Эрмитаж голландская живопись. Голландская живопись. Картины Рубенса и Ван Дейка в Эрмитаже

10.07.2019

Буквально в эти выходные экспозиция с таким названием закрывается в столичном ГМИИ имени Пушкина, но петербургский вернисаж будет совсем другим: собрание голландской живописи американца Томаса Каплана дополнят полотнами, хранящимися в крупнейшем музее Северной столицы. "Наши шедевры будут либо перекликаться с отдельными экспонатами коллекции, либо продолжать их, и выставка получит новый контекст", - подчеркивает главный специалист Эрмитажа по голландскому искусству Ирина Соколова.

В самом музее грядущий проект называют продолжением выставки "Голландские мастера из Эрмитажа", которая с большим успехом прошла в Амстердаме. Тогда из Петербурга на историческую родину было привезено более 60 картин, но в этот раз музей, несмотря на то что его собрание голландской живописи самое крупное за пределами Нидерландов, покажет не более десятка - на первый план выйдет сама Лейденская коллекция (названа она так в честь города, где родился Рембрандт). Петербуржцы увидят 80 шедевров из этого собрания, а всего за 15 лет супругам Каплан удалось с нуля собрать около 250 предметов.

Музейщики называют это невозможным: работы Рембрандта и его современников - Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, Фердинанда Боля и Говерта Флинка - на аукционах практически не появляются и уже давно поделены между крупными хранилищами искусства.

Эрмитаж одним из первых начал выставлять частные коллекции, и эта коллекция тоже частная, но она совершенно музейного уровня. Для меня эта выставка будет противостоянием черных и золотых рам - у Каплана все картины в черных, а мы выставим свои в золоченых рамах. Во-первых, это символ той эпохи, а во-вторых, сразу даст понять, где чье собрание, - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Еще одной особенностью выставки станут подписи к каждой из картин - не просто этикетки с названиями, а настоящие небольшие рассказы о каждой из них, подготовленные специалистами петербургского музея. На этих же табличках поместят репродукции голландских шедевров из Эрмитажного собрания, которые не будут представлены на выставке "вживую", но имеют большое значение для понимания феномена художественной лейденской школы.

А известна она была еще и мастерами тонкой живописи. Эти произведения небольших размеров, написанные на дереве или меди, тоже выставят в Николаевском зале Зимнего дворца. На картинах, помимо исторических композиций, - портреты и жанровые сцены, а еще изображения животных. "Тонкая живопись всегда была предметом восхищения коллекционеров, - говорит Ирина Соколова. - И эта виртуозность действительно производит впечатление. Екатерина Великая в свое время купила десятки картин тонкой живописи".

Голландская живопись в коллекции Павловского дворца представляет одну из главных ее составляющих и занимает значительное место как по составу, так и по качеству живописных произведений. Собрание насчитывает более 80 произведений.

Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Это направление возникло и получило свое развитие благодаря голландским художникам, побывавшим в Италии. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, совершенно отличных от «национального» пейзажа. Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652). Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера - картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа, но и стремится передать состояние определенного времени суток с характерным для него солнечным освещением. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок.1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера.

В голландском искусстве с середины XVII века в моду входят изображения загородных усадеб и парков. Таков «Парковый пейзаж» Фредерика де Мушерона (1633-1686), где на фоне каменной стены с декоративными вазами разместились дамы и кавалеры. В жанре паркового пейзажа специализировался и сын Мушерона - Изаак Мушерон, несколько уступавший отцу в живописном мастерстве. В коллекции музея имеется три его парковых пейзажа.

Характерной особенностью голландского искусства является узкая специализация мастеров в том или ином жанре. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. 1616-1677). Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Другой мастер - Карел Дюжарден (ок. 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое - «Водопой». В более поздний период развития итальянизирующего пейзажа, на рубеже XVII - XVIII веков, у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами.

Во второй половине XVII века голландские мастера достигают больших успехов в развитии жанра городского пейзажа. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т.е. относится к зрелому периоду его творчества. Воспроизведенная на картине улочка настолько типична для Голландии, что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия. Для большинства же голландских мастеров, работавших в жанре городского пейзажа, характерна конкретность изображения. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) - «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, имевшего место, пожалуй, еще только в немецком искусстве - это изображение насекомых и пресмыкающихся в их естественной среде. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Современники ван Скрика свидетельствуют, что у художника под Амстердамом был свой питомник с различной живностью, где он и наблюдал жизнь животных.

Значительно слабее, по сравнению с пейзажной живописью, представлена в Павловске голландская жанровая и так называемая историческая живопись. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. 1599-1635). Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой», исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши - серьгами. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа развития портретного жанра в Голландии. Благодаря надписи в верхнем правом углу картины известно, что портрет исполнен в 1622 году. Основное требование, которое предъявлялось в это время к художнику - предельная достоверность. Поэтому главное внимание уделялось индивидуальным особенностям лица, которое изображалось правдиво без прикрас. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). На картине изображено реальное историческое лицо - Франциск Ксаверий, живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Игнация Лойолы, основателя ордена иезуитов. За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке он был канонизирован в 1622 году. По преданию, святой обладал даром исцеления.

On 7 October 2017 the fifteenth exhibition will open in the Hermitage-Amsterdam Centre, a large-scale display of “Dutch Masters from the Hermitage”. It comprises 63 works by 50 artists from the State Hermitage’s collection of Dutch paintings. The core of the display consists of masterpieces by artists of Holland’s Golden Age. This is the first time that the works of Dutch artists from the Hermitage’s celebrated collection will be presented in such numbers in their homeland.

Nicolaes Berchem
The Annunciation to the Shepherds. 1649
Oil on canvas

Willem Kalf
Dessert. 1653–54
Oil on canvas

Dirck Jacobsz
Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation. 1561
Oil on panel

Rembrandt Harmensz van Rijn
Flora. 1634
Oil on canvas

Rembrandt Harmensz van Rijn
Old Man in Red. 1652–54
Oil on canvas

Dirck van Baburen
Concert. 1623
Oil on canvas

Paulus Potter
Punishment of a Hunter. Ок. 1647
Oil on panel

Gerard Terborch
Glass of Lemonade а. 1660–70
Oil on canvas

Jacob van Ruisdael
Marsh. 1660s
Oil on canvas

The Hermitage’s collection of Dutch paintings numbers among the largest in the world and is the most significant outside of the Netherlands. It contains more than 1,500 works with the oeuvres of practically all the famous artists of the 17th century represented. The formation of such a collection on the banks of the Neva is undoubtedly bound up with the special attitude towards the culture of Holland that existed in Russian society. The origins of the collection go back to the time of Peter the Great. Even before the creation of the Hermitage, that Russian monarch gave orders for the purchase of Dutch paintings. It was for Peter that the first Rembrandt that would later adorn the Hermitage was bought – David and Jonathan, painted in 1642. The main corpus of the Hermitage’s masterpieces came into being as the result of the many purchases made by Empress Catherine II’s agents in Western Europe between 1763 and 1789. On her instructions, both individual works and whole art galleries were acquired. Her expert advisers were people who had a splendid understanding of artistic matters – Denis Diderot, Etienne-Maurice Falconet and Prince Dmitry Golitsyn.

In 1764 the collection assembled by Johann Ernst Gotzkowsky came into Catherine’s possession. It contained several works in the present exhibition: Frans Hals’s Portrait of a Man (before 1660), Bartholomeus van der Helst’s Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) and Dirck van Baburen’s Concert (1623). In 1768 Count Heinrich von Brühl collection was delivered to St Petersburg. It brought in the Portrait of a Scholar (1631) and Portrait of an Old Man in Red (1652–54), both by Rembrandt, and a rare work for a museum collection – the Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation painted in 1561 by Dirck Jacobsz (c. 1497–1567). In 1772 a sensation was caused in Paris by the purchase of the paintings in the collection of Louis-Antoine Crozat, Baron de Thiers, the finest in France. It contained works of the very highest standard, including such Rembrandt masterpieces as Danaë (1636) and The Holy Family (1645). The same collection was also the source of the earliest work in the exhibition – the triptych The Healing of the Blind Man of Jericho (1531) by the Netherlandish painter and engraver Lucas van Leyden (1489/94–1553). In 1779 the collection assembled by Britain’s first prime minister, Sir Robert Walpole, came into the Hermitage. The next acquisition that enriched the stock of Dutch painting was the art gallery of Count Baudouin, which contributed, for example, Rembrandt’s Young Woman with Earrings (1657). In the 19th and early 20th centuries, the collecting activities continued. One of the most important additions to the museum was the collection of the scholar and geographer Piotr Semenov-Tian-Shansky, who had acquired more than 700 works of the Dutch and Flemish schools.

The 17th-century heyday of Dutch painting is represented in the Hermitage with exhaustive fullness.
The Hermitage’s collection of paintings by Rembrandt van Rijn (1606–1669), one of the very greatest Dutch artists, is among the museum’s chief treasures. The museum presents all periods in his career, from the very earliest works to those produced in the last year of his life. Six of Rembrandt’s paintings, including Flora (1634), Portrait of a Scholar (1631), Young Woman with Earrings (1657) and Old Man in Red (1652–54) are included in the present exhibition in Amsterdam.

Frans Hals (1581–1666) was an outstanding 17th-century Dutch portrait painter. The Hermitage can boast two superb male portraits by him: Portrait of a Young Man Holding a Glove (c. 1650) and Portrait of a Man (before 1660). The latter, dating from the artist’s late period, is on show in Amsterdam.

The display includes works by leading artists in a variety of genres that became common in Dutch 17th-century art.
Pieter Lastman (1583–1633) became head of the Amsterdam school of history painting in the early 1600s. The exhibition includes one of his earliest and best works – Abraham on the Road to Canaan (1614).

Genre painting depicting scenes of everyday life was particularly popular in Holland. The pictures by artists working in this field are of no great size (hence the term “Small Dutch Masters”) and were intended to adorn the rooms in the houses of wealthier burghers.

One of the most striking talents among the Small Dutch Masters is Jan Steen (1625/26–1679). His works are notable for their entertaining quality and anecdotal content. The exhibition includes this artist’s Tric-Trac Players (1667). Another major exponent of this tendency, the founder of the “peasant genre”, was Adriaen van Ostade (1610–1685), who is represented by the exquisite composition Baker (c. 1650).

The cosy atmosphere of Dutch urban life and the untroubled world of the burghers is reflected in the paintings of Pieter de Hooch (1629 – after 1684) and Pieter Janssens Elinga (1623–1682).

Elegance and refinement are the marks of the works by Gerard Terborch (1617–1681), including one of the artist’s best-known pictures – Glass of Lemonade (1660–70).

The exhibition includes works by some of the foremost masters of landscape painting: Winter Scene near The Hague by Jan van Goyen (1596–1656), Marsh by Jacob van Ruisdael (1628/29–1682) and Frozen Lake by Isaak van Ostade (1621–1649).
The Dutch still life is represented in compositions by Willem Claesz Heda (1594 – between 1680 and 1682) and Willem Kalf (1619–1693).

The Hermitage possesses several paintings by Paulus Potter (1625–1654), one of the greatest animal painters in 17th-century European art. They include Punishment of a Hunter (c. 1647) that appears in the present exhibition.

Specially for the exhibition the Hermitage has restored a canvas by one of the foremost Dutch artists of the second half of the 17th century – Bartholomeus van der Helst (1613–1670). His Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) combines a still life with genre motifs and an urban landscape.

A separate section of the display is made up of seven large grand vases with “picture painting” from the collection of the State Hermitage. These impressively-sized pieces were created at the Imperial Porcelain Factory in St Petersburg in the second quarter of the 19th century. “Picture painting” is a term used to describe polychrome decoration on porcelain reproducing easel paintings by Old Masters, with the Small Dutch Masters being most often chosen for this purpose. The originals chosen were among the best works in the Hermitage picture gallery and also other prominent collections. In the history of Russian porcelain the grand vases decorated with such hand-painted copies represents the peak of the “Nicholas I Empire” style of the late 1820s–1840s. Outstanding among these pieces are the paired vases carrying reproductions of scenes from Paulus Potter’s Punishment of a Hunter. This unique porcelain ensemble was presented to Emperor Nicholas I at Christmas 1830. Monumental vases were always allotted places of the greatest honour in the decoration of the apartments in the Winter Palace and other imperial residences, grand ducal palaces and the homes of the high aristocracy.

The exhibition curator of Dutch Masters from the Hermitage is Irina Alexeyevna Sokolova, Doctor of Culturology, chief researcher in the Department of Western European Fine Art, Keeper of Dutch Paintings.

A scholarly illustrated catalogue has been produced for the exhibition in Dutch and English (Publisher: Joint Projects Foundation De Nieuwe Kerk - Hermitage Amsterdam, 2017).

The catalogue has a foreword by Mikhail Piotrovsky, General Director of the State Hermitage “The Dutchmen who live in the Hermitage” and an introduction by Cathelijne Broers, Director of the Hermitage–Amsterdam Exhibition Centre.

The texts are by Irina Sokolova, Doctor of Culturology, Keeper of Dutch Paintings in the Hermitage (“The Collection of Dutch Paintings in the State Hermitage. A View from the 21st Century”) and Irina Bagdasarova, Candidate of Art Studies, Keeper of Russian Porcelain in the State Hermitage (“Vases with “picture painting” from the Imperial Porcelain Factory in the second quarter of the 19th century”).

Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.

Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

1. Рембрандт (1606-1669 гг.)

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

2. Франс Хальс (1583-1666 гг.)


Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.


Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг.

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».

3. Герард Терборх (1617-1681 гг.)


Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.


Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.


Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

4. Ян Вермеер (1632-1675 гг.)


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.

Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».


Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?

Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.

А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

5. Питер де Хох (1629-1884 гг.)


Питер де Хох. Автопортрет. 1648-1649 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.


Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

6. Ян Стен (1626-1679 гг.)

Ян Стен. Автопортрет с лютней. 1670-ые гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.


Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.


Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1882 гг.)


Портрет Рейсдала. Литография из книги 19 века.

(249) назван так из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах. Зал наполнен жанровыми сценами голландских живописцев XVII в.: Франса Халса, Яна Стена, Саломона Рейсдала и других.

Живопись Яна Брейгеля в Эрмитаже

Следующий зал (248) тоже имеет красивый декор. Колонны из искусственного мрамора поддерживают потолок, украшенный великолепной росписью. Восьмиугольная люстра напоминает миниатюрные органные трубы. Среди множества картин есть несколько небольших холстов Яна Брейгеля, сына великого Питера Брейгеля Старшего. Ян Брейгель любил рисовать пейзажи и жанровые сцены.

Картины Рубенса и Ван Дейка в Эрмитаже

Полотна Рубенса, написанные в период расцвета его творчества (1610–1620) наполняют зал 247. Там находится «Снятие с креста», знаменитый запрестольный образ, написанный для монастыря капуцинов в Лире близ Антверпена. В рембрандтовской версии этого сюжета главенствовала реальность человеческих страданий и использование света, а Рубенс подчеркивает контраст между одеждами людей и мертвенно-бледным телом Спасителя.
«Бахус» был написан в последний год жизни художника. Мастер отказался от традиционного образа молодого Бахуса, участника пирушек, и изобразил этого древнеримского бога в виде веселого ленивого толстяка, покрытого складками жира.

Когда у Рубенса было много заказов, он поручал часть работы ученикам, в частности Ван Дейку. Этот молодой художник внес в картину «Пир у Симона Фарисея» совершенно светскую трактовку библейской темы. Позже Ван Дейк стал придворным живописцем английского короля Карла I и был произведен им в рыцари. При английском дворе Ван Дейк написал несколько портретов, которые считаются лучшими: портрет Томаса Уортона, короля Карла I и королевы Генриетты Марии. Все эти полотна находятся в зале 246. Там же и более ранние работы, в том числе замечательный автопортрет художника.

Если вы пройдете через зал 248, то окажетесь в коридоре (258), где увидит фламандские пейзажи и зимние сцены. От этого коридора отходят две анфилады, возвышающиеся над Висячим садом: Петровская галерея (255–257) и Романовская галерея (261–263). В Петровской галерее выставлены голландские полотна XVII в., а в Романовской - образцы средневековой и ранней фламандской живописи. Посмотрите на картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогира ван дер Вейдена. Две половины этого произведения были приобретены Эрмитажем по отдельности. И лишь потом специалисты поняли, что это части одной композиции. Другие жемчужины коллекции - диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем», «Исцеление слепца» кисти Лукаса ван Лейдена, а также великолепный групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса.

Кабинет Кваренги в Эрмитаже

В конце Петровской галереи находится небольшой кабинет Кваренги (205). Маленький кабинет и поныне носит имя создавшего его в 1806 году архитектора. А. И. Штакеншнейдер во время полной перестройки павильона в 1850–1858 годах внес в дизайн кабинета значительные изменения. Строгая и ясная гармония кабинета уступила место более нарядным приемам декорировки. Это единственное помещение , в котором сохранилось подлинное первоначальное убранство XVIII века. Стены зала ярко-красные, потолки белые с золотом, а колонны выполнены из желтого искусственного мрамора.