Какие реалии российской жизни века нынешнего. Сочинение век нынешний и век минувший в комедии горе от ума. Пути дальнейшего развития

08.03.2020

Вариант №1

1.Годы жизни А.С.Грибоедова

2.В каком году была написана комедия «Горе от ума»

3.Растолкуйте значение «говорящих» фамилий : РЕПЕТИЛОВ, ЗАГОРЕЦКИЙ

4.Кому принадлежат следующие строки: «Комедия «Горе от ума» … как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей..»

5.Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:

Молчалин - потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведен на службу в Москву.

Реnетилов является членом секретнейшего союза, заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное свое призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живет в Петербурге.

Хлестова - знатная московская барыня, приходится теткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины I. На бал в дом Фамусова приезжает со всей своей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой - старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.

а)… Способностями бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил

б)… Вам искренно признаюсь,

Такой же я, как вы, ужасный либерал.

И оттого, что прям и смело объясняюсь,

Куда как много потерял!

в) Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме

г) Он за других себя забыть готов,

Враг дерзости

д) Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал

7. Закончите фразу

а) У девушек сон _________________

б) Минуй нас пуще всех печалей _________________

в) Не надобно другого образца, _________________

г) Кто беден, _________________

д) Что значит видеть свет! Где ж лучше?_________________

8. Творческая работа . Написать письмо от лица одного героя комедии. (Тема письма – обсуждение бала в доме Фамусова). Например:
Графиня-внучка.
Ах, мой друг, я недавно тебе сообщала о своем намерении посетить дом Фамусовых. Спешу тебя известить, что вчера вечером я побывала там. Но что за скука! Как я появилась, так сразу же толпа поклонников пала ниц передо мной, и они хором объявили меня прекраснейшей на этом балу. О! Это так утомительно - быть предметом всеобщего обожания! Один бедняга, Чацкий, сошел от меня с ума. Он преследовал меня, куда бы я ни направилась. Но, право, бал не удался. А во всем виновата скука!
Да, мой друг, я прощаюсь с тобой. И не забудь меня навестить на днях. Прощай.

Дополнительное задание

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ №2

1.Назовите годы и факты учебы А. С.Грибоедова в Московском университете

2.Под чьим началом служил А.С.Грибоедов на Кавказе в 1822 г.?

3.Назовите признаки классицизма в комедии:

а) _________________ б) _________________

в) _________________ г) _________________

4. Опишите род занятий и служебные обязанности Фамусова; Молчалина, Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, мадам Розье.

Какие реалии российской жизни « века нынешнего и века минувшего» входят в комедию по мере появления на ее страницах этих персонажей?

5. Дайте ответ.

а) С помощью сестриц со всей Европой породниться?____________

б) Смешение каких языков господствует в московских салонах?_________________

в) Кто предлагает Чацкому тетрадь с новыми песенками? _________________

г) С какой фразы начинается общение Чацкого с Фамусовым?_________________

д) Имя усопшего камергера с ключом?_________________

е) «При мне служащие чужие очень редки_______________

ж )Почему московские барышни « к военным людям так и льнут» ?_________________

6.Определите по словесному портрету действующих лиц комедии:

а) Он малый с головой,

И славно пишет, переводит

б) Теперь в отставке, был военный;

И утверждают все, кто только прежде знал,

Что с храбростью его с талантом,

Конечно, был бы он Московским комендантом

в) Чтобы чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу

г) Остер, умен, красноречив,

в друзьях особенно счастлив…

д) Веселое созданье, ты, живое…

7. Закончите фразу

а) Служить бы рад, _________________

б) Когда постранствуешь, воротишься домой, _________________

в) Я странен, а_________________

г) Уж коли зло пресечь: забрать_________________

д) Счастливые_________________

8. Чем интересна и поучительна комедия А.С.Грибоедова сегодня?

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ №3

1.В какой стране Грибоедов находился с дипломатической миссией в последний год жизни? При каких обстоятельствах он погиб?

2.Где похоронен А.С.Грибоедов? Кто из близких людей поставил ему памятник, и какие слова на нем высечены?

3. Каково происхождение имен и фамилий персонажей комедии (Фамусов, София, Молчалин, Тугоуховский) и как бы вы перевели и истолковали их значение в контексте всего произведения? Какая общая тема их объединяет?

4. Как бы вы объяснили отсутствие имен у некоторых персонажей комедии (княжны Тугоуховские не называются по именам, а.нумеруются. по порядку; завсегдатаи светских гостиных обозначены Г. N. и Г. Д.)?

5.Закончите…

а) Имя, отчество Чацкого?_________________

б) По какой причине, по мнению Фамусова, Чацкий не служит?_________________

в) «Да и кому в Москве не зажимали рты?_________________

г) Кому принадлежат вещицы: «…туалет, прехитрая работа – подушечка, из бисера узор, и перламутровый прибор» ?_________________

д) Два таланта Молчалина?_________________

е) Кто припас Хлестовой «арапку-девку» ?_________________

6.Определите по словесному портрету действующих лиц комедии:

а) Услужлив, скромненький, в лице румянец есть, на цыпочках и небогат словами…

б) Курчавая, горбом лопатки,

Сердитая, все кошачьи ухватки,

Да как черна, да как страшна….

в) Человек он светский

Отъявленный мошенник, плут…

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст

г) Брюзглив, неугомонен, скор,

Таков везде, а с этих пор…

д) Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

7. Закончите фразу

а) …хлопочут набирать учителей полки, _________________

б) Ах! Злые языки_________________

в) Ни звука русского, ни_________________

г) Он дойдет до степеней известных, _________________

д) Молчалины_________________

8. Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1 . Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»?

А. классицизм Б. романтизм В. реализм

1) главный герой одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героя; принцип отражения жизни правдиво, «без прикрас»;

3) единство места, времени и действия произведения; определённые роли – амплуа героев; принцип говорящих фамилий.

2 . Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А. философскую В. семейно-бытовую Д. совокупность разновидностей

Б. социальную Г. политическую Е. сатирическую

3 . Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума»?

А. соответствие системе «амплуа» ; В. отсутствие деления персонажей на + и – ;

Б. количество действующих лиц – более 20; Г. введение внесценических персонажей;

4 . Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

1. экспозиция 3. кульминация

2. завязка 4. развязка

А. Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью; Софья и Чацкий всё слышат;

Б. диалоги героев в доме Фамусова до появления Чацкого;

В. монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…»

Г. приезд Чацкого.

5 . Соотнесите героя комедии «Горе от ума» и амплуа, которому он соответствует:

А. отец, не догадывающийся о любви дочери 1) Чацкий

Б. удачливый герой-любовник 2) Софья

В. субретка (бойкая, весёлая служанка) 3) Фамусов

Г. герой – резонёр 4) Молчалин

Д. героиня любовного треугольника 5) Лиза

6 . Соотнесите героев и роли, которые отводятся им в комедии А.С.Грибоедова:

1. главные герои 3. эпизодические

2. второстепенные 4. внесценические

А. Хрюмины, Тугоуховские, Хлёстова

Б. Кузьма Петрович, Максим Петрович, Марья Алексевна

В. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Софья

Г. Сказозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов.

7 . Соотнесите персонажа комедии с его характеристикой:

1. Чацкий 4. Скалозуб

2. Молчалин 5. Загорецкий

3. Фамусов 6. Софья

А. «И золотой мешок, и метит в генералы…»

Б. «Он славно пересмеять умеет всех…Остёр, умён, красноречив…»

В. «При нём остерегись: переносить горазд, и в карты не садись – продаст»

Г. «Услужлив, скромненький…вот он на цыпочках и не богат словами»

Д. «Людей с душой гонительница, бич!»

Е. «Английского клоба старинный, верный член до гроба»

8 . Соотнесите героев комедии «Горе от ума» с их высказываниями о Чацком:

А. Софья Б. Фамусов В. Лиза

1. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий»

2. «Этот франт-приятель объявлен мотом, сорванцом»

3. «Не человек – змея!»; «Он не в своём уме»

4. «Опасный человек» , «Он вольность хочет проповедать»

5. «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»

6. «Он малый с головой; и славно пишет, переводит».

9 . Соотнесите данное высказывание с его автором:

А. Грибоедов А.С. В. Гончаров И.А.

Б. Пушкин А.С. Г. Белинский В.Г.

1. «Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира…В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний воздух, исторический момент и нравы»

2. «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. В комедии «Горе от ума» кто главное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А…Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, и сатирическими замечаниями»

3. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»

4. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин… – всегда жертва»

10 . Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :

А. Чацкий Б. Фамусов В. Софья Г. Молчалин Д. Лиза

1. «Счастливые часов не наблюдают»»

2. «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

3. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

4. «Герой не моего романа»

5. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»

6. «Свежо предание, а верится с трудом»

7. «Молчалины блаженствуют на свете»

8. «Ах, злые языки страшнее пистолета»

9. «Ну как не порадеть родному человечку»

10. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

11. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

12. «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»

13. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»

14. «Кто беден, тот тебе не пара»

15. «И дым отечества нам сладок и приятен»

11. Кто, по-вашему, Чацкий – победитель или побеждённый?

