Ликбез для альт-историков: Александровская колонна. Александрийский столп (Александровская колонна) Как изготавливалась александрийская колонна

20.10.2019

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба , которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года . Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси . Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате » . Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска . Принимая во внимание размеры площади, Монферран не рассматривал варианты скульптурного монумента, понимая, что, не имея колоссальных размеров, он просто потеряется в её ансамбле .

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке , он не имеет даты, по мнению Никитина, проект относится к первой половине 1829 года . Монферран предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента составляла 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами , изображающими события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого .

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному - благодарная Россия». На пьедестале архитектор расположил барельефы (автором которых был тот же Толстой) с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы , венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры .

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Сам проект был тоже сделан «с большим мастерством» .

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre », но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме , Помпея в Александрии и, наконец, парижскую Вандомскую колонну .

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Монферран отказался от использования дополнительных украшений, подобных барельефам , спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна, так как, по его словам, современные ему художники не смогли бы соперничать с древними мастерами, и остановился на варианте колонны с гладким стержнем из гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей) . Пьедестал и базу он скопировал почти без изменения у колонны Траяна .

Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн - вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой её высота составила 47,5 м . В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён императором, спустя несколько дней Монферран был назначен строителем колонны .

Строительство велось с 1829 года по 1834 год . С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта .

Подготовительные работы

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К. А. Глазырин , который сконструировал и построил специальный бот , получивший имя «Святой Николай» , грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (около 1100 тонн) . Для выполнения погрузочных работ были сооружёны пристань и мол (его размеры 50 х 40 м) . Погрузка производилась с деревянной платформы, завершающей мол и совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами , чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.

Деловые качества, необыкновенная смётка и распорядительность Яковлева были отмечены Монферраном. Скорее всего он действовал самостоятельно, «на свой страх и счёт » - принимая на себя все финансовые и иные риски, связанные с проектом. Это косвенно подтверждается словами:

Дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него.

Николай I, Огюсту Монферрану по поводу перспектив после выгрузки колонны в Санкт-Петербург

Работы в Санкт-Петербурге

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой . В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года .

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала. Для установки монолита на фундамент была построена платформа, на которую он был закачен при помощи катков по наклонной плоскости. Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар» .

После того, как под монолит подвели подпорки, работники выгребли песок и подложили катки. Подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки. Камень вкатили на фундамент и точно установили. Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподняли камень на высоту порядка одного метра. Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор

О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу - несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт. Остальные части пьедестала (притёсанные гранитные блоки) устанавливались на цоколь на растворе и с креплением стальными скобами .

Установка колонны

  • По наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки;
  • Другая система блоков находилась на вершине лесов;
  • Большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади.

По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу . В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского .

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши! ». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста :

Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

В честь этого события в том же году тиражом 15 тыс. был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:

АЛЕКСАНДРУ Іму БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третья по высоте из всех монументальных колонн - после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне ; Александровская колонна выше Вандомской колонны в Париже , колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии .

Ствол колонны - самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально , и один из величайших (пятый за всю историю и второй - после Гром-камня - в Новое время) перемещённых человеком монолитов .

Характеристики

  • Общая высота сооружения 47,5 м.
    • Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
    • Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
    • Высота фигуры ангела 4,26 м,
    • Высота креста 6,4 м (3 сажени).
  • Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний - 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
  • Размер постамента - 6,3×6,3 м.
  • Размеры барельефов - 5,24×3,1 м.
  • Размеры ограды 16,5×16,5 м
  • Общий вес сооружения 704 тонны.
    • Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
    • Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием силы собственной тяжести.

Пьедестал

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами , был отлит на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах.

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, показавший себя здесь прекрасным рисовальщиком. Его рисунки для барельефов и бронзовых украшений отличаются «чёткостью, уверенностью линий и тщательностью прорисовки деталей» .

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг , шишаков и щитов , хранящихся в Оружейной палате в Москве , в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку , а также броня XVII века царя Алексея Михайловича , и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда .

По рисункам Монферрана художники Дж. Б. Скотти , В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков выполнили картоны для барельефов в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений - лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Эти изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств , известного любителя российской старины А. Н. Оленина . Однако стиль изображения военной арматуры восходит скорее всего к эпохе Ренессанса .

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева - прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман , которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине - в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.

Колонна и скульптура ангела

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера . Её верхняя часть - прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.

Сама колонна выше Вандомской, а фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на последней. Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия , одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман .

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Монферран без изменений перенес в свой проект пьедестал и базу колонны Траяна, а также нижний диаметр стержня - 12 футов (3,66 м). Высота стержня Александровской колонны была принята на 3 фута меньше, чем колонны Траяна - 84 фута (25,58 м), а верхний диаметр - 10 футов и 6 дюймов (3,19 м). Как в римском дорическом ордере высота колонны составляла восемь её диаметров . Архитектор разработал собственную систему утонения стержня колонны - важного элемента, влияющего на общее восприятие памятника. Вопреки классической системе утонения Монферран начал его не с высоты, равной одной третьей стержня, а сразу с основания, вычерчивая кривую утонения при помощи делений касательных прямых, проведённых к отрезкам дуги сечения основания. Кроме того, он применил бо́льшее количество делений, чем обычно - двенадцать. Как отмечает Никитин, система утонения Александровской колонны является несомненной удачей Монферрана .

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метра, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы .

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами . На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своём оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.

На всём пространстве Дворцовой площади была выполнена торцовая мостовая .

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Легенды

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента .

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев ).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи - крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после открытия - в 1876 году архитектором К. К. Рахау .

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах .

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.

Инженерно-восстановительные работы начала XXI века

В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь, детального исследования памятника. Прологом начала работ стали мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести по рекомендации специалистов музея городской скульптуры . Тревогу специалистов вызывали большие трещины у вершины колонны, заметные в бинокль . Осмотр производился с вертолётов и альпинистами , которые в 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы произвели высадку исследовательского «десанта» на вершине колонны с помощью специального пожарного крана «Магирус Дойц» .

Закрепившись наверху, альпинисты выполнили фото- и видеосъёмку скульптуры. Был сделан вывод о необходимости безотлагательного проведения реставрационных работ .

Финансирование реставрации взяло на себя московское объединение «Хазер Интернейшнл Рус». Для проведения работ стоимостью 19,5 миллиона рублей на памятнике была выбрана фирма «Интарсия »; этот выбор был сделан по причине наличия в организации персонала, имеющего большой опыт работы на подобных ответственных объектах. Работами на объекте занимались Л. Какабадзе, К. Ефимов, А. Пошехонов, П. Португальский. Руководил работами реставратор первой категории Сорин В. Г.

К осени 2002 года были возведены леса, и реставраторы провели исследования на месте. Практически все бронзовые элементы навершия находились в аварийном состоянии: всё было покрыто «дикой патиной », фрагментарно начала развиваться «бронзовая болезнь», цилиндр, на который опиралась фигура ангела, истрескался и принял бочкообразную форму. Внутренние полости памятника удалось исследовать с помощью гибкого трёхметрового эндоскопа . В результате реставраторам также удалось установить, как выглядит общая конструкция памятника и определить отличия изначального проекта от его реального воплощения.

Одним из результатов исследования стала разгадка появляющихся пятен в верхней части колонны: они оказались продуктом разрушения кирпичной кладки, вытекающим наружу.

Проведение работ

Годы дождливой питерской погоды повлекли за собой следующие разрушения памятника:

  • Полностью разрушена кирпичная кладка абаки , на момент проведения исследования зафиксирована начальная стадия её деформирования.
  • Внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось до 3 т воды, которая попадала внутрь через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Эта вода, просачиваясь вниз, в пьедестал и замерзая зимой, разрывала цилиндр, придавая ему бочкообразную форму.

Перед реставраторами были поставлены следующие задачи: убрать воду из полостей навершия, не допустить скопления воды в будущем и восстановить конструкцию опоры абаки. Работы проводились в основном в зимнее время на большой высоте без демонтажа скульптуры, как вне, так и внутри конструкции. Контроль за работами осуществлялся как профильными, так и непрофильными структурами, в том числе администрацией Санкт-Петербурга .

Реставраторами были проведены работы по созданию дренажной системы памятника: в результате все полости памятника были соединены, в качестве «вытяжной трубы» использована полость креста высотой около 15,5 метров. Созданная система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной .

Кирпичный пригруз навершия в абаке был заменён на гранитные, самозаклинивающиеся без связующих средств конструкции. Таким образом, был вновь реализован первоначальный замысел Монферрана. Защита бронзовых поверхностей памятника производилась путём патинирования .

Кроме того, из памятника было извлечено более 50 осколков, оставшихся со времён блокады Ленинграда .

Леса с памятника были сняты в марте 2003 года.

Ремонт ограды

…была проведена «ювелирная работа» и при воссоздании ограды «использовались иконографические материалы, старые фотографии». «Дворцовая площадь получила завершающий штрих».

