Что значит большая форма музыкального произведения. Билеты по музыкальной литературе. формы

19.04.2019

Музыкальная форма - это структура всего произведения, его строение.

Существуют внешние, и внутренние признаки членения муз. произведения, признаки формы.

Внешние – это жанр произведения: инструментальная музыка или вокальная, миниатюра или крупное произведение, лирическая или танцевальная. Жанр уже определит возможный круг форм. Информация о жанре в заглавии произведения, в нюансах, темпах, метре, в муз. складе, в фактуре. Внешние признаки членения – это нотный текст: знаки сокращения нотного письма, репризы, появление нового нюанса, изменение темпа или возвращение к прежнему, – все это признаки нового раздела. К внешним признакам можно отнести изменение метра, ключевых знаков, изменение фактуры.

Внутренние признаки в самом музыкальном материале. Для успешного анализа формы необходим гармонический анализ (все представленные ниже формы – формы классического гомофонно-гармонического стиля, структуры, в формообразовании которых главенствует гармония). Необходимо обращать внимание на фактуру, необходимо сольфеджировать и слышать в совокупности с гармонией мелодические линии, выявлять функции муз. материала , типы изложения и методы развития его, повторы тем и тематического материала, различать «рельеф» (изложение тем) и «фоновый» материал.

В муз. произведении музыкальный материал может восприниматься (по Тюлину ) в трех качествах, - функциях материала :

основной материал подготавливающий завершающий

(показ, экспозиция)

Способин предлагал6 функций музыкального материала в произведении, детализирующие предыдущие:

изложение реприза вступление середина связка заключение

темы

Индивидуальность материала, то есть его функция, зависит от особенностей муз. языка, т.е. от типа изложения (по Способину). Их 5:

экспозиционный вступительный, серединный, связующий заключительный

тип изложения типы изложения тип изложения

Структурная оформленность, Серединный тип изложения; Многократное

замкнутость; гармоническая и возможен расширенный по- кадансирова-

тональная устойчивость, луавтентический каданс с ние; возможен

фактурное единство. модуляционным переходом; Т органный

возможен Д органный пункт. пункт, МТС -

Возможно 2 – 3 такта фактур- суммирование.

ной подготовки,- Структурная неоформленность,

может быть, разомкнутое или разомкнутость; гармоническая

замкнутое предложение,- крат- и тональная неустойчивость, текучесть;

кий тезис. возможен Д органный пункт.

В сложных формах возможно Разновидность – разработка (как тип изложения).

крупное построение середин- Ее признаки: -тематическое вычленение,

ного типа изложения. -секвентное развитие,

Полифонические средства.

В процессе анализа произведений сложных форм удобно обозначать на черновике последовательность разделов буквами: заглавными (А, В, С и т.д.) основные разделы, прописными – подразделы. При необходимости – более конкретно: С – середина, R – разработка, СВ – связка, А1, А2 – варьированный повтор, Вступ., Закл., Кода, и т.п. Иногда необходимо в схеме дополнительно отмечать структуры изложения тем, тональные планы, количество тактов, тематический материал. Это помогает делать обобщения.

Памятка для начинающих.

Чтобы определить границу темы (завершение мысли), иногда достаточно найти заключительный каданс: Д7 – Т (на сильном вр., в мелод. положении примы).

Простая ОДНОЧАСТНАЯ - это форма произведения, в основе которого одна музыкальная тема.

Наиболее типичная структура одночастной формы (муз. темы) – период разных типов: расширенные, часто, с дополнениями, сложные периоды, иногда свободные построения.

В произведениях в одночастной форме часто бывают вступления и заключения, как и во всех других формах. В сложных формах – коды.

Область применения: инструментальные и вокально-хоровые миниатюры, прелюдии, песни, романсы, пьесы педагогического репертуара.

Разновидность – развитая одночастная форма.

Простая ДВУХЧАСТНАЯ – форма произведения, основанная на изложении темы и ответного к ней муз. материала.

первая часть вторая часть

тема ответный муз.мат.

тезис подтверждение тезиса

По тематическому материалу II часть бывает:

На материале I части (а - а 1 ),

На обновленном материале (а – б ),

- репризная двухчастная («с включением», по Тюлину ), когда во II части вводится неустойчивый серединного типа материал («включение»), после чего повторяется второе или первое предложение I части. (реприза ):

первая часть вторая часть

Тема, период

а б с б

1 предл II предл. неуст. (или а)

середин.

материал

Вдвухчастной форме возможны повторы разделов, выписанные композитором или обозначенные: А Б;

Памятка. Повторы (со знаком репризы или выписанные) форму не меняют.

Повторное строение во II части для двухчастной формы не характерно. Возможно, это варьированная строфа (вокальная форма) в инструментальной музыке.

Область применения: прелюдии, инструментальные и хоровые миниатюры, программные пьесы, танцы, песни, романсы.

Разновидности двухчастной:

- развитая двухчастная;

- старинная двухчастная;

- сложная (составная) двухчастная, когда каждая часть в простой двухчастной или трехчастной форме.

- двойная двухчастная (варьировано повторенная):

: А В А1 В1 (схематически - А В)

Простая ТРЕХЧАСТНАЯ - это форма,

I часть которой – изложение темы,

II часть (середина) - муз. материал контрастный тематически или по типу изложения к теме,

III часть (реприза) - повторение исходной темы:

первая часть середина реприза

Середина по тематическому материала может быть

На материале темы: А - А1 - А;

На новом материале: А - В - А;

Разработочной: А - R - А;

Типа связки: А - СВ - А.

(Три разные темы, -А–В–С,- не образуют трехчастную форму. Это может быть составная форма, может быть вокальная варьированная строфа в инструм. музыке.)

Реприза бывает точная (статическая ; ее изначальный вариант Da Capo al Fine, т.е. с начала до слова конец) и измененная (динамическая),- от нескольких звуков до значительного.

Возможны повторы выписанные композитором или обозначенные:

А В А и т.п.

Последний вариант с выписанным варьированным повтором II-й и III-ей части,- А - В - А1 - В1 - А2 ,- называют трех-пятичастной (Способин) или двойной трехчастной формой.

Трехчастную форму с активным тематическим развитием можно назвать развитой трехчастной.

Область применения: прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, программные пьесы, хоры, песни, романсы, арии.

Сложная ТРЕХЧАСТНАЯ – форма, каждая часть которой является простой двухчастной, трехчастной и т.п. формой.

Сложная от слова сложение, сумма простых.

первая часть средняя часть реприза

пр. 2х ч. 3 типа: точная (статическая),

пр. 3х ч. (вариант – Da Capo, «с начала»)

3х-5ти ч. или измененная (динамическая),

и др. часто сокращенная

Trio (трио) или magore, minore. Эпизод - поздний Составная ср. часть, т.е.

