Музыканты ХХ века: Федор Шаляпин. Арии, романсы, песни - федор шаляпин - ноты Некоторые факты биографии

18.06.2019

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

Родился в семье крестьянина Ивана Яковлевича из деревни Сырцово, который служил в земской управе, и Евдокии Михайловны из деревни Дудинской Вятской губернии.

Сначала маленького Федора, стараясь приставить «к делу», отдали в ученики к сапожнику Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву, затем к токарю, позднее к столяру.

В раннем детстве у него проявился красивый голос дискант и он часто пел вместе с матерью. В 9 лет он начал петь в церковном хоре, куда его привел регент Щербицкий, их сосед, и начал зарабатывать на свадьбах и похоронах. Отец купил на толкучке скрипку для сына и Федор пытался на ней играть.

Позднее Федор поступил в 6-е городское четырехклассное училище, где был замечательный учитель Н.В. Башмаков, которое закончил с похвальной грамотой.

В 1883 году Федор Шаляпин впервые попал в театр и дальше стремился смотреть все спектакли

С 12 лет он начал участвовать в спектаклях гастролировавшей труппы в качестве статиста.

В 1889 году поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова статистом.

29 марта 1890 года Федор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства. Вскоре он переезжает из Казани в Уфу, где выступает в хоре труппы С.Я. Семенова-Самарского.

В 1893 году Федор Шаляпин переехал в Москву, а в 1894 году – в Санкт-Петербург, где начал петь в загородном саду «Аркадия», в театре В.А. Панаева и в труппе В.И. Зазулина.

В 1895 году дирекция Санкт-петербургских оперных театров приняла его в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки.

В 1896 году С.И.Мамонтов предложил Федору Шаляпину петь в его Московской частной опере и переехать в Москву.

В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.

В 1901 году Федор Шаляпин дал 10 триумфальных представлений в «Ла Скала» в Милане в Италии и проехал с концертным турне по Европе.

С 1914 года он начал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.

В 1915 году Федор Шаляпин исполнил роль Ивана Грозного в кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» по драме Л. Мея «Псковитянка».

В 1917 году Федор Шаляпин выступил как режиссер, поставив в Большом театре оперу Д. Верди «Дон Карлос».

После 1917 года он был назначен художественным руководителем Мариинского театра.

В 1918 году Федору Шаляпину было присвоено звание народного артиста Республики, но в 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.

В 1927 году Федор Шаляпин пожертвовал деньги священнику в Париже для детей русских эмигрантов, что было представлено как помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью" 31 мая 1927 года в журнале «Всерабис» С. Симоном. И 24 августа 1927 года СНК РСФСР постановлением лишил его звания Народного артиста и запретил возвращаться в СССР. Это постановление было отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное".

В 1932 году он снялся в главной роли в фильме «Приключения Дон Кихота» Г. Пабста по роману Сервантеса.

В 1932 -1936 Федор Шаляпин поехал в гастроли на Дальний Восток. В Китае, Японии, Маньчжурии он дал 57 концертов.

В 1937 году ему был поставлен диагноз лейкемия.

12 апреля 1938 года Федор скончался и был похоронен на кладбище Батиньоль в Паржие во Франции. В 1984 году его прах был перенесен в Россию и 29 октября 1984 года перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Федор Иванович Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, один из самых ярких и талантливых солистов Большого театра Москвы первой половины 20 века.
Родился в 1887 году в Казани, получил начальное образование в приходской школе, где также участвовал в церковном хоре. В 1889 году был зачислен в театральную труппу Василия Серебрякова на должность статиста, но уже через год исполнил свою дебютную сольную партию в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
После переезда в Москву на Федора Ивановича Шаляпина обратил внимание известный столичный меценат Савва Мамонтов, который предсказал начинающему певцу всемирную славу и пригласил в оперный театр на ведущие роли. Несколько лет работы в частной труппе Мамонтова открыли Федору Шаляпину путь на сцену Большого театра, где он прослужил с 1899 по 1921 год.
Первый успех пришел к Федору Шаляпину во время зарубежных гастролей в 1901 году, после которых он был признан одним из лучших русских оперных солистов.
В 1921 году, оправившись в мировое турне вместе с труппой Большого театра, Шаляпин решил не возвращаться на родину, и с 1923 года начал сольную карьеру, параллельно снимаясь в кино у австрийского режиссера Георга Пабста.
В 1938 году скончался в Париже от лейкемии, а спустя 46 лет его прах был перевезен в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина

Название: «Блоха»
Размер файла: 2,62 Мб, 128 кб/с

Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с

Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с

Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с

Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с

Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с

Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с

Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с

Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с

Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

ПРЕДИСЛОВИЕ

Искусство Федора Ивановича Шаляпина - гениального русского певца, ставшего по выражению М. Горького „символом русской мощи и таланта", и сегодня воспринимается во всем мире как высочайший образец.
Продолжатель реалистических традиций отечественного музыкального театра, Шаляпин обогатил и развил их, создав незабываемые образы в операх русских классиков — М, Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина. Свежесть трактовки, глубина и своеобразие отличали и спетые им партии западноевропейского репертуара, среди которых особенно выделялись Мефистофель в одноименной опере А. Бойто и „Фаусте" Ш. Гуно, Дон Базилио в „Севильском цирюльнике" Дж. Россини, Король Филипп в „Дон Карлосе" Дж. Верди.

Голос певца - высокий (баритональный) бас, basso cantante мягкого, бархатного тембра был поставлен от природы. Он славился не столько мощью и силой, широтой диапазона, сколько необыкновенной гибкостью, богатством интонаций, оттенков, уменьем передавать сложнейшую гамму переживаний. Виртуозно владея искусством бельканто, кантиленой, певец никогда не делал мастерство самоцелью, его пение всегда было наполнено, как писал дирижер А. ПазовскиЙ, „глубоким чувством и конкретной образной мыслью". Он всегда „пел, как разговаривал", но именно пел, интонировал слово музыкально, передавал смысл и значение слова через полнозвучную музыкальную речь". Подобно Карузо среди теноров и Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном", - утверждал итальянский певец Лаури-Вольпи.
Ф. И. Шаляпин родился 1/13 февраля 1873 года в Казани в семье писаря городской управы. Раннее его детство прошло в деревне Ометьево, и память певца на всю жизнь сохранила воспоминания о деревенских праздниках, хороводах. Первые народные песни Шаляпин услышал от своей матери. Мальчиком он пел в церковном хоре, необыкновенно быстро освоил азы нотной грамоты. Участие в церковных службах приобщало будущего певца к музыке, развивало природную музыкальность. „Священная песня. живет неразрывно и нераздельно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, также сотрясает сумрак жизни. Много горького и светлого в жизни человека, но искреннее воскресение - песня, истинное вознесение - песнопение", - писал Шаляпин в своей книге „Маска и душа".

„Первые театральные ожоги", по воспоминаниям Шаляпина, были связаны с ярмарочными гуляньями, выступлениями балаганного „деда" Якова Мамонова. А позже, попав в Казанский городской театр, юноша жадно впитывал впечатления от игры талантливых драматический актеров - В. Андреева-Бурлака, И. Киселевского, Н. Пальчиковой, посещал оперные спектакли с участием известного певца Ю. Закржевского. Тогда же Шаляпин начал выступать статистом в драматических и оперных представлениях ив семнадцать лет получил первый ангажемент в Уфу, став хористом в опереточной труппе С. Семенова-Самарского.
Дебют Шаляпина на сцене состоялся в небольшой партии Стольника в опере С. Монюшко „Галька" 18 декабря 1890 года. В первом своем бенефисном спектакле начинающий артист с успехом исполнил роль Неизвестного в опере А. Верстовского „Аскольдова могила". В скитаниях по югу России в составе различных провинциальных трупп, часто оставаясь без средств к существованию, молодой Шаляпин добрался до Тифлиса, где встретил первого своего учителя Д. А. Усатова, когда-то тенора московского Большого театра, первого исполнителя роли Ленского. „С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь, - писал Шаляпин. - Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, уточнил мой вкус и - что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным - наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес"

Уже через год после дебюта в Тифлисе, где впервые были исполнены такие партии, как Мельник в „Русалке" Даргомыжского и Мефистофель в „Фаусте" Гуно, Шаляпин пробует свои силы в столице на сцене прославленного Мариинского театра. Однако здесь он пробыл недолго. В 1896 году в Нижнем Новгороде певец познакомился с С. И. Мамонтовым, встреча с которым определила его дальнейшую судьбу. Мамонтов почувствовал, угадал будущее Шаляпина, в творческой, живительной атмосфере Московской русской частной оперы талант артиста развивался и крепнул не по дням, а по часам.
Ведущее место в репертуаре мамонтовского театра занимала русская опера. Первый триумф Шаляпина связан с партией Грозного в „Псковитянке" Римского-Корсакова, Вдумчивая режиссура Мамонтова, впечатления от картин И. Репина, В. Шварца, В. Васнецова, скульптуры М. Антокольского способствовали созданию противоречивого, сложного образа царя-тирана. Впервые современники ощутили то новое, что было характерно для всего последующего творчества Шаляпина - неповторимый синтез драматического мастерства с редчайшей музыкальностью, Увидев Грозного-Шаляпина на гастролях оперы Мамонтова в Петербурге, В, Стасов - признанный патриарх русского искусства -восклицал в статье „Радость безмерная": „Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился".

В тесном содружестве с художниками, оформлявшими спектакли в Частной опере Мамонтова, — В. Поленовым, В. Серовым, К. Коровиным, М. Врубелем, научившими певца внимательному отношению к гриму, костюму, пластическому решению каждой роли, - создавались яркие, поражавшие новизной образы Варяжского гостя в „Садко", Сальери в „Моцарте и Сальери" Римского-Корсакова, ассирийского военачальника Олоферна („Юдифь" Серова), Досифея („Хованщина" Мусоргского), Партию Бориса Годунова в опере Мусоргского, ставшую лучшим созданием артиста, Шаляпин проходил вместе с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который был приглашен дирижировать спектаклями Частной оперы. Тогда же началась дружба артиста и композитора, много раз выступавших вместе в концертах. Рахманинов посвятил Шаляпину несколько своих романсов, любил аккомпанировать певцу. Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы для совместного выступления в концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать", - вспоминала двоюродная сестра и биограф Рахманинова С. А. Сатина.
В 1899 году Шаляпин возвратился на императорскую сцену, став солистом Большого и Мариинского театров. Начало двадцатого века связано с расцветом его творчества, славой и признанием на родине и за ее пределами, В 1901 году он впервые едет на гастроли в „оперную столицу" Европы Милан, чтобы спеть Мефистофеля в опере Бойто на сцене Ла Скала. Признание миланцев, горячо принявших выступление русского певца, выразил в своем восторженном отклике знаменитый итальянский тенор Анджело Мазини, который написал в газету „Новое время": Пишу вам под свежим впечатлением спектакля с участием Вашего Шаляпина. Это и прекрасный певец и превосходный актер, а вдобавок у него прямо дантовское произношение". Участие Шаляпина в исторических русских концертах в Париже (1907 г.), а затем в Русских сезонах, организованных С. П. Дягилевым (1908-1914), становится огромным событием в музыкальной жизни Европы.
Необычайно требовательный к себе, Шаляпин никогда не переставал работать над своими ролями, постоянно совершенствуя те образы, которые казались его современникам настоящими шедеврами. В своей душе я ношу образ Мефистофеля, который мне так и не удалось воплотить", - писал он на склоне жизни". Даже тогда, когда музыка оперы была несовершенной, как, скажем “Дон Кихот" Ж. Массне, артист умел так обогатить партию глубоким содержанием, выразительной пластикой, вдохновенной игрой, что публика забывала о слабости музыкальной драматургии.
Обширным и разнообразным был концертный репертуар певца. Его выступления на эстраде составили особую, блистательную страницу камерного пения. Большой драматический дар, сила сценического воображения помогли Шаляпину создать целую галерею портретов, психологически точных характеров, будь то инфернальный Мефистофель („Песня о блохе“) или несчастный, обреченный на смерть крестьянин („Трепак").

Певец неизменно включал в свои программы и лирические произведения: песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова. Б. В. Асафьев вспоминал: „Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так „вглубь", что, казалось, он с театром ничего общего не имеет. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню: „Во сне я горько плакал" Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, — а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе всё: вся глубь и полнота человеческого сердца."
Горький считал Шаляпина „лицом символическим", „образом демократической России." Знаменитая „Дубинушка", спетая Федором Ивановичем в ресторане „Метрополь" в 1905 году (этот эпизод вошел в роман Горького „Жизнь Клима Самгина”, казалась писателю предвестием грядущих революционных событий. Знание глубин и тягот народной жизни делали шаляпинское исполнение русских песен особенно проникновенным. „Шаляпин среди наших певцов - что русская песня среди всей слушаемой нами музыки. органическое порождение русского климата, русской природы, вольных просторов русских степей, свежего воздуха русских лесов, всей шири и глуби русского характера и русского национального гения." — писал композитор и музыкальный критик В. Г. Каратыгин.

После Октября Шаляпин работал особенно интенсивно -как певец, оперный режиссер, общественный деятель. Его аудитория в эти годы стала поистине массовой. Не случайно именно Шаляпин вместе-с М. Н. Ермоловой впервые в истории страны были удостоены звания Народных артистов республики.
В 1922 году Шаляпин уехал на длительные гастроли за границу. На одном из его последних концертов побывал начинающий тогда певец С. Я. Лемешев. Он навсегда запомнил, как прощался артист с московской публикой. „Ясно одно, — писал впоследствии Лемешев, — после Шаляпина уже нельзя было петь так, как пели до него. Великий певец открыл новые возможности выразительно спетого слова и могущественные силы, таящиеся в романсе, в песне, в оперном образе, показал всему миру величие русской музыки”

Последние шестнадцать лет жизни Шаляпина прошли на чужбине. Возвращение на родину для него, как и для многих других деятелей русской культуры, в сложной политической атмосфере того времени оказалось невозможным. Шаляпин умер в Париже 12 апреля 1938 года. В 1984 году прах великого артиста был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище.
Огромен и неиссякаем интерес к творчеству Шаляпина у нас и за рубежом, голос его постоянно звучит по радио, с многочисленных пластинок. В настоящий сборник из репертуара певца - третий по счету, выпускаемый издательством „Музыка", — включены арии из опер, романсы и песни, которые дополнят представление любителей вокальной музыки о его творческом облике.
Е. Дмитриевская

  • М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы „Руслан и Людмила"
  • А. Верстовский. Песня Неизвестного из оперы „Аскольдова могила"
  • М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы „Борис Годунов"
  • А. Аренский. Каватина Пустынника из оперы „Сон на Волге".
  • В. А. Моцарт. Речитатив и ария Фигаро из оперы „Свадьба Фигаро". Перевод М. Слонова
  • Ш. Гуно. Заклинание цветов из оперы „Фауст". Перевод П. Калашникова
  • Ж. Массне. Серенада Дон Кихота из оперы „Дон Кихот". Перевод Ф. Шаляпина
  • А. Бойто. Баллада Мефистофеля (со свистом) из оперы „Мефистофель". Перевод Ф. Шаляпина и М.Слонова
  • М. Глинка. Ночной смотр. Слова В. Жуковского
  • А. Даргомыжский. Мельник. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн. Клубится волною. Русский текст П. Чайковского.
  • М. Мусоргский. Трепак. Слова А. Голенищева-Кутузова
  • Н. Римский-Корсаков. Ненастный день потух. Слова А. Пушкина.
  • С. Рахманинов. Вчера мы встретились. Слова Я. Полонского
  • Г. Лишкн. Она хохотала. Слова А. Майкова (из Гейне)
  • Ж.П. Мартини. Ария („Восторг любви")
  • Ф. Шуберт. Двойник. Слова Г. Гейне, перевод М. Свободина
  • Р. Шуман. Я не сержусь. Слова Г. Гейне, перевод Ф. Берга
  • Во сне я горько плакал. Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова.
  • Ж. Массне. Элегия. Слова Л. Галле
  • Ноченька. Русская народная песня. Обработка М. Слонова
  • Дубинушка. Рабочая песня. Обработка М. Слонова

Русский оперный и камерный певец Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1873 года в Казани. Его отец — Иван Яковлевич Шаляпин был выходцем из крестьян Вятской губернии и служил писцом в Казанской уездной земской управе. В 1887 году на такую же должность был принят Федор Шаляпин с жалованием 10 рублей в месяц. В свободное от службы время Шаляпин пел в архиерейском хоре , увлекался театром (участвовал в качестве статиста в драматических и оперных спектаклях).

Артистическая карьера Шаляпина началась в 1889 году, когда он поступил в драматическую труппу Серебрякова. 29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Федора Шаляпина , который исполнил партию Зарецкого в опере "Евгений Онегин", в постановке Казанского общества любителей сценического искусства.

В сентябре 1890 года Шаляпин переехал в Уфу, где начал работать в хоре опереточной труппы под руководством Семена Семенова-Самарского. По стечению обстоятельств, Шаляпину выпала возможность исполнить роль солиста в опере Монюшко "Галька", заменив на сцене заболевшего артиста. После этого Шаляпину стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в "Трубадуре". Затем певец перебрался в Тбилиси, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Дмитрия Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году Шаляпин отправился в Санкт-Петербург, где пел в спектаклях, проходивших в загородном саду "Аркадия", затем в Панаевском театре. 5 апреля 1895 года он дебютировал в партии Мефистофеля в опере "Фауст" Шарля Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен меценатом Саввой Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею ярких образов, ставших классическими: Иван Грозный в "Псковитянке" Николая Римского-Корсакова (1896 год); Досифей в "Хованщине" Модеста Мусоргского (1897 год); Борис Годунов в одноименной опере Модеста Мусоргского (1898 год).

С 24 сентября 1899 года Шаляпин — ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров. В 1901 состоялись триумфальные гастроли Шаляпина в Италии (в театре Ла Скала в Милане). Шаляпин был участником "Русских сезонов" за границей, устраиваемых Сергеем Дягилевым.

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, жертвовал большие суммы на благотворительность. В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, где он исполнил главную роль в исторической кинодраме "Царь Иван Васильевич Грозный" (по произведению Льва Мея "Псковитянка").

После Октябрьской революции 1917 года Федор Шаляпин занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики .

В 1922 году уехав за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз. В августе 1927 года постановлением Совета народных комиссаров РСФСР он был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в страну.

В конце лета 1932 года Шаляпин исполнил главную роль в кинофильме "Дон-Кихот" австрийского кинорежиссера Георга Пабста по одноименному роману Мигеля Сервантеса.

Федор Шаляпин был и выдающимся камерным певцом — исполнял русские народные песни, романсы, вокальные произведения; выступал и в качестве режиссера — поставил оперы "Хованщина" и "Дон Кихот". Перу Шаляпина принадлежат автобиография "Страницы из моей жизни" (1917 год) и книга "Маска и душа" (1932 год).

Шаляпин также был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились его работы "Автопортрет", десятки портретов, рисунков, карикатур.

В 1935 — 1936 годах певец отправился в свои последние гастроли на Дальний Восток, дав 57 концертов в Манчжурии, Китае и Японии. Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался в Париже. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

11 апреля 1975 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России , посвященный его творчеству.

В 1982 году на родине Шаляпина в Казани был основан оперный фестиваль, получивший имя великого певца. Инициатором создания форума выступил директор Татарского оперного театра Рауфаль Мухаметзянов. В 1985 году фестиваль имени Шаляпина получил статус всероссийского, в 1991 году вышел .

10 июня 1991 года, Совет министров РСФСР принял постановление № 317 : "Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года "О лишении Ф. И. Шаляпина звания "Народный артист" как необоснованное".

29 августа 1999 года в Казани у колокольни Богоявленского собора, в котором 2 февраля 1873 года был крещен Федор Шаляпин, власти города установили посвященный певцу памятник работы скульптора Андрея Балашова .

Достижения и вклад в оперное искусство Федора Шаляпин были отмечены и в США, где артист получил звезду на аллее славы в Голливуде . В 2003 году на Новинском бульваре в Москве, рядом с домом-музеем имени Федора Шаляпина, был установлен монумент высотой около 2,5 метров в честь великого артиста. Автором скульптуры выступил Вадим Церковников .

Федор Шаляпин был обладателем большого числа различных наград и званий. Так, в 1902 году эмир Бухары пожаловал певцу орден Золотой Звезды третьей степени , в 1907 году после спектакля в Берлинском королевском театре кайзер Вильгельм вызвал в свою ложу знаменитого артиста и вручил ему золотой крест Прусского орла . В 1910 году Шаляпин удостоился титула Солиста Его Величества, в 1934 году во Франции получил орден Почетного легиона.

Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено девять детей (один умер в раннем возрасте).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников