Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Денис Борисович Седов (род. 1974) - российский оперный певец (бас-баритон).
В качестве приглашённого солиста принимает участие в постановках ведущих оперных театрах мира (Метрополитен-Опера, Ла Скала, Гранд Опера, Ковент-Гарден, театрах в Сан Франциско, Барселоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Тель-Авиве, Японии и Китае) . Артист поёт в таких жанрах, как: классическая опера, босса нова , самба .
В 6 лет, увидев документальный фильм про школу певчих при Ленинградской капелле имени М. И. Глинки: «Ленинградские соловушки», решил связать свою карьеру с хором. Спустя 11 лет Денис окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки при Певческой капелле Санкт-Петербурга по классу хоровое дирижирование и поехал поступать на дирижерское отделение в иерусалимскую Академию музыки и танца им. Рубина, но случайно пропустил экзамен. Чтобы не терять целый год обучения, Денис решил поступить туда же на вокальный факультет.
В 1993 году состоялось первое профессиональное выступление Дениса на фестивале в Людвигсбурге , где он спел концерт современной музыки с оркестром.
В 1995 году был приглашен для участия в Программе развития молодых артистов Линдеманна в «Метрополитен-опера » (Нью-Йорк), где он стажировался 2 года у таких легенд оперы как Рената Скотто , Луи Килико , Режин Криспен , Карло Бергонци .
Широкую известность певцу принесло исполнение «Симфонии № 9 » Бетховена на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр 1998 года в Нагано .
Денис Седов пел с такими звёздами, как: Пласидо Доминго , Йо-Йо Ма , Пьер Булез , Риккардо Мути , Николай Гяуров , Джеймс Левайн , Курт Мазур , Сейджи Озава , Нани Брегвадзе . Певец сотрудничал с несколькими известными звукозаписывающими лейблами: Deutsche Grammophon , Telarc, Naxos .
Год | Театр | Опера | Партия |
---|---|---|---|
1996 | Spoleto Festival (Италия) | «Семела » | Сомнус |
1996 | Метрополитен-Опера (США) | «Федора » | Никола |
1997 | Сиэтл Опера (США) | «Свадьба Фигаро » | Фигаро |
1997 | Spoleto Festival (Италия) | «Семела » | Сомнус |
1997 | Spoleto Festival (Италия) | «Илия » | Пророк Илия |
1997 | Spoleto Festival (Италия) | «Детство Христа » | Ирод, отец семейства |
1997 | Израильская филармония | «Проклятие Фауста » | Брандер (с Израильским филармоническим оркестром) |
1997 | Фламандская опера (Антверпен, Бельгия) | «Сотворение мира » | Адам |
1998 | Метрополитен-Опера (США) | «Богема » | Коллен |
1998 | Королевская опера в Ковент-Гарден (Великобритания) | «Свадьба Фигаро » | Фигаро |
1998 | Лионская опера (Франция) | «Три сестры » | Соленый Василий Васильевич |
1998 | Опера Комик (Франция) | «Сомнамбула » | Граф Родольфо |
1999 | Опера Комик (Франция) | «Дон Жуан » | Дон Жуан |
1999 | Парижская опера Бастиль (Франция) | «Богема » | Коллен |
1999 | «Коронация Поппеи » | Сенека | |
1999 | Фестиваль Сан-Дени (Франции) | «Пульчинелла » | с оркестром радио Франции |
2000 | Театр Ан дер Вин (Вена, Австрия) | «Коронация Поппеи » | Сенека |
2000 | Ла Скала (Италия) | «Дон Жуан » | Лепорелло |
2000 | Опера Миннесоты (США) | «Семирамида » | Ассур |
2000 | The Aspen Music Festival (США) | «Аида » | Фараон |
2000 | Оперный фестиваль Aix-En-Provence Festival (Франция) | «Коронация Поппеи » | Сенека |
2000 | Павильон Дороти Чендлер (США) | «Реквием (Верди) » | с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром |
2001 | «Луиза Миллер » | Граф Вальтер | |
2001 | Театр Колон (Аргентина) | «Норма » | Оровезо |
2001 | Лионская опера (Франция) | «Волшебная флейта » | Зарастро |
2001 | Театр Шатле (Франция) | «Три сестры » | Соленый Василий Васильевич |
2001 | «Волшебная флейта » | Зарастро | |
2001 | Эдинбургский фестивальный театр (Шотландия) | «Три сестры » | Соленый Василий Васильевич |
2001 | Оперный фестиваль Aix-En-Provence Festival (Франция) | «Волшебная флейта » | Зарастро |
2001 | The Salzburg Easter Festival (Германия) | «Ариодант » | Король Шотландии |
2001 | Montreux festival (Швейцария) | «Ромео и Джульетта » | Лоренцо |
2001 | Theatre du Capitole de Toulouse (Франция) | «Граф Ори » | Гувернёр |
2001 | Мюнхенская филармония (Германия) | «Норма » | Оровезо, (с Симфоническим оркестром Баварского радио) |
2001 | Semper Opera (Дрезден, Германия) | «Ариодант » | Король Шотландии |
2001 | Эдинбургский фестивальный театр (Шотландия) | «Три сестры » | Соленый Василий Васильевич |
2001 | Severance Hall (Кливленд, США) | «Ромео и Джульетта » | Лоренцо |
2002 | «Дон Жуан » | Лепорелло | |
2002 | Национальная опера Бордо (Франция) | «Дон Жуан » | Дон Жуан |
2002 | Опера Сан-Франциско (США) | «Кармен » | Эскамильо |
2002 | Опера Сан-Франциско (США) | «Юлий Цезарь в Египте » | Акилла |
2002 | «Магомет II » | Магомет II | |
2002 | Театр де Шамп-Элизе (Франция) | «Царь Эдип » | Тиресий |
2002 | Фестиваль Россини в Висбальде (Германия) | «Магомет II » | Магомет II |
2003 | Национальная опера Бордо (Франция) | «Царская невеста » | Собакин |
2003 | Театр Шатле (Франция) | «Царская невеста » | Собакин |
2003 | Музыкальный театр Амстердама (Нидерланды) | «Богема » | Коллен |
2004 | Опера в Ницце (Франция) | «Итальянка в Алжире » | Мустафа-бей |
2004 | Opera de Montreal (Канада) | «Турандот » | Тимур |
2004 | Оперный театр Марселя (Франция) | «Турок в Италии » | Селим |
2004 | Национальная Рейнская опера (Франция) | «Итальянка в Алжире » | Мустафа-бей |
2004 | Opera de Montreal (Канада) | «Ромео и Джульетта » | Лоренцо |
2005 | «Анна Болейн » | Король Англии Генрих VIII | |
2005 | Королевский театр Torino (Италия) | «Дон Жуан » | Дон Жуан |
2006 | Метрополитен-Опера (США) | «Мазепа » | Орлик |
2006 | Большой театр Лисеу (Испания) | «Ариодант » | Король Шотландии |
2006 | Филармонический оркестр Радио Франции | «Реквием (Моцарт) » | |
2006 | Королевский театр де ла Монне (Бельгия) | «Путешествие в Реймс » | Дон Профондо |
2006 | Гастрольный тур театра Метрополитен-Опера в Японии | «Дон Жуан » | Мазетто |
2006 | Муниципальный театр Сантьяго (Чили) | «Дон Жуан » | Дон Жуан |
2006 | Opera de Montreal (Канада) | «Ромео и Джульетта » | Лоренцо |
2007 | Сиэтл Опера (США) | «Пуритане » | Сэр Джордж Уолтон |
2007 | Опера Миннесоты (США) | «Свадьба Фигаро » | Фигаро |
2007 | Cincinnati Opera (США) | «Фауст » | Мефистофель |
2008 | Вашингтонская национальная опера (США) | «Искатели жемчуга » | Нурабад |
2008 | L’Opera de Montreal (Канада) | «Ромео и Джульетта » | Лоренцо |
2008 | Оперный театр Атланты (США) | «Богема » | Коллен |
2008 | Дворец спорта Берси́ (Париж, Франция) | «Симфония № 8 (Густав Малер) » | |
2008 | Арена "Колизей Пепси" (Квебек, Канада) | «Симфония № 8 (Густав Малер) » | |
2009 | Teatro de la Maestranza (Севилья, Испания) | «Орландо » | Зороастро |
2009 | Карнеги-Холл (США) | «Соловей » | Камергер |
2009 | Лирическая опера Чикаго (США) | «Песнь о лесах » | партия баса |
2010 | Театр Колон (Аргентина) | «Богема » | Коллен |
2010 | Оперный театр Питтсбурга (США) | «Лючия ди Ламмермур » | Раймондо |
2010 | Оперный театр Атланты (США) | «Волшебная флейта » | Зарастро |
2010 | Palm Beach Opera (США) | «Дон Жуан » | Лепорелло |
2010 | Cincinnati Opera (США) | «Богема » | Коллен |
2010 | Cincinnati Opera (США) | «Отелло » | Лодовико |
2010 | Amigos de la Opera de Pamplona (Испания) | «Кармен » | Эскамильо |
2010 | The Vancouver Concert Hall (Канада) | «Симфония № 8 (Густав Малер) » | |
2011 | Cincinnati Opera (США) | «Евгений Онегин » | Князь Гремин |
2011 | «Моцарт и Сальери » | Сальери | |
2011 | Муниципальный театр Рио-де-Жанейро (Бразилия) | «Реквием (Моцарт) » | |
2011 | Teatro Cervantes (Малага, Испания) | «Иван Грозный » | Иван Грозный |
2011 | Дворец каталонской музыки (Испания) | «Колокола (Рахманинов) » | партия баритона |
2012 | Муниципальный театр Джузеппе Верди в Салерно (Италия) | «Ромео и Джульетта » | Лоренцо |
2012 | Theatro Municipal De Sao Paulo (Бразилия) | «Соловей » | Камергер |
2012 | Карнеги-Холл (США) | «Симфония № 8 (Густав Малер) » | |
2012 | Театр в Коста-Меса (США) | «Богема » | Коллен |
2013 | Карнеги-Холл (США) | «Симфония № 1 (Эрнест Блох) » | |
2013 | Theatro da Paz (Бразилия) | «Летучий голландец » | Даланд |
2013 | Theatro Belo Horizonte (Бразилия) | «Реквием (Верди) » | |
2013 | Teatro Rio Pedras (Пуэрто-Рико) | «Mina de Oro » | Адвокат Хименес |
2014 | Карнеги-Холл (США) | «Оратория „Хаггада“ (Пауль Дессау) » | |
2014 | Theatre Jacksonville (США) | «Реквием (Верди) » | |
2014 | Новая израильская опера (Израиль) | «Севильский цирюльник » | Базилио |
2014 | Theatro da Paz (Бразилия) | «Мефистофель » | Мефистофель |
2014 | Опера Ниццы (Франция) | «Семела » | Сомнус, Кадм |
2015 | Teatro Baluarte (Памплона, Испания) | «Дон Жуан » | Лепорелло |
2016 | Национальная опера "Эстония" (Таллин, Эстония) | «Аида » | Рамфис |
Денис Седов ведет обширную гастрольную деятельность не только за границей. Российские слушатели около восьмидесяти городов от Москвы и Санкт Петербурга до Мурманска и Воркуты, от Тюмени и Казани до Иркутска, Читы, Владивостока и Сахалина смогли услышать голос певца на сценах своих филармоний и оперных театров.