Самый ранний тип ср. части. Ха- тип ср. части: с кон- состоящая из 2х-3х замк-

рактерно для оживленной жанро- ца XVIII в.. Харак- нутых построений (муз.

вой музыки. Трио отличает замк- терен для умеренной тем), не образующих

нутость формы (пр.2х ч., 3х ч..) и или медленной музы- форму. Характерна для

подчеркнутый контраст: жанровый, ки. Обычно это 2-3 вальсов.

ладовый, тональный, темповый, разомкнутых постро-

фактурный. ения, гармонически

Название «Trio» возникло в неустойчивых, текучих.

17 в., когда в орк.произв. 3х ч.

формы танц. музыки ср.часть, в отличие от остальных, исполнялась

только тремя, обычно, деревянными духовыми инструментами.

Область применения.

Форма отличается замкнутостью, устойчивостью, и используется в произв. самых различных жанров: маршах, полонезах, вальсах, ноктюрнах; в сонатно-симфонических циклах в средних частях: в менуэтах, скерцо, в медленных частях.

РОНДО – форма, где основная тема (рефрен) проводится не менее 3х раз, а между ее проведениями муз.материал иного содержания (эпизоды).

эпизоды

А- В - А - С - Аи т.д. А Термин «рондо» имеет 2 значения:

1. Рондо – жанр оживленной песенно-танцевальной музыки. Фр.rondeau – круг,

Рефрен хоровод; refrain – припев.

2. Рондо – форма. Произведения в форме рондо чаще соответствуют жанру рондо. Но форма рондо встречается и в медленной музыке.

Старинное рондо (куплетное).

XVII – XVIII в. .Рондо Дакена, Рамо, Куперена.

Количество частей от 5 и более.

Рефрен обычно в структуре периода.

Однотемное: А - А1 - А - А2 - А и т.д. А; (эпизоды на материале рефрена);

Двухтемное: А - В - А - В1 и т.д. А. (эпизоды на самостоятельном материале).

Классическое рондо.

XVIII в.. Основной тип - пятичастное рондо. Характерно обострение контраста рефрена и эпизодов. Рефрен обычно в пр. 2х ч. или пр.3х ч. форме.

По тематическому материалу и по типу изложения в эпизодах встречаются самые различные варианты рондо:

А В А С А - с двумя различными эпизодами;

А В А В1 А - эпизоды на одном тематич. материале;

А В А R А - разработка во втором эпизоде;

А А1 А В А или А В А А1 А - эпизод на материале рефрена.

Кода может быть отдельной, может быть совмещенной с последним проведением рефрена.

Рондо XIX XX века. Характерно усложнение структуры. Рефрен может варьироваться, могут изменяться тональности в его повторениях. Нередко обостряется контраст рефрена и эпизодов. Последние могут быть обособленными по форме: пр.2х, 3х ч..

Характерная черта рондо XIX- XX в. – использование формы в неразрывной связи с программой, обозначенной заглавием или подразумеваемой: Интродукция и рондо-каприччиозо Сен-Санса, Арабески Шумана, «Джульетта – девочка» Прокофьева и др..

Область применения. Рондо широко исп. как форма отд. произведения (инструментального, вокально-хорового), как часть циклического сочинения (сонаты, симфонии), как форма оперной сцены.

ВАРИАЦИИ (тема с вариациями) (вариационная форма) представляют собой изложения темы и нескольких повторений ее в измененном виде.

тема вариации……

А А1 А2 А3 и т.д.

Вариации на basso ostinato (остинатный, неизменный бас), XVI-XVII в., – это вариации, построенные на повторении темы в басу. Темой может быть построение 4 – 8 тактов замкнутое (период или предложение) или незамкнутое, вторгающимся кадансом переходящее в вариацию. Количество вариаций в цикле от нескольких до нескольких десятков). Бах. Чакона d - moll для скрипки соло; «Crucifixus» из Мессы h - moll .

Вариации на basso ostinato в большинстве - это жанр пассакалии или чаконы. И то и другоестаринные, медленные трехдольные скорбные танцы – шествия.

Различия их неопределённы. Считается, что для пассакалии характерна одноголосная тема с началом с третьей доли такта, а для чаконы – тема аккордово-гармонического склада.

Позднее вариации на basso ostinato и пассакалия стали синонимами,- жанром философского осмысления жизни, что объясняет возрождение интереса к ним у композиторов XX века. Шостакович. Симф. № 8,ч.III; Концерт для скрипки, ч.III.

В циклах вариаций всех типов, как правило, наблюдается форма второго плана ,- чаще, это трехчастность (реже, рондо): Первые вариации обычно близки к теме (первый раздел). Интенсивное варьирование в следующих вариациях, кульминационная фаза,- средний раздел. Последние несколько вариации обычно возвращают к звучанию исходной темы (реприза).

Строгие вариации. Их можно назвать классическими (XIXвек). Можно назвать фактурными (фактура – основной метод варьирования). Строгие вариации называют орнаментальными : всевозможные опевания, мелизматика мелодически и ритмически орнаментируют , преобразуют ведущий голос, но тема всегда «просвечивает», узнается.

Тема обычно в пр.2х ч. или 3х ч. форме. Структура ее в вариациях, кадансы, гармония сохраняются. Моцарт. Сон.№11,ч.1.

Разновидность строгих – двойные вариации . В их основе изложение двух тем (обычно, жанрово контрастных) с последующим поочередным варьированием их.

Бетх. Симф.№5,ч.II.

Свободные вариации. (XIX в.) Их условно можно назвать жанровыми: активное варьирование (изменение фактуры, темпа, тональности) нередко преобразует каждую вариацию в жанрово индивидуальную пьесу, превращая вариации в сюитный цикл. Шуман. «Симфонические этюды».

Вариации soprano ostinato , (глинкинские), - на неизменную тему в сопрано. Варьируется сопровождение (фактура, гармония). Характер варьирования часто в прямой зависимости от содержания поэтического текста. Глинка. «Персидский хор».

ВОКАЛЬНЫЕ формы

Формы вокальной и хоровой музыки

Специфика вокальных форм обусловлена синтетичностью жанра: взаимодействием музыки и поэзии с отличительными принципами формообразования.

Основные – куплетная форма и строфическая. Суть их в неизменно повторяющемся музыкальном материале на разные слова (т.е. с меняющимся поэтическим текстом).

Куплетная - форма типично песенная. Главный признак ее - наличие запева и припева.

I куплет II куплет

А - В А - В и т.д.

