«Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака. Творческая эволюция Б.Л. Пастернака: изменение языка и стиля стихотворных текстов

25.09.2019

Борис Пастернак (1890-1960)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака;
  • основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения;

уметь

владеть

  • понятиями "лирический субъект", "метафора", "метонимия", "синекдоха";
  • навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста.

Крупнейший поэт XX в., прозаик, драматург, один из лучших отечественных переводчиков, лауреат Нобелевской премии (1958) "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы", Борис Леонидович Пастернак – целое явление в русской культуре. Его творчество связало поэтические опыты Серебряного века с достижениями отечественной словесности советского периода 1920–950-х гг., стало ориентиром для нескольких поколений отечественных стихотворцев – от его ровесников-футуристов и молодых поэтов 1920–1930-х гг., учившихся у Пастернака поэтическому мастерству, до новой поросли молодых талантов, вошедших в литературу вместе с "оттепелью". Проходящая красной нитью через все творчество Пастернака идея единства мироздания, гармонической связи между миром природы, миром истории и творческим миром человека оказалась одной из самых востребованных в эпоху невиданных катаклизмов, кризиса гуманизма, утраты человеком чувства сопричастности окружающей действительности в ее природном и социальном проявлениях.

Творческая биография и художественный мир Б. Л. Пастернака

Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец – Леонид Осипович – известный живописец, график, иллюстратор. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка, ученица Рубинштейна, которая ради семьи вынуждена была оставить карьеру: кроме старшего сына Бориса, появившегося на свет в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 г., у нее было еще трое детей. В доме Пастернаков обычно царила теплая, творческая обстановка: среди друзей семьи были известные художники – Η. Н. Ге, В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, композитор А. Н. Скрябин. Доверительные отношения у Л. О. Пастернака установились с Л. Н. Толстым.

До 10–12 лет, по его собственному признанию, Пастернак рисовал. "Мог бы стать художником, если бы работал", – утверждал его отец , однако опытам сына в живописи никак не способствовал и не препятствовал, будучи уверен, что "если человеку дано, он и сам выберется" . Отец оказался прав: детские пробы в живописи вскоре сменились настоящей одержимостью музыкой. С осени 1903 г. под руководством Ю. Д. Энгеля, теоретика музыки и критика, Пастернак приступил к серьезным занятиям, готовясь к экзаменам в Московскую консерваторию. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н. Скрябин (по словам Пастернака, "выслушал, поддержал, окрылил и благословил"), однако он не приветствовал склонность молодого человека к импровизациям, не считая их делом, достойным серьезного музыканта. Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора. Именно по совету своего кумира Пастернак перевелся с юридического факультета на философское отделение филологического факультета Московского университета (1909– 1913). Летом 1912 г. Пастернак посещал семинары основателя философской школы неокантианства Германа Когена и его ученика Пауля Наторпа в Марбурге (Германия), достигая на этом поприще заметных успехов. Однако, отклонив весьма лестное предложение Когена выбрать карьеру профессионального философа, он возвратился в Москву, чтобы сделать уже окончательный выбор в своей творческой судьбе.

Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга «Близнец в тучах». Ранний Пастернак восприни-мает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассо-циативном сближении явлений. Художник не выдумывает обра-зы, он черпает их повсюду — в природе, дома, в городе. Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение «Мар-бург». Гениальные строки стали эталоном поэтического призна-ния в любви:

В тот день всю тебя от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.

Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Ок-ружающие человека вещи — и часть мира сами по себе, и соуча-стники совершаемых в герое перемен.

В 1922 г. вышел сборник «Сестра моя жизнь», который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника — при-рода, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности. Природа является самым близ-ким синонимом жизни, но не чем-то исключительным. Откры-тое чувство любви — тоже выражение жизни. Жизнь шире любо-го из образно-тематических рядов. Доверие поэта к жизни — ос-новное качество его мировоззрения в эти годы

Казалось альфой и омегой — Мы с жизнью на один покрой, И круглый год, в снегу без снега, Она жила, как alter ego, И я назвал ее сестрой.

Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природ-ной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга «Темы и вариации» более драматична и на-пряжена, чем «Сестра моя жизнь». Здесь больше кризисных си-туаций, что закреплено в названиях циклов — «Болезнь», «Раз-рыв». Отношение поэта к жизни становится сложнее, противо-речивее. Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободнев-ность и целенаправленность. Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении «Другу», по-священном Б. Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социаль-ных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строя-щей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:

Иль я не знаю, что в потемки тычась, Вовек не вышла б к свету темнота, И я — урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста? И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не подымаюсь с ней? Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней?..

Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии вре-мени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического за-кона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.

В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окра-шивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Яр-ким примером является стихотворение «Рояль дрожащий». Ис-тория непонимания и разрыва двух любящих всегда несет лич-ную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:

Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер, А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить.

Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.

С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Про-исходит обновление поэтического стиля: стих становится про-ще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми. Стихи наполняются гражданскими мотивами («Разведчики», «Смерть сапера», «Пре-следование»). Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в «Правде». Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение «Весна»: Материал с сайта

Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства, И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.

Послевоенные стихи представлены сборником «Когда разгу-ляется». Название его символично: «разгуляться» — проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это «оттепель», при-несшая глоток свежего воздуха свободы. В стихотворениях «Вес-на в лесу», «После вьюги», «За поворотом» передается ощуще-ние поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сбор-нике очень много «зимних» стихов («Заморозки», «Первый снег», «Следы на снегу», «Снег идет»), где Пастернак через «природ-ную» метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Со-стояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности. Поэт не очень верил «оттепели», пред-чувствуя, что заморозки еще вернутся. В его судьбе этими «замо-розками» была история с романом «Доктор Живаго» («Я про-пал, как зверь в загоне…»).

Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она об-ращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постиже-нию смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»:

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.

Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на-полняя современным содержанием. В «Стихотворениях Юрия Живаго» ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности («Гефсиманский сад»), жизни и судьбы («Гамлет»).

Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на ак-туальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был «вечности заложник у времени в плену».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • основные этапы творчества пастернака
  • послевоенное творчество б. пастернака
  • рецензия на стихотворение пастернака
  • отзыв о творчестве пастернака
  • сочинение жизнь и творчество в. л. пастернак

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.

Краткая хронологическая таблица Пастернака – это лучший способ быстро ознакомиться биографией великого поэта. Эта памятка будет особенно полезна школьникам и выпускникам, которым необходимо знать основные факты из жизни и творчества автора. В таблице сконцентрированы именно те события, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшую судьбу Бориса Леонидовича.

Биография Пастернака по датам включает в себя данные о рождении поэта, его юности, личной жизни и творческой деятельности, последних годах жизни популярного автора. Просматривая её, вы узнаете о самых трудных этапах судьбы деятеля. Тут представлены его взлеты и падения, его успехи и неудачи. Без внимания не осталось и одно из основных произведений Бориса Леонидовича “Доктор Живаго”. Хронологическую таблицу жизни Пастернака вы легко сможете найти на нашем сайте.

1890 год, 29 января (10 февраля) – Родился в Москве Б. Пастернак. Отец - художник Леонид Осипович Пастернак, мать - пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.

1908, август – Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.

1909, май – Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.

1910, февраль – Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование.

1911, 10 января – Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”.

1912, май-август – Поездка в Германию;
учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете
Марбургского университета;
двухнедельное пребывание в Италии.

1913, апрель – Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”;
заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета.

1914 – Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” - “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака;
происходит первая встреча с В. Маяковским.

1916 – Выход книги стихов “Поверх барьеров”.

1917 – Революция в России;
Б. Пастернак работает над книгой “Сестра - моя жизнь”.

1917-1918 – Работа над повестью “Детство Люверс”.

1921 – Отъезд родителей в Берлин.

1922 – Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье;
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.

1922-1923 – Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина.

1924 – В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.

1925-1930 – Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”).

1925-1926 – Пишет поэму “Девятьсот пятый год” – эпос, “ внушенный временем ”.

1926-1927 – Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”;
порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.

1931 – Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р.М. Рильке;
женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз;
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.

1932 Новая любовь – новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”.

1936 – Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.

1937 – Самоубийство Паоло Яшвили;
арест и расстрел по приговору “тройки” НКВД Тициана Табидзе.

1940 – Выход сборника “Избранные переводы” из западноевропейской поэзии;
первые стихи из цикла “Переделкино”.

1941 – Переводит и публикует “Гамлета”;
начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”.

1943 – В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт.

1945 – Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.

1945-1955 – Работа над романом “Доктор Живаго”.

1946, осень – Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.

1953 – Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете.

1954 – Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.

1956 – Передает рукопись романа “Доктор Живаго” в редакции журналов “Новый мир” и “Знамя”, почти одновременно с этим рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли;
пишет автобиографический очерк “Люди и положения”, начат последний цикл стихотворений “Когда разгуляется”.

1957 – Рассыпан набор книги избранных стихотворений, готовившейся в Гослитиздате;
Пастернака вызывают в ЦК КПСС с требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки мира.

1958, 23 октября – Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман “Доктор Живаго”;
в “Литературной газете” печатается письмо редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком “Провокационная вылазка международной реакции”;
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.

1959 – В английской газете публикуется стихотворение “Нобелевская премия”, после чего Б.Л.Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

Ранняя лирика

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, его первая поэтическая книга “Близнец в тучах” (1914) . К Февральской революции поэт отнесся с вдохновением : «Это не ночь, не дождь и не хором / Рвущееся: “Керенский, ура!”, / Это слепящий выход на форум / Из катакомб, безысходных вчера» (“Весенний дождь”, 1917 ). Летом 1917 г. Пастернак написал стихотворения, которые легли в основу сборника , принёсшего поэту подлинную славу, "Сестра моя -жизнь" (1922) . Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912) , есть строчки , точно выражающие характер ранней лирики Бориса Пастернака: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд" . Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отно­шение с окружающим миром . Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "После дождя", "Плачущий сад", "Душистою веткой машучи..." и многие другие.

Зрелая поэзия

В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется . Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - "неслы­ханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов . В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия :

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье .

Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений . Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959) .

Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним . В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия . И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий . Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад ", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого , которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956) . В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования , о чуде божественного присутствия в мире . "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности . Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье облаков...").

Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго ". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта . Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил").

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946) , открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго" . Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл . Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака.

Таким образом, в зрелом творчестве Пастернака:

  • появляется пластическая поэтика – изображение бытовой конкретики.
  • усиливается биографическое начало
  • происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории к её участнику.

Основные темы:

  • Тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение соц. климата, а с др. стороны – раскрепощение человека как творческой личности.
  • Трагическая тема и сопричастность бытию; спасительность природной гармонии. «В больнице », «Нобелевская премия ».
  • Новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия. «По грибы » - духовное родство с природой. «Тишина » - выход во вневременное и ощущение бессмертия.
  • Проблема смысла человеческого бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти . Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее . Таким образом, смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время («Снег идёт»). «Единственные дни» - этот оксюморон и есть представление Пастернака о жизни.
  • Тема творчества . Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака . Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие, это напряжённый контакт поэта с реальностью. Метафора контакта: вольтова дуга, искра, заряд.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11