Cочинение «Тема дружбы и любви в "Евгении Онегине". Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)

21.04.2019

В первой главе уже сказано об Оне-гине: «друзья и дружба надоели». Ве-роятно, Онегин выбрал своим идеа-лом героя произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находится бюст Наполеона: «Мы по-читаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны...». Разве это не об Онегине? Герой ску-чает. Но почему хандра овладела им? В Онегине нет желания действовать, изменить что-либо, протестовать. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился просто потому, что больше в деревне общаться было не с кем. Пушкин на-зывает их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и бы-ло — им обоим действительно было нечего делать: Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности — он не знал настоящей жизни, не мог найти свое место в ней. И автор, и Оне-гин — они оба старше Ленского — иронично относятся к его романтиче-ской натуре. Онегин намного опыт-нее, пресыщен жизнью — он мог бы стать для Ленского своего рода на-ставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге — также плод его романтического воображе-ния. Нет, он не любил Ольгу, он лю-бил образ, созданный им самим. Ро-мантический образ. А Ольга... Обык-новенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел... безмерно». Недаром Онегин сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт...». Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви.

А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства». Но на самом деле он просто боится полюбить, боится пробудить забы-тые чувства.

Онегин и Ленский поссорились из-за пустяка — Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Небольшая месть за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Но Лен-ский воспринимает все иначе — для него это измена, крушение надежд.

В тот момент, когда Онегин полу-чил вызов, ему следовало отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться. Но по-мешало пресловутое общественное мнение. И оно было для Онегина сильнее дружбы.

И вот «любовь» Ольги: она поплака-ла, погоревала, вышла замуж за воен-ного и уехала с ним. Иначе любит Та-тьяна. В Онегине она «должна... нена-видеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения ка-бинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина — перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Итак, проходит три года, Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке — в Петербурге, в светском обществе, Татьяна заму-жем, Онегин вернулся из странствия. И теперь в Онегине просыпается лю-бовь. Любовь к той, которой он благо-родно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изме-нилась — изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полю-бить. Но слишком поздно. Татьяна, несмотря на то, что вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь му-жа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

Таким образом, в романе пред-ставлены различные «модели» люб-ви, дружбы, но главный герой не спо-собен проявить себя в чувстве. Он одинок и несчастен, но виноват в этом только он сам.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с уверенностью можно назвать проблемным. Действительно, автор поднимает в нем множество проблем, так или иначе связанных с размышлением о смысле жизни, любви, дружбе, причинах несчастья человека. Он предлагает читателю поразмышлять, почему блестящий, молодой, образованный человек так рано разочаровался в жизни, не нашёл в ней своего места.

В своё время критик Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Значит, эгоизм героя стал причиной его страданий. Почему же определяющей чертой героя стал именно эгоизм? Может быть, причина в воспитании, социальных условиях, образе жизни Онегина? Мы ищем ответ на этот вопрос на протяжении всего романа.

Во многом на героя повлияла общественная атмосфера двадцатых годов девятнадцатого века. В это время русское дворянство по-иному взглянуло на ситуацию в стране. Старые взгляды уже отходили в прошлое. Возникла необходимость реформ. Но их осуществление зависело от молодого поколения. Одни стали создавать тайные общества, чтобы как-то изменить ситуацию. Другие не могли найти способ изменить праздность дворянской жизни и впадали в уныние, апатию, разочарование.
Во многом новое поколение не оправдало возложенных на него надежд. Виной тому – европейское воспитание, оторванность от национальных традиций, незнание своей страны, влияние Запада, праздный образ жизни многих дворян.

Первая строфа романа представляет визитную карточку героя. Он скептически относится к семейным связям и неохотно представляет себя у постели умирающего дяди:

Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же чёрт возьмёт тебя!»

Таково наше первое впечатление о герое. Онегин – типичный представитель своей среды. И воспитывался он в типичных условиях того времени. Отец рано промотал своё состояние из-за балов и раутов. Воспитанием юного Евгения занимался нанятый француз-гувернёр. Он учил мальчика «всему шутя», «не докучал моралью строгой». Поэтому герой знал немного из латыни, немного из истории, читал Адама Смита. Можно сказать, что он получил весьма поверхностные знания и был не готов к самостоятельной жизни, службе. Но Онегин с потрясающей ловкостью «всегда умел казаться новым», был внимательным собеседником, легко танцевал, в разговорах умел коснуться всего слегка, быстро покорял женские сердца. Этого оказалось более чем достаточно для успеха в свете. Онегин прекрасно приспособился к его условиям и слыл блестящим франтом. Герой смог подавить в себе естественные чувства, рано научился лицемерить:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Онегин привык играть чужими чувствами, судьбами. У него было всё: положение в свете, молодость, красота, силы, ежедневные развлечения. Он жил в забавах и роскоши. Но скоро охладел к этому, стал испытывать страдания. Почему? Ответ на этот вопрос автор даёт в первой главе. Здесь мы видим описание внешнего образа жизни героя. День он проводит в постели, ночами пропадает на балах, в театре, за обедами. И так проходит день за днем.