Запев – это музыкальная мысль, тезис (в поэтическом тексте его функция информативная). Функция припева - подтверждение музыкальной и поэтической мысли запева,- резюме. В припевах с неизменным текстом (что наиболее типично) его функция - утверждение общей идеи произведения.

Куплет объединяет обычно 1-2 строфы поэтического текста.

Строфа в поэзии - это несколько строк (стихов) (от 2х и более), объединенных системой рифм. В 4х строчной стопе, например, может быть смежная рифма (парная) - аа бб , перекрестная - аб аб, охватная (опоясанная) – абба.

По структуре куплет (соотношение запева и припева) может быть различным.

Структурой запева может Роль припева в этом случае может выпол-

быть замкнутое предложение . нять повторение последней фразы , иногда – полное повторение запева хором, или с

подводкой («Гулял по Уралу Чапаев-герой»).

Запев может быть в структуре припев – повторение второго предложения.

периода , Припевом может быть фраза-дополнение как бы третье предложение, образующее сложный период («Зачем тебя я, милый мой, узнала»).

Весь куплет может быть в простой двухчастной форме , где I ч. – запев , II ч. – припев , и даже в сложной двухчастной (Дунаевский. Марш энтузиастов.).

Наконец, запев и припев могут быть на самостоятельном муз. материале, т.е. две разные темы, не образующие форму («Песня о Родине» Дунаевского»).

«Песня о Родине» - пример куплета с припевом на первом месте, что не является исключением.

Встречается два припева в куплете, точнее, припев к припеву; иногда он в качестве инструментального отыгрыша (Алябьев. «Соловей», Глинка. «Венецианская ночь»).

Куплетно-вариационная форма , - с изменением (варьированием) муз. материала в куплете (от нескольких звуков до значительного.).

Строфическая форма, когда в повторяющемся музыкальном материале нет деления на запев и припев:

I строфа II строфа III строфа

А А А и т.д. В музыкальной строфе, как и в куплете, одна, две (иногда и более) поэтические строфы. Форма строфы может быть одночастная, двухчастная.

Варьированная строфа , - с изменениями музыкального материала в строфах (от нескольких звуков – А - А1 - А2 и т.д., до значит. обновления - А – Б - С и т.д.).

Иная терминология в фольклористике .

Повторяющийся муз. материал в народной песне (в любом случае) называют (как принято у народных певцов) куплетом . Объем куплета (и вместе с этим структура, т.е. форма всей песни) определяется поэтическим текстом. В основе куплета может быть строфа (строфическая структура), может быть одна поэтическая строка (строчная структура). Куплет может содержать (иметь в основе) даже одну фразу (фразовая структура): Весна – красна.// Что ты нам при-нес-ла? // Мо–ло–ду – шеч – кам - // По ди–тё – ноч – ку …//. В куплете может быть припев . Припев называют рефреном , если это неизменно повторяющаяся лексическая конструкция: «Ой рана на Йвана», «Ай люли-люли» и т.п. По своему местоположению рефрен может быть концевым (в конце куплета), начальным, обрамляющим . «Народное музыкальное творчество» под ред.

А.Ф.Камаева и Т.Ю.Камаевой. М.,2005. с. 29-35.

Термин «строчная форма» используется и в профессиональной академической музыке (А.П.Милка.С-Пб).Строчной принцип формообразования отличает хоровые произведения Ипполитова-Иванова «Крестьянская пирушка», «О лебеди белой». В инструм. музыке – «Мужик на гармонике играет» Чайковского (Детский альбом.)

Сквозная форма – форма вокальной музыки, развертывание муз.материала в которой полностью подчинено развитию содержания (сюжета) поэтического произведения (обычно сложного композиционно). (Шуберт. Баллада «Лесной царь»)

В вокально-хоровой музыке столь же широко используются формы инструментальной музыки.

И наоборот. Вокальные формы широко используются в инструментальной музыке, прежде всего, в произведениях лирических жанров, родственных вокальным. Пример этого и формы с припевом (Шопен. Вальс cis - moll ; Моцарт. Сон. №11, IIIч.). Вокальные принципы формообразования - стилистическая особенность музыки (инструментальной, в частности) XIX века.

Вокальная музыка, повторяем, – жанр синтетический, жанр взаимодействия музыки и поэзии. В связи с этим,

при анализе вокального произведения необходимо обратить внимание на некоторые отличительные особенности языка вокально-хоровой музыки

(По материалам брошюры И.Лаврентьевой «Вокальные. формы в курсе анализа муз. произведений.». М.,1978, с.6-37).

I . Характер прочтения поэтического текста.

Музыка (композитор) может:

- Подчеркивать и углублять доминирующее настроение стихотворения.

- Заострять контраст, порой едва намеченный в тексте.

Даргомыжский. «Титулярный советник».

- Выявлять эмоционально-психологический подтекст (скрытый смысл).

Чайковский. «Ночевала тучка». Подчеркнутый контраст поэтического текста у Лермонтова Чайковский нивелирует однородностью фактуры и даже повторностью муз. материала в I-й и II-й строфе. В итоге сдержанное звучание хора обнажает философский подтекст стихотворения, - молитвенность.

- Вводить живописно-изобразительные моменты, «дорисовывать» содержание.

Глинка. «Попутная песня».

Рахманинов. «Весенние воды».

- Использовать прием «обобщения через жанр».

Глинка. «Венецианская ночь» .Жанр баркаролы, обозначенный Пушкиным в заглавии стихотворения, получил реальное звучание в музыке.

- Может представить неадекватный. индивидуальный вариант прочтения текста.

Кюи. «Уснуло все». Пессимистическую концовку стихотворения Ратгауза.- «но без любви мертва природа; в ней счастья нет.» (черты обреченности, мрачности – стилистическая особенность творчества поэта) композитор «читает» в радостных, восторженных тонах как гимн любви.

II . Тип мелодики:

речитатив,

речитативно-декламационный тип,

декламация,

декламационно-ариозный тип или

кантилена?

Этот ряд обнаруживает закономерность постепенного перехода

от господства речевого начала, к интонационному обобщению,

от наиболее близкого выражения господству чисто музыкальных

интонации речи принципов развития мелодики,

что так же важно для исполнительской трактовки произведения.

«ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРОГРАММЕ

ФОРТЕПИАННОГО КЛАССА ДМШ и ДШИ»

Методическая работа

Преподавателя класса фортепиано Егорьевской детской школы искусств

Енгалычевой Ирины Алексеевны

«Под конкретностью музыкальной формы нужно подразумевать способность музыки выражать и активизировать жизненное содержание, сливаясь с образом, идеей и чувством»

С. Фейнберг

С первого класса педагог требует от ученика осмысленного исполнения программы. Он доступным языком объясняет ребенку содержание произведения, тщательно работает над техникой, оттенками, фразами. Но к понятию музыкаль-ной формы он подводит его позже.

