Пабло пикассо плачущая женщина описание. Выставка в Metropolitan Museum. «Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног». Пабло Пикассо

10.07.2019

Из книги "Пикассо" Анри Жидель:
В Мужене Пабло пишет портреты - Ли Миллер, Нюш, Доры, Воллара… Вероятно, под влиянием Герники он пишет много трагических лиц. Это рыдающие женщины, большинство из них наделены чертами Доры. На следующий год лица женщин на портретах становятся все более взволнованными, потрясенными, искаженными, как, например, в его знаменитом портрете Плачущая женщина. Работая над Герникой, Пабло рисовал с Доры женские лица, залитые слезами. И он продолжает это делать, причем правильные черты лица молодой женщины часто искажает настолько, что они вызывают ужас.
В отличие от Фернанды, которая возмущалась, когда искажали ее лицо, или Ольги, которая откровенно презирала попытки Пабло уродовать женские лица, Дора Маар оказалась наиболее терпеливой. Она видит в подобных «модификациях» лишь пластические эксперименты, на которые, по ее мнению, художник имеет право. Кроме того, она настолько уверена в собственной красоте, что считает себя неуязвимой. А Пикассо неоднократно повторял, что он видит ее не иначе как в слезах. Такая манера изображения Доры вовсе не продиктована его желанием изуродовать ее, а художественной необходимостью, которая подчиняет его себе, ибо, как он говорил не раз, его живопись сильнее его воли.

Розовое платье 1864г - Фредерик Базиль изобразил Терезу на террасе
в дальнем конце сада. Она одета в простое платье с вертикальными
розовыми и серебристо-серыми полосами, и черный фартук. Тереза
сидит спиной к зрителю, и смотрит в сторону деревни... -


Пабло Пикассо 1920-е
Пабло Пикассо. «Сидящая женщина» (портрет Фернанды) 1909, 81×65 см, масло, холст

Всем известен Пабло Пикассо - гениальный художник, но мало кто знает его со стороны, которой он поворачивался к женщинам. Его можно смело назвать разрушителем - почти все, кого он любил, сходили с ума или кончали с собой. Он говорил, что женщины продлевают жизнь, и если увлекался кем-то, то создавал целую серию работ. Ровно 45 лет назад в возрасте 91 года Пикассо ушел из жизни - предлагаем вспомнить семь муз художника.

Фернанда Оливье

Натурщицу Фернанду Оливье - первую большую любовь - Пикассо встретил в Париже в 1904 году. Именно с появления Фернанды мрачная живопись Пикассо приобрела краски. Они были молоды, быстро сблизились и прошли вместе через нищету и безызвестность первого десятилетия художника в Париже. Когда его картины стали покупать, их отношения уже были на исходе. Пикассо без сожаления порывал с бывшими возлюбленными: так получилось и с Фернандой, когда художник встретил Марсель Умбер, ставшей его привязанностью на трехлетний период кубизма. Портрет Фернанды «Женщина с грушами» - один из первых опытов в период раннего кубизма.


Пабло Пикассо, «Женщина с грушами (Фернанда)», 1909
Фернанда Оливье, около 1909

Ольга Хохлова

Балерину Ольгу Хохлову - первую жену и мать первого ребенка - Пикассо встретил в Италии в 1917 во время работы над «Русскими сезонами». Дягилев предупреждал Пикассо, что с русскими женщинами не шутят, на них женятся. Ольга Хохлова не просто стала женой Пикассо - он венчался с ней по православному обряду. Расставшись после 17 лет противоречивой семейной жизни, они так и не развелись - Пикассо не хотел делить имущество поровну, что требовалось по условиям брачного договора.

Охлаждение к жене пришло вместе с охлаждением к буржуазной жизни, которую так любила Хохлова. Натянутые отношения нашли отражение в картинах - если в начале их любовной истории портреты Ольги реалистичны, то ко времени распада брака Пикассо пишет ее только в стилистике сюрреализма. «Женщина в шляпе» создана в 1935-м - в год, когда Ольга узнала, что у Пикассо ребенок от любовницы Марии-Терезы Вальтер. Она хоть и ушла сама, но долгие годы преследовала Пикассо - ее смерть в 1955 году принесла художнику лишь облегчение.



Пабло Пикассо, «Женщина в шляпе (Ольга)», 1935
Ольга Хохлова, около 1917

Мария-Тереза Вальтер

Мария-Тереза Вальтер появилась в жизни Пикассо в 1927 году. Ей было всего 17, ему уже 45. До встречи с художником она даже не слышала его имени. В 1935-м Вальтер родила ему дочку Майю, которую он продолжал навещать даже после расставания с ее матерью. Мария-Тереза долгие годы писала бывшему возлюбленному нежные письма, которые тот зачитывал новым подругам. Она покончила с собой через четыре года после смерти Пикассо. Обычно художник изображал ее блондинкой с короткой стрижкой, но на портрете 1937 года появляются яркий макияж и накрашенные ногти - знак того, что у Пикассо роман с Дорой Маар.



Пабло Пикассо, «Портрет Марии-Терезы», 1937
Мария-Тереза Вальтер, около 1928

Дора Маар


Дора Маар - та самая «плачущая женщина» Пикассо. Этот сюжет отражает не только восприятие художником характера этой женщины, но и предвоенные настроения в Европе. На момент их знакомства в 1935 году Дора была уже сама сформировавшимся художником и фотографом - их отношения носили скорее интеллектуальный характер, чем романтический. Разрыв с Пикассо после девятилетнего романа довел Дору до психиатрической клиники, а последние годы она вела затворническую жизнь. Перед вами - одна из самых известных картин из серии «плачущих женщин».



Пабло Пикассо, «Плачущая женщина (Дора Маар)», 1937
Дора Маар, около 1955

Франсуаза Жило

Франсуаза Жило - единственная женщина, которой удалось выйти сухой из воды после десятилетнего романа с Пикассо. Художник познакомился с годившейся ему во внучки Франсуазой в ресторане в 1943 году - она была прекрасной собеседницей и со временем Пикассо стал нуждаться в ней. Франсуаза родила ему двоих детей, сына Клода и дочь Палому, а в 1953-м вместе с ними ушла, став единственной женщиной, которой удалось выйти из-под влияния Пикассо без психологических проблем - она состоялась как художник, дважды вышла замуж, написала книгу о Пикассо, которая легла в основу фильма «Прожить жизнь с Пикассо» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Образ «женщины-цветка» появился весной 1946-го, когда художник наконец-то уговорил Франсуазу переехать к нему.



Пабло Пикассо, «Женщина-цветок (Франсуаза Жило)», 1946
Франсуаза Жило, 1973

Сильветт Давид

Сильветт Давид, с которой у Пикассо никогда не было близких отношений, стала музой художника в 1950-х - она несколько раз ему позировала в 1954-м, что вылилось в целую серию работ - их легко можно угадать по пышному хвосту светлых волос. Романа с Сильветт не случилось - девушку всегда сопровождал жених, а сама она чувствовала себя неуютно рядом со знаменитостью, но знакомство с великим художником сыграло ей на руку - Пикассо подарил ей один из портретов, и на деньги от его продажи она смогла купить жилье в Париже.



Пабло Пикассо, «Портрет Сильветт Давид в зеленом кресле», 1954
Сильветт Давид, 1954

Жаклин Рок

Жаклин Рок - последняя любовь Пикассо и вторая официальная жена - стала главным персонажем его картин в последние 20 лет. На момент их знакомства в 1953 году ей было 27, ему - 73. Жаклин сносила его тяжелый характер и называла монсеньором - с ней он прожил до самой смерти. Уход Пикассо она переживала тяжело, балансируя на грани безумия, а спустя 13 лет накануне ретроспективы его работ застрелилась. «Жаклин со скрещенными руками» - один из самых известных портретов последней музы Пикассо.



Пабло Пикассо, «Жаклин со скрещенными руками», 1954
Жаклин Рок, 1955

Комментарии

2016

Александр, Белгород
31 марта
Удивительная, Чудесная картина. Внешняя красота и глубокая пустота и боль внутри. Как это современно Сколько сейчас таких женщин вокру!

2015

2013

Роман, Санкт-Петербург
17 декабря
Картина очень очень прекрасна! У меня дома висит абсолютно идентичная копия(маслом) как оригинал точь в точь и по размеру тоже. Сделал эту картину очень хороший художник. Я рад этой картине у себя дома, не как не могу наглядеться.
Предлагали 120т.р., но что то не очень то хочется мне её продавать уж слишком хорошая копия))

Павел,
29 мая
Удивительная картина, необычное гамма цветов. Стоит посмотреть вживую, буря чувств.

Милана, Сочи
27 марта
Мне нравится эта картина!!Художник передаёт свои чувства и эмоциональность.Так как художники всегда оставлют частицу себя хоть маленькую но оставляют.Тут художник явно передал свою боль, как ему было плохо и таскливо.Пабло Пикассо предал термин геометрических фигур,видимо он хотел передать то когда мы плачем,что у нас происходит внутри.Мне очень жаль эту девушку.

Кирилл, Ковров
03 марта
С картины бездонными полными грусти и боли глазами на нас смотрит женщина.В руках у нее платок который она крепко сжимает в зубах,как будто терпит невыносимою боль.Только боль эта не телесная,а душевная.Картина передает очень сильное чувство грусти и тоски,что очень необычно т.к. картина написана яркими и насыщенными красками.За спиной женщины желтая стена,символизирующая счастливый окружающий мир,который не разделяет ее горя.На щеках женщины слезы,но в глазах их нет.Это показывает,что горе проходит.Время лечит.

2012

Оля-ля, Красноярск
01 ноября
В этой картине вижу не просто горе женщины, я вижу еще ее внутренние переживания

Алексей,
10 июня
Понимание требует усердия. Нато оно и искусство, что в природе не увидишь! После 1000-ой картины суть начинает глубже прятаться в детали.

Пятилетняя, Хабаровск
27 мая
В детстве премного напугала меня эта картина в журнале "Наука и жизнь". Плюс прилагался ядовитый комментарий, мол, выяснено, что какие-то больные видят мир в точности, как Пикассо. Откда вывод: не был ли он больным...
С годами однако поняла, что всё гораздо глубже и лучше. А газетам верить стоит не в вопросах искусства.

Дима, Запорожье
15 января
Странная какая-то. (идиотизм какой-то (комментарий другого человека))

2011

2010

Маруся, Барнаул
28 декабря
Меня больше всего удивляет то, как художник смог передать горе женщины с помощью чистых, ярких и сочных красок.

Татьяна, Волгодонск
06 сентября
Это горе - точнее передать невозможно...

Валентина, Санкт-петербург
04 сентября
Настоящее горе!Можно самой заплакать!

Настя, Москва
02 августа
Между прочим эта картина самая выразительная у Пабло Пикассо. Видно, что горе такое, что хуже некуда.

Наталья,
20 апреля
Наверно ему и самому было грустно когда он рисовал...

2009

Natali, Moskow
07 ноября
а по-моему очень точно передан темперамент Доры

Евгений, Самара
28 октября
Жалко женщину, изуродовал художник её сильно. Вот и ревёт.

коля, луцьк
03 февраля
картина дійсно вражає. хоча вона абсолютно абстрактна, але страждання жінки передано дійсно реалістично. супер.

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног». Пабло Пикассо

«Мистерия», «Безумие», «Волшебство» - это первые слова, которые пришли меценатам на ум, когда они попробовали описать творение Пабло Пикассо. Особая аура художника была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Это сочетание, которому женщины не могли сопротивляться.

сайт публикует для вас историю любви великого живописца.

Пикассо в молодости и старшем возрасте

Пикассо был потрясающим мужчиной с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Однако многие женщины не могли смириться с характером художника и кончали с собой, либо сходили с ума. В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того, чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!». Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.

На личном фронте дела складывались куда лучше.

Женщины всегда обожали Пикассо.

Первая возлюбленная Фернанда Оливье

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники, и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо, Фернанда Оливье и Хакин Ревентос. Барселона, 1906

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее.

«Фернанда в черной мантилье», 1905

Как считают исследователи, она была моделью и для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило по себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился. Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром - кубизм, как комплекс, был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались - Пикассо и Фернанда.

Русская балерина Ольга Хохлова

Настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. История их отношений началась 18 мая 1917 года, когда Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Фотопортрет Ольги Хохловой.

Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже, 1917.

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права. Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

«Портрет Ольги в кресле», 1917

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.

Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

В июле 1919 года они отправились в Лондон на новую премьеру «Русского балета» - балет «Треуголка» (исп. «El Sombrero de tres Picos», фр. «Le Tricorne»), для которого Пикассо снова создавал костюмы и декорации.

Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Это было время, когда они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях.

4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.

Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.

«Обнаженная в красном кресле», 1929

Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.

Мари-Тереза Вальтер

Фотопортрет Мари-Терезы Вальтер.

«Женщина в красном кресле», 1939

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Мари-Терезе Вальтер. Это был пожар, мистерия, безумие.

Время любви к Мари-Терез Вальтер, было особенным, и в жизни и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения дочери, являются вершиной его творчества.

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.

Дора Маар

Фотопортрет Доры Маар.

После рождения ребенка он охладевает к Мари и заводит себе еще одну любовницу - 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мари-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками.
Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни. Мари-Тереза вскоре повесилась. А Дора Маар, которая навсегда останется на картине «Плачущая женщина».

«Плачущая женщина», 1937

Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество. Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.

Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу... Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.

Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем.

Франсуаза Жило

Художник быстро забыл покинутых им любовниц. Вскоре он уже стал встречаться с 21-летней Франсуазой Жило, которая годилась мэтру во внучки. Познакомился с ней в ресторане и тут же пригласил ее... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.