Обеспечение лекарственными препаратами. · аптека, обслуживающая население и ЛПО. Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению

21.03.2019
  • 3. Заболеваемость по данным причин смерти (данные берутся в загСе документы - свидетельства о смерти).
  • 1. Инфекционная заболеваемость - требует быстрого проведения противоэпидемических мероприятий
  • 2. Госпитальная заболеваемость - сведения о ней используются для планирования коечного фонда
  • 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности - определяет экономические затраты
  • 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость - дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
  • 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
  • 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
  • 1. Кабинет доврачебного приема.
  • 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
  • 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
  • 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
  • 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
  • 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
  • 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
  • 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
  • 4. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
  • 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
  • 2. Отметить количество сантиметров.
  • 3. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
  • 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
  • 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
  • 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
  • 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
  • 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
  • 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
  • I. Медико-демографические показатели.
  • II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
  • III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
  • IV. Показатели физического развития населения.
  • 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
  • 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
  • 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
  • 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
  • 3. Определение типа наследования заболевания.
  • 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
  • 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
  • 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
  • 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
  • 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
  • 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
  • 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
  • 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
  • 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
  • 2) Нетрудоспособностьделится на:
  • 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
  • 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
  • 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
  • 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
  • 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
  • 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
  • 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
  • 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
  • 1) Непосредственно в процессе труда;
  • 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудо­вой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
  • 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
  • 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
  • 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
  • 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
  • 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
  • 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
  • 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
  • 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
  • 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
  • 1. Социально – бытовая реабилитация;
  • 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
  • 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
  • 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
  • 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
  • 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
  • 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
  • 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
  • 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
  • III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
  • 3. Фото-терапия в тренинговой работе
  • 1) Формирование зож у населения.
  • 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 1. Санитарная профилактика.
  • 2. Специфическая профилактика.
  • 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
  • 1 - Связано с вне­запностью травм.
  • 2 - Связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.
  • 1 - Это первая помощь,
  • 2 - Врачебная добольничная помощь,
  • 3 – Стационарная помощь,
  • 4 - Вос­становительное лечение.
  • 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
  • 2. Пути передачи
  • 2.1 Половой путь передачи зппп
  • 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
  • 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
  • 2.4 Парентеральный путь передачи зппп
  • 2.5 Другие пути передачи зппп
  • 2.1 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём
  • 61. Определение понятия «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. Основные правила оказания медико-социальной помощи при экстремальных ситуациях.
  • 62. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно-технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.
  • 63. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
  • В настоящее время для фармацевтического обслуживания стационарных больных используют различные организационные модели взаимодействия лечебно-профилактической организации (ЛПО) и фармацевтической организации:

    · больничная аптека обеспечивает одну лечебно-профилактическую организацию и существует на правах ее отделения;

    · межбольничная аптека (МБА) осуществляет обслужива­ние нескольких ЛПО;

    · аптека, обслуживающая население и ЛПО.

    Цель современного фармацевтического обслуживания ста­ционарных больных – обеспечение технологий лечения и профилактики заболеваний эффективными, безопасными и экономически целесообразными лекарственными, диагности­ческими, перевязочными и другими средствами медицинского назначения, медицинской техникой.

    Достижение указанной цели обеспечивает решение сле­дующих задач:

    · определение ассортимента средств, необходимых для ле­чебного процесса;

    · планирование совместно с главным врачом объема заказа необходимых средств в рамках имеющихся финансовых ресурсов или выделенных ассигнований;

    · создание формулярных списков ЛПО и проведение фармакоэкономической оценки имеющихся на рынке лекар­ственных препаратов;

    · организация приемки товара и его хранение;

    · изготовление лекарственных форм в соответствии с тре­бованиями отделений ЛПО при наличии в аптечной ор­ганизации производственных возможностей;

    · фармацевтическая экспертиза требований ЛПО, осущест­вление их корректировки и отпуск по ним затребованно­го ассортимента товаров;

    · проведение контроля за правильностью хранения лекар­ственных препаратов в отделениях;

    · оказание информационно-консультативной помощи спе­циалистам ЛПО по вопросам выбора, использования, преимуществ, хране­ния и учета других лекарственных препаратов;

    · маркетинговый и экономический анализ фармацевтиче­ского обслуживания стационарных больных.

    Объем работы больничных аптек зависит от числа коек и их профиля.

    Объем работы межбольничной аптеки определяется вели­чиной товарооборота или величиной товарооборота и числом обслуживаемых коек.

    Характер рецептуры межбольничных аптек зависит от про­филя обслуживаемых ЛПО. Однако в общем объеме экстемпоральной рецептуры основ­ную долю (80-90%) составляют жидкие лекарственные фор­мы, в том числе растворы для инъекций.

    В некоторых лекарственных формах, приготовляемых в аптеках ЛПО и МБА, существует ежедневная потребность, поэтому они готовятся в больших количествах. Лекарственные формы по часто повторяющимся прописям в этих аптеках составляют бо­лее 50% всей рецептуры.

    Количество рабочих мест определяется объемом работы аптеки и спецификой ее производственной деятельности. Все рабочие места должны быть оснащены соответствующим оборудованием, приборами, средствами механизации, справоч­ной литературой, вспомогательными материалами и др.

    Надлежащее фармацевтическое обслуживание стационар­ных больных достигается в случае обеспечения аптечных ор­ганизаций и учреждений отвечающими СНиПам помещения­ми, оборудованием, инвентарем, приборами и аппаратами в соответствии с нормами технического и хозяйственного осна­щения; ассортиментом, удовлетворяющим потребности обслу­живаемых организаций; справочной литературой и т.д.

    Отличительной чертой состава помещений больничных и межбольничных аптек является отсутствие торгового зала.

    Хранение товарно-материальных ценностей в аптеках ЛПО и МБА проводится в соответствии с приказом МЗ РК от 10.05.99 № 238, как и в аптеках, работающих с населением. Наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества должны храниться в опечатанных или опломбированных сейфах – приказ МЗ РК от 07.04.05 № 173.

    В распечатке.

    Аптека – это особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств.

    Основной задачей аптеки является реализация населению и лечебно – профилактическим учреждениям, при-крепленным на снабжение, а также другим организациям изготовленных и готовых лекарственных средств, из-делий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента.

    Аптеку традиционно рассматривают, как учреждение здравоохранения, а её деятельность формулируют, как «оказание фармацевтической помощи населению». Эта помощь включает в себя консультирование врача и паци-ента с целью определения наиболее эффективного, безопасного курса лечения.

    Аптека в России традиционно занимается производством лекарств по индивидуальным прописям, но в последние годы производством лекарств занимается не более 5% аптечных предприятий. Все аптеки по характеру деятельно-сти классифицируются:

    Производственные аптеки. В них находятся производственные помещения, где изготавливаются лекарства и торговый зал. Изготовлением лекарств по рецептам и назначениям врачей могут заниматься фармацевты и прови-зоры, под контролем провизора-технолога и провизора-аналитика. Последний проводит качественный и количе-ственный анализ приготовленных форм;

    - прилавок аптеки готовых лекарственных форм;

    Аптеки готовых лекарственных форм - аптеки данного типа занимаются только продажей лекарств, изготов-ленных на заводах фирм-производителей.

    Классификация по характеру отпуска ГОСТом 91500.05.0007-2003.

    Собственно аптека может осуществлять следующие функции:

    Реализацию населению готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов врача, а также учре-ждениям здравоохранения;

    Изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, из-готовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных пре-паратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

    Отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    Реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики, минеральных вод, лечебного, детского и диетиче-ского питания, косметическую и парфюмерную продукцию;

    - отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

    Предоставление медработникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других необходимой информации о лекарственных препаратах, имеющихся в аптеке;

    - оказание первой медицинской помощи;

    - оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

    Аптечный пункт может осуществлять следующие функции:

    Реализацию населению лекарственных препаратов по рецептам врача, кроме наркотических средств, психо-тропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, и без рецепта врача;

    Изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача и внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

    - отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения;

    Предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарствен-ных препаратов в домашних условиях;

    - оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

    Предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обес-печения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

    Аптечный киоск может осуществлять следующие функции:

    - реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача;

    Реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов личной гигиены;

    Предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарствен-ных препаратов в домашних условиях;

    - оказание первой медицинской помощи.

    Аптечный магазин выполняет те же функции, что и аптечный киоск.Санаторно-курортное лечение как фактор восстановления здоровья.

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

    Тюменская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

    фармацевтического факультета

    Кафедра управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения

    Контрольная работа

    По управлению экономикой фармации

    Тюмень - 2011 г.

    Тема 1: Теоретические основы здравоохранения и фармации

    1 . 1 Какими полномочиями в сфере обращения лекарственных средств наделено Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ

    Правительство Российской Федерации:

    1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами;

    2) разрабатывает и осуществляет федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами и развития медицинской промышленности;

    3) устанавливает порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами;

    4) утверждает Положение о деятельности федерального органа контроля качества лекарственных средств.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств:

    1) разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами;

    2) проводят экспертизу экологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов Российской Федерации;

    3) проводят экспертизу санитарно - эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов Российской Федерации

    1.2 Роль и влияние Всемирной организации здравоохранения и международной фармацевтической федерации на совершенствование лекарственного обеспечения населения РФ

    В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо принятие в первоочередном порядке федеральных законов о государственном, муниципальном и частном здравоохранении. Это позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне. Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью.

    Главными задачами организации здравоохранения на федеральном уровне следует считать:

    · определение стратегии развития здравоохранения в стране;

    · разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения;

    · разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;

    · координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;

    · разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

    На уровне субъекта Российской Федерации главными задачами организации здравоохранения должны быть:

    · развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;

    · разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации.

    Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

    Основой планирования станут федеральные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:

    · федеральные целевые программы развития здравоохранения;

    · программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

    Эти федеральные программы должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов.

    Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в которых должны быть определены:

    · показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;

    · объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;

    · общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

    · мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

    · основные направления профилактической деятельности.

    В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены нормативы затрат по амбулаторному и стационарному лечению. На основе этих нормативов и показателей заболеваемости определяется структура медицинской помощи населению.

    Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.

    Органы исполнительной власти всех уровней контролируют исполнение соответствующих программ, что повысит эффективность организации здравоохранения.

    В условиях недостаточного финансирования здравоохранения следует исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора, особенно ведомственных учреждений здравоохранения. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств. Отдельные ведомственные учреждения здравоохранения должны быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

    1.3 Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению

    Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме по доступным ценам.

    Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг.

    В целях обеспечения безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения необходимо усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему экспертизы, стандартизации и государственного контроля как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

    Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное, в том числе льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий.

    На этапе амбулаторного лечения:

    · формирование в рамках государственных и муниципальных заказов списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;

    · формирование в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний.

    На этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в программах государственных гарантий.

    В целях эффективного расходования государственных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, предусматриваются разработка и внедрение системы учета и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению.

    В области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств следует:

    · осуществлять эти закупки и продажи на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;

    · обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов;

    · обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети - по программам государственных гарантий.

    В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:

    · совершенствовать механизмы государственного регулирования лекарственного обеспечения;

    · обеспечить государственную поддержку отечественных производителей лекарственных средств;

    · совершенствовать организацию обеспечения лекарственными средствами и управление фармацевтической деятельностью.

    Международная фармацевтическая федерация была основана в 1912 году и в настоящее время объединяет более 500 000 фармацевтических практиков и ученых. Особенность членства в федерации заключается в том, что в ее работе может принимать участие как национальные фармацевтические ассоциации, так и каждый участник сферы обращения лекарственных средств. Основная цель Федерации - распространение знаний и развитие практической фармации и фармацевтической науки. Федерация выражает интересы практикующих фармацевтов и ученых, и в ее состав входит два совета: Совет по фармацевтической практике (Board of pharmaceutical practice) и Совет по фармацевтическим наукам (Board of pharmaceutical sciences). Первый из них имеет 10 секций, каждая из которых работает по отдельным областям практической фармации: например, фармацевтическая информация или промышленная фармация и т.д. В рамках второго Совета работают специализированные группы, в частности, по биоэквивалентности/биодоступности и по фармацевтической биотехнологии.

    1.4 Ситуационные задачи к теме 1

    Задание . Дайте характеристику аптеки: форма собственности, организационно-правовой статус; Перечислите документы, необходимые для процедуры лицензирования данных аптечных организаций.

    Аптека №127 открыта государственными органами здравоохранения в комплексе с медико-санитарной частью. Утвержден устав, имеется печать, штампы, свой расчетный счет. Получена лицензия на соответствующие виды фармацевтической деятельности

    Форма собственности - государственная

    По правовому статусу (организационно-правовым формам) - Государственное унитарное предприятие

    Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

    Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Государственные унитарные предприятия могут создаваться федеральными органами государственной власти на основе федеральной государственной собственности, либо образовываться органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственной собственности этих субъектов Российской Федерации. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

    Лицензирование медицинской деятельности регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.012007 г. №30, а также нормативными документами Минздравсоцразвития России и Росздравнадзора.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    1. Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

    2. идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

    3. лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

    К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

    1. копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

    2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

    3. копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

    Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. Свидетельство об изменениях (если были изменения).

    Учредительный договор (если более двух учредителей)

    Свидетельство о постановке на учет в ИМНС

    Договор аренды (свидетельство на право собственности)

    Документы о квалификации сотрудников:

    Дипломы о фармацевтическом образовании и сертификаты специалистов (два фармацевта);

    Диплом о высшем фармацевтическом образовании, сертификат специалиста, стаж работы по специальности не менее трех лет (один провизор) (Повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации сотрудников, осуществляющих фармацевтическую деятельность).

    Оригинал санитарно-эпидемиологического заключения Областного СЭС.

    Оригинал заключения Государственной противопожарной службы.

    Договор с охранной фирмой.

    Тема 2 . Аптека как розничное звено аптечной системы

    2. 1 Начертите характерную организационную структуру аптеки производственного типа

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    2.2 Ситуационные задачи к теме №2

    На основе ситуационных задач дайте общую характеристику аптечного учреждения: правовой статус, деятельность, вид аптечного учреждения и другие характеристики.

    Аптека №5 системы государственного унитарного предприятия, имеет свой устав, расчетный счет, зарегистрированный в налоговых органах. Получила лицензию, имеет право осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, заниматься производством лекарственных средств по рецептам и внутриаптечной заготовки. Специализируется на изготовлении детских лек. форм.

    Аптека расположена в жилом массиве и обслуживает 15,0 тыс. населения. Работает в две смены, без перерыва на обед. Не дежурная. В радиусе 600 м находятся две аптеки.

    На обслуживание прикреплены следующие покупатели: детская больница №1 на 300 коек, 2 детских садика, 3 школы, 2 детские поликлиники (100000 обращений). Общее количество лек. препаратов, отпущенных по рецептам и требованиям - 300 тыс, % готовых стандартов составляет 87%, в т.ч. внутриаптечная заготовка - 13%.

    Аптека №5 расположена в специально спроектированном для нее отдельном помещении, примыкающем к жилому зданию. Имеет вывеску, где указана вышестоящая организация, название, режим работы. Эмблема отсутствует. Общая площадь аптеки составляет 280 кв. метров. Торговый занимает площадь - 60 кв. метров, кабинет заведующего - 15 кв. метров, моечная - 5 кв. метров, дистилляционная - 10 кв. метров, общая площадь под хранение фармацевтических товаров составляет - 150 кв. метров, комната персонала - 8 кв. метров, санузел - 2,5 кв. метров.

    Аптека в достаточном объеме и по полному комплекту оснащена всем необходимым оборудованием. В аптеке на всех рабочих местах специалистов имеется необходимая литература. В аптеке оборудована комната для хранения наркотических и сильнодействующих веществ. Получена лицензия органов УБНОН на техническую укрепленность.

    По организационно-правовому признаку Аптека №5 является унитарным государственным предприятием. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

    Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

    Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав.

    Алгоритм решения ситуационных задач

    1 этап. Определите классификацию аптек по товарному ассортименту: специализированная - специализируется на изготовлении детских лекарственных форм

    2 этап. Определите классификацию аптеки в зависимости от режима работы - не дежурная (работа в 2 смены без перерыва на обед)

    3 этап. Определите классификацию аптеки в зависимости от территориального расположения-расположена в жилом массиве

    4 этап. Определите классификацию аптеки по характеристике покупателей: 15 тыс. населения, детскую больницу на 300 коек, 2 детских садика, 3 школы, 2 детских поликлиники (100 000 обращений).

    5 этап. Дайте характеристику прикрепленной мелкорозничной сети - сеть мелкорозничной торговли не имеет

    6 этап. Дайте классификацию аптеки по характеру производственной деятельности: является производственной, т.к. специализируется на изготовлении детских лекарственных форм.

    7 этап. Начертите возможную организационную структуру, выделите отделы.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    8 этап. Согласно разработанной структуре. Запланируйте штат.

    I по амбулаторной рецептуре.

    Внутриаптечная заготовка 39 тыс.

    Стационар 300 коек.

    II по стационарной рецептуре

    Наименование должности

    Норматив на 1 единицу

    Кол-во единиц по расчету

    Провизор для приема требований

    Дефектар

    Провизор - аналитик

    Провизор зам. зав отделом

    Итого провизоров

    Фармацевт для приготовления

    Для написания этикеток

    Итого фармацевтов

    Фасовщик

    Санитарка

    0т 500 - 1000 коек

    0т 500 - 1000 коек

    не более 500 коек

    0,35 на кажд. должн. Провизора и фармацевта

    9 этап. Определите нагрузку на одну аптеку

    Аптека расположена в жилом массиве и обслуживает 15 тыс. населения. В радиусе 600 метров находятся еще 2 аптеки. Норматив по нагрузке на одну аптеку в городской местности составляет 10,2 тыс. населения. Проведя расчет можно сделать вывод, что нагрузка не соответствует нормам.

    10 этап. Дайте заключение о соответствии аптеки по параметру площадей и составу помещений.

    Руководствуясь стандартами площадей, приказами МЗ РФ проведем анализ:

    Общая площадь аптеки 270 кв. м. (по стандарту >138 кв. м.)

    Торговый зал 70 кв. м. (>32 кв. м)

    Кабинет заведующего 12 кв.м. (>8 кв. м)

    Моечная 5 кв. м. (>5 кв. м)

    Дистилляционная 8 кв. м. (>5 кв. м.)

    Общая площадь под хранение

    фармацевтических товаров 160 кв. м (>34 кв. м.)

    Комната персонала 12 кв. м. (>8 кв. м.)

    Санузел 3 кв. м. (>2 кв. м.)

    Оборудована комната для хранения наркотических, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

    Из выше перечисленного можно сделать заключение о том, что аптека соответствует стандартам. Но по составу помещений, так как аптека является производственной (изготовление детских лекарственных форм) необходимо сделать:

    Ассистентскую комнату (>10 кв. м.)

    Помещение для приготовления в асептических условиях (>8 кв. м.)

    Стерилизационную (>10 кв. м.)

    11 этап. Укажите какие организации проверяют аптеку?

    Пожарная инспекция

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на предмет реализации незарегистрированными медицинскими изделиями

    Экспертиза аптечной организации на соответствие лицензионным требованиям и условиям

    Районная СЭС

    Органы исполнительной власти на хранение и реализацию наркотических, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средст

    Налоговые органы

    12 этап. Рассчитайте штаты провизоров.

    Всего лекарственных препаратов, отпущенных из аптеки - 300 тыс.

    1.1 рассчитаем ГЛС:

    ГЛС = всего количество рецептов х %ГЛС/100%

    ГЛС = 300 х 87/100 = 261 (тыс. ед.)

    1.2 количество внутриаптечной заготовки

    ВАЗ = всего готовых стандартов х % ВАЗ

    ВАЗ = 87 х 13/100 = 11.31 (тыс. ед.)

    1.3 количество лекарств индивидуального изготовления

    Инд = всего количество рецептов - количество ГЛС

    Инд = 300 - 261 = 39 (тыс. ед.)

    1.4 общее число рецептов по рецептурно - производственному отделу

    39 + 11,31 = 50.31 (тыс. ед.)

    Ч = объем работы/норматив нагрузки на должность

    Ч = 300/25 = 12 - провизоров - аналитиков

    Ч = 300/25 = 12 - провизор - прием рецептов, качественный контроль, отпуск

    3. Дайте оценку размещения сети аптек в регионе:

    Примечание: в соответствии с методическими рекомендациями ВНИИР №97/111 от 1997 г. норматив числа жителей на одну аптеку составляет 8,5 тыс. чел; в т.ч. в городах - 10,2 тыс. человек, в сельской местности - 6,2 тыс. человек.

    Итак, проведем расчет:

    В городской местности

    800 тыс. нас./ 90 аптек = 8,88 тыс. нас.(9 тыс.)

    В сельской местности

    40 тыс. нас./ 8 аптек = 5 тыс. нас.

    Вывод: в городской местности на одну аптеку по нормативам должно приходиться 10,2 тыс. населения, у нас же, на одну аптеку приходится 9 тыс. населения, поэтому дальнейшее открытие аптек в этой местности не целесообразно. В сельской местности на одну аптеку по нормативам должно приходиться 6,2 тыс. населения, у нас же, 5 тыс. населения, поэтому дальнейшее открытие аптек в этой сельской местности не целесообразно и не рентабельно.

    Тема 3: Организация работы аптеки по приему рецептов и отпуску лекарств. Фармацевтическая экспертиза рецепта

    3. 1 В чем заключается комплексный анализ рецепта?

    При приеме рецептов и отпуске лекарственных средств аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздрава РФ №328 от 23.08.99г. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями».

    При приеме рецептов и отпуске лекарственных средств целесообразно следовать следующему алгоритму действий:

    1.Проверка соответствия формы рецептурного бланка лекарственной прописи. Любой рецепт, независимо от порядка оплаты лекарства и характера действия входящих в его состав медикаментов, должен содержать следующие обязательные и дополнительные реквизиты.

    В обязательные реквизиты входят:

    · - штамп ЛПУ, с указанием наименования ЛПУ, его адреса и телефона;

    · - дата выписки рецепта;

    · - Ф.И.О. больного и его возраст;

    · - Ф.И.О. врача;

    · - наименование и количество ЛС;

    · - подробный способ применения ЛС;

    · - подпись и печать врача.

    · Дополнительные реквизиты рецепта зависят от состава ЛС и формы рецептурного бланка. Рецепты выписываются на бланках, отпечатанных типографским способом по установленным Минздравом России формам.

    1. Проверка правомочия лица, выписавшего рецепт. Назначение лекарственных средств производится врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного. При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные средства назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи амбулаторно-поликлинического учреждения. В ряде случаев лекарственные средства могут быть назначены специалистом со средним медицинским образованием (зубным врачом, фельдшером, акушеркой).

    2. Рецепты выписываются четко и разборчиво, чернилами или шариковой ручкой с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф, заверяются подписью и личной печатью врача, исправления в рецепте не допускаются.

    3. Проверка правильности оформления прописи и способа применения ЛС. Состав лекарственного средства, обозначение лекарственной формы и обращение врача к фармацевтическому работнику об изготовлении и выдаче лекарственного препарата выписываются на латинском языке. Названия наркотических лекарственных средств, психотропных и ядовитых веществ, а также лекарственных средств списка А пишутся в начале рецепта. Способ применения лекарственного средства пишется на русском языке с указанием дозы, частоты, времени их употребления относительно приема пищи. При необходимости экстренного отпуска лекарственного средства в верхней части рецептурного бланка проставляются обозначения cito или statum. Разрешаются только принятые правилами сокращения обозначений.

    4. Проверка совместимости ингредиентов в рецепте. В рецепте, требующем индивидуального изготовления, проверяется совместимость ингредиентов, входящих в состав лекарственного препарата. В случаях необходимости изменения состава или количества действующих веществ, замены одной лекарственной формы другой и т.п. необходимо данный вопрос согласовать с врачом, выписавшим рецепт.

    5. Проверка высших разовых и суточных доз ЛС с учетом возраста больного. При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и суточные дозы (ВРД и ВСД) ЛС с учетом возраста больного. При отпуске наркотических, психотропных и ядовитых веществ он должен руководствоваться пунктом 3.9 Приказа №785 от 14 декабря 2005г МЗ и «Требованием к отпуску наркотических средств и психотропных веществ; лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету; анаболических стероидов».

    6. Проверка соответствия количества выписанного ЛС установленным приказами МЗ РФ от 12.02.2007 №110. При поступлении экстемпорального рецепта в аптеку фармацевтический работник обязан отпустить лекарственное средство, находящееся на ПКУ, в половине высшей разовой, в том случае, если врач не соблюдал установленных правил оформления рецепта или превысил высшую однократную дозу. В некоторых случаях предусмотрено превышение установленных норм, что возможно при наличии указания врача на рецепте «По специальному назначению», заверенного подписью и печатью врача, а также печатью «Для рецептов». Инкурабельным онкологическим и гематологическим больным количество выписываемых в одном рецепте наркотических средств также может быть увеличено в 2 раза против установленных норм.

    Министерства здравоохранения и социального развития РФ устанавливаются следующие сроки действия рецептов.

    · Рецепты, выписанные на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, действительны - 5 дней со дня выписки, на рецептурном бланке №148-1/у-88-10 дней.

    · Рецепт, выписанный на рецептурном бланке №148-1/у- 88, действителен - 10 дней, 1 месяц. Срок действия указывается путем зачеркивания.

    · Рецепт, выписанный на рецептурном бланке №107-1/у, действителен- 10 дней, 2 месяца, 1 год. Срок действия указывается путем зачеркивания.

    · Рецепты на все остальные лекарственные средства действительны- 2 месяца со дня выписки.

    · Рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы №148-1/у - 04 (л) и №148-1/у-06 (л), действительны - 1 месяц со дня выписки, за исключением лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете.

    · Рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин в чистом виде, псевдоэфедрин в чистом виде, эфедрин и псевдоэфедрин в смеси с другими веществами, анаболические стероиды, клозапин, тианептин для лечения больных с затяжными и хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до 1 месяца.

    При этом на рецепте должна быть надпись - «По специальному назначению», которая скрепляется подписью врача и печатью ЛПУ «Для рецептов». Рецепты, не отвечающие выше перечисленным требованиям, остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в специальном журнале.

    8. Таксировка рецепта. Рецепт, выписанный правильно, затем таксируется. В аптеках с оборудованным АРМ этот процесс происходит с помощью различного программного обеспечения. Если рецепт оформлен неправильно, то он регистрируется в «Журнале учета неправильно выписанных рецептов», предварительно погашенный штампом «Рецепт недействителен».

    9. Регистрация рецепта.

    10. Оформление сигнатуры при необходимости.

    11. Выдача квитанции.

    12. Оплата рецепта.

    Все эти стадии идут в комплексе, так как регистрация, оплата и выдача квитанции идут как составляющие одного процесса.

    3. 2 Приведите фармэкспертизу рецептов

    1 этап . Определить правомочность лица, выписавшего рецепт: правомочен ли доктор выписывать содержащиеся в рецепте ЛП, не правомочен или запрещено выписывать амбулаторным больным содержащиеся в рецепте ЛП - на рецептурных бланках частнопрактикующих врачей в верхнем левом углу типографским способом или штампом должен быть указан их адрес, номер лицензии, дата выдачи, срок действия и наименование организации, выдавшей ее.

    2 этап . Определить соответствие формы рецептурного бланка требованиям регламентов: соответствует, не соответствует.

    На одном, рецептурном бланке выписывается не более 3-х простых и не более 2-х лекарственных средств списков А и Б

    3 этап.

    3.1 Штамп ЛПУ: имеется, отсутствует. в верхнем левом углу должен проставляться штамп лечебно-профилактического учреждения с указанием его наименования, адреса и телефона.

    3.3 ФИО больного, возраст: имеется, отсутствует

    В графах "Ф.И.О. больного" и "Возраст" указываются полностью фамилия, имя, отчество больного, его возраст (количество полных лет)

    3.4 ФИО врача: имеется, отсутствует.

    В графе "Ф.И.О. врача" указываются полностью фамилия, имя, отчество врача

    3.6. Способ применения на русском языке, кроме указаний типа «Внутреннее», «Известно»: имеется и соответствует требованиям, отсутствует или не соответствует требованиям.

    Способ применения указывается на русском или русском и национальном языках. Запрещается ограничиваться общими указаниями: "Внутреннее", "известно" и т.п.

    3.7. Подпись и личная печать врача: имеются, отсутствуют полностью или частично.

    Рецепт подписывается врачом и заверяется его личной печатью

    4 этап

    4.1 Печать «Для рецептов»: не требуется или имеется; требуется, но отсутствует; не имеется

    4.2 Круглая печать ЛПУ: не требуется или имеется, требуется, но отсутствует; Присутствует

    5 этап . Определить срок действия рецепта: срок действия не истек и рецепт действителен 5 дней, 10 дней, 2 месяца, 1 год; срок действия рецепта истек.

    Срок действия рецепта 10 дней с момента выписки рецепта до 1 года

    6 этап.

    7 этап.

    8 этап.

    1 этап . Определить правомочность лица, выписавшего рецепт: правомочен ли доктор выписывать содержащиеся в рецепте ЛП, не правомочен или запрещено выписывать амбулаторным больным содержащиеся в рецепте ЛП.

    На рецептурных бланках частнопрактикующих врачей в верхнем левом углу типографским способом или штампом должен быть указан их адрес, номер лицензии, дата выдачи, срок действия и наименование организации, выдавшей ее.Назначение лекарственных препаратов выполняет лечащий врач в соответствии: со стандартами лечения, в объеме территориального и аналогового формуляра

    2 этап . Определить соответствие формы рецептурного бланка требованиям регламентов: соответствует, не соответствует- На одном, рецептурном бланке выписывается не более 3-х простых и не более 2-х лекарственных средств списков А и Б

    3 этап. Определить наличие основных реквизитов рецепта.

    3.1 Штамп ЛПУ: имеется, отсутствует- в верхнем левом углу должен проставляться штамп лечебно-профилактического учреждения с указанием его наименования, адреса и телефона.

    3.2 Дата выписки рецепта: имеется, отсутствует.

    3.3 ФИО больного, возраст: имеется, отсутствует - В графах "Ф.И.О. больного" и "Возраст" указываются полностью фамилия, имя, отчество больного, его возраст (количество полных лет)

    3.4 ФИО врача: имеется, отсутствует - должна присутствовать подпись и личная печать врача

    3.5 Наименование ингредиентов на латинском языке и их количества имеются, наименования ингредиентов на русском языке или отсутствует их количества - В графах "Rp" указывается: Рецепт выписывается на латинском языке, на латинском языке международное непатентованное наименование, торговое или иное название лекарственного средства, зарегистрированного в Российской Федерации, его дозировка. Рецепт выписывается разборчиво, четко, чернилами, шариковой ручкой, исправления запрещаются.

    3.6 Способ применения на русском языке, кроме указаний типа «Внутреннее», «Известно»: имеется и соответствует требованиям, отсутствует или не соответствует требованиям. Способ применения указывается на русском или русском и национальном языках. Запрещается ограничиваться общими указаниями: "Внутреннее", "известно" и т.п.

    3.7 Подпись и личная печать врача: имеются, отсутствуют полностью или частично. Рецепт подписывается врачом и заверяется его личной печатью

    4 этап . Определить наличие дополнительных реквизитов рецепта.

    4.1 Печать «Для рецептов»: не требуется или имеется; требуется, но отсутствует;

    4.2 Круглая печать ЛПУ: не требуется или имеется, требуется, но отсутствует;

    4.3 Номер, серия рецепта: не требуется или имеется, требуется, но отсутствует;

    4.4 Номер амб. карты или адрес больного: не требуется или имеется, требуется, но отсутствует;

    4.5 Подпись главного врача: не требуется или имеется, требуется, но отсутствует;

    5 этап . Определить срок действия рецепта: срок действия не истек и рецепт действителен 5 дней, 10 дней, 2 месяца, 1 год; срок действия рецепта истек- 2 месяца или 1 года

    6 этап. Определить соответствие рецепта установленному порядку отпуска ЛП.

    6.1 Соответствие прописанных в рецепте количеств ЛП предельным нормам единовременного отпуска: соответствует или норма не установлена; не соответствует, т.е. норма завышена.

    6.2 Возможность отпуска ЛП по иногороднему рецепту: возможен или рецепт не иногородний, не возможен или отсутствует штамп ЛПУ.

    6.3 Возможность отпуска ЛП по рецепту ветеринарного ЛПУ: возможен или рецепт не ветеринарного ЛПУ, не возможен.

    7 этап. Сформулировать вывод о соответствии поступившего рецепта требованиям регламентов: соответствует, т.е. рецепт действителен; не соответствует, т.е. рецепт не действителен. Описать меры для обеспечения больного ЛП, если рецепт не соответствует требованиям регламентов.

    Поступивший рецепт не соответствует. Рецепт, не отвечающий хотя бы одному из перечисленных требований или содержащий несовместимые лекарственные вещества, считается недействительным. В этом случае работник аптеки обязан связаться с врачом или с другими медицинскими работниками, выписавшими рецепт, уточнить название препарата, его дозировку, фармакологическую совместимость, после чего отпустить лекарство больному. Все неправильно выписанные рецепты остаются в аптеке, погашаются штампом "Рецепт недействителен", регистрируются в специальном журнале, информация о них передается руководителю соответствующего лечебно-профилактического учреждения для принятия мер воздействия к работникам, нарушающим правила выписывания рецептов.

    8 этап. Определить срок хранения в аптеке рецепта, ЛП по которому отпущено лекарство: не хранится и возвращается больному.

    фармацевтический аптечный лекарственный рецепт

    3. 3 По основным параметрам, входящим в фармацевтическую экспертизу заполните таблицу для каждого лекарственного препарата

    Наименование ЛС

    Группы ЛС

    Форма рецепт бланк

    Дополн. печать

    Дополн. Подпись

    Срок действ. Рецепта

    Ост-тся в аптеке

    Срок хранен.

    Подлежит ПКУ

    Норма отп. на рецепт

    Огранич. в праве выпис-я

    Атропина сульфат

    М-холино-блокатор, Список А

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    Бромизовал

    Сильно-действующее

    Снотворное средство

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    Бупренорфин (табл)

    Наркотическое средство списка II

    Опиоидные наркотические анальгетики

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    Запрещается выписывать рецепты для больных наркоманией, частно-практикующими врачами.

    Эфедрин г/х пор.

    Сильнодействующее

    Адрено- и симпатомиметики (альфа-, бета-)

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    1 год; на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, - 5 лет

    подлежит

    Трамал 5%-2мл

    Сильнодействующее

    Опиоидные ненаркотические анальгетики

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    1 год; на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, - 5 лет

    подлежит

    Дикаин (р-р)

    Местные анестетики

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    Коринфар (драже)

    Блокаторы кальциевых каналов

    Штамп ЛПУ, печать врача

    Подпись врача

    Не подлежит

    Клофелин 75мкг №50

    Сильнодействующее

    Альфа-адреномиметики

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    1 год; на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, - 5 лет

    подлежит

    Калипсол 10 мл

    Психотропное списка II Наркозные средства

    специальный рецептурный бланк на наркотическое лекарственное средство

    Круглая Печать ЛПУ, печать врача, штамп ЛПУ

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    запрещается выписывать рецепты на лек. ср-ва, используемые только в ЛПУ, Запрещается выписывать рецепты I для больных наркоманией, частнопрактикующими врачами.

    Пилокарпин г/хл (р-р)

    м-Холино-миметики

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    Не подлежит

    Реладорм (табл)

    Снотворные средства в комбинациях

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    Не подлежит

    Седальгин (табл)

    Штамп ЛПУ, печать врача

    Подпись врача

    Не хранится

    Не хранится

    Не подлежит

    Серебра нитрат гр

    Антисептики и дезинфициру-ющие средства

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    Не подлежит

    Сомбревин (амп)

    Наркотическое ср-во

    Наркозные средства

    специальный рецептурный бланк на наркотическое лекарственное средство

    Круглая Печать ЛПУ, печать врача, штамп ЛПУ

    Врач, гл. врач ЛПУ или его зам.

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    запрещается выписывать рецепты На лек. ср-ва, используемые только в ЛПУ, Запрещается выписывать рецепты I для больных наркоманией, частнопрактикующими врачами.

    Спирт этиловый

    Антисептики и дезинфицирующие средства

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    в чистом виде - 100 гр.

    Феназепам (табл)

    Анксиолитики

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    Не подлежит

    Нозепам 10 мг №20

    Сильнодействующее

    Анксиолитики

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Врач, гл. врач ЛПУ или его зам.

    Остаётся и хранится в сейфе

    1 год; на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, - 5 лет

    подлежит

    Циклобарбитал (табл)

    Сильнодействующее

    Снотворные средства

    Штамп ЛПУ, Личная печать врача, печать ЛПУ «Для рецептов»

    Подпись врача

    Остаётся и хранится в сейфе

    1 год; на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, - 5 лет

    подлежит

    Эрготамина тартрат

    прекурсор список IV

    Утеротоники

    специальный рецептурный бланк на наркотическое лекарственное средство

    Круглая Печать ЛПУ, печать врача, штамп ЛПУ

    Врач, гл. врач ЛПУ или его зам

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    Этилморфина г/хл.(р-р)

    Наркотическое ср-во списка II Противо-кашлевые средства

    специальный рецептурный бланк на наркотическое лекарственное средство

    Круглая Печать ЛПУ, печать врача, штамп ЛПУ

    Врач, гл. врач ЛПУ или его зам

    Остаётся и хранится в сейфе

    подлежит

    Запрещается выписывать рецепты I для больных наркоманией, частнопрактикующими врачами.

    Тема 4. Особенности аптечного изготовления лекарств. Рациональная организация и аттестация рабочих мест

    4. 1 Перечислите нормативные документы по организации предметно - количественного учета в аптеке

    · Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов ф.8-МЗ, страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера.

    · На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница.

    · Основанием для ежедневной записи поступивших в аптеку лекарственных средств служат счета поставщиков, а выданных накладные (требования), акты или другие документы.

    · На основании накладных (требований на отпущенные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, составляется ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, ф.1-МЗ, записи в которой ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день указанных материальных ценностей, согласно выборке за день, переносится в книгу ф.8-МЗ.

    · При поступлении в аптеку лекарственных средств заведующий аптекой, или лицо на то уполномоченное, проверяет соответствие количества и качества их с данными, указанными в документах, правильность цен за единицу указанных материальных ценностей (согласно действующим прейскурантам), после чего делает на счете поставщика надпись следующего содержания: "Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)".

    · При обнаружении недостачи, излишков, порчи и боя материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, осуществляет приемку поступивших материальных ценностей в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке.

    · Полученные и проверенные счета поставщиков заведующий аптекой записывает в книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку, ф.6-МЗ, после чего передает их в бухгалтерию учреждения для оплаты.

    · При заполнении книги ф.6-МЗ в графе 6 указывается стоимость весовых медикаментов, т.е. стоимость сухих и жидких медикаментов, требующих перед их отпуском в отделения (кабинеты) учреждения определенной обработки в аптеке (смешивания, фасовки и т.п.).

    · Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, должны выписываться из аптеки на отдельных накладных (требованиях) со штампом, печатью учреждения и утверждаться руководителем учреждения, в них должны указываться номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарственные средства.

    · Каждая накладная (требование) на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) таксируется заведующим аптекой или лицом, на то уполномоченным, для определения стоимости отпущенных материальных ценностей. Таксировка ценностей производится по розничным (прейскурантным) ценам по каждой лекарственной форме до целой копейки по правилам применения прейскуранта розничных цен на медикаменты и аптекарские товары №0-25, а также выводится сумма в целом по накладной (требованию). Стоимость каждого наименования лекарственных средств и их общая сумма указывается в экземпляре накладной (требования) аптеки.

    · Протаксированные накладные (требования) ежедневно записываются по порядку номеров в книгу учета протаксированных накладных (требований) ф.7-МЗ, страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера, при этом номера накладных (требований) на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются.

    · По окончании месяца в книге ф.7-МЗ подсчитывается итоговая сумма по каждой группе отпущенных материальных ценностей, перечисленных в пункте 1 инструкции, и общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

    · Итоговые суммы из книги указанной формы по каждой группе лекарственных средств, отпущенных аптекой за месяц, включаются в отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в денежном (суммовом) выражении.

    Подобные документы

      Роль государства в управлении развитием фармацевтической промышленности. Концепции, правовые аспекты и структура государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств, международный опыт применения нормативных и экономических методов.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2012

      Анализ региональной системы фармацевтического обеспечения Львовской области. Отсутствие достаточных резервов лекарств. Полная зависимость от импорта лекарственных средств и активных ингредиентов фармации для отечественного производства медикаментов.

      статья , добавлен 11.09.2017

      Критерии выбора поставщика, способы и критерии их классификации в сфере фармацевтики. Оценка ассортимента лекарственных средств, распространенных на современном рынке. Принципы организации товародвижения. Институциональные критерии выбора поставщика.

      реферат , добавлен 13.06.2014

      Современное состояние третьего сектора в РФ, меры по решению проблем. Этапы развития, сущность, структура, управление и источники финансирования некоммерческих организаций, отношение рядовых граждан к их деятельности. Организация работы в третьем секторе.

      реферат , добавлен 22.11.2012

      Знакомство с основными законодательными и нормативными документами, регламентирующими порядок лицензирования фармацевтической деятельности. Анализ изделий медицинского назначения: хирургические нити, противоожоговые повязки, шприцы инъекционные.

      контрольная работа , добавлен 15.10.2013

      Общая характеристика органов пенсионного обеспечения, организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Статистические показатели и их расчет: средние величины, показатели вариации, ряды динамики, индексы, трендовый анализ, группировка.

      курсовая работа , добавлен 15.06.2010

      Проблемы модернизации фармацевтического сектора здравоохранения на региональном уровне. Особенности системы лекарственного обеспечения в регионах России на примере аптек города Подольска. Регулирование ценообразования и тендерных поставок лекарств в РФ.

      курсовая работа , добавлен 13.08.2014

      Рынок труда и занятости. Причины безработицы, ее экономические и социальные последствия. Рынок труда в условиях мирового экономического кризиса. Антикризисные меры правительства Российской Федерации в сфере занятости и социальной защиты населения.

      курсовая работа , добавлен 13.11.2010

      Рынок лекарств Беларуси как пример монополистической конкуренции. Особенности структуры потребителей и основные группы производителей. Порядок отпуска лекарственных средств в аптеках. Их стоимость и доступность, а также основные проблемы входа на рынок.

      контрольная работа , добавлен 22.12.2011

      Понятие и сущность социальной защиты населения, ее принципы и основные функции. Особенности современный экономики социальной сферы в период кризиса, антикризисные меры правительства Российской Федерации. Проблемы системы социальной защиты населения.

    ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера Росздрава

    Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

    Утверждаю:

    Зав.кафедрой общественного

    здоровья и здравоохранения

    проф.________Лебедева Т.М.

    Лекарственная помощь населению. Обеспечение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и инструментами

    Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

    Курс -5, семестр – 9

    Факультет –лечебный

    Продолжительность – 1 академический час

    Тема: ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ

    ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНСТРУМЕНТАМИ.

    Цель: получить дополнительные знания об организации лекарственной помощи населения, о проблемах лекарственного обеспечения и обеспечения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и инструментами, ознакомиться с программой гарантированного обеспечения лекарственными средствами учреждений здравоохранения, работающих в условиях ОМС.

    Студент должен знать:

    Организацию лекарственного обеспечения населения и медико-технического снабжения учреждений здравоохранения в условиях медицинского страхования;

    Студент должен уметь:

    - применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и во время производственной практики.

    Предварительная подготовка включает:

    1. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов вузов / под ред. В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова.- 4-е изд. – М.: МЕД пресс-информ, 2006.(с.467-485)

    2. Ознакомиться с докладом (03.05 2007) «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года.

    Базисные разделы для повторения и изучения:

    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная:

    1. Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова – 4-е изд., М.: МЕД пресс- информ, 2006, с.467-485

    Дополнительная:

    1. Абоймов В.В. Лекарственное обеспечение в системе ОМС. Проблемы решения. //Экономика здравоохранения. – 2001. 0 №2. – с.5-10.

    2. Закон Пермской области «О лекарственном обеспечении населения на территории Пермской области» от 18.06.1998 г.

    3. Приказ МЗ РФ «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями» от 23.07.1999 г. №328.

    4. Приказ МЗ РФ «О порядке осуществления контроля за назначением и обеспечением отдельных категорий граждан РФ на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 11.12.1998 г. №361.

    5. Постановление Администрации г. Перми «Об утверждении положения о порядке размещения муниципального заказа простыми способами закупки» от 27.09.2000 г. №399.

    6. Приказ МЗ РФ «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» от 8.04.1999 г. №393.

    7. ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1988 г. №86.

    8. Хохлов И.А., Блинова Н.И. Новые формы организации работы по распределению лекарственных средств в ЛПУ //Главная медицинская сестра. – 2002. - №2. – с.29-32.

    Форма отчетности: представить рабочую тетрадь с конспектами по самоподготовке.

    Блок информации для студентов

    Проблемы лекарственного обеспечения:

    Лекарственное обеспечение – это совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных мер, включая контроль качества, направленных на обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.

    Целями лекарственного обеспечения являются:

    Обеспечение лечебно-диагностического процесса лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартами лечения;

    Эффективное использование финансовых ресурсов территориальных фондов ОМС, предназначенных для приобретения лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

    Рациональное использование лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

    Улучшения качества медицинской помощи;

    Устранение дефицита лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

    Основным приоритетом государственной политики в области лекарственной помощи является гарантированное медикаментозное обеспечение больных при оказании медицинской помощи в рамках Программ государственных гарантий. Несмотря на то, что ситуация с лекарственным обеспечением несколько улучшилась, неизменными остаются следующие проблемы:

    1. Недостаточность финансирования и дефицит бюджетов всех уровней и ОМС.

    2. Возрастание роли медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе.

    3. Нерациональное использование средств ОМС на лекарственное обеспечение.

    4. Переход к рыночным отношениям, выход на отечественный рынок иностранных фармацевтических фирм и новые технологии обеспечили огромный выбор доступных лекарственных препаратов.

    5. Фармацевтический рынок характеризуется большим разбросом цен на лекарственные препараты, обладающими аналогичными свойствами.

    6. Недостаточная информированность медицинских и фармацевтических работников о свойствах новых лекарственных средств.

    7. Коммерциализация системы лекарственного обращения и удорожание лекарственных средств.

    8. Наличие нескольких источников финансирования (бюджет, обязательное медицинское страхование, платные услуги) требует отдельного учета используемых ресурсов, в том числе и медикаментов.

    9. Низкий уровень доходов населения.

    Помимо финансовых, существуют и организационные проблемы лекарственного обеспечения ЛПУ, характерные для многих территорий России:

    Недостаточное использование в лечебном процессе стандартов лечения, отсутствие формуляров в ЛПУ, что дает возможность применять ЛС с недоказанной клинической эффективностью, но с высокой стоимостью, затрудняет определение потребности в ЛС, планирование их закупок, организацию снабжения;

    Несовершенная система закупок ЛС (несогласованность действий между ФОМС, органами управления здравоохранение, руководителями ЛПУ; закупки ЛС в малых фасовках, без учета норматива товарных запасов, назначений, без проведения фармакоэкономического анализа и т.д.);

    Несовершенная система учета потребления лекарств, а также контроля за их рациональными закупками и использованием;

    Нерешенность вопросов обязательной организации аптечной службы в ЛПУ;

    Ограничения при лицензировании аптек, не позволяющие им в полной мере выполнять функции фармацевтического подразделения;

    Несоответствие статуса аптек ЛПУ их обязанностям по лекарственному обеспечению.

    В настоящее время действует положение, согласно которому аптека ЛПУ организуется на правах отделения, а ее руководителем является заведующий отделением. По мнению Солонининой А.В. «действующее положение об аптеке ЛПУ приводит к несбалансированности прав и ответственности руководителя аптеки, который, с одной стороны, несет ответственность за лекарственное обеспечение больницы, но с другой – ему не всегда позволяют принимать участие в принятии решения по выбору препаратов для закупок. При существующей структуре ЛПУ в функции аптеки по закупке может вмешаться любой вышестоящий руководитель. В результате деятельность по лекарственному обеспечению оказывается нескоординированной, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств ЛПУ».

    Реформирование лекарственного обеспечения

    В современных условиях большое значение приобретает рационализация применения лекарственных средств и эффективное использование средств бюджета и обязательного медицинского страхования на их закупку. Решению этой задачи должны способствовать разработка и реализация территориальных целевых комплексных программ организации лекарственного обеспечения в системе ОМС, утверждаемых Постановлением Администрации субъекта РФ.

    С целью рационализации использования финансовых средств бюджета и средств ОМС в ряде территорий (Свердловская, Ростовская, Калужская области, Республика Коми) разработали программу гарантированного обеспечения лекарственными средствами учреждений здравоохранения, работающих в условиях ОМС через систему страховых аптек. Программы утверждены органами исполнительной власти субъектов федерации (Главами или заместителями глав администраций по социальным вопросам).

    В вышеуказанных территориях определен перечень лекарственных средств, необходимых для выполнения территориальной программы ОМС, создана сеть страховых аптек, отрабатываются вопросы движения медикаментов и финансовых средств, создается единое для территорий информационно-маркетинговое пространство.

    Даная работа проводится совместно с органами управления здравоохранения, фармацевтической службы и территориальными фондами ОМС..

    Результатом реализации программы является обеспечение лечебно-диагностического процесса лекарственными средствами и создание условий для повышения качества медицинской помощи, возможно при одновременной минимизации расходной части бюджета учреждений здравоохранения.

    В соответствии с программами лекарственного обеспечения администрация субъекта Федерации (города, района) утверждает страховые аптеки и определяет предельный размер торговой наценки на лекарственные средства.

    В функции страховых аптек входит формирование заказа на ЛС на основании заявок медицинских учреждений, заключение договоров с поставщиками лекарственных средств и поставка лекарств в медицинское учреждение.

    Кроме того, помимо разработки и реализации целевых коллективных программ лекарственного обеспечения важно достичь и экономического эффекта, т.е. рационального подхода к расходованию средств ОМС и бюджета на медикаменты, основными методами которого являются:

    Персонифицированный учет ЛС в ЛПУ, достижения адресности лекарственной помощи;

    Создание формуляров и ограничительных перечней жизненно важных и необходимых ЛС;

    Проведение тендеров (конкурсов) на закупку ЛС;

    Заключение тарифных соглашений (определение фиксированных цен на закупаемые ЛС).

    Абоймов В.В. считает, что одним из важнейших способов оптимизации расходования средств обязательного медицинского страхования на лекарственное обеспечение является: создание и широкое практическое внедрение формулярной системы ЛС, как на федеральном)федеральный формуляр), так и на территориальном уровнях (территориальные формуляры).

    Основной целью формулярной системы является достижение максимального клинического эффекта при лечении определенного заболевания у конкретного больного путем применения наиболее экономически выходных методов фарматерапии. При этом первичным инструментом, определяющим затраты и преимущества, получаемые при различных методах терапии, является фармакоэкономический анализ.

    Внедрение формулярной системы ЛС должно привести не просто к сокращению затрат на закупку препаратов, а сокращению расходов системы ОМС в целом, необходимых для выполнения Программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

    Составил: доцент Окунева Г.Ю.