Очень часто учащиеся старших классов не могут определить границы экс-позиции, разработки, репризы в исполняемой ими сонате, не знакомы с принци-пом построения фуги. Именно поэтому у них случаются срывы и неудачи на кон-цертах, экзаменах и зачетах.

Одной из распространенных ошибок является исполнение учеником побоч-ной партии сонатного аллегро в репризе в тональности экспозиции. Или же другая ошибка: забыв какое-то место в середине или в конце инвенции, ученик начинает играть произведение с самого начала вместо того, чтобы вернуться и повторить тот раздел формы, где она произошла. Педагог объясняет такие ошибки сцениче-ским волнением. Но на самом деле одной из важных причин «распада» формы на эстраде является неосведомленность учащегося в вопросах, касающихся законо-мерностей строения музыкального произведения.

Вопросы изучения музыкальной формы в старших и младших классах имеют свою специфику, обусловленную различием в возрасте и уровнем подго-товки. Ученик младших классов должен знать такие музыкальные термины как «цезура», «фраза», «реприза», «секвенция», «кульминация» и т.д. Затем, в сред-них и старших классах знания углубляются и уточняются.

С самого начала ребенок должен представлять, что первичной смысловой ячейкой музыки является фраза. Объясняя строение конкретной музыкальной фразы, педагог невольно проводит анализ: помогает учащемуся найти в ней логи-ческий акцент, прослеживает направление мелодической линии, разбирает интер-вальный состав. Самый яркий звук обычно бывает кульминационным, но подойти к нему можно по-разному. Если ход мелодии плавный, то и крещендо будет плав-ным, постепенным. Если же кульминация взята скачком, то требуется особо выра-зительное пропевание этого интервала. Когда во фразе две яркие точки, то нужно разделить ее на более мелкие построения и проработать их. Если ребенок этого не слышит и играет однообразно, можно попросить его спеть данный отрезок, выде-лив голосом выразительно значимые звуки. При фальшивом пении можно помочь ему подыгрывая на инструменте, а можно спеть данный отрезок вместе с ним, по-казав движением руки вверх кульминационные звуки.

Для наглядности нужно заставить его нарисовать цветным карандашом волнообразную линию, имитирующую движение данного отрывка. При этом бо-лее жирно выделить узловые моменты.


Это необходимо делать для того, чтобы направить слуховое внимание уче-ника на осмысленно выразительное исполнение. При этом будут задействованы не только слуховые центры, но также двигательный, и зрительный.

Добившись относительно яркого исполнения одной музыкальной фразы, педагог ведет ученика дальше. Таким же образом прорабатывается вторая, третья фраза и т.д. На следующем этапе работы мы объединяем несколько фраз в одно целое построение с единым общим центром - кульминацией. Для сравнения - пе-дагог может исполнить пьесу гладко, благополучно, но скучно (без кульминации), а потом - исполнить ее ярко, с воодушевлением. Это заложит в воображении уче-ника представление о музыкальном образе кульминации. Для наглядности вместе с учащимся можно изобразить волнообразными линиями строение исполняемой пьесы, более яркими цветами раскрасив кульминационные точки.

Работая с учащимися над музыкальным произведением, нужно иметь в виду, что конечной целью его разучивания является законченное и выразитель-ное исполнение. Поэтому в процессе работы педагог должен уделять внимание пониманию учащимся цельности, стройности формы исполняемого произведения. Очень важно не делать поправок по ходу исполнения пьесы. Исправленный эпи-зод нарушает закон формы, установленный автором. Если преподаватель будет с самого начала требователен в этом отношении, то и ученик будет работать над охватом целого: сначала будет меньше допускать ошибок, а потом добьется без-ошибочного исполнения.

Важным фактором исполнительского процесса является взаимосвязь части и целого. Нужно приучать ребенка сразу «входить в образ» исполняемого произ-ведения, так как первая фраза определяет характер и настроение всего произведе-ния. Для этого ему полезно перед началом выступления пропеть про себя первые такты пьесы.

В процессе исполнения ученик также должен следить за тем, чтобы не «спадали» кульминационные точки. Для этого надо научить учащегося рассчиты-вать звуковой рисунок так, чтобы образовывалась общая большая волна, ведущая к главной кульминации. Тогда исполняемое произведение будет целостным и ло-гически выстроенным.

Однако не стоит забывать и то, что смазанный конец произведения разру-шает общее впечатление от исполнения. Чем крупнее форма, тем сложнее охва-тить ее в целом. Поэтому нужно научить учащегося рассчитывать свои силы та-ким образом, чтобы он смог донести образ исполняемого произведения от начала до конца. Тогда его исполнение создаст единое и законченное впечатление.

Что же такое музыкальная форма? «Музыкальная форма - это строение му-зыкального произведения. Определяется она содержанием каждого конкретного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодей-ствием всех определенных звуковых элементов, распределенных во времени».

При всем богатстве форм музыки они разделяются на гомофонические и по-лифонические . Гомофонические формы - это те, где один голос имеет ведущее значение. А полифонические - это формы, в которых все голоса мелодически равноправны и самостоятельны.

Форма каждого произведения индивидуальна и неповторима. Тем не менее, законы и правила образования формы имеют общие признаки в строении. Каждая часть имеет свою функцию. Основных функций в форме - шесть: вступление, из-ложение темы/тем, связующая часть, середина, реприза и заключение.

Наименьшей формой, выражающей относительно законченную мысль, яв-ляется период .

Основные крупные разделы периода называются предложениями . Предло-жения периодов подразделяются на построения более мелкие - фразы. Фразу можно выделить по смыслу и, кроме того, она обособлена ритмически (признак фразы - две сильные доли). Фраза может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения - мотивы .

Периоды.

Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называ-ется однотональным . (Например, первый период «Адажио» Д. Штейбельта, пер-вый период «Мазурки» А. Гречанинова).

Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в дру-гой, называется модулирующим . (Например, первый период «Жаворонка» М. Глинки - начало - e-moll, конец - G-dur. первый период И. Баха «Менуэта » d-moll - начало - d-moll, конец F-dur).

Периоды бывают квадратного и неквадратного строения. Основные вари-анты квадратности выражаются в четырехтактовости частей: первое предложение - 4 (или 8 тактов) и второе предложение - 4 (или 8 тактов) (И. Баха «Менуэт» d-moll в 1-м периоде оба предложения по 4 такта И. Баха «Менуэт» G-dur в первом периоде каждое предложение по 8 тактов)

Встречаются периоды по 4 такта (2+2), где каждый такт можно принять за два (первый период «Колыбельной» Филиппа, первый период «Дождика» С. Май-капара). Примером периода неквадратного строения служат первые периоды пьес «В стране гномов» Роули (4+5) и «Хора» П. Чайковского (5+7).

Есть периоды повторного и неповторного строения. На примере пьес Чай-ковского «Полька», «Новая кукла» видно, что 2-ое предложение построено на по-вторении материала первого. Эти два периода повторного строения. А вторые предложения «Менуэта » d-moll И. Баха и «Декабря» П. Чайковского построены на новом материале. Это периоды неповторного строения.

Периоды, заканчивающиеся устойчивой каденцией, называются замкну-тыми (А. Майкапар «В садике», Д.Кабалевский «Клоуны»). Если же в конце пе-риода каденция неустойчивая, то такой период называется разомкнутым. (Б.Печерский «Сонная кукла»).

Есть расширенные и сокращенные периоды. У расширенных периодов уве-личено 2-ое предложение первые периоды пьес П. Чайковского «Июнь» и «Ян-варь»). Сокращение второго предложения применяется реже, в связи с тем, что оно имеет бо льший логический вес как завершение формы.

Период может выступать как самостоятельная форма (Ф. Шопен «Прелю-дия» A-dur»), а также быть составной частью музыкальной формы (см. ниже пе-речисленные примеры).

Простая двух-частная форма

Форма, состоящая из двух периодов называется простой двух-частной . Она подразделяется на репризную и нерепризную. В репризной двух-частной форме вторая часть обязательно должна иметь повторение одного из предложений пер-вой части. (Д. Штейбельт «Адажио» - во второй части повторяется второе пред-ложение первой части). В нерепризных двух-частных формах повторений во вто-рой части нет. (И. Бах «Маленькая прелюдия g-moll»).

Простая трех-частная форма

Простой трех-частной формой называется форма, которая состоит из трех периодов, где первая и третья части построены на одном и том же материале. Средняя часть может быть контрастной и неконтрастной . В трех-частных фор-мах середина может контрастировать с крайними частями в различных отноше-ниях - тональности, ладе, регистре, тембре, фактуре, кроме тематики. Это - не-контрастная форма. (П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Р. Шуман «Смелый наездник»). В контрастной же форме середина основана на новой теме, которая контрастирует с крайними частями (Д. Шостакович «Марш».

Существуют еще двойные трех-частные формы, в которых повторяются вторая и третья части, причем вместе. (Э. Григ «Танец эльфов», «Мелодия a-moll».

Сложная трех-частная форма

В этой форме каждая часть - простая форма (двух или трех-частная). Вторая часть в этой форме бывает двух типов:

а) типа трио - по всем выразительным средствам (мелодии, гармонии, мо-дуляций, фактуры) эта часть проще крайних частей. (П. Чайковский «Вальс» из «Детского альбома», Й. Гайдн «Соната G-dur» ч.2).

б) типа эпизода - здесь нет четкой формы. Развитие более свободное (много модуляций, секвенций, неустойчивых гармоний) (П. Чайковский «Май»).

Рондо

Рондо называется такая форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержания, чаще всего - нового. Повторяющаяся тема называется рефрен или главная пар-тия. Части, расположенные между проведениями главной партии, называют эпи-зодами.

Рассмотреть строение этой формы можно на примере «Рондо» Р. Глиэра. Начинается она рефреном, написанным в форме периода, который заканчивается в доминантовой тональности (8 тактов). Затем проходит первый эпизод, постро-енный на материале главной партии. Он написан в другом регистре, более напря-женный по характеру и более неустойчивый (8 тактов). За эпизодом опять прохо-дит рефрен (8 тактов), который плавно переходит во второй эпизод, который про-строен совсем на другом материале и более контрастен первому эпизоду и реф-рену. В нем меняется ритм, фактура, тональность. Заканчивается «Рондо» рефре-ном в основной тональности.

Форма рондо относится к сочинениям крупной формы. Рондо может пред-ставлять собой как самостоятельное произведение, так и часть цикла.

Вариации

Среди произведений крупной формы видное место занимают традиционные циклы. Они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. Цель-ность вариационного цикла достигается тематическим единством. Большое зна-чение имеют цезуры между отдельными вариациями, которые разъединяют их, тем самым размельчив или укрупнив форму.

Вариации бывают строгими и свободными . Строгие вариации связаны ме-жду собой тональностью и тематическим единством В программе музыкальной школы мы сталкиваемся, в основном, с формой строгих вариаций (Д. Кабалевский «Легкие вариации на тему словацкой народной песни»).

СОНАТНАЯ ФОРМА

Сонатной называется форма, основанная на противопоставлении двух тем, которые при первом изложении контрастируют и тематически, и тонально, а по-сле разработки обе повторяются в главной тональности.

Сонатная форма (сонатное аллегро) состоит из трех частей: экспозиции , разработки и репризы .

В экспозиции излагаются две противоположные темы - главная и побоч-ная . Главная партия написана в основной тональности. Между главной и побоч-ной темой существует построение, называющееся связующей партией . Эта партия основана на материале главной и подвергается развитию и преобразованию. Она выполняет соединительную роль, так как в ней содержится модулирование в то-нальность побочной партии. В теме побочной партии ярко выражены черты кон-траста к предыдущей музыке. Со стороны гармонии самое важное то, что побоч-ная партия в экспозиции проходит: в мажорных тональностях - в тональности до-минанты (В. Моцарт «Соната C-dur» г.п - C-dur, п.п - G-dur), а в минорных - в параллельном мажоре.(Й. Гайдн «Соната e-moll» г.п -, e-moll п.п - G-dur).К по-бочной партии примыкает последний раздел экспозиции - заключительная пар-тия . Она служит дополнением побочной и, как правило, протекает в ее тонально-сти.

Вторая часть сонатного аллегро - разработка . Для нее характерно прове-дение кратких оборотов тем экспозиции, полученных в результате вычленения, модулирующие секвенции и элементы полифонии. С гармонической стороны важна общая тональная неустойчивость и избегание основной тональности.

Последняя часть сонатного аллегро - реприза . Она представляет собой итог развития. В ней повторяется весь материал экспозиции в том же порядке, но с тональными изменениями. Связующая партия перестраивается таким образом, чтобы остаться в главной тональности, а побочная и заключительная партии - транспонируются в нее.

На примере «Сонаты D-dur» Й. Гайдна рассмотрим строение сонатного ал-легро. Экспозиция начинается изложением главной партии в основной тонально-сти. Написана она в форме периода (8 тактов). Характер ее решительный и на-стойчивый. За ней идет связующая партия (8 тактов), которая написана в той же тональности и по характеру похожа на главную. В ее последних тактах появляется доминантовая (A-dur) тональность. С 17-го такта начинается побочная партия, за-метно превышающая размеры главной (18 тактов) и состоящая из двух разноха-рактерных тем. Первая ее тема, по характеру утонченная и изящная и исполняется на Р. Вторая тема побочной партии - решительная и более напряженная. По ха-рактеру она напоминает предыдущий материал экспозиции и заканчивается раз-машистыми арпеджированными аккордами в тональности доминанты. Заключи-тельная партия (6 тактов) утверждает доминантовую тональность. Разработка по своему объему небольшая (20 тактов). Все темы экспозиции даются здесь в со-кращенном виде. Сокращение разработки идет за счет наложения одних тем на другие (в полифоническом сочетании). Реприза начинается главной партией, но второе ее предложение увеличено за счет внедрение в него второго элемента по-бочной партии. Связующая партия, наоборот, сокращена по сравнению с экспози-цией (6 тактов). Заканчивается она в доминантовой тональности. Побочная партия репризы начинается очень интересно: в верхнем голосе продолжается тональ-ность доминанты, а в нижнем - идет основная тональность. По протяженности побочная партия равна размерам ее в экспозиции. Заканчивается сонатное аллегро заключительной партией в основной тональности.

Подготовительным этапом к сонатам Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена служит маленькие сонатины, в которых в миниатюре происходит все, что харак-терно для сонатной формы.

ВИДОИЗМЕНЕНИЕ СОНАТНОЙ ФОРМЫ

Одним из наиболее типичных видоизменений сонатной формы является от-сутствие разработки(при нормальном строении экспозиции и репризы). Таким образом она становится из трехчастной формы двух частной. Но наличие в экспо-зиции двух разнохарактерных тем, в первой части протекающих в разных тональ-ностях, а во второй части - в одной, позволяет отличать ее от других форм (Н. Некрасов «.Сонатина e-moll» 2-ая часть).

ПОЛИФОНИЯ

В основе подголосочного вида лежит развитие главного голоса. Остальные голоса возникают как ответвление, обладают большей или меньшей самостоя-тельностью. Подголосочная полифония типична для народной, в частности рус-ской, песни.

Контрастная полифония основана на развитии самостоятельных голосов. Ей свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных го-лосах, вследствие чего, то один, то другой голос выступает на передний план (И. Бах. «Менуэт g-moll»).

Имитационная полифония основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодии (канон), либо мелодического от-рывка (темы).

Каноном называется непрерывная имитация. В ней воспроизводится не только тема, но и контрапункт к ней, затем контрапункт к этому контрапункту и т.д. Каноны, которые после нескольких имитаций прекращаются и переходят в какое-нибудь другое движение, называются конечными . Они имеют наибольшее практическое применение (И. Бах «Инвенция F-dur» двухголосная). Бесконечные каноны встречаются реже.

Высшей формой полифонического письма является фуга .

Фугой называется полифоническое произведение, начинающееся постепен-ным вступлением голосов с имитационным изложением темы, которая затем по-вторяется и в дальнейшем развитии произведения. Обязательным признаком фуги считается систематическое проведение темы в разных голосах. Фуга состоит из трех разделов - экспозиции, разработки и репризы. Границы ее разделов доста-точно условны и сглажены.

В экспозиции тема проходит во всех голосах. Это единственный раздел, имеющий постоянное строение. Тональности проведений темы - тоническое и доминантовое (поочередно). В трехголосных фугах - ТДТ, в четырехголосных - ТДТД. Ответ (проведение темы на Д) может быть реальным (точно странспониро-ванным на квинту вверх) или тональным (с небольшими изменениями). (В фуге И. Бах из 1-го тома ХТК c-moll ответ реальный, а в фуге gis-moll - ответ тональный). После экспозиции следует интермедия, приводящая к средней части. Интермедия основывается на вычленении материала из экспозиции.

Середина построена на серии одиночных и групповых проведений темы. Для средней части типично проявление тональной неустойчивости. Наиболее ха-рактерно начало средней части в тональности, параллельной к главной, или доми-нантовой.

Заключительная часть фуги основана на общем принципе репризности. Она начинается проведением темы в главной тональности. Иногда встречаются ре-призы, похожие на экспозицию в тонико-доминантовом тональном плане. Но чаще всего это одиночное или групповое проведение темы в основной тонально-сти.

Рассмотрим форму фуги на примере трехголосной фуги И. Баха C-dur из Сборника «Маленькие прелюдии и фуги». Она состоит из экспозиции, разработки и репризы. Начинается экспозиция проведением темы в среднем голосе в основ-ной тональности. Затем следует реальный ответ на квинту вверх в верхнем голосе. Заканчивается экспозиция проведением темы в басу в основной тональности. Ин-термедия, следующая за экспозицией, состоит из нисходящей секвенции, звено которой взято из первых звуков темы. Она приводит нас в тональность G-dur, в которой начинается разработка. В разработке тема проходит 4 раза: сначала в то-нальностях G-dur и C-dur, а затем, после небольшой связки, в тональностях a-moll и e-moll. За разработкой следует вторая интермедия, построенная на новом мате-риале. В конце ее звучит тема фуги в тональности субдоминанты (F-dur) в верх-нем голосе.

Реприза начинается проведением темы в основной тональности в среднем голосе. Потом она проходит еще раз в басу, тоже в тональности C-dur. Заканчива-ется фуга нисходящей секвенцией, построенной на материале первой интермедии, которая утверждает основную тональность.

Работа над формой музыкального произведения должна проводиться в те-чение всего периода обучения. Если в младших классах ученик усвоит важность значения музыкальной формы, то в старших классах он будет грамотно и более выразительно исполнять произведения, раскрывая при этом более полно их худо-жественный образ.

Работа с маленькими детьми наиболее ответственна и трудна, так как пер-вый педагог закладывает фундамент будущего отношения к музыке. Известный пианист и педагог И. Гофман сказал: «Начало, дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее».

Со строением музыкального произведения педагог знакомит учащихся с первых классов обучения. Процесс работы должен быть постепенным и прохо-дить с учетом особенностей детского возраста. Нужно постараться не отпугнуть ребенка скучными непонятными терминами, не заставлять зазубривать теоретиче-ский материал, а также не перегружать его мышление непосильными задачами.

Широко известно, что процесс обучения ребенка базируется на использова-нии тех психофизических особенностей, которые присущи каждой возрастной ка-тегории.

В своей педагогической деятельности я использую наглядный красочный материал (в виде разноцветных геометрических фигур: треугольников, квадрати-ков, и кружочков), который помогает образно и интересно представить маленьким детям исполняемое произведение в схеме. Таким образом материал легче воспри-нимается, быстрее усваивается и активизирует их творческие способности.

Если исполняемое произведение или его часть написана в мажорной то-нальности, то используются более яркие цвета фигур, в миноре - цветовая гамма более темная.

Сначала эти фигурки выполняют роль предложений в периоде, а лист бу-маги, на который они накладываются, выполняет роль периода. Так если

а) предложения одинаковые, то и фигурки берутся одной формы и одного цвета




б) одно из предложений в периоде дается с небольшими изменениями (варьирование, изменение ритма, с небольшим дополнением), то берутся одинаковые фигурки, но одна из них с точками


в) в одном из предложений меняется регистр или тональность, а музыкальный материал тот же, то берутся одинаковые фигурки разного цвета


г) предложения построены на разном материале, но не контрастируют между собой и написаны в одной тональности, то берутся разные фигурки одного цвета


д) предложения в периоде построены на разном материале и контрастируют между собой, то берутся разные фигурки разного цвета


Вариантов может быть много. Цвета, геометрические фигурки и их соотно-шения дети выбирают сами, объясняя, почему они выбрали ту или иную комби-нацию. (См. Приложение). Это будит их воображение, повышает интерес к работе и заставляет думать.

Ниже приведены несколько схем пьес школьного репертуара, изображае-мые детьми в схеме.

С. Майкапар «В садике»


Д. Штейбельт «Адажио»



Р. Шуман «Смелый наездник»


Д. Шостакович «Марш»






При дальнейшем усложнении формы разноцветные фигурки выполняют уже роль предложений, а затем и более крупных разделов произведения. Вот так, например, выглядит «Рондо» Р. Глиэра




А вот так дети представляют форму «Сонатины C-dur» М. Клементи





Здесь очень важен цвет тональности в экспозиции и репризе: в экспозиции темы проходят в разных тональностях, а в репризе - в одной. Для изображения неустойчивости и напряженности в разработке мы используем яркие цветовые со-четания.

Учащиеся младших классов кроме членения своих пьес на предложения и периоды, рисуют еще и фразировку, где более насыщенными цветами они обо-значают узловые точки, а самым ярким цветом (обычно красным) - кульминацию всего произведения.




Такая наглядность позволяет учащимся более осмысленно и выразительно исполнять свои произведения, а также правильно рассчитывать звуковой рисунок.

С целью более глубокого изучения определенного вида музыкальной формы я провожу с учащимися своего класса групповые занятия, объединяя их по классам. Проходят они следующим образом. Предварительно нарисовав схему формы произведения, каждый учащийся в классе подробно рассказывает его строение, объясняя при этом, почему он выбрал именно эту комбинацию фигур и цветов, а затем исполняет это произведение на инструменте. Остальные внима-тельно слушают и после выступления обсуждают его исполнение. Таким образом дети знакомятся с разновидностями изучаемой формы, а не только с формой ра-зученного ими произведения.

Иногда я объединяю возрастные группы для того, чтобы младшие учащиеся слышали в исполнении старших как при одной и той же схеме расширяются и ук-рупняются разделы формы. В результате у учащихся с раннего возраста приобре-тается навык по анализу формы музыкального произведения.

Список литературы, использованной при подготовке

1. Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано, М., 1982

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой, М., Российское музыкальное изд-во, 1996

3. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе, Л., Музыка, 1988

4. Коган Г. Работа пианиста, М., Музыка 1979

5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, М., 1982

6. Способин И. Музыкальная форма, М. Музыка 1984

7. Тимакин Е. Воспитание пианиста, М., 1989

8. Филатова Л. Пособие по теории музыки, Престо, М., 1999

9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М., Музыка, 1996

10. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или Я- детский педагог, СПб.

Предприятие С.-Петерб. союза художников 1996

11. Масару Ибука После трех уже поздно, (О воспитании детей: Пер. с англ.) М. Знание 1992

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схемы по разбору некоторых музыкальных форм,

выполненные учащимися Егорьевской ДШИ

КЛАССА ФОРТЕПИАНО, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЕНГАЛЫЧЕВА И.А.










2. Развитие и форма

В некоторых темах мы обнаружили признаки развития. Но настоящее, большое развитие начинается после изложения темы. В развитии может повторяться тема или отдельные её фрагменты, но всегда с изменениями. Иногда эти изменения бывают настолько значительными, что рождают совершенно другой музыкальный образ, но и в нём можно узнать интонации темы. Только что вы познакомились с нежной, певучей и очень светлой темой Чайковского. А дальше, в середине этой части Шестой симфонии, разворачивается трагедия, и вот одна из кульминаций этой трагедии. Основную мелодию играют трубы на пределе своей громкости:

Allegro vivo = 144

Но вслушайтесь в мелодию: это развитие секвенции из второй половины темы.

Как вы уже, наверно, поняли, для развития существуют особые приёмы. Их можно также назвать способами или методами. Основные приёмы — вариационное развитие и секвенция .

Секвенцию вы уже знаете. Можно ещё добавить, что секвенции бывают точные и неточные , а также восходящие и нисходящие . А каждое проведение повторяющегося мотива называется звеном секвенции . И ещё у секвенции есть шаг .

В первом предложении Польки из «Детского альбома» Чайковского сразу две секвенции. В первой из них второе звено на секунду выше первого, — значит, она восходящая, с секундовым шагом. А все интервалы первого звена точно странспонированы во втором на тон выше, значит, она точная. В следующей секвенции второе звено ниже — она нисходящая. А скачок на малую сексту в первом звене превратился в скачок на чистую квинту во втором, и секвенция оказалась неточной.

Умеренно (темп польки)

Иногда в неточных секвенциях, как здесь, нельзя определить шаг. Посмотрите: первый звук смещён на малую терцию, а остальные — на большую секунду. Музыка не сводится к математике и часто выкидывает какие-нибудь штуки.

А теперь потренируемся сами. Это заготовки для домашнего задания. Перепишите их в свои нотные тетрадки, а пустые такты заполните секвенциями собственного сочинения. Направление указано. В первом примере подсказан ритм (пустые штили без головок). Точность-неточность и шаг придумывайте как хотите, но потом определите, что у вас получилось.

Примеры 9а, б

Восходящая секвенция (ре мажор)

Нисходящая секвенция (ре минор)


Изменения во второй фразе темы Шестой симфонии Чайковского можно назвать вариационными. Но, повторяю, развитие внутри самой темы — это ещё «ненастоящее» развитие. А то, что появилось в середине части, — это уже самое настоящее вариационное развитие. Форма вариаций полностью строится на вариационном развитии. Но не всякое вариационное развитие — вариации . Чуть позже поговорим об этом подробнее.

