Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее. Загадки для детей о школьных экскурсиях - загадки - учителям и школьникам - каталог файлов

04.04.2019

Пушкинский музей полон тайн и загадок. В прошлом посте уже показала какие неожиданные открытия можно сделать гуляя со специальной экскурсией по залам музея. Но самой удивительной и странной композицией, которая привлекла внимание взрослого поколения в зале Средневековья была

скульптура пророка. Угадайте кто это? Только прошу по честному, без поисков в интернете, так ведь интереснее. Комментарии будут скрыты до вечера завтрашнего дня.

Отгадка, это действительно пророк Моисей. Он изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола - золотого тельца, и поклоняется ему. А рогат он из-за ошибки в переводе. Вот она сила слова! В латинском переводе Библии за авторством блаженного Иеронима была допущена ошибка в слове "qrn", что означает рог, луч, сиял, излучал. Вот и стал Моисей рогатым.

А вот и главные знатоки: sarycheva_s , dracena_08 , martann , tata_lind , alba_ruthenia01 , jd_ganna

Вот еще подробнее:
В прошлом посте про Миклеанджеловского Моисея задали вопрос, почему знаменитая скульптура - рогата. Решил написать пост на эту тему.

Дело в том, что во времена Миклланджело Моисея действительно считали рогатым. Утверждалось, что рога у пророка выросли после (и вследствие) личного разговора с Богом на горе Синай. Якобы именно из-за рогов Моисея так испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу.

Причем именно с рогами описан Моисей в всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века.

Почему же было именно так и кто же посмел изменять текст Библии?

Дело в том, что изначально текст Танаха (Ветхого Завета) - на древнееврейском языке. Но примерно в 3 веке до н. э. был сделан греческий перевод, так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти. Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов раздельно друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Именно с греческого перевел Танах на латынь в 4 веке святой Иероним.

Перевод был сделан на высоком уровне, католическая церковь признавала его авторитетным, хоть и считала делом учености, а не божественного вдохновения, и, казалось бы, можно было бы в итоге согласовать какой-то канон. Но дело в том, что все книги были рукописными, а переписчики часто ошибались, делали пометки на полях (которые другие переписчики принимали за часть текста) или вообще дописывали по своему разумению. Поэтому в средние века - так уж получилось - в Европе было, пожалуй, не найти две одинаковые Библии, а уж от страны к стране они отличались и вовсе достаточно сильно. И поэтому сделать какой-то вариант обязательным для всех до последней точечки было невозможно...

Но во всех этих вариантах было сказано: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

И в целом, перевод этот вполне корректен. Если не учитывать, что в древнееврейской традиции не писались гласные, а без гласных слова "луч", "излучать", "светиться" пишутся так же, как и "рог". И не менее корректно было бы перевести не "его лицо стало рогатым", а "его лицо стало излучать свет."

Самое интересное, что в Септуагинте был выбран вариант "излучать свет", а для славян Кирилл с Мефодием вообще перевели максимально уклончиво "прославлен зрак плоти лица его". Но Иероним предпочел свериться с оригиналом и выбрал вариант Моисея с рогами, на века определив католическую традицию изображать этого пророка, что, кстати сказать, было одним из моментов, разделяющих католиков и православных.

Но латинский текст библии стал окончательно считался непогрешимым только в 1604 года, когда вышла так называемая Климентова Вульгата. Окончательный текст согласовывали много лет с конфликтами, интригами и скандалами, но учитывая, что уже столетие существовало книгопечатание, единообразие (наконец-то!) стало возможно поддерживать. И в Климентовой Вульгате лицо Моисея уже не было рогатым, а просто-напросто сияло. Авторитет Иеронима остался авторитетом Иеронима, но рога были признаны его ошибкой...

Хотя трудно сейчас, конечно, сказать, являлось ли это действительно случайной ошибкой или же было принципиальной позицией.

Дело в том, что рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем. Больше нигде в Библии, кроме истории Моисея, рогатые люди не встречаются, но, во-первых, Бог очень редко сам разговаривал с людьми, обычно это делали ангелы от его имени, случай с Моисеем был хоть и не уникальным, но исключительным. Логично, что Бог, который так редко появляется, и сделает что-то особенное. Во вторых, светящееся лицо Моисея кажется не менее невероятным, чем его рога - таких случаев в библии тоже больше нет. А в третьих - мы же не знаем всего комплекса текстов, сопровождавших этот сюжет изначально, но не получивших статуса канонических, не вошедших в библию и утерянных за века. Так что святой Иероним в 4-м веке, возможно, просто слышал про Моисея что-то такое, о чем мы и понятия сейчас не имеем...
Взято отсюда

