«Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок). Алые паруса анализ Композиция произведения алые паруса

20.10.2019

В основе произведения используется два главных образа. Юная девушка Ассоль еще в детстве потеряла мать и живет с отцом, который зарабатывает продажей собственноручно сделанных игрушечных корабликов. Случайно девушка встретила Эгля - сказочника. Он пообещал, что однажды в порт зайдет корабль под алыми парусами с принцем на борту, которой преодолел долгий путь, чтобы найти Ассоль и забрать с собой. Ассоль была очень несчастна, так как никто в городе с ней не общался, все считали ее сумасшедшей. Слова сказочника стали для нее маяком. Она мечтала и ждала исполнения своих грез.

Артур Грэй воспитывался в зажиточной семье и с юных лет мечтал стать капитаном. Пятнадцатилетним юношей он сбежал из дома и в течение четырех лет плавал по морям простым матросам, постигая морские науки. Он приобрел корабль, стал капитаном и его мечта осуществилась. Грэй случайно увидел Ассоль, и узнав позднее о ее грезах, он поднял над своим кораблем алый парус, зашел в порт, на берегу которого его ждала девушка и увез ее, как и прорицал Эгль. Все жители города считали Ассоль сумасшедшей за ее мечты, над ней насмехались, но ее мечта исполнилась, произошло чудо, в которое она верила и которого ждала.

Автор использовал характеристику героев лишь настолько, насколько было необходимо, чтобы читатель смог увидеть целостную картину, так как в повести человеческие качества не являются главными. Основная тема повести - надежда. Возможно, именно это чувство спасло в свое время самого автора, который претерпевая заключение и ссылку, сохранил в себе живое сердце, надеющееся на лучшее. Александр Грин в данном произведении говорит о том, что всегда нужно оставлять в своей жизни место чуду, даже если окружающие этого не воспримут.

Изначально автор задумывал создать историю об алом парусе, которая бы развернулась на берегах Невы в охваченном революцией Петрограде. В этой обстановке цвет паруса стал бы символикой революции. Но возможно именно то, что события рассказа касаются обыкновенного городка, в котором люди достаточно глупы и беспечны, чтобы утратить надежды, дало возможность показать важность надеж в любое время. Надеяться на избавление во время войны естественно, а будни производят с человеком такие метаморфозы, что в погоне за выгодой и мирскими благами легко лишиться собственного "я", своих грез и доброты к людям. Таким было население Каперны и за доброе, отзывчивое сердце Ассоль, за ее надежды на лучшее ее не любили.

Каждый из нас, не смотря на мнение мира должен оставаться верен своей мечте, и это станет залогом ее исполнения. Вера, надежды и грезы - это то, что может помочь человеку, даже если весь мир поднялся против него. Автор не призывает погрузить в мир фантазий, он говорит о том, что в мире реальных вещей всегда нужно оставлять место для сказок и чудес. Мечты сбываются - это не требует доказательств.

«Алые паруса урок» - Грэй. Сказочная страна Гринландия. Уроки повести А.Грина " Алые паруса". Кто сшил алые паруса? А. Грин «Алые паруса». Художественный фильм. Почему А.Гриневский стал А.Грином? Роли исполняли: Ассоль –А.Вертинская Грэй – В.Лановой. Алые паруса. Ассоль. повесть о любви Ассоль и Грэя. СССР, 1961г.

«Урок литературы Гумилёв» - Анализ стихотворения «Шестое чувство». Какова специфика сюжета стихотворения? Мир образов н. Гумилёва. Каковы образы стихотворений? Восторженное воспевание опасности, борьбы стало неизменным свойством поэзии Гумилёва. Анализ цикла «Капитаны». Смысл названия стихотворения? Анализ стихотворения «Жираф».

«Биография Гёте» - Биография. Время - вернейший союзник упорства. Бояться горя - счастья не знать. Иоганн Вольфганг Гете. Без пользы жить - безвременная смерть. Афоризмы. Гёте получил хорошее домашнее образование. «Фауст». 1749 - 1832.

«Аркадий Гайдар» - Аркадий Гайдар с семьёй. Не знаю – 61% Играли – 16% Помогали престарелым – 14% Делали хорошие дела – 3% Работали –3% Развлекались -3%. Писатель – 76% Космонавт – 8 % Учитель – 5% Не знаю – 5% Режиссёр – 3% Композитор – 3%. "Гайдар шагает впереди". Место гибели Аркадия Гайдара. Обложка книги.

«Владимир Гиляровский» - Гиляровский умер 1 октября 1935 года. Выставка «Московская достопримечательность». В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать. Московская достопримечательность. В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Владимир Алексеевич Гиляровский родился 26 ноября (8 декабря) 1855 года.

«Грин Алые паруса» - «…Артур Грэй родился с живой душой…». В чем смысл названия повести? Эгль. Почему паруса алые, а корабль белый? АССОЛЬ (исп. al sol) – «к солнцу». Ребята, надо верить в чудеса! Иллюстрации Дудина. К.Г. Паустовский. Ассоль. Д. Гранин. С.Г.Бродский. Герб любви, 6А класс. «…сверкнет алый парус. Так весной протирают окна в доме.

Грин написал произведение, где маленькая отверженная Ассоль была готова к чуду, и чудо нашло её. Ассоль была воспитана добрым и любящим отцом Лонгрэном. Девочка очень рано потеряла мать, а отец её начал зарабатывать на жизнь тем, что изготавливал и продавал игрушки. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал её достаточно слабый характер, хотя в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Мир, с которым ей пришлось столкнуться, испугал её. Убегая от всех проблем, Ассоль пыталась сохранить в сердце красивую сказку об алых парусах, которую рассказал ей добрый человек. Мне было искренне жаль Ассоль, потому что она была изгоем. Никто не понимал её богатый внутренний мир, её волшебную мечту. Дети называли её деревенской дурочкой, а взрослые обходили стороной. Я думаю, что все эти люди глубоко несчастны. Человек, у которого нет сердца, души, не умеет мечтать. И не преступление их, а несчастье в том, что эти люди огрубели душой, и не видят и не замечают прекрасного в мыслях и чувствах. Однажды малышка Ассоль начала понимать, что одними мечтами жить нельзя и что реальность важней мечты. Очень часто жизнь и обстоятельства ломают мечты хрупких и слабых людей, но не сломалась Ассоль.

А где же наш герой? И герой ли он, Артур Грэй, живущий не в хижине, а в родовом замке, в роскоши и полном достатке, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии? С замиранием сердца я листаю страницу за страницей. Оказывается, и он тоже мечтатель. А что тут удивительного?! Ведь главное в человеке – внутренний мир, его душа. За деньгами можно спрятаться, они нужны, в современном мире они играют немалую роль, но когда у человека есть что-то высокое в душе, деньги, богатство не являются целью жизни.

Мальчик мечтает о закате, о море, о кораблях, он был рожден капитаном, родители всячески поддерживали его стремления. Общение с людьми?! Грэю в этом плане было легче, чем Ассоль. Он не был изгоем, но мысли его были полны фантазий и воображения. Скорее всего, именно это помогло им найти друг друга.

Так замечательно понимать, что на свете есть другой человек, думающий так же, как и ты. Знакомство двух людей было предначертано судьбою. Однажды по воле случая корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, но и сердцем, ждущим любви: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Что же случилось дальше? «Как будто две струны зазвучали вместе. » Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он – тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила», – сердце мое готово выскочить, так я переживаю за моих героев. И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», – бросилась к нему прямо по воде. Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Как жаль, что так быстро закончилась повесть о любви и о том, что даже самые несбыточные мечты могут стать реальностью. Я настоятельно рекомендую прочитать это повествование о чести и бесчестии, трусости и отваге, о достижении поставленной цели всем, кто умеет мечтать, у кого в сердце живет вера в добро. Эта романтическая история творит чудеса с душами людей, после нее хочется верить в чудо. Реалистичность произведения позволяет увидеть прекрасный мир, окружающий нас. И как бы не было плохо на душе, в жизни, каким бы не были окружающие люди, вера во что-то светлое спасает. И это только одна сторона. Другая сторона заключает в себе добрые человеческие отношения, чувство любви, надежду на будущее. «Алые паруса» романтический мир человеческого счастья, сердечное отношение, сострадание, а главное – безграничную любовь двух людей. И если же вы все-таки поверите в мечту, на рассвете посмотрите за линию горизонта, может быть там уже стоит красавец корабль с алыми парусами. Вы только верьте! Каждого из вас ждут свои Алые паруса.

Создал более 400 произведений, придумал целый мир, населенный отважными и благородными героями. Особой народной любовью и популярностью пользуется его повесть-феерия «Алые паруса».

Шел 1916 год. По петербургским улицам бродил долговязый человек с тяжелым взглядом. Он остановился у одной из витрин и долго разглядывал игрушечный кораблик с парусами из белого шелка. Кораблик был красивым, легким и стремительным, но чего-то в нем не хватало. Если бы паруса были другого цвета. Какого? Возможно, алого, цвета любви и надежды! Так в воображении писателя Александра Грина впервые возникли «Алые паруса».

Окончательно эта феерия была создана в суровом и голодном декабре 1920 года. Отрывок из произведения был опубликован в газете «Вечерний телеграф» полгода спустя, а полностью «Алые паруса» увидели свет отдельным изданием в 1923 году. Писатель посвятил сказочную повесть второй жене Нине, которую считают прообразом Ассоль.

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье» , «темные густые волосы» , «худенькие, загорелые ноги» . Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением» .

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Мать многое позволяла Артуру, но мальчик не вырос избалованным. Еще ребенком Грэй демонстрировал доброту и умение сопереживать. Вспомним, как он на себе проверил боль от ожога, замазал краской гвозди на распятии и помог бедной служанке-бесприданнице. Преодоление стихии и себя стали способом жизни Артура Грэя. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал» .

Парус всегда считался символом свободы, отваги и надежды, а белый корабль под алыми парусами превратился у Грина в воплощение любви, счастья и радости. Не случайно и название галиота – «Секрет». Не тайна, не загадка, а именно секрет для двоих.

Удивителен язык произведения. Грину удается найти словосочетания, которые буквально расцветают на страницах повести ярким, невероятно свежим и образным узором: «счастливый блеск утра» , «пылающая синяя даль» , «золотой уголь звезды» , «огненная игла далекой планеты» , «море, обведенное по горизонту золотой нитью» , «разбрасывая веселье» , «счастье сидело в ней пушистым котенком» . Вся повесть пронизана образами, которые создают уникальную атмосферу из смеси игры воображения и реальности. Здесь старые деревья говорят басом и «родственно скрипят» , цветы имеют «особенные лица» , а день «полон неизбежности» .

В «Алых парусах» чудо вполне реально. Для его создания Артуру Грэю понадобилась белая краска, оркестр из бродячих музыкантов, бочка столетнего вина и две тысячи квадратных метров алого шелка. Но ощущением причастности к сказке проникается и команда «Секрета», и экипаж военного крейсера, и музыканты оркестра. Реальное чудо заставляет светиться их глаза, раскрыться сердца, пробуждает желание сделать что-нибудь столь же необычное, доброе, светлое. И тогда крейсер салютует из всех орудий, а суровый помощник капитана Пантен идет мириться с матросом.

Автор назвал свое произведение феерией. Этим театральным термином обозначают постановки со сказочным сюжетом в пышных декорациях. Артур Грэй создал феерию для Ассоль, а Александр Грин – для всех благодарных читателей.

Не так много в нашей литературе произведений, которые столь же сильно влияют на общество и могут соперничать по популярности с «Алыми парусами». Светлое мироощущение, всплеск энергии, чистые порывы сердца возникают не только у молодых, но и у зрелых людей, которые знакомятся впервые или с удовольствием перечитывают феерию Грина.

Класс: 6

Цель урока: обозначить роль и значимость проведения нестандартных уроков литературы, их воздействие на повышение эффективности обучения и воспитания, развитие творческого самовыражения личности.

Задачи урока.

Расширить и углубить знания об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы; обобщать, делать выводы, формировать умение давать оценку героям и их поступкам, совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.

Развивать устную речь, память, способность высказывать собственное мнение.

