РЕПЕРТУАР Ф. И. ШАЛЯПИНА
1890. Стольник - «Галька» С. Монюшко.
1891. Феррандо - «Трубадур» Дж. Верди. Неизвестный - «Аскольдова могила» А. Верстовского. Петро - «Наталка Полтавка» Н. Лысенко.
1892. Валентин - «Фауст» Ш. Гуно. Оровезо - «Норма» Д. Беллини. Кардинал, Альберто - «Дочь кардинала» («Жидовка») Ф. Галеви. Сват - «Русалка» А. Даргомыжского.
1893. Рамфис - «Аида» Дж. Верди. Мефистофель - «Фауст» Ш. Гуно. Гудал - «Демон» А. Рубинштейна. Тонио - «Паяцы» Р. Леонкавалло. Монтероне - «Риголетто» Дж. Верди. Гремин - «Евгений Онегин» П. Чайковского. Сен-Бри - «Гугеноты» Д. Верди. Лотарио - «Миньон» А. Тома.
1894. Лорд Кокбург - «Фра-Дьяволо» Д. Обера. Мельник - «Русалка» А. Даргомыжского. Томский - «Пиковая дама» П. Чайковского. Дон Базилио - «Севильский цирюльник» Д. Россини. Миракль - «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. Торе - «Набережная Санта-Лючия» Н. Таски. Бертрам - «Роберт-Дьявол» Д. Мейербера. Цунига - «Кармен» Ж. Бизе. Дон Педро - «Африканка» Д. Мейербера. Старый еврей - «Самсон и Далила» К. Сен-Санса.
1895. Иван Сусанин - «Жизнь за царя». Руслан - «Руслан и Людмила» М. Глинки. Граф Робинзон - «Тайный брак» Д. Чимарозы. Панас - «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова.
1896. Князь Верейский - «Дубровский» Э. Направника. Судья - «Вертер» Ж. Массне. Владимир Галицкий - «Князь Игорь» А. Бородина. Князь Владимир, Странник - «Рогнеда» А. Серова. Нилаканта - «Лакме» Л. Делиба. Иван Грозный - «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.
1897. Коллен - «Богема» Д. Пуччини. Князь Вязьминский - «Опричник» П. Чайковского. Досифей - «Хованщина» М. Мусоргского. Варяжский гость - «Садко» Н. Римского-Корсакова.
1898. Голова - «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Олоферн - «Юдифь» А. Серова. Сальери - «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова. Царь Борис - «Борис Годунов» М. Мусоргского.
1899. Варлаам - «Борис Годунов» М. Мусоргского. Илья - «Илья Муромец» В. Серовой. Алеко - «Алеко» С. Рахманинова. Андрей Дубровский - «Дубровский» Э. Направника.
1900. Бирон - «Ледяной дом» А. Корещенко.
1901. Галеофа - «Анджело» Ц. Кюи. Фарлаф - «Руслан и Людмила» М. Глинки. Мефистофель - «Мефистофель» А. Бойто. Священник - «Пир во время чумы» Ц. Кюи.
1902. Ерёмка - «Вражья сила» А. Серова.
1903. Добрыня - «Добрыня Никитич» А. Гречанинова.
1904. Демон - «Демон» А. Рубинштейна. Гаспар - «Корневильские колокола» Р. Планкетта. Онегин - «Евгений Онегин» П. Чайковского.
1906. Князь Игорь - «Князь Игорь» А. Бородина.
1907. Филипп II - «Дон Карлос» Д. Верди.
1908. Лепорелло - «Дон Жуан» В. Моцарта.
1909. Хан Асваб - «Старый Орел» Р. Гинсбурга.
1910. Дон Кихот - «Дон Кихот» Ж. Массне.
1911. Иван Грозный - «Иван Грозный» Р. Гинсбурга.
1914. Кончак - «Князь Игорь» А. Бородина.
Последние выступления Ф. И. Шаляпина на оперной сцене состоялись 30 марта 1937 года в Монте-Карло и 5, 28 апреля и 6 мая в Варшаве: артист выступил в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
Концертный репертуар Ф. И. Шаляпина был чрезвычайно богат, певец выступал с ариями и ансамблями из опер, исполнял множество романсов и песен (около 150 названий). Наиболее часто звучали вокальные произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, русские и украинские народные песни и др. Последний концерт Ф. И. Шаляпина состоялся 23 июня 1937 года в Истборне (Англия).
Первые записи на фонографе Ф. И. Шаляпин сделал в 1898 году, но остался крайне недоволен качеством звуковоспроизведения. Как сообщает И. Н. Боярский, новую попытку записать концертные номера певец предпринял только в 1902 году по предложению английской фирмы «Граммофон», но и на этот раз качество звучания певца не удовлетворило. Регулярно записывать пластинки Ф. И. Шаляпин начал с 1907 года, когда техника звукозаписи стала более совершенной. В дальнейшем певец сотрудничал со многими граммофонными фирмами и записал почти весь оперный и концертный репертуар.
Последние записи Ф. И. Шаляпин сделал в 1936 году во время гастролей в Токио: «Блоха» М. П. Мусоргского и русская народная песня «Эй, ухнем».
Выпущенные на Западе грампластинки дублировались в Советском Союзе и широко тиражировались в 1920–1930-х годах и после двадцатилетнего перерыва - с 1950-х годов.
Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор АнатольевичЗлободневный репертуар Борьба с волюнтаризмом спасла молодого Олега Табакова от неотвратимой творческой удачи: ему светило сыграть главную роль в фильме про юность Никиты Сергеевича Хрущева. Бродить среди кукурузных полей, щупать початки, смотреть вдаль оптимистичным
Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа [с иллюстрациями] автора Гордон Григорий Борисович Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа автора Гордон Григорий БорисовичРепертуар Гилельса и как он им распоряжался Нет необходимости подробно говорить здесь о гилельсовском репертуаре: он представлен в книге Хентовой, а дискография - в книге Баренбойма. И в том и в другом случае есть существенные огрехи - по разным, несхожим причинам; вот о
Из книги Мой мир автора Паваротти ЛучаноРепертуар Лучано Паваротти РУДОЛЬФ «Богема» Дж. Пуччини Реджо-нель-Эмилия, 28 апреля 1961 г. «Ковент-Гарден», 1963; «Ла Скала», 1965; Сан Франциско, 1967; «Метрополитэн-Опера», 1968 ГЕРЦОГ «Риголетто» Дж. Верди Карпи, 1961 Палермо, 1962; Вена, 1963; «Ла Скала», 1965; «Ковент-Гарден», 1971 АЛЬФРЕД
Из книги Избранные произведения в двух томах (том второй) автораГОРЛО ШАЛЯПИНА
Из книги Холодное лето автора Папанов Анатолий ДмитриевичТеатральный репертуар РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (г. КЛАЙПЕДА)1947–1948 гг.«Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева) - Сергей Тюленин«Машенька» А. Афиногенова - Леонид Борисович«За тех, кто в море!» Б. Лавренева - Рекало«Собака на сене» Лопе де Вега - ТристанМОСКОВСКИЙ
Из книги Савва Мамонтов автора Бахревский Владислав АнатольевичСотворение Шаляпина 1Второе открытие Частной оперы состоялось 14 мая 1896 года в Нижегородском Деревянном оперном театре. В честь Дома Романовых, в день коронации императора Николая II давали «Жизнь за царя». Мамонтов свое причастие к труппе снова скрыл. Этот второй,
Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий ЛуарсабовичПИСЬМО Ф. И. ШАЛЯПИНА К А. М. ГОРЬКОМУ Как уже было сказано, в бурцевском чемодане в Актюбинске обнаружилось неизвестное письмо Шаляпина к Горькому. В печати оно не появлялось, я огласил его только по радио. Между тем оно интересно и очень значительно. И дополняет
Из книги Человек из оркестра [Блокадный дневник Льва Маргулиса] автора Маргулис Лев МихайловичГОРЛО ШАЛЯПИНА В Боткинской больнице в Москве мне пришлось как-то лежать в одной палате с замечательнейшим актером и замечательным человеком - народным артистом СССР Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж наверно доводилось
Из книги Собинов автора Владыкина-Бачинская Нина МихайловнаРепертуар симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета в период блокады ЛенинградаИсточниками настоящего перечня послужили: тетрадь записей концертов К. И. Элиасберга, афиши и программы, хранящиеся в музыкальной библиотеке Ленинградской филармонии и
Из книги К музыке автора Андроников Ираклий ЛуарсабовичКОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР Л. В. СОБИНОВА Глинка1. «Финский залив».2. «Заздравный кубок».3. «Как сладко с тобою мне быть».4. «К ней».5. «Северная звезда».6. «Ночь осенняя».7. «Победитель».8. «Не искушай» (дуэт).9. «Прости меня, прости» (дуэт).10. «Воспоминание» (дуэт).11. «Венецианская
Из книги Елена Образцова [Записки в пути. Диалоги] автора Шейко Ирэн ПавловнаОПЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР Л. В. СОБИНОВА Вагнер „Моряк-скиталец“ Рулевой 1894 МоскваЛеонкавалло „Паяцы" Арлекин 1894 МоскваРубинштейн „Демон“ Синодал 1897 МоскваГлинка „Руслан и Людмила" Баян 1897 МоскваБородин „Князь Игорь" Владимир Игоревич 1898 МоскваЧайковский „Евгений Онегин"
Из книги Елена Образцова: Голос и судьба автора Парин Алексей ВасильевичГорло Шаляпина В Боткинской больнице в Мо скве мне пришлось как-то лежать в одной палате с замечательнейшим актером и замечательным человеком – народным артистом СССР Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж наверно
Из книги автораРепертуар Е. В. Образцовой ОПЕРНЫЕ ПАРТИИ1963.Марина «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Большой театр. 17 декабря.1964.Миловзор «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Большой театр. 12 марта.Полина «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Большой театр. 12 марта.Горничная «Война и мир»
Из книги автораРепертуар Елены Образцовой Оперные партии Марина Мнишек - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, Москва, Большой театр 1963.Полина, Миловзор, Гувернантка - «Пиковая дама», П. И. Чайковского, Москва, Большой театр 1964.Горничная, Княжна Марья - «Война и мир»
Из книги автораКонцертный репертуар
Понимание истории российского музыкального театра невозможно без рассмотрения вопроса о том, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Этот выдающийся певец оказал огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Трудно переоценить его вклад в становление национального оперного искусства. Его феноменальный успех за границей способствовал распространению и популяризации не только русской классической музыки, но и народного, фольклорного песенного творчества.
Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Будущий певец происходил из простой крестьянской семьи. Он окончил местное приходское училище, с детства пел в церковном хоре. Однако из-за трудного материального положения он некоторое время обучался ремесленному мастерству. Через некоторое время молодой человек поступил в арское училище. Начало его творческой карьеры связано с поступлением в труппу Серебрякова, где он поначалу исполнял небольшие партии, участвуя в хоровом пении.
В 1890 году Федор Иванович Шаляпин уехал в Уфу, где поступил в опереточную труппу. Здесь он начал исполнять сольные партии. Через четыре года перебрался в Москву, а потом - в столицу империи, где был принят в главный театр. Здесь он исполнял роли как иностранного, так и отечественного репертуара. Талант молодого певца сразу привлек внимание не только широкой публики, но и критиков. Однако, несмотря на рост популярности, Шаляпин чувствовал себя несколько стесненным: ему не хватало свободы и личной инициативы.
Перелом в жизни певца произошел после его знакомства со знаменитым российским миллионером и меценатом С. Мамонтовым. С ним он впервые встретился поиском талантов и набирал в свою труппу лучших певцов, музыкантов и художников. В этом городе выступления Шаляпина начались с исполнения им заглавной партии Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Спектакль имел большой успех и сыграл судьбоносную роль в карьере артиста, поскольку именно в этой постановке раскрылся его огромный талант именно как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.