И немного про сам "Колодец пророков" или "Колодец Моисея". Сооружение первоначально представляло собой величественный постамент утраченной в XVII веке скульптурной группы «Голгофа», которая была создана выдающимся нидерландским скульптором Клаусом Слютером вместе с его помощником Клаусом де Верве по заказу бургундского герцога Филиппа Смелого для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа. Над пророками - фигуры скорбящих ангелов. Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величественным в своей кротости царем Давидом стоит состарившийся от скорби Иеремия. Страсть мудрого и праведного пророка Даниила, с какой он указует на сроки свершения пророчества, противопоставлена с размышлениями Захарии о сути предательства, раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея.
информация с оф.сайта Музея им.Пушкина

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!

Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, религия, искусство
И история Земли,
Открываются музеи,
Чтоб узнать мы все могли.

У музея есть душа,
У души есть муза –
Две подружки не спеша
Добрым людям служат.

К ним приходят помолчать
Зритель и художник –
Муза учит понимать
То, что не возможно.

Помогает ей подруга –
Нежная душа музея,
Говорят они без звука,
Говорят они со всеми.

Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,

Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.

Знает каждый человек:
Красота – живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.

Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа –
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен…

Демьянков Александр

Тени прошлого у вас
По музеям бродят,
Словно за руку людей
В прошлое уводят!

Почтительно мы посещаем дворцы,
Которые с яростью брали отцы.

Валентин Берестов

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.

Сергей Михалков

В музеях хранится вещественно память,
Которую можно тихонько потрогать,
Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,
Былого величия мизерным крохам.
Ночами экскурсии водит здесь время,
Стуча очень тихо, пред прошлым робея.
Храня тишину и ее экспонаты,
Молчат приведения, злобно кудлаты.
И пусть пробегают за годами годы,
Меняются трубы, правители, моды,
Пусть будут музейные будни легки,
И не текут никогда потолки!

Вот собрали мы друзей
И отправились в музей.

Долго-долго мы ходили
Ничего не позабыли:
Много видели картин:
Восхищались, как один!
Бенуа и Левитан –
Прибыли из разных стран,
Иностранные и наши
Посмотрели мы пейзажи.
Натюрморты и портреты –
Ничего прекрасней нету!

Много новых слов узнали
Мы в большом античном зале.

Нагулялись по музею –
А теперь домой скорее!
Рано-рано ляжем спать –
Завтра будем рисовать!

Соберем опять друзей –
Нарисуем весь музей!

Эти странные, мрачные здания,
Их музеями проще зовут.
Вся история мироздания,
Артефакты — все собрано тут.
Можно встретить здесь и питекантропа,
Можно мамонту в глаз заглянуть.
И к подножью вулкана ведет тропа,
И хотелось бы с пушки пальнуть.

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья — экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке — картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенах — портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
— Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Алдонина Римма

Музей и память. Каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Музей свою историю имеет,
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.

Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо-экспонаты.
В них память о любви моей,
О тех, кто был со мной когда-то.
Умышленно не подписала их —
Для вас они останутся загадкой.
Кто был причиной радостей, кто бед моих,
Кто помогал дорогу жизни делать гладкой.
В моем музее тишина звенит,
Цвета пастели без кричащих ярких.
Музей души всех тянет, как магнит,
Билет в него — за доброту в подарке.
Прошу, не трогайте руками экспонаты,
Они хрупки, как и душа моя —
Она хранит все имена и даты,
Все, что когда-то было близким для меня.

Хранилища древних забытых мотивов
И рифмы, сокрытой в глубинах веков.
Музеи – для пыльных секретов квартиры,
Впитавшие тайны ушедших богов.
Пусть будут спокойны небесные своды,
И наши молитвы от бед вас хранят.
Сотрудников ваших минуют невзгоды,
И радость искрится в усталых сердцах.

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.

Сарай, а в нём карета.
И кто пришёл в музей,
По корешку билета
Того пускают к ней.

Я сел в неё без спроса,
Забился – и молчок.
Огромные колёса.
Высокий облучок.

Я стал чуть-чуть смелее.
Качнул её. И вот
К Петру на ассамблею
Она меня везёт.

Валентин Берестов

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Жизнь народов, ставших прахом,
След бесследного деянья, —
Я смотрю на вас со страхом,
С тихой грустью состраданья.

Предо мной в картине ясной
Восстаёт, как утро мая,
День далёкий, день прекрасный,
Жизнь неведомо святая.

В свете тайного томленья,
Сквозь борьбу, и кровь, и слёзы
Мы очистим для забвенья
Нашу душу, наши грёзы.

И невнятен в день свободный,
В день любви и отреченья
Будет скорби вид холодный,
Вид застывшего мученья.

Кройтесь гуще слоем пыли,
Дней минувших отголоски,
Эта смесь мечты и были,
Эти книги, эти доски!

Курсинский Александр

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

И люди в восхищении
Любуются стоят
На красоту музея —
Коллекций дивных ряд.

Вчера мы ездили в музей
Нам рассказали про царей,

Доспехи, пушки и мечи,
И про наряды из парчи.

Потом в другой пошли мы зал –
Смотрели на обломки скал

И нарисованных на них —
Зверей: и мелких, и больших.

Там мамонт с бивнями, олень,
Там лучник целится в мишень…

В пещере, не жалея сил,
Художник в древности творил.

И этот необычный зал
Еще я долго вспоминал.

Решил позвать к себе друзей,
Мы вместе сделали музей:

Рисунками наскальными
Украсили всю спальню мы.

Но мама с папой, дверь открыв,
Не оценили наш порыв:

Увидев эту красоту,
Свалились прямо на тахту.

Признаться должен вам, друзья:
Похоже, не художник я…

В музеях Рима много статуй,
Нерон, Тиберий, Клавдий, Тит,
Любой разбойный император
Классический имеет вид.
Любой из них, твердя о правде,
Был жаждой крови обуян,
Выкуривал британцев Клавдий,
Армению терзал Траян.
Не помня давнего разгула,
На мрамор римляне глядят
И только тощим Калигулой
Пугают маленьких ребят.
Лихой кавалерист пред Римом
И перед миром виноват:
Как он посмел конём любимым
Пополнить барственный сенат?
Оклеветали Калигулу —
Когда он свой декрет изрек,
Лошадка даже не лягнула
Своих испуганных коллег.
Простят тому, кто мягко стелет,
На розги розы класть готов,
Но никогда не стерпит челядь,
Чтоб высекли без громких слов.

Эренбург Илья

Поедем в музей, где нас ожидают картины,
И руки будем держать, заложив за края,
Многозначительно думать, и сторониться унылых,
И прыскать смешками, себе наслажденье даря.

Лартов Константин

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.
В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Вот встречу девушку, и пообщавшись с ней,
Чтобы её очаровать собою,
Влюбить, вскружить, лишить покоя,
Я позову её в музей.

Она быть может будет чуть удивлена,
Но согласится, или скажет, что не стоит,
Но как ни поведёт себя она,
Увижу я, кто есть передо мною.

И если – чудо! – поравнявшись с ней,
Услышу «Да», слегка залившись краской,
Я покажу ей, что музей
Быть может удивительною сказкой.

И вот когда пройдёт от встречи страх,
Скажу музейщикам «спасибо» вот за то я,
Что собрано в надёжных их руках
Вещами сотни удивительных историй.

Спасибо вам, работники музеев,
За вложенное в выставки тепло.
И пусть вернутся к вам хотелось б поскорее,
И пусть по прежнему людей в музей б влекло.

Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду лёгкая пилястра,
Брожу одна и к вазе подошла.
Две длинные волюты, два крыла,
Как руки из сквозного алебастра,
Средина округлённая, как астра,
Два нежных разветвленья у ствола.
С волнением нежданным пред тобою,
О бледная подруга, я стою.
Как ты чиста! Влюблённою мечтою
Ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждёшь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…
Для тщетных ласк, для чистых обнажений.

Вилькина Людмила

Заботы злободневные развеяв,
нервозность растворяя в тишине,
печальная значительность музеев
нередко душу врачевала мне.
В дни неудач
я, как от непогоды,
скрывался там от шумной маеты.
Я шел,
а надо мною плыли своды,
как намертво сведенные мосты.
Мосты соединяли без натуги
палеолит
и век бетонных плит,
под ними плыли
струги и кольчуги —
и очи шумерийских Аэлит…
А воздух ста веков,
густой как битум,
смирял мыслишек суетных скачки,
и вдруг всплывало
над забытым бытом —
еще не стих —
предчувствие строки.
Взмывала мысль,
кружа над кружевами,
кандальной ржавью,
позолотой лат:
«Да, вещи нас всегда переживали,
но только разум вечен и крылат!»
Я уходил,
притихнув, успокоясь,
уверясь в том,
что прав был в основном…
Вновь шумный век мой
диктовал мне повесть,
всю в диалогах,
кратких как бином.
И вот я здесь,
где, как в музеях прочих,
шаги и шепот,
свет и тишина,
и смотрят из стеклянных оболочек
иная жизнь,
иные времена…
Но здесь кольчуг с мечами
мы не копим:
пиджак да шляпа, да томов гора,
да — вместо копий —
сотни фотокопий,
да котелок с разливского костра.
Здесь под стеклом,
в глубокой летаргии,
при ярком свете матово лучась,
лежат его часы недорогие,
хранящие навеки скорбный час…
Мы ощущаем —
каждый очень лично —
с ним наше неразрывное родство,
и в культ не превращается величье
изображений бронзовых его.
Вещам тысячелетья жить едва ли,
ткань пиджака истлеет за века,
но так, как вещи нас переживали,
переживет их все его строка.
За росчерком,
решительным и тонким,
рука взметнется,
вспыхнет красный бант,
и у прямого провода потомки
прочтут слова
«ЦЕКА» и «ЦЕНТРОБАЛТ».
Проходят люди.
Смотрят углубленно
на старый, торопливой лепки бюст…
И шелестят багряные знамена,
и дымный воздух битв
горяч и густ…
Я ухожу,
тревожный,
чуткий,
гордый,
готовый к песне,
к бою
и труду.
Сквозь суетность,
сквозь прожитые годы —
на площадь Революции иду.

Лядов Андрей

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: Загадки русской избы

Цель : Формирование краеведческих знаний на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.

Задачи:

1) Образовательная : знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

2) Развивающая : развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.

Оборудование : экспозиция школьного музея «Русская изба» (при отсутствии подобной постоянной экспозиции в школьном музее возможно составление временной экспозиции на основе отдельных предметов крестьянского быта из частных (домашних) коллекций обучающихся, особенно сельских школ).

Подготовительная работа:

1) Подбор загадок,

2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена,

3) Подготовка чтецов,

4) Покупка призов,

5) Музыкальное сопровождение.

План занятия:

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.

2. Поэтическая страница.

3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.

4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.

5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.

Ход занятия:

1. Особенностью этого занятия является форма его проведения - конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогают старшие экскурсоводы - они указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.

Группа ребят должна быть не более 12 человек, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Школьник может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.

Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.

2. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

1 ученик

Здравствуй,

В отсвете заката,

Деревянная изба!

У больших домов —

За кадром —

Ты средь них одна

Спит изба.

Лишь пляшут тени

По углам,

До потолка.

2 ученик

Над избой Телеантенна

Словно крест

Под облака.

Дух укропный

От порога

Прямо душу окропит.

Спят ахи-охи,

Кот мурлычет,

Дед храпит…

3 ученик

Тихо скрипнут половицы.

В горнице зажжется свет.,.

Мне бы низко поклониться,

Тихо вымолвить:

«Привет».

И сказать в пространство глухо

Не хозяйке, так себе:

«Очень пахнет русским духом

В вашей солнечной избе»

Разделы конкурсной программы:

1. Своя-то избушка как милая подружка

2. Красна река берегами, а обед - пирогами.

3. Мастерские руки - от доброй науки

4. Умей дело делать, умей и позабавиться.

Много здесь экспонатов отличных,

Изучив их, мы станем умней,

И историю знать помогает

Краеведческий школьный…………..(МУЗЕЙ)

Своя-то избушка как милая подружка

1. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет.

Всё, как есть, оно покажет (зеркало)

2. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры - теплота (печь)

3. Деревянная дорога

Вверх ведёт она отлого,

Что ни шаг - то овраг (лестница)

4. У бабушки сейф,

Он давно уже не новый.

И к тому же совсем не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у неё в уголочке

В нём бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платья, немножечко пряжи

Пуховый платочек

И пенсию даже (сундук)

5. Много пуха, но не птица,

День и ночь в мешке таится.

Если к ней щекой прижаться,

То цветные сны приснятся (подушка)

6. Встану рано - подойду к Роману

Длинному носу - пустой голове (рукомойник)

7. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое.

Всегда под рукою.

Что это такое? (полотенце)

8. Черненькая собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (замок)

9. Дом - стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём не спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся (керосиновая лампа)

Красна река берегами, а обед - пирогами.

1. Ножек четыре, шляпка одна.

Нужен, коль сядет обедать семья (стол)

2. Он круглый, но не шар,

Медный, но не монета

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром,

Ведь зовут его в веках люди…… (самоваром)

3. Немного жил,

Многих кормил.

Упал, пропал,

Костей не собрал (глиняный горшок)

4. Длиннохвостая лошадка

Принесла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот (ложка)

5. Купили новенькое -

Такое кругленькое.

Качают в руках,

А оно всё в дырках (решето)

6. Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил……(ухват)

7. Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не купить уже на рынке

Нынче глиняную ….(кринку)

Мастерские руки - от доброй науки

1. На речку пошла за водою сестра

И вскоре приносит два полных ведра.

Ни капельки не было её тяжело.

Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)

2. Я, не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу.

Идут ко мне, унылые -

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые -

Красивые и гладкие.

Значит, я надёжный друг -

Металлический…….(утюг)

3. Наша тётушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке (швейная машинка)

4. Врать не привык -

На спине язык.

Что скажет

Люди верят (весы)

5. Верчусь. Верчусь - не потею,

Только всё больше толстею (веретено)

6. Стоит свинка -

Вырезана спинка (челнок)

7. Хор - хорки,

И опять в портки (брусок для заточки косы)

Умей дело делать, умей и позабавиться

1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (книга)

2. Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент (балалайка)

3. То толстеет,

4. С горы - коняшки,

В гору - деревяшки (санки)

5. Деревянные гонцы,

Словно братья-близнецы!

На лыжне вдвоём всегда

Друг без друга никуда.

Подведение итогов.

Когда закончится основная часть занятия или в качестве динамической паузы детям предлагается посмотреть видеоклипы, которые можно скачать с сайта viki.ru:

Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/

Ходики с кукушкой http://viki.rdf.ru/item/1111/download/

Чудо балалайка http://viki.rdf.ru/item/1948/download/

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята сделали вывод о важности каждодневного труда в жизни крестьянина, Одетые в русские национальные костюмы дети инсценируют фрагмент народной песни:

Весело мы, весело

По селу идём,

Мы венки душистые

С песнями несём.

А венки из золота,

Молодые жницы?

Лучше, чем из золота:

С поля из пшеницы!

Ребята обсуждают, как они поняли смысл этой песни, задумываются о том, а как сейчас люди относятся к труду, своему дому, предметам быта. Хорошо, если ребята вспомнят пословицы и поговорке о труде, народной жизни, объяснят их смысл.

Дома предлагается нарисовать интерьер русской избы, сделав акцент на одном из запомнившихся экспонатов. В дальнейшем школьники могут прокомментировать свой рисунок, объяснить, чем запомнился тот или иной экспонат, какую роль выполняет он в крестьянском обиходе. Педагог оформляет выставку рисунков, например, к Международному дню музеев (18 мая).

Это обычный белорусский язык. Вся фонетика и 80 % лексики. Но много слов областных и два нашел украинские (гарна, молодик). А так это просто белорусский диалект.
"Залетась", "плойма" и "клопат", возможно, контекстно неправильно поняты. Залетась - в позапрошлом году (ср. летась, сёлета). Плойма - много (возможно, и на детей, в смысле, орава). Клопат - забота.



И ещё:
«Справоздання губерніяльного старости від 5 липня 1918
місто Чернігів

14) В с[еле] Лыщичах в ночь на 25 июня неизвестными злоумышленниками под дом, в котором помещался участковый начальник повитовой варты Тарасевич, были подложены две пироксилиновые шашки, которые взорвались, причем от взрыва повреждены стены дома и контужен названный начальник варты Тарасевич и его сын.

За губернского старосту Савицкий
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 103. – Арк. 133-138».


Далее:
«Справоздання губерніяльного старости від 30 листопада 1918
місто Чернігів
Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что за время с 14 по 24 ноября с[его] г[ода] мною получены следующие сообщения о состоянии Черниговской губернии:
6) Новозыбковский уезд. Большевики, перейдя демаркационную линию, направились на Великую Топаль. Против них выслан отряд казаков. Положение тревожное. Настроение немецких войск в общем спокойное, хотя начали появляться пьяные группы, распевавшие революционные песни. Местные немецкие совдепы получают благоразумные директивы из Киева.
7) Стародубский уезд. 14 ноября в село Лыщичи прибыл батальон большевиков в полном составе. Большевики были хорошо приняты немцами и расквартированы в казармах совместно с немецкими солдатами. Большевистские делегации появились в селах Кустичи и Пятовск и, наконец, на станции Стародуба, а позже и в самом Стародубе. Везде большевики встречали дружественный прием со стороны немцев. Последние братаются с большевиками и пропускают отряды их через границу. По этому поводу сделан протест немецкому командованию на месте и в Киеве. По последним сведениям из уезда, уход немецких войск предполагается в самом недалеком будущем. Для вступления на территорию уезда вслед за отходом немцев большевиками намечены два пехотных полка. Настроение в уезде тревожное. Требуется для охраны границ небольшая регулярная воинская сила. Опоздание вызовет осложнение.
8) Суражский уезд. По демаркационной линии наблюдалось накапливание большевистских банд. В Робчике и других местах вдоль демаркационной линии имело место братание немцев с большевиками. Приняты срочные меры к формированию добровольческих отрядов. В Клинцах настроение крайне тревожное в связи с событиями в Германии, начавшимся развалом германской армии и падением дисциплины у них.
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 288-290.»


Интересно, имеет ли отношение приведённая ниже информация к Богунскому полку?
«Справоздання губерніяльного старости від 16 жовтня 1918
місто Чернігів
29 августа с[его] г[ода] по распоряжению немецких военных властей было сожжено в с[еле] Пятовске Стародубского уезда девяносто четыре двора и д[еревне] Янькове – шестьдесят три двора местных жителей за то, что в с[еле] Пятовске и д[еревне] Янькове имеется более тридцати человек, которые находятся в большевистских бандах, оперирующих в лесах дач Пятовска и Янькове и соседних селениях. Банда эта, по уговору с некоторыми жителями с[ела] Пятовска и Янькова в ночь на 29 августа с[его] г[ода], ввезла в Пятовск четыре пулемета и с четырех сторон стала обстреливать училище, в котором помещались немецкие войска. В свою очередь немецкие войска также открыли огонь по банде большевиков, которая разбежалась. По распоряжению немецких властей был созван сход Пятовска и Янькова, где было предложено выдать лиц, участвовавших в нападении на немецкие войска, после чего было установлено, что из жителей с[ела] Пятовска участвовали в нападении Ниль Пасинок, Козьма Короткий, Климентий Подольный и Дмитрий Голушка, которые после обстрела, из села скрылись вместе с бандой; кроме того, немцами в виде контрибуции забран скот, хлеб и разное имущество, расстреляны брат большевика Савелий Суслов и житель с[ела] Осколкова Мендель Рыклин, у коего имели приют большевистские банды. Об этом доношу Вашему Высокопревосходительству.
Губернский староста Высоцкий
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 38».
Ссылка источник информации приведена на странице http://offtop.ru/radimich/v15_720927_11_.php


Уважаемый Александр!
Ваша версия вполне логична, и мы сами подумали об этом в первую очередь. Допускаем, что журналист, писавший статью, по невнимательности мог "переназвать" населенный пункт, как это делается и сейчас очень часто.


Здравствуйте!
Приятно отметить, что моё сообщение не осталось без ответа.
Может быть, если связывать с именем Щорса, автор заметки имел ввиду Богунец? Богунец – бывший поселок Унечского района, Найтоповичского сельсовета, в 3 км к юго-востоку от села Найтоповичи. Исключен из учетных данных в 1978 году. Максимальное число жителей 190 человек (1926).


Уважаемый Александр!
Сотрудникам музея не было известно об упоминаемом Вами лыжном агитпереходе. Спасибо большое за информацию.
Мы провели небольшое исследование, но ни живых участников его, ни свидетелей найти не удалось.
Населенный пункт с названием Шерсковское тоже обнаружить не удалось. Может быть, он имел название Щорсовское? Но такого пункта тоже не нашли. Есть версия, что некоторое время в народе так назывался какой-то пункт, имеющий другое официальное название.


БРЯНСКИЙ РАБОЧИЙ. 1945, № 49 (7448) (10 МАРТА)
В этом номере газеты на четвёртой странице имеет место заметка "Лыжный агитпереход по пути Щорса" следующего содержания:
"УНЕЧА. 25 физкультурников железнодорожной средней школы провели лыжный агитпереход по щорсовскому пути - Унеча–Найтоповичи, Шерсковское. Команду физкультурников возглавил преподаватель истории тов. Кожевец. Пройдя на лыжах 40 километров, участники агитперехода провели с колхозниками беседы о гражданской войне, о боевых делах Щорса, о героях Отечественной войны и о Крымской конференции трех союзных держав". Ссылка на вырезку из газеты - http://radimich.narod.ru/Forum/br.1945_49-7448-10_marta-s4.jpg.
Вопросы к автором исследовательской работы «К 100-летию образования Богунского полка и исторического «братания» в Лыщичах: 1) Известно ли Вам что-нибудь об этом агитпереходе?; 2) остались ли среди ныне здравствующих жителей и уроженцев Унечского района участники и свидетели этого агитперехода?; 3) На каком участке маршрута может находится Шерсковское, которое указано в заметке?.


По данным такого издания как "Список населенных мест Черниговской губернии, имеющим не менее 10 жителей, по данным 1901 года":
"Унеча, поселок при станции железной дороги, Мглинского уезда, Павловской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 34, женского пола 48. Почтовый адрес – станция Унеча.
Унечь, поселок, Суражского уезда, Ляличской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 141, женского пола 148. Почтовый адрес – город Сураж".





Боюсь, что пока нет. Но когда они немного подрастут и придут на занятие, посвященное Великой Отечественной войне, мы им об этом обязательно расскажем. Как и о других земляках, героически боровшихся с фашистами.







Западный Фронт!
48-я Армия!
217-ая 《Унечская》Стрелковая Дивизия.
В звании - миномётчик II-го миномётного полка в составе 740-го стрелкового полка, был и мой дед Бацоев Асланбек Сахамович.

ОРДЕН СЛАВЫ III СТЕПЕНИ

《В бою за поселок Святое Озеро, Рогачевского района Гомельской области, действуя в составе расчета из своего миномета уничтожил один крупнокалиберный пулемет противника с его расчетом, тем самым дал возможность продвижения вперед пехотным подразделениям, 25 июня 1944года посёлок Святое Озеро был освобождён от немецких фашистов.
Командир 740 стрелкового полка (Ярошенко)




Согласно официальной версии начдив 44-й стрелковой дивизии Николай Щорс убит 30 августа 1919 года шальной пулей на боевых позициях Богунского полка возле деревни Белошицы - ныне с. Щорсовка Коростенского района Житомирской области.
Вчера, 30 августа 2017 года, исполнилось 98 лет со дня гибели легендарного начдива.





Интересно, откуда могли взять создатели энциклопедического словаря "Населённые пункты Брянского края" следующую информацию: " Рассуха - деревня Погарского района Брянской области, Прирубкинского сельского поселения, в 3 км к западу от деревни Прирубки. Упоминается с XVIII века как хутор; возможно – место нахождения летописного села Росухи, обычно отождествляемого с современным селом Рассуха Унечского района"?



В работе немецких авторов Andreas Weigelt, Klaus-Dieter Müller, Thomas Schaarschmidt, Mike Schmeitzner. Friedrich Mann / Todesurteile sowjetischer Militärtribunale gegen Deutsche (1944–1947): Eine historisch-biographische Studie. - Vandenhoeck & Ruprecht, 22 April 2015. - S. 435. - 1272 S. приводится краткая биографическая справка на Фридриха Мана. Приведем ее полностью:

Фридрих Ман (нем. Friedrich Mann) родился 20 сентября 1904 года в Лангензальце (Тюрингия), проживал в Лангензальце, совладелец книжного издательства «Герман Бейер и сыновья» (нем. Hermann Beyer und Söhne). В звании оберлейтенанта служил в разведотделе штаба 29-й мотопехотной дивизии. В январе 1943 года взят в плен в Сталинграде и 3 декабря 1946 года в Москве приговорен к расстрелу на основании Указа № 43 Московского военного округа.

Из обвинительного заключения: «Военный преступник. Начиная с 1941 до 1943 года в качестве начальника разведывательного отдела 29-й пехотной дивизии совершал преступления на оккупированных территориях Брянской и Орловской областей в отношении военнопленных и советских жителей. По его личному приказу были расстреляны трое военнопленных, политработник Советской армии.

В августе 1941 года по его приказу были арестованы директор школы Отроков, его жена и начальник почтового отделения Зубцов и расстреляны по подозрению в связях с партизанами.

В Минской области по его личному приказу расстрелян советский военнопленный из-за своих патриотических высказываний. Вблизи населенного пункта Рябчищи на шоссе Рославль-Брянск расстреляны невиновные советские граждане».

7 февраля 1947 года Президиум Верховного Совета СССР отказал в амнистии. Окончательный приговор вступил в силу 14 февраля 1947 года.

Http://books.google.ru/books?id=D1WqCAAAQBAJ&lpg=RA1-PA435&ots=O1XLd_QZ1D&dq=oberleutnant%20Mann%20Ic&hl=ru&pg=RA1-PA435#v=onepage&q&f=false


Интересный материал. К нему можно добавить немного информации из материалов "Унечской газеты", касающиеся Мельников Михаила Ивановича, упомянутого в работе Чеплянской Е.А. Смотреть здесь - http://unecha-gazeta.ru/ludi/imi_gordimsya/529-VPOBEDEESTOTTSAZASLUGA.html

Bienvenido a nuestra web de porno vídeos gratis, una página creada en España por el año 2001 con la finalidad de ofrecer el mejor porno en castellano para el disfrute de todos nuestros visitantes

Trabajamos duro para ponerte las cosas fáciles, sabemos que entras con muchas prisas para masturbarte y correrte sin tener ganas de perder el tiempo buscando un vídeo xxx que sea lo suficiente caliente y morboso para disfrutar de él. En muyzorras no tenemos cosas automáticas, todos los vídeos de sexo que ponemos están revisados y validados, con eso consegimos ofrecerte un buen contenido legal para que no te lleves desagradables sustos. Los que revisan el contenido de los usuarios intentar validar vídeos xxx en español pero no siempre es posible conseguir material en castellano y muchos tienen que ser en inglés, aun así disponemos de una recopilación de buenas películas cachondas llenas de calientes filmaciones y fogosas escenas de sexo duro. Resumiendo... no tendrás que preocuparte por buscar sexo de calidad porque nosotros seleccionamos y te proporcionamos los mejores vídeos guarros que salen en la red para descargar o ver online directamente.

Llevamos muchos años ganando premios internacionales por ofrecer la mejor pornografía para los gustos de todos aquellos hombres y mujeres que visitan nuestro portal, sabemos que eres de los que se dicen a sí mismo «Yo quiero ver porno gratis del bueno» y vamos a intentar no defraudarte, conseguir que te hagas la paja de tu vida con nuestros xxx videos totalmente gratuitos para ti. Vídeos de porno lésbico, de una chica jovencita que pone el culo para que un negro practique sexo anal y se lo reviente o de una grabación de una follada de madurita de esas buenorras mamando tranca de jovencitos. Grabaciones de todos los colores llenos de tetas grandes y gordas, de culos bonitos y carnosos. Cubrimos con nuestros films todos las filias de gustos raros o extraños, nosotros intentamos satisfacer vuestras fantasías sexuales. ¿Porno hardcore o porno blando? ¿Folladitas de parejas, tríos u orgías? ¿Te gustan las recopilaciones de porno amateur repletas de sexo casero o por lo contrario te satisface más ver cine porno profesional lleno de pornostars famosas? Tenemos absolutamente todo lo que necesitas para llegar al orgasmo, te recomendamos que pruebes a ver nuestros vídeos con tu pareja y disfrutará contigo placidamente de una sesión de pornográfia gratuita y satisfactoria.

Tambien decirte que nos sentimos orgullosos de nuetro buscador sexual, podemos asegurar firmemente que encontrarás buenos resultados. Un buscador especializado y pensado para usuarios hispanohablantes, da igual que busques follada, culiada, chingada o cojida entre otros términos, es un buscador inteligente que te mostrará vídeos con esos términos relacionados. Ya seas de España, México, Argentina, Colombia o de cualquier otro país de habla hispana localizará facilmente esas palabras que usas habitualmente. Si encuentras alguna palabra que no encuentre nos lo puedes comunicar o directamente añadirla cuando subas algún video porno registrado como usuario de nuestra comunidad.

¿Por qué elegir nuestra web para ver pornografía?

La razón básica es la seguridad. En Muy Zorras llevamos mucho tiempo trabajando por la seguridad de nuestros usuarios. Hay muchos tubes, páginas web y blogs de contenido adulto donde podrás encontrar buen material pornográfico con miles de videos sexuales gratis pero estarás expuesto a que te entren virus a través de sus publicidades intrusivas y sus programaciones de javascript atacantes. ¡En las páginas pornográficas hay que tener mucho cuidado!

Compatibilidad con los dispositivos

Nuestros vídeos pornográficos y películas x se pueden visualizar correctamente en navegadores web de ordenadores, tablets y teléfonos móviles. No obstante recomendamos usar el navegador web Google Chrome, ya que es el más usado y el que más testeamos para que todo funcione correctamente.

Contenido y filtros de nuestro porno gratuito

Podemos clasificar nuestro contenido adulto por su tiempo y duración: tenemos para ver videos pornos cortos (-5 minutos), vídeos xxx medianos (10-20 min) y películas porno de larga duración (+20 min) Otro filtro es según la resolución del vídeo en cuestión: Vídeos pornos HD para los más exigentes y porno sin ser de alta resolución para los que busquen más rapidez de descarga y tener menos consumo de datos en sus móviles Podrás escoger el pornete aplicando el filtro según las votaciónes de los usuarios, las recomendaciones de los chicos de contenido, por marcas de tube, y un largo etcétera Es importante recordar que todos los vídeos sexo esta asociados al menos a una categoría como pueden ser porno español, chicas jóvenes, mujeres maduras, buenos culos, etcétera y por otro lado pueden estar relacionadas con tags como por ejemplo milf, novios follando, esposas infieles, pollas mamadas, follando vídeos... etcétera

El tube porno con los mejores vídeos xxx gratis actualizados a diario