Ограда выполнена по проекту, выполненному в 1993 году институтом «Ленпроектреставрация». Финансирование работ производилось из городского бюджета, затраты составили 14 млн 700 тыс. рублей. Историческую ограду памятника восстанавливали специалисты ООО «Интарсия». Установка ограды началась 18 ноября, торжественное открытие состоялось 24 января 2004 года .

Скоро после открытия часть решётки была похищена в результате двух «набегов» вандалов - охотников за цветными металлами.

Хищение не удалось предотвратить, несмотря на круглосуточно действующие камеры видеонаблюдения на Дворцовой площади: в темноте они ничего не зафиксировали. Чтобы следить за площадью в тёмное время суток, необходимо использовать специальные дорогостоящие камеры. Руководство ГУВД Санкт-Петербурга решило установить у Александровской колонны круглосуточный милицейский пост.

Каток вокруг колонны

В конце марта 2008 года была проведена экспертиза состояния ограды колонны, была составлена дефектная ведомость по всем утратам элементов. В ней были зафиксированы :

  • 53 места деформации,
  • 83 утраченных детали,
    • Утрата 24 малых орлов и одного большого орла,
    • 31 частичная утрата деталей.
  • 28 орлов
  • 26 пик.

Пропажа не получила объяснения со стороны петербургских чиновников и не была прокомментирована организаторами катка.

Устроители катка взяли на себя обязательства перед городской администрацией восстановить утраченные элементы ограды. Работы должны были начаться после майских праздников 2008 года.

Упоминания в искусстве

Также колонна изображена на обложке альбома «Lemur of the Nine» петербургской группы «Refawn».

Колонна в литературе

  • «Александрийский столп» упоминается в знаменитейшем стихотворении А. С. Пушкина « ». Александрийский столп Пушкина - сложный образ, в нём присутствует не только памятник Александру I, но и аллюзия к обелискам Александрии и Горацию . При первой публикации название «Александрийский» было заменено В. А. Жуковским из опасения перед цензурой на «Наполеонов» (имелась в виду Вандомская колонна).

Кроме того, Пушкину современники приписывали двустишие:

В России дышит всё военным ремеслом
И ангел делает на караул крестом

Памятная монета

25 сентября 2009 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей, посвящённую 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма

Те, кто обладает нормальной логикой, вполне поймут меня в том, что из желания каждый раз не отвечать в комментариях на одни и те же вопросы я помещаю сей понятный материал другого автора с другого сайта. Одним словом - копипаста, судари и сударыни:о)

"Александровская колонна - ещё один монумент Петербурга, заставляющий не знающих матчасти бредологов тихо фаломорфировать от количества «искажений» истории памятника.

А предыстория такова: при добыче в Пюттерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферран обнаружил годный кусок скалы без трещин, размерами до 35 метров в длину и 7 метров в толщину, оставив этот участок нетронутым, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру I в честь победы над Наполеоном, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита, по сей день являющейся самой большой монолитной гранитной колонной в мире.

Работы в карьере по извлечению из скалы заготовки массой 4000 тонн и обработка оной вчёрне длилась около двух лет, после чего Колонну, подобно Гром-Камню, погрузили на специально построенный для этих целей бот и отправили по воде в Санкт-Петербург на Дворцовую площадь, где состоялось поднятие и финишная доводка Колонны.

Как правило, «тревожный колокольчик недоверия» к истории создания монумента звучит в головах параноиков, твёрдо уверенных в том, что они - «гениальные технари» и уж точно умнее презренных историков-«гуманитариев» (смайлик)

Ниже приведены основные вопросы и претензии так называемых "альтернативных историков" к истории Гром-камня и ответы на них.

Альтернативщики настаивают:

1.Вся история создания Александровской колонны (АК) - выдумки историков. К примеру, официальная версия гласит, что для отделения заготовки АК от скалы, рабочие сверлили отверстия. Что это за сверла, с помощью которых можно вручную просверлить 7 метров гранита?! И как по такому лому стучать кувалдой сверху?! В прыжке или на стремянку залазить?!

Вид на Пютерлакский карьер


Конспиролухи не догадываются, но при подобного рода работах всегда применялся набор буров различной длины - от 0,7 до 9,5 метра с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками. По мере углубления отверстия бур менялся, и взамен вставлялся более длинный. Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После нанесения каждого удара бур (забурник) поворачивают вокруг своей оси. Буровую мелочь, так называемый «шлам», раздробленной бурением породы удаляли из шпура специальной чищалкой, ложечкой.

Справа показан бур для твёрдых пород камня

Начатый шпур в той самой каменоломне

Дартмур, 1930. Рабочий с помощью т. н. «пробойника» пробивает отверстия в граните под клинья.

2.Совсем не понятно, почему задняя грань заготовки уже ровная? До того, как глыбу отодвинули от скалы! Причем ровная не только задняя грань монолита, а и соответствующая часть оставшейся скалы. Если глыбу откалывали ломами и кувалдами, а не гигантской дисковой пилой, то отколотая грань будет кривая. Глыбу для того и отодвигают, чтобы заднюю грань выровнять. А она уже ровная!

Дилетантский кащенизм. Шпуры (скважины) для того и бурились на расстоянии 25-30 см друг от друга, чтобы отколоть заготовку ровно. При таком небольшом расстоянии шпуров трещина идёт по прямой вдоль всех многочисленных отверстий, что и обеспечивает ровность отделенной грани монолита и соответственно такую же ровность «ответной» части скалы.

Опрокидывание заготовки

3.При погрузке колонны на судно (у Кунгурова этот момент называется наоборот - «разгрузка») лаги (брусья) надломились, колонна «повисла в воздухе» и удерживалась от того чтобы затонуть 2 дня силами 300 человек! Враньё!!! Как такое может быть?!!

Обычные сказки неграмотных псевдоисториков. В действительности, после того как сломались брёвна, судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани, после чего, спустя 4 часа, в помощь рабочим прибыла воинская команда в 600 человек, и через 48 часов непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили, и к 1 июля два парохода доставили его к Дворцовой набережной.

Неудача с погрузкой колонны

4.Про колонну нет никаких упоминаний в годы её изготовления и установки, хотя событие - грандиозное!

Упоминаний полно. К примеру, выдержки из петербургской прессы тогдашнего периода, освещавшей процесс производства и открытия колонны. Например, в газете «Северная пчела».

«Северная пчела», выпуск № 149, 1832 г.

«Северная пчела», выпуск № 151, 1832 г.

5.Колонну сделали «отланты», и она стояла на Дворцовой ещё задолго до Монферрана, скрытая внутри некоего храма - князь Гагарин изобразил демонтаж этого здания и «открытие» колонны на своём рисунке!

Никакого храма в центре Дворцовой площади не было, о чем свидетельствуют туева хуча рисунков и гравюр ранее 1832 года. А Гагарин изобразил колонну с уже практически полностью разобранным вокруг неё помостом, в центре которого, как и положено, осталась кирпичная кладка, усилявшая конструкцию лесов и с 3-х сторон окружавшая место возведения колонны.

Чертеж Монферрана: кирпичные опоры под деревянным помостом

(и я добавлю "пять копеек" :о) сооружение также служило тепляком для производства работ в зимнее время, ибо работы по устройству фундамента и постамента до момента установки самой колонны требовали много времени. Это сооружение видно и на рисунке ниже)

6.Монферран не создавал АК, ибо есть гравюра 1820-го года, на которой колонна уже стоит на Дворцовой площади!

И снова эпик фейл! На гравюре отлична видна «Колесница Славы» - медная композиция над аркой Главного Штаба, которую установили только в 1828-м году, а значит датировка гравюры не более чем банальный тупой пиздёж. Кроме того, данная гравюра является в сущности эскизом одного из вариантов проекта АК - об этом свидетельствует навершие колонны в виде креста: такой вариант навершия тоже рассматривался, но в итоге «выиграл тендер» Ангел с крестом.

Вид на арку Главного Штаба с похожего ракурса

Первый утвержденный вариант АК

Ещё варианты навершия АК

7.На рисунках Монферрана некоторые детали не совпадают с деталями на других его рисунках! Вероятно, тем самым он подает нам «знак», что его заставляют фальсифицировать историю!

Стоит кагбэ понимать, что литография и уж тем более миниатюра не является фотографией, а потому на них могут быть неточности. И вообще, художник натура творческая и правилами не обремененная. Кроме того, помимо личных чертежей и рисунков, в «графическом наследии Монферрана» множество листов, подписанных им, но выполненных его учениками и помощниками: Садовниковым, Сабатом, Кольманом, Рихтером, Молдавским, Чернецовым и другими художниками, выполнявшими работы для архитектора. Данный факт легко объясняет так тревожащие поцыентов ЗОГадочные «несовпадения».


Лулзы, интриги и просто интересные факты:

Предварительный проект установки монумента в Санкт-Петербурге был разработан Монферраном еще в 1814 году. Идея установить монумент конкретно на Дворцовой площади принадлежит К. Росси, который уже в 1819 году на проектном плане по строительству второго корпуса Главного Штаба наметил основание монумента.

При установке пьедестала для лучшего схватывания раствора вместо воды с цементом мешали натуральную водку. Рабочие рыдали, глядя, как драгоценный

продукт используется столь безблагодатным способом.

Отделка и полировка колонны проходила после ее установки и продолжалась целых два года. Вручную, ессно.

За 5 дней до открытия монумента А. С. Пушкин стремительно сдернул из Санкт-Петербурга, о чем и написал в своем дневнике:

"Я ничего не записывал в течение трех месяцев. Я был в отсутствии - выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, - моими товарищами, - был в Москве несколько часов… " http://rvb.ru/pushkin/01text/08history/03memoires/1160.htm

Петербуржцы знали, что исполинская колонна была установлена без каких-либо дополнительных укреплений и держится только под тяжестью собственного веса, поэтому новый памятник довольно долгое время вызывал у горожан настороженность и даже страх - люди трухали ходить мимо колонны, боясь, что она может упасть. Тогда Монферран взял за обыкновение каждое утро прогуливаться вокруг колонны со своей собачкой. Со временем его прогулки возымели действие, и петербуржцы перестали бояться падения монумента.

Монферран совершил поднятие АК не с нулевым запасом опыта и навыка в подобном деле, а основательно прокачав скилл поднятия тяжестей на возведении 114-тонных колонн Исаакиевского собора, за четыре года до.

В то время в гранитных ломках использовали взрывчатку, но монолиты для Александровской колонны и для колонн Исаакия добывались вручную, без применения пороха, опасаясь повредить камень, ибо «ба-бах!!!» не сказывается на качестве камня положительно. «Лучше перебдеть чем недобдеть» - вероятно, так считал и подрядчик В. А. Яковлев, поскольку в случае какого-либо фэйла он по контракту обязался добыть еще одну заготовку, но уже за свой счет. Кроме того, за свой же счет Яковлеву пришлось возвести пристань и расположенный напротив неё причал, а также, построив плот, железными ковшами углубить фарватер более чем на полметра, поскольку возникла опасность, что, приняв такой груз, судно сядет на грунт.

Николай I распорядился «употребить к действию во́ротами гвардейских солдат»: в этом был заключен глубокий символический смысл - воины гвардейских полков, ... (запикано мной) потомков Д"Артаньяна и его друзей победивших в Отечественной войне и Заграничных походах, должны были сами воздвигнуть монумент в честь императора-победителя.

А фэйл был близок: несмотря на успешную репетицию подъема колонны для испытания прочности лесов и механизмов, а также для отработки слаженных действий сотен людей, прошедшую без сучка и задоринки, буквально спустя два дня, при «официальном» поднятии колонны сложилась опасная ситуация:..."

Сходите на "Я плакал" там есть ещё для вас:о)

В Александровская колонна сделана в другой цивилизации 15 тысяч лет назад

Александрийская колонна в Петербурге была сделана в другой цивилизации лет 12 - 15 тысяч назад.
https://konhobar.wordpress.com/2015/09/21/александрийская-колонна-сделана-в-др/

Петербург с Георгием Сидоровым (Достояние Планеты)

Исследователи тайн древности не раз обращали внимание на многочисленные странности архитектуры и символики северной столицы России. Как ни странно, один из самых молодых городов нашей страны лидирует по количеству объектов, чьё происхождение вызывает множество вопросов. Писатель-историк и путешественник Георгий Сидоров прокомментировал наиболее яркие из них. Это символ Петербурга Александровская колонна (она же "Александрийский столп"), атланты Эрмитажа и Исаакиевский собор. "Как всегда, Георгий Алексеевич выдвинул собственные сенсационные предположения. Пребывание в Питере стало отправной точкой в длительной экспедиции по водам Северного Ледовитого океана.

Санкт-Петербург всегда имел мистическую репутацию. Этот город привлекает искателей тайн самых разных направлений. Загадки в Петербурге встречаются буквально на каждом шагу: тут есть и дома с нехорошей славой, и обширная сеть подземелий, и признак несчастного императора Павла I, и даже собственный бермудский треугольник, не говоря уже о бесчисленных масонских символах на архитектурных сооружениях северной столицы. Для исследователя артефактов древних цивилизаций Петербург – это настоящий сундук с драгоценностями, но писатель-историк Георгий Сидоров, оставаясь верным себе, пошел еще не пройденным путем и представил радикально новый взгляд на тайны Петербурга.

Первым объектом посещения Георгия Сидорова стала знаменитая Александровская колонна. Этот исполинский монумент, высотой почти пятьдесят метров и весом более 600 тонн, был воздвигнуть около двух веков назад в 1834 году. Согласно официальным данным заготовки для колонны и постамента были добыты в Пютерлакской каменоломне, затем переправлены водным путем в Петербург, где под руководством архитектора Огюста Монферрана производилась дальнейшая обработка каменных монолитов. Однако точка зрения Георгия Сидорова на происхождение этого монумента существенно отличается от общепринятой.

Георгий Сидоров: Если на нее посмотреть, то удивляет то, что она точеная. Чтобы такую колонну выточить из цельной глыбы гранита нужно, во-первых, как минимум, нужна наша цивилизация, нужно электричество, нужна электрическая энергия, нужны специальные станки. Нужен станок, который бы смог такую огромную глыбу оттачивать. Ну, допустим, колонну саму такую, 750 тонн, вряд ли можно вращать, даже в наше время, вот сейчас у нас такой технологии нет. Скорее всего, эта огромная глыба стояла, закреплена, и какой-то механизм двигался по ней, сегмент за сегментом, оттачивая ее на всю длину и делая ее конусообразной. Дело в том, что вот на нее, если посмотреть, видно, вот один сегмент, второй сегмент, она вся разрублена на сегменты, отточка шла вот таким образом. Теперь вопрос – как это могли сделать? Ведь это делал механизм, потому что вот блики света падают, ни одной волны нет, она сделана как по линейке. Она была сделана, где-то сохранялась, скорее всего, ее нашли и решили приспособить вот для этой цели, для увековечения могущества Российской Империи. Монферрану блестяще удалось ее доставить, установить, но то, что она была сделана в другой цивилизации, не в нашей цивилизации, она была сделана очень давно, может быть, тысяч 12-15 лет назад, потому что даже в настоящее время, насколько мне вот удалось спросить архитекторов и строителей, те, кто знает камень, работает по камню, они пожимают плечами. В настоящее время технологии изготовления такой колонны нет. Их просто и не было никогда. Поставить можно, привести можно, но сделать практически невозможно. Тут куча вопросов возникает. С одной стороны, зачем нужно было хеттских орлов, не российские, а именно хеттские орлы, они вот не византийские, византийские орлы, они уже с коронами, вот здесь чисто хеттский двуглавый орел стоит, с четырех сторон, и непонятно откуда он здесь взялся.

Вот так раз! Колонна, прославляющая победу России над Наполеоном, на деле содержит символы совсем других народов и совсем других времен, что может указывать на ее древнее происхождение. Кстати, о некоторых малоизвестных подробностях гибели Хеттской империи, и появление двуглавого орла на Руси, Вы можете прочесть в книгах Георгия Сидорова.

Проходя мимо здания нового Эрмитажа, Георгий Сидоров обратил внимание на великолепные фигуры атлантов, держащих на плечах массивных балкон. Зоркий глаз исследователя привлекли не столько художественные достоинства этих величественных скульптур, сколько способ их изготовления.

Георгий Сидоров: Они все один к одному, все одно. Для интереса посмотрите, все это единое. Понимаете? Тела, тела, такое впечатление, что они просто отлиты из одной формы, все сделаны.

Женщина: Волосы тоже, у них разные немного.

Георгий Сидоров: А что тут осталось доделать скульптору? Вот, набедренные повязки, волосы, это их отличает. Пальцы, ноги, пропорции - все, что касается самого тела, это все один к одному, вплоть до, может быть, одной десятой миллиметра. То есть это практически одна фигура, это везде одна фигура. Значит, получается, что те, кто их когда-то делал, они владели тайной жидкого гранита, умудрялись гранит делать жидким, заливали, потом некоторые части, которые бросались в глаза, они изменяли, вот набедренные повязки, волосы они изменяли, то есть там уже резец скульптора работал. И получается, что они, вроде бы, одинаковые, в тоже время чуть-чуть разные, но пропорции абсолютные. Строение колен, строение ног, строение жил, жилы все одинаковые абсолютно на ногах, как будь-то, вот они с одной формы. Это все одна форма. Вот, как это объяснить? Только в одном случае можно объяснить, что атланты были отлиты, они не были сделаны из цельного гранита, гранитных плит или камней, они были отлиты из одной формы, и потом доведены вот, разность была сделана только вот где работа шла по шерсти, то есть шерсть, набедренные повязки, волосы, которые на голове, все, все остальное одинаково.

Последним пунктом, намеченным Георгием Сидоровым для посещения, стал Исаакиевский собор. Это величественное архитектурное сооружение было возведено в середине 19 века по проекту все того же Огюста Монферрана, автора Александровской колонны. Возможно ли, что они имеют общее древнее происхождение?

Георгий Сидоров: Вот эта часть вот, крупные ступени - это точная копия майских пирамид, ацтекских пирамид, они круговые, это кусок пирамиды. Он туда уходит, я не знаю, глубина, может, там глубина метров 20, может, и больше. А это вот храм. Вот и здесь вот эти ступени, они уже современные, они сделаны для современного, то есть это сделано недавно. А те ступени тоже, но они сделаны для людей не нашей расы, два, два двадцать, два тридцать, два пятьдесят, примерно, рост. Конструкция сделана, и вот эти вот ступени, это же сделано для других людей, это для гигантов сделано, для очень крупного четырехметрового человека, а это потом уже приспособили для нас.

Можно увидеть, что это одна и та же технология, что Александрийский столб, что эти колонны, разница только в том, что они полегче, намного легче столба. Каждая колонная весом примерно 110 тонн. Это огромный тоже вес, и непонятно как эти колонны были доставлены, непонятно, как они были установлены, потому что описывать можно все, как мы говорим, «бумага все стерпит», но, на самом деле, в те времен, когда не было никакого электричества, это все было сделано. Их выточили, потом их отполировали, но вот сейчас, если присмотреться к ступеням и колоннам, то видно, что, и по ступеням, и по колоннам, по полировке пошла такая рябь, то есть идет процесс выветривания. А выветривание за век, за два такого уровня быть не может, понятно, что эти колонны и ступени гигантские, они сделаны не в 18 веке, не в 17 и даже не в 15, то есть это было очень давно. Все это представляет собой единый какой-то комплекс.

Экскурсия по Санкт-Петербургу подошла к концу. В порту Георгия Сидорова ждет катер «Меркурий», на котором он вместе со своими соратниками отправиться вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Цель экспедиции – поиск следов древнейшей цивилизации Гиперборея, существовавшей на исчезнувшем материке Арктида. О том, что обнаружит Георгий Сидоров в ходе экспедиции, мы расскажем на канале «Достояние планеты»


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

По мере роста возможностей гуманитарных технологий роль истории возрастает. Или улучшается наше понимание этого? Однако ни для кого уже не секрет, что с современной нам наукой под названием “История”, что-то не так.
Ещё бы! Ведь с одной стороны в плане методологии история застряла где-то в ХХ в. и совершенно не учитывает достижения других гуманитарных наук, включая идеи школы "Анналов", а с другой стороны - от истории большего ждут.
А вот и пример.
Тайна возникновения Александровской колонны.

Многие слышали об артефактах скрываемых и открытых, замалчиваемых, хранящихся в спецхранах и в личных коллекциях. Поговорим сегодня о самом торчащем в Санкт-Петербурге артефакте, об Александровской колонне. Официальные историки нам рассказывают вполне вроде логичную сказку.

При Николае I решено было поставить на Дворцовой площади колонну в честь победы над Наполеоном. Поручили осуществить эту идею в 1829 году французу Огюсту Монферану.

Для начала представим себе, что Сталин после победы в Великой Отечественной находит бывшего нацистского архитектора, и поручает ему в России построить непревзойденный памятник победы Советского народа над фашизмом. Как сегодня говорят: прикольно правда? Так вот присмотрел, значит, наш француз в Пютерлакской каменоломне близ Выборга камушек, вернее кусок скалы.

Судя по рисунку, подсовываемому нам официальными источниками, камушек предположительно весом в 1600 тонн не только чем-то выпилили из скалы, но и умудрились отколоть, получив примерно такой же мегалит, как лежит в Баальбеке и удивляет всю научную общественность уже не одну сотню лет.

Тут для общего развития нужно вспомнить, что сегодня чудо современной техники, самый мощный самоходный кран мира, на самом маленьком вылете своей чудо стрелы лишь слегка приподымает 1200 тонн.

Так вот наши, аж гордость пробивает, мужики, вручную его выковыряли из скалы и с помощью воды, песка и тряпочек сделали из гранитной глыбы идеально ровный полированный цилиндр нижний диаметр 3,5 метра верхний диаметр 3,15 метра, высотой 25,6 метров и весом 600 тонн.

Потом как то ручками они столб погрузили на якобы специальную барку. В чем специальность этой барки, почему она не перевернулась при погрузке, как палуба выдержала такой вес, и где чертежи этого шедевра. Вопрос? Говорят только, что на ней и перевезли за 210 км колонну в Петербург. Там её, тоже на руках разгрузили на берег. Правда, конфуз произошел при разгрузке, оригинальный. Доски сломались, но громадина наша зависла в воздухе и подождала, пока новые досочки под нее подложат. Такая вот покладистая колонна оказалась. Затем ее с помощью веревок, брёвен и чего-то еще не материального, по специально, построенному пандусу прикатили к месту установки. Вот так.

Протон-М близкий ей в стартовом весе современные дяди на специальных вагонах по специальным рельсам катают ну, а наши крепостные мужички во главе с Огюстом Монфераном лихо так на веревках пеньковых справились. Тут надо бы еще упомянуть, что рисунки это показывающие и доказывающие взяты из двух альбомов изданных во Франции, и все тем же Огюстом Монфераном.

"Старый" альбом издан в 1832 году, "новый" в 1836 г. Вот так, “достоверные” источники появились. Далее еще интереснее получается. Интереснее тем, что по одним источникам в основании колонны вбили 1250 почему то сосновых столба. По другим источникам копая котлован на Дворцовой площади под фундамент для колонны, очень обрадовались, наткнувшись на уже вбитые в 1760-х годах сваи. Так вот уж непонятно какие там сваи, известно только, что выровняли их налив воды.

Представляете, вбили в котлован 1250 6-и метровых свай одна к одной, а затем налив нужный уровень воды, и взяв не понятно какой инструмент ровнехонько так все 1250 по уровню воды и обрезали. Затем на них опять же по одной версии, уложили гранитные плиты, по другой привезли с тех же каменоломен огромный монолит. Монолит этот весом 400 тонн изготовили на месте и отправили в Петербург морем на суденышке.

По прибытии уже как водится мужички веревочками и на деревянных катках притащили эту глыбу на место, и благополучно, насыпав песок и налив по совету Огюста в раствор водочки, поставили на сваи. Осталось совсем немного, а именно поставить колонну на место.

Правда тут не поясняется, что вероятно для доставки фундаментного монолита нужно было сначала построить один деревянный пандус на всю Дворцовую площадь, а потом его разобрав совсем другой, уже для транспортировки колонны. Ну и еще рисуют нам некое немыслимое сооружение, с помощью которого колонну якобы ставили в вертикальное положение 2400 солдат за менее чем 2 часа.

Деревянное сооружение очень убедительно показывающее, что это якобы возможно. Однако вопрос возможности этой остается чисто риторическим, так как пробовать повторить охотников не находится.

После радостной установки колонны на свое место через два года доработки шедевра, 11 сентября 1834 г. состоялось торжественное открытие колонны и грандиозный парад.

В этой темной истории всплывает еще совершенно непонятное. а именно акварель художника Григория Гагарина 1832-1833гг. “Александровская колонна в лесах”. На этой акварели вполне реалистичного художника изображена Дворцовая площадь с разбираемым, каким-то сооружением, из которого торчит колонна в строительных лесах.

Не вписывается это как то в официальную версию. Если здесь вспомнить, что верхняя часть памятника не гранитная, а кирпичная то становится понятным, почему на акварели князя Гагарина леса никак не похожи на подъемный механизм. Скорее они для реставрационных работ, или сооружения верхней части на уже стоявшей колонне. Ведь если Монферан мог изготовить, привезти и установить гранитную колонну в 600 тонн, то, что ему стоило из гранита же и верхнюю часть своять.

Важно так же упомянуть, что колонну якобы установили в 1832 году, и торжественно открыли в 1834 году в один и тот же день: день 30 августа по старому стилю, 11 сентября по-новому.

Для наших современников это не просто день, а после терактов в Нью-Йорке день назначенный началом новой эпохи в истории нашей цивилизации. Кем назначенный?: спросите вы. Мы можем только предполагать, на сколько, все эти события 11 сентября связаны с усекновением головы Иоана Крестителя правителем Галилеи и кем эта несправедливая смерть святого человека празднуется, а для кого это день скорби и почему. Оставим эту информацию для размышлений.

Для полноты картины следует отметить, что современные камнеобработчики как своим величайшим достижением хвалятся изготовлением по указу президента Путина гранитных колонн для городов воинской славы. Колонны эти не превышают 6 метров и весят не более 16 тонн. А почти 200 лет назад могли без электричества, современных кранов, современных алмазных камнеобрабатывающих инструментов и прочих технологий делать и транспортировать колонны весом 600 тонн. Кажется очень впечатляющее сравнение . Не правда ли?

Есть много способов управления сознанием человека и манипулирования обществом. Но одним из самых действенных остается история . Жонглирование и перестановка, придумывание исторических фактов, построение мифов и легенд один из мощнейших инструментов управления людьми. По закону времени мы живем тогда, когда глобальный источник информации Интернет дает человеку возможность построить по многим вопросам не калейдоскопическое представление о событиях прошлого, а мозаичное.

Это обстоятельство существенно уменьшает возможности манипуляции нами. Главное, чтобы мы, наконец-то захотели не быть обманутыми, перестали быть массой и индивидуумами, которых легко повести туда, куда нам не надо. Человек должен стать осознанным, должен создать сообщество созидания, и для этого сегодня все есть.