (в школе, семье, в группе, где есть, как правило, педагоги). Не принимая их во внутренний план, не присваивая их как личностный смысл, подростка вынуждены следовать двойной морали, а социально одобряемые ценности являются только желаемыми в сознании.

Практические действия и деятельность по присвоению ценностей включены в исследованиях этапов становления ценностей. Ученой обоснованы пять взаимосвязанных и взаимодополняющих периодов в формировании ценностей у подростков: восприятие - означивание - оценивание - выбор ценностей - присвоение. , предложена концепция, согласно которой усвоение общественных ценностей происходит в процессе деятельности человека и продуцировании объективных ценностей на личный смысл деятельности. Оценка и осознание смысла деятельности способствует образованию интеллектуально-эмоциональных связей, формированию ценностного отношения, усвоению объективных ценностей. (Рувинский воспитание личности. – М.: изд-во МГУ. – 1981. – 184 с. – с.54).

Ценности определяем как социально-культурный феномен, возникающий в процессе опосредованных межсубъектных отношений, который обладает положительным смыслом, является основой самоопределения личности и общества и служит внутренним регулятивом человеческой деятельности и поведения.

Проведенный анализ позволяет считать ценностную (аксиологическую) систему личности как совокупность личностных смыслов (ценностей) и смысловых установок (ценностных ориентаций), регулирующих поступки и деятельность человека в различных ситуациях социального взаимодействия выделить в этой структуре три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный (смысловой) компонент включает социальный опыт личности, который формируется на основе познания и становления ценностного отношения.

Эмоциональный компонент отражает степень переживания индивидом своего отношения к данным ценностям и формирует личностный смысл этого отношения.

Поведенческий компонент проявляется, как в готовности субъекта действовать согласно ценностного переживания, так и непосредственно в поведении и деятельности[П1] .

Психологические теории формирования ценностей

1 Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Ю.М. Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений .

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей .

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности .

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные; социально-политические; духовные.

Материальные ценности - это ценностно-значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это, прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации ценностей - по субъектам. Здесь различают ценности: индивидуальные; групповые; общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность - это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

Групповые ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К ним относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

  • 1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества - это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
  • 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
  • 3. Высшие ценности - это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность.

В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода - право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.