Тогда Савва Иванович пригласил певца в свою частную труппу. Он хотел создать русский национальный музыкальный театр, и поэтому особенно заботился о том, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых деятелей искусства.
Мамонтовская опера сыграла выдающуюся роль в русской культуре. Дело в том, что на этой частной сцене ставились те оперы, которые не шли в казенных театрах. Например, именно здесь состоялась премьера нового произведения Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Шаляпин. Вообще этот новый театр был призван популяризировать музыку представителей «Большой кучки». И именно в данном репертуаре максимально раскрылся талант певца.
Для того чтобы понять, насколько сильно изменились роли этого выдающегося исполнителя, достаточно просто перечислить, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Он начал петь большую русскую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, которые писали свои произведения на исторические, былинные и сказочные темы. Традиционные народные мотивы особенно нравились певцу, а картины из древнерусской истории привлекали своей живописностью и глубиной. Именно в данный период своего творчества (1896-1899 гг.) он воплотил на сцене ряд выдающихся образов. Одной и наиболее значимых его работ этого этапа стала роль Ивана Грозного в сочинении Римского-Корсакова.
Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.
Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.
Критики замечали, что он прекрасно чувствовал музыкальный язык исполняемых произведений. Кроме того, Шаляпин был превосходным театральным артистом, то есть с помощью мимики и жестов передавал все психологические черты изображаемого персонажа. Певец обладал талантом перевоплощения. Например, он мог в одном спектакле играть несколько ролей. Этим мастерством особенно и прославился Федор Шаляпин.
«Борис Годунов» - опера, в которой он пел партии царя и монаха Пимена. Его исполнение отличалось особой выразительностью, так как для каждой роли он умел найти новый музыкальный язык. Мусоргский был его любимым композитором.
Голос Шаляпина - это высокий бас. И хотя он прославился исполнением в первую очередь драматических партий, тем не менее, обладал хорошим чувством юмора, и как большой артист прекрасно играл комедийные роли, например партию дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».
Талант его был многогранен: он великолепно пел и в эпизодических партиях, как, например, в опере Глинки. Помимо исполнения главной роли в спектакле «Жизнь за царя» он сыграл роль одного из витязей в его другом произведении. Эта небольшая мизансцена была положительно отмечена критиками, которые говорили о том, что артисту удалось удивительно точно передать образ хвастливого воина.
Еще одна небольшая, но знаковая роль, - партия варяжского гостя, которая стала визитной карточкой певца, и образ мельника из другой сказочной оперы. Тем не менее основой его репертуара продолжали оставаться серьезные драматические партии. Здесь отдельно следует выделить работу в опере «Моцарт и Сальери». Данное произведение является камерным и отличается от тех спектаклей, в которых он прежде участвовал. Тем не менее Шаляпин и здесь проявил себя как большой артист, великолепно исполнив басовую партию.
Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.
В 1920-1930-е годы певец активно гастролировал, выступая не только с отечественным, но и с иностранным репертуаром. При характеристике данного периода его творчества следует указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Так, специально для него Ж. Массне написал оперу «Дон Кихот». Певец сыграл эту роль и снялся в одноименном фильме.
Шаляпин умер в 1938 году от тяжелой болезни, был похоронен во Франции, но потом его прах был перевезен в нашу страну. В 1991 году ему посмертно вернули звание Народного артиста.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Искусство Федора Ивановича Шаляпина - гениального русского певца, ставшего
по выражению М. Горького „символом русской мощи и таланта", и сегодня
воспринимается во всем мире как высочайший образец.
Продолжатель реалистических традиций отечественного музыкального театра,
Шаляпин обогатил и развил их, создав незабываемые образы в операх русских
классиков — М, Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, М. Мусоргского, Н.
Римского-Корсакова, А. Бородина. Свежесть трактовки, глубина и своеобразие
отличали и спетые им партии западноевропейского репертуара, среди которых
особенно выделялись Мефистофель в одноименной опере А. Бойто и „Фаусте"
Ш. Гуно, Дон Базилио в „Севильском цирюльнике" Дж. Россини, Король
Филипп в „Дон Карлосе" Дж. Верди.
Голос певца - высокий (баритональный) бас, basso cantante мягкого, бархатного
тембра был поставлен от природы. Он славился не столько мощью и силой,
широтой диапазона, сколько необыкновенной гибкостью, богатством интонаций,
оттенков, уменьем передавать сложнейшую гамму переживаний. Виртуозно владея
искусством бельканто, кантиленой, певец никогда не делал мастерство самоцелью,
его пение всегда было наполнено, как писал дирижер А. ПазовскиЙ, „глубоким
чувством и конкретной образной мыслью". Он всегда „пел, как разговаривал",
но именно пел, интонировал слово музыкально, передавал смысл и значение
слова через полнозвучную музыкальную речь". Подобно Карузо среди
теноров и Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном",
- утверждал итальянский певец Лаури-Вольпи.
Ф. И. Шаляпин родился 1/13 февраля 1873 года в Казани в семье писаря городской
управы. Раннее его детство прошло в деревне Ометьево, и память певца на
всю жизнь сохранила воспоминания о деревенских праздниках, хороводах.
Первые народные песни Шаляпин услышал от своей матери. Мальчиком он пел
в церковном хоре, необыкновенно быстро освоил азы нотной грамоты. Участие
в церковных службах приобщало будущего певца к музыке, развивало природную
музыкальность. „Священная песня. живет неразрывно и нераздельно с той
простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, также сотрясает сумрак
жизни. Много горького и светлого в жизни человека, но искреннее воскресение
- песня, истинное вознесение - песнопение", - писал Шаляпин в своей
книге „Маска и душа".
„Первые театральные ожоги", по воспоминаниям Шаляпина, были связаны
с ярмарочными гуляньями, выступлениями балаганного „деда" Якова Мамонова.
А позже, попав в Казанский городской театр, юноша жадно впитывал впечатления
от игры талантливых драматический актеров - В. Андреева-Бурлака, И. Киселевского,
Н. Пальчиковой, посещал оперные спектакли с участием известного певца
Ю. Закржевского. Тогда же Шаляпин начал выступать статистом в драматических
и оперных представлениях ив семнадцать лет получил первый ангажемент в
Уфу, став хористом в опереточной труппе С. Семенова-Самарского.
Дебют Шаляпина на сцене состоялся в небольшой партии Стольника в опере
С. Монюшко „Галька" 18 декабря 1890 года. В первом своем бенефисном
спектакле начинающий артист с успехом исполнил роль Неизвестного в опере
А. Верстовского „Аскольдова могила". В скитаниях по югу России в
составе различных провинциальных трупп, часто оставаясь без средств к
существованию, молодой Шаляпин добрался до Тифлиса, где встретил первого
своего учителя Д. А. Усатова, когда-то тенора московского Большого театра,
первого исполнителя роли Ленского. „С этой встречи с Усатовым начинается
моя сознательная художественная жизнь, - писал Шаляпин. - Он пробудил
во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных
музыкальных произведений, уточнил мой вкус и - что я в течение всей моей
карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным - наглядно обучил
музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес"
Уже через год после дебюта в Тифлисе, где впервые были исполнены такие
партии, как Мельник в „Русалке" Даргомыжского и Мефистофель в „Фаусте"
Гуно, Шаляпин пробует свои силы в столице на сцене прославленного Мариинского
театра. Однако здесь он пробыл недолго. В 1896 году в Нижнем Новгороде
певец познакомился с С. И. Мамонтовым, встреча с которым определила его
дальнейшую судьбу. Мамонтов почувствовал, угадал будущее Шаляпина, в творческой,
живительной атмосфере Московской русской частной оперы талант артиста
развивался и крепнул не по дням, а по часам.
Ведущее место в репертуаре мамонтовского театра занимала русская опера.
Первый триумф Шаляпина связан с партией Грозного в „Псковитянке"
Римского-Корсакова, Вдумчивая режиссура Мамонтова, впечатления от картин
И. Репина, В. Шварца, В. Васнецова, скульптуры М. Антокольского способствовали
созданию противоречивого, сложного образа царя-тирана. Впервые современники
ощутили то новое, что было характерно для всего последующего творчества
Шаляпина - неповторимый синтез драматического мастерства с редчайшей музыкальностью,
Увидев Грозного-Шаляпина на гастролях оперы Мамонтова в Петербурге, В,
Стасов - признанный патриарх русского искусства -восклицал в статье „Радость
безмерная": „Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант
народился".
В тесном содружестве с художниками, оформлявшими спектакли в Частной опере
Мамонтова, — В. Поленовым, В. Серовым, К. Коровиным, М. Врубелем, научившими
певца внимательному отношению к гриму, костюму, пластическому решению
каждой роли, - создавались яркие, поражавшие новизной образы Варяжского
гостя в „Садко", Сальери в „Моцарте и Сальери" Римского-Корсакова,
ассирийского военачальника Олоферна („Юдифь" Серова), Досифея („Хованщина"
Мусоргского), Партию Бориса Годунова в опере Мусоргского, ставшую лучшим
созданием артиста, Шаляпин проходил вместе с Сергеем Васильевичем Рахманиновым,
который был приглашен дирижировать спектаклями Частной оперы. Тогда же
началась дружба артиста и композитора, много раз выступавших вместе в
концертах. Рахманинов посвятил Шаляпину несколько своих романсов, любил
аккомпанировать певцу. Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы
для совместного выступления в концертах, чуткий гениальный певец подхватывал
малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова
и исполнял вещи так, как только он мог это сделать", - вспоминала
двоюродная сестра и биограф Рахманинова С. А. Сатина.
В 1899 году Шаляпин возвратился на императорскую сцену, став солистом
Большого и Мариинского театров. Начало двадцатого века связано с расцветом
его творчества, славой и признанием на родине и за ее пределами, В 1901
году он впервые едет на гастроли в „оперную столицу" Европы Милан,
чтобы спеть Мефистофеля в опере Бойто на сцене Ла Скала. Признание миланцев,
горячо принявших выступление русского певца, выразил в своем восторженном
отклике знаменитый итальянский тенор Анджело Мазини, который написал в
газету „Новое время": Пишу вам под свежим впечатлением спектакля
с участием Вашего Шаляпина. Это и прекрасный певец и превосходный актер,
а вдобавок у него прямо дантовское произношение". Участие Шаляпина
в исторических русских концертах в Париже (1907 г.), а затем в Русских
сезонах, организованных С. П. Дягилевым (1908-1914), становится огромным
событием в музыкальной жизни Европы.
Необычайно требовательный к себе, Шаляпин никогда не переставал работать
над своими ролями, постоянно совершенствуя те образы, которые казались
его современникам настоящими шедеврами. В своей душе я ношу образ Мефистофеля,
который мне так и не удалось воплотить", - писал он на склоне жизни".
Даже тогда, когда музыка оперы была несовершенной, как, скажем “Дон Кихот"
Ж. Массне, артист умел так обогатить партию глубоким содержанием, выразительной
пластикой, вдохновенной игрой, что публика забывала о слабости музыкальной
драматургии.
Обширным и разнообразным был концертный репертуар певца. Его выступления
на эстраде составили особую, блистательную страницу камерного пения. Большой
драматический дар, сила сценического воображения помогли Шаляпину создать
целую галерею портретов, психологически точных характеров, будь то инфернальный
Мефистофель („Песня о блохе“) или несчастный, обреченный на смерть крестьянин
(„Трепак").
Певец неизменно включал в свои программы и лирические произведения: песни
Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова.
Б. В. Асафьев вспоминал: „Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало,
так сосредоточенно, так „вглубь", что, казалось, он с театром ничего
общего не имеет. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им.
Например, помню: „Во сне я горько плакал" Шумана - одно звучание,
голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, — а исполнителя словно нет,
и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного
человека. Звучит одиноко голос - и в голосе всё: вся глубь и полнота человеческого
сердца."
Горький считал Шаляпина „лицом символическим", „образом демократической
России." Знаменитая „Дубинушка", спетая Федором Ивановичем в
ресторане „Метрополь" в 1905 году (этот эпизод вошел в роман Горького
„Жизнь Клима Самгина”, казалась писателю предвестием грядущих революционных
событий. Знание глубин и тягот народной жизни делали шаляпинское исполнение
русских песен особенно проникновенным. „Шаляпин среди наших певцов - что
русская песня среди всей слушаемой нами музыки. органическое порождение
русского климата, русской природы, вольных просторов русских степей, свежего
воздуха русских лесов, всей шири и глуби русского характера и русского
национального гения." — писал композитор и музыкальный критик В.
Г. Каратыгин.
После Октября Шаляпин работал особенно интенсивно -как певец, оперный
режиссер, общественный деятель. Его аудитория в эти годы стала поистине
массовой. Не случайно именно Шаляпин вместе-с М. Н. Ермоловой впервые
в истории страны были удостоены звания Народных артистов республики.
В 1922 году Шаляпин уехал на длительные гастроли за границу. На одном
из его последних концертов побывал начинающий тогда певец С. Я. Лемешев.
Он навсегда запомнил, как прощался артист с московской публикой. „Ясно
одно, — писал впоследствии Лемешев, — после Шаляпина уже нельзя было петь
так, как пели до него. Великий певец открыл новые возможности выразительно
спетого слова и могущественные силы, таящиеся в романсе, в песне, в оперном
образе, показал всему миру величие русской музыки”
Последние шестнадцать лет жизни Шаляпина прошли на чужбине. Возвращение
на родину для него, как и для многих других деятелей русской культуры,
в сложной политической атмосфере того времени оказалось невозможным. Шаляпин
умер в Париже 12 апреля 1938 года. В 1984 году прах великого артиста был
перенесен в Москву на Новодевичье кладбище.
Огромен и неиссякаем интерес к творчеству Шаляпина у нас и за рубежом,
голос его постоянно звучит по радио, с многочисленных пластинок. В настоящий
сборник из репертуара певца - третий по счету, выпускаемый издательством
„Музыка", — включены арии из опер, романсы и песни, которые дополнят
представление любителей вокальной музыки о его творческом облике.
Е. Дмитриевская
Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с
Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с
Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с
Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с
Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с
Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с
Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с
Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с
Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с
|
русский оперный певец (1873-1938)
Его считают сценическим олицетворением русского мужика, точнее, лучших его сторон. А на самом деле он - основоположник целого направления в искусстве русских «поющих актеров».
«Всякая музыка,- говорил Шаляпин,-всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувство, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия». И правда, все творчество этого певца являет собой пример вдохновенного служения искусству, презрения к ремесленничеству, неустанного поддержания требовательности к себе, Шаляпин по сей день заслуженно считается величайшим представителем русской вокальной школы.
Летом 1896 года он выступал в оперной труппе С. Мамонтова на Нижегородской ярмарке. Там певец лично познакомился с известным меценатом и любителем музыки С. Мамонтовым, который, впечатленный одухотворенностью артиста, пригласил его в Московскую частную русскую оперу, где Шаляпин сразу занял положение ведущего исполнителя. Он пел Ивана Грозного, Досифея, Бориса Годунова и другие партии. Известный музыкальный критик В. Стасов писал о 25-летнем Шаляпине: «Одним великим художником стало больше». Получить такую оценку от именитого критика означало многое...
Так ошеломленный Шаляпин узнал, что его мемуары уже напечатаны в России - причем без его ведома и согласия. Большевики, видимо, считали, что имеют право печатать мемуары «народного артиста» по своему усмотрению - ведь артист-то «народный». На деле это означало особенный, новый, пролетарский подход к закону об авторских правах, и «новаторство» это Шаляпину очень не понравилось. Горький неоднократно писал артисту письма, в которых просил не публиковать свои претензии к Советской власти, не «позорить себя», однако Шаляпин не прислушался к его советам.