Как можно заработать с музыкальным образованием. На что живут музыканты

12.06.2019

Не секрет, что многие музыканты сейчас не могут заработать себе на жизнь. Есть, конечно, раскрученные личности, но обычные люди не могут никуда пробиться. Поэтому давайте поговорим, как заработать музыканту (в частности, гитаристу) себе на жизнь.

Действительно, как это ни печально, но обычный музыкант, гитарист, без хороших знакомств, связей, денег, раскрутки так и остается со своим талантом без денег. Бывают, конечно, исключения, когда обычный домашний музыкант случайно (или не случайно) становится популярным, даже почти ничего для это не делая, но такие случаи мы рассматривать не будем.

Также часто бывает, что творческий человек занимается музыкой - своим любимым делом. Но позже узнает, что этим ничего нельзя заработать и устраивается на обычную работу. Тем самым музыку в его жизни уходит на второй план, потому что надо ведь что-то есть. Так музыка забрасывается, а на первый план выдвигается работа, деньги и т. д. Как это ни печально. Чтобы этого не случилось с Вами, давайте посмотрим, как можно зарабатывать музыканту себе на жизнь, при этом не расставаясь с музыкой и так или иначе быть с ней связанным.

На самом деле есть множество способов заработка для музыканта. Из всего этого можете выбрать то, что Вам более подходит.

Давать уроки

Это один из самых распространенных способов заработка музыканта. Если Вы владеете, скажем, гитарой, то можете давать другим людям.

Тут есть несколько вариантов:

  1. Давать уроки на дому . Вешаете рекламу, например, в интернете или на столбах, что даете уроки гитары. Оставляете номер телефона. Далее договариваетесь со своими учениками, чтобы они приходили к Вам домой. Очень удобно, потому как Вам самим не надо будет никуда ходить. А Ваши ученики будут к Вам ходить, потому что хотят получить уроки от такого профессионала, как Вы. А чтобы они видели в Вас профессионала - Вы должны это доказать на первом уроке.
  2. Давать уроки по скайпу . Также распространенный способ заработка. Все что Вам нужно - это Скайп. Таким образом Вам не нужно будет договариваться о личной встречи. Вы можете обучать учеников где бы они не находились.
  3. Устроиться в музыкальную школу . Если у Вас в городе есть музыкальная школа - сходите туда и поговорите с руководством, не нужен ли им учитель гитары (или каким инструментом Вы владеете). Возможно, тут Вы будете получать меньше, чем работая на себя (см. первые 2 пункта). Но зато у Вас всегда будет работа, всегда будут ученики, потому как об этом будете заботиться не Вы, а школа.

Сколько можно заработать таким образом? Частные преподаватели музыки берут за свои уроки самые разные суммы. И не всегда чем дороже стоят уроки, тем профессиональнее учитель. Бывает и такое, что какой-то диванный гитарист-выскочка, возомнив себя профессионалом, заломит огромную цену, посчитав, что к нему все равно будет ходить толпа учеников.

Если Вы планируете давать частные уроки, например, на дому, то сначала назначьте минимальную цену за час. Если говорить очень примерно, то для уроков по гитаре можете назначить 150-200 рублей за час . Когда Ваши ученики увидят, что Вы действительно хороший преподаватель, они будут говорить своим друзьям, а те своим. Так круг Ваших клиентов будет расширяться, а со временем Вы и поднимете свой ценник ни уроки.

Посчитайте: если Вы в день будете давать хотя бы 3 часа уроков по 200 рублей , то в день будет выходить уже 600 рублей . Не много, конечно, но все же. К слову, сейчас в интернете можно встретить ценники и в 500 рублей за час урока по гитаре.

Если Вы устроились в музыкальную школу, то тут все понятно: скорее всего, Вам просто предложат зарплату помесячно.

Продажа своих музыки

Если Вы пишите свою музыку (не песни, а просто музыку, любую), то Вы можете зарабатывать на ее продаже. В интернете есть множество ресурсов для этих целей. Например, существует такой ресурс - audiojungle.net. Он зарубежный. Туда можно выставить свою музыку, которую Вы сделали на компьютере. Естественно, качество должно быть хорошим. Выставляете свою цену за музыку и ждете, пока ее кто-нибудь купит. Композиция необязательно должна быть длинной, можно и даже меньше минуты.

Будет ли покупаться музыка таким образом? Шансы на успех составляют 50/50. Дело в том, что за рубежом люди охотнее тратят деньги на товары в интернете - музыка, игры, всякие лицензии и т. д. Тогда как в России привыкли все получать на халяву.

А для чего берут такую музыку? Берут для разных целей - для рекламы, для фильмы, для мультика, для какого-либо видео.

Причем одну Вашу композицию на этом ресурсе могут покупать неограниченное количество раз (то есть разные люди), поэтому и заработок (в теории) не ограничен.

Инфобизнес (продажа уроков в интернете)

Сейчас распространен такой вид заработка в интернете, как инфобизнес . Любой человек может сделать свой электронный (не физический) продукт и продавать его в интернете неограниченное количество раз (один и тот же продукт). Что это может быть за продукт: книга, видео-уроки, письменные уроки и мануалы и т. д.

Таким образом может заработать и музыкант. Для этого необходимо создать свой инфопродукт, наладить продажи. Как продавать - в этой статье об этом я писать не буду. Но хочу предупредить, что инфобизнес - это очень сложный способ заработка для непосвященных и не разбирающихся в этом вопросе. Поэтому, кроме создания инфопродукта, Вам еще предстоит разбираться в тонкостях инфобизнеса.

Создать свою рок-группу

Посмотрите статью " ". В ней Вы найдете много полезной информации по этой теме.

Как заработать музыканту с помощью рок группы? Итак, владея каким-то инструментом (например, гитарой), можно попытаться создать рок группу. Нужно сказать, что на сегодняшний день - это занятие неблагодарное. Сейчас очень сложно пробиться со своей рок музыкой. Наверное, Вы знаете примеры, когда рок группы, даже после нескольких лет существования, так и остаются незаметными и никому ненужными?

Но, кто знает, может, Вам повезет и Вы сможете раскрутить свою группу. Ведь есть и такие примеры, когда начинающие рок группы, сами того не подозревая, неожиданно становились очень популярными. Главное - верить, и тогда все получится 🙂

Также можно примкнуть к уже существующей группе. Тут шансов заработать больше, потому как о раскрутке группы уже позаботились (по крайней мере, должны были позаботиться) до Вас.

Поищите объявления о наборе музыкантов в группе. Ищите группы, которые базируются в Вашем городе.

Выступления на улицах и в переходах

Как это ни печально, но очень талантливые музыканты пропадают в подземных переходах и на улицах. Есть такие ребята, которые в десятки раз талантливее, чем некоторые эстрадные звезды, у которых много связей или выдающиеся внешние данные (ну, Вы понимаете).

Но без должной раскрутки эти ребята так и остаются на улицах. Именно так дела обстоят с уличными музыкантами, как это не прискорбно.

Ну, тем не менее, заработать на хлеб уличными выступлениями можно. Я не скажу точные цифры, но многие так зарабатывают даже больше, чем если бы они работали на заводе. Обзаведитесь гитарой - и вперед на улицу. Пойте известные хиты, которые люди знают и любят. Положите кепочку - и ждите, что Вам туда кинут денюжку. Остерегайтесь представителей правопорядка и людей в форме. Они не приветствуют такой вид заработка.

Создать свой сайт по обучению музыки

Можно создать свой сайт, где Вы будете выкладывать уроки по гитаре (или по другому инструменту). Также, как и инфобизнес, это потребует освоения нового для себя направления - создание сайта . Это отдельная и очень обширная тема.

Тут все сводится к раскрутке сайта с помощью Ваших уроков. Далее на сайт можно повесить рекламу и зарабатывать на ней. Плюс такого заработка в том, что он может идти без Вашего участия. Но для этого надо долго и упорно раскручивать сайт, чтобы добиться нормальной посещаемости.

Продажа своих песен

При должном подходе в этом деле можно добиться неплохих результатов. Можно договориться с каким-то исполнителем, который уже состоялся как музыкант, и писать для него песни на заказ.

Сейчас в интернете распространен такой вид заработка, как копирайтинг - продажа своих статей. И сервисов для этих целей существует много. Очень хорош сервис etxt.ru . Конечно, написание статей и копирайтинг в целом - это отдельная обширная тема. Для написания статей Вы должны неплохо знать русский язык. В прочем, если Вы хорошо в школе писали сочинения, то проблем с этим возникнуть не должно. На копирайтинге сейчас зарабатывают все, кому не лень.

Как работать? Можно писать уроки по Вашему инструменту. Можно писать просто статьи на музыкальную тематику - Вы ведь много знаете о музыке? Пишите на любую тему, которая придет в голову.

Заключение

Вот мы и узнали, как заработать музыканту . Конечно, в наше время непросто (если, конечно, везение не сыграет свою роль, бывает и такое). Но при должном подходе можно заработать себе на жизнь музыкой. Пусть и немного, зато Вы будете заниматься своим любимым делом (или быть с ним так или иначе связанным).

Главным минусом в таких заработках - это непостоянность доходов. Сегодня, например, у Вас есть ученики, завтра нет. Также в этом случае, если работаете на себя, можете не рассчитывать на пенсию. Хотя кого-то это и не пугает (меня в том числе).

А какие еще способы заработка для музыканта Вы знаете? Пишите об этом в комментариях 🙂

Среднемесячный заработок - от 0 до 5000 рублей

Музыкой я занимаюсь около 15 лет, в разное время - с большим или меньшим погружением. Бывало, когда я не играла в группах, но училась в музыкальном колледже. А одно время работала на двух работах, училась в двух учебных заведениях, репетировала по 2–3 раза в неделю и не реже раза в месяц играла концерты. Почти не спала тогда.

Около полугода назад я решила отказаться от любой работы, которая отнимала бы больше четырех дней в неделю. Потому что поняла, что нужно отказаться от запасных подушек и заниматься только музыкой.

Я работаю, как и все, каждый день: пишу музыку, свожу, снимаю, монтирую, сижу в фотошопе или просто генерирую идеи.

В месяц я играю от двух-трех до 10 концертов. С «Фанни Каплан» в среднем гонорар - 15 000 рублей (но это на троих). Самый крупный гонорар у нас был 350 евро (но это в Европе).

В электронном проекте Rosemary Loves a Blackberry я, наоборот, трачу свои деньги. Например, на такси, чтобы добраться ночью после концерта домой. Или 600 рублей на репетицию - иногда необходимо ходить на репбазы, чтобы прогнать в условиях, больше похожих на концертные. Чтобы снимать клипы, часто нужна студия, которая стоит денег. Для записи мне нужны какие-то вещи, например звуковая карта. Постоянно что-то нужно, но денег нет. Максимальный гонорар, который у меня был в сольном проекте - пять тысяч рублей.

Работала я в совершенно разных местах: продавцом-консультантом, в кол-центре, видеомонтажером, снимала в детских садах директрис, сидящих в кабинете с триколором и портретом Путина (они не упускали возможности обмануть и недоплатить). На данный момент я не работаю уже полгода. Последний мой приработок длился пару месяцев прошлым летом и позволил мне раздать долги, а также впервые за два года подарить подарок парню.

Из-за отсутствия денег я постоянно что-то продаю. Очень радуюсь, когда покупают винил «Фанни Каплан». Он стоит 1500 рублей, с одной продажи удается прожить неделю. Сейчас продаю пианино и Korg Electribe - это последнее из того, что я могу продать, больше ничего не осталось. Но в данный момент даже при желании не могла бы устроиться на работу, так как весь май проведу в туре.

С одной стороны, я безумно устала от нищеты. С другой стороны, я счастлива в своей творческой свободе. Я бы хотела стать полноценным музыкантом в общем понимании слова, гонять по миру, играть свою музыку, кормить себя своим творчеством - вот это все. Больше мне ничего и не надо.

Это забавно, но иногда я даже начинаю задумываться о каких-то эзотерических практиках, чтобы наладить взаимоотношения с деньгами.

Среднемесячный заработок - от 30 до 200 тысяч рублей

Антон Сергеев

Кудесник leap motion под псевдонимом Антон Маскелиаде

Среднемесячный заработок - от 200 000 до 350 000 рублей

Андрей Пушкарев

Российский техно-диджей со стажем, обосновавшийся в Берлине

Музыкой я занимаюсь с 1996 года, если говорить о диджейской карьере. В Москву я переехал в начале 2000-х. А с 2009 года стал посвящать музыке все время - только диджеинг, только выступления, только гастроли и все остальное. И только в последние три года я стал себя чувствовать стабильно в финансовом плане.

Раньше прочно встать на ноги не получалось, потому что мой музыкальный формат накладывает определенные ограничения. По сравнению с людьми, которые играют EDM, я все-таки в андеграунде - у нас меньше площадки, масштаб мероприятий, примерно в десятки раз. Но это мой осознанный выбор. Если бы я хотел только зарабатывать деньги, я бы играл совершенно другую музыку. Думаю, тогда и финансовый успех наступил бы быстрее.

В октябре прошлого года я переехал в Берлин. Сейчас живу между Москвой, Берлином и Парижем. За границей я гастролирую с 2007 года. Процентов 90–95% моих выступлений сейчас за пределами России.

В месяц у меня 4–6 выступлений. Это главная статья дохода. Ведь в моем музыкальном сегменте зарабатывать продажей музыки - это почти нонсенс. Жить на это точно невозможно. Интернет внес в музыкальный бизнес свои коррективы, вся музыка есть онлайн, как бы ты ни фильтровал. А если говорить о vinyl-only-истории, то это маленькие тиражи и тоже не те суммы, на которые можно прожить. В моем случае релизы - это пиар-инструмент, работа на будущее. Это важная составляющая профайла артиста, которая в итоге тоже влияет на размер гонорара.

Сумма моего гонорара варьируется. Есть минимальный прайс, но я бы обошелся без цифр. Уровень гонорара во многом определяется экономикой страны в целом. Гонорар за мероприятие на 300 человек в Швейцарии, условно говоря, эквивалентен гонорару за мероприятие на 600 человек в Венгрии. Потому что в Венгрии вход дешевле и люди оставляют меньше денег в баре. В России долгое время было много вечеринок с бесплатным входом, потому что была куча спонсорских денег. Сейчас ситуация поменялась, все зарабатывают от входа - как в Европе.

Могу сказать так: пока график выступлений у меня расписан на три месяца вперед, из-за денег волноваться не нужно.

У меня есть агент и менеджер - они работники парижского лейбла, агентства дистрибуции и рекорд-стора . Агент - это человек, который продает выступления. Менеджер - человек, который занимается representation, имиджем артиста. Как он представлен, какие про него пишут статьи, какие фотографии у него, что о нем знают промоутеры. Поддерживает профайл артиста, короче говоря.

Агент берет 15 процентов сверх той суммы, на которую мы договорились с организаторами мероприятия. То есть эти деньги от меня никак не отнимаются. А менеджер берет 15 процентов из моего гонорара - ему я фактически плачу зарплату. Соответственно, мой доход - это гонорар минус налоги и минус зарплата менеджера. С нынешним агентом я работаю уже два года, с менеджером - год.

В Германии я так называемый фрилансер. То есть у меня есть доход, есть расход, а все, что остается, - с этого платится налог. Для того чтобы следить за этим, у меня есть налоговый консультант. Все документы на немецком, и я сам пока не очень понимаю всех тонкостей.

Помимо профессиональных доходов есть еще и профессиональные расходы. Для меня это прежде всего пластинки. Но в Германии, и это огромный плюс, профессиональные расходы могут не облагать налогом, а в некоторых случаях даже возвращают НДС. Например, я покупаю в месяц 70–80 пластинок, это 700–800 евро. Это мои профессиональные затраты, по закону мне положен возврат 19 процентов НДС, которые каждый месяц приходят на банковский счет.

Заработок человеку приносят, как правило, его знания, умения, навыки и таланты. Работа в сети становится все более распространенной, активно завлекая представителей новых сфер деятельности.

Что сегодня предлагает Всемирная паутина человеку, наделенному музыкальным талантом? Каким образом можно заставить работать на себя полученное музыкальное образование?

Наиболее популярными интернет-площадками для продажи музыкальных произведений и услуг (которые также являются довольно востребованными) сегодня считаются:

  • аудио-стоки;
  • собственные сайты;
  • фриланс биржи.

Продажа музыки на аудио-стоках

В настоящее время существуют ресурсы (как зарубежные, так и отечественные), с помощью которых продаются и покупаются музыкальные произведения, звуковые эффекты, лупы, сэмплы и прочие аудио файлы. Такие сервисы работают как посредники между музыкантом и потенциальным покупателем музыкальной продукции в сети Интернет. Взимая небольшой процент от стоимости каждой совершенной сделки, такие компании помогают встретиться музыканту, продающему свое произведение, и покупателю. Исполнитель получает с каждой продажи 25-70%, остальное – комиссия самого аудио-стока.

В таком проекте музыкантам нужно лишь зарегистрироваться и загрузить свои произведения. Дополнительные нюансы – реклама файла, способ оплаты – варьируются на разных сайтах. Музыкальное произведение, удачно записанный звук или исполнение будет доступно для продажи круглые сутки, без перерыва на обед, выходные и праздники в режиме онлайн.

Стоит обратить внимание, речь идет не об однократном заработке музыкой в интернете. Одни и те же музыкальные файлы будут продаваться десятки, сотни, тысячи раз уже без непосредственного участия автора, которому остается лишь наблюдать за накоплением денежных средств.

Так, музыкантам, выставившим на продажу 40-60 хороших композиций, не составляет никакого труда зарабатывать 400-500 долларов в месяц.

О высокой вероятности продаж говорит и регулярная посещаемость таких сайтов – сотни тысяч посетителей в сети за сутки. Как правило, покупают аудио файлы на таких сервисах ди-джеи, дизайнеры-оформители, реже – простые слушатели. Ищут они звуковые эффекты и музыку для рекламы, заставок, флеш-роликов, подбирают музыкальное сопровождение при написании компьютерных игр, программного обеспечения и приложений, а также оформлении сайтов и веб-страниц.

Как производится покупка?

Продавая какое-либо произведение, музыкант продает и авторские права на его использование, покупателю выдается лицензия. На аудио-стоках, как правило, предлагается два вида лицензий.

Для некоммерческого использования. Стоимость ее невысока, примерно от 1 до 20 долларов в зависимости от самой композиции и условий портала.

С расширенными правами, предполагающая коммерческое использование. Конкретные условия прописаны в договоре. Стоимость такого произведения в десять-пятнадцать раз выше в сравнении с предыдущим вариантом.

Условия продаж на сайтах различаются. В одном случае сумма определяется количеством скачивания композиции, к примеру, 99 центов – за одно скачивание. В другом – чем популярнее композиция, тем выше ее стоимость. Наибольшим спросом пользуются различные оригинальные звуки, чистая инструментальная музыка, а также всевозможные необычные композиции разных жанров и продолжительности.

Приобретая композицию по договору коммерческого использования, покупателем не предполагается вечное пользование аудиозаписью в коммерческих целях. Допустим, куплено оформление для музыкальных открыток, выпущен оговоренный тираж, после чего сроки договора исчерпываются, и покупатель уже не имеет права использовать данную мелодию.

Стоимость различных произведений колеблется в зависимости от их качества, сложности исполнения и популярности. Так, простой набор из трех звуков и приятного женского голоса длительностью 8 секунд продается музыкантом за 5 долларов (его, к примеру, уже купили 135 человек, заплатив 1080 долларов, и продажи продолжаются). За более длительную подобную композицию 340 человек выложили по 12 долларов, суммарно 4080 долларов. За необычные, качественные и небольшие по длительности композиции авторы просят до 1000 долларов, и продажи активно осуществляются. Исполнитель с особенными голосовыми данными также имеет большие шансы обратить внимание покупателей и хорошо заработать.

Собственный сайт и его преимущества

Создание личного пространства в сети дает музыканту широкий спектр возможностей. Это может быть ваша страничка в социальных сетях, блог или сайт, а в случае успеха – полноценный музыкальный бизнес.

Благодаря этому можно давать видео уроки игры онлайн на музыкальном инструменте либо делиться другими знаниями и навыками в музыкальной сфере. Талантливых композиторов и аранжировщиков гораздо меньше, чем умельцев взять два аккорда на гитаре. Можно участвовать в создании аранжировок и записей других музыкантов, всевозможных реалтонов и рингтонов для телефонов, звукового оформления компьютерных игр, сайтов, приложений. Популярно талантливое сведение чужих композиций, также пользуются спросом услуги по написанию музыки на заказ.

Навыки опытного профессионала в записи звука различных инструментов, голоса, сведении и наложении композиций, создании альбома будут полезны для начинающих музыкантов.

Любые нестандартные музыкальные способности могут стать хорошей основой для авторского мастер-класса. Интернет поможет музыкантам рассказать о себе и своих талантах, собрать группу почитателей и организовать занятия для всех желающих.

Организовать фан-сообщество из поклонников своего таланта на собственном сайте легко.

Таким образом, исполнитель сделает свое творчество более известным и доступным, а за популярностью придут и новые предложения как творческие, так и финансовые. Люди, заинтересованные в творчестве музыканта, окажут и моральную, и материальную поддержку, покупая произведения любимого автора в сети.

Фриланс биржи для музыканта

Предложить свои услуги по обработке музыки, написанию мелодий и аранжировке музыканты могут на фриланс биржах.

Для успешной работы рекомендуется зарегистрироваться сразу на нескольких биржах и создать максимально развернутое портфолио. Насколько точно и подробно будет описание того, чем музыкант занимался, его таланты и возможности, а главное – опыт, тем больше у него шансов на успех. После регистрации можно будет ознакомиться с актуальными предложениями и выбрать подходящий для себя заказ. Если оплата и сроки выполнения устраивают, нужно подтвердить заявку и приступить к работе.

Чаще всего на фриланс биржах востребованы услуги, связанные с музыкальным оформлением рекламных роликов, спектаклей, компьютерных игр. Начав с небольших заказов, можно выйти на крупных заказчиков из разных сфер бизнеса, получить работу по музыкальному оформлению, например, крупных спортивных событий, телеканалов, кино или театральных спектаклей.

Интернет дает безграничные возможности очень многим профессиям. И если еще несколько лет назад трудно было представить, как хороший музыкант может иметь отличные заработки, не выходя из дома, то сегодня это стало приятной реальностью.

Очень много музыкантов испытывают сложности от недостатка денежных средств . Играя даже с известными исполнителями, нет 100% уверенности в высоком заработке или стабильности . В этой статье мы расскажем о том, как заработать музыканту

20 способов заработка для музыканта

1. Живые концерты
Самый верный и простой способ заработать — это конечно же живые концерты. Этот способ был, есть и всегда будет популярным вариантом заработка.

2. Продажа CD-дисков
Выступая на концертах, можно продавать диски с вашими записями. Несмотря на то, что век CD-дисков практически закончился, на их продаже также можно немного заработать, т.к. диски могут быть отличным сувениром, и участники группы могут их подписать.

3. Продажа виниловых дисков
В 2013 г. продажи виниловых дисков выросли на 30%. Имейте также небольшое количество записей на виниле, это может оказаться дополнительным доходом.

4. Вещи с символикой
Этот вариант хорошо подойдет в случае, если вы известный музыкант и постоянно выступаете. Вещи с вашей символикой (кепки, футболки, сувениры) возможно будет хорошим заработком.

5. Web продажи
Есть много вариантов продавать музыку в интернете — через свой сайт, iTunes,Bandcamp и т.д. Некоторые ресурсы берут процент.

6. Цифровой контент
Вы можете продавать книги в PDF формате в которых говорится о вас и вашем творчестве, также там могут содержаться аккорды, тексты песен или ноты. Видео с концертов тоже могут продаваться.

7. Краудфандинг
Это тоже может послужить источником дохода. Краудфандинг это когда люди добровольно собирают и объединяют свои средства вместе, чтобы поддержать и помочь другим людям в их стараниях.

8. Выплаты за использование музыки
Для этого вам необходимо состоять в организациях по защите прав. В России это РАО. Если вашу музыку используют в рекламе, концертах, кино или в любых других местах, вам должны отчисляться определенные средства.

9. Цифровые выплаты
Использование вашей музыки на сервисах интернет-радио тоже может принести вам определенный гонорар.

10. Лицензирование
Вам заплатят за лицензию, если вашу музыку разместят в кино, тв-шоу или рекламе.

11. YouTube
Правообладателям идут отчисления средств от рекламы, если ваша музыка используется в роликах на YouTube,

12. Работа сессионным музыкантом
Вы можете выступать с группами на концертах или работать на студии, записываясь для музыкальных проектов.

13. Написание песен
Если у вас есть опыт в создании музыки и вы делаете это очень хорошо, то вы можете хорошо заработать, написанием песен или созданием аранжировки для других музыкантов, также можно писать музыку для телевидения или кино.

14. Исполнение чужих песен
Играя каверы на известные песни в ресторанах на корпоративах и свадьбах, можно отлично заработать. Многие музыканты этого не одобряют. Но в условиях сегодняшней ситуации на музыкальном рынке и предпочтениях слушателей, выбирать особо не приходится. Интеллектуальную и высокохудожественную музыку «наш» слушатель не воспринимает, поэтому этот вариант вполне приемлем для многих даже профессиональных музыкантов.

15. Спонсирование
Если вы имеете большое количество фанатов, компании могут предложить спонсировать вас. Это выгодно обеим сторонам, вас спонсируют средствами, предоставляют бесплатную продукцию или услуги, а компании делают свою рекламу вашей аудитории.

16. Уроки музыки
Обучение игре на музыкальных инструментах — это один из основных источников дохода для музыканта.

17. Эндорсмент
Если вы хороший и довольно известный музыкант, вы можете стать Эндорсером (англ. endorser - сторонник) — музыкант, использующий инструменты какой-либо фирмы по контракту. Это нельзя рассматривать как прямой источник доходов, но косвенно это может стать дополнительным доходом.

18. Табулатуры
Можно немного подзаработать создавая табулатуры в формате gtp , снимая партии инструментов новых треков различных групп, либо старых, если табулатуры на эти треки отсутствуют. Это так же продается через интернет.

19. Продюссирование
Вы можете создавать различные музыкальные коллективы, или шоу-группы, и получать процент с их выступлений.

20. Продажа музыкальных инструментов или оборудования
Конечно, чтобы заниматься этим видом деятельности, необязательно быть музыкантом, но если у вас будет определенный опыт и знания — это будет только плюсом для вас.

Чтобы заработать не достаточно иметь талант и быть просто музыкантом. Необходимо обладать многими качествами, такими как усидчивость, трудолюбие, смекалка, общительность, упорство и т.д.

С помощью описанной выше информации вы сможете зарабатывать больше. Экспериментируйте, пробуйте, будьте смелыми в своих решениях.

Если вы знаете другие способы заработка музыкой — регистрируйтесь, комментируйте, делитесь с нами информацией и опытом.

Всем удачи и успехов!

The Village продолжает выяснять, на что живут и как тратят деньги представители разных профессий. В новом выпуске - музыкант. В отличие от зарплат офисных сотрудников, их заработок, как правило, нестабилен, а размер самого гонорара зависит от популярности, инструмента, музыкального жанра и других, иногда не очень предсказуемых факторов. Из-за этого многие участники групп воспринимают свою работу как хобби, а основной доход получают в офисе. Мы решили выяснить, из чего складывается доход человека, решившего посвятить всю жизнь музыке. Для этого мы поговорили с альтисткой из Москвы, которая совмещает работу в оркестре, преподавание и сольные выступления. Она рассказала нам, как работает, сколько получает и на что тратит деньги.

ПРОФЕССИЯ

Музыкант

доход

103 000 рублей

43 000 рублей - гонорары за выступления

50 000 рублей - зарплата в оркестре

10 000 рублей - зарплата в консерватории

Основные расходы

25 000 рублей

аренда квартиры

5 000 РУБЛЕЙ

смена волоса

20 000 рублей

5 000 РУБЛЕЙ

8 000 рублей

стрижка,
косметолог

40 000 рублей

поездка домой

Как стать музыкантом

Сейчас мне 29 лет, а моё обучение музыке и игре на скрипке началось в четыре года. Зачастую в семье музыкантов это неизбежность. Я и по себе об этом могу судить: если в доме с детства звучит музыка, то ребёнок к ней тянется. В нашем деле действует принцип «чем раньше, тем лучше». Мама, которая преподавала в музыкальной школе, стала моим первым педагогом. Как-то она сказала: «Мы сейчас с тобой займёмся очень интересным делом». И понеслось.

В 13–14 лет я задумалась: если не музыка, то что? Мне в любом случае виделся творческий вуз: когда я была ребёнком, то рисовала, ходила на танцы, участвовала во всех школьных капустниках. Какого-то давления со стороны мамы не было. Я родилась в маленьком городе на Дальнем Востоке, поэтому достаточно скоро стало понятно, что если продолжать, то необходимо уезжать. Комсомольск-на-Амуре - маленький город, в котором строят самолёты и подводные лодки. А образование там на уровне музыкальных и художественных школ.

Я решила продолжать в так называемой десятилетке в Новосибирске. Это альтернатива училищу: окончив эту спецшколу, можно сразу поступать в вуз. В десятилетке был конкурс: ты играешь, а потом тебе говорят, насколько ты перспективный кадр и кто из комиссии готов тебя взять.

Я достаточно рано начала участвовать в конкурсах и мастер-классах. И всё чаще слышала вопрос: «Может, вы попробуете играть на альте?» Сначала очень недоверчиво к этому относилась. В Новосибирске было то же самое. Педагог предложил играть на альте. Тогда у меня состоялся напряжённый ночной разговор с мамой, после чего я всё-таки решила, что надо попробовать. На самом деле мне очень повезло. Я попала к невероятному педагогу, а от этого многое зависит.

Дальше решила, что надо ехать в Москву и поступать в Московскую консерваторию. У всех педагогов свой творческий почерк. К тому же сейчас исполнительские тенденции отличаются большим разнообразием и преподаватели проповедуют разные творческие принципы. Именно поэтому отзывы после прослушивания были очень разные. Кто-то говорил: «Ну, как вам сказать… Вы, конечно, талантливый человек, но герой не моего романа». Но героя своего романа я всё-таки нашла и поступила.

Невозможно окончить консерваторию, а потом сказать: «Теперь я буду звездой». Так не бывает. Карьерная работа в любом амплуа начинается намного раньше. Кто-то с детства попадает в категорию вундеркиндов, кто-то растёт постепенно и собирает достижения в свою копилочку. Карьера - это далеко не только то, как ты играешь.

Мои профессиональные качества отмечены премиями международных конкурсов, стипендий и грантов. Конкурсы имеют возрастной лимит, как правило, до 30–32 лет. Раньше был такой пунктик: если в афише не указано, что исполнитель является лауреатом международных конкурсов, это подозрительно. Но конкурс конкурсу рознь. В принципе, международный конкурс можно провести в любой деревне. Статус конкурса определяется его историей, составом жюри и, соответственно, размером премии. Есть международные конкурсы с премией в 10 тысяч рублей, а есть - в 100 тысяч евро. Их много, но самых крутых в мире не больше десяти. Помимо премии, на конкурсах предлагают ангажементы, что на определённом этапе может сослужить хорошую службу.

Особенности работы

Музыкант может заниматься сольной карьерой, может играть в камерном ансамбле или оркестре, в симфоническом оркестре. В Москве безумное количество оркестров, есть также много камерных ансамблей. Есть музыканты-фрилансеры. У них несколько точек применения таланта. В какой-то мере и я к таким отношусь.

Мне повезло, я нашла здоровый баланс. Во-первых, у меня есть сольная карьера. Раньше организацией выступлений занимался специальный человек, который отправлял мои записи и резюме по концертным организациям. Если я была интересна, меня приглашали. Но наш музыкантский мир очень тесный, все друг друга знают. Так что за это время появились свои завязочки. Сейчас концертного менеджера у меня нет.

Регулярно принимаю участие в нескольких проектах. Это камерные ансамбли, которые являются брендами и успешно существуют. Но экономические реалии таковы, что у музыкантов, которые в них играют, нет возможности закрыться в комнате и репетировать, чтобы этот коллектив стал лучшим в мире.

Также я занимаю ведущую позицию в знаменитом симфоническом оркестре. Мой случай - скорее уникальный. Потому что оркестровое и сольное исполнительство - это категорически разные вещи. Будучи студенткой, я приходила в оркестр на разовые программы. Когда освободилось место, меня стали туда сватать. Я долго думала, потому что мне необходима творческая свобода. Когда устраивалась в оркестр, сообщила об этом. Мне пошли навстречу, и сейчас я очень благодарна, что у меня есть шанс играть именно симфоническую музыку, потому что это невероятный кайф. То, что делают на сцене сто человек, произведёт несоизмеримо больший энергетический эффект, чем когда выйдет один и будет играть гениально.

Если мы готовимся к концерту, то назначается три-четыре репетиции. Иногда просят пять репетиций, всё зависит от дирижёра. Стандартная репетиция - четыре часа, как правило, с 11:00 до 15:00. Иногда бывают двойные вызовы: с 11:00 до 14:00 и после с 15:00 до 18:00. В месяц в среднем бывает шесть концертных программ.

Зарплата

До того как в моей жизни встал вопрос стабильного заработка (встал ввиду пошатнувшегося здоровья ближайших родственников, а затем вынужденной необходимости снимать жильё), я не ограничивала свою творческую свободу поиском места регулярной работы. Нынче мой доход складывается из нескольких составляющих.

Первая - сольная и ансамблевая деятельность. Если меня приглашают как концертную единицу, как правило, расходы несёт принимающая сторона. Иногда мы договариваемся с концертными организациями, что часть дороги я беру на себя. В каждом отдельном случае это момент договорённостей. Если я приезжаю сама или мы приезжаем небольшим составом, как правило, мы не задумываемся о том, что мы будем есть и где жить. Помимо этого, есть гонорар, который я получаю непосредственно за то, что делаю на сцене. Он зависит, как говорят в мире шоу-бизнеса, от прокатчика. Как правило, выступления планируются на сезон-два вперёд, а гонорар за выступление составляет от 1 тысячи до 50 тысяч рублей. Часто бывают и благотворительные проекты.

Так как я довольно востребована, я выбираю, где интереснее выступать. Бывает, в оркестре очень интересная программа, которую я мечтала сыграть, тогда я могу отказаться от сольного выступления. Иногда приходится долго думать. Но в моём случае, может, потому что мне не так много лет, деньги - это не главное. Я выбираю, руководствуясь творческим интересом. Не смогу отказаться от совершенно убыточного проекта, если есть Идея и Люди.

Моя ставка в оркестре - 60 тысяч рублей (если я участвую во всех программах месяца). Но реальный заработок складывается из количества сыгранных мною программ в месяц. Это особые условия работы и столь необходимый мне баланс творческих составляющих моей жизни. Вообще, коллектив - это стабильность. Там у тебя лежит трудовая книжка и есть оклад.

Наш оркестр часто гастролирует. Гастроли - это командировка. В оркестре принята система суточных. Они покрывают ежедневные расходы и потребности. Отдельных гонораров за гастрольные концерты не предусмотрено. При этом непосредственно работа в условиях гастролей намного тяжелее.

Помимо сольной, ансамблевой и оркестровой деятельности я преподаю в Московской консерватории. Зарплата составляет 100 тысяч рублей в год. Нагрузка складывается из работы ассистентом у профессора и преподавания предмета, а именно изучения оркестровых трудностей. Сложно составить реальную стоимость часа моей работы в консерватории, потому как для достижения реального результата необходимо количество часов, которое в мой договор найма не укладывается. Я немногим старше своих студентов и очень хочу их разбудить. Без энтузиазма в нашей профессии тоскливо.

Траты

В Москве я живу уже десять лет. Сейчас снимаю квартиру, это стоит 25 тысяч рублей. До этого восемь лет жила в общежитии консерватории. Там была очень человеческая оплата, потому как рассчитывалась как процент от стипендии, а стипендии у нас невеликие.

Годы, проведённые в интернате в Новосибирске, а затем в общежитии консерватории, научили легко обходиться минимальными тратами, и потому сейчас я легко смогу месяц прожить на 5 тысяч рублей (на еду, проезд и предметы первой необходимости).

Если у меня есть возможность приготовить еду дома, я с удовольствием это сделаю. Я люблю готовить, к тому же получается выгоднее. Но в реальности дома получается готовить только завтрак. А когда выходишь со сцены, первое желание - поесть. В любом случае получается, что я ем в каких-то заведениях. В зависимости от моего расписания я трачу на еду от 5 до 20 тысяч в месяц.

Часть моих трат - это обслуживание инструмента и расходные материалы: струны и волос для смычка. После того как доллар очень сильно подскочил, цены изменились. Если раньше комплект струн, которые я предпочитаю, стоил 4 тысячи рублей, теперь он стоит практически 9 тысяч. Я много играю, поэтому струны надо менять раз в полгода. Приблизительно та же история с волосом. Сейчас вставка волоса стоит 1 500 рублей. У меня есть ещё барочный смычок, поэтому я трачу ещё 3 тысячи рублей каждые четыре месяца. Ноты - тоже недешёвое удовольствие, особенно если заказывать их за рубежом.

К сожалению, никто не застрахован от трещин на инструменте. Конечно, мы относимся бережно к тому, на чём играем, но бывает всякое. Я играю на современном инструменте с необычной судьбой. Мне его подарил мастер, который его сделал. Он живёт в США. И, конечно, лучше, когда инструментом занимается тот человек, который его сделал. Соответственно, каждый раз, когда я попадаю в США, неважно в каком штате, несусь в Нью-Йорк к мастеру. Это тоже определённая статья расходов. Летом я была на Западном побережье, в штате Калифорния, и специально выкраивала два дня, чтобы попасть в Нью-Йорк. Это обошлось мне в 30 тысяч рублей. В качестве разовой акции это не приносит серьёзных финансовых потрясений, но если делать это регулярно, то получается значительная статья расходов. Вообще, расходы на инструмент непостоянны: я могу потратить на него от 2 до 50 тысяч рублей за месяц.

Существуют также и издержки публичной профессии. На внешний вид, тусовки могу тратить от 5 до 20 тысяч рублей ежемесячно. Недавно, например, купила дизайнерское платье за 9 тысяч.

А ещё я езжу на мотоцикле. Можно назвать это моим хобби. Сейчас планирую покупку. У меня есть инструктор, занятия с которым для меня стоят 1 500 рублей. Мы начали заниматься два года назад, сейчас цены выросли, но для меня как постоянного клиента цены сохранились. В сезон я занимаюсь каждую неделю. Не так давно получила права и планирую покупку мотоцикла, а пока пользуюсь общественным транспортом и такcи, что обходится мне примерно в 5 тысяч рублей.

Я живу далеко от родных. А потому билет домой обходится примерно в 30 тысяч рублей. Летаю пару раз в год. Если удаётся выкроить время, люблю путешествовать в одиночку по Азии. В этом году, к сожалению, не удастся.

Иллюстрации: Настя Григорьева