В планах певца работа сразу в нескольких авторских проектах. Прежде всего, шоу-программа «С балалайкой вокруг света» с ансамблем Бис-Квит , также программа бразильской популярной музыки - босса нова и самба - « White Bossa Project» в камерном составе.
За глубокий сильный бас критики называют Дениса Седова современным Шаляпиным.
Однако, на мой взгляд, любые сравнения в творчестве очень поверхностны и немного двусмысленны. Тем более когда речь идёт о человеке бесспорно талантливом, неординарном и разностороннем. А ещё – невероятно харизматичном и обаятельном. И это уже штришок к портрету скорее человеческому, чем творческому…
Под обаяние Дениса Седова попадаешь сразу и, как говорится, без вариантов. Сопротивление бессмысленно. И ты лишь лихорадочно пытаешься вспомнить, были ли в мифологии мужские персонажи, которые звуками своего голоса уводили за собой. Так был зачарован зал, когда вокалист пел со сцены филармонии. Так были очарованы журналисты, когда Денис отвечал на наши вопросы.
– Денис, я слышала в одном из интервью ваше признание в том, что вы рады, что бас, а не тенор…
– Да. Потому что мне очень подходит по характеру быть басом.
– И что за такой особенный характер у баса?
– На эту тему есть очень много разных шуток. Например, когда сравнивают, о чём думает каждый из голосов во время исполнения какого-то произведения. Так вот, баритон – о сопрано, тенор – о деньгах, а бас – о рыбалке, на которую он собирается после спектакля. Просто нам, басам, на сцене позволено гораздо больше, чем остальным певцам. Это из-за физиологии: мы поём там, где звучим. И нам не надо менять голос, чтобы брать заоблачно высокие ноты, Или настолько следить за связками, как, к примеру, тенорам, которым за два-три дня до выхода на сцену нельзя даже стакан холодной воды выпить.
– Значит ли это, что басам так легко живётся и никаких трудностей в профессии не возникает?
– Нет, конечно. Может быть, по сравнению с другими голосами нам и легче. Но вообще в профессии хватает трудностей и у басов. Потому что, во-первых, это культура, на которую никогда ни у кого нет денег. А во-вторых, мы все на острие спектакля – представляем себя, не прячась ни за какой музыкальный инструмент. И кто ты сегодня есть на сцене, как ты звучишь, так тебя и воспринимают и публика, и критики.
А если ещё учесть уровень современных технологий, которые позволяют практически мгновенно выкладывать всё в Сеть… И стоит кому-то ошибиться в спектакле, быть не в голосе – об этом весь мир узнает уже через пару часов, да ещё с миллионами просмотров. Никому такого не пожелаешь. Но что делать, такая профессия – никому в ней не просто.
– Я знаю, что всё ваше детство прошло за кулисами Мариинского театра…
– Да. Я вообще родился на улице Глинки – буквально в трёх шагах от Мариинки, напротив Никольского собора. А в театре работали мои родители. Они не были певцами: папа работал в администрации, мама гримёром. И я, конечно, часто бывал у них. Помню даже, когда маленьким я рисовал зайчиков, на них обязательно были балетные пачки – видимо, такое впечатление на меня тогда произвели балерины. А на спектакль меня привели первый раз в три года. И бабушка сохранила в своём театральном бинокле тот билет на память о моём первом посещении Мариинки.
– А когда вы поняли, что хотите петь? И петь именно классику?
– Когда увидел по телевизору замечательный документальный фильм «Ленинградские соловушки». Это картина о петербургском хоровом училище имени Глинки, где мальчишки с семи до восемнадцати лет занимаются вокалом, дирижированием и всем остальным, что связано с профессией музыканта. И я сказал маме, что хочу учиться именно там. Кстати, в прошлом году мы с коллегами и ребятами с «Пятого канала» сняли продолжение этого фильма. В апреле в питерской капелле будет презентация – посмотрим, что получится.
– И как вам училось?
– Прекрасно. С любовью к музыке и огромной ответственностью. Я очень хорошо помню свои первые гастроли. Мне было девять лет, и я, оставив родителей, бабушку и Питер, поехал с ребятами петь в Ярославль дней на пять… Так что училось замечательно. Самое сложное, наверное, было поступить, потому что конкурс был огромный: 25 человек на место. Вообще, это заведение окончили многие вокалисты Мариинского театра и музыканты с мировым именем, востребованные за рубежом. У меня есть фотография хора, где мы стоим десятилетними мальчишками – и через одного все стали известными музыкантами.
– Можно сказать, что вы первую порцию своей мировой известности получили во время выступления на церемонии открытия Олимпиады в Нагано. Расскажите об этом подробнее.
– Певцов отбирал дирижёр Сейджи Озава – гениальный японский музыкант, который проработал всю жизнь в Америке, в симфоническом оркестре Бостона. Я тогда стажировался в Штатах, в Метрополитен. И мне повезло, что среди огромного количества претендентов Сейджи меня услышал и взял работать в свою звёздную команду. Ведь там были первые пульты из Вены, Берлина, Чикаго, Бостона, Сан-Франциско, Израиля – огромный оркестр выдающихся музыкантов со всего мира.
Интересно, что у них были определённые стычки между собой при выборе штрихов исполнения. Частенько можно было услышать: «Мы в Берлине это всю жизнь вверх играем!» – «А мы в Вене вниз!» И тогда вступал Сейджи: «Друзья, мы все здесь собрались мирно. Поэтому штрихи буду решать я – ваш террорист из Японии»…
– Что вы чувствовали во время самого выступления?
– Конечно, мероприятие такого уровня – это дополнительное волнение, которое добавляется к неизменному возбуждению от предстоящего выхода на сцену. Однако когда взята первая нота, все чувства, не задействованные в пении, отходят на второй план. В Японии мы работали на камеру, и вся грандиозность происходящего стала ясна только после церемонии открытия, когда мои друзья со всего мира рассказывали о том, как видели меня на экране телевизора. А в самой Японии я несколько дней чувствовал себя просто голливудской звездой: буквально каждый встречный узнавал меня и фотографировал.
– Вы знаете восемь языков…
– Да. Я уже больше двадцати лет участвую в оперных постановках в разных странах. И каждая такая работа занимает от трёх недель до двух месяцев. А язык – это часть культуры, которой живут люди. Для меня всегда было важно понять ментальность окружающих, а без знания языка это невозможно. Как невозможно и рассказать о нашей русской культуре. Мы ведь не только на сцене вместе стоим, но и много общаемся, делимся друг с другом своими чувствами, эмоциями…
У меня хобби есть – игра на гитаре. Я одно время даже возил инструмент с собой. Потом перестал, потому что понял, что гитару можно найти в любой точке мира. И на каких-то вечеринках, когда знакомишься с людьми, многие музицируют, поют. И я тоже исполнял русские песни под гитару. И меня всегда спрашивали: «О чём ты поёшь?» Потому что наши песни очень много несут именно в словах, в лирике, а не столько в гармоническом плане.
Я объяснял, а потом мне надоело, и я просто перевёл несколько культовых вещей на итальянский, английский или португальский, чтобы сразу всё было понятно.
– Мы так плавно подошли к вопросу о музыке в жизни, а не на сцене…
– В моей жизни очень большую роль играет духовная музыка. Я, даже живя на Западе, ходил в церковь, чтобы попеть на Пасху. Сейчас наконец записал диск с хором Исаакиевского собора. Для меня это очень важно было всегда. И я хорошо помню, как первый раз пел в храме. Это было в 1990 году в Смольном соборе, где я пел за дьякона в литургии Иоанна Златоуста…
Есть несколько культовых бразильских песен, которые я очень люблю. Например, «Девушка из Ипанемы». Я вообще бразильскую музыку очень люблю – и на гитаре играю, и сам пишу. У меня в Питере есть проект «White Bossa» – может, когда-нибудь и к вам на гастроли приедем уже с этой музыкой.
– А может, вспомните какие-то истории, связанные с музыкой?
– Моя жизнь с пятилетнего возраста связана с музыкой. Представляете, сколько это историй! Практически на каждое музыкальное произведение можно найти свою. Потому что любая оперная ария вызывает определённые чувства. Когда ты исполнил её впервые, или с кем-то познакомился, или кто-то с тобой пел – то есть очень много всего…
– Вам приходилось петь злодеев?
– Конечно. Басы – это либо попы, либо черти…
– Говорят, что энергетически эти партии очень трудно исполнять?
– На мой взгляд, это заблуждение. Это такая же партия, как все остальные. Опера написана человеком, в ней двести страниц – ты отпел, снял грим, вышел из театра, и всё. Другое дело, что партия Мефистофиля у Гуно очень сложна. И ещё сложнее та же партия у Бойто, поэтому эта опера вообще практически не исполняется. Три с половиной часа на сцене, диапазон голоса в две с половиной октавы.
Это была самая сложная партия, которую мне довелось петь, но с энергетикой это никак не связано. Так что я думаю, просто люди часто указывают не ту причину, когда отказываются петь. Кто признается, что не может петь, потому что не выдержит? Проще сослаться на плохую энергетику.
– Вы можете описать своего зрителя?
– Во всех странах он разный. Но, наверное, объединяющими чертами будут: любовь к музыке и радость от общения с ней, готовность воспринять что-то новое и желание услышать знакомые произведения.
Денис Седов родился в Санкт-Петербурге. Окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки при Певческой капелле Санкт-Петербурга и вокальный факультет иерусалимской Академии музыки и танца имени Рубина. По окончании последнего два года стажировался в Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Первое профессиональное выступление Дениса состоялось в 1993 году на фестивале в Людвигсбурге, где он спел концерт современной музыки с оркестром. Широкую известность вокалисту принесло исполнение Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано.
В качестве приглашённого солиста принимает участие в постановках ведущих оперных театров мира: нью-йоркской Метрополитен-опера, миланской Ла Скала, парижской Гранд Опера, лондонском Ковент-Гарден.
Поёт в театрах Сан-Франциско, Барселоны, Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Тель-Авива и других.
февраля 2015
В феврале на фестивале Шаляпина в филармонии можно будет услышать, как поет Денис Седов - певец, наделенный от природы глубоким, очень мощным голосом и не менее яркой индивидуальностью. Он умеет быть очень разным. Когда слышишь русские народные песни в его исполнении - кажется, что поет певец-самородок, но глубоко, до самого нутра чувствующий русскую музыку. Барочная ария в его исполнении звучит легко, виртуозно, абсолютно по-европейски. Потом оказывается, что в его репертуаре еще и рок-музыка, и босанова и что он очень любит русские духовные песнопения.
— У вас очень широкий круг интересов — вы оперный певец, но исполняете и поп-музыку, увлекаетесь латиноамериканскими стилями. Это совершенно разные манеры пения — не мешают ли они одна другой?
— Пение — самый гармоничный вид исполнительства. Это вибрации, рождающиеся внутри человека; между певцом и слушателем нет преграды в виде инструмента. В этом смысле нет разных манер пения, есть разные индивидуумы. Манера может быть правильной или неправильной, голос может быть поставленным или нет. Если артист в совершенстве владеет своим голосом, то он сможет исполнять любые жанры, как, например, Магомаев.
— Бас — не такое «звездное» амплуа, как тенор. Увлечение массовыми жанрами возникло у вас из стремления быть ближе к публике? Или это чисто музыкальный интерес?
— Тенор — это очень специфическое существо, и я очень рад, что я не тенор. Мне очень подходит по характеру быть басом (хотя, может, это голос вырабатывает тот или иной характер у певца). Высокое пронзительное сопрано может сделать певицу невыносимой, а пение громких высоких нот у тенора вызывает прилив крови в мозг, он видит круги перед глазами, теряется в музыке и в жизни. Бархатные баритоны влюбчиво смотрят на себя в зеркало, заслушиваясь своим волшебным тембром, а басы приезжают с рыбалки в театр и, откашлявшись за кулисами пару раз, выходят петь партии царей и чертей.
— Если инструменталист может всю жизнь совершенствоваться, то голос дается от природы. Он либо есть, либо нет. В чем заключается профессиональное развитие певца? Есть ли цели, которые вам пока недоступны, но которых вы хотели бы достичь?
— Чтобы стать удачным оперным певцом и сделать международную карьеру, сегодня недостаточно иметь голос. Важно быть образованным музыкантом, уметь общаться с разными людьми, обладать отличной памятью, разговаривать на нескольких языках. Также придется подвергать здоровье стрессам многочасовых перелетов и акклиматизаций, и всё это делать в ущерб семье и детям, которых из-за гастролей, может быть, получится видеть не часто.
При этом наиважнейшим фактором является постоянное поддержание формы посредством занятий с педагогом по вокалу (даже после 20 лет карьеры), занятия с репетитором, помогающим разучивать новые партии, и просто работа дома.
Певец, как и любой другой профессиональный музыкант, развивается всю жизнь, даже в какой-то степени больше, чем другие, так как с годами его инструмент крепнет и растет в объеме, чего не скажешь о кларнетистах или пианистах. С крепостью и объемом голоса связан также и репертуар певца. Мои цели связаны именно с расширением репертуара.
Мне недоступно волшебство, но если б я был волшебником, то сделал бы так, чтобы непоющие люди никогда не давали советов по пению певцам. Ни по пению, ни по диете, ни по способу лечения ангины.
— Какое ваше самое первое яркое впечатление от музыки?
— Когда я был в детском саду под Пушкином, я заболел ангиной и пропустил много репетиций музыкального праздника, который готовился к 23 февраля и 8 марта. Когда я пришел в садик после болезни, воспитательница не разрешила мне выступать вместе с другими детьми. Я очень переживал. Но потом нянечка дала мне из жалости ложки, и я исполнил на них виртуозное соло, показав незаурядное чувство ритма. После этого мне разрешили играть в мини-оркестре старшей группы, и я оказался очень нужным звеном, так как хорошо попадал в первую долю, чего не мог делать оркестр. За это мне дали спеть песню «Ты не бойся мама, я с тобой». Я выходил вперед и пел сам все два куплета про бронетранспортер и что-то еще… Помню моих молодых родителей в зале на концерте. Это была моя первая музыка.
— Что самое трудное в профессии и самое трудное в жизни?
— Самое сложное в профессии — постоянно доказывать свою работоспособность, беспрерывно быть собранным. А для «вольных художников», как я, — это поиск работы и неизвестность завтрашнего дня. К этому привыкаешь, но это всегда живет в сознании. Наша жизнь — это наша профессия, наши роли, выстраданные и выношенные с большим трудом.
— Чем бы вы занимались, если бы не были музыкантом?
— Если не музыка, то, наверное, архитектура. Я очень люблю рисовать дома, дворцы и соборы.
— Вы довольно рано уехали из России, и — спустя почти 20 лет — решили вернуться. Что послужило толчком для первого и для второго решений?
— Толчком к отъезду послужила сама возможность выезда и обучения на Западе. В девяностые будто свободой пахнуло. Поехал, за 20 лет жил в четырех странах, увидел еще сорок. Когда больше там ничто не держало, я стал ездить в гости в Петербург. Мне понравилось, друзья уговорили, и я вернулся — на ту же улицу в центре, где вырос. Теперь езжу по миру отсюда.
— Вы исполняете духовную музыку на концертах, есть ли желание петь в церкви за богослужением? В русской духовной музыке для баса просто раздолье…
— Благодаря другу-однокашнику Льву Дунаеву я пришел в . Он регент, замечательный музыкант и дирижер. Лев рассказал мне про службы и пригласил петь. И теперь, когда я приезжаю в Петербург, то всегда пою Всенощную и Литургию в Исаакиевском соборе. Мне оказывают честь и дают петь соло.
Духовное пение для меня самое волнительное. На этой музыке я вырос как музыкант, много исполнял ее, когда в конце 1980-х у нас появилась возможность вновь прикоснуться к церковным богослужениям. Я очень скучал по ней на Западе, и вот, как только вернулся, стал наверстывать упущенное. Возвращаясь к мечтам, одна из самых больших — записать диск духовной музыки с хором. Хотелось бы сделать что-то особенное, светлое, что-то, что поможет и успокоит, утвердит веру и принесет радость тем, кто услышит эту музыку.
Например, на Пасху я пел в Сиэтле в православном соборе, и батюшка подарил мне икону с благодарностью от паствы и священнослужителей. То есть они очень по-доброму отнеслись к моему музицированию. Во многих других городах тоже удавалось попеть в храмах — в Ванкувере, в Нью-Йорке… Иногда мне предлагали деньги за пение за границей, но я всегда отказывался. Но чаще всего я не просто так прихожу в храм попеть. Вот в Петербурге я всегда пою со своими друзьями и коллегами, которые разными путями пришли в Церковь.
— А вы помните, как в первый раз оказались в храме?
— Я с бабушкой ходил в , напротив которого был рожден. На моей памяти он был действующим всегда. И помню, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси в 1988 году (а я жил тогда на улице Глинки), я впервые увидел из своего окна крестный ход.
"Я думаю, что музыка в храме — это ступенька к просветлению, к святости, к молитве. Это помощь в погружении в молитву. Чтобы мир, из которого ты пришел в храм, остался позади."
— Вы согласны с тем, что песенная культура в России пришла в упадок?
— Конечно, ведь музыкой не заработать денег, поэтому она никому не интересна…
— Мамы не умеют петь колыбельные, в школах сокращают количество уроков музыки, взрослые перестали петь за столом…
— Ну, я знаю таких людей, которые и сейчас поют за праздничным столом. Но про общую тенденцию — я думаю, что это вообще связано с упадком интеллигенции. Потому что когда ее чуть-чуть разрешают, в России всегда происходит всплеск культуры, как в XIX веке. Деятели культуры того времени создали базу, на которой созидалось искусство первой половины ХХ века. А с исчезновением интеллигенции как социального класса в Советском Союзе эта культура, может быть, действительно пошла на спад. Но в той ситуации, в которой мы сейчас находимся и в которой музыкой никак не заработать, мало людей становятся музыкантами.
На самом деле искусство — это призвание. И тот, кто был призван Богом это делать, он будет это делать, невзирая ни на что. И будет учить своих детей петь, как я учу своего сына. И оказывается, что и сегодня достаточно певцов, чьи дети поют и знают службу, и несут дальше и искусство, и молитву.
Оперные шутки, современная музыка и босса нова. Обо всём этом рассказывает известный оперный певец Денис Седов.
Ц.: О чём вы думаете во время пения?
– Пение - это очень быстрая умственная деятельность; если певец хороший и человек сам по себе не оконченная тупица, то в голове его за секунду проносится целый состав мыслей. Главное, чтобы вагончики не столкнулись и не сошли с рельсов. Чтобы этого не произошло, нужно сосредоточиться до выхода на сцену в кулисах, отдать своему внутреннему миру пару минут и после этого - всего себя музыке и через нее зрителю. Во главе состава могут быть разные мысли. В зависимости от музыкальной подготовленности певца это могут быть слова исполняемого нового произведения; некоторые особо одаренные музыканты считают про себя доли в уме. Можно думать о вокале, если это не всё равно: в какой-то момент карьеры голос звучит хорошо и пение, то есть звукообразующая его часть, доходит до автоматики, но иногда певцу приходится думать над каждой пропеваемой нотой. После этого можно думать о музыкальности, артистизме, смысловом наполнении произведения. Если пение происходит во время оперного спектакля, то нужно не забывать смотреть на дирижера (он может обидеться, если на него совсем не поглядывать) и еще помнить все гениальные находки современных постановщиков, которые подчас идут вразрез с тем, что написано у композитора, и не имеют никакого отношения к задуманному действу. А еще есть коллеги-певцы, акустика театра, икота и всё человеческое, включая красивую женщину в короткой юбке в первом ряду, что может ворваться в мыслительный процесс во время пения.
Ц.: Изучаете ли персонажа каким-либо образом? Или просто в рамках конкретной оперы?
– Изучение персонажа состоит из музыкальной части, к которой приступаешь сразу после того, как подписываешь определенный контракт. Разучиваешь мотивчик и читаешь либретто - соответственно, сначала свою собственную роль, потому как интересно, что там написано для тебя дальше, а потом смотришь на другие партии и понимаешь, как складывается происходящее на сцене.
Если повезет и на дебют оперной роли попадается здравый режиссер-постановщик со своими полезными мыслями и советами, то это очень помогает заложить краеугольный камень в создание характера, который будет изменяться, обогащаться и расти от постановки к постановке, если, конечно, людям театра понравится твое первое исполнение и тебя пригласят в другой театр исполнить ту же роль. То же самое относится и к дирижеру, и в этом тандеме (певец - дирижер - режиссер) может родиться что-то стоящее, а если все три участника тандема - великие люди в своей профессии, то рождается нечто неповторимое.
Ц.: Правда ли, что в групповых сценах массовка болтает, когда не поет?
– В оперном театре обычно болтает хор, а не массовка, да и то только на репетициях, если это приличный театр. А так, конечно, в большом скоплении людей, когда не занят рот и все друг друга знают, грех не пообщаться, пока там тенор душит сопрано!
Ц.: Подкалывают ли артисты друг друга, есть ли какие-нибудь приколы или шутки во время выступления? Например, рок-музыканты то чесноком намажут микрофон, то клавиши на синтезаторе скотчем склеят.
– Обычно в опере принято шутить на последнем спектакле из серии, после которого все приглашенные певцы разъезжаются по домам и находятся вне досягаемости для возмездия дирекции и репрессий театра. В зависимости от театра и шутят по-разному. Могут наклеить длинный нос, чтобы рассмешить коллег, или вставить слово «тампакс» в арию. А есть и покруче - например, вбитый снизу гвоздь в трон царя Бориса, чтоб на него сел во время спектакля - и кровищи полные штаны. Или прибитые к полу сапоги на быстром переодевании в кулисах - вставляешь обе ноги и носом в пол! По-разному шутят, по-разному…
Ц.: Что вы думаете о современной неоперной музыке? Что сами предпочитаете слушать (если предпочитаете, конечно)? Или только опера?
Мне действительно никогда не нравилась музыка с американо-английского рынка, разве что немного, лет в 14–15. Ни U2, ни Elton John, ни George Michael, или даже Michael Jackson, Beatles или Elvis Presley… Ну не был я фанатически настроен слушать всё это, точно так же, как и русскую попсу. Хотя знакомился с творчеством почти всех «грейтов» - от Billy Evans до Tom Waits, и Pink Floyd с Led Zeppelin. Но с момента моей первой поездки в Бразилию и, конечно, во время моей жизни там я познакомился с целой вселенной бразильской музыки: десятки гениальных композиторов-песенников, народная бразильская музыка (по-простому - самба) - мелодичность, ритм, гармоническое изобилие - всё меня в ней привлекает. Я научился играть эту музыку и сейчас даже выступаю на профессиональной сцене, исполняя песни на португальском языке в своем любимом стиле босса нова. Назову только три имени из ста - это Том Жобим, Жоао Жильберту и Каетано Велозо.
Ц.: На каких оперных сценах мира (не в России) доводилось вам работать? Каковы различия между разными школами оперного пения?
– Я работал в сорока странах и спел за рубежом около ста постановок - в Азии, Европе, Южной и Северной Америке. В активе практически все главные или крупные театры. В период всеобщей глобализации и в эру пластинок и Интернета, мне кажется, вопрос различных школ стерся, как и виртуальные границы между культурами разных стран. Это раньше, приплыв на пароходе в Италию или приехав на перекладных в Россию, люди могли услышать других певцов впервые и сказать себе: «Ого! Здесь поют совсем по-другому!». А теперь любой звук, скрежет или кикс, исполняемый кем-то в Аргентине, может быть через час услышан в Японии на youtube. И, конечно, слушая и сравнивая, люди учатся лучшему. Сегодня нет школ - сегодня есть правильное или неправильное пение. Плюс, конечно, душа, которая в разных странах поет по-разному.
Ц.: Хотелось бы вам принять участие (или уже принимали?) в каких-то оперных экспериментах, когда это не классические постановки, а что-то новое?
– Я принимал участие в первой постановке современной оперы «Три сестры» по Чехову - пел партию Солёного. Это был очень необычный спектакль, созданный усилиями японских постановщиков. Концепция оперы состояла в использовании элементов кабуки и японского пластического театра буто. Все женские роли исполнялись загримированными контратенорами (мужское сопрано), а костюмы были созданы в ателье дизайнера Кenzo. Эта постановка много гастролировала. Есть пластинка и видео.
Ц.: Что вам больше всего нравится в вашей профессии? Каково это - быть оперным певцом?