Воспитывать ответственность за свои поступки, чувство отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Оборудование: портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма “Алые паруса”, песня В. Ланцберга “Алые паруса”, распечатки заданий для работы в парах, белый парусник (оборотная сторона парусов красного цвета), на борту которого написаны слова Н. Тихонова: “… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа”,тексты стихов С.Наровчатова, Н.Матвеевой и Н.Варлей, биография А. Грина в картинках (презентация к уроку), Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

План урока

1. Музыкальное сопровождение (исполнение песни В.Ланцберга “Алые паруса”).

2. Вступительное слово учителя (биография А. Грина в картинках (презентация к уроку).

3. Словарная работа.

4. Беседа по произведению.(выполнение заданий).

5. Словесный портрет героев по воображению.

6. Просмотр видеосюжета из кинофильма “Алые паруса”.

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса”, Н. Варлей “Ассоль” (муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

8. Беседа по вопросам.

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса”.

10. Итог урока.

Ход урока

Организационный момент.

Урок начинается с исполнения творческой группой ребят песни “Алые паруса”.

Песня “Алые паруса” (фонограмма песни в аудиозаписи).

Звучат слова и музыка Владимира Ланцберга.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном…

2. Вступительное слово учителя. (Биография А. Грина в картинках. Презентация к уроку).

Сегодня мы продолжаем работу над произведением А. Грина “Алые паруса”. Автор создал книгу о мечте, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей жизнью. На уроке подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты. Сам А.Грин назвал свое произведение феерией (волшебное сказочное зрелище). Давайте подумаем и ответим на вопрос: “А что такое мечта? Нужна ли человеку мечта?”

3. Словарная работа. (На партах словарь С.И.Ожегова)

Вспомните, с каким словом соотнесено у Грина понятие “мечта”? (Мечта - Сказка - Чудо).

Что общего в этих понятиях? Как вы думаете, какое из этих слов однозначное и почему? (Чудо)

Мечта

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Сказка

1. Повествование, основанное на вымысле, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2. То же, что чудо.

Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

А какое из этих слов ближе вам и почему?

Анатоль Франс говорил некогда: “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

Как можно прокомментировать слова французского писателя, если их перенести на произведение А.Грина “Алые паруса?”.

Действительно, мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса.

4. Беседа по повести (работа на восприятие произведения).

1. Чем необычна повесть?

2. Каким проникнута настроением?

3. Какое оставляет впечатление после прочтения?

Задание: распределите отрывки из феерии “Алые паруса” в последовательном порядке (работа в группах), объясните ваш выбор.

Группам раздаются листы с напечатанными выдержками из разных частей отрывка.

4. А что означает для вас алый цвет? (Цвет мечты, чуда, любви). Три главные темы раскрыты в повести: чистой и светлой любви, воплощенной мечты, исполнившегося чуда)

Слово учителя:

Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь - это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести Ассоль и Грей. "Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

5. Словесный портрет героев по воображению. (Работа по вариантам)

Почему Лонгрена и Ассоль не любили в Каперне?

Какой была Ассоль для жителей Каперны? (Непохожей, странной, не такой, как они, но даже эти люди чувствовали, что она лучше их.)

Почему Ассоль не могла играть со своими сверстниками?

Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен, её отец, большой и сильный человек. Он учил её уметь любить, он рассказывал ей своеобразные фантастические истории о жизни и людях, поэтому голова её была полна чудесных снов. Она больше жила в мире мечты.)

Как росла Ассоль? (Она росла на сказках, гуляла по лесу, по берегу моря, дружила со зверями и птицами, с деревьями.)

Как относился к ней Лонгрен? (Он её любил. А люди из Каперны не умели любить.)

А что такое, по-вашему, любовь?

Ассоль умеет любить? (Да. Она жалеет людей. Любит всё живое на земле. В лесу она “чувствовала себя как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…”. “Я иду, братцы, спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех помню и почитаю…”)

А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя? (Защитили бы)

В повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нём, как от рыцаре, защитнике слабых: 1) замазал краской раны Христа на картине; 2) чтобы пережить чужое страдание, он намеренно обварил себе руку; 3) подарил деньги Бетси от имени Робина Гуда.

Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество. Мечта. Странность, непохожесть. Стремление к чудесам. Ожидание чуда. Жажда приключений. Любовь к природе. Доброта и бескорыстность.)

Мечта в чудо и ожидание любви – вот основное в характере обоих героев.

Случайно ли они встретились в жизни? (И случайно, и не случайно. Они искали друг друга – две родственные души.)

Сама судьба их свела. Вспомните тревожное чувство Грэя накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром: “С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…”.

А что испытывала Ассоль в ночь перед встречей? (“Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её… Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её внутри и вовне, и она как бы проснулась ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её.”)

Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула,

Это говорит о родственности их душ. А почему Ассоль никому не рассказала о кольце? (Наученная горьким опытом жизни… Боялась вспугнуть счастье…)

Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения”.)

А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (С тревогой, злобным испугом; “змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины”)

Итак, Ассоль нашла своё счастье. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

6. Просмотр видеосюжета. (Фрагмент фильма “Алые паруса”)

1. Просмотрите видеофрагмент, в котором старик Эгль напророчил судьбу Ассоль. Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? (“Невольное ожидание прекрасного” увидел Эгль в лице девочки)

2. Что особенно выделяется в описании Ассоль? (“Темные, с оттенком грустного вопроса глаза”, “серьезные глаза, повеселев, просияли доверием”)

3. Почему Ассоль поверила в эту сказку? (“Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так”)

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса” Н. Варлей “Ассоль”.

(После ответов ученица читает наизусть стихотворение Новеллы Матвеевой “Предсказание Эгля” .)

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
Ты не верь земле, черствой и сухой, - верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит - больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской - посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,
И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
Ступит на песок - радость на лице сильная, как боль, -
Скажет: “Добрый день!” Спросит он: “А где тут живет Ассоль?”

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов - это за тобой.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н.Матвеевой “Предсказание Эгля” - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Слово учителя:

- "Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

На этом этапе урока мы попытаемся объединить всех тех, кто когда-либо вдохновлялся сказкой А.С.Грина. Замечательное любовное стихотворение Наровчатова Сергея , которое оставляет неизгладимый след в душе и сердце влюбленных людей. (Чтение стихотворения звучит под музыку Э.Грига,берем фрагмент “Утро” из первой сюиты к драме “Пер Гюнт”,сначала музыка звучит тихо, затем постепенно увеличивается громкость)

Алые паруса

Сказками я с дочкой провожаю
Каждый день вечернюю зарю:
Коням в стойлах гривы заплетаю,
Перстни красным девушкам дарю.

И от перьев пойманной жар-птицы
Обгорают пальцы у меня,
А звезда во лбу у царь-девицы
Светит ночью ярче света дня.

Но в глаза мне дочка смотрит прямо:
- Расскажи мне сказку поновей,
Сказку, что когда-то ты и мама
Полюбили в юности своей.

Ох, как не люблю я просьбы эти!...
Все ж придется рассказать. Изволь,
Ну, так вот. Жила-была на свете
Девочка по имени Ассоль.

Странная она была девчонка -
Только к морю направляла взгляд,
Принимая каждую лодчонку
За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко - заплата на заплате.
Но упрямо сжат был дерзкий рот;
"Капитан приедет на фрегате,
И меня с собою заберет!".

Как жилось девчонке этой трудно,
Легче даже Золушке жилось!
Но уж как мечталось непробудно!
А в мечтах и радости и злость.

Злость к подругам, к мелочным соседям,
Для которых сказка - лишь обман,
Кто твердит: "Вовеки не приедет
Твой великолепный капитан".

Зависть не нуждалась и в ответе!..
Ветром принесло морскую соль,
И, ее вдохнувши, на рассвете
Выбежала на берег Ассоль.

Море ноги ей расцеловало,
А она, легко вбежав в прибой,
Даже чаек крик перекричала,
И ее услышал рулевой.

Брызги волн ей замочили юбку,
Холоден был утренний туман...
Но уже неслась навстречу шлюпка,
И стоял на шлюпке капитан.

У Ассоль спросил он только имя,
И тогда-то, ослепив глаза,
Сказка окаянная над ними
Алые взметнула паруса!

