Музыкальное и изобразительное искусство в 30 годы. Советская живопись - история современного искусства. Время художественных объединений

04.11.2019

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Она была направлена: Культурная революция предусматривала: В СССР в е гг. XX в. произошла Культурная революция. Она была направлена: 1. На изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, 2. На разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Культурная революция предусматривала: 1. Ликвидацию неграмотности, 2. Создание социалистической системы народного образования и просвещения, 3. Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.


Изобразительное искусство В 30-е годы происходят значительные изменения в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в стране продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников г. художник Ф. Шурпин 1930 г. художник Г. Клуцис


Социалистический реализм К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний. Николаев К. "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" г.


М. Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 г. Тихова М. "Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода" г.


ИСКУССТВО ПЛАКАТА В период гражданской войны и интервенции политический плакат полностью отделился от других видов художественной графики (рекламы, афиши, политического рисунка). Для плаката характерна броская наглядность образа, оперативность отклика, общедоступность содержания. Это было очень важно для страны, в которой большая часть населения была неграмотной г. КУКРЫНИКСЫ Ефимов Б., Иоффе М., 1936 г.




СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Советская станковая живопись испытывает тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность» Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода Борис Иогансон. Он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). «Допрос коммунистов»«На старом уральском заводе»


МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время Евгений Лансере роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Дейнека также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись. Его мозаики станции « Маяковская » (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Фаворский, известный график, также внёс вклад и в монументальную живопись: он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охранным материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи.






ПЕЙЗАЖ Достигается разнообразие стилистических направлений: В е годы в СССР началась эпоха обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. Достигается разнообразие стилистических направлений: 1. Лирическая линия пейзажной живописи, 2. Индустриальный пейзаж.






ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР Развитие живописного портрета в стилистике авангарда «первой волны» исчерпало себя к 1930-м гг. В портретном жанре востребованными вновь оказались приемы и стилистика реалистического решения образа современника, при этом в качестве одной из главных задач декларировалась идеологическая, пропагандистская функция портрета. М. Нестеров «Портрет Академика И. П. Павлова» 1930 г. Нестеров М. «Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных.», 1930 г.



ИТОГ: Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно - правительственного аппарата.

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().

Начало 30-х годов отмечено появлением важнейших партийных документов, стимулирующих объединение и развитие творческих сил. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 года благотворно сказалось и на музыкальной культуре.

Ликвидируется Российская ассоциация пролетарских музыкантов (Ассоциация современной музыки фактически распалась раньше), намечаются пути дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства.

В 1932 году организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап.

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки - оперную, симфоническую, кантат-но-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии.

Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловь-ева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами М. Исаковским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, А. Сурковым и другими. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино. Сойдя с экрана, они надолго пережили фильмы, к которым были написаны.

Оперный театр в 30-е годы обогатился реалистическими произведениями на современную тему, доступными по языку, правдивыми по содержанию, хотя и не всегда свободными от недостатков (слабость драматургии, неполное использование широких вокальных форм, развитых ансамблей).

Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края идо края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

Интересное преломление получили элементы французской народной музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой пе-сенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935-1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

К современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты,- И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров.

В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

Успехи в жанре симфонической музыки тоже были связаны с проникновением песенно-мелодического начала, демократизацией образов, наполнением их конкретным жизненным содержанием, усилением тенденций программности, обращением к песенно-танцевальным мелодиям народов СССР.

В 30-е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. В симфонической музыке усиливаются реалистические тенденции, находят отражение темы современности. Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович - грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный».

Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»).

Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому и другим было присуждено звание народного артиста СССР.

Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене, Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, М. Семеновой, 0. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства.

Создались крупные государственные исполнительские коллективы - Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.

Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к.XIX- н.XX вв. вылились в Октябрьскую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева - “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом - “аналитическим реализмом ” - являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности.
По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору.
Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

Время художественных объединений

1920-е годы - время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства - это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции (1922 - АХРР, 1928 -АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом "героического реализма" художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека - детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов - мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно "Ленин в Смольном", в котором И.И. Бродский в наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.

В картине "Заседание членской ячейки" Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.

Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции "Трубачи Первой конной армии".

Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский. В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского - "Делегатка", "Председательница", в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром.
Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева - "Транспорт налаживается".

Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923

В этом жанре изображается обновляющаяся страна, нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания.
Общество художников станковистов (1925) - следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах "Остовцев" часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда", Ю.П. Пименова "Футбол" и др.

За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения - "Четыре искусства" - избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода - "Смерть комиссара", которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.

Из состава "Четырёх искусств" выделяется и П.В. Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку.
Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами "Бубнового вольта" - приверженцами футуризма - что сильно сказалось на их творчестве. Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.

Постановлением "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника - основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры.
Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины "На старом уральском заводе".

А.А. Дейнека не остаётся в стороне от "официальной" линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина "Будущие лётчики" хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.

Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.

Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта.
Интенсивному развитию подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого - творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.

П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.

Художник на войне

С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.

С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода.

Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени.
Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.

Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.

Тема войны в живописи

В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: "Письмо с фронта" А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;

композиция "Отдых после боя", в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;

работа А.А. Мыльникова "На мирных полях", радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;

самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского - "Над снегами" и др.

Суровый стиль на смену соцреализму

Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового "сурового стиля", задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. "Суровый стиль" был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития "сурового стиля" стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути "сурового стиля" можно увидеть в картине "Геологи" П.Ф. Никонова, "Полярники" А.А. и П.А. Смолиных, "Шинели отца" В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"),

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Наши мастер-классы по истории искусства

Наша Галерея современного искусства не только предлагает большой выбор советского искусства, и постсоветской живописи, но и проводит регулярные лекции и мастер-классы по истории современного искусства.

Вы можете записаться на мастер класс, оставить пожелания по мастер классу, на который Вы бы хотели попасть, заполнив предложенную ниже форму. Мы обязательно прочитаем для Вас интересную лекцию на выбранную Вами тему.

Ждем Вас в нашем ЛЕКТОРИУМЕ!

План «монументальной пропаганды», принятый по предложению В. И. Ленина, явился самым ярким выражением общих принципов нового искусства. Главную цель «монументальной пропаганды» В. И. Ленин видел в том, что­бы поставить искусство на службу революции, воспитать народ в духе нового, коммунистического миропонимания.

Вместе с упразднением некоторых памятников, «про­славлявших царизм», предписывалось мобилизовать художественные силы и организовать конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции.

Начиная с осени 1918 г., на улицах Петрограда, Москвы и других городов появились первые произведения «монументальной пропаганды»: памятники Радищеву, Степану Разину, Робеспьеру, Каляеву, Т. Шевченко и др.

Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представлявшие различные творческие течения, - Н. Андреев, С. Коненков, А. Матвеев, В. Мухина, С. Мер-куров, В. Синайский, архитекторы Л. Руднев, И. Фомин, Д. Осипов, В. Маят. Идеи ленинского плана оказали влияние и на более широкую область монументально-декоративного искусства - праздничное оформление го­родов, массовых шествий и т. д. В оформлении улиц Мо­сквы и Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции участвовали видные художники, в том числе К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, С. Герасимов.

Характерной чертой изобразительного искусства эпохи революции и гражданской войны была агитационная направленность, определявшая значение и место отдельных его видов. Наряду с памятниками и мемориальными досками рупором революционных идей и лозунгов стал плакат, говоривший языком аллегории (А. Апсит), политической сатиры (В. Дени) и достигший тогда наибольшей высоты в классических работах Д. Моора («Ты записался добровольцем?», «Помоги»).

Непревзойденными в своем роде были также «Окна РОСТА» В. Маяковского и М. Черемных. «Телеграфный» язык этих плакатов, сознательно упрощенный, отличался остротой и лаконизмом.

К искусству плаката тесно примыкала политическая графика, которую широко популяризировали журналы «Пламя», «Красноармеец» и другие периодические издания. Революционная тематика проникала и в станковую графику (рисунки Б. Кустодиева), особенно в гравюру на дереве и линолеуме. «Войска» В. Фалилеева, «Броневик» и «Крейсер Аврора» Н. Купреянова - типичные произведения графики этого времени. Для них характерны напряженные контрасты черно-белой манеры, повышение роли силуэта.

Эпоха революции получила отражение и в книжной иллюстрации (рисунки Ю. Анненкова к «Двенадцати» А. Блока, обложки и книжные знаки С. Чехонина), но этот род искусства был в большей мере связан с новыми изданиями классической литературы, прежде всего «Народной библиотеки» (работы Б. Кардовского, Е. Лансере и др.).

В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В. И. Ленина (Н. Альтман, Н. Андреев). Плеяда крупных мастеров (А. Бенуа, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева) развивала пейзажную графику.

Станковая живопись первых послереволюционных лет больше, чем какой-либо другой вид искусства, испытала на себе давление «левого фронта». Полотна «Новая планета» К. Юона, «Большевик» Б. Кустодиева и т. д. свидетельствовали о стремлении их авторов раскрыть исторический смысл происходящего. Свойственная всему советскому искусству раннего периода аллегория проникала даже в пейзажную живопись, породив такой своеобразный отклик на современные события, как, например, картина А. Рылова «В голубом просторе».

Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в этот период не выходили за рамки проектирования новых задач.

20-е годы

В 20-х гг. среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Об­щество московских художников, Общество русских скульпторов и др.

Несмотря на то что советское искусство тогда носило переходный характер, в нем постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники все чаще обращаются к современности. Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые живописцы. Для этого времени характерны работы С. Малютина, А. Архипова, Г. Ряжского в портретном жанре, Б. Иогансона - в бытовом, М. Грекова, И. Бродского, А. Герасимова - в истори­ко-революционном, А. Рылова, Н. Крымова, Б. Яковлева - в пейзажном и т. д. Изменяют свое отношение к окру­жающему, к задачам искусства художники, группировав­шиеся до революции вокруг журнала «Мир искусства», бывшие сезаннисты. П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн переживают расцвет своего дарования; реальным, жизненным содержанием наполняется еще недавно стилизаторское творчество К. Петрова-Водкина; новый подход к проблемам образной выразительности сказывается в произведениях М. Сарьяна, С. Герасимова и др. Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине «Оборона Петрограда» А. Дейнеки (1928 г.).

В графике видное место заняла политическая карикатура (Б. Ефимов, Л. Бродаты и др.). Одновременно растет значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве (А. Кравченко, П. Павлинов и др.). Ее крупнейший мастер В. Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешным было развитие также станкового рисунка, выполненного углем, ка­рандашом, литографией или черной акварелью (Н. Купреянов, Н. Ульянов, Г. Верейский, М. Родионов).

Скульптура 20-х гг. продолжала следовать идеям ленинского плана «монументальной пропаганды». Круг ее задач заметно расширился, больших успехов достигла портретная скульптура (А. Голубкина, В. Домогацкий, С. Лебедева).

Однако основные усилия скульпторов попрежнему на­правляются на создание памятников. В отличие от пер­вых гипсовых памятников, носивших временный характер, новые монументы сооружаются из бронзы и гранита. К ним относятся памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (В. Щуко, В. Гельфрейх, С. Есеев), на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье (И. Шадр) и в Петрозаводске (М. Манизер).

Образы обобщающего значения создали А. Матвеев («Октябрьская революция»), И. Шадр («Булыжник - оружие пролетариата»), В. Мухина («Ветер», «Крестьянка»), уже в то время определявшие своим творчеством лицо советской скульптуры.

После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Ее первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство (комплексы жилых домов на Усачевой улице в Москве, на Тракторной улице в Ленинграде и т. д.). Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания градостроительные проблемы, сооружение обществен­ных ансамблей, промышленное строительство. А. Щусев и И. Жолтовский разрабатывают первый план реконструк­ции Москвы. Под их руководством осуществляется пла­нировка и строительство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г. А. Щусев создает мавзолей В. И. Ленина. До конца 20-х гг. по планам советских архитек­торов был построен ряд зданий различного назначения (дом «Известий» Г. Бархина; Госбанк СССР И. Жолтовского; Центральный телеграф И. Рерберга), промышленных комплексов (Волховская гидроэлектростанция О. Мун-ца, Н. Гундобина и В. Покровского; Днепровская гидро­электростанция В. Веснина) и т. д.

Одной из важных сторон творческой деятельности советских архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике.

30-е годы

Успехи советской живописи этих лет особенно полно представляет новый этап творчества М. Нестерова, в работах которого (портреты академика И. Павлова, братьев Кориных, В. Мухиной, хирурга С. Юдина) глубина и рельефность изображения человеческих характеров соединяется с широкой общей темой творческого труда советских людей. Высокий уровень портретной живописи поддерживают П. Корин (портреты А. Горького, М. Нестерова), И. Грабарь (портрет сына, портрет С. Чаплыгина), П. Кончаловский (портрет В. Мейерхольда, портрет студента-негра), Н. Ульянов и др. Тема гражданской войны воплотилась в картине С. Герасимова «Клятва си­бирских партизан». На исторические сюжеты написаны также «Старые хозяева» и «Утро офицера царской армии» Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Выдающимся мастером картин на современную тему становится А. Дейнека («Мать», «Будущие летчики» ит. д.). Важный шаг по пути развития бытового жанра делают Ю. Пименов («Новая Москва») и А. Пластов («Колхозное стадо»).

Развитие графики в этот период связано прежде все­го с книжной иллюстрацией. В этой области с успехом работают и мастера старшего поколения - С. Герасимов («Дело Артамоновых» М. Горького), К. Рудаков (иллюстрации к произведениям Г. Мопассана), и молодые художники - Д. Шмаринов («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Петр I» А. Толстого), Е. Кибрик («Кола Брюньон» Р. Роллана, «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера), Кукрыниксы («Жизнь Клима Самгина» М. Горького и другие), А. Каневский (произведения Салтыкова-Щедрина). Заметное развитие получила иллюстрация советской детской книги (В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов). Принципиально важное из­менение по сравнению с предшествующим периодом со­стояло в том, что советские мастера иллюстрации переключились (хотя и несколько односторонне) с декора­тивного оформления книги на раскрытие идейного и художественного содержания литературных образов, на разработку человеческих характеров и драматургии действия, выраженной в веренице следующих друг за другом изображений.

В книжной иллюстрации наряду с реалистическим ри­сунком, акварелью, литографией сохраняет свое значение и гравюра, представленная произведениями признанных мастеров, как В. Фаворский («Vita Nuova» Данте, «Гамлет» Шекспира), М. Пиков, А. Гончаров.

В области станковой графики на первый план в это время выдвигается портретный жанр (Г. Верейский, М. Родионов, А. Фонвизин).

Серьезным препятствием на пути развития советского искусства в эти годы является ремесленничество, тенденции ложной монументальности, парадности, связанные с культом личности Сталина.

В искусстве архитектуры наиболее важные задачи ре­шались в связи с проблемами градостроительства и сооружением жилых, административных, театральных и других зданий, а также крупных промышленных объектов (таких, например, как автозавод в Москве, мясокомбинат в Ленин­граде, теплоцентраль автозавода в Горьком и т. д.). Среди архитектурных произведений особенно характерны для этих лет дом Совета Министров в Москве (А. Ленгман), гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран), Театр Советской Армии в Москве (К. Алабян, В. Симбирцев), санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодске (М.Гинзбург), речной вокзал в Химках (А. Рухлядьев) и др. Основной эстетической тенденцией в ходе этих работ стало тяготение к традиционным формам классической ордерной архитектуры. Некритическое использование таких форм, ме­ханическое перенесение их в современность нередко при­водило к ненужной внешней пышности и неоправданным излишествам.

Новые важные черты приобретает искусство скульптуры. Усиление связей монументально-декоративной скульптуры с архитектурой становится характерной особенностью этого периода. Скульптурное произведение - группа «Рабочий и колхозница» - Мухиной возникло на основе архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. Синтез скульптуры с архитектурой проявился и в оформлении Московского метрополитена, канала имени Москвы, Все­союзной сельскохозяйственной выставки, павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке.

Из произведений монументальной скульптуры этих лет наибольшее значение имели памятники Тарасу Шевченко в Харькове (М. Манизер) и Кирову в Ленинграде (Н. Томский).

Дальнейшее развитие получает скульптурный портрет (В. Мухина, С. Лебедева, Г. Кепинов, 3. Виленский и другие). Многие скульпторы успешно работают над типическим обобщением образов современников («Металлург» Г. Мотовилова, «Молодой рабочий» В. Синайского).