Пьер Боннар — тонкий художник и выдающийся колорист.         Пьер Боннар Боннар пьер картины

27.09.2019

Мучительный "каникюль" наконец уступил место обычному лету, парижане начали растекаться по морям и дачам, а город остался на откуп туристам и тем немногим, кто (как мы) еще не придумал планы на отпуск. Правда, летняя программа в Париже настолько насыщена выставками, событиями, праздниками и фестивалями, что хоть не уезжай! Поэтому в прошлое воскресенье, когда почти все музеи открывали свои двери бесплатно, мы оказались в часовой очереди к музею Орсэ, на выставку "Пьер Боннар" (Pierre Bonnard. Peindre l"Arcadie), которая проходит до 19 июля.

*Le chat blanc, 1894

Об этом художнике до выставки мы ничего не знали, и тем радостнее было обнаружить, что Пьер Боннар рисовал не просто жизнерадостные, сочные и миролюбивые картины. Он рисовал котиков!

Но сначала немного истории.

Пьер Боннар - французский художник-постимпрессионист, скульптор, иллюстратор, гравер - родился в 1867 году. Живописью увлекался с детства, а повзрослев, поступил по настоянию отца на факультет права, но рисовать не перестал и активно посещал занятия в Академии Джулиана, а после поступил в парижскую школу изящных искусств. Там же он открыл для себя Монэ, Дега, Сезанна и Гогена, идеи которого стали для молодого Боннара источником вдохновения.
Некоторое время он продолжал карьеру адвоката, одновременно создавая свои первые картины, интересуясь японскими гравюрами, рисуя плакаты и афиши, в том числе для знаменитого кабаре Мулен-Руж (Moulin-Rouge).
В 1891 году на Независимом Салоне в Париже Боннар представил пять своих картин и четыре декоративных панно и в том же году прекратил свою адвокатскую деятельность, решив целиком посвятить себя живописи.
В 1893 году художник встретил свою будущую жену Марию Бурсэн (Maria Boursin), которая стала его главной моделью и музой. И с ней же связано, пожаулуй, единственное трагическое событие в жизни Боннара: самоубийство его бывшей возлюбленной, Рене Моншати (Renée Monchaty), через месяц после свадьбы Боннара и Марии.
В остальном жизнь и карьера художника складывались легко, удачно, без ухабов и потрясений. Вдохновением для его работ служила повседневная жизнь, ее бесценные моменты идиллии, нежности и неторопливого счастья. Игра с кошкой, обед, сон, отдых в саду, принятие ванной, прогулка вдоль моря - Боннар знал толк в простых радостях, а Франция служила для них прекрасным фоном. Нормандия и Лазурный берег стали главными советниками в выборе красок, поэтому картины Боннара ослепляют своей сочностью, насыщенностью и яркостью цветов. От них исходит такая жизненная сила и энергия, что вполне можно сказать: это картины, "пышущие здоровьем".

А теперь про котиков!

Коты встречались на картинах Боннара с завидной регулярностью и время от времени становились главными героями.

"Белый кот" - это, пожалуй, самая известная картина из всей кошачьей серии Боннара. Чертами мордочки животное здесь удивительно напоминает японца - видимо, сказалось увлечение Боннара японскими гравюрами. Непропорционально длинные ноги немного смазывают образ, но в то же время делают его невероятно милым и комичным - невозможно сдержать улыбку, глядя на эту картину.

*Le chat blanc, 1894

Этот принцип изображения котов - узкие глаза, уши "вразлет", белый окрас - станет у художника одним из любимых. Но будут и другие экземпляры: например, вот такая застенчивая кошечка с большими глазами, которую как будто застали на месте преступления - то ли она горшок с цветами опрокинула , то ли молоко из молочника разлила .



*Le chat, 1893

Еще одна героиня, с другим окрасом.


*La petite fille au chat, 1899

*Le dejéuner des petits, 1897

*Stéphan Guégan, "Pierre Bonnard et son double", 1917

Но "японские" кошки все-таки оставались фаворитами.

*La femme au chat, ок.1912

*Фрагмент одной из картин

*Еще один фрагмент - из картины "La table de travail", 1926-1937


"La table de travail", "Рабочий стол"


*Le chat, 1903 * L"enfant au chat, 1906



*La tarte aux cerises, 1908

Пьер Боннар - живописец, гравер и один из великих колористов французского происхождения. Его творчество оказало неоценимое влияние и внесло вклад в современное изобразительное искусство и культуру в целом. Хотя его деятельность по хронологическим рамкам уже не входит в золотой век французской живописи, он, несомненно, является его частью.

Пьер Боннар: биография

Будущий живописец и деятель искусства был рожден 03.10.1867 г. в Ле-Канне, курортном городке на Лазурном Берегу Франции.

Его отец был чиновником, поэтому ни о каком искусстве не могло идти и речи. Он хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, которое он изучал в университете Сорбонны. Но юноше удалось отстоять свою точку зрения, поэтому Пьер Боннар поступил в частную художественную академию Жюлиана.

Продолжил получать художественное образование в парижской Школе изящных искусств. Именно тут образовалось объединение художников "Наби", которое возглавлял Боннар. Помимо него, туда входили Поль Серюзьё Кер-Ксавье Руссель и Амбруаз Воллар, с которым они сильно сдружились.

Пьер Боннар даже запечатлел его на нескольких своих картинах. Выставляя свои произведения на Салоне независимых художников в Париже, он познакомился с Анри Тулуз-Лотреком.

Он много путешествовал, объехав практически всю Европу и Северную Африку. С 1925 года окончательно обосновался на Лазурном Берегу в своем родном городе. Он купил уютный домик неподалеку от моря, где продолжал активно творить.

Ему пришлось пережить нацистскую оккупацию, после освобождения от которой он устроил выставку своих старых работ в ретроспективе.

Пьер Боннар: произведения

Среди наиболее известных работ живописца можно выделить: "Белый кот" (1894 г.), "Вишневый пирог" (1908 г.), "В лучах солнца" (1908 г.) и многие другие. У него есть целая серия картин, где запечатлены коты и кошки. Они частые герои на его полотнах.

Однако одной из самых известных его картин, безусловно, является уже упомянутое выше произведение "В лучах солнца". Худ. Пьер Боннар изобразил на этом полотне молодую обнаженную девушку, которая стоит у себя в спальне около постели. Теплые лучи утреннего солнца греют ее тело. Художник часто создавал образы обнаженных полностью женщин либо в неглиже. Он был большим ценителем женской красоты, поэтому стремился запечатлеть ее на своих холстах.

Еще одна известнейшая работа Пьера Боннара - "Утро в Париже", где изображена столичная улица. Суетливые люди куда-то спешат, фигуры большинства из них полуразмыты. Этим художник хотел сказать, что в большом городе все люди сливаются, теряют свою индивидуальность.

В его творческой копилке огромное количество произведений, но в рамках этой статьи нет необходимости рассматривать их все.

Художественный стиль

Этот французский художник, который творил на рубеже XIX и XX веков, вошел в историю искусства в качестве одного из наиболее выдающихся колористов. Он всегда был противником импрессионизма, поскольку считал, что композиционно их стиль сильно недоработан, к тому же цветовая гамма далека от реальности.

Пьер Боннар, картины которого насыщены различными оттенками, отличался тем, что всегда стремился к нерезким, даже приглушенным цветам. Принято считать, что был в числе первых художников, которые сумели приоткрыть и понять внутренний мир женщины и ее интимную сторону жизни.

Он очень любил писать пейзажи Парижа и средиземноморского побережья Франции. К концу свей творческой деятельности он стал использовать более насыщенные оттенки и создавать сложные композиции.

Личная жизнь художника

Будучи в возрасте 26 лет, Боннар, как мальчишка, влюбился в Марту де Мелиньи, которая занималась продажей цветов. Его чувства к ней были безудержными, страстными, но это не значит, что он ей не изменял.

Марта была его постоянной натурщицей, которую он изобразил почти на 4 сотнях своих полотен. Спустя 32 года после их знакомства, они наконец стали супругами. Именно тогда он узнал ее настоящее имя, которого ранее не знал. Оказалось, что женщину зовут Мари Бурсен. Однако в этой истории не все так гладко и благополучно.

Пьер Боннар (художник) регулярно заводил мимолетные связи на стороне, а в 1918 г. у него появилась постоянная натурщица, которая была его любовницей. Ее звали Рене Моншати. Она была настолько сильно влюблена в Пьера, что, узнав о его бракосочетании с Мартой, покончила с собой.

Моншати была натурщицей для многих его картин, в частности, для полотна "Обнаженная в ванной".

"Наби"

Как уже говорилось выше, Пьер Боннар был одним из лидеров группы художников, которая именовалась "Наби". Вместе с тем он всегда подчеркивал тот факт, что не относится ни к одному направлению и течению. Он постоянно стремился проявить свою индивидуальность, найти свой неповторимый стиль.

Уже с середины 90-х гг. XIX века он все сильнее начинает отдаляться от их принципов. Склонность к линейности и орнаментальности набидов больше не интересуют его. С тех пор он творит исключительно в "своем" стиле, не причисляя себя ни к одной из известных школ живописи.

Путешествия

Боннар очень много ездил, посещая разные города и страны. Биографы и современники художника отмечают, что хоть у него не было нехватки денег, живописец никогда не стремился к расточительству. Он был очень сдержан в тратах и неприхотлив в быту. Самое главное для него было, чтобы хватало места для мольберта, всегда были краски и кисти.

В странствиях его часто сопровождают друзья-живописцы. За свою жизнь он объездил почти всю Западную Европу и Северную Африку. В числе стран, которые он посетил, присутствуют: Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, а также Испания и Италия. Из африканских государств он побывал в Алжире и Тунисе, которые в то время были французскими колониями.

В 1926 г. Пьер Боннар стал членом жюри крупной художественной награды "Карнеги", которая проходила в США. Спустя ровно десять лет, он сам стал обладателем этой премии.

Вклад в искусство

Произведения Боннара - это красота и грация женского тела, мягкость и нежность красок, насыщенность. Он получил признание и уважение при жизни, что удавалось далеко не каждому художнику. Но самого П. Боннара огромные гонорары от продажи картин не слишком волновали, поскольку он всегда был холоден к деньгам.

Его картины оказали огромное влияние на современную живопись и культуру в целом. Он создал бесчисленное множество картин, большинство из которых по праву считаются достоянием Франции и всего мира.

Сегодня крупнейшие мировые музеи и ценители искусства гордятся, если в их коллекции имеется хоть одно произведение Боннара. Недаром он считается настоящим гением живописи.

Успех и признание

Сам художник высказывался о своем финансовом успехе так: "Все эти нули меня раздражают". И это, действительно, так. Он никогда не проявлял интереса к деньгам, не гнался за ними и жил довольно скромно, даже имея огромное количество денег.

Его картины ценятся очень высоко. Многие из них продаются за большие деньги на арт-аукционах. Еще при жизни он уже продавал свои произведения за хорошие деньги, что для его современников-художников было пределом мечтаний.

Сегодня его творчество продолжает пользоваться немалым спросом. У него были последователи, а ценители и поклонники его творчества до сих пор восхваляют художника и его произведения.

Однако успех нельзя оценивать только количеством денег. Здесь немаловажную роль играет и признание людей, в особенности коллег по живописному ремеслу. Впрочем, с этим у него тоже никогда не было проблем. Еще будучи молодым, он уже стал пользоваться уважением в глазах даже более старших и опытных живописцев. С годами его авторитет только возрастал.

Заключение

Пьер Боннар, безусловно, является одним из выдающихся и видных художников рубежа XIX-XX веков. Каждое его произведение гениально по-своему. Они передают не только мировосприятие художника, но и его отношение к тому или иному действию, человеку или чему-либо.

Его вклад в живопись огромен, он фактически стал последним живописцем золотого века во Франции. Он является более молодым современником таких величайших живописцев, как Тулуз-Лотрек, Ван Гог, П. Гоген, а также многих импрессионистов и постимпрессионистов.

Он, если можно так сказать, закрыл эту эпоху в истории французского искусства. После него искусство не только у него на родине, но и во всем мире стало кардинально меняться. Появилось множество новых течений и школ, среди которых Пикассо, С. Дали, а позднее и Э. Уорхол, Поллок и т. д. Нельзя сказать, что он оказал большое влияние на творчество каждого художника в отдельности, но у него было немалое количество последователей, а многие живописцы и сегодня зачастую обращаются к его мотивам и технике, создавая свои произведения.

Пьер Боннар
1867-1947

Французский живописец и график, который вошёл в историю искусства как один из величайших колористов XX века. В молодости возглавлял группу художников «Наби».

Родом из семьи чиновника, Боннар сначала изучал юриспруденцию в Сорбонне, а затем учился в Академии Жюлиана в Париже, затем в Школе изящных искусств, где в 1888 г. образовалась группа «Наби», в которую вошли Рансон, Дени, Серюзье, Вюйар, Руссель, а позднее к ним присоединился Валлотон. Под влиянием Гогена и искусства японской гравюры художники локализовали цвет, делали свою живопись более плоскостной. Однако самое сильное влияние японской гравюры видно в работах именно Боннара, которого даже называли «японствующим Наби».

Пьер Боннар был хорошо знаком с Амбруазом Волларом и запечатлел его на нескольких своих портретах. Боннар выставлял свои работы на «Салоне независимых» и познакомился с Тулуз-Лотреком. В 1905 г. вместе с Эдуаром Вюйаром отправился в поездку по Испании, за которой последовали путешествия в Бельгию, Голландию, Англию, Италию, Алжир, Тунис и южную Францию. В 1925 г. Боннар приобрёл дом на Лазурном берегу, в Ле Канне.

Пьер Боннар - французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошел от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света.

Главными жанрами Боннара стали семейные портреты, ню, пейзажи. Цвет, цветовые сочетания и контрасты - вот главные герои произведений Боннара, к какому бы жанру они ни относились.

Пьер Боннар родился 3 октября 1867 года в Париже. Сын высокопоставленного чиновника военного министерства и знатной дворянки, он привык к благоустроенной жизни, счастливой семейной атмосфере и гармоничному укладу. За плечами у Боннара несколько престижных лицеев, в том числе, Луи-де-Гран. Отец надеялся сделать из сына юриста. Отстаивать со скандалами право стать художником Боннар не пожелал, и пошел на юридический факультет, но параллельно поступил в художественную Академию Жюлиана. Там собралась компания: Поль Серюзье, Морис Дени, Эдуар Вюйяр, Поль Рансон. В своём творчестве они ориентировались на Поля Гогена. Сюрезье даже ездил к нему в Бретань и был так впечатлен встречей, что по возвращении организовал группу «Наби» (фр. Nabis - пророк), в которую вошел и Пьер Боннар. Название подразумевает особый мистический опыт, доступный участникам, их посвященность в некие тайные знания. Набиды искали в живописи абсолют, сложный символизм, возможность выражать внутренний мир посредством ярких цветов. Художники этого направления отдавали предпочтение декоративному началу и плоскостной стилизации.

В момент возникновения движения Боннар работает несколько часов в неделю в государственных архивах. Плата, которую он получает, позволяет ему продолжать изучение рисунка и живописи.

В то время он пишет матери: «В сущности, я доволен, ведь обеспечиваю себе будущее и могу не прерывать моих любимых уроков». В 1889 году Боннар оставляет архивы, чтобы начать работать в прокуратуре, куда он ходит, как «на каторгу».

Вскоре приходят первые успехи в искусстве: в марте 1891 он выставляется в Салоне Независимых, а через 5 лет у Дюран-Рюэля проходит его первая персональная выставка. В начале своей творческой деятельности художник получает известность благодаря афишам, литографиям и иллюстрациям. Первая же афиша, заказанная фирмой Франс-Шампань и расклеенная на стенах Парижа в марте 1891 года, пользуется признанием публики. Она восхищает Тулуз-Лотрека и Феликса Фенеона (знаменитого критика искусств), а его отец — по словам матери Боннара — пляшет от счастья. Боннар использует этот момент, чтобы окончательно порвать с юридической практикой и полностью посвятить себя профессии художника.

С 1891 года он с друзьями Вилларом и Морисом Дени снимает мастерскую в окрестностях Пигаля. Изображает многочисленные сцены из жизни Парижа. В 1894 году художник создаёт знаменитую афишу для журнала «La Revue Blanche». В то же время он начинает стремительную карьеру иллюстратора. Его творческая деятельность очень разнообразна. Кроме литографий и иллюстраций, Боннар также выполняет театральные декорации, эскизы предметов интерьера, а в 1895 году даже принимает участие в конкурсе мебели для столовой комнаты, организованном Школой декоративных искусств. Но он не пренебрегает и живописью, регулярно выставляясь вместе с другими набидами. Кроме того, выставляется независимо от группы. Он почти каждый год посылает картины в Салон Независимых.

В 1893 году Боннар встречает 24-летнюю Мари Бутсен — музу, которая будет вдохновлять его на создание многочисленных ню, среди которых есть и подлинные шедевры. Художник и его модель проживут вместе более 30 лет, прежде чем узаконят свои отношения в 1925 году.

По самым скромным подсчётам, Марта позировала Боннару около 400 раз, причём нет ни одной картины, где бы её тело “состарилось”.

Работа “Праздная женщина” представляет собой не только изображение обнажённого тела, но и, как-бы, приглашает зрителя проникнуть в мир картины. Лицо Марты в тени, что обогащает картину не только эротической составляющей, но и наполняет привкусом таинственности. Расположившаяся у головы женщины кошка — персонаж, которым обычно подчеркивали не только домашний уют, но и связывали с интимными сценами.

Боннар часто бывал с друзьями за границей: в Швейцарии, в Венеции и Милане, в Испании, Голландии, Бельгии, Англии. Художник непременно посещал великие европейские музеи. В 1908 году он открывает для себя Алжир и Тунис. Его любовь к путешествиям возникает от неудовлетворённого любопытства и потребности постоянной смены обстановки. Несмотря на своё высокое происхождение, в путешествиях Боннар довольствуется скромными отельными номерами. Для работы ему хватает стола, холста и кистей. Ему не нужны ни роскошь, ни удобства, он человек со скромными запросами.

Боннар впервые выставляется в галерее Берхайм-Жон в декабре 1906 года. После этого он регулярно будет представлять там свои работы. В тот же год, немного раньше, художник восхищался поездкой на юг Франции: в Марсель, Тулон и Баньоль. В 1909 году Боннар впервые долгое время проводит на юге Франции в Сен-Тропе — в то время маленьком провансальском городке, который до него уже очаровал постимпрессионистов и фовистов. Он часто будет возвращаться в Сен-Тропе, в том числе в 1911 году с Полем Синьяком. Художник будет жить также в Каннах и Антибе.
Он регулярно принимал участие во многих выставках, торговцы произведениями искусства наперебой старались заполучить его полотна, а его слава пересекла границы Франции и ширилась по всему миру.

Приглашённый в качестве члена жюри премии Карнеги, художник в 1926 году едет на встречу с американской общественностью. Он посещает Питтсбург, потом Чикаго, Нью-Йорк и Вашингтон. Его первая индивидуальная выставка проходит 2 года спустя в Нью-Йорке в галерее Де Хок энд Ко. В 1936 году ему самому присуждают 2-ую премию Карнеги.

Боннар попеременно живет в Каннэ и Верноне. Несмотря на частые поездки, он остаётся верным Парижу: с 1911 года и до конца жизни снимает мастерскую на улице Турляк. Однако художник то и дело жалуется на жизнь в большом городе: «Я не провожу в Париже более 2 месяцев в году. Не могу там работать: слишком много шума, слишком много вещей отвлекает моё внимание».

Пьер Боннар (фр. Pierre Bonnard; 3 октября 1867 года, Париж, - 23 января 1947 года, Ле-Канне, деп. Приморские Альпы) - французский живописец и график, вошедший в историю искусства как один из величайших колористов XX века. В молодости возглавлял группу художников «Наби (группа)».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

В 1888 г. Боннар проходил обучение в Школе изящных искусств, где была образована группа «Наби» (от еврейского nebiim (пророки)), объединявшая молодых художников, искавших новые горизонты в искусстве. Кроме Боннара, в группу вошли – , Руссель, и др. По примеру первого поколения импрессионистов, члены группы, восхищаясь искусством японской гравюры, стремились к упрощению живописи, работая плоскостями чистого цвета.

В 1891 году Боннар начал выставлять свои картины в Салоне Независимых и в галерее Le Barc де Boutteville. В тот период творчество художника чрезвычайно разнообразно. Он рисует афиши и эскизы мебели, расписывает ширмы и театральные декорации, иллюстрирует книги и альбомы, работает над эстампами и литографиями. Первая персональная выставка Боннара была проведена Дюран-Рюэлем в 1896 году.

В 1905 г. вместе с отправился в поездку по Испании, за которой последовали путешествия в Бельгию, Голландию, Англию, Италию, Алжир, Тунис и южную Францию. Примерно к 1908 году период «интимизма» был завершен. Художник вновь все больше обращается к пейзажной живописи, его палитра еще более насыщенна и изыскана.

В 1925 г. Боннар приобрёл дом на Лазурном берегу, в Канне.

В 1930х-1940х годах художник обосновался в своем доме в Канне. Он по-прежнему много и плодотворно работает, часто возвращаясь к своей любимой теме – «ню».

Умер художник в 1947, в Канне.

ТВОРЧЕСТВО

В ранней живописи Боннара отражено влияние признанных мастеров импрессионистов – , . Творчество Боннара весьма разнообразно: он создавал эскизы мебели, афиши, рисунки для тканей, расписывал ширмы и театральные декорации.

Позднее Боннар отходит от резко очерченных контуров и цветовых контрастов. Он приходит к живописи, основанной на тончайших сочетаниях цветовой гаммы. Его картины напоминают скорее персидские ковры или китайские ткани. Основные темы его работ – интерьеры, пейзажи, небольшие уличные и бытовые сценки, за которые Боннара часто относят ко второму поколению импрессионистов, позднее названных «интимистами». Пьер Боннар критиковал импрессионистов за недоработанность композиции и натуралистичность цвета.

Пьера Боннара называют одним из самых тонких мастеров и величайших колористов своего времени.

Его восхищение привычными сценами повседневной жизни передано на холст вместе с радостью и благородными фантазиями. Он исследовал игру света в домашних интерьерах с помощью богатого художественного стиля.

Среди товарищей Боннара называли «Наби японствующий». Дело в том, что на Боннара сильно влияла японская гравюра.

Под влиянием и искусства японской гравюры художники локализовали цвет, делали свою живопись более плоскостной. Современники отдавали должное таланту художника.

Его также называли «самым живописным живописцем».

В конце своей жизни он опять обратился в картинах к насыщенным цветовым сочетаниям.

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА

  • Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке.
  • Искусство никогда не сможет существовать без природы.
  • Главной темой является поверхность, которая имеет свой цвет, свои законы сверх тех объектов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Amory, Dita, ed. Pierre Bonnard: The Late Still Lifes and Interiors. New Haven: Yale University Press. 2009
  • Brodskaya, Nathalia. Bonnard. Parkstone International. 2011
  • Cowling, Elizabeth; Mundy, Jennifer. On Classic Ground: Picasso, Léger, de Chirico and the New Classicism 1910-1930. London: Tate Gallery. 1990
  • Frèches-Thory, Claire, & Perucchi-Petry, Ursula, ed.: Die Nabis: Propheten der Moderne, Kunsthaus Zürich & Grand Palais, Paris & Prestel, Munich 1993
  • Hyman, Timothy. Bonnard. London: Thames & Hudson 1998
  • Ives, Colta, et al. Pierre Bonnard, the graphic art. New York: The Metropolitan Museum of Art 1989
  • Turner, Elizabeth Hutton. Pierre Bonnard: Early and Late. London: Phillip Wilson 2002
  • Whitfield, Sarah; Elderfield, John. Bonnard. New York: Harry N. Abrams, Inc 1998