Простые карандаши для художника
Любой человек, который когда-либо писал, рисовал или чертил простым карандашом, знаком с графитом. Мы привыкли считать простые карандаши сделанными сделанными из графита, и не задумываемся о том, что но на самом деле стержень графитового карандаша сделан из смеси графита и глины, и запакован в корпус, чаще всего деревянный. Именно к оличество глины определяет степень твердости или мягкости карандаша.
Графит это минерал, который является одной из форм углерода. Добывают его различных горных пород, а также изготавливают его искусственные аналоги. Сырьём для этого, к примеру, могут служить карбиды, которые подвергают воздействию высоких температур, или чугун, который, напротив, постепенно охлаждают, чтобы получить искусственный графит.
Основная линейка деления карандашей по твёрдости такова: «H»-карандаши и «B»-карандаши. «H»-карандаши твёрдые, и чем выше номер (он проставляется рядом с буквенным обозначением, например: 1Н или 2Н), тем светлее линии. К арандашом номера 6H, например, будет чертить гораздо легче, чем карандашом 2H. «B» карандаши мягкие и чем выше число, тем темнее линии или штрихи он будет делать. Что соответствует русской маркировка «Т» (твёрдый) и «М» (мягкий). Для рисования обычно используются карандаши мягкости «В», или «М» — если по нашему.
Нижерасположенная схема
показывает полный спектр твёрдости графитовых карандашей, принятый на Западе, с которым нам тоже приходится сталкиваться постоянно.
«НВ» означает по-русски и соответствует по свойствам маркировке «ТМ» - твёрдый-мягкий - и является серединой шкалы. Маркировка «F» соответствует «ТМ», просто она реже встречается.
Шкала твёрдости импортных карандашей
Самый чёрный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты, кроме того, ему, как и графиту вообще, свойственен блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твёрдым) блестит. Поэтому в некоторых художественных работах его заменяют рисовальным , который даёт интенсивную густую черноту и не имеет блеска. Вот почему графит пригоден исключительно для небольших, преимущественно альбомных рисунков, которые хорошо сохраняются без (если для рисунка не был взят слишком мягкий графит).
Две другие формы графита, которые обычно используются в рисовании: бездревесный карандаш и графитовый брусок (или палочки).
Бездревесный графитовый карандаш. Он же «графит в лаке».
Б ездревесный карандаш (как вы можете догадаться) это графит без деревянного корпуса. В продаже часто бывает под названием «графит в лаке» или «графитовые стержни» (тогда они будут не покрыты лаком). В основном, грифель имеет круглую форму. Затачивать бездревесные карандаши нужно обычной точилкой. Они сделаны для черчения и рисования и обычно на мягкой стороне шкалы твёрдости, чаще в HB, 2B, 4B, 6B и 8B. Опять же, разные производители предлагают разные степени твёрдости. Бездревесным карандашом можно проводить как очень тонкие, так и широкие штрихи, которые делаются скошенной стороной пишущего острия.
Графитовые бруски (палочки)
Графитовые рисовальные бруски
Удобны для больших изображений и для быстрого покрытия больших площадей. Они также выпускаются разной степени твёрдости, и некоторые производители, как Caran d’Ache (на фото выше) делают их разных размеров.
Определитесь, для чего вам нужны карандаши.
Обратите внимание на то, что вам нравится или не нравится в карандашах, которыми вы пользуетесь. Возможно, какой-то очень удобно держать в руке, а другим, напротив, тяжело двигать по листу бумаги.
Подумайте, что вам больше нравится: механический карандаш или традиционный.
Определитесь с толщиной грифеля при выборе механического карандаша.
Пишите с комфортом. Используйте карандаши с удобным корпусом. Некоторые конструкции могут препятствовать возникновению судорог, что полезно при написании объемных текстов.
Выберите твердость грифеля. Разобраться в степенях твердости может быть трудно, потому что существуют две разные шкалы измерения, которые, к тому же, не очень хорошо стандартизированы. Можно, однако, понять основы разделения карандашей по твердости грифеля.
Определите, какими еще параметрами должен обладать ваш карандаш.
Используйте цветные карандаши для раскрашивания, подчеркивания и других действий вплоть до разрисовывания книг.
Сегодня я расскажу о маркировке простых карандашей, о известнейших фирмах по их производству, а также о том, как их нужно выбирать.
Карандаши бывают совершенно разными — восковые, графитовые, цветные, угольные, пастельные, механические и даже акварельные. С самого детства нас привлекают эти художественные принадлежности, но со временем у многих возникает вопрос — как нужно выбирать карандаши.