– В моей профессии мне нравится петь. Это призвание! Это невозможно прекратить делать, если ты еще можешь. Это театр и его магия! Артистический вход, гримерки, кулисы, пустой зал и сцена за два часа до действа… Это публика, которая ждет чуда каждый миг, огромный вброс адреналина и обмен энергией с залом. На сцене забываешь обо всём, кроме сцены. Это непередаваемо! Любые болячки артиста отступают под светом софитов. И это тоже магия театра. И, естественно, путешествия по свету. Один мой друг сказал мне в ответ на мое хныканье по поводу частых разъездов: «Денис, зачем люди хотят выиграть в лотерею? На что они хотят потратить деньги? На то, чтоб путешествовать! Как ты! А тебе за это еще и платят!» Конечно, это прекрасно - быть певцом, но не забывайте, что в то же время это неимоверно тяжело - из-за ритма жизни, в котором мы живем.
Ц.: Кто из современных (не старых) оперных певцов кажется вам самым-самым?
– Мне нравится мой коллега - бас из Германии Рене Папе. Я с ним пою вместе в августе.
Ц.: Что было самым большим вызовом в вашей карьере?
– Самым большим вызовом было научиться петь правильно и найти педагога. Молодым певцам очень сложно найти правду в этом море советов, педагогов, помощников. Это самое трудное и самое главное - найти свой голос, чтобы он служил долгие годы.
Ц.: Какой вопрос вы бы задали самому себе?
– Я задаюсь одним и тем же вопросом: карьера баса длится 45 лет - как я вынесу еще 25 лет? :)))
Беседовала Анна Самофалова.
Всемирно известный оперный певец (бас-баритон), завоевавший любовь публики, благодаря уникальным вокальным данным, силе голоса, артистизму, а также широкой музыкальной палитре.
В репертуаре Дениса Седова - классическая опера, народные песни, романсы, босса нова, самба.
Особое восхищение вызывает то, что артист поёт на восьми языках.
Денис Седов родился в Санкт-Петербурге. В 6 лет, увидев документальный фильм про школу певчих при капелле: «Ленинградские соловушки», он сказал маме, что хочет учиться именно там.
Спустя 11 лет Денис с отличием окончил Хоровое училище им. М. И. Глинки при Государственной академической капелле по классу хоровое дирижирование.
В 17 лет поехал поступать на дирижерское отделение в иерусалимскую Академию музыки и танца им. Рубина, но … случайно пропустил экзамен, т. к. была опубликована неверная информация о дате проведения конкурса. Чтобы не терять целый год обучения, Денис решил поступить туда же на вокальный факультет (с детства он пел в хоре, и к тому моменту уже начал заниматься сольным пением, знал две арии, с которыми и поступил) с надеждой перевестись на дирижерский факультет через год... Но этому не суждено было случиться, потому что молодого певца заметили и сразу стали предлагать работу.
Уже в 19 лет состоялось его первое профессиональное выступление на фестивале в Людвигсбурге (Германия), где Денис спел концерт современной музыки с оркестром.
Денис один из немногих певцов неамериканского происхождения, приглашенных для участия в престижной Программе развития молодых артистов Э. Линдеманна в "Метрополитен-опере" (Нью-Йорк), где он стажировался 2 года у таких легенд оперы как Рената Скотто, Луи Килико, Режин Криспен, Карло Бергонци.
В 22 года по приглашению самого Джан Карло Менотти (итальянский композитор, друг Бенджамина Бриттена) поехал выступать на свой первый летний фестиваль в Сполето (Италия) и через год записал первую пластинку «Ариодант» Генделя с Анне-Софи фон Оттер на "Deutsche Grammophon".
В возрасте 22 лет он также спел свою дебютную партию в «Метрополитен-опера» в опере "Федора" Умберто Джордано вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи.
Одним из ярких этапов в карьере певца стало выступление на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано (Япония). Тогда «Симфонию № 9» Бетховена в исполнении 24-летнего баса Седова слышала огромная аудитория в миллиард человек.
Сейчас в активе певца: более 50 оперных ролей и 20 лет сольной карьеры, аншлаги в сорока странах мира: Денису Седову рукоплескали миланский Ла Скала, парижская Гранд Опера, лондонская Королевская опера Ковент Гарден, нью-йоркский Метрополитан-Опера, театры в Сан Франциско, Барселоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Тель-Авиве, Японии и Китае. И это далеко не весь список. Денис Седов выступал практически со всеми крупнейшими оперными труппами США и Европы.
Денис Седов пел с такими звёздами как Пласидо Доминго, Йо-Йо Ма, Пьер Булез, Риккардо Мути, Николай Гяуров, Джеймс Левайн, Курт Мазур, Сейджи Озава, Нани Брегвадзе. Певец сотрудничал сразу с такими известными звукозаписывающими лэйблами, как: Deutsche Grammophon, Telarc, Naxos.
Денис Седов ведет обширную гастрольную деятельность не только за границей. Российские слушатели около восьмидесяти городов от Москвы и Санкт Петербурга до Мурманска и Воркуты, от Тюмени и Казани до Иркутска, Читы, Владивостока и Сахалина смогли услышать голос певца на сценах своих филармоний и оперных театров.
В планах певца работа сразу в нескольких авторских проектах. Прежде всего, уникальная шоу-программа "С балалайкой вокруг света" с ансамблем БисКвит, также программу бразильской популярной музыки - босса нова и самба - " White Bossa Project" в камерном составе. Артист, владеющий восемью языками, аутентично передает настроение песен со всего света.
Официальный сайт артиста: