Позор Эрмитажу: посетителей возмутила cкандальная выставка мертвых животных. «Что бы сказала ваша мама». Эрмитаж обвиняют в пропаганде живодёрства из-за выставки с чучелами животных летие Эрмитажа отмечается современным западным искусством

22.06.2019

Выставка скандально известного бельгийского художника Яна Фабра в санкт-петербургском Эрмитаже спровоцировала волну возмущения среди россиян, сообщает Libération. Наибольший шок у посетителей вызвали чучела животных: из-за них многие начали клеймить Эрмитаж позором и требовать закрытия выставки. В ответ на критику директор музея отметил, что современное искусство должно бросать вызов и заставлять людей задуматься.


Выставка скандально известного бельгийского художника Яна Фабра в санкт-петербургском Эрмитаже вызвала волну возмущения среди российских интернет-пользователей, которых шокировал вид чучел животных, пишет Libération.

«Посетители пришли полюбоваться картинами и наткнулись на этот ужас. Дети были в шоке. Только садисты могут подвесить трупы животных», - возмущается одна посетительница. «Мертвые животные - это не искусство. Позор Эрмитажу», - вторит ей другая.

Депутат Виталий Милонов, активно защищающий моральные ценности в российском обществе, также выступил за закрытие выставки Фабра, назвав произведения художника «гадостью», сообщает Libération. Представители музея, со своей стороны, написали на странице официального сайта музея, что в инсталляциях бельгийца используются чучела животных, которые погибли на дороге.

«Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть», - объяснили в Эрмитаже. «Современное искусство — вызов, оно заставляет людей задуматься. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают - это нормально», - полагает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Более 200 произведений фламандского художника Яна Фабра - мозаики из панцирей жуков-скарабеев, чучела животных, рисунки, выполненные шариковой ручкой, - будут выставлены до апреля следующего года в залах Эрмитажа вместе с классическими произведениями европейского искусства, напоминает Libération. В то время как почитатели Фабра хвалят его за «радикальное обновление современной сцены», его противники регулярно обвиняют художника в провокациях. Так, на Фабра обрушились с критикой в 2012 году из-за перформанса в Антверпене, во время которого участники подбрасывали котов.

источник Libération Франция Европа теги
  • 17:33

    Сборная России заняла первое место в командном зачёте чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку.

  • 17:31

    В СК по Саратовской области сообщили, что полицейский, подозреваемый в совершении ДТП, в результате которого погиб 14-летний подросток, был пьян в момент инцидента.

  • 17:29

    Голкипер московского ЦСКА Игорь Акинфеев стал первым истории клуба игроком, принявшим участие в 600 матчах.

  • 17:19

    Папа Римский Франциск в рамках встречи с представителями Ассоциации иностранной печати в Ватикане призвал журналистов и владельцев аккаунтов в социальных сетях к смирению, ответственности и сдержанности.

  • 17:16

    Сборная России одержала победу над командой Латвии со счётом 3:1 в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 17:12

    Депутат Госсовета Республики Крым Владислав Ганжара в беседе с RT оценил заявление избранного президента Украины Владимира Зеленского о том, что Украина вернёт себе Крым.

  • 17:10

    «Уфа» потерпела поражение от «Оренбурга» в матче 29-го тура Российской премьер-лиги (РПЛ).

  • 17:02

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв прокомментировал удаление Никиты Задорова и эпизод с жёсткой игрой Дмитрия Орлова в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года с национальной командой Латвии.

  • 17:01

    Саудовская Аравия и несколько других стран Персидского залива дали США своё разрешение на размещение американских войск на территории и в водах своих государств.

  • 16:56

    Айк Алумян, адвокат экс-президента Армении Роберта Кочаряна заявил, что прокуратура страны не может обжаловать решение суда об освобождении политика.

  • 16:54

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:50

    Военный совет Судана заявил о готовности вернуться к переговорному процессу с протестующими в воскресенье, 19 мая.

  • 16:40

    Защитник сборной России Никита Гусев прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:40

    Депутат Верховной рады Евгений Мураев рассказал о злобности и активности «зелеботов» - сторонников избранного президента Украины Владимира Зеленского.

  • 16:38

    Защитник сборной России Никита Задоров прокомментировал эпизод со своим удалением в матче с национальной командой Латвии в рамках группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:33

    Заместитель генерального директора концерна «Техмаш» (входит в «Ростех») Александр Кочкин в беседе с РИА Новости рассказал, что опытный образец авиационной управляемой ракеты нового поколения «Монолит» появится в России в 2021-2022 годах.

  • 16:29

    Американские власти предупредили коммерческие авиалинии об опасности полётов над Персидским заливом из-за риска «оказаться неправильно опознанными» в воздушном пространстве на фоне напряжённости в регионе.

  • 16:25

    Защитник сборной России Никита Задоров прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:25

    В центре Киева националисты сломали забор, установленный на аллее так называемых героев «небесной сотни».

  • 16:19

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв объявил имя голкипера, который займёт место в воротах команды в матче чемпионата мира со Швейцарией.

  • 16:18

    Глава Национальной нефтяной компании Ливии Мустафа Саналла заявил, что страна может почти полностью остановить нефтедобычу из-за вооружённых нападений на нефтедобывающую инфраструктуру.

  • 16:10

    Президент Молдавии Игорь Додон в Кишинёве принял участие в марше в поддержку традиционных семейных ценностей.

  • 16:07

    Сборная России за два матча до завершения группового этапа обеспечила себе выход в плей-офф чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:59

    Нападающий Никита Кучеров по итогам пяти матчей возглавляет список лучших бомбардиров чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:57

    Бывший лидер Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что намерена баллотироваться в вице-президенты страны. Об этом информирует ТАСС со ссылкой на видеозапись, опубликованную в соцсетях политика.

  • 15:48

    Защитник Дмитрий Орлов признан лучшим игроком сборной России в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года с национальной командой Латвии.

  • 15:41

    Сборная США одержала победу над национальной командой Дании в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:38

    Американский музыкант Мэрилин Мэнсон и обладательница «Золотого глобуса» актриса Шэрон Стоун примут участие в съёмках продолжения телесериала «Молодой папа» итальянского режиссёра Паоло Соррентино.

  • 15:36

    Сборная России одержала волевую победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:34

    Главный тренер мадридского «Реала» Зинедин Зидан ответил на вопрос о будущем голкипера Кейлора Наваса в команде.

  • 15:21

    Украинский лидер Пётр Порошенко в ходе выступления в Киеве по случаю Дня Европы призвал избранного президента Украины Владимира Зеленского усиливать санкционное давление западных стран на Россию.

  • 15:19

    Футболисты каталонской «Барселоны» выступают против трансфера французского форварда «Атлетико» Антуана Гризманна.

  • 15:11

    Суд в Ереване освободил бывшего президента Армении Роберта Кочаряна из-под стражи, передаёт РИА Новости.

  • 15:07

    Главный тренер московского ЦСКА Димитрис Итудис накануне финала Евролиги с «Анадолу Эфес» рассказал о травме форварда Уилла Клайберна.

  • 14:54

    Британская авиакомпания British Airways с 3 октября прекратит полёты из Лондона в Санкт-Петербург и Киев. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на авиалинии.

  • 14:52

    Главный тренер мадридского «Реала» Зинедин Зидан прокомментировал информацию о том, что его сын Лука в следующем сезоне может стать вторым вратарём основного состава команды.

В Государственном Эрмитаже открылась выставка современного фламандского художника Яна Фабра под названием «Рыцарь отчаяния – воин красоты». В творениях мастера широко используются скелеты и чучела животных, а также панцири жуков и черепах. Встречаются и другие нетипичные для художников материалы - например, чернила одноразовой шариковой ручки BIC или обычные кнопки. Уже сейчас в Эрмитаже готовы к тому, что выставка вызовет большой интерес и немало споров.

Фабр считается одним из ведущих современных художников мира. Поэтому Государственный Эрмитаж решился на смелый эксперимент: работы Фабра он разместил прямо среди классиков фламандской живописи. Не слишком ли это было смело? Куратор выставки Дмитрий Озерков считает, что это естественно.

Не вижу здесь никакого риска, ведь для Яна Фабра современное искусство – продолжение старого искусства- говорит специалист. - Для нас это развитие старого искусства, его переосмысление. Посетитель Эрмитажа получит возможность увидеть старые картины в новой интерпретации. Это выставка - про очень сложный контекст, про разные смыслы и неоднозначность старого искусства. А еще про то, что старое искусство гораздо сложнее, чем современное – оно менее изучено и менее понятно.

Работы Фабра оказались рассыпаны не только по разным залам, но и по разным крыльям Эрмитажа. И это неспроста: сам художник увидел в контурах музея огромную бабочку, пронзенную Александрийским столпом, которая, словно булавка, приколола его к телу Петербурга.

Эту выставку Эрмитаж вместе с Яном Фабром готовил два года. Летом художник приезжал в Петербург и в рыцарских доспехах бродил по залам Эрмитажа. Из этих похождений получился перфоманс, который также можно увидеть на выставке. Некоторые из фабровских рыцарских доспехов выставлены в Рыцарском зале. Только вот рыцарь у него больше похож на жука. Сам художник – внук знаменитого энтомолога, поэтому на пресс-показе выставки он признался в любви к насекомым. И предвидя реакцию зоозащитников на некоторые из его работ (прежде всего те, что выставлены в Главном штабе – «Протест мертвых бездомных котов» и «Карнавал мертвых дворняг», где представлены чучела кошек и собак), сразу заметил: ни одно животное не было убито с целью быть выставленным как предмет искусства.

Трупы кошек и собак я собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда, - заметил Фабр. - Там они и погибают. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков я брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят. Для меня скарабеи – символ связи между нашим и посторонним миром, аллегория жизни и смерти.

21 октября в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Выставка вызвала неоднозначную реакцию у посетителей музея, что говорит о безусловном интересе петербургской аудитории к творческим высказываниям автора. В Эрмитаж поступают письма от посетителей музея с критикой произведений Фабра и просьбой убрать некоторые работы художника из экспозиции. Мы подготовили ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Почему Фабр экспонируется не только в Главном штабе, который зрители уже привыкли ассоциировать с современным искусством, но также и в Главном музейном комплексе?

Действительно, работы Фабра . Идея представить Фабра в Эрмитаже – в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. По словам куратора проекта Д. Озеркова, «это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари» (The Art Newspaper Russia).

Фотография Александра Лаврентьева

Мерцающие зеленые композиции бельгийца, созданные в жанре vanitas vanitatum (суета сует) на мотив memento mori (помни о смерти), внедряются в стены Нового Эрмитажа (Зал фламандской и голландской живописи). Ян Фабр – тонкий колорист. В Двенадцатиколонном зале он работает в цветах серого мрамора и декоративной позолоты. Его драгоценные изумрудные панно напоминают зрителю об эрмитажных малахитовых чашах и столешницах, о декоре Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


Фотография Кирилла Иконникова

Его рисунки ручкой "Bic" близки к лазуриту ваз Больших просветов Нового Эрмитажа.

Лаконичные и строгие рельефы Фабра с «королевами» соседствуют с парадными портретами английской знати и придворных дам кисти Антониса ван Дейка.

Удачно соседство Фабра с «Лавками» Снейдерса, современный художник не цитирует фламандского мастера, а лишь осторожно добавляет мотив черепа – очевидный для историка искусства смысл: тему тщеты и суеты бытия.


Фотография Валерия Зубарова

Сам Фабр на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», – говорит художник.

– Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

– Почему Фабр не мог использовать искусственные материалы вместо чучел животных? Современные технологии позволяют делать их совершенно неотличимыми от настоящих.

«Почему мрамор, а не пластик?», – спрашивает Фабр, отвечая на этот вопрос на встрече в Главном штабе. «Мрамор – это традиция, Микеланджело, это тактильно другой материал. Материал – это и есть содержание». Этот тезис Фабра можно сопоставить с мыслью русских формалистов о единстве формы и содержания.

Для Яна Фабра очень важны «эротические отношения с материалом», чувственная составляющая. Он вспоминает о том, что фламандские художники были алхимиками, для изготовления красок они использовали кровь и измельченные человеческие кости. Художник рассматривает тело как «удивительную лабораторию и поле битвы». Для него тело – это «нечто прекрасное и очень мощное, но при этом уязвимое». Создавая своих монахов для инсталляции «Умбракулум», Фабр использует кости – полые, «духовные тела» его персонажей имеют «внешний скелет», их нельзя ранить, они находятся под защитой.


Фотография Валерия Зубарова

– Чучелам не место в Эрмитаже, они должны находиться в Зоологическом музее.

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлены кони из Царскосельского Арсенала Николая I (это конские шкуры, натянутые на деревянную основу). В Зимнем дворце Петра I (Конторке Петра Великого) экспонируется чучело собаки, это левретка, одна из любимиц императора. Их нахождение в Эрмитаже не кажется посетителям странным или провокационным, не вызывает страха и возмущения.


Фотография Валерия Зубарова

Художник использует те или иные средства, исходя из принципа внутренней необходимости и собственной сверхзадачи. Для восприятия современного искусства недостаточно беглого взгляда, оно требует (от каждого из нас) внутренней работы и духовного усилия. Это усилие бывает связано с преодолением стереотипов, предубеждений, страха, идеологических и психологических клише, религиозных установок. Оно требует отваги и терпения, заставляет нас расширять границы нашего восприятия. Современное искусство – это то, к чему нельзя быть полностью готовым. Сам Фабр говорит, что его работы «связаны с поиском примирения и любовью. Любовь – это поиск интенсивного диалога и вежливости».


Фотография Валерия Зубарова

Текст: Цибуля Александра, Дмитрий Озерков

Предлагаем Вам также познакомиться со следующими материалами:

«Наша цель достигнута, люди говорят о защите животных»: Дмитрий Озерков - о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже (Бумага)

Открывшаяся в Эрмитаже выставка бельгийского художника Яна Фабра, который прославился своими скандальными перформансами, породила волну возмущения в Рунете: люди были шокированы присутствием на выставке чучел животных.

После открытия экспозиции три недели назад в соцсетях появились тысячи сообщений с обвинениями художника и знаменитого музея в «жестоком обращении с животными».

В частности, люди возмутились инсталляцией с чучелами животных.

Контекст

250-летие Эрмитажа отмечается современным западным искусством

Milliyet 04.07.2014

Скандальная «Манифеста» в Эрмитаже?

Die Tageszeitung 03.07.2014

Выставку в Эрмитаже проверяют на экстремизм

The Independent 08.12.2012

Михаил Пиотровский: Эрмитаж должен открыться современному искусству

Le Monde 15.12.2009 «Только садисты могут повесить чучела животных»

«Посетители пришли полюбоваться картинами, но наткнулись на такой ужас, — возмущается одна россиянка в сети. — Дети в шоке. Только садисты могут повесить чучела животных». «Мертвые животные — не искусство, — пишет другая. — Позор Эрмитажу».

Депутат Виталий Милонов, известный в российском обществе поборник «нравственных ценностей», тоже не остался в стороне и назвал выставку «гадостью».

Представители музея возразили на официальном сайте, что «собаки и кошки в инсталляциях Фабра — бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом дает им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть».

«Современное искусство — вызов, считает директор музея Михаил Пиотровский. — Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

Более 200 произведений до апреля

Более 200 произведений фламандского скульптора Яна Фабра, в том числе фигуры скарабеев, чучела животных и нарисованные шариковой ручкой картины, будут выставляться в Эрмитаже до апреля наряду с классическими образчиками европейского искусства.

Почитатели считают, что художник привнес радикальные перемены в современное искусство, однако его критики недовольны его пристрастием к провокации, как, например, было со швырянием кошек в Антверпене в 2012 году.

Еще тогда перформанс породил страшный скандал, а Фабр был вынужден принести извинения: «Я не собирался хоть как-то навредить кошкам. С ними все хорошо». Некоторые тогда даже грозили ему расправой.

Основанный в 1764 году Эрмитаж является крупнейшим в мире музеем: в его залах выставляется более 60 000 произведений искусства, а в хранилищах их число подходит к 3 миллионам.

«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.

«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.


«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.


Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.