Выставка трупов домашних животных в эрмитаже. "позор эрмитажу" не разделили в музее: в эрмитаже прокомментировали выставку мертвых животных (фото). и эрмитаж разрешил ему показывать такое

21.06.2019

«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.

«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.


«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.


Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.


УБИЙСТВО ПОД ВИДОМ ПЕРФОМАНСА

Скандал вокруг выставки известного бельгийского художника Яна Фабра в Государственном Эрмитаже набирает обороты. Как уже писала «КП», петербуржцев шокировали подвешенные на крюки мертвые зайцы, коты, собака.

По Сети гуляет совсем уж жуткое фото: чучело кота прибито к кресту. Неужели и эту работу привезли в Эрмитаж?

Одной из первых возмутилась певица Елена Ваенга . Она заявила, что у руководства Эрмитажа «не все в порядке с башкой». Депутат Госдумы Виталий Милонов назвал проект «пошлятиной».

А вот этого "произведения" на выставке в Эрмитаже нет. Фото: IPTC.

Можно совершить убийство и сказать, что это перформанс. И найдутся защитники свободы такого искусства. Но если у самого «художника» нет этого ограничителя, то он должен быть у кураторов. Если его нет даже у директора Эрмитажа - тогда действительно должен быть закон, - заявил Батагов .Против выставки Фабра высказался и известный композитор и пианист Антон Батагов.

НЕ ПОНИМАТЬ БУКВАЛЬНО

Между тем, многие деятели культуры не увидели в работах Фабра ничего страшного.

Художник выдающийся, и выставка его в Эрмитаже необходима, - заявил заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

Он также призвал петербуржцев «не понимать искусство буквально».

Интересно, что и в Государственном Эрмитаже отмалчиваться не стали. В ответ на хэштег #позорэрмитажу, здесь запустили свой собственный – #кошкизафабра.

Здесь заявили, что чучела кота, прибитого к кресту, в Эрмитаже на самом деле нет.

Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них. Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали, - это Михаила Пиотровского опубликовано на страничке музея в «Фейсбуке».

По словам Пиотровского, выставка Фабра – напоминание о варварском отношении к животным. И надо не возмущаться, а задуматься. И вообще, мол, если современное искусство кому-то не нравится – это нормально.

Тем временем, свой ответ готовят и зоозащитники. Они планируют провести у Зимнего дворца митинг. А если власти не разрешат, выйдут на одиночные пикеты.Этот ответ многих не устроил. И в выходные неизвестные организовали кибер-атаку на страничку Эрмитажа в «Фейсбуке».

ОФИЦИАЛЬНО

Министерство культуры не согласовывало с Эрмитажем выставку Яна Фабра

«Выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты» вызвал широкий резонанс. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их художественное решение и дизайн. Таким образом, согласование с учредителем, в данном случае с Минкультуры России , не является обязательным. Такое доверительное отношение позволило реализовать высокохудожественные проекты, в том числе проведенные совсем недавно выставки произведений Серова , Айвазовского , Рафаэля. Выставка «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты» - скорее исключение, подтверждение того, что все формы публичного представления - это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ», - пояснили «КП » в Министерстве культуры.

Записала Александра СОТНИКОВА.

Открывшаяся в Эрмитаже выставка бельгийского художника Яна Фабра, который прославился своими скандальными перформансами, породила волну возмущения в Рунете: люди были шокированы присутствием на выставке чучел животных.

После открытия экспозиции три недели назад в соцсетях появились тысячи сообщений с обвинениями художника и знаменитого музея в «жестоком обращении с животными».

В частности, люди возмутились инсталляцией с чучелами животных.

Контекст

250-летие Эрмитажа отмечается современным западным искусством

Milliyet 04.07.2014

Скандальная «Манифеста» в Эрмитаже?

Die Tageszeitung 03.07.2014

Выставку в Эрмитаже проверяют на экстремизм

The Independent 08.12.2012

Михаил Пиотровский: Эрмитаж должен открыться современному искусству

Le Monde 15.12.2009 «Только садисты могут повесить чучела животных»

«Посетители пришли полюбоваться картинами, но наткнулись на такой ужас, — возмущается одна россиянка в сети. — Дети в шоке. Только садисты могут повесить чучела животных». «Мертвые животные — не искусство, — пишет другая. — Позор Эрмитажу».

Депутат Виталий Милонов, известный в российском обществе поборник «нравственных ценностей», тоже не остался в стороне и назвал выставку «гадостью».

Представители музея возразили на официальном сайте, что «собаки и кошки в инсталляциях Фабра — бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом дает им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть».

«Современное искусство — вызов, считает директор музея Михаил Пиотровский. — Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

Более 200 произведений до апреля

Более 200 произведений фламандского скульптора Яна Фабра, в том числе фигуры скарабеев, чучела животных и нарисованные шариковой ручкой картины, будут выставляться в Эрмитаже до апреля наряду с классическими образчиками европейского искусства.

Почитатели считают, что художник привнес радикальные перемены в современное искусство, однако его критики недовольны его пристрастием к провокации, как, например, было со швырянием кошек в Антверпене в 2012 году.

Еще тогда перформанс породил страшный скандал, а Фабр был вынужден принести извинения: «Я не собирался хоть как-то навредить кошкам. С ними все хорошо». Некоторые тогда даже грозили ему расправой.

Основанный в 1764 году Эрмитаж является крупнейшим в мире музеем: в его залах выставляется более 60 000 произведений искусства, а в хранилищах их число подходит к 3 миллионам.

Опубликовано 12.11.16 11:02

Министерство культуры отмежевалось от скандальной выставки мёртвых животных в Эрмитаже.

В Эрмитаже призвали смотреть на мертвых животных на крюках, как на мягкую игрушку"

Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков прокомментировал скандальную выставку современного бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты", на которой посетители могли лицезреть подвешенных на крюках чючела мертвых животных.

Сложно гадать о том, что хотел сказать автор, глядя на картины в Интернете. Нужно прийти инткббээ на выставку и понять, о чём эта выставка. Автор хотел сказать много чего, разговор о смысле искусства старого, разговор об эрмитажной коллекции, разговор о социальных проблемах, которые есть во всём мире. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как всегда это бывает. Дело в том, что когда вы говорите "трупы", вы сразу говорите другую историю. Есть слово "чучела", есть слово "мягкая игрушка" и совершенно разные слова. Когда вы говорите "трупы", вы вносите определённый контекст. Слово "трупы" не соответствует действительности. Если вы придёте в Зимний дворец Петра, вы увидите чучело домашней собаки Петра, которое выставлено на экспозиции. Почему чучело собаки Петра никого не волнует, а бродячие собаки волнуют, — рассказал в интервью Лайфу Озерков.

По его словам, «трупы умученных животных» преподносят детям как «современность». Депутат также высказал недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются музеем «как им хочется», одннако на вопрос, нужно ли посетителям бойкотировать резонансную выставку или организаторам стоит закрыть её, четкого ответа не дал.

«Это не гаражик и не банька отдельных людей. Это государственный музей. Это значит, что выставка должна служить интересам государства», - считает Милонов.

Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «