Вызванный на землю известным доктором Фаустом, демон Мефистофель ответил строчкой из «Ключа Соломона»: «Зачем я вызван? Какое твое приказание?» («К чему шуметь? Я здесь к услуге вашей» - Гете, «Фауст»). Фауст не желал многого. Ученый, увлекающийся черной магией, он жаждал волшебной силы и знаний, превышающих все то, что можно было найти в книгах, прочитанных им. (Даже в книгах по черной магии.) Будучи доктором богословия и медицины, Фауст хотел выведать нераскрытые секреты природы и найти ответы на те вопросы, которых не касались ни вера, ни философия. К тому же, он штудировал книги по оккультизму на арабском, греческом и халдейском языках.
Этими книгами в то время увлекались многие священнослужители. Когда Фауст усвоил то, чему учили эти книги, он отправился однажды вечером в лес. Там, между девятью и десятью часами, он остановился в пустынном месте, где сходились четыре дороги. Нарисовал на земле три магических круга: внутренний - для себя, внешний - для демона, который ответит на его вызов. Сначала его заклинания подействовали на низших демонов, которые, облепив периметр магического круга, пытались, что-то непрерывно бормоча, запугать Фауста, чтобы он отказался от своего эксперимента. Но это не остановило ученого. В награду за упорство ему явился демон, согласившийся исполнить одно желание.
Мефистофель, чье имя пришло от греческого и означало «тот, кто не любит свет», был меланхоличный, но умный демон. Между ними было заключено соглашение: в течение двадцати четырех лет Мефистофель должен служить Фаусту и исполнять любые его желания. По истечении этого срока Фаусту придется полностью - душой и телом - отдаться во власть дьявола. Фауст подписал этот контракт своей кровью. Так Мефистофель стал служить ему. Доктор, проживший всю жизнь в бедности, вдруг неслыханно разбогател. Его поношенную одежду сменили шелк и бархат, дом наполнился редкими и дорогими вещами, стол ломился от великолепных кушаний и вин. Для плотских утех Фауст получил семерых прекрасных демониц. Жажда знаний наконец-то была полностью удовлетворена. В мгновение ока демон переносил его в любую точку мира, даже в Ад и Рай. Все двери для Фауста были открыты, секретов для него не было. Рассказы Фауста об увиденном еще долгие века передавались из поколения в поколение. Так однажды он вызвал тень Елены Прекрасной. Это событие навеки запечатлено Кристофером Марлоу в книге «Трагическая история доктора Фауста» («The Tragical History of Dr. Faustus») в строках: «Был ли это тот самый человек, опустивший на воду тысячи кораблей и испепеливший высочайшие башни Илиума?» В другой раз Фауст заставил явиться на землю призрак Александра Великого.
Для принцев и их придворных он устраивал обильные пиры, где яства подавали на золотой посуде. Строил Фауст великолепные замки с башнями и огромными воротами, которые впоследствии погибли в огне. Как-то раз в бою он, окруженный отрядом вражеских всадников, вызвал собственную конницу и моментально разоружил неприятеля. Однако неумолимо приближался срок развязки. В последний вечер Фауст созвал в свой дом множество гостей и устроил прощальный пир. И только в этот вечер он раскрыл приглашенным секрет своих удивительных способностей. А в полночь, запершись в комнате, стал ожидать бывшего слугу, который вскоре должен был превратиться в хозяина.
На улице поднялась страшная гроза, дождь хлестал по крышам, а окна стонали от ветра. Когда часы пробили двенадцать раз, гости услышали наверху, в комнате Фауста, страшный шум и звуки яростной борьбы. Но никто из приглашенных не осмелился подняться наверх. На следующее утро тело Фауста, изувеченное и окровавленное, было найдено на некотором расстоянии от дома. Оно было распростерто на земле, а душа, согласно сделке, отныне принадлежала Мефистофелю.
сразу же вспомнился Мефисто "Синий экзорцист"
Что станет с миром, если с него стереть все тени? Возможно ли существование добра, без его бесконечной борьбы со злом? Вечные вопросы с неоднозначными ответами сокрыты между строк всемирно известной и любимой трагедии гения литературного мастерства Иоганна Гёте «Фауст». Один из самых интересных персонажей повествования Мефистофель ужасно возмущён обстоятельством, что вечно желая зла, творит добро. В борьбе за обладание душой его сатанинское величество пустил все свои чёрные чары в ход, но в результате добился абсолютно противоположного результата. Он не просто не смог затянуть учёного в пучину искушения, а, напротив, помог ему добраться до цели, которой герой посвятил всю жизнь.
Мефистофель смотрит на мир людей со снисходительностью. Он уверен, что никто из смертных не достоин Бога и познания истин. Владея знаниями о слабостях человеческого племени, принц зла умеет ловко манипулировать людьми. С помощью своих тёмных чар он искушает, обманывает, разжигает страсти. Задачка развратить потерявшегося в жизни учёного для Мефистофеля очередное приключение, и он никак не ожидает провала.
Образ Сатаны-искусителя в поэме завораживает читателя. Мефистофель многолик: среди праздной толпы пьяниц и балагуров он очаровательный остряк, сочиняющий на ходу забавные куплеты, для дворцовой знати — припасена маска чародея и всемогущего мага, а для Фауста дьявол и мудрый наставник, и искусный сводник, и надёжный телохранитель, и пронырливый слуга. Ко всем найдёт подход и вычислит где «тонко».
Но Мефистофель не всемогущ. Он и сам об этом знает. Читатель же увидит его бессилие в конце печальной истории . Убитая горем девушка, попавшая в тюрьму не без помощи Мефистофеля, ожидает казни, но категорически отказывается от освобождения. Сатана смог бы вырвать несчастную из рук палача, но только если бы она сама ему это позволила. Но Маргарита раскаялась и ждёт наказания за свои грехи. Раскаяньем этим она спасает свою душу и обнажает бессилие Мефистофеля.
Но главное поражение дьявола — упущенная душа Фауста. До самой смерти сопровождал учёного Мефистофель. Вводил свою жертву в заблуждения, истязал муками любви, дарил минуты сладострастия, но ничто не сбило с пути праведного героя. Он продолжал поиски истины. Происки Сатаны перевели жизнь Фауста в «иной режим» и, тем самым, помогли ему уже незрячему и на краю могилы увидеть долгожданный свет — истинное назначение человека. Столь долгожданный трофей — душа Фауста — возносится в небесную высь, а терзаемый злостью Мефистофель остаётся ни с чем.
Глупцы довольствуются тем,
Что видят смысл в каждом слове.
Вы стройны и во всей красе,
Ваш вид надменен, взгляд рассеян.
В того невольно верят все
Кто больше всех самонадеян.
Я отрицаю всё - и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, -
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это всё - моя стихия.
Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!
Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.
Узнал ученого ответ.
Что не по вас — того и нет.
Что не попало в ваши руки -
Противно истинам науки.
Чего учёный счесть не мог -
То заблужденье и подлог.
Им не понять, как детям малым,
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им,
-
Философа недостает.
Лишь в маленьком кружке интимном
Есть место тонкостям взаимным.
Здесь, видишь ли, полутемно,
И это лучше полусвета.
Не делая ошибок, полноты
Ума ты не достигнешь.
Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают - язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».
Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles , Mephostophilis , Mephistopheies , Mephistophilus , Mephistos . Имя Мефистофель, возможно, древнеевр. происхождения - от мефиц - распространяющий (разносящий) и тофель - скверна, грех . В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана » или «дьявол».
Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка» , проч.
Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнители ролей Мефистофеля в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».
В лице Сэмюэла Спейда было что-то мефистофелевское: длинный костлявый заостренный подбородок, постоянно поднятые уголки губ, глубокий треугольный вырез ноздрей, брови вразлет над двумя складками, из которых торчал крючковатый нос, да клинышек коротких светло-русых волос между большими залысинами . Обычными, а не раскосыми, как следовало ожидать, были только его карие глаза. (Дэшил Хаммет . «Мальтийский сокол »)
Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина . Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите ».
Карнавальный костюм Мефистофеля - алое трико, плащ и остроухая шапочка.
В операх партию Мефистофеля, как правило, исполнял низкий мужской голос (бас , баритон). Выражение «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок» образовалось именно благодаря этому - артистическое акцентированное, оперное исполнение заставляли запомнить этот сатанинский смех.
Самая известная ария Мефистофеля - куплеты «Сатана там правит бал/ Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст » Шарля Гуно («Le veau d’or est toujours debout») .
Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном - духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда - его бунт против Бога (Дж. Мильтон , Дж. Г. Байрон , М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак . Именно в такой роли Мефистофель выступает чаще. В философской трагедии И. В. Гёте , переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, Мефистофель - компаньон Фауста. К образу Мефистофеля обращался А. С. Пушкин.
Барельеф демона Мефистофеля был изображён на фасаде исторического дома Лишневского на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге . Днём 27 августа 2015 года был сбит с помощью кувалды неизвестным вандалом. Ответственность за акцию с уничтожением барельефа Мефистофеля взяла на себя организация «Казаки Петербурга» .
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.
Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии , списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих , содержащих критерий включения элементов в список. (13 октября 2015) |
Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.
Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях.
Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли.
Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен притти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё в его ученьи, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.
– Нет, отчего же вы думаете, – вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.
– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.
– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.
Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром.
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.
– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите?
– Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.
Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.
– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.
– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей.
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Персонаж трагедии «Фауст» (1808) Иоганна Вольфганга Гете (1749 1832) демон, нечистый дух, олицетворяющий собой злое, отрицающее Добро и Любовь, начало. Это образ стал популярен благодаря опе рам «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842 1918) и… … Словарь крылатых слов и выражений
Действующее лицо многих народных сказаний в Германии, действующее лицо в трагедии Гете «Фауст»; воплотившаяся нечистая сила, дьявол, злой дух. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МЕФИСТОФЕЛЬ у … Словарь иностранных слов русского языка
- (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… … Литературные герои
Князь тьмы, падший ангел, дух тьмы, дьявол, сатана, враг рода человеческого, отец лжи Словарь русских синонимов. Мефистофель см. дьявол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или бескорыстный злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную стойкость… … Современная энциклопедия
- (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги Повесть о докторе Фаусте... (опубликована 1587), философской драмы Фауст И. В. Гете и… … Большой Энциклопедический словарь
- (иноск.) злой насмѣшникъ. Мефистофельскій хохотъ (иноск.) злорадный. Ср. Экономическая политика Европы должна... разбить золотого тельца, вокругъ котораго совершается... бѣшеная оргія подъ акомпаниментъ мефистофельскаго хохота... В. Быстренинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
- (Mophistopheles, Mephisto) взятое из народных сказанийназвание дьявола или злого, всеотрицающего начала. Старые формы этогоимени неустойчивы. Шекспир в Виндзорских кумушках, говорит оMephiostophilus, а Марло, в Фаусте о Mephistophilis. Формы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мефистофель - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или “бескорыстный” злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕФИСТОФЕЛЬ - (образ злого духа, в частности, в трагедии И. В. Гете Фауст) Мы сами творцы в горящем гимне / шуме фабрики и лаборатории. // Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! / Я знаю / гвоздь у меня в сапоге /… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Персонаж трагедии «Фауст» (1808) Иоганна Вольфганга Гете (1749 1832) демон, нечистый дух, олицетворяющий собой злое, отрицающее Добро и Любовь, начало. Это образ стал популярен благодаря опе рам «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842 1918) и… … Словарь крылатых слов и выражений
МЕФИСТОФЕЛЬ - действующее лицо многих народных сказаний в Германии, действующее лицо в трагедии Гете «Фауст»; воплотившаяся нечистая сила, дьявол, злой дух. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МЕФИСТОФЕЛЬ у … Словарь иностранных слов русского языка
МЕФИСТОФЕЛЬ - (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… … Литературные герои
мефистофель - князь тьмы, падший ангел, дух тьмы, дьявол, сатана, враг рода человеческого, отец лжи Словарь русских синонимов. Мефистофель см. дьявол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
МЕФИСТОФЕЛЬ - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или бескорыстный злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную стойкость… … Современная энциклопедия
МЕФИСТОФЕЛЬ - (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги Повесть о докторе Фаусте... (опубликована 1587), философской драмы Фауст И. В. Гете и… … Большой Энциклопедический словарь
Мефистофель - (иноск.) злой насмѣшникъ. Мефистофельскій хохотъ (иноск.) злорадный. Ср. Экономическая политика Европы должна... разбить золотого тельца, вокругъ котораго совершается... бѣшеная оргія подъ акомпаниментъ мефистофельскаго хохота... В. Быстренинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Мефистофель - (Mophistopheles, Mephisto) взятое из народных сказанийназвание дьявола или злого, всеотрицающего начала. Старые формы этогоимени неустойчивы. Шекспир в Виндзорских кумушках, говорит оMephiostophilus, а Марло, в Фаусте о Mephistophilis. Формы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мефистофель - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или “бескорыстный” злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕФИСТОФЕЛЬ - (образ злого духа, в частности, в трагедии И. В. Гете Фауст) Мы сами творцы в горящем гимне / шуме фабрики и лаборатории. // Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! / Я знаю / гвоздь у меня в сапоге /… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён