Основы рисования маслом для начинающих. Как начать рисовать масляными красками? Что должен знать живописец

20.06.2020

Масляными красками были написаны величайшие шедевры, именно им отдавали, и до сих пор отдают, свое предпочтение мастера живописи и знаменитые художники. Но работа с такими красками имеет свои уникальные особенности и своеобразные отличия по техникам. Поэтому у многих начинающих художников возникают некоторые сложности в написании картин. В этой статье попробуем разобраться, как рисовать масляными красками, какие они бывают, а также рассмотрим несколько техник в живописи маслом.

В специализированных магазинах масляные краски представлены в большом ассортименте, есть множество марок, под которыми выпускаются в продажу такие художественные товары. В чем особенность масляных красок?

В состав входят различные пигменты: минеральные, органические, синтетические и земляные. Те же компоненты присутствуют и в составе других видов красок, будь это акриловые или акварельные.

Масляные краски отличаются от других связующим компонентом — это масло льняного семени. Именно оно дает яркость и насыщенность цвета, и именно из-за него такие краски долго сохнут. Но зато свежий слой масла, нанесенный на холст, поддается изменениям, то есть можно неоднократно корректировать рисунок и накладывать новые слои поверх старых.

Еще одна особенность масляных красок состоит в том, что их разбавляют не водой, а специальным растворителем, в качестве которого тоже применяется растительное масло. Такой разбавитель продается в художественных магазинах, что и сами краски.


Каких видов бывают?

В каждом специализированном магазине можно найти краски трех видов:

  • Высокохудожественные. Это краски, которые приобретаются профессионалами своего дела. Состоят только из качественных компонентов, поэтому имеют высокую стоимость. Но для хорошей картины нужны хорошие краски, которые со временем не потеряют свой блеск и не поменяют цвет.

Статья по теме: Особенности выбора и применения красок по стеклу и керамике

  • Студийные. Пользуются не меньшим спросом, чем первый вариант, хорошо ведут себя на холсте. Подходят как для профессиональных, так и начинающих художников.

  • Эскизные. Больше подходят новичкам в художественном деле, так как за низкую стоимость можно приобрести достаточное количество красок и выбрать свою технику нанесения.

Производители масляных красок располагаются во многих странах мира. Художники со стажем уже подобрали для себя те варианты, которые подходят для работы. Многие комбинируют свои наборы из разных фирм, что также допустимо.

Еще масляные краски делятся на прозрачные и непрозрачные. Последние по своей структуре более плотные и поэтому не пропускают через себя свет. На каждой упаковке должны присутствовать специальные обозначения. Например, обозначение «*» говорит о стойкости и долговечности краски на холсте. Чем больше таких символов на краске, тем дольше прослужат готовые полотна. Самые лучшие краски имеют срок более 100 лет.

Символ в виде закрашенного черного квадрата обозначает, что краска не прозрачная, если на половину – то полупрозрачная.

Пигменты, которые дают краске тот или иной цвет, можно разделить на органические и неорганические. Первый вид дает более яркие оттенки, а второй натуральные цвета. При хорошем соотношении пигментов производители добиваются красивых и качественных оттенков.

Для производства масляных красок обычно используют льняное масло импортного производства, так как лен, растущий не на территории Российской Федерации, обладает уникальными свойствами, благодаря которым, художественные краски имеют свои уникальные качественные характеристики.

На видео: как выбрать краски для живописи маслом.

О техниках рисования

Подготовка к творчеству не занимает много времени, тем более, что в современных магазинах искусства можно приобрести все самое необходимое для работы. Уже натянутые и загрунтованные холсты можно найти любого размера — от самого маленького до огромного.

Картина, написанная масляными красками, очень эффектно смотрится. Мазки, накладываемые художником, выглядят будто отдельно друг от друга. Многие думают, что живопись маслом довольно простое занятие, но это совершенно не так. Попробуем разобраться, как научиться рисовать масляными красками.

Статья по теме: Каких видов и форм бывают кисточки для рисования и как их выбрать?

У каждого мастера существует своя техника рисования, которая отличается своими особенностями. Стандартными можно выделить:

  • многослойное наложение;
  • алла-прима – один слой.

Исполнение многослойного наложения – это очень сложная техника, при которой нужно быть максимально осторожным, зная все свойства и характеристики маслянных красок. Необходимо работать в одном стиле и не разбавлять краску, чтобы быстрее закончить работу. Разбавленный состав может выглядеть на полотне более матовым и тусклым, чем остальные детали. При такой технике на всю работу уйдет не один и не два тюбика краски.

При наложении одного слоя необходимо помнить, что краска может сжаться, и на картине появятся трещины. Художники в этом случае дают первому слою полностью высохнуть и пишут второй. Многие мастера чаще пользуются этой техникой, так как расход материала ниже.

Основные правила

Итак, учимся рисовать маслом. Какие правила нужно соблюдать:

  1. Обязательным условием написания любой картины является свет. Только правильно выставленное освещение позволяет добиться нужного эффекта.
  2. Художники начинают свою работу с контура будущей картины. Для этого хорошо подойдет уголь. Его можно легко стереть тряпкой и нарисовать заново неполучившийся элемент. Линии, которые нарисованы углем, необходимо закрепить на холсте.
  3. На картине все тона и тени получаются путем постоянного смешивания цветов. Нужно четко понимать, какие цвета нужно смешать, чтобы добиться того или иного оттенка.
  4. Мастера начинают писать свою картину с самых ярких элементов композиции. То есть, сначала нужно выделить самый темный элемент и самый светлый. Далее можно начать и все остальные детали.
  5. Как только основной набросок сделан, можно переходить к прорисовке. Но не стоит заострять свое внимание на одном элементе. Необходимо постепенно задействовать весь холст.
  6. Художники рекомендуют брать белил гораздо в больших объемах, чем краски других цветов, так как они используются чаще.
  7. Готовая картина сохнет в течение трех дней, поэтому можно делать поправки на холсте на следующий день после завершения работы. Не получившееся место можно снять шпателем. Это не навредит ни холсту, ни всей картине в целом. Работа останется такой же прочной.
  8. Для начинающих мастеров и любителей, пользоваться профессиональными красками невыгодно, так как у новичков в основном будут нарисованы эскизы.
  9. Для масляных красок необходимо подготовить специальное место для хранения. Что нужно для рисования (краски, кисти, холст, палитра) должно быть в одном месте, и при первой же необходимости их можно взять и использовать.
  10. После полного высыхания полотна нельзя поверхность протирать грязной тряпкой и трогать ее руками. Это может навредить внешнему виду общего рисунка.

Поэтапное рисование масляными красками выглядит примерно так.

Как правильно рисовать свои первые картины подскажут художники, которые могут похвастаться большим рядом полотен. Для рисования маслом на холсте существуют определенные техники рисования. Начинающему художнику нужно начать работать под присмотром опытного преподавателя. Как только написанные рисунки станут получаться, и будут выявлены свои методики, можно рисовать маслом самостоятельно.

Статья по теме: Техника росписи акриловыми красками по ткани

На чем писать масляными красками и как начать рисовать могут подсказать и продавцы магазинов художественных принадлежностей. Существует много школ, где люди любого возраста учатся писать живопись. Учитесь рисовать только у хороших мастеров живописи!

Мастер-классы по рисованию маслом (2 видео)

Картины поэтапно (23 фото)




























Добрый день! Меня зовут Анастасия, я художница. Мой мастер-класс по рисованию пастелью уже был в сообществе , а сейчас подвернулся случай показать другую технику, живопись масляными красками.
Ко мне обратилась подруга с желанием сделать, в подарок маме, маленькую картину Камиля Коро. Подруга не художница, занималась когда-то в детстве в художественной школе, но это было давно. Мне, как художнику кажется, что рисовать просто, и я была уверенна, что картина получится. Я предоставила все художественные материалы, и только делала подсказки. Вот, что у нас получилось. По моему, очень не плохо для начинающего!

Возможно, ни раз прогуливаясь по музею, вы думали, как же написаны все эти прекрасные старинные картины, разглядывали мазочки и тонко сделанные детали. И наверное, любой начинающий может попробовать сделать копию любимой картины. Ведь раньше, копирование рисунков и живописи старых мастеров входила в один их главных предметов художественного учебного заведения. Часто я вижу, что начинающие рисовальщики копируют какие-то современные картинки из интернета, которые не имеют никакой художественной ценности. А наблюдение и повторение старых мастеров воспитывает вкус и глаз начинающего и принесут гораздо больше пользы.
Сегодня я предлагаю посмотреть, как мы работали. Может быть, кто-то узнает что-то новое. Назовем наше задание "Вольная копия" картины Камиля Коро. Вольная копия, потому, что мы убрали изображения фигурок, так как для начинающего рисовальщика, эта деталь может показаться сложной и потому, что конечно, это не копия в полном смысле этого слова!



Нам понадобится:
1. Разбавитель
2. Масло льняное (уплотненное желательно) Если масло уплотненное, то оно будет действовать, как лак и краска будет быстрее сохнуть.
3. Кисти: Колонок, Синтетика, можно белку взять, но она слишком мягкая.
4. Палитра.
5. Подрамник с холстом. Мелкозернистый холст.
6. Краски масляные. Перечисляю примерную палитру, которая подходит для копий.
Белила титановые
Охра светлая
Сиена натуральная
Оливковая зеленая
Ультрамарин
Кость жженая
Марс коричневый светлый или Ван дик или умбра натуральная
Охра красная
7. Мастихин или лезвие. (Не обязательно)
8. Муштабель или любая другая палка. Для чего он нужен, на фото ниже.При мелкой работе, чтобы рука была более уверенной, удобно опереться на муштабель

И так, рабочее место должно быть удобным. Можно распечатать картинку которую вы будете копировать, можно работать с монитора. На мониторе удобнее, потому, что можно увеличить какую-либо деталь.


Картинку можно выбрать любую, нам нужна была именно данная работа. Еще интереснее взять ту работу, которую вы можете увидеть в местном музее, ведь разглядывая картину в живую вы увидете много мелочей, которых не видно на картинке.

Как перевести рисунок:
1 способ. Нарисовать на холсте, как видите. Только не графитным карандашом, лучше пастельным. Графит может мигрировать потом через краску.
2 способ. Распечатайте картинку в нужном размере. С обратной стороны листа заштрихуйте поверхность темной пастелью, соусом, разотрите ваткой. Либо можно взять масляную краску и не очень густо, закрасить лист. Получается копирка. Переведите рисунок, основные линии веток, объемы листвы, не нужно переводить каждый листочек и камушек, это все равно будет закрашено.

1.


Когда рисунок переведен, можно обвести его акварелью.
2.

Делаем имприматуру. Старые мастера не работали на белых холстах. Если будете в музее, обратите внимание на картины, там часто можно разглядеть подкладку. В разных живописных школах цвет имприматуры был разным. Например, у голландцев красноватый, у Рубенса оливковый, у кого-то кориченватый. В нашей картине мы решили сделать нейтральный оливковый.
Берем Охру светлую+Белила+Кость жженую., можно добавить чуть оливковой.

3. Смело наносим слой краски.Рисунок должен прочитываться

4. Когда имприматура нанесена, ждем высыхания. У нас холст сох дней 5. Нужно потерпеть.

5.Основные краски на палитре. В масленку разводим разбавитель с льняным маслом 1:1

6. Начинаем работать с темных участков.

7.Постепенно набираем массу листвы.

8. намечаем задний план.

9. вводим цвет неба.

10. Закладываем тон травы на переднем плане.

11. Смотрим на картинку в целом, без деталей, так, как это показано на размытой фотографии И пытаемся повторить. Чем вернее повторите тональные пятна, тем работа будет лучше.

12. Когда основные тональные отношения заложены, можно внимательно прорабатывать детали, ветки, просветы листвы, траву..

13. не забывайте про муштабель! Без него можно смазать рукой вашу живопись.

14. Если на картине получились частички краски, волоски от кисточки, то их можно аккуратно снимать лезвием или мастихином.

15. Продолжаем делать детали.

16. Мы решили закончить работу на данном этапе. Сделали за два сеанса по 4 часа. Не включая времени на имприматуру и перевод рисунка.

17. Совет по сохранению кистей в приличном виде)))
- Если работаете колонком, синтетикой, то удобно помыть кисти в разбавителе а потом окунуть в машинное масло. Только именно машинное, оно не сохнет и кисти будут держать свою изначальную форму.
- Для других кистей есть хороший дедовский способ. Помыть хозяйственным мылом и завернуть в газетку. Кисти будут всегда сохранять ровную форму лопатки.


Спасибо, что поработали вместе с нами! И успехов вам!

Неделю назад Юлия Скрипник - редактор платформы МИФ.Творчество прислала мне сообщение: «Настя, привет! Сможешь на следующей неделе сделать статью с выполнением упражнения по Урокам классической живописи ?». Я ответила, что сделаю, а в голове закрутился тысяча и один страх творческого человека:

«Я не умею рисовать маслом. Я в последний раз брала масляные краски в руки несколько лет назад, да и не сказать, что этот опыт был удачный. Вдруг у меня совсем ничего не получится и я только испорчу холст».

Отодвинув страхи, я приступила к изучению книги. Безусловно, в бумажном виде, просто потому что ее запах сам по себе является вдохновляющим.

Книга разделена на 4 главы и в каждой из них есть несколько уроков. Я планировала прочесть книгу до последней страницы и потом выбрать, какой из уроков я буду выполнять. Однако, новых знаний и вдохновения было столько, что уже на 48 странице я достала из коробки масляные краски, разбавитель и забралась в гардероб в поисках старой отжившей свое футболки. Причем тут футболка? Читайте дальше 😉

Урок 2, который мы и с вами будем изучать, посвящен имприматуре с вытиранием. Я тоже не знала что это, пока не приступила к чтению книги, и это нормально.

Импримату́ра (от итал. imprimatura - первый слой краски) - термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта.

Вы наверняка видели работы, выполненные при помощи этой техники.



Материалы:

  • Материалы для рисования - бумага и карандаш, или уголь, если вы собираетесь рисовать сразу на поверхности
  • Загрунтованная поверхность - деревянная поверхность или холст
  • Палитра
  • Масляная краска натуральная умбра. Можно взять натуральную сиену или землистый зеленый - экспериментируйте с цветами
  • Титановые белила или быстросохнущие, например, алкидные . Они удобны тем, что высыхают за ночь
  • Льняное масло (по желанию)
  • Хлопчатобумажная тряпка - подойдет рваная футболка (бумажные салфетки использовать не рекомендуется)
  • Большая щетинная кисть

Выше я перечислила материалы, которые рекомендует автор «Уроков классической живописи» - Джульетта Аристид. Я соблюдала не все эти рекомендации. Не всегда под рукой может оказаться «тот самый» материал, не стоит из-за этого отказываться от творческих экспериментов.

Первый этап: постановка натюрморта

Затем время приступать к рисунку. Я выполняла его сразу на холсте карандашом, однако, автор рекомендует сначала выполнить его на бумаге, а потом переносить с помощью кальки. И это хороший совет, потому что попытка использовать ластик на холсте чревата образованием «грязи». Еще я не зацикливалась на рисунке, потому что цель этого урока тональный подмалевок.

Прежде чем приступит к имприматуре с вытиранием, стоит проверить, как поверхность холста или деревянной панели впитывает краску. Некоторые виды дешевого акрилового грунта хорошо удерживают краску, вытереть ее до цвета поверхности будет сложно. Если вам попался такой грунт, можно предварительно покрыть всю поверхность очень тонким слоем льняного масла.

А теперь самое интересное! Нужно покрыть тонким слоем холст, интенсивно растушевывая краску жесткой достаточно большой щетинистой кистью. Автор рекомендует не бояться слишком темного цвета и не разбавлять краску, поскольку иначе слой выйдет слишком тонким, но я подумала, что мои краски давно лежали без дела и загустели, потому добавила растворителя, и это действительно было ошибкой.

Совет из книги: Если картина слишком большая и сложная, чтобы дописать ее за один сеанс, процесс можно разбить на этапы (например, первую половину за один день, а вторую - за другой)

Приступаем в к вытиранию. Сквозь слой масла просвечивает контур рисунка, поэтому это не сложно. Нужно постоянно перехватывать тряпку, чтоб использовать чистые части. Для больших участков удобно вытирать краску указательным пальцем, а для мелких элементов я обернула тряпку вокруг апельсиновой палочки.

Вытираемый подмалевок может быть закончен после 4 этапа, но если добавить темные и светлые акценты, работа приобретает более законченный вид. Поэтому методом лессировки я добавила белила и темным цветом углубила тени.

Работа готова! Допущено несколько явных ошибок, джинсы испачканы в краске, но главное - получено невероятное удовольствие от победы над своими страхами.

Раньше я боялась книг о классической живописи, мне казалось, что они созданы как минимум для студентов профильных ВУЗов, но оказалось - это совсем не так.

Призываю и вас не бояться! Попробуйте что-то новое, выйдете за рамки привычных материалов и техник.

Искусство живописи - это обширный пласт мировой культуры, уходящий корнями в доисторический период. В эпоху палеолита на стенах пещер, в которых жили первобытные люди, стали появляться рисунки, изображающие животных и птиц. Характерно, что примитивные контуры, выведенные золой, глиной или мелом, всегда изображали животных, которые могли быть объектом охоты. Если изображались люди, то это обязательно были охотники.

Буйволы и мамонты

Более осознанная живопись, и уже в некотором смысле красочная, появилась позже, в 12-10 веках до нашей эры. Например, буйвол изображался охрой, случайно найденной пещерным художником, а его рога и копыта - углем, залежи которого в те времена были повсюду.

Масляные краски для живописи в крайне примитивном варианте стали появляться в 10-7 веках до нашей эры. Спектральный и химический анализ определил наличие природного пигмента в составе рисунков на базальтовых камнях. Несколько изображений были нарисованы красками, в составе которых присутствовали яичный желток и белок.

Как и чем рисовать?

Тем не менее подлинно художественные работы масляными красками появились только в 15 веке нашей эры. Искусство живописи обрело материальную основу. Масляные краски стали широко использоваться художниками благодаря стараниям голландца Яна ван Эйка, который активно их пропагандировал и даже создал целую теорию на тему "Как рисовать масляными красками".

Случай в музее

Голландская, или фламандская, школа живописи - это одна из самых тонких художественных методик. Каждый мазок кисти мастеров 15-16 веков отличается небывалой натуралистичностью. Когда в 1984 году в музее Пушкина в Москве выставлялась фламандская живопись, натюрморты и пейзажи, то для оценки полотен собралась экспертная группа художников. Одно из полотен вдруг привлекло всеобщее внимание. На картине была изображена ваза, которая стояла на кухонном столе с букетом свежесрезанных цветов. На столешницу с одного из цветков упала капля росы. Она была настолько реалистично изображена, что руководитель группы задал вопрос всем присутствующим художникам: "Ваше мнение, как вы видите уровень техники?" Живописцы ответили: "Капля настолько реальна, что ее хочется смахнуть рукой…"

Капля росы, изображенная фламандским художником, не высохла за шестьсот лет. Может быть, благодаря таким каплям искусство живописи вечно.

Масляные краски для живописи

Современный набор цветов в художественной палитре содержит около двадцати наименований:

  • красный кадмий;
  • титановые белила;
  • синий кобальт;
  • фуксин стойкий;
  • желтый кадмий;
  • синий ультрамарин;
  • лимонный кадмий;
  • краска розовая;
  • краска ярко-красная;
  • виридоновая зелень;
  • алый кадмий;
  • лазурь;
  • светло-желтая охра;
  • оранжевый кадмий;
  • краска розовато-лиловая;
  • светло-зеленый кадмий;
  • индейская желтая;
  • сажа газовая;
  • диоксин лиловый;

Как рисовать масляными красками, чтобы изображение было сочным и выразительным? Разумеется, необходим опыт, который приходит не сразу. Но первые шаги уже можно сделать сейчас, и для этого нужно приобрести кое-какие принадлежности.

Где купить?

В специализированных арт-магазинах продаются разнообразные комплекты и наборы для художественного творчества. Масляные краски для начинающих в малом наборе можно купить сравнительно недорого, их будет достаточно для рисования простых картин. Лучше всего осваивать основы живописи с изображения каких-либо предметов. Это может быть ваза с фруктами, желтое яблоко с красным бочком, разрезанный арбуз или гроздь винограда. Фруктово-овощная тематика начинающим художникам удается лучше всего.

Как рисовать масляными красками, если помимо них под рукой ничего нет? Конечно же, для работы нужен холст или картонный лист подходящего размера. Их можно приобрести в том же художественном магазине, а заодно разбавитель и несколько художественных кистей. Холст для масляных красок может продаваться уже готовым к работе, покрытым специальным грунтом или в виде куска ткани грубой выработки, которую придется самостоятельно грунтовать. Если у вас нет опыта работы с грунтовым покрытием, то лучше купить готовый холст, уже натянутый на подрамник.

Кисти для рисованиябывают нескольких типов по размеру, качеству волоса и жесткости. Каждый вид предназначен для определенной работы. Широкие и твердые годятся для нанесения фона, кисти помягче выполняют более ответственную работу по прорисовке деталей изображения. А тонкие нужны для окончательной отделки, нанесения самых мелких штрихов.

Сколько купить?

Художественные наборы, в которые входят кисти для рисования, могут стоить достаточно дорого, но покупать их не следует, поскольку использоваться будет лишь малая часть комплекта, а остальное - лежать без дела. Для начинающего художника нужны кисти в количестве 3-5 штук разного фасона. Это широкий флейц, две кисти среднего размера (номер 2 и 3) и пара кисточек номер 1 и 0. В таком наборе можно нарисовать что угодно: от натюрморта или пейзажа до портрета любимой собаки. Хотя портрет масляными красками - это очень тонкая работа, и справиться с ней удастся, только набравшись опыта.

Существует несколько методик живописи, следуя которым можно добиться успеха. Техника рисования масляными красками сложна и многообразна. Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо создавать множество оттенков, смешивая цвета. Причем с первого раза угадать нужное сочетание не может даже опытный художник. Работа по созданию картины строится на постоянном исправлении первоначально полученного тона. Это увлекательный, но достаточно непредсказуемый процесс.

Что требуется от художника?

Как рисовать масляными красками, чтобы с первого раза достичь хорошего результата? Прежде всего от художника требуется усидчивость. Кроме этого необходимы хотя бы начальные навыки, так называемые азы в живописи. Масляные краски, мастер-класс по рисованию которыми научит вас обращаться с ними, в процессе изучения становятся понятными и удобными в работе.

Обучение

Как наилучшим образом использовать масляные краски? Мастер-класс первого этапа предлагаем для начинающих.

После того как натянут холст на подрамник, его необходимо загрунтовать. Это нужно для того, чтобы краски не впитывались в тканевую структуру, а ложились ровным слоем по всей поверхности холста.

Самый простой, но достаточно надежный грунт - это смесь клея ПВА (поливинилацетатная дисперсия) с водоэмульсионной краской для отделочных работ. Пропорция должна быть в равных долях, 1:1, смесь нужно хорошо размешать и перед тем, как наносить на холст, разбавить небольшим количеством воды до консистенции густых сливок. После этого можно покрывать грунтом поверхность будущей картины. Как только грунтовка высохнет, проверяем ее легким касанием пальцев на прилипание. Если не липнет, значит, холст готов к работе.

Следующий этап

Далее нужно на холст нанести фон. Это может быть фоновый рисунок или однотонное закрашивание определенной части картины. Для этой работы можно применить плоские жесткие кисти или мастихин - металлическую лопатку грушевидной формы. Этим инструментом удобно наносить краску тонким равномерным слоем, а затем сделать покрытие как можно тоньше, чтобы не пришлось слишком долго ждать просыхания. Как известно, масляные краски высыхают очень медленно, этот процесс может растянуться и на месяц, и на два. Поэтому нужно быть готовым к длительному перерыву в работе.

Фоновое покрытие высохло, можно приступать к следующему этапу

На очереди - нанесение контуров эскиза. Это выполняется карандашным грифелем, если фон картины светлого тона. По темному фону контуры можно разметить остро заточенным белым мелком. В любом случае необходимо очертить все контуры перед тем, как начнется процесс рисования масляными красками.

В случае если на картине должно изображаться несколько предметов, то нужно начинать с самого большого. Например, это керамический кувшин с ручкой, а вокруг него расставлены четыре чашки. Рядом с ними находится небольшая вазочка со сливами, а за ней - несколько конфет, рассыпанных прямо на скатерти. Этот сюжет предполагает использование нескольких цветов масляных красок: коричневой, темно-синей, черной, желтой, красной и белой.

Тени как часть рисунка

Поскольку рисунок начинается с кувшина из керамики, то на палитру выдавливается немного коричневой краски, которую необходимо развести до нужной консистенции. Готовую краску можно набрать на кисточку и сделать первые мазки. После того как будет нарисован кувшин, его следует оттенить. Для этого потребуется та же коричневая краска, но более темная. В уже имеющуюся добавляем немного черной и размешиваем. Затем наносим тени, это нетрудно, нарисованный кувшин сам подскажет, где должны быть темные полосы.

Кувшин готов, приступаем к следующей части рисунка, чашкам. Они тоже керамические, и, таким образом, задача упрощается. После того как все чашки изображены, они также оттеняются. Нужно следить за направленностью теней, так как условный свет на картине падает и на кувшин, и на чашки под одним и тем же углом. Соблюдение правила углового освещения - это одна из основ живописного искусства.

Стекло или фаянс

Следующий этап - это вазочка со сливами. Здесь возможны определенные сложности в изображении. Вазочку не следует рисовать стеклянную, поскольку стекло дает множество оттенков, где-то оно прозрачное, где-то затемнено. Изобразить эти нюансы будет достаточно проблематично. Нарисовать вазочку лучше фаянсовую, которая потребует элементарных теней и не более того.

Со сливами тоже все просто, главное - изобразить их в таком ракурсе, как будто они частично закрывают друг друга. Если рисунок делается с натуры, то это задача несложная.

Последние штрихи

Темно-синяя краска наиболее подходит для изображения слив. В местах их соприкосновения необходимо тонкими изогнутыми линиями это обозначить. Обязательно нужно нарисовать черенки слив, они подчеркнут мысль художника. Но естественно, черенки должны быть не у каждой сливы, всего их следует изобразить пять-шесть, не более.

И последние "персонажи" - это конфеты. Здесь главное - очертить правдоподобные контуры, а раскрасить обертки можно как угодно. После того как картина будет закончена, она должна высохнуть. Полотно лучше поставить куда-нибудь в уголок, лицом к стене и время от времени проверять.

Живопись маслом. Основы. Уроки Билла Мартина для начинающих.

Есть вещи, которые Вы должны знать, прежде чем начать писать маслом.
Все краски – это смесь сухого пигмента и жидкости. В масляных красках красящий пигмент смешивается с льняным маслом. Льняное масло – это масло, высыхающее в процессе окисления воздухом. Оно впитывает кислород из воздуха и кристаллизует пигмент краски на постоянной основе. Когда масло высыхает, его невозможно удалить.
Масляные краски густы. Они производятся в тубах. Краски выдавливают на палитру, и смешивают при помощи мастихина для получения новых оттенков. Затем они наносятся на вертикально расположенный холст жесткими упругими кисточками.
Масляные краски сохнут очень медленно. Обычно нужно ждать три дня, прежде чем положить следующий слой. Такое длительное время высыхания является одновременно и преимуществом и недостатком. Большое преимущество в том, что у Вас будет время на осмысление того, что Вы нарисовали. Это очень полезно, когда Вы делаете градиентные переходы от одного цвета к другому. Или же, если Вы недовольны тем, что получается, пока краска еще влажная, ее можно соскрести тряпочкой, мастихином или резиновым скребком, и перерисовать.
Недостаток в том, что если положить рядом влажные краски двух разных цветов, они могут смешаться друг с другом неаккуратно. С палитрой, кистями и влажным полотном нужно обращаться очень осторожно, что не измазать себя, одежду, еду и мебель.
С краской можно работать до 12 часов подряд, потом Вы должны оставить работу на просушку на три дня, после чего можно продолжить работу. Когда краски высохли, можно поверх наложить новые цвета. В работе может быть множество слоев. Каждый последующий слой должен быть таким же по толщине или толще, чем предыдущий, иначе возникнут трещины.
После того, как работа полностью высохнет (от трех до шести месяцев), нужно нанести защитный слой дамарского лака.

РИСУНОК.

Сложный рисунок быстро теряется при нанесении масляных красок, поэтому рисунок лучше обозначать простыми фигурами и контурными линиями. Рисунок можно делать прямо на холсте, или же его можно подготовить заранее и перевести на холст.
Когда рисунок наносите сразу на холст, то лучше пользоваться разбавленной краской. Так как это и так краска, Вам не придется изолировать ее от последующих слоев.
Так же можно воспользоваться углем. Угольный набросок надо будет изолировать от следующих слоев фиксажем. Мягкий уголь легче зафиксировать фиксажем, чем прессованный уголь.
Рисунок можно нанести и карандашом на холст. Потом также закрепить фиксажем. Острый кончик карандаша может сделать трещинки в слое грунта, поэтому можно дополнительно нанести еще один прозрачный слой грунтовки. Если Вы нанесли еще один слой грунтовки, фиксаж не требуется.

На фото: баллончик с фиксажем, в коробке – копировальная бумага.
Рисунок для переведения через копирку лучше подготовить на тонкой кальке, тогда его будет легче перевести. Прикрепите рисунок к холсту. Переведите его при помощи копировальной бумаги. Обведите свой рисунок с подложенной копиркой. Пользуйтесь при этом шариковой ручкой контрастного цвета, чтобы видеть, какие участки Вы уже перевели и контролировать толщину линий. Нанесенный рисунок также должен быть закреплен фиксажем или тонким лессировочным слоем прозрачной грунтовки.

ПЕРЕХОД ОДНОГО ЦВЕТА В ДРУГОЙ

Рассмотрим градуированный переход одного цвета в другой. Масляные краски, поскольку они требуют времени для высыхания, позволяют Вам перемещать их по полотну, пока они еще влажные. Именно поэтому маслом гораздо проще делать плавные градации цвета, чем при помощи других красок. Это можно делать любыми кистями. Но лучше всего подойдут плоские кисти, а хуже всего – круглые. Для мелких и крупных растяжек работают одни и те же принципы.


Краски смешиваются на палитре и наносятся на свои предполагаемые места на холсте. Затем кистью водят туда-сюда в перекрестной манере между двумя градациями цвета, пока не будет получен удовлетворяющий Вас результат. Затем проводят параллельные мазки для окончательной обработки участка. Работают чистой кистью от темного цвета к среднему, и затем, опять чистой кистью от светлого цвета к среднему.


(А) В этом примере мазки кистью ВСЕГДА располагаются перпендикулярно к блику. Двигаясь кистью по кругу, стараемся мазки делать перпендикулярно к блику, соответственно, получаем форму мазков скрученной кисти.
(В) В зависимости от расположения основных цветов растяжки, создается представление о плоскости, в которой расположена поверхность. Заметьте, как располагаются оттенки, чтобы изобразить плоскую поверхность (слева) и выгнутую поверхность (справа).

СОЗДАЕМ ФОРМЫ

Все формы создаются из пяти основных форм. Эти формы: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик, баранка). Части этих форм образуют любые предметы, которые мы видим. Представьте половинку цилиндра на кубе – и Вы получите форму американского почтового ящика. Половинка шара и конус дадут Вам форму слезы, елка – это конус, дуб – это полусфера (пол-шара), а цилиндрическая кружка имеет обычно ручку в виде половинки тора (бублика).


Светотень создает форму. Каждая из этих форм имеет четко определенные локации света и теней. Сферу характеризуют серп и овалы. У конусов треугольная освещенная часть и в тени все остальное. Кубы и плоские поверхности содержат растяжки (градиентный переход света в тень).
Цилиндры состоят из полосок. Тор – из полумесяцев и полосок.
Вогнутые варианты этих форм имеют такую же светотень, но без рефлексов.
Если Вы научитесь рисовать эти пять форм, Вы сможете рисовать все.

Шар (сферу) определяют полумесяцы и овалы. Шары рисуют серповидными и скрученными мазками кисти.


Конусы состоят из треугольников света и тени. Конусы пишут треугольными мазками кисти.


Цилиндры состоят из полосок света и тени. Цилиндры пишут параллельными мазками кисти.

Кубы и любые плоские поверхности подчиняются одним правилам. Градуированный переход от света к тени. Если изображаемая поверхность параллельна полотну, то она изображается одним ровным тоном. Куб – это сочетание пересекающихся плоскостей. Каждая сторона куба содержит растяжку светотени. Куб рисуется параллельными мазками кисти.

Тор содержит аспекты двух других фигур. У него есть полоски света и тени, как у цилиндра, в центре, и полумесяцы, как у сферы, по краям. Тор пишется при помощи скрученных мазков и серповидных мазков.


Здесь Вы видите, что для передачи формы объекта нужно пользоваться светом и тенью, а не линиями контура. Свет может сбивать Вас с толку, поэтому сначала попытайтесь увидеть форму объекта, а уже потом – как именно свет ложится на эту форму.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ


Радуга дает нам примеры чистых цветов, которые нас окружают в мире. Цвета радуги по порядку: красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, фиолетовый. Когда эти цвета оформлены в круг, мы получаем «цветовой круг». Цветовой круг – необходимая вещь при сопоставлении цветов.


Круг расположен так, чтобы желтый, самый яркий светлый цвет, оказался вверху, а фиолетовый, самый темный – внизу. Сверху вниз, справа, идут желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый. Эти цвета называются теплыми.
Сверху вниз, по левой стороне, идут желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий и сине-фиолетовый. Эти цвета называются холодными.

Дополнительные цвета.


Любые ДВА цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ цветами. Красный и зеленый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу, так как расположены напротив друг друга на цветовом круге. Желтый и фиолетовый также являются дополнительными по отношению друг к другу. Желто-зеленый и красно-фиолетовый – дополнительные цвета. Дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Дополнительные цвета при смешивании на палитре нейтрализуют друг друга. На этой табличке дополнительные цвета находятся на противоположных концах шкалы напротив друг друга. Если мы будем двигаться по этой шкале к середине, то придем к нейтрально-серому цвету, наименее насыщенному из всех.

Все цвета имеют оттенки. Чистые спектральные цвета на этой картинке отмечены буквами.
Итак, как мы подбираем цвета, помня все вышесказанное?
Нам нужно лишь ответить на эти три вопроса.
1. Из какого цвета получится нужный нам цвет, где этот цвет располагается на цветовом круге? (имеется в виду спектральный цвет).
2. Насколько он интенсивен? (чем больше добавляем в цвет дополнительного цвета, тем менее насыщенным становится нужный нам цвет).
3. Оттенок (насколько темным или светлым он будет).

Вот как это все работает.


Краски разложены по цветам на палитре.


Подбираем цвет, как у коричневого листочка.
Спектральный цвет будет красно-фиолетовый. Белый добавляется, чтобы совпасть по оттенку. Желто-зеленый, дополнительный к красно-фиолетовому, добавляется, чтобы снизить его насыщенность.


Подбираем цвет зеленого листочка.
Спектральный зеленый. Кадмий зеленый – наш базовый цвет. Он содержит немножко желтизны, поэтому мы снижаем его насыщенность красно-фиолетовым (хинакридоновым розовым). Желто-зеленый и красно-фиолетовый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу.
Белый добавляем, чтобы уточнить оттенок.


Подбираем цвет серебряной изоленты.
Спектральный цвет синий. Белый добавляем для уточнения тональной насыщенности. Оранжевый, дополнительный к синему, добавляем и получаем серый цвет.


Подбираем цвет трехмерного объекта. Кусок мыла.


Сначала подбираем серединку. Спектральный цвет – желто-оранжевый. Совсем маленькое количество дополнительного сине-фиолетового добавляем, чтобы снизить интенсивность цвета. И чуть-чуть белого.


Чтобы получить светлые участки нашего мыла, добавляем к полученному цвету серединки еще белого. Чтобы получить цвет тени, добавим в цвет серединки еще сине-фиолетового.


Итак, цвета мыла подобраны. Обычно, чтобы получить цвет тени на предмете, нужно в основной цвет предмета добавить дополнительный. Для более темных теней используйте основной цвет предмета, но с меньшим количеством белого. В некоторых случаях, добавление дополнительного цвета недостаточно затемняет цвет, вот тогда мы добавляем немного черного.

ТЕНИ

Тени создают свет. Тени делятся на три категории. Первая – это затененная часть предмета, известная просто как ТЕНЬ. Вторая – это падающая тень от предмета, которая образуется о того, что предмет заслоняет собой свет от источника освещения. Третья категория – это тень о соседних предметов.


Теневая часть объекта – это более темная, менее насыщенная версия его основного цвета.
Прямой свет дает темные тени. Рассеянный свет дает менее интенсивные расплывчатые тени.
Отраженный свет в тени (рефлекс).


Свет, попадающий на объект от его окружения, называют отраженным светом или рефлексом. Цвет предметов, которые окружают наш объект, существенно влияет на отраженный свет. Видите зеленый отраженный свет в левом мячике? Обратите внимание на отраженный красный в среднем мячике. Цвет окружения – это неотъемлемая часть всех теней.


Светотеневая насыщенность окружающих объектов так же влияет на отраженный свет. Первый мячик просто висит в воздухе. Второй мячик отражает и белую поверхность. Третий мячик отражает черную поверхность. Светотеневая насыщенность окружающих объектов так же является неотъемлемой частью теней.

Падающие тени.

Падающая тень всегда характеризуется тем, что она самая темная и наиболее сфокусирована у источника тени (у предмета). Падающие тени пишутся более темным, менее интенсивным цветом, чем цвет поверхности, на которую они падают.


Цвет падающей тени всегда содержит дополнительный цвет к цвету освещения и дополнительный цвет к цвету поверхности, на которой лежит тень.
Видите синий оттенок в тени предмета, который освещен оранжевым светом? И оранжевый оттенок в тени предмета, освещенного синим цветом. В тени предмета, освещенного красным светом, есть оттенок зеленого цвета. И обратите внимание на красно-фиолетовый оттенок тени, отбрасываемой предметом, освещенным желто-зеленым светом.
Падающие тени связаны с формой и текстурой.


Падающие тени описывают окружение объекта. Слева стена определяется благодаря падающей тени стакана. Справа тень отображает наличие холмика.


Края тени определяют текстуру поверхности, на которую падает тень.
Травка слева и грязь с камнями справа.

Падающие тени в прямом и рассеянном свете.




Прямой свет (слева) образуется обычно от одного источника света – например, солнце или точечный светильник. Он дает высокую контрастность и насыщенные темные падающие тени.
Рассеянный свет обычно получается от нескольких источников света. Он дает низкую контрастность и нечеткие падающие тени.


Объекты практически без падающей тени ВСЕГДА находятся в рассеянном свете, где они кажутся более плоскими и менее фактурными.

Тени от соседних объектов.


Это темные тени, которые мы видим в местах, где объекты касаются друг друга. Темная линия вокруг закрытой двери, темная линия под кружкой с кофе, темная линия между крепко сжатыми пальцами – это и есть тень от соседних объектов.
Она относительно не зависит от направления освещения. Эти тени в тенях обычно самые темные места рисунка.


Узкая темная полоска под цилиндром слева говорит нам о том, что объекты разделены. Цилиндр справа соединен со своим основанием.

КОНТРАСТ

Используем свет и тени вместе.

Контраст – это соотношение самой светлой и самой темной части объекта или его окружения.

Тоновая шкала.

Слева – высокий контраст, справа – низкий контраст.


Когда объекты имеют высокий контраст, они кажутся нам ближе. Когда контрастность меньше, объекты кажутся нам дальше от нас. Те скалы вдалеке кажутся нам расположенными дальше от нас, их контрастность ниже, чем контрастность ближайшей к нас скалы.


Постепенное насыщение объектов контрастностью делает их зрительно ближе к нам.


По контрасту падающей тени и ее окружения можно определить расстояние.

Низкая контрастность


Объекты в рассеянном свете имеют самую низкую контрастность.


Объекты без падающей тени всегда находятся в рассеянном свете. Если у объекта есть тоновая градация от среднего к темному, у него должна быть падающая тень.


Если объект имеет тоновый переход от среднего к светлому, то он окажется как бы в дымке или тумане.

КОНТРАСТ СОЗДАЕТ ТИП СВЕТА. Высокий контраст соответствует яркому освещению. Низкий контраст соответствует рассеянному освещению, далекому расстоянию и затуманенности.

ТЕКСТУРА

Текстура помогает определить, что именно Вы видите.

Лучше всего текстура видна при переходе света в тень. На гладких объектах блик – это искаженное отображение самого источника света. Чем резче фокус этого отражения, тем глаже поверхность объекта. Стеклянная бутылка имеет более гладкую поверхность, чем алюминиевая, которая, в свою очередь, глаже, чем воск свечи. Мы знаем, как эти объекты фокусируют на себе блик.

На объектах без ярких бликов текстура видна хорошо и определяется переходом от света к тени.

Эти десять объектов расставлены по порядку степени их текстурности.
Заметьте, куда сразу смотрит Ваш глаз, чтобы оценить текстуру объекта.

Мы смотрим на переход света в тень, чтобы определить насколько фактурен предмет.

Текстура в рассеянном свете.

Слева – прямой свет, справа – рассеянный.

Объекты в прямом свете кажутся более фактурными, чем объекты в рассеянном свете.
Бревно и полотенце кажутся более мягкими и сглаженными при рассеянном освещении. Объекты кажутся менее текстурированными при рассеянном свете, потому что переход из света в тень происходит дольше.

ГЛАЗИРОВКА/СЛОИ ЛЕССИРОВКИ

Глазирующие слои накладываются поверх высохшей краски.

Прозрачные слои масляной краски называются глазирующими. Полупрозрачные – это слои лессировки. Для получения лессировки краску разводят в соотношении 1/3 дамарского лака, 1/3 скипидара и 1/3 льняного масла. Глазурь – это тонкий прозрачный слой краски, который кладут на другой высохший слой, чтобы получить оттенок третьего цвhttp://www.kamforum.ru/style_images/1/folder_rte_images/image.gifета. Например, если Вы положите разбавленный хинакридоновый розовый (прозрачный цвет) на синий, Вы получите фиолетовый. Если Вы заглазируете точно такой же цвет, то Вы его усилите. Падающие тени на сложные фактуры очень часто покрывают глазировкой. Глазировка немного затемняет цвет. (Смотрите урок «Краски» про прозрачность и матовость).

Это глазирование.

Например, панцирь жука нужно подзеленить.

Жидкость для глазирования смешивается на палитре с циановым зеленым (прозрачный цвет) пока не достигается необходимая степень прозрачности.

Затем смесь наносится колонковой кисточкой на рисунок в горизонтальном положении. Оставляем сохнуть на ночь. При использовании глазировки Вы можете изменить цвет рисунка, не меняя направление штрихов краски на основном слое.

Лессировка получается при использовании разбавленного матового цвета поверх высохшего цвета другой краски. Лессировочный слой не меняет цвет и является полупрозрачным слоем.

Краска так же смешивается на палитре со смесью для глазирования и наносится на горизонтальную поверхность колонковой кистью.

Белый (матовый цвет) с глазировкой дают нам лучи света. Оставьте сохнуть работу на ночь.
http://demiart.ru/