Дополнительное задание.

Письменно ответьте на один вопрос (на выбор):

1. Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?

2. Кто, по-вашему, Чацкий – победитель или побеждённый?

3. Как вы считаете, действительно ли «Молчалины блаженствуют на свете»?

4. Сожаление или осуждение вызывает у вас Софья? Вариант №1

  1. 1795-1829
  2. 1824
  3. Репетилов - от фр. Répéter – повторять; Загорецкий – раздувать пожар
  4. И.А.Гончаров "Мильон терзаний"
  5. Молчалин назван Фамусовым «безродным» и,видимо, к числу знатных дворян не принадлежал; в Москву переведен из Твери («И будь не я, коптел бы ты в Твери»);

Репетилов не является популярным автором, а всего лишь принимает участие в составлении «водевильчика»;

Хлестова не могла быть фрейлиной Екатерины I (Екатерины I умерла 1727г)

  1. А- Репетилов

Б- Загорецкий

В- Лиза

Г- Молчалин

Д- Скалозуб

7. а)…утренний так тонок;

Б)…и барский гнев, и барская любовь;

В)…когда в глазах пример отца;

Г)…тот тебе не пара;

Д)… Где нас нет!

Вариант №2

1.1806-1812

2.Генерал А. Ермолов

3. а) место; б)время;

В)говорящие фамилии; г)жанровое амплуа

4 .Фамусов - управляющий в казенном месте . Круг своих обязанностей герой свел к минимуму: «Подписано - так с плеч долой»;

Молчалин – секретарь Фамусова;

Кузьма Петрович – камергер, « богат и на богатой был женат», «с ключом,и сыну ключ умел доставить» (Ключ на голубой ленте – знак звания камергера);

Мадам Розье – гувернантка Софии.

5.а)…трое из бульварных лиц;

Б)…французского с нижегородским;

В)…Молчалин;

Г)…Как Софья Павловна у Вас похорошела;

Д)…Кузьма Петрович;

Е)…все больше сестрины, свояченицы детки;

Ж)…Потому что патриотки.

6. а) о Чацком;

Б) Платон Михайлович Горич;

В) Скалозуб;

Г)Чацкий;

Д) Лиза.

7. а)…прислуживаться тошно;

Б)…и дым Отечества нам сладок и приятен;

В)…не странен кто ж;

Г)…все книги бы да сжечь;

Д)…часов не наблюдают.

Вариант №3

1.В Персии (Иране) в ранге Посла России. Убит религиозными фанатиками при нападении и на русское посольство в Тегеране.

2. В г.Тифлисе в монастыре св.Давида. Нина Чавчавадзе, жена поэта, автор слов, начертанных на памятнике:«Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя.»

3. Фамусов – от лат.fama – молва;

Молчалин, Тугоуховский –говорящие фамилии соотнесены

С понятиями«говорить»- «слышать» или «не говорить» - «не слышать»

София – от греч.sophia -мудрость.Еще важная тема пьесы – тема ума.

4.Безликие представители общественного мнения, переносящие молву: «Поверили глупцы, другим передают…И вот общественное мненье!»

5. а)…Александр Андреевич;

Б)…В том он пользы не находит;

В)…обеды, ужины и танцы;

Г) Молчалину;

Д)…умеренность и аккуратность;

Е) Загорецкий.

6.а)Молчалин;

Б)арапка-девка;

В)Загорецкий;

Г)Фамусов;

Д)Молчалин.

7. а)…числом поболее, ценою подешевле;

Б)…страшнее пистолета;

В)…русского лица;

Г)…ведь нынче любят бессловесных;

Д)…блаженствуют на свете.


«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

В комедии а “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы — столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.
“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества — Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины.

Вот что говорит о нем сам Фамусов:

Он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне…

Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне…”
Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он - носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:

И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.

Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”. Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”.
Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.
На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким — это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин — молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник — Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума…
Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз — умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели — теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.
Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.
Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” - “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.
Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий — революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.
Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”. Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.
Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий — насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?
Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.
“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. «“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

«Не зная броду, да бух в воду»

«Каков век, таков и человек»

Русские народные пословицы

Стало уже привычным суждение о том, что за последние 10 лет Россия сильно изменилась, а вместе с ней изменились и сознание и поведение россиян. Подводя итоги «революционных» изменений в России, многие аналитики указывают на главное - ухудшение качества жизни в ней. Объективные причины для этого имеются.

Аналитики отмечают, например, что после распада СССР Россия лишилась наиболее теплых частей своей территории - южной и западной (вообще четверть территории), потеряла половину населения, 40 % валового национального продукта. Природные богатства ее находятся в зоне сурового климата. Добыча 70 % нефти и газа гораздо более трудоемка, чем в других регионах мира. По ВВП Россия скатилась во вторую сотню стран мира. По расчетам экспертов «Интерфакса», основанных на данных российской государственной статистики, за последнее десятилетие российский ВВП снизился на 27 %. Промышленное производство сократилось на 35 %, инвестиции в основной капитал снизились в 3 раза. Реальные денежные доходы россиян, скорректированные на инфляцию, за десятилетие (1992–2001 гг.) упали почти вдвое - на 47 %.

В СМИ часто и много говорится о негативных демографических процессах, о быстром снижении численности населения и ухудшении его здоровья. Например, население России ежегодно уменьшается приблизительно на один миллион человек, уровень смертности превышает мировые показатели в 2,5 раза. Роковую роль в этом играют транспортные аварии (половина из которых - наезды на пешеходов) и пьянство. Известны такие цифры: в России в среднем мужчина живет меньше 58 лет, а женщина - меньше 73 лет. По этим показателям в России продолжительность жизни ниже, чем в Монголии, Вьетнаме, Египте. А по продолжительности жизни мужчин она конкурирует только с Ботсваной или Лесото.

Приведем мнение академика И. Арнольда в газете «Известия»: «Сокращение средней продолжительности жизни на 10 лет эквивалентно в масштабах России единовременному эффекту от расстрела порядка 40 миллионов граждан». Подобные цифры и факты эксплуатируются во многих СМИ, вгоняя в депрессию и запугивая население страны и ее соседей. Впрочем, журналистский бизнес - это тема для отдельной книги.

И вместе с тем невозможно не заметить кардинальных перемен в российском обществе, к которым ее граждане начинают привыкать и зачастую принимают как должное, легко забывая такие страшные реалии, как ГУЛаг, жесткий идеологический и политический контроль партократии над всеми сферами личной и общественной жизни, всеобщую нищету, продуктовые карточки, непомерные очереди за самым жизненно необходимым и еще многое другое.



Ведь одно только упоминание некоторых ушедших реалий «совковой» жизни вызывает в памяти кошмар тех лет: «битва за урожай», «звонок сверху», «распределитель», «инакомыслящий», «объективна», «кило в одни руки», «пятый пункт», «персональное дело», «блат», «безалкогольная свадьба», «выездная торговля», «выездная характеристика», «достать из-под полы», «колбасная электричка», «лимитчик», «продуктовый набор» и еще многое другое…

Сегодня в России есть то, о чем понятия не имели несколько поколений россиян: например, либеральная конституция, свободные выборы, многопартийность, оппозиция, парламент, свободные СМИ при отсутствии цензуры, неподцензурное книгоиздательство, беспрепятственный въезд и выезд из страны за границу, свобода совести, взлет гуманитарного образования, предпринимательства и любой частной инициативы, полная культурная свобода, театральный и издательский бум и многое другое.

Крайне редко журналистами и политиками упоминается и о том, что уже с 1998 г. каждая третья семья в России имеет свой автомобиль (т. е. парк частных легковых автомобилей увеличился в пять раз!); что за последние годы здесь прибавилось 32 тыс. километров автодорог, и все равно на них постоянные автомобильные пробки; что количество домашних телефонов увеличилось на 40 %, а число международных звонков возросло в 12 раз.



Детская смертность, поднявшаяся было в последние годы, опять достигла уровня 1990 г. Молодежь, еще 3–4 года тому назад не желавшая учиться и предпочитавшая «заниматься бизнесом» (торговать в киосках), теперь рвется в институты и выдерживает конкурсы по 15 человек на место! Сегодня в России 264 студента на 10 000 жителей, что на 20 % превышает лучшие цифры советских времен.

Да и сами россияне, отвечая на прямой вопрос «Изменилось ли за последний год ваше благосостояние?» в большинстве не давали панических ответов: у половины из них благосостояние просто улучшилось, у 20 % - не изменилось, и только у 11 % граждан оно «заметно ухудшилось», а у 15 % «немного ухудшилось». Как видим, даже не склонные к оптимизму россияне, в общем, не дают повода для катастрофических выводов. Причем политическая и экономическая ситуация в России все время так стремительно меняется, что любые цифры устаревают через два-три года.

Взгляд на новые реалии российской жизни в последние 10–15 лет тоже невольно приводит на память образ «русских горок» с их непредсказуемыми виражами и стремительными изменениями. Да, Россия после перестройки понесла колоссальные потери почти во всех сферах жизни, но не погибла, устояла, а в чем-то даже пошла вперед. И совсем не случайно Россию так часто сравнивают с птицей Феникс: она восставала из крови и пепла, возрождалась тогда, когда казалось, что в ее истории поставлена точка.

Словом, от противоречивости фактов и оценок российской жизни, от разноголосицы комментариев впору растеряться любому. Ради объективности, наверное, было бы правильным скорее всего сравнивать жизнь в современной России с капитальным ремонтом в доме без отселения жильцов. В нем меняются крыша, полы, трубы и сантехника, не говоря о перепланировке и ремонте квартир. Но переселяться жильцам некуда, поэтому миллионам людей, которые неспособны адаптироваться к изменившимся реалиям, приходится трудно.

Думается, что, говоря о современной жизни россиян, нельзя ограничиваться только уровнем личных наблюдений и «размышлизмов», кто бы их ни изрекал. Стремясь к объективности изложения, мы будем опираться на аналитическое исследование «10 лет российских реформ глазами россиян». Эта работа выполнена Институтом комплексных социальных исследований РАН и Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в сотрудничестве с Фондом имени Фридриха Эберта (Германия). Конкретные цифры социологического исследования дадут нам возможность понять, что же думает народ, и как его взгляды соотносятся с убеждениями элиты, имеющей доступ к публичной трибуне. Опросы проводились с 1991-го по 2001 год по всей России. Они позволяют увидеть, как менялись за 10 лет реформ взгляды людей по самому широкому кругу вопросов - от отношения к предпринимательству до сексуальных табу. Некоторые факты оказались неожиданными даже для самих аналитиков.

В целом нужно отметить, что большинство россиян удручает деградация страны, которая наблюдается практически по всем показателям. Не случайно в характеристике современного периода России преобладают негативные оценки: часто упоминаются «преступность и бандитизм», «неуверенность в своем будущем», «национальные конфликты», «коррупция и взяточничество», «бездуховность», «тяжелое экономическое положение», «социальная несправедливость», «стыд за нынешнее состояние страны», «несправедливость всего происходящего вокруг», «чувство, что дальше так жить нельзя». Тревожит людей и тот факт, что Россия постепенно перемещается на периферию мирового развития. Чувства, которые ощущают граждане России, можно определить как неприятие, несогласие с происходящим.

Пессимистические ответы россиян нужно оценивать все-таки с учетом особенностей их особой «оптики» - национального характера: это фатализм, способность преувеличивать негативные стороны бытия, фиксироваться на них, а также отсутствие тесной связи между ощущением счастья и материальными сторонами жизни (см. об этом ч. I, § 5; ч. II, гл. 2, § 1; гл. З, § 1).

Отрицательная оценка десятилетия реформ средним россиянином подразумевает и традиционный русский вопрос: «Кто виноват?» Ответ осложняется тем, что впервые в тысячелетней истории России нельзя взваливать вину ни на татаро-монгольское иго, ни на царский режим, ни на диктатуру КПСС. Впервые в истории страны 30 % россиян не ищут по традиции виноватого, а считают, что «сами виноваты». Самое, пожалуй, тяжелое видится в том, что переход общества к «рыночной» экономике и демократии сопровождался ломкой старой системы общества, политических, экономических и общественных структур, а также связанных с ними стереотипов поведения граждан. Общество, казавшееся со стороны единым, буквально раскололось на группы, имеющие полярную направленность практически по всем политическим, экономическим и социальным вопросам.

Следует определиться, в чем именно конкретно изменилось сознание россиян? Как трансформировались традиционные установки сознания и социального поведения? Как они сочетаются с новыми общественными отношениями? Кто из россиян адаптировался к новым условиям жизни, а кто не смог? И почему?

По всем классическим критериям современное общество в России - общество переходного, трансформационного типа. Анализировать настроения людей в таком обществе - задача нелегкая, так как нелегко уловить и объяснить переходные явления, которые еще не вполне структурированы, а только намечаются, принимают определенную форму.

Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] Сергеева Алла Васильевна

§ 1. Новые реалии и ценности в постсоветский России

«Не зная броду, да бух в воду»

«Каков век, таков и человек»

Русские народные пословицы

Стало уже привычным суждение о том, что за последние 10 лет Россия сильно изменилась, а вместе с ней изменились и сознание и поведение россиян. Подводя итоги «революционных» изменений в России, многие аналитики указывают на главное - ухудшение качества жизни в ней. Объективные причины для этого имеются.

Аналитики отмечают, например, что после распада СССР Россия лишилась наиболее теплых частей своей территории - южной и западной (вообще четверть территории), потеряла половину населения, 40 % валового национального продукта. Природные богатства ее находятся в зоне сурового климата. Добыча 70 % нефти и газа гораздо более трудоемка, чем в других регионах мира. По ВВП Россия скатилась во вторую сотню стран мира. По расчетам экспертов «Интерфакса», основанных на данных российской государственной статистики, за последнее десятилетие российский ВВП снизился на 27 %. Промышленное производство сократилось на 35 %, инвестиции в основной капитал снизились в 3 раза. Реальные денежные доходы россиян, скорректированные на инфляцию, за десятилетие (1992–2001 гг.) упали почти вдвое - на 47 %.

В СМИ часто и много говорится о негативных демографических процессах, о быстром снижении численности населения и ухудшении его здоровья. Например, население России ежегодно уменьшается приблизительно на один миллион человек, уровень смертности превышает мировые показатели в 2,5 раза. Роковую роль в этом играют транспортные аварии (половина из которых - наезды на пешеходов) и пьянство. Известны такие цифры: в России в среднем мужчина живет меньше 58 лет, а женщина - меньше 73 лет. По этим показателям в России продолжительность жизни ниже, чем в Монголии, Вьетнаме, Египте. А по продолжительности жизни мужчин она конкурирует только с Ботсваной или Лесото.

Приведем мнение академика И. Арнольда в газете «Известия»:«Сокращение средней продолжительности жизни на 10 лет эквивалентно в масштабах России единовременному эффекту от расстрела порядка 40 миллионов граждан». Подобные цифры и факты эксплуатируются во многих СМИ, вгоняя в депрессию и запугивая население страны и ее соседей. Впрочем, журналистский бизнес - это тема для отдельной книги.

И вместе с тем невозможно не заметить кардинальных перемен в российском обществе, к которым ее граждане начинают привыкать и зачастую принимают как должное, легко забывая такие страшные реалии, как ГУЛаг, жесткий идеологический и политический контроль партократии над всеми сферами личной и общественной жизни, всеобщую нищету, продуктовые карточки, непомерные очереди за самым жизненно необходимым и еще многое другое.

Ведь одно только упоминание некоторых ушедших реалий «совковой» жизни вызывает в памяти кошмар тех лет: «битва за урожай», «звонок сверху», «распределитель», «инакомыслящий», «объективна», «кило в одни руки», «пятый пункт», «персональное дело», «блат», «безалкогольная свадьба», «выездная торговля», «выездная характеристика», «достать из-под полы», «колбасная электричка», «лимитчик», «продуктовый набор» и еще многое другое…

Сегодня в России есть то, о чем понятия не имели несколько поколений россиян: например, либеральная конституция, свободные выборы, многопартийность, оппозиция, парламент, свободные СМИ при отсутствии цензуры, неподцензурное книгоиздательство, беспрепятственный въезд и выезд из страны за границу, свобода совести, взлет гуманитарного образования, предпринимательства и любой частной инициативы, полная культурная свобода, театральный и издательский бум и многое другое.

Крайне редко журналистами и политиками упоминается и о том, что уже с 1998 г. каждая третья семья в России имеет свой автомобиль (т. е. парк частных легковых автомобилей увеличился в пять раз!); что за последние годы здесь прибавилось 32 тыс. километров автодорог, и все равно на них постоянные автомобильные пробки; что количество домашних телефонов увеличилось на 40 %, а число международных звонков возросло в 12 раз.

Детская смертность, поднявшаяся было в последние годы, опять достигла уровня 1990 г. Молодежь, еще 3–4 года тому назад не желавшая учиться и предпочитавшая «заниматься бизнесом» (торговать в киосках), теперь рвется в институты и выдерживает конкурсы по 15 человек на место! Сегодня в России 264 студента на 10 000 жителей, что на 20 % превышает лучшие цифры советских времен.

Да и сами россияне, отвечая на прямой вопрос «Изменилось ли за последний год ваше благосостояние?» в большинстве не давали панических ответов: у половины из них благосостояние просто улучшилось, у 20 % - не изменилось, и только у 11 % граждан оно «заметно ухудшилось», а у 15 % «немного ухудшилось». Как видим, даже не склонные к оптимизму россияне, в общем, не дают повода для катастрофических выводов. Причем политическая и экономическая ситуация в России все время так стремительно меняется, что любые цифры устаревают через два-три года.

Взгляд на новые реалии российской жизни в последние 10–15 лет тоже невольно приводит на память образ «русских горок» с их непредсказуемыми виражами и стремительными изменениями. Да, Россия после перестройки понесла колоссальные потери почти во всех сферах жизни, но не погибла, устояла, а в чем-то даже пошла вперед. И совсем не случайно Россию так часто сравнивают с птицей Феникс: она восставала из крови и пепла, возрождалась тогда, когда казалось, что в ее истории поставлена точка.

Словом, от противоречивости фактов и оценок российской жизни, от разноголосицы комментариев впору растеряться любому. Ради объективности, наверное, было бы правильным скорее всего сравнивать жизнь в современной России с капитальным ремонтом в доме без отселения жильцов. В нем меняются крыша, полы, трубы и сантехника, не говоря о перепланировке и ремонте квартир. Но переселяться жильцам некуда, поэтому миллионам людей, которые неспособны адаптироваться к изменившимся реалиям, приходится трудно.

Думается, что, говоря о современной жизни россиян, нельзя ограничиваться только уровнем личных наблюдений и «размышлизмов», кто бы их ни изрекал. Стремясь к объективности изложения, мы будем опираться на аналитическое исследование «10 лет российских реформ глазами россиян». Эта работа выполнена Институтом комплексных социальных исследований РАН и Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в сотрудничестве с Фондом имени Фридриха Эберта (Германия). Конкретные цифры социологического исследования дадут нам возможность понять, что же думает народ, и как его взгляды соотносятся с убеждениями элиты, имеющей доступ к публичной трибуне. Опросы проводились с 1991-го по 2001 год по всей России. Они позволяют увидеть, как менялись за 10 лет реформ взгляды людей по самому широкому кругу вопросов - от отношения к предпринимательству до сексуальных табу. Некоторые факты оказались неожиданными даже для самих аналитиков.

В целом нужно отметить, что большинство россиян удручает деградация страны, которая наблюдается практически по всем показателям. Не случайно в характеристике современного периода России преобладают негативные оценки: часто упоминаются «преступность и бандитизм», «неуверенность в своем будущем», «национальные конфликты», «коррупция и взяточничество», «бездуховность», «тяжелое экономическое положение», «социальная несправедливость», «стыд за нынешнее состояние страны», «несправедливость всего происходящего вокруг», «чувство, что дальше так жить нельзя». Тревожит людей и тот факт, что Россия постепенно перемещается на периферию мирового развития. Чувства, которые ощущают граждане России, можно определить как неприятие, несогласие с происходящим.

Пессимистические ответы россиян нужно оценивать все-таки с учетом особенностей их особой «оптики» - национального характера: это фатализм, способность преувеличивать негативные стороны бытия, фиксироваться на них, а также отсутствие тесной связи между ощущением счастья и материальными сторонами жизни (см. об этом ч. I, § 5; ч. II, гл. 2, § 1; гл. З, § 1).

Отрицательная оценка десятилетия реформ средним россиянином подразумевает и традиционный русский вопрос: «Кто виноват?» Ответ осложняется тем, что впервые в тысячелетней истории России нельзя взваливать вину ни на татаро-монгольское иго, ни на царский режим, ни на диктатуру КПСС. Впервые в истории страны 30 % россиян не ищут по традиции виноватого, а считают, что «сами виноваты». Самое, пожалуй, тяжелое видится в том, что переход общества к «рыночной» экономике и демократии сопровождался ломкой старой системы общества, политических, экономических и общественных структур, а также связанных с ними стереотипов поведения граждан. Общество, казавшееся со стороны единым, буквально раскололось на группы, имеющие полярную направленность практически по всем политическим, экономическим и социальным вопросам.

Следует определиться, в чем именно конкретно изменилось сознание россиян? Как трансформировались традиционные установки сознания и социального поведения? Как они сочетаются с новыми общественными отношениями? Кто из россиян адаптировался к новым условиям жизни, а кто не смог? И почему?

По всем классическим критериям современное общество в России - общество переходного, трансформационного типа. Анализировать настроения людей в таком обществе - задача нелегкая, так как нелегко уловить и объяснить переходные явления, которые еще не вполне структурированы, а только намечаются, принимают определенную форму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

30. Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

3. Этические ценности Рассмотрим некоторые основные этические ценности.Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь–ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям челове–ка в его жизни. Человек,

Из книги Секреты самураев: Боевые искусства феодальной Японии автора Ратти Оскар

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

ЦЕННОСТИ Ценности – это некий приз, который мы получаем за тяжесть движения по жизненному пути.Ценности – это, безусловно, хорошо. Проблема состоит в том, что, поскольку мы все разные, у нас и ценности разные. То, что для одного – награда, для другого – пустой

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Из книги Культурные ценности. Цена и право автора Нешатаева Василиса О.

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги [Мир без политики, нищеты и войн] автора Фреско Жак

Глава 2. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО Любая попытка определить будущий вектор развития цивилизации должна содержать описание вероятной эволюции культуры без прикрас, пропагандистских лозунгов и отстаивания национальных интересов. Мы должны пересмотреть

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

III. Национально-культурное строительство в СССР и постсоветский

Из книги Тайпей с изнанки. О чем молчат путеводители автора Баскина Ада

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

34/ Новые религиозные поселения в современной России 34.1/ "Звенящие кедры» и пр В конце 1980 - начале 1990-х годов среди столичных и вообще российских хиппи, разочарованных бездуховной и суетной городской жизнью и тяготевших к христианству, появилось обыкновение оставлять

Из книги Мифы о Китае: все, что вы знали о самой многонаселенной стране мира, – неправда! автора Чу Бен

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Реалии человеческого универсума. Людвиг Витгенштейн: определение «прафеномена» самости Если прав великий Гёте, и индивид несет в себе бесконечность, то истина самости зависит от способности выразить эту реальность в жизненном пути. Индивид «ухватывает» какую-то часть

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года –

Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много - крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины. Нынешний век представлен молодым дворянином Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные знания в России. Но, увы, Россия живёт в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой - крепостным правом. Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе с Фамусовым. Они не собираются без боя сдавать свои позиции. И вот скрестились шпаги словесной дуэли, только искры летят.

Первый раунд - отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал - дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.

Раунд второй - отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова - образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует - Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.

Раунд третий - отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании - он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.

«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». А что в этом смешного и постыдного - не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает. «Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.

Униженному, оскорбленному, но не побеждённому Чацкому не остаётся ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.

Вариант 2

Рассказ был окончен к 1824 году. В это время между людьми в разных прослойках общества нарастали разногласия по поводу взглядов. Буквально через год восстали декабристы и случилось это примерно из-за назревающей проблемы. Те, кто поддерживал всё новое, реформы, изменения как в политике, так и литературе, становились против консервативно настроенных родственников.

Примерно таким либерально настроенным был Чацкий, который буквально олицетворял молодость, горячность и стремление к изменениям. А Фамусов, как и все люди старшего возраста, был склонен к тому, что «раньше было лучше», потому и выступал за сохранение этого «раньше». Когда же Чацкому пришлось вернуться в столицу, то первым делом ему бросилось в глаза то, что Софья стала говорить также, как отец. Слова возлюбленной причиняли боль, однако молодой человек понимал мощь пропаганды, которая мощными волнами обрушивалась на Софью от её отца.

Собственно, первое столкновение «века минувшего» и «нынешнего» произошло на почве военной службы. Для Фамусова служба является лишь способом заработка. Что примечательно: заработка любой ценой. Его не волнует, что иногда приходится подстилаться под высшие чины, однако у Чацкого другое отношение. Сказав ёмко и немного грубо фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он чётко объяснил свои позиции. Он буквально питает отвращение к слепому поклонению иностранным вещам, чинопочитанию, крепостничеству, что так милы Фамусовскому кругу.

Приятели Фамусова, в свою очередь, считают возлюбленного Софьи сумасбродным, умалишённым, неаккуратным в действиях и словах франтом. А теперь, можно представить, как непросто было Софье: с одной стороны, отец пропагандирует заграничных писателей и всё остальное, а с другой – молодой человек рассказывает о бесполезности заграничных учителей.

Таким образом, устами Чацкого говорил народу сам Грибоедов об необходимости изменений. Он тщетно пытался донести, что всё, что есть в России – уже хорошо, что есть свои учителя, намного лучше иностранных. А творчество…. То, что творчество лучше в России, Грибоедов решил доказать на собственном примере.

Несколько интересных сочинений

  • Жанр Мцыри Лермонтова. Какое это произведение?

    «Мцыри» относят к одной из удачных поэм Лермонтова, её можно считать образцом русской романтической поэзии.

  • Тема Свободы в лирике Пушкина 9 класс сочинение

    А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение

  • Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

    В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного.

  • Сочинение по картине Жуковского Осень. Веранда 6 класс

    Станислав Юлианович Жуковский выдающийся пейзажист и живописец конца XIX века. Он был бесконечно влюблен в красоту русской природы и всю свою страсть воплотил в искусстве. Каждая его работа - это шедевр

  • Сочинение Анализ рассказа Тартюф Мольера

    Драматург Мольер жил в 17 веке во времена, которые мы в основном представляем по роману Александра Дюма «Три мушкетёра», но Дюма жил в 19 веке и был беллетристом, а Мольер писал комедии и фарсы и был современником своих персонажей.