Большое музыкальное произведение которое исполняет симфонический оркестр. О симфоническом оркестре. Другие произведения для фортепиано

22.06.2019

Как называются музыкальные инструменты, изображённые ниже?

Какие инструменты солируют в этих музыкальных произведениях?

1. К. Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

2. И. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

3. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

4. А. Лядов. «Шуточная» из «Восьми русских песен для оркестра»

5. П. Чайковский. «Вальс цветов» (основная тема) из балета «Щелкунчик»

6. Н. Римский-Корсаков. Тема Шахерезады из симфонической сюиты «Шахерезада»

7. К. Сен-Санс. «Слон» из сюиты «Карнавал животных»

8. П. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

9. С. Прокофьев.Тема дедушки из симфонической сказки «Петя и волк»

Инструменты: валторны, виолончель, кларнет, контрабас, скрипка, фагот, флейта, флейта-пикколо, челеста.

Кроссворд


По горизонтали . 3. Скорость исполнения музыкального произведения. 4.Медный духовой инструмент с выдвижной трубкой-кулисой. 5. Низкий мужской голос. 6. Соотношение звуков по длине, чередование длительностей. 8. Окраска звука, присущая голосу или инструменту. 10.Медный духовой инструмент, название которого переводится как «лесной рог». 12. Высокий мужской голос.

По вертикали . 1. Последовательность аккордов, их сочетание между собой.

2. Высокий струнно-смычковый инструмент. 5. Средний мужской голос. 7.Самый низкий из группы струнно-смычковых инструментов. 9. Шумовой ударный инструмент. 11. Деревянный духовой инструмент.

Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.

Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки , - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей -- быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма - жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра -- Ф.Лист.

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Диагностическая работа по музыке для 6 классов

Инструкция для учащихся.

Период выполнения диагностической работы 1 урок.

Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 14 заданий.

Часть 1

Задания 1-10

К каждому заданию приводится три варианта ответа, из которых только один верный. Впишите в бланк ответа в соответствии с цифрой задания правильную букву.

Часть 2

Задания 11-12

Выбор правильного ответа на соответствие термина и его определения, автора музыки и его произведения.

Впишите в бланк ответа в соответствии с цифрой задания правильную букву.

Часть 3

Задания 13-14

13. В конце задания имеются слова, которые необходимо по смыслу вставить в текст. Данные слова впишите в бланк ответов.

14. Следует дать развёрнутое пояснение в бланке ответов.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I

1. Литературные произведения, которые в древности принято было не рассказывать, а петь:

а) загадки;

б) сказки;

в) былины.

2. Музыкальное произведение, предназначенное для пения без слов:

а) вокализ;

в) романс.

3. Торжественная государственная песня:

в) кантата.

4.Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента:

а) концерт;

в) симфония.

5. Подберите правильное определение слову полифония :

а) в переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

б) музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.

в) музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.

а) композитор М. И. Глинка и поэт В.Гёте

б) композитор М. И. Глинка и поэт А.С.Пушкин;

в) композитор П.И.Чайковский и поэт А.С.Пушкин.

7. Н. А. Римский-Корсаков написал к 100-летию А. С. Пушкина оперу:

а) «Садко»;

б) «Снегурочка»;

в) «Сказка о царе Салтане».

8. Санкт-Петербургская консерватория носит имя:

а) М.И.Глинки;

б) Н. А. Римского-Корсакова;

в) П. И. Чайковского.

9. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга носит имя:

а) М.И.Глинки;

б) Н. А. Римского-Корсакова;

в) П. И. Чайковского.

10. Из перечисленных фамилий выберите только фамилии известных вам русских композиторов:

а) К.И.Чуковский, А.С.Пушкин, Н.В. Некрасов;

б) Ф.Шуберт, Э.Григ, Л.Бетховен;

в) В.Кикта, В.Гаврилин, С.Рахманинов.

Часть II

11. Установите соответствие между названиями средств выразительности с их определениями:

12.Сопоставьте названия произведений и композиторов:

Часть III

    Вставить пропущенные слова по смыслу:

В своём дневнике художник В.Борис-Мусатов пишет о взаимопроникновении музыки и живописи:

« Я сижу дома и задаю ____________________ себе одному.

В них вместо ______________все краски. Я _______________________________.

Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые _________________________.

Мои помыслы – краски, мои краски - __________________».

Слова: импровизация, напевы, звуки, концерты, симфонии.

    Обоснуйте выбор слов-терминов.