Черты абстракционизма в живописи. Абстрактное искусство. Абстракционизм в живописи и искусстве

10.07.2019

(лат. abstractio – удаление, отвлечение) – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами.

Истоки абстрактной живописи и время создания первой абстрактной картины не установлены. С уверенностью можно говорить только о том, что между 1910 и 1915 годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуративных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Среди них: Р.Делоне, М.Ф.Ларионов, Ф.Пикабиа, Ф.Купка, П.Клее, Ф.Марк, А.Г.Явленский, У.Бочиони, Ф.Маринетти и др. Самые оригинальные и известные – В.В.Кандинский, П.Мондриан, К.С.Малевич. «Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского, имея в виду его акварели 1910–1912 и его теоретические работы, которые объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. И в практике, и в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в это время подошел к черте, отделяющей фигуративность от абстракции. Невыясненный вопрос о том, кто первым пересек эту черту, не имеет принципиального значения, так как в первые годы XX в. новейшие течения европейского искусства вплотную приблизились к этой границе, причем все указывало на то, что она будет опрокинута.

Абстракция вопреки бытующим представлениям не является стилистической категорией. Эта специфическая форма изобразительного творчества распадается на несколько направлений. Геометрическая абстракция, лирическая абстракция, жестикуляционная абстракция, аналитическая абстракция и более частные течения, такие, как супрематизм, аранформель, нюажизм и т.д.

Стили абстрактного искусства складываются из тех же стилеобразующих элементов, что и стили фигуративного. Об это свидетельствует, в частности, тот факт, что монохромная живопись – холст, закрашенный одним тоном, – находится в таком же нейтральном отношении к стилю, как абсолютно натуралистическое фигуративное изображение. Абстрактная живопись – это особый вид изобразительной деятельности , функции которой сравнивают с функциями музыки в аудиопространстве.

Ускоряющаяся смена эстетических установок в искусстве берет начало в революционных преобразованиях в культуре, науке и технике XX в. В искусстве новые тенденции становятся заметны уже в первой половине XIX в. В это время в европейской живописи можно видеть одновременно совершенствование натуралистической техники (Ж.Энгр, Ж.-Л.Давид, Т.Шассерио) и нарастающую тенденцию к условности (К.Коро, Э.Делакруа, Ф.Гойя); последняя особенно заостряется в английской живописи – у Р.О.Бонингтона и особенно У.Тернера, чьи картины Солнце, восходящее в тумане … (1806), Музыкальный вечер (1829–1839) и некоторые другие работы представляют самые смелые обобщения, граничащие с абстракцией. Обратим внимание на форму, но также и на сюжет одной из его последних работ – Дождь, пар, скорость , которая изображает паровоз, мчащийся сквозь туман и пелену дождя. Эта картина, написанная в 1848, – высшая мера условности в искусстве первой половины XIX в.

С середины XIX в. живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно непосредственному изображению. Все более интенсивно разворачиваются поиски новых изобразительных средств, способов типизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластических формул. С одной стороны, это направлено на отображение внутреннего мира человека – его эмоциональных психологических состояний, с другой – на обновление видения предметного мира. В 1900-е годы открытие – вначале в Испании, а потом во Франции – первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве.

Состояние, в котором находится в это время искусство, можно назвать перманентной эстетической революцией; главные события происходят во Франции. Универсальная международная выставка 1900 в Париже, на авеню Николая II, была первой официальной экспозицией, включавшей работы еще «скандальных» в это время художников: Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара и других импрессионистов, а также П.Гогена и П.Сезанна. В 1904 новейшая французская живопись, показанная в Германии, произвела ошеломляющее впечатление на немецких художников и послужила толчком к созданию молодежного Союза, в который вошли будущие знаменитые экспрессионисты: Э.Л.Кирхнер, К.Шмидт-Роттлюф и др.

С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит последовательная «деконструкция» классической изобразительной системы, радикальная смена эстетических установок. После того как импрессионизм – впервые в истории искусства – внес в живопись структурные (нестилистические) изменения, французские фовисты и немецкие экспрессионисты меняют отношение к цвету, рисунку, которые окончательно выходят из подчинения натуре. Затем кубизм освобождает живопись от нарративности повествовательного сюжета.

Если живопись, так же как другие искусства, – это не столько демонстрация мастерства – создание произведения, сколько способ самовыражения, тогда абстрактное искусство надо признать наиболее продвинутой ступенью изобразительной деятельности. Это «восхождение» демонстрирует творческая эволюция пионера абстракционизма – Кандинского, которая проходит ряд этапов, включая академический рисунок и реалистическую пейзажную живопись, прежде чем выйти в свободное пространство цвета и линии. Абстрактная композиция – это тот последний, молекулярный, уровень, на котором живопись еще остается живописью. Дальше – распад.

«Доказательством моего бытия, – говорит один из современных художников, – является не мое имя, мое тело – они исчезнут в океане времени, а вымысел, создание видимости» (Francllin C. Jean Le Gac. Цит. по: Милле К. . Минск, 1995, с. 235).

Творчество – самый интимный, аутентичный способ самоутверждения, в котором остро нуждается человек. Эта потребность охватывает все большие массы людей (о чем, в частности, свидетельствуют учащающиеся жестокие способы коллективного и индивидуального утверждения своей аутентичности).

Абстрактное искусство – самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, подобной факсимильному оттиску. В то же время это прямая реализация свободы.

В США подъем абстракционизма начинается уже в середине 1940-х. Первыми заметными фигурами в это время, кроме ученика П.Мондриана Дж.Поллока, были Б.Диллер, М.Тобей, Б.У.Томлин, А.Горки. Среди тех, чье творчество позднее оказало влияние на европейскую живопись, – Б.Ньюмен, М.Ротко, Ф.Клин, Р.Раушенберг, У.Кунинг, А.Рейнхардт.

Один из первых послевоенных французских абстракционистов, воспринявших уроки американской живописи, – П.Сулаж. Его не лучшие работы напоминают экспрессивные абстракции Ф.Клина. Работы Г.Хартунга ближе к первоистоку европейской абстракции – Кандинскому. В числе европейских художников, самостоятельно пришедших к абстракционизму в послевоенные годы, Ж.Фотрие, Ж.Матье, Ж.-П.Риопель, Дж.Капогросси, М.Эстев, А.Ланской, С.Поляков, Р.Биссьер и Ж.Базен. Особенно влиятельными во Франции в послевоенные годы были Ж.Базен и Р.Биссьер. Пережила всех и продолжает расти в цене и популярности живопись Н. де Сталя, колеблющаяся, как и живопись Биссьера и отчасти Базена, на тонкой грани между полной абстракцией и намеком на фигуративность.

В 1950 в Париже появляется первая мастерская, в которой художники Ж.Девань и Э.Пиле учат молодежь избавляться от реалистического видения, создавать картину исключительно живописными средствами и использовать в композиции не более трех тонов, так как «цвет определяет форму» (надо стремиться к тому, чтобы найти точный цвет). В начале 50-х абстрактные композиции создает А.Матисс. Абстрактная картина Деваня Апофеоз Марата (1951) была встречена с большим энтузиазмом. Критики писали, что это не только интеллектуальный портрет пламенного трибуна, но, кроме того, «праздник чистого цвета, динамичной игры кривых и прямых линий», «эта вещь – доказательство того, что абстракция выражает не только духовные ценности, но так же, как фигуративное искусство, может обращаться к событиям историческим и политическим».

В начале 50-х во Франции становится популярна «лирическая абстракция» Ж.Матье. Ему принадлежит высказывание, которое отражает новый подход к искусству: «Законы семантики действуют по принципу инверсии: поскольку дана вещь, для нее подыскивается знак, если дан знак, он утверждает себя, если находит воплощаемое». То есть сначала создается знак, потом подыскивается его смысл. В классическом искусстве смысл ищет воплощения (первично означаемое).

В начале 50-х в нью-йоркской галерее Бетти Парсон, где в конце 40-х впервые были выставлены работы Ганса Хофмана и Дж. Поллока, появляются новые имена – Барнет Ньюмен и Роберт Раушенберг.

Стилистика американской абстракции 50-х годов отличается прямолинейным геометризмом : Б.Диллер, А.Рейнхардт, У.Кунинг, Ф.Клин, М.Ротко, Б.Ньюмен, Р.Раушенберг (исключение – А.Горки, отчасти М.Тобей и А.Готлиб). Эта стилистика связана с нью-йоркской школой, внезапно приобретающей международную известность.

Искусство всегда было, в той или иной мере, средством самовыражения. Личность, опосредованно запечатлевавшая себя в нормативных структурах Больших стилей, в Новое время сама создает для себя такие структуры.

С выходом в абстракцию творческая личность получила свободу. Некорректируемые вчуже, линия, цвет, фактура становятся авторским факсимильным отпечатком. Теоретически ничто не мешает запечатлению личности в пластической, графической, живописной проекциях, в которых как и чт о сливаются воедино («Мой рисунок – это прямое и самое чистое воплощение моих эмоций», – говорит Матисс. L"Aventure du XX siecle . Paris, 1998. P. 511).

С другой стороны, и мера отчуждения, которую допускает абстракция, превосходит все существовавшее раньше. Живописный конструктор супрематизма предполагает небывалое по своим возможностям удовлетворение эстетических потребностей.

Как фактор стилеобразующий, абстракция безгранично расширяет возможности воплощения двух противоположных сущностей – уникального и универсального. Тексты, художественные изделия всех времен свидетельствуют о том, что автор в той или иной мере говорил о себе всегда, но все же никогда так осознанно обстоятельно и откровенно, как в XX в.

В сумме факторов (изобретение фотографии, научные и квазинаучные теории цвета и света и др.), определивших в Новое время основной вектор изменений в искусстве – движение от натурализма к абстракции, первое место занимает индивидуализация творчества – превращение его в прямую проекцию личности.

Прямая проекция темперамента – жестикуляционная живопись – рождается в Америке. Победа нового искусства в Америке может показаться неожиданной, если вспомнить о возмущении американцев, впервые увидевших в 1913 большую выставку европейского авангарда. В военное и послевоенное время американцы могли убедиться, что вложения в искусство надежны и доходны. Тот, кто вовремя осознал доходность современного искусства, получил шанс сказочно разбогатеть (Пегги Гуггенхейм, Бетти Парсон и др.). Почти все классики европейского авангарда оказались во время войны в США в положении эмигрантов. Самый знаменитый из американских абстракционистов – Поллок, ученик Мондриана, а его успех – это успех галереи Бетти Парсон.

В начале 1960-х в обновленном виде абстрактное искусство возвращается из Америки в Европу. «Это становится открытием, – пишет К.Милле, – для тех, кто еще окончательно не выработал свое художественное кредо… Сначала абстрактное искусство (чаще всего американское) изучается по репродукциям». «Девад с юмором отмечает, что, имея доступ к американской живописи только через фотографии журнала „Артфорум", он избрал для работы формат почтовой марки, тогда как Виалла, напротив, думая, что Джексон Поллок использует большой формат, все более увеличивает и формат своих работ! Только немногие, как, например, Девад или Бюрен и Пармантье, смогли увидеть американскую живопись своими глазами» (Милле К. Современное искусство Франции . Минск, 1995, с. 156).

Первые выставки американской живописи в Париже организуются в начале 60-х, самая представительная, «Искусство реальности» (1968), развернутая в Гран-пале, была посвящена целиком абстрактному американскому искусству. Американское влияние на европейское искусство приходится на годы холодной войны. В эти десятилетия горизонтально организованная демократическая структура жестко противостоит вертикально организованной коммунистической. Абстрактное антинормативное искусство – в немалой степени из-за его отторжения в СССР – становится символом свободного творчества, которое противостоит фигуративному нормативному «социалистическому реализму». В годы холодной войны централизованная структура – не обязательно левая или правая – для интеллектуала ассоциируется с идеей подавления личности. На государственном уровне воплощением идеально организованной структуры являются противостоящие друг другу гигантские военные монстры, угрожающие гибелью всему живому. Возможно, здесь подсознательные истоки новых тенденций в абстрактном искусстве – тенденции к декомпозиции, децентрализации. Эти настроения воплощаются в американской живописи all over, которая упраздняет компоновку кадра картины, превращая живопись в красочное поле или просто в окрашенную поверхность (Color Field, Hard Edge, Minimal Art).

Полицентричное состояние художественного пространства предполагает автономное существование сильной творческой личности, которая сама в состоянии утвердить свой индивидуальный стиль, метод, направление (напомним, что в 50-е годы еще работали крупнейшие мастера первого эшелона авангарда – А.Матисс, А.Дерен, Ж.Брак, П.Пикассо и др.).

Во второй половине 50-х появляется первая абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», – Cysp I Никола Шёффера. Александр Кальдер после «мобилей», имевших успех, создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма – оп-арт.

В то же время, почти одновременно в Англии и США, появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные предметы новой стилистики поп-арта. На этом фоне успех скромного экспрессиониста Бернара Бюффе представляется неожиданным. Его стилистика (определенность форм, уравновешенная композиция) коррелирует с такими явлениями, как Падение Икара Пикассо во дворце ЮНЕСКО, абстрактными полотнами Ф.Хундертвассера, монументальным стилем К.Клапека, монохромными конструкциями М.Е. Виеры-да-Сильвы.

Одна из первых попыток структурного анализа постклассического художественного творчества принадлежит Умберто Эко. Жестикуляционная живопись Дж. Поллока, по мнению Эко, оставляет зрителю полную свободу интерпретации. Сравнивая такую живопись с «мобилями», семантическими играми поэзии и музыкальными композициями конца 50-х, Эко пытается выявить общую для них структуру «свободного взрыва», в котором, как он считает, происходит «слияние элементов, подобное тому, которое использует традиционная поэзия в своих лучших проявлениях, когда звук и смысл, условное значение звука и эмоциональное содержание сливаются воедино. Этот сплав и есть то, что западная культура считает особенностью искусства: эстетическим фактом», пишет Эко (Eco U. L"Oeuvre ouverte . Paris, 1965. Цит. по: L"Aventure de l"art au XX-e siecle . Paris, 1988. Р. 597).

Искусство 60-х – это взрыв инноваций и окончательное признание музеями различных нетрадиционных явлений, появившихся в 50-е.

Знаменитая нью-йоркская школа живописи, ставшая в 50-х высшим авторитетом в своей области, началась с обращения к абстракции ее зачинателей: Дж. Поллока, М.Ротко, У.Кунинга. До второй половины 40-х американская живопись оставалась ничем не примечательной. Ее провинциальность и консерватизм не содержали в себе ничего специфического, кроме известной сдержанности, холодности и аскетизма. Позднее это наследие пуританизма нашло выход в стилистике абстрактного экспрессионизма.

Кроме названных, американская живопись 50-х представлена именами Б.Диллера, А.Рейнхардта, М.Тобей, Б.У.Томлина, К.Стила, Ф.Клина, А.Готлиба, Б.Ньюмена, Г.Хофмана, Дж. Алберса, Р.Кроуфорда. При отчетливом различии направлений и индивидуальных манер американская живопись 50-х демонстрирует ясность, определенность, однозначность, уверенность. Иногда – с некоторой избыточностью – принимающей агрессивный характер. Художники этого поколения знают, чего хотят, уверены в себе, жестко утверждают свое право на самовыражение.

В живописи 60-х от этого периода остается наименее агрессивная, статичная форма – минимализм. Основатель американской геометрической абстракции Барнет Ньюмен и в еще более очевидной форме А.Либерман, А.Хельд, К.Ноланд, так же как несколько раньше Б.Диллер, успешно развивают идеи неопластицизма и супрематизма.

Новое течение американской живописи, получившее название «хроматической» или «постживописной» абстракции, исходит из горизонта фовизма и постимпрессионизма. Жесткий стиль, подчеркнуто резкие очертания работ Э.Келли, Дж.Юнгермана, Ф.Стеллы постепенно уступают место живописи созерцательного меланхолического склада.

Стиль Элен Франкенталер, Мориса Луиса отличается мягкими контурами, тонкими цветовыми нюансами, неопределенными очертаниями. Геометрическая абстракция также переходит в регистр округлых форм (А.Либерман, А.Хельд).

Американская живопись 70-х возвращается к фигуративности. Считается, что 70-е – это момент истины для американской живописи, которая освобождается от питавшей ее европейской традиции и становится чисто американской. Происходящее выглядит так, если только считать, что абстракция чужда американскому «национальному духу». Показательно, что выступления против абстрактного искусства, по существу своему космополитического, принадлежащего мировой цивилизации, как правило, исходили и исходят от коллективистских идеологий, подавляющих личность.

С точки зрения продолжающейся трансформации стиля (от жесткого геометризма к биоморфизму) происходящие перемены следовало бы интерпретировать, наоборот, как отход от коренных пуританских добродетелей – аскетизма, решительности, твердости, определенности.

Считается, что американская живопись 70-х скорее «душевна», нежели «духовна». «Живопись семидесятых, – пишет Барбара Розе, – на самом деле не только более разнообразна, более гетерогенна и плюралистична, чем живопись шестидесятых, но она также значительно интимнее, поэтичнее и более личностна. Живопись вновь наполняется содержанием уникальным и субъективным» (Rose B. La peinture americaine le XX ciecle . Paris – Zurich, 1992. P. 126).

В живописи 80-х видят едва ли не полный «возврат к эстетике реалистического искусства». Однако, несмотря на возвращение традиционных форм, от портрета до исторической и жанровой живописи, ничто из появившегося в предыдущие десятилетия не исчезает. Преодолена не абстракция, но ее канонизация, запреты на фигуративное искусство, на «низкие» жанры, на социальные функции искусства.

При этом стиль абстрактной и абстрактно-фигуративной живописи приобретает отсутствовавшую прежде мягкость – обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие колористические оттенки (ср. работы Е.Мюррей, Г.Стефан, Л.Риверса, М.Морли, Л.Чезе, А.Бялоброда). Не исчезает полностью и жесткий стиль; он отходит на задний план и продолжает существовать в творчестве геометристов и художников-экспрессионистов старшего поколения (Х.Бухвальд, Д.Ашбауг, Дж. Гарет и др.).

Живопись как средство самовыражения не уступает музыке в воплощении «невыразимого», а при необходимости может быть более конкретной, чем слово. Обладая во всем объеме средствами рисунка и пластическими возможностями скульптуры, воссоздавая иллюзию пространства реального и фантастического, значительно превосходя скульптуру в возможностях манипуляции объемами, живопись обладает своим собственным уникальным средством – цветом.

Возможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. Мнение о том, что живопись сегодня является анахронизмом, бытует потому, что наш век – это век музыки, а также потому, что, думая о живописи, представляют себе грунтованный холст, натянутый на подрамник, покрытый слоем краски и лака, – некий музейный экспонат. Но живопись – это процесс, мир открытых возможностей – остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнения недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий. Особенно хорошо это знают те, кому посчастливилось, войдя в мир абстрактной живописи, свободно реализовать эту возможность.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ПОРТРЕТ ЖЕНЫ НИНЫ ВИЛЛЕМ ДЕ КУНИНГ. АБСТРАКЦИЯ

Seuphor M. Dictionaire de la peinture abstraite . Paris, 1957
Ponente N. Peinture moderne. Tendences contemporaines . 1940–1960. Skira, 1960
Vallier D. L"art abstrait . Paris, 1967
Art 1998 . Chicago at Navy Pier . Chicago, 1998

Найти "АБСТРАКЦИОНИЗМ " на

(от лат. abstractiо - отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма - полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности.

Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура - на комбинациях объемных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлеченных построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Малевич Казимир. Супрематизм

Геометрические элементы, написанные основными цветами, как будто плавают, подвешенные на холсте. Малевич создал сложную композицию из перекрывающих друг друга форм, чтобы передать ощущение глубины и перспективы. Супрематическая работа изгоняет всякий след предмета, опираясь исключительно на взаимодействие формы и цвета. Малевич был основателем супрематизма - системы, которая стремилась достичь абсолютной чистоты этих двух начал. Для Малевича супрематизм означал воплощение чистого художественного чувства, того, что он называл "чувством беспредметного". В 1918 году он довел развитие нефигуративного искусства до логического вывода в серии композиций "Белое на белом", состоящих из белых геометрических форм на белом фоне - своего рода абстракция абстракций. Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи.

К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Малевич "Динамический супрематизм "

К.С. Малевич. Супрематизм (Supremus № 56). 1916. Х., м. 80,5х71. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки.

Василий Кандинский. Казаки

В этой полуабстрактной, необъяснимо притягательной композиции очертания холмов и фигуры казаков с саблями включаются в движение отвлеченных форм, линий и цветовых пятен. Есть особая красота в простоте ее построения и удивительная раскованность в манере наложения мазка. Кандинский считал, что подлинный художник стремится к выражению исключительно внутреннего, сущностного видения. Получив первоначально юридическое образование, Кандинский вскоре осознал, что его настоящее призвание - искусство, и стал одним из выдающихся первооткрывателей "чистой" абстрактной живописи. После длительного пребывания в Мюнхене он вернулся в Россию, где в 1914-1922 годах занимался педагогической деятельностью, основал Российскую академию художественных наук. Влияние русской культуры сказалось в его обращениях к иконописи, к мотивам народного творчества. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна. Кандинский осознал значение абстрактного искусства, когда обнаружил в нем "необычайную красоту, излучающую внутренний свет", еще не поняв, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе. В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и "диких”.

Кандинский "Композиция №8"

Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич , П. Мондриан , отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени - фовизму и кубизму.

Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

Главной идеей объединения стал отказ от всякой предметности в искусстве. Кандинский писал: «Искусство ничего "не должно”, потому что оно вечно, свободно. От "должно” искусство убегает, как день от ночи»2. Теперь мысли художника выражались через изображение не внеш него вида предметов, а их внутреннего содержания. Основной целью своего искусства участники «Синего всадника» считали передачу зрителям того нервного напряжения, которое они сами испытывали.

Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении "Филеб” тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных "неправильных” форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

Мондриан Пит. Композиция

В этой геометрической композиции черная решетка энергично рассекает фон; отдельные ее ячейки заполнены яркими основными цветами. Мондриан выработал стилевую систему, исключавшую трехмерное пространство и криволинейные очертания. Художник выстраивал свои картины из простейших элементов - прямых линий и основных цветов, которые он передвигал по поверхности полотна, пока не достигал полной композиционной уравновешенности. Его целью было создать строгое, объективное искусство, законы которого отражают строение универсума. Чистые линии и цвета свидетельствуют о принадлежности этой картины направлению "Стиля", ведущим представителем которого был Мондриан. Покинув родную Голландию в 1938 году, он отправился в Лондон, где вскоре его мастерская была разрушена бомбовыми ударами. Через два года Мондриан переехал в Нью-Йорк. Здесь его композиции стали более пестрыми, отражающими беспокойные ритмы жизни в стране Бродвея и буги-вуги.

Делоне Робер. Дань уважения Блерио

В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру. Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Черный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus - наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен


В нач. 20 в. абстракционизм распространился во многих странах Запада. В 1912 г. в Голландии рождается неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ван Дусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.).

Ван Дусбург Тео. Арифметическая композиция

Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет - стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал журнал "Стиль" ("De Stijl"), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы "Стиль" - локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Концепция "Стиля" была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре XX века.

«Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишенную индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».

В 1918-20 гг. в России возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм , объединивший архитекторов (К. С. Мельников , А. А. Веснин и др.), скульпторов (В. Е. Татлин , Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий , А. М. Родченко ).

Владимир Татлин. Памятник III Интернационала

Созданная в период политического энтузиазма, эта наклонная спираль по проекту должна была быть вдвое выше нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг и иметь попеременно вращающиеся центральные секции. Пространство разграничено на отдельные отсеки, формально соотносящиеся друг с другом, как части в математическом уравнении. Татлин был основателем конструктивизма - направления в русском авангарде, которое выросло из художественных экспериментов с абстракцией, но позднее обратилось к утилитарным задачам. Он был сторонником идеи «художника-инженера» и видел главную роль искусства в удовлетворении социальных нужд. Татлин создал также серию подвесных рельефных конструкций, используя исключительно геометрические формы и применяя самые разнообразные материалы, такие как дерево, металл, стекло, проволока. Шедевр Татлина, символ конструктивистских идеалов, объединивший скульптуру и архитектуру. Памятник III Интернационала никогда не был построен. Репродукция сделана с современной реплики оригинальной модели.

Габо Наум. Линейная конструкция в пространстве № 2

Нейлоновая струна намотана вокруг двух пересекающихся листов изогнутого плексигласа для создания сложной трехмерной модели из вогнутых и выпуклых складок. Эти части, перетекая друг в друга, создают иллюзию ее бесконечного вращения вокруг своей оси, парение в абсолютном пространстве, где время замерло. Произведение было задумано как часть трехметровой, так и не осуществленной конструкции, заказанной Габо в 1949 голу для здания Эссо в Нью-Йорке. Габо принадлежал к движению конструктивизма и воспринимал форму как метафору пространства. В 1922 году он покинул родную Россию, жил в Берлине и Париже, а впоследствии стал гражданином США. В 1952 году он создал огромную скульптурную композицию для торгового центра в Роттердаме, где проявился также его архитектурный талант.

Лисицкий Эль. Композиция

Вращающиеся геометрические объекты, написанные нежными цветами, словно плавают в воздухе, создавая этим ощущение глубины и иллюзию пространства. Некоторые из форм даны в трех измерениях, и этот намек на архитектурные объемы развит в более поздних произведениях Лисицкого. В этой работе в концентрации чистой формы и цвета проявляется влияние того направления абстрактного искусства, которое изобрел Казимир Малевич, - супрематизма, базирующегося на чистых геометрических фигурах. Лисицкий получил инженерное и архитектурное образование. Марк Шагал пригласил его преподавать архитектуру и графику в художественную школу в Витебске; здесь он попал под влияние Малевича. Хорошо известны серии "Проунов" Лисицкого - циклы абстрактных работ, созданных прямыми линиями. Эти работы отличаются эффектными качествами и всеобъемлющей плоскостностью, без единого намека на глубину. Творчество Лисицкого было многосторонним: он занимался также плакатом, дизайном костюма, оформлением выставок и книг.

Родченко Александр. Композиция (Побеждающее красное)

Треугольные формы, балансирующие на фоне окружностей, создают трехмерную иллюзию. которую усиливает затенение левой диагонали треугольников. Плоские формы отделены друг от друга цветом. Состоящая из строго геометрических конструкций, начертанных с помощью циркуля и линейки, картина отражает стремление художника создавать элементарные формы чистыми первичными цветами. В том же году, что и это произведение, Родченко выставил свою знаменитую работу Черное на черном - ответ на серию Малевича Белое на белом. Желание Родченко свести живопись к ее абстрактным, геометрическим сущностям вовлекло его в движение конструктивистов. Позднее вместе с другими членами группы он оставил станковую живопись ради дизайна и прикладных искусств. Особенно активно он работал в области индустриального дизайна, оформления книг и фотографии, часто используя в последней необычные перспективы и углы зрения.

Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» - художественное объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором В. Гропиусом (П. Клее; В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.).

Клее Пауль. Сенекио

Упрощенное изображение человеческого лица разделено на цветные четырехугольники. Плоские квадратные формы вписаны в круг, представляющий лицо-маску, и напоминают многоцветный костюм арлекина. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть истолкована также как символ меняющихся взаимоотношений искусства, иллюзии и театра. Картина демонстрирует принципы живописи Клее, в которой линии рисунка, плоскости цвета и пространство приводятся в движение энергией интеллекта художника. Этими черточками и закорючками, навеянными его воображением, Клее, выражаясь его собственным языком, "приглашает линию на прогулку". С 1921 по 1931 год Клее был одним из самых блестящих преподавателей в школе дизайна в Баухаузе и опубликовал множество сочинений по теории искусства. Два года спустя нацисты выслали его из Германии, а более ста произведений Клее были изъяты из немецких музеев как "дегенеративные".

В 1930 г. французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В 1931 г. в Париже возникло объединение «Абстракция - творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. tache - пятно). Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплескивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. К краскам они примешивали сажу, деготь, уголь, песок, битое стекло, полагая, что цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба.

Пьер Сулаж. Живопись 16

Черные мазки, энергично проложенные широкой кистью, смыкаются в плотные рельефные формы. Глухие черные массы, высвеченные короткими проблесками белого, придают живописи спокойную монументальность. Неповторимое своеобразие картины определяется скульптурностью ясно расчлененных форм и мастерской передачей световых эффектов. Напряженный размах свободного мазка, созидающего мощную абстрактную композицию, - типичная особенность направления Art Informel. Родившись на юго-западе Франции. Сулаж в 1946 году переехал в Париж, где приступил к работе над абстрактными картинами, наполненными реминисценциями о доисторических дольменах и романской пластике его родной Оверни. Многие композиции Сулажа строятся на решетчатых пересечениях широких полос, в которых черный цвет на ярком фоне блестит и переливается, как в хорошо выделанной коже. В последних его картинах борозды краски образуют рельефную поверхность.