Лишь на первый взгляд жизнь героя напоминает бесконечный праздник. На самом деле суетные удовольствия очень быстро приедаются. Человек не может жить только потреблением, вне труда, без цели. Онегин очень скоро это почувствовал. Его перестали радовать лёгкие победы над женщинами, бесконечные обеды и балы.

Героем овладела апатия. Это не была дань моде, не было подражание большинству. Это был протест человека, который видит пустоту привычного образа жизни. Онегин никак не может понять, что причина его страданий – в несоответствии его личности и той жизни, которую он ведёт.
Онегин живёт искусственной, не своей жизнью. Подобное существование ему навязали извне. На самом деле наш герой другой. В нём есть «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и трезвый охлаждённый ум». Это и сблизило Онегина с автором: «С ним подружился я в то время, Мне нравились его черты».

Как же Онегин пытается найти выход из противоречия в своей душе? Он пытается что-то сочинять, но «труд упорный ему был тошен». У него ничего не вышло. Волею судьбы герой оказался в деревне. Первое время красота природы помогала Онегину развеять угнетение. Но проблема так и осталась нерешённой. Евгений снова погрузился в тоску. Вскоре ему надоели разговоры соседей о бытовых заботах, вине, псарне, родне. Он уединился у себя в имении. Да и соседи посчитали его чудаком, перестали с ним общаться. Так продолжалось до встречи героя с Ленским. Именно юный поэт знакомит Онегина с Татьяной. Автор в лице этих героев посылает Онегину испытание дружбой и любовью. Он Онегин не проходит их. Из-за пустого повода он соглашается на дуэль с Ленским. Боязнь выглядеть трусом оказывается для него важнее жизни человека. Восторженный романтик гибнет от руки лучшего друга. Беззаветная любовь Татьяны может воскресить Онегина к новой жизни, но герой проходит мимо искренних чувств.

Причина жестоких ошибок Онегина – его себялюбие, эгоизм. Он привык думать только о себе и никогда не принимал в расчёт чувства других людей. Откуда в Онегине столько эгоизма, жестокости?

Здесь сказалось влияние на героя европейского образа мыслей. Автор обращает внимание, что в его кабинете стоит «столик с куклою чугунной» (фигуркой Наполеона), «лорда Байрона" портрет. Имя Наполеона стало символом индивидуализма, эгоистического начала. С ним связана теория сильной личности, которой позволено всё. Она абсолютно свободна и может быть равна Богу. Суть этой популярной теории автор иронично изложил на страницах романа:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя;
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы.

Но культ Наполеона и его идей разрушает человека. Автор показывает это на примере Онегина.
Образ Байрона связан с мятежностью, протестом. В книгах Евгения:

…отразился век
И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Подобный образ мыслей вызывает лишь страдания. Онегин разочарован в людях, в дружбе, любви. Он считает, что в этом виновно общество. Онегин не хочет признаться себе в том, что причина страданий кроется в нём самом, в его отношении к жизни. Он не понимает, что долгое время изменял себе, одевал маску, жил по чужим законам, зависел от мнения других. Любовь к новой Татьяне открывает перед нами истинную сущность Онегина, его внутренние изменения. Герой способен на глубокие чувства, может искренно любить. Именно любовь помогла ему преодолеть разочарование, пробудила к новой жизни. Возможно, что обновленный Онегин найдёт в ней своё место.



В образе Онегина А.С.Пушкин изобразил типичного молодого дворянина-современника. Жизнь Евгения была полна любовными интрижками и светскими развлечениями: балами, приемами, банкетами… Однообразные события повторялись изо дня в день, при этом окружающая действительность отдавала фальшью.

Онегин не имел настоящих друзей, его знакомства обеспечивали деньги и социальный статус. Но только на первый взгляд его существование было бесконечным праздником.

На деле все удовольствия быстро приелись. Героя уже не радовали легкие победы над красавицами, званые обеды и светские балы. Им овладела апатия, которая не являлась данью моде или подражанием большинству. Равнодушие стало протестом против пустоты праздного образа жизни.

Герой живет какой-то неестественной, навязанной извне жизнью. В душе он иной, имеется у него «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и трезвый охлажденный ум». Это сближает Евгения с самим автором. Он даже пытался сочинять, но из этой затеи ничего не вышло - «труд упорный ему был тошен».

Тоска привела Онегина в деревню, где красоты природы помогали отвлечься от горьких мыслей на какое-то время.

Но проблема не исчезла, он вновь погрузился в уныние. Лишь встреча с Ленским смогла расшевелить героя. Благодаря юному поэту Евгений познакомился с Татьяной. Эти два образа олицетворяют в поэме испытание дружбой и любовью. Но автор не наделяет ключевого персонажа счастьем: пустой повод становится причиной дуэли с Ленским. Восторженный романтик гибнет от пули Онегина. Искренняя любовь юной Татьяны могла бы дать Евгению толчок к новой жизни, но он не оценил глубину девичьих чувств.

Причины роковых ошибок Онегина кроются в эгоизме и себялюбии. Он привык заботиться лишь о собственной персоне, не принимая в расчет желания окружающих. Образ мыслей вызывает у героя внутренние страдания. Он разочарован в дружбе, любви, окружающем мире. В этом он винит общество, не желая признавать, что причина всех бед кроется в нем, в его отношении к жизни.

Вспыхнувшая любовь к Татьяне открывает нам другого Онегина, показывает его истинную сущность. И хотя время безвозвратно упущено, есть вероятность, что обновленный герой отыщет свое место в жизни.

Обновлено: 2017-01-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Он уверен, что “не создан для блаженства”, это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь отсутствуют – они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, которое погубит и Онегина, и Ленского!

Начинается все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине “друзья и дружба надоели”. Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: “Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны… “. Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин, того что Онегину надоела дружба – его хандра. Но почему она овладела им, а Автором, который предстает в романе его другом – нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет.

Итак, проходит три года, и Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке – в Петербурге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь, встретив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине просыпается любовь. Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась – изменился Онегин. Он смог “обновить свою душу”. Он смог полюбить. Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, но она “другому отдана” и будет “век ему верна”… Татьяна, несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) “от делать нечего друзья”. Это так и было им обоим действительно было нечего делать – Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности – он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И Автор, и Онегин – они были старше Ленского – неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем.

И вот – “любовь” Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна – нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее – в Онегине она “должна… ненавидеть убийцу брата своего”. Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина – перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга… Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору “надоел… безмерно”. Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: “Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт… “. Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую “другую”, и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг) . А что же Онегин?

Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, “сброд”, который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра – но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули – для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дружбы и любви.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

В 1820-1830-х годах. В эту работу писатель вложил буквально всю душу. В ней же он высказал все свои взгляды на отношения, бытующие в обществе того времени. Это одно из наиболее значительных произведений русской словесности, в котором на первом месте тема любви и дружбы. Начинается все с того, что уже в первой главе мы узнаем, что главному герою молодому повесе Евгению Онегину все надоело. Как он сам говорит, «друзья и дружба надоели».

Этот герой отъявленный скептик. Он не желает никого по-настоящему любить и слывет закоренелым эгоистом. На самом деле, Евгений в свои двадцать-шесть в свете столько повидал лицемерия, предательства, измен, хитросплетений, что ни во что уже не верил. Женщины для него давно утратили загадочность и желанность. Друзья давно перестали вызывать доверие и уважение. Одним словом, в таком молодом возрасте пушкинский герой уже был во многом разочарован и на голову опытнее своих сверстников.

Именно в этот период судьба ему послала таких верных, преданных и любящих людей, как Татьяна и Ленский . Но так как герой был настроен негативно к вопросам любви и дружбы, счастья он так и не обрел. По сути, и причина, по которой он стал общаться с этими новыми знакомыми, была неуважительной. Как могло произойти что-то хорошее, если Евгений сам не верил в чудеса? С Ленским он познакомился только от скуки, потому что в деревне, где ему осталось имение от дяди, не с кем было общаться. А у Лариных он очутился по настоянию Ленского и опять же от скуки.

Сам Пушкин называет Ленского и Онегина «от нечего делать друзьями». По старшинству и опытности Онегин насмешливо относится к возвышенным чувствам Ленского и его поэтичной натуре. Он считает, что любовь к Ольге Лариной - это плод романтического воображения Владимира. Онегин не видит в этих отношениях истинной любви, а только образ, созданный в голове у друга. Несмотря на то что они с Ленским довольно разные, им удается быть хорошими друзьями и интересными собеседниками.

Только с этим молодым романтиком главный герой может дискутировать на философские темы. На мой взгляд, если бы Евгений вовремя оценил значение Ленского в его жизни и умерил бы свой эгоизм, никакой дуэли не произошло бы. К сожалению, эти двое не смогли пройти испытание дружбой. В результате глупой шалости Онегина и легкомыслия Ольги, Ленский погиб от руки лучшего друга. Для Онегина этот жизненный эпизод не прошел бесследно. Он естественно оставил глубокий след в душе и повлиял на его дальнейшую жизнь.

Самый главный пушкинский герой так и не нашел истинного счастья ни в любви, ни в дружбе. Поначалу он сам отказал Татьяне в продолжении встреч, мотивируя это своей неготовностью к любви. Через пару лет, когда он вновь повстречал ее успешную, замужнюю на одном из званых вечеров Петербурга, то понял, каким был глупцом, упустив любовь всей своей жизни. Что же заставило его по-новому взглянуть на Татьяну? Она ничуть не изменилась, осталась такой же простой, искренней и прямодушной.

Изменился он. Возможно, события, произошедшие в деревне, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни. Возможно, он просто устал от одиночества, отшельничества и цинизма. В любом случае, ему удалось «обновить душу», прозреть и полюбить, но слишком поздно. Татьяна была уже замужем за достойным человеком и не хотела разрушать жизнь любящего ее человека ради себя самой. Слова «Но­я другому отдана ; Я­буду ­век ему верна» стали последними, которые он услышал от нее. Вот так и разошлись пути влюбленных.