Маркировку карандаша непосредственно указывают буквами на деревянной части. Перед буквой обозначения жесткости ставится коэффициент — чем он больше, тем мягче или тверже карандаш. В России жёсткость обозначают буквами Т
и М
.
Карандаши варьируются от самых жестких до очень мягких. Существуют также карандаши HB — перехода жесткости H к B. Есть и переходная форма от H к HB, которая обозначается буквой F.
Простой карандаш - это что-то такое привычное, чем в детстве рисовали на обоях, в школе делали пометки в учебниках и чертили треугольники на геометрии. Большинство людей знают, что это просто "серый" карандаш, чуть больше о нем знают те, у кого было черчение в школе, реальную его красоту знают художники и представители еще нескольких профессий, которые используют карандаши в работе.
Немного о простых карандашах.
В обычном понимании, простой карандаш - это графит в деревянной оболочке. Но все не так просто. Ведь "серый карандаш" может иметь разные оттенки, в зависимости от степени мягкости грифеля. Грифель состоит из графита с глиной: чем больше графита, тем мягче тон, чем больше глины, тем тверже.
Сами карандаши тоже бывают разные: в типично деревянной оболочке, цанговые и цельнографитные.
Начнем с деревянных.
Я буду описывать карандаши и прочие материалы, которые есть у меня и которыми регулярно пользуюсь. Не у всех из них вид как с витрины, но понять, что это вполне реально =)
Итак, набор карандашей "Koh-i-Noor", 12 шт. Фирма знакома всем, эти карандаши есть в любом магазине канцелярских товаров и покупать их можно как коробками, так и поштучно. Цена их довольно демократична и доступна.
Карандаши хорошие, но поштучно можно купить и подделку с плохим деревом и грифелем.
Это набор вроде как для художников от 8В до 2Н, но есть еще такой же для черчения, в нем преобладают твердые карандаши.
Набор карандашей "DERWENT", 24 шт. Тона от 9В до 9Н, некоторые по 2 штуки одного вида (ниже напишу почему это удобно). На самом деле, карандаши, что мягче 4В и тверже 4Н практически не использую, поскольку карандаши "DERWENT" и так куда мягче тех же "Koh-i-Noor", поэтому даже не знаю что рисовать, к примеру, карандашом 7В, если он настолько мягкий, что после себя графитную крошку оставляет.
Карандаши качественные, хорошо точатся, не ломаются, однако, первое время надо привыкнуть к их, хм, запаху. Впрочем, через недели две он выветривается.
Набор карандашей "DALER ROWNEY", 12 шт. Очень мягкие карандаши от 2Н до 9В (см. ниже рис. сравнение маркировок) в компактной коробочке-пенале.
Карандаши лежат в два ряда, так что во время рисования надо верхний ряд снять
Ну и, конечно, "Faber Castell". К этим карандашам никаких претензий нет, но повышенная мягкость не уступает "DERWENT".
Коробочных вариантов у нас в продаже нет, есть только две серии поштучных.
Более дешевая серия
И вот недавно появилась чуть более дорогая, но весьма стильная серия. "Пупырышки" вполне объемны и благодаря им и треугольной форме карандаша - держать и рисовать ими очень приятно.
Мягкость карандаша можно посмотреть не только по маркировке, но и по цвету головки, который соответствует тону грифеля.
Кроме этих производителей, есть еще многие другие (типа "Marco", "Конструктор", прочие), которые по какой-либо причине не устраивают меня лично, но это не причина их игнорировать, так что пробовать можно все.
Дополнительно к наборам я покупаю наиболее используемые карандаши той же фирмы и той же маркировки, что и в коробке.
У меня всегда по два карандаша 2В, В, НВ, F, Н и 2Н. Это необходимо потому, что во время рисования не всегда нужен остро заточенный карандаш, поэтому один карандаш, к примеру, 2Н у меня острый, а второй с тупым закругленным кончиком. "Тупой кончик" нужен когда необходимо набрать тон, при этом, не оставляя четкий след штриха. Этому не учили в художке, но, как показывает практика, это весьма удобно и многие художники, мастера простого карандаша, так делают.
Цанговые карандаши.
О них уже было написано немного ранее . Снова повторюсь, что они хороши во всяких полевых условиях или в дороге, а на рабочем месте лучше рисовать деревянными.
Неоспоримый плюс цанговых карандашей еще в толщине стержня, точнее в разнообразии этой толщины.
Крандаши бывают под стержень от 0,5 мм (07, 1,5 и т.д.)
И до весьма впечатляющей толщины стержней мягких техник
Цельнографитные карандаши.
Целиком и полностью состоят из графита в тонкой оболочке, чтоб не пачкать руки.
Тут у меня карандаши "Koh-i-Noor", других в продаже что-то не видно. В принципе, пользуюсь ими еще реже, чем цанговыми, потому что их не очень удобно точить и мало где есть необходимость рисовать всей толщиной стержня. Еще один существенный минус - они бьются...
Немного о маркировке.
Начнем с того, что она у каждой фирмы своя. Тоесть, маркировка как бы стандартная от 9В до 9Н, но, как видно на рисунке ниже, НВ "DALER ROWNEY" и НВ "Koh-i-Noor" - это два разных НВ. Именно поэтому, если нужны карандаши разной степени мягкости их надо брать все одной фирмы, лучше в наборе.
"Faber Castell №1" - серия та, что дешевле.
"Faber Castell №2" - с "пупырышками" (на самом деле "F" их у меня нет, просто где-то таким он бы был).
Собственно, о мягкости и твердости карандашей.
Твердые карандаши - это Н-9Н. Чем больше цифра, тем карандаш тверже/светлее.
Мягкие карандаши - В-9В. Чем больше цифра, тем мягче/темнее карандаш.
Твердо-мягкие карандаши - НВ и F. C НВ все понятно - это средний между Н и В, а вот F - весьма загадочная маркировка, это средний тон между НВ и Н. Толи в силу своей необычности, толи таки из-за тона, но у меня этот карандаш используется чаще всего (только "DERWENT" или "FC", у "Koh-i-Noor" он сильно светлый).
Есть еще русская маркировка "Т"-твердый, "М"-мягкий, но у меня таких карандашей нет.
Ну и просто, чтоб сравнить
Нижняя строка - DALER ROWNEY, самые темные карандаши.
Предпоследняя строка - набор Локи "DERWENT-sketch", он немного отличается от моего (верхнего DW).
Третья снизу - несколько карандашей "Marco". У них самая альтернативная маркировка, потому что 6В темнее, чем 8В, а 7В светлее, чем НВ. Поэтому у меня их нет.
Как пример использования - мой рисунок "Любопытный лис"
Самый светлый тон - снег, он нарисован карандашом 8Н (DW)
Светлый мех - 4Н (Koh-i-Noor) и 2Н (FC№1)
Средние тона - F (DW и FC№1), Н (DW и FC№1), НВ (DW), B (FC№1 и FC№2)
Темные (лапы, нос, контуры глаз и ушей) - 2B (FC№1 и FC№2), 3B (FC№1), 4B (Koh-i-Noor)
Обзор стирательных резинок -
).Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением необходимо заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М , ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша . Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2 Т тверже, чем Т , ЗТ тверже, чем 2 Т , и т. д.
В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.
Таблица соответствия шкал твёрдости
Оттенок | США | Европа | Россия |
#1 | B | М | |
#2 | HB | ТМ | |
#2 1/2 | F | - | |
#3 | H | Т | |
#4 | 2H | 2Т |
Самый твёрдый Средний Самый мягкий
***** | |||||||||||||||||||
9H | 8H | 7H | 6H | 5H | 4H | 3H | 2H | H | F | HB | B | 2B | 3B | 4B | 5B | 6B | 7B | 8B | 9B |
Обычно начинают карандашом средней мягкости - ТМ или М - и затем переходят к более мягким номерам» - 2 М и ЗМ .
Выбор карандашей зависит от качества и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые удобнее делать мягкими карандашами , а при работе над длительное время на типа полуватман можно начинать легкими карандашами Т или ТМ . На гладкой лучше ложится мягкий карандаш , на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости - 2 М .
История карандашей
Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли « серебряный карандаш » . Этот инструмент требовал высокого уровня , так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые , нанесённые серебряным карандашом , становились коричневыми.
Существовал и «свинцовый карандаш» , который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных . Для , выполненных серебряным и свинцовым карандашом , характерна тонкая . Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.
Известен также так называемый «итальянский карандаш» , который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца . Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным . Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши , когда им нужно добиться определённого эффекта.
В XV-XVI вв. по пергамену или рисовали серебряным или свинцовым штифтом (нем. Stiff - "основание, инструмент" ). Особенно хорош для этой цели серебряный грифель. Он дает тонкие и четкие и , похожие на резцом . Такие по плотной почти не стираются. Серебряным штифтом, или стилусом , рисовали многие итальянские художники, а также Северного Возрождения - Р. фан дер Вейден, А. Дюрер, Х. Хольбайн (Гольбейн ) Младший, Я. фан Эйк.
В эпоху и XVI-XVII вв. художники предпочитали мягкие или жидкие материалы - , , , , . Еще с конца XIV в. стали применять слегка обожженный глинистый сланец сероватого ("черный мел" ) или красно-коричневого ("красный мел" ).
В XVII в. получил распространение "итальянский карандаш" (франц. crayon d’Italie ). Его изготавливали из жженой кости , измельченной в порошок, с добавлением растительного . " Итальянский карандаш " (позднее - ретушь ) способен создавать сочные черные матового , а при растирании - широкую шкалу переходов. Этот материал был любимым в творчестве венецианских художников, например Тициана, им удобно делать подготовительные к . и " итальянским карандашом " рисовали художники- и романтики конца XVIII-XIX в.
известны с XVI века. Первое описание карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения в Англии, в Кемберленде где распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за , схожего с свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.
В XVII веке продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти « карандаши » между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш , датирован 1683 годом. В Германии производство карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая с серой и , получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого , в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый « Нюрнбергский товар » не пользовался хорошей репутацией.
Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления путем смешивания растертого порошка со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых стержней.
В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси и глины с последующим обжигом. Появились стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости.
Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте .
В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.
По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.
Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести в 55 км или написать 45000 слов!
В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).
Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.
Почти ²/ 3 материала, составляющего простой карандаш , уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша . стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.
Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами ( цангами ) - цанговый карандаш . Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша , что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша .
Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля ) ластиком и имеют различную фиксированную толщину (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм ).
карандашом имеют сероватый с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.
Известный французский Эммануэль Пуаре (1858-1909 ), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache , которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE , основанной в Женевекарандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке ), напоминающий итальянский карандаш . Карандаш « Ретушь » бывает четырех номеров: № 1 - очень мягкий, №2 - мягкий, № 3 - средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша « Ретушь » изготовляются из тонкомолотого березового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши « Ретушь » дают интенсивную, жирную черту черного , которая хорошо растушевывается. , выполненные карандашом « Ретушь », могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша « Ретушь », выпускается еще карандаш « Живопись » с маркировкой 2 М - 4 М .
Карандаш "Светокопия"
Кроме , в качестве . Даёт более чёрный и контрастный штрих, лучше воспринимаемый различными светокопировальными установками. , выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными» . Для этой работы «Столярный » карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля.
Итальянский карандаш
Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный , легко растушевываемый на .
Итальянский карандаш
используют при выполнении
, а также
обнаженного человеческого тела.
Итальянские карандаши
известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие.
ЧТО МОЖЕТ КАРАНДАШ
художник-график Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ
Если с этим вопросом обратиться к художникам-живописцам, графикам, монументалистам и даже скульпторам, то каждый нашел бы в обычном простом карандаше, в его художественных и технических возможностях что-то свое, любимое, и однозначного ответа мы бы не услышали. Но все, наверное, со гласятся с тем, что карандаш придумали не зря, и рисование начинается с его помощью - в виде набросков и эскизов. Великое множество произведений искусства создано карандашом .
Карандашом рисуют. Но что такое рисунок ? На этот вопрос не так-то просто ответить кратко. Каждый значительный художник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеется общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительного искусства. Вспоминаю слова замечательного советского художника и педагога, академика Е. А. Кибрика, у которого мне посчастливилось учиться. Он говорил:
«Прошло не одно десятилетие, прежде чем я понял, что такое рисунок».
Он имел в виду рисунок высокого, самого трудного по своей художественной манере реалистического искусства, где линия и штрих выстраивают предметы, фигуры, ландшафты объемно, весомо, характерно.
Мне довольно часто приходилось подолгу дружить и работать с карандашами, простыми и цветными, и теперь нужно вспомнить (ведь мой творческий путь уже в три десятка лет ), что же я им рисовал и как.
Рисовать карандашом с полной серьезностью, отдавая этому занятию большую часть творческого времени, непросто. Необходимо преодолеть соблазн красок, цвета и почувствовать в себе уверенность, что сможешь в серебристом или черном изображении выразить наряду с четкой конструктивностью и тонально-живописный настрой. Решиться на это - значит одержать победу, первую, значительную. Вторая победа чрезвычайной важности - когда сумеешь понять, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом. С ярчайшей наглядностью помогут в этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи , Микеланджело, Дюрера, Гольбейна, Рембрандта, Врубеля, Серова. Если сияющими вершинами их творчества является живопись, то основанием, бесспорно, служит рисунок.В творчестве художника карандаш выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки, которые служат подготовительным этапом для произведений станковой и монументальной живописи, эстампов. Работа ответственная, крайне необходимая. Максимальное же значение качеств карандаша проявляется в самостоятельных рисунках, когда художнику нужно выразить свои замыслы полнее и окончательнее. И карандаш не подведет с его нескончаемой шкалой неуловимых оттенков, нежных тушевок и сочно-бархатных пятен, от тончайшей паутины до решительно-напряженных, упругих линий. Если к этому добавить различную мягкость и степень серо-черных градаций, то способности карандаша превосходят любой другой художественный материал .
Работая карандашами, никогда не испытываю досады от того, что в какой-то момент они могут оказаться бессильными выразить мои желания и замыслы. Простым карандашом я штудировал гипсы, натюрморты, портреты и фигуры натурщиков во время длительных сеансов, прилежно штриховал и внимательно прорабатывал детали. Но с особым желанием рисую пейзажи - траву, цветы, деревья, землю, постройки. При этом изучаю не только их конструкцию, материальность,
фактуру
, но стремлюсь передать на бумаге различные «настроения»
пейзажа
.
Карандаш легок и прост для исправлений, что особенно важно при работе на живой природе, и почти незаменим в поездках, где встречаешь множество интересных моментов, которые хотелось бы запечатлеть, в то время как другими художественными материалами воспользоваться из-за ограниченности времени невозможно. Линия и пятно , которые дает карандаш, помогают с легкостью и быстротой занести в походный альбом художника волнующие моменты, нужные детали.
Трудно представить окружающую жизнь, если можно так сказать, в черно-белом изображении, без цвета. Получилось так, что с акварелью и маслом я расстался давно, отдавая все время и силы графике, но приобрел надежного помощника -цветной карандаш, который сполна удовлетворяет моим потребностям работать в цвете. Укрепилось мнение, что цветной карандаш беден и ограничен в цветовом диапазоне. Стоит ли, однако, требовать от негосложности и богатства масляной живописи ? Но нужно стремиться использовать до конца его возможности.
Иногда рисование сводится или к подражанию детским рисункам, или к любованию манерностью: размашистостью штриха, линии, пятна, чисто
формальными композиционными решениями. Многие художники-профессионалы рисуют иногда как бы в перерыве, во время отдыха от живописи или иных дел. Отсюда несерьезный подход к карандашу, легковесные рисунки, которые часто встречаешь на выставках.
Впервые попробовав всерьез работать цветным карандашом, будучи студентом, я любовался необычной упругостью, фактурностью линий и штрихов.
Хотелось увидеть мотив в размашистых и порой случайных линиях и ни в коем случае не допускать растушевок. Дышала бумага, и линии действительно были красивы. Но если бы цели искусства сводились к решению таких задач, то художников было бы, как говорится, пруд пруди. Размышления о том, что я рисую и зачем, заставили меня посмотреть на работу карандашом по-иному. Постепенно стали открываться иная прелесть, иные достоинства, менее броские, но благородные и необходимые для выражения замыслов. Обнаружилась удивительная способность карандаша передавать мельчайшие предметы и детали с необычайной ясностью формы, обволакивая одновременно эти формы тончайшей пушистостью штриха или окрашивая сочным звучным пятном. Этот прием соответствовал моему миропониманию, и в иных художественных материалах добиться этого я не смог. Оказалось, что и цветовые возможности карандаша гораздо шире и глубже, когда стараешься передавать настроение и состояние пейзажа. При этом идет в ход и чисто живописный прием - проскребания, когда не удается сразу угадать и цвет, и фактуру, и тон предметов. Казалось бы, рисунок засушивается, местами от скобления небрежен, но завершенность листа, диктуемая содержанием, а не формальными моментами, приобретает подлинный смысл и красоту.
В такой работе много раз так далеко уходил от рисования штрихом и линией в чисто растушевочные пятна, что лист приобретал вид, небрежно называемый художниками «клеенкой». Но если этот прием согрет большой, подлинной любовью и страстью к тому, что растушевал так незаметно под «клеенку», то, уверяю, успех этому неброскому листу обеспечен с большей гарантией, чем «вкусно» решенному. Так обнаружилась возможность цветного карандаша работать многосеансно, начиная рисунок легко, приводить его к весомому завершению.
С каждым рисунком я узнаю о все новых возможностях карандаша. Нужно лишь внимательно, чутко присмотреться к маленькому грифелю в деревянной оправе, и он подарит большую радость и успех.
Люблю карандаш за то, что им можно рисовать. Люблю ревниво, ибо он способен еще на многое - чертить, писать. Люблю за его удивительную доступность и простоту, за то, что свою первую работу с натуры нарисовал простым карандашом, и тогда у меня зародилась мечта стать художником.