Хартунг Ханс. Т 1956/7

На мягком и бледном фоне изображены резкие и драматичные черные линии, перекрещивающиеся и связанные в пучок. Этот экспрессивный каллиграфический образ, созданный Хартунгом, являет собой пример непосредственного искусства, известного как "неформальное". Его суть заключается в том, что Хартунг начинает работу у чистого холста, еще не имея концепции законченного произведения. Родившийся в Германии, Хартунг в 1955 году обосновался в Париже и впоследствии принял французское гражданство. Он стал одним из самых знаменитых французских абстракционистов. Его изящные и характерные работы, которые, как правило, включают в себя каллиграфию, как в китайском искусстве, обычно не имеют названия и различаются только по номерам. В начале войны Хартунг поступил во французский Иностранный легион.

С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъем абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остается актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.


Джексон Поллок. Номер 1А, 1948

Неистовая манера Поллока расплескивать и размазывать краску по холсту сильными стремительными ударами проявилась в этом полотне с поразительной очевидностью. Используя нож и шпатель, художник вдавливал краски и разносил их по холсту, растянутому по стене или просто по полу. Он ходил вокруг полотна и сам становился как бы частью живописи. Глубоко оригинальная техника Поллока получила название живописи действия. Такие радикальные новшества, как отказ от установки холста на мольберте и отсутствие традиционной перспективы, стали важной вехой в международном послевоенном искусстве. С живописью абстрактного экспрессионизма Поллока связывает энергия и свобода выражения. Манера Поллока не так спонтанна, как может показаться на первый взгляд. Художник говорил: «Я хочу выразить свои чувства, а не рассказать о них... Я могу контролировать растекание краски: в нем нет случайности, так же как нет ни начала, ни конца.» Поллок погиб в 1956 году в автомобильной катастрофе.

Аршил Горки. Водопад

В основе этой, на первый взгляд, абстрактной картины - изображение небольшого водопада в лесу. Она вызывает яркое представление о потоке воды, льющейся через камни, окруженной свисающими ветвями деревьев и растительностью. Вибрирующие краски рождают впечатление безмятежно яркого солнечного света и звука падающей воды. Красота полотна заключена в умении художника передать ощущение душевного покоя через образы леса и воды. Картину наполняют магические, подобные сновидению, мотивы, характерные для движения сюрреализма, к которому художник был близок в это время, в ней также чувствуется влияние спонтанной манеры абстрактного экспрессионизма. Родившийся в Армении Горки эмигрировал в США в 1920 году. Один из критиков отозвался о нем как о художнике в изгнании, для которого искусство стало родиной. Горки часто обращался в картинах к образам своей родины. После многих лет нищеты он добился недолгого признания, но повесился, пережив тяжелую психологическую травму.

Де Кунинг Виллем. Мэрилин Монро

Самая суть поразительной, головокружительной красоты голливудской звезды - красоты выставленной напоказ - схвачена в этой картине. Краска наложена размашистыми сильными ударами, слой за слоем создавая образ. Эта картина из серии "Женщины" относится к одному из не-абстрактных, фигуративных периодов творчества Де Кунинга. Мэрилин Монро, подобно другим секс-символам, выглядит скорее как объект, чем как личность. Художник уподобляет свою героиню манекену в витрине, начисто лишая ее эротической привлекательности. Де Кунинг был связан с нью-йоркской группой абстрактных экспрессионистов. Эти художники придавали большое значение спонтанной живописи - самому жесту, которым краска выплескивается на поверхность холста. Однако, в отличие от большинства других членов группы, Де Кунинг не ограничивал себя чистой абстракцией: его излюбленным сюжетом была человеческая фигура, в частности, женская. В своем творческом развитии он прошел разные этапы, а в 1970-е годы обратился к фигуративной скульптуре.

Марк Тоби. Белое странствие

Хаотическое кишение мельчайших абстрактных значков, черточек заполняет поверхность бумаги. Дрожащий ритм паутинообразных переплетений - характерная особенность манеры Тоби. Изощренное мастерство стремительной скорописи принесло ему широкую популярность в среде коллекционеров. Эта композиция близка живописи абстрактного экспрессионизма, особенно - Джексона Поллока, однако очевидно, что Тоби шел самостоятельным, параллельным путем. На него большое влияние оказала дальневосточная культура, китайская каллиграфия; одним из первых среди американских интеллектуалов он увлекся дзэн-буддизмом. В 1950-х годах Тоби получил международную известность как один из самых передовых американских художников. Его неизменно высокая репутация в Европе поддерживалась преуспевающим и влиятельным швейцарским дилером Эрнстом Бейслером.

Ротко Марк. Без названия

Прямоугольные массы насыщенного цвета как будто плавают в пространстве картины. Их размытые контуры создают вибрацию, исполненную таинственной магической силы. Неземной свет пронизывает полотно, растворяя своим внутренним сиянием напряжение форм и контрасты цвета. Сдержанные и одновременно полные скрытого смысла, произведения Ротко заключают в себе некую истину, плоды долгих и трудных раздумий. Уроженец России, Ротко вместе со своими родителями эмигрировал в США в 1913 году. Художник-самоучка, он писал, в основном, картины большого размера. Он стремился сделать зрителя соучастником переживания абсолютного цвета. Он говорил: «Я пишу большие картины потому, что хочу достигнуть близости. Большая картина - это мгновенная связь; она захватывает вас целиком.» Ротко был ведущим представителем абстрактного экспрессионизма. Его бесформенные композиции воскрешают самый дух этого движения, которое пыталось проникнуть в недостижимые тайны человеческой души.

В начале ХХ века появилось новое течение в искусстве - модернизм. Новые постулаты предполагали отказ от некоторых традиций Формулировка о том, что "прошлое тесно", стала модной и в достаточно короткий срок обрела множество поклонников. Ведущая роль в происходящих переменах принадлежала абстракционизму, который объединял ряд течений, возникших на основе модернизма, таких как футуризм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и другие. Абстракции в живописи были приняты обществом не сразу, однако вскоре новый стиль доказал свою принадлежность к искусству.

Развитие

К тридцатым годам ХХ века течение абстракционизма набрало силу. Основоположником нового направления в искусстве живописи был Василий Кандинский, один из самых прогрессивных художников того времени. Вокруг мэтра образовалась целая плеяда последователей, для которых основой творчества стал процесс изучения состояния души и внутренних интуитивных ощущений. Художники игнорировали реальность окружающего мира и выражали свои чувства в абстрактном искусстве. Некоторые полотна ранних последователей нового жанра понять было невозможно. Картины абстракционизма обычно не несли никакой информации, и неподготовленные посетители выставок и вернисажей зачастую пребывали в растерянности. Прилагать аннотации к картинам тогда было не принято, и каждый ценитель живописного творчества мог опираться только на собственное видение.

Мэтры и основоположники

Среди наиболее ярких последователей нового течения были известные абстракционисты Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Питер Мондриан, Казимир Малевич, Михаил Ларионов. Каждый из них придерживался своего направления. Картины абстракционизма в исполнении известных художников постепенно становились узнаваемыми, и это способствовало пропаганде нового вида искусства.

Казимир Малевич творил в русле супрематизма, отдавая предпочтение геометрической основе для самовыражения. Динамика его композиций на холсте исходила из беспорядочного на первый взгляд сочетания прямоугольников, квадратов, окружностей. Расположение фигур на полотне не поддавалось никакой логике, и в то же время картина производила впечатление строго выверенного порядка. В искусстве абстракции достаточно примеров, в корне противоречащих друг другу. Первое впечатление при знакомстве с картиной может оставить человека равнодушным, а через некоторое время полотно уже покажется интересным.

И Михаил Ларионов следовали направлению лучизма, техника которого заключалась в неожиданном пересечении прямых лучеобразных линий разных цветов и оттенков. Красочная игра на картине завораживала, фантастические комбинации пересекающихся лучей чередовались в бесконечных комбинациях, и полотно при этом излучало поток энергии.

Ташизм

Художники-абстракционисты Делоне и Купка представили свое собственное искусство. Они старались добиться максимального эффекта путем ритмичного пересечения красочных плоскостей. Представители ташизма, живописного рисунка, получаемого в результате хаотичного нанесения крупных мазков при абсолютном отсутствии сюжетной составляющей, так выражали свое художественное кредо. Абстракция маслом в стиле ташизма является самой сложной, живопись в этом жанре можно воспринимать в бесконечном количестве толкований, и каждое будет считаться верным.Однако последнее слово все-таки остается за критиками и искусствоведами. При этом сам стиль абстракционизма никак не ограничен какими-либо рамками или условностями.

Неопластицизм

И если картины были примером бессмысленности, то голландский живописец-абстракционист Петер Мондриан ввел в обращение строгую систему взаимодействия крупных фигур с прямыми углами, которые на полотне контрастировали друг с другом и вместе с тем каким-то непостижимым образом объединялись в одно целое. Творчество Мондриана носит название "неопластицизм". Оно получило наибольшее распространение в двадцатые годы прошлого столетия.

Чех Франтишек Купка создавал картины, на которых доминировали фигуры круглые и закругленные, усеченные окружности и срезанные с одной стороны круги, которые вдруг продолжались черными изломанными линиями, вызывающими тревогу и беспокойство. Полотна Купки можно было рассматривать часами и находить в них все новые нюансы.

Создавая свои картины, художник-абстракционист старается отойти от привычных образов. Сначала не признанные сюрреалистические работы Кандинского, Малевича, Мондиана и других впоследствии вызывали горячие споры среди противников и поклонников нового искусства.

Экспрессия

Еще один в живописи - это экспрессионизм, манера быстрого рисунка на большом полотне с использованием подчеркнуто неогеометрических штрихов, наносимых с помощью широких кистей-флейцев, при этом крупные капли краски могут падать на расстеленный холст, как попало. Экспрессия такого метода является главным и единственным признаком принадлежности к искусству.

Орфизм - одно из направлений французской живописи, получившее развитие в двадцатых годах прошлого века. Художники, придерживающиеся этого течения, старались выразить свои устремления путем ритмичного движения и условной музыкальности, при этом ими широко применялась методика взаимного проникновения цветов и пересечения контуров.

Пабло Пикассо

Кубизм как отражение абстракции в живописи характеризуется использованием геометрических форм, обозначаемых не явно, а с некоторой степенью условности. Неправильные круги, прерывистые линии, углы и изломы - все это могло располагаться по определенной логической схеме и вместе с тем с вопиющей хаотичностью. Ярчайшим представителем кубизма был и остается испанский художник Пабло Пикассо (1881 - 1973 гг.), который по праву считается родоначальником этого направления в живописи.

Эксперименты с цветом (голубой период, розовый период) плавно перешли в изменение форм, нарочитую деформацию и деструкцию натуры. Примером таких картин можно считать полотно написанное в 1907 году, когда абстракции в живописи только начинали набирать силу. Так, творчество Пикассо привело некоторых художников того времени к совершенно новому жанру, который полностью отвергал традиции натурализма и познавательное значение изобразительного искусства.

Далекое прошлое

Картины художников-абстракционистов начала ХХ века совершили переворот в живописи того периода, на волне многочисленных течений и направлений художественного творчества появились мастера кисти, которые сумели доказать, что абстракция - это вполне самостоятельный вид изобразительного искусства, часть культуры.

Современный абстракционизм

В настоящее время абстракционизм принял несколько другие формы, отличные от тех, которые были в период расцвета этого достаточно спорного вида изобразительного искусства. Современный язык абстракции сегодня - это Известные художники, такие как Андрей Пелих, Валерий Орлов, Марина Кастальская, Андрей Красулин, вкладывают в него представления о духовном на уровне метафизики, а также используют оптические законы в палитре белых оттенков.

Высшее напряжение цвета возможно только в белой ипостаси, этот цвет - основа всех основ. Кроме цветового аспекта, в современной абстракции существует также фактор смысловой нагрузки. Знаки и символы, возникающие из глубины сознания, несут признаки архаики. Художник-абстракционист современности Валентин Герасименко использует в своих картинах образы древних рукописей и манускриптов, которые позволяют широко трактовать тему далекого прошлого.

Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

История

Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) – художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича.

В. Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

20 век и современность

После 1-й мировой войны 1914-18 годах тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма; вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декороративном искусстве, дизайне (эксперименты группы Стиль» и «Баухауза»). Несколько групп абстрактного искусства («Конкретное искусство», 1930; «Круг и квадрат», 1930; «Абстракция и творчество», 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939–45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом «чистый психический автоматизм» и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний.

Во второй половине 50-х годов в США зародилось искусство инсталляции, поп-арта, несколько позднее прославившее Энди Уорхола с его бесконечным тиражированием портретов Мэрилин Монро и банок собачьего корма – коллажный абстракционизм. В изобразительном искусстве 60-х стала популярна наименее агрессивная, статичная форма абстракции – минимализм. Тогда же Барнет Ньюмен , основоположник американского геометрического абстракционизма вместе с А.Либерманом, А.Хельдом и К.Ноландом успешно занимались дальнейшим развитием идей голландского неопластицизма и русского супрематизма.

Еще одно течение американской живописи получило название «хроматического» или «постживописного» абстракционизма. Представители его в какой-то мере отталкивалось от фовизма и постимпрессионизма. Жесткий стиль, подчеркнуто резкие очертания работ Э.Келли, Дж.Юнгермана, Ф.Стеллы постепенно уступали место живописи созерцательного меланхолического склада. В 70-е – 80- е годы американская живопись вернулась к фигуративности. Более того, широчайшее распространение получило такое крайнее ее проявление, как фотореализм. Большинство искусствоведов сходятся на том, что 70-е – это момент истины для американского искусства, поскольку в этот период оно наконец-то освободилось от европейского влияния и стало чисто американским. Впрочем, несмотря на возвращение традиционных форм и жанров, от портрета до исторической живописи, не исчез и абстракционизм.

Картины, произведения «неизобразительного» искусства создавались по прежнему, так как возвращением к реализму в США был преодолен не абстракционизм как таковой, но его канонизация, запрет на фигуративное искусство, которое отождествлялось прежде всего с нашим соцреализмом, а значит, не могло не считаться одиозным в «свободном демократическом» обществе, запрет на «низкие» жанры, на социальные функции искусства. При этом стилистика абстрактной живописи приобрела некую мягкость, которой ей не доставало прежде, – обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие цветовые решения (Е.Мюррей, Г.Стефан, Л.Риверс, М.Морли, Л.Чезе, А.Бялоброд ).

Все эти тенденции заложили основу для развития современного абстракционизма. В творчестве не может быть ничего застывшего, окончательного, так как это было бы смертью для него. Но какими бы путями ни шел абстракционизм, каким бы ни подвергался трансформациям, сущность его всегда остается неизменной. Она в том, что абстракционизм в изобразительном искусстве – это наиболее доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, самой, что ни на есть адекватной – подобно факсимильному оттиску. Вместе с тем, абстракционизм – это прямая реализация свободы.

Направления

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм

Авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм)

Направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм

Обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917–1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм

Направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм

Направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм

Течение в западноевропейском абстракционизме 1950–60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм

Движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Абстракионизм в интерьере

В последнее время абстракционизм начал переходить с полотен художников в уютный интерьер дома, выгодно обновляя его. Минималистический стиль с использованием четких форм, порой достаточно необычных, делает помещение необычным и интересным. Но переборщить с цветом очень просто. Рассмотрим сочетание оранжевого цвета в такой стилистике интерьера.

Белый лучше всего разбавляет насыщенный оранжевый, и как бы остужает его. Цвет апельсина заставляет комнату стать жарче, поэтому немного; не помешает. Акцент должен быть на мебели или оформлении ее, например, оранжевое покрывало. В таком случае белые стены заглушат яркость цвета, но оставят комнату красочной. Прекрасным дополнением в таком случае послужат картины той же гаммы — главное не переборщить, иначе будут проблемы со сном.

Сочетание оранжевого и голубого цветов пагубно для любой комнаты, если это не касается детской. Если подобрать не яркие оттенки, то они будут удачно гармонировать друг с другом, добавят настроения, и не будут пагубно влиять даже на гиперактивных детей.

Оранжевый отлично сочетается с зеленым, создавая эффект мандаринового дерева и шоколадным оттенком. Коричневый — цвет, который варьируется от теплого к холодному, поэтому идеально нормализует общую температуру комнаты. Кроме того, такое сочетание цветов подойдет для кухни и гостиной, где нужно создать атмосферу, но не перегрузить интерьер. Оформив стены в белый и шоколадный цвета, можно спокойно поставить оранжевое кресло или повесить яркую картину с насыщенным мандариновым цветом. Пока вы в такой комнате, у вас будет прекрасное настроение и желание сделать как можно больше дел.

Картины известных художников-абстракционистов

Кандинский был одним из пионеров абстрактного искусства. Свои поиски он начинал в импрессионизме, а уже потом пришел к стилю абстракционизм. В своем творчестве он эксплуатировал взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который бы охватывал одновременно и видение, и эмоции зрителей. Он считал, что полная абстракция дает простор для глубокого, трансцендентного выражения, а копирование реальности только мешает этому процессу.

Живопись была глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, который превзошел бы физические и культурные границы. Он видел абстракционизм как идеальный визуальный режим, который может выразить «внутреннюю необходимость» художника и передать человеческие идеи и эмоции. Он считал себя пророком, чья миссия – делиться этими идеалами с миром, на благо общества.

Скрытые в ярких цветах и четкие черные линии изображают несколько казаков с копьями, а также лодки, цифры и замок на вершине холма. Как и во многих картинах этого периода, она представляет собой апокалиптическое сражение, которое приведет к вечному миру.

Для того, чтобы облегчить разработку беспредметного стиля живописи, как описано в его работе «О духовном в искусстве» (1912), Кандинский уменьшает объекты до пиктографических символов. Благодаря удалению большинства отсылок ко внешнему миру, Кандинский выразил свое видение более универсальным образом, переведя духовную сущность предмета через все эти формы в визуальный язык. Многие из этих символических фигур были повторены и уточнены в его поздних работах, став еще более абстрактными.

Казимир Малевич

Идеи Малевича о форме и значении в искусстве так или иначе приводят к концентрации на теории стиля абстракционизм. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве. Благодаря своим контактам на Западе Малевич был в состоянии передать свои идеи о живописи друзьям-художникам в Европе и Соединенных Штатах, и таким образом глубоко воздействовать на эволюцию современного искусства.

«Черный квадрат» (1915)

Культовая картина «Черный квадрат» была впервые показана Малевичем на выставке в Петрограде в 1915 году. Эта работа воплощает в себя теоретические принципы супрематизма, разработанные Малевичем в его эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».

На полотне перед зрителем находится нарисованная на белом фоне абстрактная форма в виде черного квадрата – она является единственным элементом композиции. Несмотря на то, что картина кажется простой, на ней присутствуют такие элементы, как отпечатки пальцев, мазки кистью, проглядывающие через черные слои краски.

Для Малевича квадрат обозначает чувства, а белый – пустоту, ничто. Он видел черный квадрат как богоподобное присутствие, икону, словно она могла стать новым священным образом для беспредметного искусства. Даже на выставке эта картина была размещена на том месте, где в русском доме обычно располагают икону.

Пит Мондриан

Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Он довольно радикально упрощал элементы своих картин, чтобы отображать то, что он видел, не напрямую, а образно, и создавать четкий и универсальный эстетический язык в своих полотнах. В своих наиболее известных картинах с 1920-х годов Мондриан сводит формы к линиям и прямоугольникам, а палитру – к самой простой. Использование асимметричного баланса стало основополагающим в развитии современного искусства, а его культовые абстрактные работы сохраняют свое влияние в дизайне и знакомы популярной культуре и в наши дни.

«Серое дерево» является примером раннего перехода Мондриана к стилю абстракционизм . Трехмерное дерево сокращается до простейших линий и плоскостей, с использованием всего лишь только серых и черных оттенков.

Эта картина является одной из серии работ Мондриана, созданных с более реалистичным подходом, где, к примеру, деревья представлены натуралистично. В то время как более поздние произведения становились все более абстрактными, например, линии дерева уменьшаются до тех пор, пока форма дерева не станет едва заметной и вторичной по отношению к общей композиции вертикальных и горизонтальных линий. Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана.

Робер Делоне

Делоне был одним из самых ранних художников стиля абстракционизм. Его творчество повлияло на развитие этого направления, основываясь на композиционном напряжении, которое было обусловлено противопоставлением цветов. Он довольно быстро попал под нео-импрессионистское колористическое влияние и очень внимательно следил за цветовым строем работ в стиле абстракционизм. Цвет и свет он считал главными инструментами, с помощью которых можно повлиять на предметность мира.

К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета. Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников. В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.

Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне – знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг. Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки. Как привидение, башня возвышается над окружающими домами, в переносном смысле потрясая сами основы старого порядка. Картина Делоне передает это чувство безграничного оптимизма, невинности и свежести времени, которое еще не стало свидетелем двух мировых войн.

Франтишек Купка

Франтишек Купка – чехословацкий художник, рисующий в стиле абстракционизм , окончивший Пражскую академию искусств. Будучи студентом, он, прежде всего, рисовал на патриотические темы и писал исторические композиции. Его ранние произведения были более академическими, однако, его стиль развивался на протяжении многих лет и в итоге перешел в абстракционизм. Написанные в очень реалистической манере, даже его ранние произведения, содержали мистические сюрреалистические темы и символы, что сохранилось и при написании абстракций. Купка верил, что художник и его творчество принимают участие в продолжительной созидательной деятельности, природа которой не ограничена, как абсолют.

«Аморфа. Фуга в двух цветах» (1907-1908)

Начиная с 1907-1908 гг., Купка стал рисовать серию портретов девушки, держащей шар в руке, как будто она собиралась играть или танцевать с ним. Затем он разработал все более схематические ее изображения, а в конечном счете, получил серию полностью абстрактных рисунков. Выполнены они были в ограниченной палитре красного, синего, черного и белого цветов. В 1912 году, в Осеннем салоне, одна из таких абстрактных работ была впервые публично выставлена в Париже.

Современные абстракционисты

С начала двадцатого века художники, в том числе Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Каземир Малевич, Василий Кандинский — экспериментируют с формами предметов и их восприятием, а также ставят под сомнение существующие в искусстве каноны. Мы подготовили подборку самих известных современных художников-абстрационистов, решивших раздвинуть свои границы познания и создать свою собственную реальность.

Немецкий художник Дэвид Шнел (David Schnell) любит бродить по местам, в которых раньше царила природа, а сейчас они нагромождены постройками людей — от игровых площадок до заводов и фабрик. Воспоминания об этих прогулках и рождают его яркие абстрактные пейзажи. Давая волю своему воображению и памяти, а не фотографиям и видеозаписям, Дэвид Шнел создает картины, которые напоминают компьютерную виртуальную реальность или иллюстрации к книгами по фантастике.

Создавая свои крупномасштабные абстрактные картины, американская художница Кристин Бэйкер (Kristin Baker) черпает вдохновение из истории искусств и гонок Наскар и Формулы 1. Снала она придает своим работам объем, накладывая несколько слоев акриловой краски и обклеивая силуэты скотчем. Затем Кристин аккуратно сдирает его, что позволяет увидеть нижние слои краски и делает поверхность её картин похожими на многослойный разноцветный коллаж. На самом последнем этапе работы она соскабливает все неровности, делая свои картины похожими по ощущениям на рентгеновский снимок.

В своих работах художница греческого происхождения из Бруклина, Нью-Йорк, Елеанна Анагнос (Eleanna Anagnos) исследует аспекты повседневной жизни, которые часто ускользают от взгляда людей. В ходе её «диалога с холстом» обычные понятия обретают новые смыслы и грани: негативное пространство становится позитивным и малые формы увеличиваются в размерах. Пытаясь таким образом вдохнуть «жизнь в свои картины», Елеанна старается пробудить человеческий разум, который перестал задавать вопросы и быть открытым к чему-то новому.

Рождая на холсте яркие брызги и подтеки краски, американская художница Сара Спитлер (Sarah Spitler) стремится отобразить в своем творчестве хаос, катастрофы, дисбаланс и беспорядок. Её привлекают эти понятия, так как они не поддаются контролю со стороны человека. Поэтому их разрушающая сила делает абстрактные работы Сары Спитлер мощными, энергичными и захватывающими. Кроме того. получившийся на холсте образ из чернил, акриловых красок, графитовых карандашей и эмали подчеркивает эфимерность и относительность происходящего вокруг.

Черпающий вдохновение из области архитектуры, художник из Ванкувера, Канада, Джефф Дэпнер (Jeff Depner) создает многослойные абстрактные картины, состоящие из геометрических фигур. В созданном им художественном «хаосе» Джефф ищет гармонию в цвете, форме и композиции. Каждый из элементов в его картинах связан друг с другом и ведет к последующему: «Мои работы исследуют композиционную структуру [картины] через взаимоотношения цветов в выбранной палитре…». По мнению художника, его картины – это «абстрактные знаки», которые должны перенести зрителей на новый, бессознательный уровень.

Абстракционизм , что от лат. аbstractio означает отвлечение, удаление – это нефигуративное, беспредметное искусство. Своеобразная форма изобразительной деятельности, которая не ставит цель имитировать или же отобразить визуально воспринимаемую реальность. Абстрактная скульптура, живопись и графика исключают ассоциацию с узнаваемым предметом.

Время возникновения первой абстрактной картины , а также истоки абстрактной живописи не были установлены. Можно говорить с уверенностью только о том, что посреди 1910 и 1915 гг. многие художники Европы пробовались в нефигуративных и беспредметных композициях (в скульптуре, рисунке и живописи).

Это: М.Ф.Ларионов, Ф.Купка, Р.Делоне, П.Клее, Ф.Пикабиа, У.Бочиони, Ф.Марк, Ф.Маринетти, А.Г.Явленский и многие другие.

Наиболее известные и оригинальные – это П.Мондриан, В.В.Кандинский и К.С.Малевич.

Композиция в сером, розовом, П.Модриан Композиция № 217 Серый овал, В.В.Кандинский Я ухожу в пространство, К.С.Малевич

Кандинского обычно называют «изобретателем» абстракции, тем самым подразумевая его акварели 1910–1912 годов, а также его теоретические работы, объективно свидетельствующие о самодостаточности искусства и указывая на его умение собственными своими средствами создавать некоторую новую реальность. Кандинский и в теории, и в практике был более последователен и решителен из тех, кто в это время приблизился к черте, которая отделяет фигуративность от абстракции. Вопрос о том, кто первый пересек эту черту, оставался невыясненным. Однако, не имеет важного значения, так как в первые годы ХХ века новейшие течения искусства Европы вплотную подходили к этой границе, причем все демонстрировало то, что она будет опрокинута.

Художники абстракционисты

Несмотря на бытующие представления, абстракция не была стилистической категорией. Данная своеобразная форма изобразительного искусства распадается на несколько течений. Лирическая абстракция, геометрическая абстракция, аналитическая абстракция, жестикуляционная абстракция и более частные течения, например, аранформель, супрематизм, нюажизм и так далее.

Стили абстрактного искусства вырабатываются из тех же стилеобразующих частиц, как и стили фигуративного. Это подтверждает тот факт, что монохромная живопись – это холст, который закрашен одним тоном, – пребывает в таком же промежуточном отношении к стилю, как в полной мере натуралистическое фигуративное изображение. Абстрактная живопись – особый вид изобразительного творчества, у которого функции сравнивают с функциями музыки в аудиопространстве.

Нарастающая перемена эстетических установок в искусстве начинается в революционных реформированиях в науке, культуре и технике XX века. Уже в первой половине XIX века в искусстве новые тенденции начинают быть заметными. В тот период в живописи Европы можно увидеть одновременно нарастающую тенденцию к условности (Ф.Гойя, Э.Делакруа, К.Коро,) и совершенствование натуралистической техники (Т.Шассерио, Ж.-Л.Давид, Ж.Энгр). Первая особенно заострена в английской живописи – у Р.О.Бонингтона, а также У.Тернера. Его картины — «Солнце, восходящее в тумане…» (1806 г.), «Музыкальный вечер» (1829–1839 гг.) и некоторые другие работы передают самые смелые обобщения, которые граничат с абстракцией.

Сделаем акцент на форме, а также на сюжете, одной из его последних работ – «Дождь, пар, скорость» , изображающая паровоз, который мчится через туман и пелену дождя. Данная картина написана в 1848году – высшая мера условности в искусстве первой половины XIX в.

Начиная с середины XIX века, скульптура, графика обратились к тому, что непонятно непосредственному изображению. Наиболее интенсивно разворачиваются исследования новых изобразительных средств, методов типизации, универсальных символов, повышенной экспрессии, сжатых пластических формул. С одной стороны, это обращено на изображение внутреннего мира человека, его эмоциональных психологических состояний, с другой же – на развитие видения предметного мира.