Факты о творческих людях. Интересные факты о бетховене

14.04.2019

До середины 1950-х гг. наука уделяла мало внимания твор­честву. Затем один исследователь проверил более 121 тыся­чи названий статей, зафиксированных в «Рефератах работ по психологии», за последние 23 года.

Он обнаружил, что всего 186 статей - меньше 0,2% от общего количества ста­тей - имели какое-либо отношение к творчеству. С тех пор интерес к творчеству значительно возрос, и по этому пред­мету было опубликовано множество книг3. Ученые изучили жизнь успешных творческих личностей, исследовали твор­ческий процесс и протестировали творческие способности при всех мыслимых условиях и для каждой возрастной группы.

Усилия исследователей помогли нам углубить понима­ние творчества и избавиться от заблуждений, которые в те­чение долгого времени оказывались вне критики. Безуслов­но, некоторые из этих заблуждений коснулись и вас, и по­этому у вас развились некоторые ложные представления о том, что такое творчество и как оно «работает». Заменить эти ложные представления фактами - это первый важный шаг в развитии своего творческого потенциала. Факты, о которых пойдет речь ниже, являются самыми важными. Не­которые мы кратко упомянули в Уроке 1. Все они заслужи­вают того, чтобы к ним возвращаться и обдумывать время от времени.

«Делание своего дела» не обязательно является признаком творчества

«Для многих людей, - отмечает Джордж Ф. Келлер, - быть творческим человеком, по-видимому, подразумевает не бо­лее как высвобождение порывов или снятие напряжения... Однако безудержное дрыганье бедрами вряд ли является творческим танцем, как и кричащие цвета на холсте - твор­ческой живописью». Да, творчество включает в себя готов­ность порвать с устоявшимися моделями и попробовать но­вые направленім, но оно не означает быть другим ради того, чтобы быть другим, или потакать своим слабостям. В равной степени ошибочно как игнорировать накопленное знание прошлого, так и быть ограниченным им. Как предупреждал Альфред Уайтхед1: «Глупцы действуют, опираясь на вообра­жение без знания; педанты действуют, опираясь на знание без воображения». Быть творческим человеком означает со­четать знание и воображение.

(Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) - британский математик и фи­лософ.]

Творчество не требует особого интеллектуального таланта или высокого IQ

Повсеместно в течение столетий принималась идея о том, что чрезвычайно творческие люди обладают какими-то осо­быми интеллектуальными способностями, отсутствующими у основной массы населения. Когда был изобретен IQ-тест, эта идея получила новую жизнь; считалось, что всякий, кто не добирался до результата «порога гениальности» (135 и выше), почти не имел никаких надежд на интеллектуаль­ные достижения.

Однако когда исследователи начали изучать жизнь твор­ческих людей и сравнивать результаты IQ-тестов с результа­тами тестов творческих способностей, они сделали два от­крытия. Они обнаружили, что творчество зависит не от на­личия конкретных талантов, а от использования талантов, которые имеют практически все люди, но большинство людей так никогда и не научились использовать. Кроме того, они обнаружили, что IQ-тест не разрабатывался с целью измерять творческие способности, поэтому высокий резуль­тат не является признаком творческих способностей, а низ­кий результат - признаком их отсутствия. В действительнос­ти они обнаружили, что подавляющее большинство успеш­ных творческих личностей имели результат значительно ниже «порога гениальности».

Употребление наркотиков мешает творчеству

Хотя многие люди, очевидно, станут отрицать этот факт, он уже давно подтвержден теми, кто изучает творчество. Если алкоголь и наркотики такое благо для оригинальной мыс­ли, задает вопрос один исследователь, почему же тогда рас­пивочная за углом не произвела больше успешных творче­ских личностей? Никто пока так и не сумел удовлетвори­тельно ответить на этот вопрос. И вряд ли ответит. Причина, по которой наркотики вредят творчеству, объясняет Брюс­тер Гиселин, в том, что «их действие снижает рассудитель­ность, а поступки, которые они провоцируют, скорее гал­люцинаторные, чем просветляющие». Он утверждает, что нужны не искусственная стимуляция мышления, а усилен­ный контроль и управление.

Употребление наркотиков и алкоголя в качестве стиму­ляторов представляет собой иногда часть более обширного заблуждения, которое можно назвать мистикой богемы. Это заблуждение состоит в идее, согласно которой рассеянный образ жизни снимает интеллектуальные ограничения и рас­крывает мышление для новых идей. Элиот Доул Хатчинсон предлагает оценку, с которой согласятся большинство ис­следователей: «Узкие улочки, убогие комнатушки, недис­циплинированная жизнь и артистическая шумиха местного масштаба - все это может иметь место в псевдоартистиче­ской жизни, но оно не имеет ничего общего с подлинным созиданием. Как не имеет с ней ничего общего и необходи­мая творческая свобода, которая с ними часто связывает­ся... Богемный уклад проматывает свою свободу, возвраща­ется после часов рассеянности менее работоспособным. Твор­ческая дисциплина извлекает пользу из своего досуга, возвращается отдохнувшей, воодушевленной, энергичной».

Творчество - это выражение психического здоровья

Один распространенный образ творческого человека про­пагандируется в ряде малобюджетных фильмов ужасов. Этот образ рисует сумасшедшего ученого с безумным взглядом, нервно снующего по лаборатории, коварно потирающего руки и бормочущего бессмыслицу. Многие люди действи­тельно верят в этот образ: они полагают, что творческий человек и душевнобольной человек - это почти синонимы. Они заблуждаются.

В следующем абзаце Харолд X. Андерсон обобщает доми­нирующий в психологии взгляд на относительное умствен­ное здоровье творческих людей. (Этот взгляд разделяли та­кие уважаемые ученые, как Эрих Фромм, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Дж. П. Гилфорд и Эрнест Хилгард.)

Между этими авторами существует консенсус в том, что творче­ство является выражением умственно и психологически здоро­вой личности, что творчество связано с полноценностью, гармо­ничностью, честностью, цельностью, личной вовлеченностью, энтузиазмом, высокой мотивацией и активностью.

Также существует согласие в том, что невроз либо сопутствует понижению качества творческих способностей личности, либо вызывает его. Относительно невротиков и людей с другими фор­мами психических заболеваний [которые в то же время являются людьми творческими] высказываются следующие предположе­ния: что эти люди являются творческими вопреки своему заболе­ванию; что их результаты ниже тех, которых бы они достигли без данного заболевания; что они деградируют; или что они являют­ся псевдотворческими людьми, т.е. что у них могут быть блестя­щие оригинальные идеи, которые вследствие невроза они не мо­гут сообщить.

Всем известен факт, что такие техники, как медитация, раскрывают наш творческий потенциал. Однако есть менее очевидные, но не менее действенные способы помочь себе мыслить более креативно.

Витание в облаках. Валяние дурака. Бесцельное любопытство. Горе от потери близких. Всё это вызывает у нас преимущественно негативные ассоциации. Но на деле удивительным и позитивным образом воздействует на наше творческое начало.

В книге Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар «Созданные, чтобы творить: раскрытие тайн творческого разума» (Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind) представлен обширный и описанный доступным языком обзор последних исследований особенностей творческого мышления. В ней можно найти множество примеров из жизни знаменитостей и реальных исторических лиц. И вот что обнаружили авторы книги.

1. К 72% людей озарение приходит в душе

Это действительно работает! Когда мы стоим под потоком горячей воды в обнажённом виде, нам в голову часто приходят действительно гениальные мысли. Возможно, душевая кабина изолирует нас от окружающих и создаёт медитативный эффект, что делает её своеобразным инкубатором новых идей.

Этот способ повышения креативности активно пропагандирует . И он далеко не один такой. По результатам исследования, проведённого в 2014 году, 72% респондентов со всего мира подтвердили, что в душе на них снисходит что-то вроде озарения. Вероятно, это связано со следующим открытием Кауфмана и Грегуар.

2. Интроверты знают толк в креативности

Работая в группах, мы можем быть очень продуктивны. Однако, как показывают исследования, наш мозг выдаёт самые лучшие идеи, когда мы находимся в . Именно в такие моменты мы способны к конструктивной рефлексии - состоянию сознания, крайне важному для креативности и генерации идей.

Когда все раздражители из внешнего мира «отключены», наш мозг лучше выстраивает определённые связи, вспоминает нужные детали и обрабатывает информацию.

The Beatles @Depositphotos.com

3. Вы становитесь более креативным, когда пробуете что-то новое

Открытость новому повышает ваш творческий потенциал. Например, The Beatles сделали кардинальный прорыв в музыке, экспериментируя с различными звуковыми эффектами и такими новыми и необычными инструментами, как ситар и меллотрон.

Писатели-битники, например Джек Керуак, не боялись пренебрегать литературными канонами и смогли сформировать целое новое направление.

Оказывается, эта связь имеет научное обоснование. Жажда новизны связана с работой нейромедиатора дофамина, который, кроме всего прочего, также связан с мотивацией и обучением новым навыкам. Он же способствует психологической гибкости, склонности принимать и усваивать новое.

Многие упомянутые в книге исследования предполагают, что стремление к изучению этого мира во всех его проявлениях, вероятно, и является основным личностным фактором, определяющим творческие свершения.

4. Иногда стоит довериться интуиции

Тем, кто интересуется медициной и психоделической культурой, хорошо известна история о том, как химик Альберт Хофманн открыл ЛСД и затем отправился в знаменитый первый в истории кислотный трип. Но мало кто знает о другом факте: впервые он синтезировал ЛСД-25 (одну из нескольких химических комбинаций, которые он создал впоследствии) ещё за пять лет до этого, но не выявил для себя ничего интересного.

По прошествии пяти лет Хофманн снова вернулся к экспериментам. Почему? Как он рассказывал, его одолело «предчувствие».

Этот тип интуиции представляет собой подсознательные сигналы, которым доверял ещё Стив Джобс (кстати, он также был фанатом ЛСД). Джобс считал, что эти сигналы действуют мощнее, чем интеллект.

Интуиция привела к созданию вещества, которое оказало огромное влияние на музыку и популярную культуру. ЛСД заинтересовало даже ЦРУ, которое провело ряд серьёзных исследований его воздействия на сознание.

Порой нам трудно даже представить, насколько велика сила подсознания.

Интуиция и внезапные озарения, связанные с ним, до сих пор мало изучены, но вызывают огромный интерес среди нейробиологов и психологов. По результатам исследования, опубликованного в журнале American Psychologist в 1992 году, процессы, которые происходят в подсознании, действительно могут действовать гораздо быстрее и иметь гораздо более сложную структуру, чем сознательное мышление.

5. Психологические травмы дают удивительные плоды

Фрида Кало, Джон Леннон, Пол Маккартни, Трумен Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсия… Многих известнейших творческих личностей объединяет один факт: они пережили тяжёлую утрату, горе (смерть родителей или любимого человека) или получили серьёзную психологическую травму, что оказало огромное влияние на их деятельность.

Психологи называют данное явление посттравматическим ростом. Наше мышление часто адаптируется к сложным для нас событиям таким образом, что находит новые нетривиальные решения проблем. Это является своеобразной частью процесса «перестройки» жизни, когда для того, чтобы выжить, приходится отказываться от прежних привычек. Так открываются новые перспективы, меняются приоритеты и взгляд на происходящее.

Многие учёные посвятили свои работы изучению посттравматического роста. Например, исследование, опубликованное в 2014 году в Journal of Traumatic StressP. A. Linley, S. Joseph. Positive Change Following Trauma and Adversity . , показало, что 70% людей, которым удалось успешно пережить какие-то травмирующие события, испытали на себе позитивные психологические изменения.

6. Нашему мозгу нравится, когда мы мечтаем

Разумеется, во время важного совещания не стоит мысленно застревать на своём воображаемом островке счастья. Однако мечты удивительным образом влияют на наши творческие способности.

Когда на рабочем месте вы воображаете себе батут в виде замка, внутри которого резвятся щенки корги, или оживляете в памяти лучшие моменты вашего прошлого отпуска, возможно, вы не ощущаете прилива . Однако занимаясь этими, казалось бы, бессмысленными вещами, вы запускаете в мозге интересные процессы.

Психологи изучают позитивно-конструктивное мечтание (positive-constructive daydreaming) уже несколько десятилетий. Как говорят учёные, подобное витание в облаках создаёт своеобразный инкубационный период для наших мыслей и творческих идей. Оно также положительно сказывается на нашей способности к долгосрочному планированию и повышает уверенность в себе.


Galileo Galilei showing the Doge of Venice how to use the telescope @Wikimedia Commons

7. Одни из лучших идей поначалу подвергаются всеобщему осмеянию

Существует множество примеров открытий или идей, которые изначально были отвергнуты, а потом признаны и приняты. Все знают печальные истории Галилео Галилея и Джордано Бруно. Венгерский врач Игнац Земмельвайс выдвинул радикальное для XIX века предположение о том, что инфекции распространяются с помощью бактерий. После этого его выгнали с работы и отправили в психиатрическую лечебницу.

Сопротивление чему-то новому, нешаблонному и противоречащему традициям является частью человеческой натуры.

В 2009 году в журнале Scientometrics была опубликована работа, в которой были представлены примеры идей нобелевских лауреатов, изначально подвергшиеся критике со стороны научного сообщества. Это исследование продемонстрировало системный характер проявления скептицизма по отношению к теориям, бросающим вызов текущим научным представлениям.

Психологи из Корнелльского университета подтвердили, что мы склонны относиться предвзято к нетривиальным идеям, применение которых кажется нам непрактичным. Эта тенденция, по-видимому, имеет глубокие корни.

Ещё в 50-х годах XX века учёные выявили, что люди чаще всего соглашаются с мнением, одобряемым большинством. Согласно этому исследованию, механическое запоминание и следование чётким инструкциям, чему нас и учат в школе, также уничтожают нашу способность мыслить нешаблонно. По мнению Кауфмана и Грегуар, учителя поощряют как раз тех учеников, которые меньше склонны к творчеству.

Выходит, креативность развить можно, и это не всегда трудно. Следуйте своей интуиции. Мечтайте. Выделяйте себе немного времени, которое вы сможете провести наедине с собой, если вы чувствуете, что это вам необходимо. Постарайтесь извлечь положительный опыт даже из неприятных событий. И не бойтесь быть осмеянными. Кто знает, вдруг ваша идея перевернёт этот мир.

Гавно-поэты, недо-художники и прочие ущербные личности, которые пытаются сделать из собственных какашек, конфеты своего же производства. Но, завод который специализируется на выпуске одной продукции никогда не сможет изменить свое направление производства. В этой уникальной статье Вы узнаете интересные факты по поводу того, почему творческие начинания часто терпят неудачу и напоминают унылое гавно, почему людишкам потом не хочется ничего "рожать", и почему некоторым людцам все же удается делать что то эдакое, и все потом понимают: "да, это стоящая вещь". Короче, краешком я уже затрагивал эту тему , но подробнее будет в данной статье, кликаем, читаем, эволюционируем.

Итак, первая и самая главная ошибка начинающего (давайте возьмем писателя, не важно что это: стихи, проза, сообщения соплями по стеклу - все равно) состоит в том, что он пытается копировать уже более известных представителей жанра, или тех, кто ему попросту нравится, на кого он ровняется, грубо говоря. То есть судьба такого человека в его творчестве – оставаться недомерком. Насколько нам известно, сканировать под чистую стиль других людей попросту невозможно, а если кто то считает иначе – сейчас расскажем как все происходит на самом деле. Ведь еще более приятно узнавать, если они о вас.


А происходит вот как: человек через творчество несет себя, как бы он не хотел казаться апупительным "песцом", свою сущность он ни от кого не скроет. Когда автор пытается кого-то копировать, выходит то же что если бы смешать борщ и запеченные бананы, а именно - гавно несъедобное. Такими несъедобными каками переполнены литературные форумы и прочее места, где начинающие авторы выставляют на обозрение свои творения, которые вроде как должны всем понравиться. Потом они проклинают троллей, плачут в подушку и зовут маму, но мама тоже отписала нелестный комментарий в сторону несчастного, назвав сына - тупой дурой. В таких ситуациях, автор-неудачник навсегда разочаровывается в своих способностях и превращается а аффтара который жжет только в качестве тролля над такими же неудачниками как и сам. Привет Интернет комьюнити!


То есть первая ошибка – желание показаться охуительным, что бы все заценили какой ты блеать гений. Понятное дело, это обречено на провал и на твои нервные содрогания давясь соплями. По сути, это главное и самое сложное препятствие которое нужно преодолеть – страх, что тебя какой ты есть не примут, ведь он побуждает к копированию других, успешных особей, а знаете есть для этого наиболее подходяще слово, когда "неудачники" пытаются кого то копировать – пародия. Все очень просто – пиши для себя а не для других . Стремясь оправдать чьи то ожидания, человек в своем творчестве изменяет самому себе. Следуя схемке "как правильно творить" (этому явно где то учат) творчество превращается в мертвое, в котором нету души, в которое ты слишком сцышь привносить себя.


Если борщ будет оставаться борщом, пусть сладким, кислым или же перченым – его все равно будет хотеться есть. Потому что это борщ а не помои в виде невнятной кучи печеных бананов и борщега! Понимаете что имеется ввиду? Творчество должно выражать человека который творит, а не быть пародией на что то . Вспомните, ведь каждый известный творец стал таким потому что он творил по своему и это всегда интересно лицезреть. То есть чем меньше в твоем творчестве тебя – тем более уныло и неинтересно это выглядит.

Далее следующая ошибка – выдуманность, или проще говоря фальш. Видите ли, чем больше в вашем творчестве "классных идей" в плане что именно нужно показать – тем более наиграно это выглядит, то есть нереалистично. Почему американские фильмы, в большинстве своем, такие хреновые? Правильно, потому что они строятся на обыгрывании каких то прикольных идей или прикольных шуток, и все это уныло, наиграно и вообще вызывает: максимум - легкую улыбку, минимум - желание застрелится или разбить монитор.

Вот как это в реальности происходит: "вот короче в фильме я видел прикольный момент, там главный герой такую фразу сказал, короче мне очень понравилось, вставлю ее в свою историю и получиться охуительно" или же "этот мужик божественно описывает природу, тучи там, луну. Прекрасно так читается! Короче, я тоже так буду описывать в точности как он всю эту бодягу, вот здесь и вот здесь вставлю, и я обречен на успех, в этом просто нет сомнений" и вместо борща тебе подсовывают невнятную смесь только от вида которой тебе уже хочется блевать. Да, да, да! А Вы думали, кто то испытывает другие чувства глядя на то что Вы пишете?


Все верно! Просто, вряд ли увидите нечто подобное, в других статьях про творчество. Не расслабляемся!


Самое сложное – описывать реальность, а не фантазии. А еще сложнее – свои реальные переживания (я не имею ввиду сопли, которые народ выдает что бы их пожалели) и тем более, давать это еще кому то почитать. Человек чувствует соучастие, близость и родство с чьим то творчеством только тогда, когда оно для него реально. В любой стоящей или известной фантастике, переживания героев крайне реальны. Только поэтому, книга трогает читателей (как и в любом другом творчестве). Читатель переживает вместе с героями, о каких бы трансмутантах-хоббитах не шла речь, а попытки чето выдумать… ну Вы поняли, народ сразу почует фальшь, сразу поймет глупую нелепость написанного. Ведь в том, что больше всего откликается - чувствуется что то очень настоящее. Сейчас имеется ввиду искренность. Если Вы не способны быть искренним в своем творчестве – лучше не беритесь, мир от этого станет явно прекраснее.

Эта книга поможет вам познакомиться с абстрактным искусством и развить художественное ви́дение. Под обложкой - интересные факты из биографии великого живописца, 20 раскрасок по мотивам его картин и короткое описание каждого шедевра.

Хотите раскрыть свой творческий потенциал и научиться чувствовать цвет? Берите кисти, краски, карандаши и начинайте рисовать прямо в книге! Кстати, это отличный способ расслабиться и снять напряжение после тяжелого рабочего дня.

Великий новатор

Три основных цвета и их разнообразные оттенки, треугольники, квадраты, круги, прямые и изогнутые линии соединяются и расходятся на полотнах Василия Кандинского по особым законам.

Композиция VIII, 1923

Вызвать эмоции, поговорить по душам - вот главная задача художника. Он первым понял, что важно не воспроизвести увиденное, а выразить суть, показать незримое. За 50 лет Кандинский создал жанр живописи, в котором главное - эмоции и чувства. Для их раскрытия он использовал формы, линии и цвета, создав новый мир - мир абстракции.

Озарение

В 1908 году Кандинский сделал открытие, о котором рассказал в тексте «Ступени», опубликованном в 1912 году: «Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу и в мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.

Импровизация 3, 1909

Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку.

Попытка на другой день при дневном свете вызвать то же впечатление удалась только наполовину: хотя картина стояла так же на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало также и тонкой лессировки сумерек. В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

О духовном в искусстве

В 1909 году Кандинский принялся за первый большой теоретический текст «О духовном в искусстве», опубликованный в конце 1911 года. В нем художник представил свое видение искусства, миссия которого - духовного порядка. Там же он высказал теорию об эмоциональном воздействии цветов на человека и об их внутреннем звучании.

Небесно-голубое (Синее небо), 1940

По его мнению, форму определяет только «внутренняя необходимость», а абстракция позволяет избежать стилизации, которая используется «для красоты» или бессмысленного эксперимента. «Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне», - писал он в своем манифесте.

Именно в этот период картины Кандинского освободились от предметности и превратились в чистые конструкции форм и цветов, а черные линии стали самостоятельными графическими элементами. «Картина с кругом» (1911) и «Картина с черной аркой» (1912) - его первые абстрактные работы.

Картина с черной аркой (1912, холст, масло, 189 × 198 см)

Некоторые искусствоведы именно эту картину 1912 года считают первым абстрактным произведением в истории живописи. На этом полотне мы видим три больших блока цветов: синий, красный и фиолетовый, - которые сталкиваются, как три континента. «Синяя» форма появляется в нижнем левом углу, пересекает пространство, окрашиваясь местами в светло-желтый и красно-оранжевый.

Для Кандинского синий - «небесный» цвет, а желтый - «типично земной»; он «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия». Теплота желтого, сталкиваясь с холодом синего, создает живой, но «болезненный» контраст.

Картина с черной аркой, 1912

Белый - как «великое безмолвие». В нижней правой части много разных оттенков, среди которых доминирует алый: «Упорный, навязчивый, сильный тон… подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить». Над ними третий блок - фиолетовый: цвет, который, согласно Кандинскому, «возникает в результате вытеснения красного синим».

Раскраска по мотивам картины

Центральная часть композиции - большая черная изогнутая линия, которая пересекает пространство и задает ритм. Черная арка сближает три цветных блока, которые сражаются в контрасте цветов, символизируя конфликт между «духом» и «материей». В этой картине Кандинскому удалось передать духовное беспокойство с помощью чистых абстрактных форм.

Несколько кругов (1926, холст, масло, 140 × 140 см)

В 1922 году Кандинский переехал в немецкий городок Веймар преподавать в школе Баухаус. Начался новый период его творчества, который он сам назвал «лирическим геометризмом». Это синтез лирической абстракции, где главное - выразить эмоции, и абстракции геометрической, сосредоточенной скорее на сочетании форм.

Несколько кругов, 1926

Все большее значение в уроках и работах Кандинского приобретают геометрические элементы - особенно круг, полукруг, угол, прямые и изогнутые линии. С 1925 по 1928 год художник особое внимание уделял кругу - и картина «Несколько кругов», созданная в 1926 году, полностью посвящена этой форме.

Раскраска по мотивам картины

Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) - не его „геометрическая“ форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть, и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня. Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения. Я не выбираю форму осознанно - она сама выбирает себя».

Фуга (1914, холст, масло, 129,5 × 129,5 см)

Однажды во время просмотра оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре Кандинский испытал невероятно глубокие переживания от «абсолютного произведения искусства». Слушая музыку, он видел ее перед глазами. «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», - писал он позже, пытаясь передать свое впечатление.

Фуга, 1914

Вибрации его души вошли в резонанс с музыкой. Из этого он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать то же самое с помощью цветов и форм. С этого момента реальность на картинах Кандинского почти полностью исчезает. Он не воссоздавал окружающий мир, но вдохновлялся ощущениями - визуальными и акустическими - и показывал свое внутреннее восприятие.

Раскраска по мотивам картины

Позже он писал: «Художник, не видящий цели даже в художественном подражании явлениям природы, является творцом, который хочет и должен выразить свой внутренний мир. Он с завистью видит, как естественно и легко это достигается музыкой, которая в наши дни является наименее материальным из всех искусств. Понятно, что он обращается к ней и пытается найти те же средства в собственном искусстве». Название «Фуга» Кандинский придумал, когда картина была закончена: он был уверен в ее «полифоническом звучании».

Еще в книге

С помощью альбома «Василий Кандинский» вы сможете воссоздать такие картины:

  • Импровизация III
  • Впечатление V (Парк)
  • Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами
  • Композиция VIII
  • Желтая картина
  • Пестрая жизнь
  • Без названия («Абстрактная акварель»)
  • На белом II
  • Несколько кругов
  • Картина с черной аркой
  • Желтый, красный, синий
  • Фуга
  • Эскиз к Импровизации VIII
  • Небесно-голубое
  • Композиция IV (Битва)
  • Композиция IX
  • Сопровождающий контраст
  • Картина с лучником
  • Красное пятно II
  • В сером

Книга понравится всем, кто увлекается рисованием и искусством, а также поклонникам абстрактной живописи и творчества Василия Кандинского.

Иллюстрации из книги

На обложке поста: «Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами», 1913

Хотя творчество помогает человеческому обществу процветать, наука предлагает немного ответов на то, как действительно работает это бесконечно сложное понятие. Независимо от того, сколько исследований проводится в измерении и постижении существенного явления, кажется, как будто возникает больше вопросов, чем получаешь реальных ответов. Теории и результаты также иногда находятся в противоречии друг с другом, означая, что каждый «факт», представленный сейчас мог быть отвергнут в свое время. Но это нормально, когда изучают то, что кажется почти полностью необъяснимым.

Стресс убивает творчество

Точно так же, как он убивает психическое здоровье, сердце, и в значительной степени все остальное. Напряжение отрицательно воздействует на творческое выражение, особенно когда это ограничивается жесткими сроками и критериями. По словам психолога доктора Роберта Эпштейна, у некоторых людей отсутствует ген или какой-то другой фактор, предрасполагающий к творчеству (эта перспектива, очевидно, оспаривается). Внешние факторы, такие как стресс, влияют гораздо сильнее на возникновение новых идей, чем какие-либо внутренние.

Гении описывают свои творческие процессы так, словно они находятся в трансе

Доктор Нэнси Андрисен, которая написала «Мозг создания»: Гении нейробиологии, возможно, не в состоянии с научной точки зрения объяснить, как появляются творческий потенциал и гений, но они действительно знают, как они вдохновляют и воздействуют на великих мыслителей. Все люди испытывают моменты «обычного творчества», которые возникают в ежедневных задачах. Но художники, композиторы, ученые, авторы, и другие, считающиеся гениями как правило, говорят о сновещательных «вспышках», выделяющих их самые известные, культовые работы.

Связь между выработкой дофамина и творчеством может существовать

Поскольку дофамин повышается вместе с получением одобрения и другими наградами, некоторые нейробиологи (как доктор Дэвид Свитт) полагают, что он также легко согласуется с творчеством. Получение денег или простое удовлетворение от хорошо сделанной работы, может стимулировать уровень инноваций и натурального дофамина. Такая связь существует только в качестве теории, хотя тот факт, который действительно имеет большое значение в объяснении иногда необъясним.

Восприятие - первый шаг к поддержанию творческой искры

Все творческие занятия начинаются, когда мыслитель чувствует внешний стимул и обрабатывает его в уме. Более сложные, чем просто видение, «двигатели нашей изобретательности» соединяют образы с воображением. Личные различия в этой неизбежной связи приводят к творчеству и легко объясняют, почему некоторые люди в конечном итоге получают особые результаты, они помогают обществу продвигаться вперед (развиваться).

Творчество может согласовываться со структурой мозга и его химическим составом

Теорий относительно истинного происхождения творчества имеются предостаточно, и некоторые думают, что способность может быть определена химическим составом мозга и его структурой. Университет Рекса Юнга Нью-Мексико полагает, что, если у вас меньше определенных неврологических явлений, вам же лучше, когда дело доходит до творческих поисков. Меньшая дозировка определенного химического состава, более слабое белое вещество и участок лобной коры головного мозга является более тонким. Интересно, что мозги, тестированные ранее на проверку умственных способностей, показывают состав полной противоположности.

У творческих мыслителей более слабые нервы

В течение творческих моментов левый участок лобной коры головного мозга испытывает сравнительно более вялую деятельность, которая также согласовывается с вышеупомянутым уменьшенным белым веществом и соединяющимися аксонами. В отличие от интеллекта, творчество имеет тенденцию процветать, когда мышление замедляется, хотя «вспышки» вдохновения и озарения происходят со скоростью вспышек. Также эмоции и некоторые познавательные процессы происходят в этой особой зоне, в которой как верят ученые, такие как доктор Юнг, поощряется новизна и абстракция мыслительных процессов.

«Психологическое расстояние» способствует творчеству

Встречая творческое препятствие, лучшее что мыслители могут сделать для себя, это сделать шаг в сторону, и попытаться взглянуть на все с совершенно с иной точки зрения. Исследования показали, что наиболее последовательно творческие люди показывают готовность подойти к проблемам с разных сторон далеко за пределы их первоначальных задач. Оценивание некоторого промежутка между первоначальной точкой зрения и более новыми способствует абстрактному мышлению, как важнейшей составляющей в изобретательном процессе.

Ранние исследования творчества разделили его на три подраздела

Исследование творческих способностей Мэлом Роудзом, - который исследовал, приблизительно 50 человек - в конечном счете, вынудили его разделить все на человека, процесс, и компоненты окружающей среды. Элемент человека, как Вы можете, вероятно, предположить, предполагает уникальный набор особенностей, необходимых, чтобы думать и чувствовать вещи новым, абстрактным способом. Фактически понимая и формулируя идеи и результаты как известный процесс, окружающая среда означает внутреннюю и внешнюю обстановку, в которой работает творческий человек.

Занятие аэробикой увеличивает творческий потенциал

Когда мозг начинает затуманиваться, попробуйте заняться аэробикой, чтобы избавиться от этого. В исследовании 2005 года ученые колледжа Род-Айленда отметили, что спустя два часа после занятия такой физической деятельностью, некоторые оказались наиболее умственно активными. Они использовали тест творческого мышления Торранса, для измерения того, насколько хорошо участники выполняли задания с учетом физических упражнениями и без них.

Творчество пропадает, если оно становится средством для получения наград

Хотя с 1987 года, результаты этого исследования демонстрируют только, как непостижимо истинное лицо творчества в эти дни, они находятся в противоречии с некоторыми более современными теориями, несмотря на тот же смысл. Тесты, проводимые в университете Брандейса на студентах писателях, показали их погружение в мотивации и мысли относительно получения наград за их работы и усилия. Они отнеслись к поэзии с меньшим интересом, что стало открытием, которое относилось к не творческой ситуации.

Импровизация стимулирует языковые центры мозга

FMRIs и импровизированный джаз впервые позволили хирургу Чарльзу Лимба отобразить творческий процесс. В своей лекции TEDxMidAtlantic он рассказывал о своих увлекательных результатах относительно физиологии во время музыкальной импровизации, в частности, как это делает свет Поля Брока в день независимости США. Мозг, по мнению ученых, эта часть, которая отвечает за развитие языка и познание, подразумевая, что один из самых существенных органов тела мог бы признать музыку (и возможно даже другое выразительное занятие) сродни речи.

Двуязычие и многоязычие могут совершенствовать свои творческие навыки

У исследователей, «возможно момента открытия», когда дело доходит до доказательства связи между дву- и многоязычием, но убедительные доказательства этого, безусловно, существуют. Люди, способные говорить больше чем на одном языке вообще, показывают больше компетентных навыков мультиуправления задачами и улучшенного познания, как правило выделяют ключевые компоненты в творчестве. Самым впечатляющим, однако, является то, что они способны лучше анализировать ситуации и причины с разных точек зрения, что говорит о необходимости попыток определения творчества.

Творческие люди, скорее всего, будут нечестны

Это не означает, что всем творческим людям нельзя доверять, и что их противоположности всегда самые честные люди. Но люди, способные к более новым и абстрактным мыслям и обладающие более гибкими моральными устоями «наслаждаются» более высоким риском, заслуживающим меньшего доверия к их поведению. Многочисленные исследования показывают, что возможность состряпать более прочные, жизнеспособные рассказы стимулирует просмотр сценариев с разных точек зрения о возможности попасться.

Высокий IQ и творчество могут соотноситься друг с другом

Гарвард, как многие другие учреждения высшего образования, надеется открыть необычные тайны творчества. Доктор Шелли Карсон, занимающаяся разработкой нового стандарта для измерения загадочного феномена, хочет попытаться найти связь между интеллектом и творческим мышлением. Некоторые из ее более ранних исследований отмечают, что происходит совместное увеличение в 120, 130, и 150 уровней IQ, но необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать это соотношение.

Таким образом, творчество и психические заболевания могут совпадать

Все творческие личности, как безумные - в частности, влиятельные и гениальные - всегда были и, вероятно, всегда будут образцами, которые имеют некоторые признаки. Их мозг, как было доказано, более открыт к внешним источникам и обладает большим объемом памяти, чем другие, но это приводит к некоторым нежелательным побочным эффектам. Сверхвозбуждение может вызвать (или ухудшить) беспокойство и депрессию.