"Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…" Философская проблематика в рассказе А.П. Чехова "Студент". Все школьные сочинения по литературе

30.10.2019

Рассказы Антона Павловича Чехова позволяют читателю оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение проявляется по средством изображения героев. Чехов утверждает: ""Правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле.""Для того, чтобы точнее понять смысл данного высказывания, обратимся к образам двух героев: Ивана Великопольского из рассказа ""Студент"" и Ионыча Старцева из рассказа ""Ионыч"".

Главный герой рассказа ""Студент"" - Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка.

Возвращаясь поздним вечером домой, ему всё кажется пустынным и мрачным: ""Возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке... Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно."" Студент пропускает службу в церкви, хотя подобное поведение недопустимо для служителя духовной семинарии. Возвращаться домой Иван не спешит, да ему и не хочется, и вся жизнь предстаёт перед ним как нечто мрачное и негативное. Таким образом, ощущается душевная дисгармония героя. Но к концу произведения мысли, чувства, настроение и поведение студента меняются кардинально на прямо противоположные. Духовное преображение Ивана произошло под влиянием двух женщин. Студент, встретив их у костра, рассказывает об отречении Петра. И именно реакции двух вдов, их искренний отклик на слова Ивана пробуждают в нём чувства прекрасного и настоящего, переворачивают всё в его душе. Однако, несмотря на похожие реакции, девушки - Василиса и Лукерья - внешне представлены автором довольно контрастно. Тем самым А.П.Чехов показывает нам, что за внешней противоположностью героинь стоит их внутреннее, духовное единство. Таким образом, девушки помогли главному герою ощутить связь времён: ""Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий."" Они осветили мрак души его. Иван, поняв ""высокий смысл"" бытия, обретает гармонию. Правда Иисуса Христа и красота этой правды ""всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле."" Красота и гармония мира обусловлена продолжением евангельских событий из века в век. Осознав правду и красоту, жизнь Ивану теперь казалась ""восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.""

Главный герой рассказа ""Ионыч"" - Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, сын дьячка. Он как и Иван Великопольский принадлежит к духовному сословию. Это произведение противоположно рассказу ""Студент""; здесь А.П.Чехов показывает духовную деградацию человека. в Начале рассказа молодой врач попадает в ""губернский город С."" Он полон сил и энергии, увлечён своей работой, что даже в праздники иногда не имеет свободного времени. Герой попадает в среду обывателей, раздражающих его, и чувствует себя одиноко. Но вскоре всё живое, что было в нём когда-то, исчезло, и осталась страсть к накопительству и достатку. Ионыч утратил собственное имя и человеческую личность. Прежде обыватели чувствовали в нём что-то чужое, теперь же они его по-дружески называют просто ""Ионыч"". Не сумев противостоять окружающей среде, он мирится с нею и меняет свои интересы и представления о человеческих и нравственных ценностях: из стремления служить и помогать людям появилось охотное желание играть по вечерам в карты и потом дома считать деньги; а интерес к людям перерос в полное равнодушие ко всему. Вся жизнь Ионыча - это падение вниз по лестнице нравственности, и он сам в этом виноват. Всякое отсутствие интересов, жизненных принципов и убеждений ведёт к полному опустошению человека и его дальнейшему пустому и бессмысленному существованию. Поменяв своё представление о ценностях, Ионыч уже не замечает, что всё, что его окружает, является фальшивым, а потеря духовного начала и пустая растрата времени - неправильно. Таким образом, А.П.Чехов показывает нам, что главный герой не осознал правду и утратил свою красоту, то есть свой человеческий облик и человеческие качества. Этим рассказом автор призывает нас не предавать вечные идеалы и не терять в себе человеческое начало, а также он показывает, что без правды и красоты человека ждёт полное опустошение, духовное падение и деградация личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что правда и красота очень важны в человеческой жизни. В случае их осознания и сохранения человека ждёт гармония, как внутренняя, так и между собой и окружающим миром, что приведёт к счастью, умиротворению и радости. В противном случае же человека ожидает тоска, мрак души, бесполезное существование, пустая жизнь, потеря интересов и нравственных ценностей, что в итоге приведёт к утрате человеческого начала.

Сочинение

Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал «праздником жизни», сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. «Теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет», - говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-летним Печорину и Онегину.

Один из самых интересных молодых героев, созданных Чеховым, - студент Иван Великопольский в рассказе «Студент». И рассказ этот писатель считал своей лучшей, «самой отделанной» вещью. Видимо, в «Студенте» автору была дорога мысль о вечных духовных ценностях, сближающих людей не только самого разного социального положения и культурного уровня, но и эпох, отдаленных друг от друга многими столетиями. Мысль эта выражена в рассказе лаконично и выразительно.

В холодный вечер страстной пятницы Иван Великопольский, студент духовной семинарии, греясь у костра, рассказал двум крестьянкам-вдовам, матери и дочери, евангельский эпизод, предшествовавший описанию «страстей господних». На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнес фразу: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». Далее в Евангелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Петр действительно трижды отрекся от него.

Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в своем предательстве. Рассказ студента взволновал обеих крестьянок. При словах о том, что в тишине темного сада раздавались глухие рыдания Петра, старшая всхлипнула и «заслонила рукавом лицо от огня», словно стыдясь своих слез, а у младшей взгляд стал напряженным, «как у человека, который сдерживает сильную боль».

Эта реакция слушательниц, в свою очередь, взволновала и самого студента. Если в начале рассказа он шел темным лугом к костру в невеселом расположении духа и думал о том, что жизнь никогда «не станет лучше», то теперь для него настал миг прозрения. Он вдруг почувствовал связь между слезами старой женщины, которая сидела сейчас перед ним, и тем, что происходило, по евангельскому преданию, девятнадцать веков назад. И подумал, что правда и красота, «по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». В этом апофеозе правды и красоты «вообще на земле» есть какое-то особое, праздничное настроение; невольно вспоминается, что страстная неделя приближается к концу» и те же люди, приютившиеся от непогоды у костра, встретятся в пасхальные дни. И вместе с тем совершенно бесспорно, что специфика евангельской легенды, к которой обращается писатель в этом рассказе, подчинена широкой общечеловеческой идее, более всего в этом произведении нам дорога мысль художника о родстве человеческих душ, о том, что человек может найти себя и свое место в жизни через понимание чужих страданий, в общении с другими людьми.

Обретение смысла жизни, как мы увидим, останется мечтой лучших чеховских героев и в более поздние годы их жизни. Но как часто уже в молодости эта мечта начинает угасать и появляются приметы будущего погружения личности в атмосферу пошлого существования. Пытаясь понять чеховских героев, попавших в обстоятельства, подобные только что приведенным, нужно вникнуть в психологические мотивы, которые руководят героями. И если вникнуть, то за внешним иногда бездействием, за нежеланием таких героев практически сопротивляться враждебным им обстоятельствам обнаружится такая сила внутреннего сопротивления человека сложившемуся положению вещей, которая стоит открытой борьбы. За внешней покорностью героев судьбе у Чехова очень часто слышен сдержанный протест, их страдания напоминают, что во все времена человек жив «не хлебом единым» и не удобствами быта (даже если этот быт понимать широко, включая сюда и приобщение к культуре и прогрессу), но еще очень важной потребностью - стремлением к душевной чистоте и подлинно нравственной жизни.

Внутренняя жизнь человека развивается в тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у него определяет весь облик героя - и индивидуальный характер личности, и духовные ее запросы. Но между противоположностями в душе чеховских героев большей частью нет мирного сосуществований. Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души - самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество.

Чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник»). Но тоска по деревне понемногу превратилась в навязчивую идею - купить «усадебку» с крыжовником. Он мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и…. и крыжовник растет». На достижение этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой Николай Иваныч женился из-за денег для покупки усадьбы

(на любовь он уже был неспособен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного - желания стать землевладельцем). И вот результат - это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Он изменился внешне - «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянулись вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло». Изменился он и внутренне - стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.

Душевное очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что он от природы был добрый, мягкий человек, и поначалу его тоска о деревне могла даже показаться поэтической и вызвать у читателя сочувствие: сидя годами в казенной палате, он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной… Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому - Николай Иваныч, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед - крестьянин, и хвастает дворянством: «мы, дворяне», «я как дворянин».

На свинью похож не только Николай Иваныч, но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая кухарка. Крыжовник со своего участка, кислый и жесткий, он ест, приговаривая: «Ах, как вкусно! Ты попробуй!» Новый земледелец стал равнодушным к чужим страданиям, к общественным интересам. Этот эгоизм и равнодушие, уход в мир своего «я», стремление ограничить все тремя аршинами земли осуждается Чеховым.

Имя Чехова в русской литературе стоит особняком. Всем своим творчеством писатель боролся против пошлости и мещанства. Лучшие герои Чехова - интеллигентные, думающие люди, души которых страдают в поисках гармонии и добра жизни. Антон Павлович призывает в каждом своем рассказе к поиску смысла жизни, душевной чистоты, возвышенным целям, состраданию: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!., не уставайте делать добро… Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл или цель, то смысл и цель эти вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

С восхищением говорит о великом русском писателе американец Эрскин Колдуэлл: «Антон Павлович Чехов был и несомненно останется на все времена, пока существует искусство слова, одним из величайших писателей мира. Его творения - это памятник, воздвигнутый его гению, и притом нетленный». Интересно высказывание французского писателя Анд-ре Моруа: «Своим театром и своими рассказами Чехов указывает нам путь к более чистой жизни». В произведениях русского писателя Моруа видит призыв к светлому - чистому.

Ненавидя старый мир - мир пошлости и мещанства, - Чехов предвещал новую Россию, предсказывал свободную и счастливую жизнь.

Что такое красота? И что такое правда? По определению, которое дает нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное» (одно из значений). А правда (все по тому же источнику) - «то, что соответствует действительности, истина». Всегда ли правда красива, а красота правдива? Мне кажется, Л.Н. Толстой дает ответ на этот вопрос в своем романе «Война и мир», в котором он показывает два ярких образа: Наташу Ростову и Элен Курагину.

Первая всеми своими чувствами,

Поступками, жизнью доказывает, что правда красива, а вторая подтверждает мысль, что внешняя красота без внутренней гармонии ложна.

Л.Н. Толстой подробно описывает портрет тринадцатилетней девочки: «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая, с своими открытыми детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега»; он подчеркивает тонкость ее оголенных рук. Маленькая графиня звонко и громко смеется, ее совсем не беспокоит мнение окружающих. Этот «гадкий утенок» заставляет восхищаться собой, потому что все в ней искренне, лишено притворства.

Совсем другое дело Элен - дочь князя Василия

Курагина - блестящая петербургская красавица. Говоря о ней, автор часто употребляет эпитеты: «величавая», «сияющая», «спокойная», «красивая», «мраморная». Ее черные глаза, полные плечи, красивые руки, великолепный стан заставляют любоваться окружающих, а «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она вся сияет подобно бриллиантам на ее шее. Элен не представляет себя без светского общества, она придерживается принципа: «влияние в свете есть капитал, который нужно беречь, чтобы он не исчез».

Наташа излучает внутреннее тепло, которым готова в любую минуту согреть окружающих. Она дарит всем «жаркие лучи любви». Состояние души героини Л.Н. Толстой передает через описание ее глаз. Они у Наташи «любопытные», «лучистые», «сияющие», «насмешливые», «ласковые». О выражении глаз «мраморной» красавицы Элен мы ничего не знаем.

Ростова интуитивно угадывает людей, она «более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», обладает необыкновенным голосом, способным растрогать каждого. Занимаясь танцами, является одной из лучших учениц, которой присуща необыкновенная грациозность. Элен же холодна и безразлична к окружающим. Она прекрасно владеет искусством держать себя, ее отличает «спокойное уменье быть молчаливо – достойной в свете».

Судьбы героинь складываются по-разному. Наташа пройдет через многие испытания: встречу с Андреем, оскорбление, нанесенное старым князем, увлечение Анатолем Курагиным, смерть Болконского. Настоящую любовь она испытает лишь к Пьеру, с которым ее связывает полное взаимопонимание.

В конце романа перед нами уже не прежняя легкомысленная девочка, а заботливая жена и мать четверых детей. Черты ее лица «имели выражение спокойной мягкости и ясности». В Наташе была видна «одна сильная, красивая и плодовитая самка». В обществе видевшие ее остались недовольны, но Ростова была счастлива.

Судьба Элен, на мой взгляд, сложилась трагично. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она превратила их семейную жизнь в кошмар. Она ненавидит мужа, унижает его, причиняет боль. Однажды Элен «презрительно засмеялась и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей». Обнаруживается ее ограниченность ума, грубость, вульгарность, развращенность.

После разрыва с Пьером она получит большую часть его состояния, будет жить то в Петербурге, то за границей, где удостоится восхищения Наполеона. За ней утвердится «репутация женщины прелестной и умной»: «быть принятой в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума», несмотря на то, что хозяйка говорит пошлости и глупости, все восхищаются Еленой Васильевной Безуховой. Ее жизнь пуста и бессмысленна, а внезапная смерть вызывает лишь удивление.

Таким образом, Наташа олицетворяет собой красоту истинную, то есть правдивую, а Элен - ложную, искусственную. Величие «мраморной» красавицы оказывается лишь холодным блеском, тогда как духовная красота Наташи делает счастливыми окружающих ее людей. Я считаю, что правда должна быть красива, а красота правдива, и тогда человеческая жизнь наполнится гармонией и смыслом.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:

До глубины души своей

Она проникнута: не может

Никак понять его…

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.

Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» : философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении.

А какой я нытик? Какой я «пессимист»?
Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…
А.П. Чехов
.

Цель : раскрытие философской проблематики и значения евангельских тем и образов в рассказе А.П.Чехова «Студент».

Задачи:

  • определить функции пейзажа в рассказе;
  • рассмотреть персонажную систему;
  • раскрыть значение евангельского сюжета как философского и композиционного ядра рассказа;
  • выявить актуальность проблематики рассказа «Студент».

Студенты должны уметь:

  • выполнять текстуальный анализ произведения малой жанровой формы;
  • раскрывать значение евангельских тем и образов в произведении;
  • выявлять актуальность философской проблематики произведения классической литературы.

Оборудование: тексты рассказа А.П.Чехова «Студент», аудиозаписи музыки Альбинони, В.-А. Моцарта (отрывок из «Реквиема»), песня В. Бутусова «Мне снилось, что Христос воскрес…», книга А. Меня «Сын человеческий», распечатки с цитатами В.-А. Моцарта, Саади, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Блока.

ХОД УРОКА

Вызов

Вступительное слово учителя.

На прошлом занятии мы охарактеризовали основные особенности прозы А.П. Чехова, чьё творчество стало своеобразной завершающей страницей в развитии русской классики 19 века. Вы знаете, что он мечтал написать роман, но в историю нашей литературы вошёл как мастер малого жанра. Пожалуйста, вспомните, в чём своеобразие чеховского решения нравственно-философских проблем, волновавших его великих современников – Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.

(На страницах произведений Чехова нет развернутого изложения его философских взглядов и пространных философских монологов и диалогов героев (как, например, у Толстого и Достоевского). Философская проблематика его произведений как бы «вырастает» из бытовых реалий).

Верно! Подобное явление мы встретим и в рассказе «Студент», который нам предстоит изучить сегодня. Рассказ «Студент» выбран нами для изучения не в последнюю очередь потому, что сам Чехов считал его одним из лучших в своем творчестве. Об этом свидетельствует признание самого писателя, взятое в качестве эпиграфа к уроку.

СЛАЙД 2

Для названия темы урока взяты строки из самого рассказа: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» Философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении».

СЛАЙД 3 Теперь посмотрите на 3слайд, где есть сразу несколько картинок и текстов. C ейчас я прокомментирую содержание слайда, а вы, исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе занятия.

Итак, на слайде представлены, во-первых , слова А.П. Чехова, взятые нами в качестве эпиграфа. По воспоминаниям Ивана Бунина, на упрёки в пессимизме и отсутствии волевых героев, способных на поступок, А.П. Чехов отвечал: «А какой я нытик? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…».

Во-вторых , вы видите фото картины «Отречение апостола Петра» датского художника Карла Блоха, жившего в 19 веке и ниже те слова из 26 главы Евангелия от Матфея, которые иллюстрирует эта картина: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Эти слова цитирует и герой рассказа «Студент».

Наконец , самые неожиданные изображения и тексты – фото альбома «Крылья» (1995) группы «Наутилус Помпилиус» и В. Бутусова, а также начало песни «Мне снилось, что Христос воскрес, И жив, как я и ты».

Итак, повторяю: исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Возможные ответы студентов.

1) почему именно рассказ «Студент» А.П. Чехов назвал любимым? 2) какие философские проблемы поднял он здесь? 3) какую роль в раскрытии этой проблематики играет евангельская история об отречении апостол Петра? 4) наконец, как рассказ «Студент», написанный в конце XIX века, связан с нами, живущими в XXI веке? в чем его актуальность?

Спасибо!

СЛАЙД 4 . Итак, цель нашего урока – оттолкнувшись от частного – от конкретных бытовых ситуаций, изображенных А.П. Чеховым в рассказе «Студент», – определить его основную философскую проблематику, раскрыв значение евангельской истории об отречении апостола Петра в структуре произведения.

Осмысление

Обратимся к тексту рассказа, открывающегося описанием пейзажа : «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку . Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо . Запахло зимой».

Какой характер носит этот пейзаж, по какому принципу он построен?

(Пейзаж, открывающий рассказ, внутренне контрастен, его описание построено на столкновении двух начал, двух стихий).

Какие силы сталкиваются, вступают в борьбу?

(Сталкиваются добро и зло, холод и тепло, свет и тьма. Хрупкую гармонию тихого весеннего вечера нарушает вмешательство сил зла, которые временно одерживают победу).

В какой день развиваются события рассказа? (Действие происходит в Страстную Пятницу, накануне Пасхи).

Чем знаменателен этот день? СЛАЙД 5 .

(В жизни православных верующих это в своем роде единственный по степени своей трагедийности день – день, когда пре дали и преда ли мучениям, распяли Спасителя – Иисуса Христа. Особенность богослужений в храме в этот день, наполненный особой скорбью по распятому Спасителю, такова, что христиане основную часть времени должны находиться в храме – только там и только так, молясь и скорбя всем приходом, всем православным миром, можно преодолеть зло и смерть, набирающие исключительную силу в этот страшный день).

Кем является главный герой рассказа Иван по происхождению, образу жизни, воспитанию и образованию? СЛАЙД 6, 7

(Главный герой рассказа – Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка, т.е. он принадлежит к духовному сословию, тесно связан с основами церковной жизни и прекрасно должен осознавать сущность событий Страстной пятницы…)

И что же? Как он ведет себя в этот день и как можно расценить его поступок ? СЛАЙД 6, 7

«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.

(Иван возвращается домой не из церкви, а из леса, не с соборной службы и молитвы (в которых он просто обязан участвовать), а с охоты… Своим поступком – уходом на охоту – он отрекается и от Христа, и от своих братьев – христиан).

Каково душевное состояние Ивана и чем оно может быть мотивировано?

«Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно . Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле» .

(Ему тяжело, тоскливо, неуютно, он подавлен и охвачен мрачным настроением, потому, видимо, что голос совести не дает ему покоя… Он чувствует, что поступил безнравственно…)

СЛАЙД 8

Прочитаем, о чем размышляет герой? В чем суть этих размышлений? Обратим внимание, что мысли его движутся от частного (бытового) к общему (глобальному, вечному): «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». СЛАЙД 9

(Студент размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед мраком и холодом, и герой уверяется в том, что зло неискоренимо, вечно, вездесуще. Справедливости и добра нет в мире – это открытие буквально леденит его сердце. Мысли Ивана удивительно напоминают раздумья еще одного студента – Родиона Раскольникова).

Однако в океане холодной мглы забрезжил свет костра. Огонь этот виден издалека. СЛАЙД 10

А.Фет"Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...» На одном из уроков, посвященных поэзии А.А. Фета, мы анализировали его стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» и говорили о том, насколько значимы и многоплановы в литературе образы костра, горящей свечи, света в окне. Огонь должен согреть и просветлить душу уставшего и запутавшегося человека… Произойдет ли чудо? Подойдем к огню вместе с Иваном и всмотримся в лица женщин.

СЛАЙД 10 …НА ВДОВЬИХ ОГОРОДАХ СВЕТИЛСЯ ОГОНЬ…

По какому принципу соотносятся портретные характеристики вдовы Василисы и ее дочери Лукерьи? " Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки… Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».

(В описании внешности двух женщин автор использует тот же принцип контраста, но за внешней противопоставленностью есть глубокое внутреннее единство этих образов, обусловленное некоей общей духовной основой: обе женщины – православные верующие и буквально с полуслова понимают Ивана, вспомнившего об апостоле Петре).

Какую евангельскую историю и в связи с чем вспомнил Иван ?

СЛАЙД 11 Отречение апостола Петра

«– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»

(Он вспомнил историю об отречении апостола Петра, видимо, потому, что сознательно или бессознательно он отождествляет себя с Петром. Эта история отвечает его душевному состоянию и поведению).

«Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»

СЛАЙДЫ 12,13 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ

Студент спрашивает о 12 Евангелиях, и женщины прекрасно понимают, о чем идет речь. В Страстной четверг – накануне Страстной пятницы – читается 12 отрывков, избранных из 4-х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Спасителя. Обратимся к страницам книги священника Александра Меня «Сын человеческий» и прочитаем отрывок из 16главы «Ночь в Гефсимании». Здесь повествуется о молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он любил уединяться для молитвы. Горячо молился Господь и накануне своих крестных страданий.

Послушаем чтение отрывков об этих событиях . Приложение 1 .

СЛАЙДЫ 14- 21

СЛАЙД 21 Поцелуй Иуды. Илья Глазунов.

Вернемся к тексту чеховского «Студента», к эпизоду, в котором говорится об отречении Петра. Любимый ученик трижды отрекается от учителя, которого любит «страстно, без памяти…»

СЛАЙД 22 Отречение апостола Петра

«– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания… Студент вздохнул и задумался.»

Какова реакция женщин на пересказ хорошо известного им эпизода?

«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». (Василиса плачет, а лицо Лукерьи искажается от боли).

Как относится Иван и женщины к Петру?

(События, произошедшие 19 веков назад, воспринимаются ими как сегодняшние. Это не христианский миф и не легенда, как сейчас модно говорить. Петр для верующих людей, истинных христиан – отнюдь не вымышленный персонаж, а реальный человек – живой, грешный, достойный сострадания. Это тот самый ближний, о любви к которому заповедовал Иисус. Чеховские героини живут в полном согласии с учением Христа. Василиса плачет вместе с Петром, как бы сочувствуя его судьбе, сочувствуя его горю, разделяя его нравственные муки и раскаяние).

СЛАЙД 23

Профессор Московской Духовной Академии – М.М. Дунаев – говорил о героях чеховского рассказа: «Женщины, слушающие студента, несомненно, переживают рассказываемое в своей душе, и тем сопереживают его душевной муке. И студент понял, что через это переживание совершается незримое единение душ во Христе, какое только и может противостоять греху и унынию… Переживание предательства апостола Петра как своего собственного помогает студенту очиститься душою – и по-иному сознать жизнь». СЛАЙД 24 (цитаты И.Н. Сухих и Г.М.Фридлендера).

Обратимся к тексту и найдем подтверждение словам профессора М. М. Дунаева:

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

СЛАЙД 25 Альбом гр. «Наутилус Помпилиус» «КРЫЛЬЯ» (1995)

Спустя 101 год после появления чеховского «Студента», группа «Наутилус Помпилиус» выпустила альбом «Крылья» (1995 год), в который вошла песня «Мне снилось, что Христос воскрес…» Послушаем песню на стихи Ильи Кормильцева и подумаем, в чем переживания ее героя близки переживаниям чеховских героев? Приложение 2 .

Пока звучит песня , СЛАЙДЫ 26-29

Звучит сообщение по песне «Мне снилось, что Христос воскрес…». Приложение 2 .

Спасибо за сообщение! Надеюсь все почувствовали внутреннее сходство переживаний чеховского студента и героя песни В. Бутусова. Впрочем, несомненно и существенное различие, особенно касающееся финала двух этих произведений.

СЛАЙД 30 Каким настроением проникнут финал рассказа?

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Как и почему изменилось настроение Ивана? Какую истину открыл он для себя?

СЛАЙД 31

Прочитаем: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

(Общение с простыми русскими женщинами, искры их душевного тепла, веры и понимания согрели и душу студента, понявшего, что он не один. Мир, казавшийся ему «сиротским» и «опустевшим» (как герою Бутусова), вдруг обрёл гармоничность, появилось чувство причастности и единения с другими людьми. Внезапно его осенила ещё одна важная и мудрая мысль о том, что всё в жизни связано, ничто не исчезает бесследно, всё имеет свой глубокий смысл, и эта связь времен основана на вере, добре и любви, способных победить смерть и зло).

СЛАЙДЫ 32-33

Размышление

На этой стадии урока звучит заключительное слово учителя, происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения рассказа и просмотра отрывка из д/ф «Апостол Пётр», оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации. Результатом должно стать заполнение каждым студентом «двойных дневников». СЛАЙДЫ 35-36

Заключительное слово учителя.

СЛАЙД 34. Процитирую литературоведа Георгия Михайловича Фридлендера: «История, рассказанная чеховским героем, - это история о таком же, как они, деревенском человеке, простом рыбаке… Так же как чеховский студент и его слушательницы, евангельский Петр хорошо знал холод, бесприютность, материальные лишения, грелся у простого костра вместе с другими бедняками. … в минуту неожиданного испытания Пётр не мог совладать со страхом за себя и свою жизнь он испугался – и это заставило его отречься от своего Учителя. Но человек великой слабости, Пётр, по свидетельству Евангелия, стал человеком великой силы, он преодолел страх и мужественно проповедовал слово Учителя». К этим словам добавлю, что апостол Пётр после Воскресения Иисуса Христа стал мужественно проповедовать христианскую веру, невзирая на гонения преследователей и врагов христианства. Впоследствии он был распят, как и Христос .

СЛАЙД 34.

Итак, в финале рассказа герой движется в родную деревню, домой; из пустоты отречения и одиночества к своим ближним, из мрака и холода к рассвету. Свет зари символизирует начало нового этапа в жизни молодого студента Духовной Академии: торжество света над тьмой, верой над безверием и унынием, вечной памяти над равнодушием и беспамятством. Свет костра « на вдовьих огородах» согрел и просветлил его душу.

СЛАЙДЫ 37-38 .

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, к каким философским проблемам обратился здесь Чехов? О чем его рассказ «Студент» - эта удивительная жемчужина философской прозы XIX века?

(Рассказ этот о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии, о времени (о связи настоящего с прошлым), о судьбе христианства, о России, о нас с вами…)

И всё это на нескольких страницах. Именно евангельский эпизод об апостоле Петре, составляющий ядро «Студента», помог Чехову решить целый спектр философских проблем.

Думаю, нам удалось понять, почему этот рассказ Чехов называл любимым, надеюсь, полюбили это произведение и вы. Вот что значит русская классика! От неё во все стороны расходятся лучи – к прошлому, настоящему, будущему.

Заполнение «двойных дневников». Приложение 3 .

А теперь посмотрите на слайд и в распечатки: вам предложена подборка цитат выдающихся представителей мировой культуры. Используя методику «Двойной дневник», раскройте смысл данных цитат и выскажите своё мнение, какую из них и почему можно взять эпиграфом к нашему уроку по рассказу "Студент"?

Список литературы.

  1. Звиняцковский В.Я. Начинаю с Чехова// Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 1. С. 6-12.
  2. Сухих В.Н. Жизнь человека: версия Чехова// Чехов А.П. Рассказы из жизни моих друзей. – СПб., 1994.
  3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л., 1971. С. 135-137.
  4. Харитонова О.Н. Философская проблема А.П. Чехова «Студент» на уроке литературы в X классе// Литература в школе. 1993. № 6. С.51-54.