Есть и другие способы развития. В третьем классе мы с вами говорили о полифоническом складе и пробовали спеть каноном «Во поле берёзка стояла». В каноне используется приём, называемый имитацией .

В полифонической музыке имитация — один из основных приёмов развития.

В середине полифонических произведений часто имитируются секвенции. Такой приём называется канонической секвенцией .

Как долго можно развивать тему? Если у композитора хватает фантазии, он сможет развивать её бесконечно. Но такую музыку никто не сможет дослушать, да и не захочет. Чтобы музыку было легко и интересно слушать, ей нужна форма.

Когда вы разбирали свою программу по специальности, то могли заметить, что большинство пьес состоит из нескольких относительно завершённых кусочков. Такие кусочки называются разделами , из которых складывается музыкальная форма .

Форма образуется в результате развития музыкального материала . Что такое развитие и какое оно бывает, вы узнали. Теперь осталось выяснить, как устроены музыкальные формы, и попробовать самим сочинить маленькие музыкальные примеры этих форм.

Самая маленькая музыкальная форма — уже знакомый вам период . Можно найти много миниатюр, которые написаны в форме периода. Но чаще форма музыкального произведения состоит из нескольких периодов. Простая двухчастная — из двух, а простая трёхчастная — из трёх. Бывают ещё и сложные формы, каждый раздел которых состоит из нескольких периодов.

Все эти формы — и простые, и сложные — используются в миниатюрах. А в крупных произведениях используются совсем другие формы: вариации , рондо , сонатная и рондо-сонатная формы. С вариациями и рондо вы тоже очень скоро познакомитесь. А с сонатной формой и её разновидностью — рондо-сонатой — вы встретитесь через год, знакомясь с сонатами и симфониями Й. Гайдна.

Чтобы не запутаться, изучите следующую табличку. В ней находятся все формы, о которых вам надо знать.

В нашем традиционном вопроснике вы увидите новый значок. Таким значком теперь будут обозначаться все творческие письменные задания.

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз - маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части. Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т.д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы. Так, распространённая форма в классической музыке - ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1-2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2-4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4-8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8-16 тактов; 2 предложения).

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

  • Одночастная форма (A) - её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA 1 A 2 …). Пример: частушки.
  • Двухчастная форма (AB) - состоит из двух контрастных фрагментов - аргумента и контраргумента (например, пьеса "Шарманщик поет" из "Детского альбома" П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса "Воспоминание" из "Альбома для юношества" Р. Шумана) иногда относят к двухчастным.
  • Трёхчастная форма (ABA) - её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы - простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной - каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.
  • Концентрическая форма - концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А

Классические формы

Соната

Сонатная форма - это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении - тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае "Разработку", т.е. тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

Рондо

Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

Фуга

Форма полифонической музыки 17, 18 веков.

Симфония

Произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей (но не обязательно, главная идея симфонии - сочетание разных музыкальных форм):
*Соната аллегро (быстрая соната).
*Медленная часть.
*Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере 3/4).
*Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.

Циклические формы

Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм.

Мелодика

Мелодикой считается построение и составление нот по высоте и продолжительности. Мелодика - это полёт воображения композитора, выражающийся на музыкальной игре и посменном рисунке. Мелодика - это составление мелодий разговора человека с чем либо, с душой природой, или другим человеком и т. д. Мелодика - это эйфория в момент, когда музыкант не имеет понятия, что происходит вокруг, он играет, и не важно, что он играет. Мелодики добывается построение настроением игре на инструменте или путём эксперимента. В основном мелодика появляется в соотношении настроения души музыканта. Один из великих музыкантов - Эдвард Григ - являлся одним из лучших Мелодичных музыкантов.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения. Существуют формы: период, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации, сонатная.

ПЕРИОД – музыкальная форма, выражающая законченную музыкальную мысль и состоящая обычно из двух предложений по 4--8 тактов в каждом предложении. В переводе с греческого – определённый, замкнутый круг времени. Форму периода имеют некоторые прелюдии Шопена.

ДВУХЧАТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – это форма, состоящая из 2-х периодов (частей). Если части похожи по музыкальному материалу, то форму обозначают АА1, а если части контрастны, то АВ.

ТРЁХЧАСТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей (каждая из которых - период) и её третья часть обычно повторяет первую. Поэтому такую форму ещё называют репризной. Буквенное обозначение такой формы АВА. Иногда реприза бывает измененной, тогда форма обозначается АВА1. Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского.

СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей, каждый раздел представляет собой 2-частную или простую 3-частную форму. Буквенное обозначение АВСАВ. Например, «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

РОНДО – это муз. форма, в которой основная тема – РЕФРЕН – повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с другими разнообразными темами – ЭПИЗОДАМИ. В переводе с франц. «рондо» -- хоровод, хождение по кругу. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя замкнутый круг Буквенное обозначение АВАСАDА.

ВАРИАЦИИ – муз.форма, в которой основная тема повторяется в изменённом виде несколько раз, т.е. варьируется. Может меняться ритм, тембр, лад. АА1А2А3… -- у классиков 6 вариаций. Встречаются вариации на две темы – двойные вариации. Буквенное обозначение АВА1В1А2В2А3В3А4В4…- . Напр., симфоническая фантазия Глинки «Камаринская».
Вариации зародились в народном творчестве. В профессиональной музыке появились в XV в. Встречаются в виде отдельных произведений и как часть сонатных циклов, сюит.

СОНАТНАЯ форма или ФОРМА СОНАТНОГО АЛЛЕГРО (сонатное allegro) – муз. форма, основанная на развитии двух основных тем – главной и побочной, а также связующей и заключительной партий. Сонатная форма имеет 3 раздела:
1)ЭКСПОЗИЦИЯ – в переводе «показ» -- темы излагаются в разных тональностях;
2)РАЗРАБОТКА – драматический центр, кульминация произведения. Темы ГП и ПП сопоставляются, сталкиваются. Возможно развитие не всех тем. Для этого раздела характерны модуляции, отклонения в далёкие тональности.
3)РЕПРИЗА – раздел, в котором повторяются темы экспозиции – все в основной тональности или в одноимённой.
В сонатной форме может быть ВСТУПЛЕНИЕ и КОДА – заключительный раздел, итог всей сонатной формы (в переводе с ит. -- хвост).
Форма сонатного аллегро сформировалась в творчестве «венских классиков». Обычно в этой форме пишут первые части сонат, симфоний, концертов.

Категории: