Государственная третьяковская галерея залы. Что можно увидеть в Третьяковской галерее? Что можно посмотреть в Третьяковской галерее? «Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

01.07.2019

Памятник Третьякову коллекционеру картин.которые он передал городу Москве. Над фасадом здания галереи поработал художник Васнецов.

Один из залов Третьяковской галереи с картиной"Явление Христа народу" художника А.А.Иванова.

Картина "Явление Христа народу" Художник А.А.Иванов после оканчания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

Художник А.А.Иванов после окончания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

С разными чувствами смотрят герои картины на Явление Христа. Одни вдохновлены,другие испуганны,радостны.На каждом лице есть что то свое....

"Явление Христа народу." Деталь.

Картина " Апполон,Гиацинт,и Кипарис за пением".
Одна из немногих картин А.А.Иванова (1806-1858) автора " Явление Христа народу". Написана художником 9 1831 - 1834)годах в Италии при приезде на стажировку. Перед написанием автор чтобы развить свой вкус,и благородный стиль рисунка автор списывает группы,головы, драпировки с фресок Рафаэля в Ватикане и творчески использует это в картине. На картине изображен бог искусства Аполлон и двое юношей музицирующие на лужайке с Итальянским пейзажем.

Картина И.И.Шишкина (1832 - 1898) написана автором в 1878 годуи является одним из самых выдающихся произведений. На полотне изображены бескрайние просторы Русского поля с морем поспевающей ржи. Через поле тянется пыльная дорога с редкими уветами. Колосья уже поспели и тяжело колышатся не ветру..Поле в ожидание жнецов. В центре поля гиганские сосны подчеркивают величие пейзажа. Эта картина многим знакома с детства,с неё часто делают копии и репродукции.Картина - олицетворение русской природы и жизни.

"Сельский крестный ход на пасху" Перов В.
Картина русского критического реализма обличающая пороки общества. Написана Василием Перовым(1834 - 1882) в пореформенное время. Наиболее выразительно на картинеизображен пьяный священник и образ молодой крестьянки с иконой..Не трезвыми изображены многие образы на картине. Художник этим заострял внимание общеста над существующими проблемами. Точно на картине показаны психологические типы персонажей и весенняя пробуждающаяся русская природа.Картина вызвала большой скандал при первом показе. Но мнение критики разделилось.Люди увидели в картине болезни Русского общества.Картина заставила многих задуматься.


Орест Кипренский один из известнейших портретистов начала 19 века.Обратиться к нему о написании портрета А.С.Пушкина предложил А.Дельвиг. В изображении Пушкина художник дает романтично обобобщеный образ поэта. Видна глубокая сосредоточенность поэта чуть тронутая оттенком скорби что раскрывает натуру Пушкина. Освещение четко прорабатывает лицо на котором угадывается момент внимания и вдохновения. Поэт выглядит задумчиво,но мысли его тревожны и печальны. Портрет создан в 1828 году и является одним из шедевров галереи.

И.Н.Крамской," Портрет неизвестной".
Этот портрет написан художником Иваном Николаевичем Крамским в 1883году. В день первого представления этой картины в галерее восторженные зрители подняли художника на руки и пронесли по залу..... Портрет стал одним из самых значительных произведений художника.Тайну создания этого портрета художник так и не раскрыл. Многие задавали еиу вопросы ктоже эта незнакомка в коляске с надменным взглядом и смуглой кожей очаровательного лица..Но художник решил что этот портрет останется его тайной

" Танец среди мечей." Семирадский Г.И.
Художник Г И.Семирадский (1843 - 1902) был ярким мастером салонной живописи. Картина " Танец среди мечей" написана в 1881 году и рассказывает о древнем мире,о утраченном людьми " золотом веке". Прекрасная обнаженная женщина на фоне античного пейзажа танцует среди музицирующих гетер..Художнику академисту удалось передать изящную пластику тела и великолепный средиземноморский пейзаж.


В.И.Суриков " Боярыня Морозова".
Картину " Боярыня Морозова" художник Василий Суриков (1848 - 1916) написал в 1887 году по воспоминаниям детства проведенного в Сибири На картине изображена женщина староверка Федосия Морозова высылаемая из своего села за свои религиозные взгляды. Всем своим видом она взывает к богу и людям в борьбе за справедливость и веру. Зима снег,десятки собравшихся людей по разному относящиеся к вере и самой боярыне.... на картине десятки ярко выраженных портретов,хорошо изображенная зимняя северная природа России. За личной трагедией боярыни Морозовой автор показал целое историческое народное движение

В.И.Суриков " Боярыня Морозова". Деталь.

Картина " Боярыня Морозова" Деталь.
Деталь картины В. И. Скрикова " Боярыня морозова." Третьяковская галерея,деталь.Картина приобритена самим Третьяковым.


Один из залов русских икон государственной Третьяковской галереи.


Лики богоматери одни из самых почитаемых икон на Руси. На фото икона Богоматерь Донская кисти Феофана Грека 1390 год.

Избранные Святые: Параскеева,Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий на иконе 15 века из Пскова.

Зал Третьяковской галереи с иконой " Троица" Андрея Рублева.

В специальном шкафу с поддерживаемой температурой и влажностью за толстым специальным стеклом находится русская национальная реликвия икона Андрея Рублева 1420 года " Троица".

Икона из собрания Третьяковки " Царь Царем. 1776 год. ШколаОружейной палаты.

" Охотники на привале" ПероваВ.Г. Картина художника передвижника Вас.Григ.Перова относится к позднему периоду жизни. Сам художник был страстным охотником.На картине изображены три охотника ведущих между собой разговор..Главное психологические портреты персонажей..Молодой охотник доверчиво слушает пожилого охотника,он так поглощен беседой что забывает зажечь папиросу..Средний охотник слушая рассказ только почесывает во лбу не раз уже слушая эти байки.....Картина охотников с элементами натюрморта,пейзажа и бытовой картины очень популярна у зрителей.

Картина написана в 1898 году учеником И.Репина художником И.Э.Браз.по просьбе Третьякова для своей галереи..Написана в Ницце где отдыхал А.П.Чехов..Портрет не понравился Чехову и самому художнику,так как многие не увидели в портрете той жизнерадостности присущей великому писателю Но может быть все более прозаично Чехов уже серьезно болел и не был столь жизнерадостным как ранее.

Васнецов В.М.(1848 - 1926). Подготовительная работа для росписи Владимирского собора в Киеве(1885 - 1896). Еартина масляными красками приобретена для галереи самим Третьяковым. На ней изображено крещение Руси князем Владимиром Святославовичем.На картине а потом и на фреске художник ярко изобразил десятки фигур наделенных индивидуальными чертами в то судьбоносное время.Фреска является одной из главных росписей Киевского кафедрального храма.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губерни в 1848 году.Умер в Москве 1926 году.Живописец исторической живописи,архитектор..Заканчивал духовное училище. Поступил в академию художеств в Петербурге,учился у Крамского. Участвовал в выставках художников передвижников. Его брат Апполинарий тоже известный русский художник..В 1898 году стал действ. членом академии живописи..Написаны им десятки работ такие как" Крещение Руси"," Аленушка",Иван царевич на сером волке"и др. Как архитектор построил храм в Абрамцево,собственный дом в Москве, часовню над могилой С.Мамонтова, Проект павильона на выставке в Париже..... В 1893 году получил потомственное дворянство. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

" Иван царевич на сером волке." Васнецов. Картина написана В.Васнецовым в 1889 году в период работы над росписями Киевского собора как бы для отдыха от основной темы. Картина представляет собой как бы иллюстрацию русской сказки" Иван царевич и серый волк". Иван царевич похищает Елену прекрасную и мчится на волке через лес спасаясь от погони..Образ царевны написан с племянницы известного мецената С.И.Мамонтова. С неё же написана знаменитая картина кисти В.А. Серова " Девочка с персиками" которая так же находится в собрании Третьяковской галерее.

Картина Аленушка была написана М.В..Васнецовым в 1881 году.и навеяна лирическим образом русской сказкой " Сестричка Аленушка и братец Иванушка". Не нашедшая своего заблудившегося брата Аленушка печальная села на камень у водоема.Прототипом девушки была реальная героиня из подмосковного села Ахтырка. В картине прекрасно изображена осенняя, не яркая Русская природа. Ни один элемент картины не отвлекает от печального лица девочки. Одиночество,тоска, печаль на её русском лице.

Антокольский М.М..Царь Иван Грозный. Скульптура "Царь Иван Грозный" создана в 1875 году профессором ваяния М.М.Антокольским. Мечущийся в сомнениях грозый царь изображен сидящим на троне задумчивым и яростный одновременно..За эту работу художник получил звание академика..Для Эрмитажа эту скульптуру отлили в бронзе..Скульптор создал еще много ярких и великих образов. Царя Петра великого, Ярослава Мудрого,Мефистофеля.,Ермака и другие.За скульптуру Голова Иоанна Крестителя автор на Парижской выставке был награжден орденом " Почетного легиона". Умер Антокольский в 1902году, в Гамбурге.

Бюст Петра первого исполнен французским мастером Никола Франсуа Жилле долгое время работавший преподавателем профессором скульптуры в Академии художеств. Под его руководством работали знаменитые в последствии русские мастера Шубин,Щедрин, Гордеев и др. Рядом со скульптурой Петра Первого висит портрет сподвижника царя Г.И.Головкина.1720гг. Худ.И.Н.Никитин.

Царь Павел первый (1754 - 1801) изображен в последний год своей короткой жизни. Сын Петра третьего и империатрицы Екатерины второй всего пять лет был Императором. Его реформами была недовольна вся правящая бюрократия.Ими он и был убит 1801 году в Михайловском замке Петербурга..Бюст из усадьбы Надеждино изваял скульптор.Федор Иванович Шубин. На заднем плане портрет крепостной актрисы из Останкино

Серов В.А. был сыном известного русского композитора А.Н.Серова. Поэтому еще с раннего детства приобщился к искусству. Талант и наблюдательность проснулись в нем необычайно рано,поэтому не удивительно что его первым учителем был Илья Репин. В 1880 году он поступил в Академию художеств.где сразу выделился среди талантливых учеников. Ему многое дало поездка во Францию и работа в в усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево". Именно в Абрамцево он заметил 12 летнюю девушку Веру с которой и была написана. Все помещение комнаты усадьбы залито солнцем.На столе персики лисья клена и блестящий нож.сана знаменитая русская картина. Её он рисовал на протяжении 3х месяцев. На картине изображена молоденькая девочка в розовом одеянии с бантом. Девочка с тонкой улыбкой и уверенностью в себе очень беспокойная,её руки заняты плодом персика а ей самой хочется погулять... Картина художника заслужила восторг у современников и у людей последующих поколений. В подмосковном Музее усадьбе " Абрамцево". копия этой картины.висит в той же комнате где работал художник.

"Девушка освещенная солнцем " одно из самых значительных произведений Валентина Александровича Серова..Которое выделял в числе лучших и сам Серов. Солнечный день,дубовая поляна...На скамье под деревом сидит девушка.Художник мастерски передает массу солнечных бликов и теней на земле,одежде,лице девушки..От её лица с нежным румянцем исходит легкий и тихий свет.Стиль портрета ранний русский импрессионизм.Мастерски передана художником духовность девушки.Свет солнца и её душа как бы сливаются друг с другом..Девушка одухотворяет природу и пейзаж.

Портрет композитора,морского офицера, музыканта, общественного деятеля Николая Андреевича Римского - Корсакова написан в 1898 году,в стиле реализма с элеиентами импрессионизма.На картине живой,порывистый,творчески одержимый человек- философ. Художник пишет его широким мазком как бы фотографически выхватывает момент жизни знаменитого композитора.

Сергей Константинович Зорянко (1818 - 1870) был учеником и последователем знаменитого художника Венецианова..Отличался кропотливой и тщательной отделкой портретов..Портрет Марии Васильевны Воронцовой написан художником в период пика своей популярности.Изображенная княгиня Воронцова урожденная Трубецкая была близка к царствующему двору, ей нужен был парадный портрет..Художник в своей манере тонко и точно выписывает мельчайшие детали платья,прически.Тонко передает лицо и фигуру портретируемой..... Художник С.К.Зорянко исполнил десятки портретов своих современников в том числе портрет художника Венецианова, министра сообщений Мельникова, поэта Лермонтова,музыканта Танеева и других.

Картина " Осада Пскова Стефаном Баторием" написана К.П. Брюлловым в 1839 - 1843 годах. Автор огромного полотна изобразил эпизод Ливонской войны времен Ивана Грозного..Баторий со своим войском пытается овладеть укреплениями русской крепости Псков..Момент был критический уже заняты две башни крепости,...опасались худшего.. Но тут боярин Шуйский и игумен Тихон двинулись на завоевателей крестным ходом,за ними пошли все воины защитники крепости. Поднятое духом войско отобрало у врага оставленные было укрепления и ворвались в город. Баторий с войском бежал. Последущая осада псковичан в крепости не увенчалась у С.Батория успехом и он с остатками своих войск ушел из пределов России. На картине изображен кульминационный момент боя за Псковскую крепость.

Фрагмен картины Осада Пскова Стефаном Баторием..Русские воины отбивают у врага оставленные было башни Псковской крепости.,С оружием и хоругвиями русские пошли на приступ крепости.

Карnина Карла Брюллова " Графиня Ольга Орлова (1814 - 1874)- Давыдова с дочерью Натальей Давыдовой". Фрагмент....1834 год. Одна из интереснейших и загадочных картин Третьяковской галереи. На картине изображена дочь князя Борятинского церемонмейстера царя Павла Первого. Орлова она была по мужу и таким образом была родственницей одного и 5 знаменитых братьев Орловых. Позировала Брюллову в Италии в 20 летнем возрасте.Картина была семейной реликвией.... Но когда то картина была другого размера с обширным итальянским пейзажем по правую руку от портретируемой На пейзаже был изображен конный мужчина подезжающий к балкону на котором сидит женщина с ребенком. Почему картину разрезали пополам оставив только портрет Орловых неизвестно. В дореволюционное время была попытка воспроизвести утрату по памяти художником который видел эту картину целиком.

Художник моренист и пейзажист Боголюбов А.П. (1824 - 1896) родился под Новгородом. Окончил кадетское училище и военно морское училище.Профессиональный военный моряк. С детства рисовал. Поступил в Академию художеств где попал под большое влияние И.Айвазовского. Став художником моренистом и пейзажистом объездил многие страны.Писал Рим, виды Константинополя,Женевское озеро,Ревель.... Картина " Катание на Неве" изображает утеху Петербуржцев прошлых веков- катание на санях по замерзшей Неве..Картина изображает и точную панораму центра города. Картины Боголюбова висят и в знаменитой Феодосийской галерее Айвазовского.в Крыму.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1896) " Грачи прилетели". написана художником в 1871 году в селе Молтвино (Сусанино) Костромской губерни. При первом же показе полотна в галерее передвижников картина получила ошеломляющий успех. Статичные пейзажы Шишкина и Куинджи.отошли на второй план..Картина была сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Картина стала открытием новой красоты Русской природы.. На ней изображено само таинство наступления нашей весны..Глядя на картину чувствуется тающий снег, прозрачность и свежесть воздуха,радостный гвалт грачей.Вся природа ждет весеннего солнца.. Вся картина до мелочей внимательно продумана создавая полную реалистичность происходящего. Церковь изображенная на картине и сейчас радует глаз под Костромой. Из других картин профессора живописи Московской академии живописи,ваяния и зодчества А.Саврасова стоит отметить картины " Оттепель"," Печерский монастырь", " Сельский вид",и другие...

Сорокин Евграф Семенович (1821 - 1892) русский живописец исторического и религиозного жанра. Родился в Костромской области. Рисовать начал в мастерской иконописца в Ярославле. В большую живопись пришел написав картину " Царь Петр за обедней в соборе." Картина была преподнесена приехавшему в Ярославль царю, за что художник был отослан в Академию художеств учиться. После окончания академии стажировался в Испании Италии и других местах. Оставив целый цикл картин о этих странах. Преподавал в Моск.Академии живописи,ваяния,и зодчества..Считался хорошим рисовальщиком и колористом. За картину "Благовещание" получил звание Академика живописи..Расписывал строившийся Храм Христа Спасителя,реставрировал в этом соборе испорченные влагой росписи художника Бруни..... Картина " Свидание" написана в Италии в 1858 году.

Екатерина и её время. В центре изображен парадный портрет Екатерины второй так называемый " Екатерина Законодательница. (Фемида). Художника Дмитрия Григорьевича Левицкого1783 год. Изображение Екатерины исполнено с царской осанкой. Все детали подчеркивают особую торжественность происходящему. Над царицей возвышается мраморная статуя Фемиды с весами правосудия. Алый цвет бархата, переливы белого атласа одежды,царская горностаевая мантия создают незабываемый эффект. Империатрица тут предстала в виде просвещенной справедливой повелительницы. .... Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822). Академик живописи. Ученик А.П.Антропова. Манера живописи очень самостоятельная и созвучная западно европейскому искусству. Художник писал в основном русскую знать.О нем говорили: " Всякий его портрет похож более чем сама модель".

Скульптор Шубин (1740 - 1805гг) родился в крестьянской семье под Архангельском. С детства занимался резьбой по кости. По примеру земляка Ломоносова ушел учиться в Питербург где с трудом но поступил в Академию художеств. Учился скульптуре у француза Н.Ф.Желле. По окончании учебы был одним из первых отправлен на стажировку за границу. Кропотливо работал в Париже и Риме. Там же заграницей создает свои первые работы,бюсты А.М.Голицина, Ф.Г.Орлова, Шувалова и др. Работы принесли большой успех..По возвращении в Россию очень много работал над бюстами Российской знати. Им было всего создано более 200 . Порой создавал по одному мраморному бюсту в месяц. Он создал бюсты Екатерины второй,Павла первого,Ломоносова,Румянцева - Задунайского,Заводовского и многих других. Создал 58 медальонов - портретов Русских великих князей и царей которые сейчас хранятся в Оружейной палате.Был представлен к званию профессора живописи. Последние годы жизни болел,жил в нужде и забвеньи.


Нестеров." Видение отроку Варфаломею" Мих.Вас. Нестеров (1862 - 1942). Художник родился в состоятельной купеческой Уфимской семье с крепкими религиозными корнями.Это преопределило все его дальнейшее творчество.Картины на религиозные темы,роспись соборов главное в его творчестве.." Я избегал рисовать так называемые сильные страсти,предпочитая наш тихий пейзаж,человека живущего внутренней жизнью." так характеризовал свое творчество художник. Лучшей его картиной признана работа посвященная Сергию Родонежскому " Видение отроку Варфаломею". На картине типичный русский пейзаж с полями,лесом церковкою и даже с грядками капусты на огороде. На переднем плане фигура монаха схимника перед которым котором мальчик пастушок. Мальчик впереди у которого жизнь с верой и доверием просит указать путь и получает благославление. В картине нет молитвенного экстаза свехестественного чуда,все просто.. Картина появилась перед публикой на выставке художников передвижников и сразу же ошеломила зрителей.

Художник М.В.Нестеров.Портрет Нестеровой О.М. дочери художника. 1905 год. Не поступив в Техническое училище М.В. Нестеров поступил в училище живописи,вояния и зодчества где училсяу художника П Сорокина, И.Прянишникова,В Перова, А. Саврасова, В. Маковского..В 1881 году поступил в Академию художеств Начал писать картины на исторические и религиозные темы. Исскуствоведы о его творчестве говорят что "он писал душу Народа". Прожил долгую художественную жизнь. Портрет дочери написан в модном в начале 20 века стиле Символизма. В Советское время художнику не давали писать на религиозные темы но он тайком их писал и выдавал за свои старые дореволюционные работы. Писал иллюстрации к произведениям Пушкина,Гоголя, Достоевского... Скончался в возрасте 81 года (1942 год) перед этим получив от Советского правительства Сталинскую премию!

Портрет Е.А.Нарышкиной Боровиковского. Дано о ней воспоминание, Ее минутное внимание, Отрадой долго было мне. Творил я стих обвороженный, Мой стих уныния звук живой, Так мило ею повторенный, Замеченный ее душой. А.С. Пушкин. Эти стихи А.С.Пушкина посвящены героине портрета В.Л Боровиковского Елене Александровне Нарышкиной (1785 - 1855)дочери обер камергера А.Л Нарышкина. Будучи широко образованной,музыкальной,красивой дружила с поэтом Жуковским, Козловым, Итальянский композитор Дж Россини написал в честь неё Контату. На портрете она цветущая,молодая, но ей не легко жилось,выйдя замуж за сына полководца А.В.Суворова и родив 4х детей она овдовела.тяжело болела жила за границей потом в Крыму... Портрет Боровиковского доносит до нас пору её цветущей молодости.
Картина Александра Кондратьевича Саврасова Вид кремля от Крымского моста в ненастную погоду принесла молодому 20 летнему художнику первый успех. Картина романтического характера с контрастным освещением,буйством природы,грозовыми облаками через которые выглянуло солнце..Освещенный кремль и спокойно идущая женщина.как бы говорят что буйство природы это временно все пройдет..вечное остается вечным! Эта картина сделала 20 летнего Саврасова популярным!

Скульптор,академик Чижов М.А.(1838 - 1916). выходец из простого народа. Его отец был каменотесом и сын с детства помогал отцу в его нелегком труде,одновременно и сам научился обрабатывать камень. Окончил Академию художествпод руководством Н.С.Пименова и А.Р.Бока. В своем творчестве часто использовал сценки из жизни простого народа. Такова и скульптура " Крестьянин в беде"(1873). Тяжелая дума о беде пришедшую в семью охватила крестьянина.Мальчик еще не осознающий призошедшее успокаивает отца что еще больше придает драматизма происходяшему. Эта скульптура куплена самим Третьяковым!

Худ, Корзухин А.И. "Перед исповедью". Художник Корзухин Алексей,Иванович (1835 - 1894).родился в Екатеринбурге В молодости до обучения в Академии художеств расписывал иконы для Екатеринбургских церквей. Поступил в Академию художеств.где взбунтовался вместе с другими студентами из за того что их заставляли писать на заданные конкурсные темы...За картины в стенах академии не раз были удостоин медалей. Писал картины на народные темы." Поминки на деревенском кладбище","Птичьи враги",За картину " Возвращение семейства с ярмарки" получил звание звания академик. Был членом "Товарищества художников передвижников". " Картина перед исповедью" написана в 1878году. На ней изображены люди готовящиеся по своему готовящиеся к таинству Исповеди... Картина написана в нескольких вариантах. её можно увидеть в галерее г.Твери. Перед смертью написал "Тайную вечерю"для кафедрального собора Риги.

Картина написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1882 году.На ней изображена спящая молодая девушка из богатой семьи в непринужденной позе. Тонкие розовые тона лица девушки говорят о её молодости.

И.Репин.Портрет Льва Николаевича Толстого. Портрет Льва Николаевича Толстого написан И.Репиным в ясной поляне в1887 году..Это один из лучших портретов писателя. Толстой изображен сидящим в кресле с книгой в руке.Простая одежда,светлый простой фон заставляет всмотреться в лицо и фигуру писателя. Взгляд писателя пронизывает зрителя,это сильный,уверенный,испытывающий взгляд... На картине изображен писатель,философ в момент размышления. Глядя на портрет чувствуется духовное величие портретируемого.

Над картиной " Три богатыря" Виктор Михайлович Васнецов работал 20 лет. В 1898 году она была закончена и сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Сам художник её описывает так: "Богатыри Добрыня,Илья, и Алеша Попович на богатырском выезде смотрят на землю Русскую нет ли ворога,не обижают ли где кого." Вынут меч,приготовлено копье,лук и булава и готовы в любой момент ринуться в бой. Добрыня Никитьевич на белом коне.На вороном коне Илья Муромец.Алеша Попович с луком в руке на пегой лошади. А вокруг них Русская природа с полями лесами и холмами.... Три богатыря воспринимаются как защитники и олицетворение русского духа нашей земли.

Художник Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) родился в краях Вятских лесов в купеческой семье. С детства рисовал. После школы сразу же попал в Московское училище живописи,ваяния и зодчества. Учился и в Академии художеств. Русский пейзаж,русский лес,природа главное в его картинах. О был активным участником прогрессивного товарищества передвижных художников Известны сотни его работ и рисунков. Картину " Сосновый бор" художник И.Краской представил публике так *- Шишкин просто изумляет своими познаниями. Когда он перед натурой,то точно в своей стихии. Шишкин это человек"Школа".Его образы леса- символ богатырской природы России.". Каменев Валериан Константинович. Простой русский чиновник который уже в зрелые годы бросил службу и всецело посвятил себя живописи. Занимался в классах академии художеств. В 1848 году за участие в многочисленных выставках получил звание Некласного художника. Через десять лет получил звание Академика живописи. Писал виды Санкт- Петербурга,Финляндии, портреты царя Павлапервого,империатрицы Марии - Федоровны,и др. Его работы представлены в Третьяковской галерее, Таганрогской картинной галерее.,Сочинском художественном музее....

Картина Ильи Репина " Не ждали" написана художником в двух вариантах в 1883- 1888 годах. Приобретена Третьяковым у самого автора. На картине запечатлен момент когда в усадебный дом неожиданно возвращается человек из политической ссылки.... Его очень ждали и он неожиданно все же вернулся для членов семьи..Его мать и жена музицирующая за роялем в трауре и просто ошеломлены. Во взглядах прислуги у дверей написано удивление Девочка за столом в испуге от неизвестного для неё человека... Мальчик узнал своего старшего брата и несмотря на его странный вид очень обрадован своему старшему брату.... Картина трагична,но яркие краски из окон смягчают драму. Все будет хорошо в этой семье! Искусствоведы Третьяковки считают что это одна из топового десятка картин галереи которую обязательно надо посмотреть в экспозиции.

Зинаиде Серебряковой(1884 - 1967) судьбой обязана была рисовать. В семье Ленсере из которой она происходила рисовали все. Дедушкой её был знаменитый архитектор Николай Бенуа. Жила в Петербурге и в семейной усадьбе в пригороде столицы. В пятнадцать лет страстно влюбилась в своего двоюродного брата Бориса Серебрякова с которым ходила на этюды по окрестным деревням... Их пытались разлучить но они только сильней сближались.. Церковники тоже были против венчания близких родственников тем более они были разного вероисповедания.Лишь крупная сумма данная деревенскому попу соединила их. Картина написана в 1909 году для столичной выставки и сразу прилекла свежими яркими красками....Третьяковка купила сразу три её работы.. Дальнейшая судьба художницы Разбилась о стенку революции.Муж умер заразившись тифом. Ей не на что было жить и рисовать. ... В 1924 году она уплыла на пароходе во Францию. Судьба не ласкала её ... Лишь однажды она смогла провести выставку картин да и то в своей квартире.

К.А.Сомов.Дама в голубом.Сомов Константин Андреевич.(1869 - 1939). Картина "Дама в голубом" написана в 1897 - 1900 годы.Художник Шишкин писал Русский лес.Васнецов картины Русской истории,Кустодиев писал купцов и купчих.... Константин Сомов черпал вдохновление в 18 веке,в мире галантных дам и мужчин,старинных парках..и усадьбах.Мире музыки и цветов. Художник поместил свою любимую женщину Е.М.Мартынову(тоже художницу)в мир 18 го века который так любил. Он одел её в широкое блестящее платье нисподающее струящимися голубыми волнами.В руках у неё книга стихов в кожаном переплете,кружева на хрупких плечах и груди. На заднем плане картины водоем у которого музицирует на скамейке молодая пара,деревья усадебного парка. Влюбленный художник не мог не нарисовать и себя - мужчина с тростью это автор картины. Художник создал возвышенный образ своей возлюбленной в 27 лет. Эта картина вершина его любви и творчества.

Картина В.Г.Перова " Тройка".
Эту картину знаменитый живописец В.Г.Перов (1834 - 1882) написал в 1866г. Куплена для галереи самим Третьяковым. На картине изображены мастеровые ребята принужденные хозяином в мороз,гололедицу везти воду в дом хозяина.Перову сначала никак не удавался центральный образ мальчика и как то у одного монастыря он встретил женщину с ребенком который очень подходил художнику. Мальчика звали Вася,был он из Рязанской губерни... Его то и изобразил художник. За эту картину В.Г.Перов был удостоен звания Академик живописи. Картина нарисована у стены на скате дороги у Московского Рождественского монастыря.

Автограф художника В.Г.Перова на картине "Тройка" Москва 1866 год.

Картина " Неравный брак". В.Пукирева.
Картина " Неравный брак"написана художником Вас. Пукиревым в 1862 году и сразу же получила всеобщее признание.За эту картину Академия художеств присудила автору звание профессора. Тема картины вседозволенность власти богатых которые что хотят то и делают не взирая на общественное осуждение. На картине старый богатый сластолюбец ведет под венец молоденькую девушку. Авторская позиция на неравный брак выражена в фигуре молодого человека стоящего позади невесты со скрещенными руками.. Считается что этот осуждающий явление человек никто иной как сам художник.

Русский художник Архип Иванович Куинджи написал эту картину в 1879 году. Его работы это передача художником красоты Русской природы,он любил передать кистью солнечный свет,чудесную простоту и в тоже время красоту русской природы. На картине все необычайно ярко,без облочное небо,мощные кроны берез дающие тень и прохладу.Природа у художника символизирует жизнь любовь к русской земле- простой просторной и красивой. Картина яркая и надолго запоминается.

Зал портретов В.Л.Борвиковского. в Третьяковской галерее. В центре большой портрет вице канцлера князя Нозади канцлера бюст царя Павла Первого. А.Б.Куракина (1752 - 1818) с регалиями.На картине видно изображение Мальтийского креста членом которого был цари и сам Куракин. Картина написана в 1802 году.

Мраморный бюст царицы Екатерины второй и живописный её же портрет в Третьяковской галерее.Портрет исполнен федором Степановичем Рокотовым по высочайшему хаказу Империатрицы что является признанием таланта живописца.Этот портрет является одним из достижений живописца в области портретирования.
Мудрая женщина и государь-правительница!!! За годы своего правления, немка Екатерина возрождала чувство национального достоинства и укрепляла могущество России. Недаром период правления Екатерины II называют «Золотым веком»…

Картина Врубеля "Демон сидящий."
Картина Врубеля " Демон сидяший" написана автором в 1890 году к юбилейному изданию сочинений М.Лермантова. Демон это образ силы человеческого духа,внутренней борьбы и сомнений. Трагически сцепив руки Демон сидит в окружении невиданных цветов.Печальные крупные глаза смотрят в сторону. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля в виде кристаллических граней сделанных мастехином.Это делает картину похожей на витраж или панно.

Картина Врубеля " Пан ".
Картина написана художником Врублем в 1899 году и является одним из лучших произведений автора. "Пана" Врубель написал в период высшего вдохновения всего за 3 дня. Это Эллинский козлорогий бог и в то же время русский леший слившиеся воедино в образ Пана. Пан фантасчичен,он лесной житель,он то что нам мерещится и мнится заблудившемуся в лесу. Ночь, светит луна Пан начинает шевелить косматой головой из мха. На голове козьи рога,в руке свирель,круглые голубые глаза светятся как гнилушки... Но есть в его взгляде что то печальное,доброе, человечье.

Экспозиция картин К.П.Брюлова (1799 - 1852) в Третьяковской галерее. Художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге.Как живописец учился в академии художеств у А.И.Иванова. Много лет провел в Италии где изучал живопись и архитектуру. Там он написал свою самую знаменитую картину " Последний день Помпеи". Картина "Всадница" находящаяся в Третьяковской галерее также произвела в России большой фурор. Творчество К.Брюллова стало вершиной Русского художественного романтизма..Но художник был автором как парадного так и камерного портрета.... На знаменитом памятнике М.Микешина " 1000 летие России" установленного в Новгороде среди 16 фигур исторических личностей государства изображен и К.П.Брюллоов..

К. Брюллов. " Вирсавия". Картина"Вирсавия"Карла Брюллова написана в 1832 году..Это восхищение автора красоте женского тела. Мощный поток света вырывает из полутьмы женщину сидящую за туалетом. Чернокожая служанка восхищенно и преданно смотрит на свою хозяйку,белизну её тела, красоту. Фонтан у ног красавицы подчеркивает уходящее в жизни и бренность человеческого бытия.Картина осталась не законченной автором. Но эта незаконченность никак не влияет на восприятие великолепной работы автора.

Картину " Всадница"К.П.Брюллов написал 1832 году по заказу графини Ю.П.Самойлвой и изображает её приемных дачерей... Старшая из сестер наездница Джованна резко останавливает своего вороного коня у входа в дом..Но сама остается невозмутимой и спокойной.На стук копыт и задорный лай собаки на крыльцо дома выбегает младшая дочь с борзой собакой. Живой образ младшей сестры особенно удался автору.Композиция картины отличается уравновешенностью,изысканными красками и придает всей картине парадный характер.

Третьяковская галерея – самый посещаемый музей страны. Галерея была основана в конце XIX века известными купцами и меценатами – Павлом и Сергеем Третьяковыми, которые отдали свои коллекции в дар городу. Галерея расположена в бывшей усадьбе братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке. Фонд музея значительно пополнился после Октябрьской революции 1917 года собраниями богатых дворянских и купеческих семей. В просторных залах Третьяковской галереи представлены древнерусские иконы и картины русской живописной школы. Двигаясь по хронологически расположенным залам музея, можно подробно изучить русское изобразительное искусство с XVII века по начало XX века.

Братья Третьяковы потеряли своего отца, когда старшему – Павлу – было семнадцать лет, а младшему – Сергею – пятнадцать. Они оказались предпринимателями от Бога. Очень скоро братья расширили дело от обычной торговли в лавках до собственного большого магазина полотняных, бумажных и шерстяных товаров на знаменитой купеческой улице Ильинке. Они организуют торговый дом «П. и С. братья Третьяковы». В середине 1860-х годов они приобрели Ново-Костромскую льняную мануфактуру, которую впоследствии сделали одной из лучших в России. Историк московского купечества П.А. Бурышкин называл Третьяковых в числе пяти самых богатых купеческих фамилий Москвы

Третьяковы были известными жертвователями и благотворителями. Павел Михайлович был попечителем Арнольдовского училища для глухонемых, оказывал финансовую помощь исследовательским экспедициям, жертвовал деньги на возведение храмов. Иногда пожертвования Третьякова превышали затраты на приобретение картин. Сергей Михайлович активно участвовал в общественной жизни Москвы. Он был гласным Московской городской думы и городским головой. На этой должности он сделал много для Москвы. Благодаря Третьякову Сокольническая роща стала городским парком Сокольники: он выкупил ее за собственные деньги.

В 1851 году Третьяковы приобрели у купцов Шестовых усадьбу в Лаврушинском переулке с двухэтажным особняком, украшенным классицистическим аттиком, и обширным садом. Полноправной хозяйкой дома была Александра Даниловна, а братья Третьяковы сосредоточились на торговле. Это был редкий в купеческой среде идеальный семейный и деловой союз. При этом Третьяковы отличались характерами. Павел был замкнутым, ему нравилось работать и читать в уединении, мог часами рассматривать и изучать картины и гравюры. Сергей, более общительный и веселый, был всегда на виду, любил пощеголять.

Однажды Павел Михайлович Третьяков приехал по делам фирмы в Петербург и попал в Эрмитаж. Он был настолько поражен богатством художественного собрания, что непременно захотел заняться коллекционированием. Вскоре он приобрел девять картин малоизвестных западных художников. «Первые две-три ошибки в столь трудном деле как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства полотен старых мастеров, – писал И.С. Остроухов после смерти собирателя. – «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена мной у художника», – любил говаривать Третьяков». Вскоре Третьяков знакомится с коллекцией Ф.И. Прянишникова и решает собирать картины русских художников.

В Третьяковской галерее годом основания музея принято считать 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Сегодня они висят рядом в одном зале. Условие, по которому Павел Михайлович отбирал картины для своей галереи, можно найти в его словах, обращенных к художникам: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Но это отнюдь не значит, что Третьяков просто скупал все приглянувшиеся ему картины. Он был смелым критиком, не признающим чужих авторитетов, часто делал замечания художникам, а порой и добивался поправок. Обычно Павел Михайлович покупал полотно до открытия выставок, прямо в мастерской, когда картину еще не видели ни критики, ни зрители, ни журналисты. Третьяков прекрасно разбирался в искусстве, но этого было мало, чтобы выбирать лучшее. Павел Михайлович обладал своеобразным даром провидца. Никакие авторитеты не могли повлиять на его решение. Показателен случай, о котором пишет С.Н. Дурылин в книге «Нестеров в жизни и творчестве»:

«На предварительном, закрытом, вернисаже XVIII Передвижной выставки, куда допускались немногие избранные друзья передвижников, Мясоедов подвел к «Варфоломею» В.В. Стасова, трибуна-апологета передвижничества, Д.В. Григоровича, секретаря Общества поощрения художеств, и А.С. Суворина, редактора газеты “Новое время”. Все четверо судили картину страшным судом; они согласно все четверо признали ее вредной… Зло нужно вырвать с корнем. Пошли отыскивать по выставке московского молчальника, нашли где-то в дальнем углу, перед какой-то картиной. Стасов заговорил первым: эта картина попала на выставку по недоразумению, ей на выставке Товарищества не место.

Задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает: вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг вокруг головы старика… Ошибки возможны всегда, но их следует исправлять. И они, его старые друзья, решили его просить отказаться от картины… Много было сказано умного, убедительного. Все нашли слово, чтобы заклеймить бедного «Варфоломея». Павел Михайлович молча слушал, и тогда, когда слова иссякли, скромно спросил их, кончили ли они; когда узнал, что они все доказательства исчерпали, ответил: «Благодарю вас за сказанное. Картину я купил еще в Москве, и если бы не купил ее там, то купил бы сейчас здесь, выслушав все ваши обвинения».

Сергей Михайлович Третьяков начал собирать свою коллекцию на пятнадцать лет позже брата и сумел приобрести лишь около ста произведений. Однако собрание его было единственным в своем роде, ведь он интересовался современной западной живописью – Ж.-Б. К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи, Ф. Миле и др. Павел Михайлович, в отличие от брата, который собирал картины для себя, стремился создать общедоступный музей национального искусства. Еще в 1860 году (а было ему тогда всего двадцать восемь лет) он составил завещание, согласно которому завещал сто пятьдесят тысяч рублей на устройство в Москве «художественного музеума». Павел Михайлович уговаривал своего брата поступить так же.

В 1865 году состоялась свадьба Павла Михайловича с Верой Николаевной Мамонтовой – двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. У Третьяковых было шесть детей – четыре дочери и два сына. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Сергей Михайлович женился гораздо раньше брата, в 1856 году, но его жена умерла вскоре после рождения сына. Лишь спустя десять лет Сергей Михайлович вступил во второй брак.

Павел Михайлович придерживался традиционных купеческих взглядов на воспитание детей. Он дал детям прекрасное домашнее образование. Конечно, заметную роль в формировании детей сыграли художники, музыканты и писатели, бывавшие в гостях у Третьякова почти каждый день. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер сын Павла Михайловича Ваня – всеобщий любимец и надежда отца. Третьяков болезненно переносил эту тяжелую утрату. Второй сын Михаил страдал слабоумием и не мог стать полноценным наследником и продолжателем семейного дела. Дочь Александра вспоминала: «С этого времени характер отца сильно изменился. Он стал угрюм и молчалив. Только внуки заставили былую ласку проявляться в его глазах».

Долгое время Третьяков был единственным собирателем русского искусства, по крайней мере, в таких масштабах. Но в 1880-х годах у него появился более чем достойный соперник – император Александр III. Существует множество легенд, связанных с противостоянием Третьякова и царя. Павел Михайлович несколько раз буквально из-под носа Александра уводил картины художников, которые при всем уважении к августейшей особе отдавали предпочтение Третьякову. Александр III, которого называли «мужицким царем», приходил в ярость, если посещая передвижные выставки, видел на лучших картинах отметки «собственность П.М. Третьякова».

Но были случаи, когда представители императора просто перебивали цену Третьякова. Например, уже после кончины Александра III его сын Николай II предложил невероятную по тем временам сумму за картину «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова – сорок тысяч рублей. Новоявленный император не желал скупиться в память о своем отце, который мечтал приобрести это полотно. У Сурикова уже была договоренность с Павлом Михайловичем, но он не мог отказаться от столь выгодной сделки. Третьяков просто не мог предложить больше. В качестве утешения художник совершенно бесплатно отдал собирателю эскиз к картине, который до сих пор висит в музее.

В 1892 году умер Сергей Михайлович. Задолго до его смерти братья Третьяковы решают отдать свои коллекции в дар Москве. В своем завещании Сергей Михайлович жертвовал городу половину дома в Лаврушинском переулке, все картины и сумму в сто тысяч рублей. Павел Михайлович подарил свою огромную коллекцию (более трех тысяч произведений) Москве еще при жизни вместе с собранием брата. В 1893 году состоялось открытие «Московской галереи Павла и Сергея Третьяковых», причем коллекция западного искусства висела рядом с картинами русских художников. 4 декабря 1898 года Третьяков умер. Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

После смерти Третьякова в течение 1899-1906 годов главный дом был переоборудован под выставочные залы. Фасад, оформленный по рисунку В.М. Васнецова, стал на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. Центральная часть фасада была выделена шикарным кокошником с рельефным изображением Георгия Победоносца – древнего герба Москвы. В то время художники проявляли интерес к формам древнерусского искусства. Роскошно украшенные порталы, пышные наличники окон, яркие узоры и прочие украшения – все это говорит о стремлении Васнецова сделать из Третьяковской галереи древнерусский сказочный терем.

В 1913 году попечителем Третьяковской галереи стал художник И.Э. Грабарь. Началась переделка экспозиции по научному принципу, как в лучших музеях мира. Произведения одного художника стали висеть в отдельном зале, а расположение картин стало строго хронологическим. В 1918 году произошла национализация Третьяковской галереи и передача ее в введение Народного комиссариата просвещения. Именно в это время музей значительно пополнился огромными собраниями П.И. и В.А. Харитоненко, Е.В. Борисовой-Мусатовой, А.П. Боткиной, В.О. Гиршмана, М.П. Рябушинского и коллекциями из подмосковных усадеб.

В 1980-е годы проходила грандиозная реконструкция галереи. Проект предполагал «создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал за счет застройки внутренних дворов и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика». К сожалению, новый корпус, построенный на пересечении Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков, оказался чуждым архитектурному ансамблю старых зданий Третьяковки. Реконструкция обернулась фактической гибелью памятника. Новый угловой корпус оказался вне традиционных связей с окружением.

В результате реконструкции выставочная площадь Третьяковской галереи возросла в полтора раза. В 1998 году в новом корпусе музея на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам. Собрание музея насчитывает сейчас около ста пятидесяти тысяч произведений. Коллекция Павла Михайловича увеличилась более чем в пятьдесят раз. Третьяковская галерея – это огромный образовательный и культурный центр, занимающийся научной, реставрационной, просветительской, издательской, популяризационной и другими видами деятельности.

В одном из писем художнику Василию Васильевичу Верещагину П.М. Третьяков написал: «Ваше негодование против Москвы понятно, я и сам бы негодовал и давно бы бросил свою цель собирания художественных произведений, если бы имел в виду только наше поколение, но поверьте, что Москва не хуже Петербурга: Москва только проще и как будто невежественнее. Чем же Петербург лучше Москвы? В будущем Москва будет иметь большое, громадное значение (разумеется, мы не доживем до этого)». Настоящим патриотом и благороднейшим человеком был Павел Михайлович Третьков. А тут еще и настоящим провидцем оказался.

Каждый раз, приходя в галерею, мы вспоминаем о ее великом создателе не только потому, что перед входом стоит памятник Третьякову (замечательный, к слову, памятник). Павел Михайлович не просто коллекционер, основатель музея, он, наряду с художниками, создавал русское изобразительное искусство, и роль Третьякова здесь объективно больше, чем роль любого из них. И.Е. Репин (а он в этом толк знал) сказал однажды: «Третьяков довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи».

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

«Третьяковская», «Новокузнецкая», «Полянка». Есть у галереи филиал, в котором можно познакомиться с новейшим искусством. Там представлены авторы двадцатого и двадцать первого века. Он находится по адресу: Крымский вал, дом 10. Рядом расположены станции «Октябрьская» и «Парк культуры».

Если вы решили посетить основное здание галереи в Лаврушенском переулке, лучше добираться через станцию метро «Третьяковская» - это самый короткий путь. Выход один. Поднимайтесь по эскалатору наверх, вы попадете на улицу Большая Ордынка. Переходите ее - вы упретесь в здание ресторана быстрого питания. Поверните налево. Затем направо - вы попадете в Ордынский тупик. Идите до по нему до конца, до пересечения с Лаврушенским переулком. Там здание Третьяковской галереи уже будет в пределах видимости.

Станции «Третьяковская» и «Новокузнецкая» расположены практически в одном месте. Поэтому, чтобы добраться до Третьяковской галереи через «Новокузнецкую», вам нужно выйти из метро к улице Большая Ордынка и пройти несколько метров до ресторана быстрого питания. Дальше идите так же, как описано в первом варианте.

От станции метро «Полянка» до Третьяковской галереи придется добираться наземным транспортом. Ищите остановку троллейбуса №1 или автобуса №700. Доезжаете до остановки «Улица Большая Якиманка». Там галерея будет в приделах видимости.

До филиала на Крымском валу можно дойти пешком от станций метро «Октябрьская» и «Парк культуры». Выйдя на улицу, вам нужно идти в сторону Москвы-реки, перейдя ее по мосту. Внизу, слева, на берегу, вы увидите серое здание Центрального Дома художника. Именно в нем расположен филиал Третьяковской галереи, посвященный современному искусству.

Связанная статья

Источники:

  • третьяковская галерея как добраться

Дом в Лаврушинском переулке города Москвы, похожий на теремок, не просто картинная галерея – это одна из визитных карточек столицы. В здании разместились экспонаты XI-XIX веков.

Московский художественный музей, который называется Государственной Третьяковской галереей, или Третьяковкой, основан в 1856 году. В нем собрана одна из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства.

Состав Третьяковской галереи

Музейное объединение, которое называется Третьяковской галереей, находится в Москве. Основное здание Третьяковки расположено в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье. Кроме главного здания, где находится большая часть коллекции, включает:
- Инженерный корпус, где проводят временные выставки;
- здание на Крымском Валу, где представлено искусство ХХ века;
- музей в храме Святителя Николая, расположенный в Толмачах;
- персональные музеи художников.


Основное здание Третьяковской галереи находится в Москве по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10.

Коллекция, собранная в Третьяковской галерее, посвящена исключительно русскому национальному искусству. Так задумал галерею ее основатель Павел Третьяков, такой ее удалось сохранить до наших дней.

Как появилась Третьяковка

Началась Третьяковской галереи с того, что Павел Михайлович Третьяков приобрел в 1856 году две картины русских художников – именно это и стало первым шагом к созданию знаменитой коллекции. Собрание с того момента стало неуклонно расти, и первых посетителей «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» смогла принять в 1867 году.

В 1892 году Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар столице. В ней на тот момент было собрано множество замечательных произведений, включая коллекцию икон.


При сборе произведений основатель галереи Третьяков опирался на свой вкус. Он достаточно хорошо осознавал значимость искусства и в культурной, и в социально-политической жизни общества.

Галерея поначалу располагалась в одном здании. По мере того, как увеличивалось собрание, к особняку постепенно пристраивались другие помещения, которые использовались для хранения произведений и демонстрации их. Нагромождение пристроек росло и множилось до тех пор, пока не был разработан проект здания с фасадом, похожим на из сказки.

В настоящее время в коллекции Третьяковской галереи насчитывается более ста тысяч произведений искусства. Экспонаты размещены в архитектурном комплексе, в Лаврушинском переулке, и в здании, находящемся на Крымском Валу. В 1995 году указом президента РФ Государственная Третьяковская галерея была отнесена к наиболее ценным объектам российской культуры.

Ах, искусство, искусство. Врубель, Флавицкий, Айвазовский. И это только малая часть художников, работы которых представлены в одном из лучших музеев России. Можно ли снимать такое великолепие? Можно ли фотографировать в Третьяковской галерее?

Камера и музей несовместимы?

Находясь в музеях и галереях, гости бывают весьма озадачены. Разрешена ли съемка или нет? Иногда как-то неловко и несподручно подходить и спрашивать у строгих смотрителей. А, находясь в Третьяковской галерее, из головы сразу все вылетает, и рука сама так и тянется к телефону.

Можете выдохнуть спокойно! В Третьяковской галерее снимать можно. Но нужно быть внимательным. Фотографировать разрешается только постоянные экспозиции галереи и Новой Третьяковки, а также в других зданиях музея. Если проходит какая-нибудь временная выставка, то фотография и съемка может быть запрещена, потому что в силу вступает закон об охране авторского права и интеллектуальной собственности.

Существует интересная и уникальная возможность провести профессиональную фотосъемку в Третьяковской галерее, но для этого необходимо связаться с пресс-службой музея.

Если вас интересует, что ещё можно и нельзя делать в музеях (не только в Третьяковке), то советуем ознакомиться с Федеральным законом "О Музейных фондах и музеях", который расскажет обо всех нюансах и процессах данной сферы.

Вспышка - главный враг!

Одно из важных напоминаний. Съемка разрешена, но без вспышки и без применения какого-либо специального оборудования (даже палка для селфи, увы, запрещена). Дело в том, что свет от вспышки может быть слишком опасен и вреден для произведений искусства. В конечном итоге она может их повредить и привести к "преждевременному старению". Также вспышка отвлекает сотрудников и посетителей музея, мешая первым следить за залом, а вторым - сосредоточиться на произведении искусства.

  1. Многие думают, что знаменитая картина И.К. Айвазовского "Девятый вал" хранится в Третьяковской галерее, но это заблуждение! Она находится в Русском Музее Санкт-Петербурга.
  2. Если вы поклонник Крыма, а финансы пока не позволяют его посетить, то рады сообщить, что в галерее вы сможете насладиться полотнами И.И. Левитана из серии "Крымские пейзажи".
  3. А знали ли вы, что у музея есть программа лояльности - "Друзья Третьяковки"? Оформляется персональная карта, которая будет целый год радовать вас приятными бонусами.
  4. Наслаждайтесь искусством дома! В Третьяковке вы можете заказать цифровую репродукцию полюбившейся картины очень высокого качества.
  5. Экономьте себе время! И покупайте билеты в электронном виде через официальный сайт музея.

Источники:

  • Официальный сайт Третьяковской галереи
  • ФЗ "О музейном фонде и музеях"

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.