Так я дочку развлекаю к ночи...
Пусть про нас с усмешкой говорят,
Что от парусов остались клочья
И на камни наскочил фрегат.

А на этих клочьях только дыры,
Да и те, мол, выточила моль,
Что половиками для квартиры
Бросила их под ноги Ассоль.

Что, мол, капитан теперь в отставке,
Путь его - не впрямь, а наугад...
Дочка! Мы внесем свои поправки:
Люди ведь неправду говорят!

Дочка отвечает: - Что за толки!
Мы рассеем их за полчаса.
Я сама сумею без иголки,
Снова сшить такие паруса,

Что корабль сорвется сразу с мели,
Полетит в морскую синеву...-
Только бы мы вместе захотели
Эту сказку вспомнить наяву!

Наталья Варлей , советская и российская актриса театра и кино,так же вдохновилась произведением А.Грина “Алые паруса”, ее было написано стихотворение “Ассоль” . Вот что говорила Н.Варлей о себе: “ Мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после “Кавказской пленницы” ко мне очень долго относились как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное – зрителям разглядеть во мне актрису другого плана. Меня и в жизни стали ассоциировать с Ниной, хотя я совсем не похожа на свою“пленницу”, по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль. Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь. Лет в 9 я прочитала “Алые паруса” Александра Грина и навсегда влюбилась в этого автора, в книгу и её героев. Грин доказал, что нет на свете ничего более важного, чем “жизнь сердца”, души человеческой; что бескорыстие, честность, доброта, любовь наделяют человека могучей, всепобеждающей силой нравственного совершенства. Через несколько лет посмотрела фильм Александра Птушко “Алые паруса”. И облик Ассоли навсегда соединился в моём представлении с образом, созданным обаятельнейшей Анастасией Вертинской. И ещё одна встреча с Ассолью – это репродукция с выполненной пастелью портретной работы Юрия Масютина.

Художник изобразил загорелую девочку с высветленными южным солнышком волосами и не по-детски серьёзным взглядом больших синих глаз. Что в этом “блеске свежих глаз”: грусть, задумчивость, мечтательность? Её отроческая душа исполнена доверия к людям и миру. Её чувства легки, как перистые облака, которые высоко поднявшись в небо, никогда не предвещают бурь и ненастий. Всё, хорошее и плохое, в её жизни впереди. А пока девочка пленяет наивной прелестью детства и верой в осуществимость мечты. Она Ассоль по состоянию души. Всегда возле “глаз и души” Грина были любимые им крымские города – Феодосия, Гурзуф, Севастополь. Ведь в конце концов не так уж и важно, где человек появился на свет – в Вятке или в Саратове. Куда важнее, что есть у него на необъятной… земле такое место, с которым его связывает особое духовное родство, к которому он чувствует постоянное притяжение”.

Послушайте его,пожалуйста.. (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)

Ассоль

Проходит жизнь, как сон, как боль.
Мечты сдаются и стареют.
И постаревшая Ассоль
Уходит, не дождавшись Грея.

Лишь отблеск алых парусов
Почудится в слезинке горькой,
Когда надломленная гордость
Опять откликнется на зов.

И вновь она вбежит в волну,
Раскинув жалобные руки,
Неотвратимый час разлуки
Как бы стараясь оттолкнуть...

Мгновенье счастием закружит,
Заставит верить терпеливо...
Пока сухая явь отлива
Надежды дно не обнажит...

И, обманувшись тишиной,
Миражным скрипом мачт и вёсел,
Простившись с морем и с собой,
Она уходит в ночь - без вёсен.

8. Беседа по вопросам

А что объединяет все эти стихи?

Какие герои встречаются в них?

С помощью каких средств выразительности показывает автор идею своего произведения?

Что характерно для мечты здесь? (Готовность действовать ради достижения,присущи чувства страстного желания, верит в ее реализацию, и верит, что он может ее осуществить, человек испытывает необходимость в осуществлении мечты)

Что было бы с главными героями, если бы у них не было мечты?

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

1) Подобрать в тексте “ключевые” слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить “цепочки” ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

10. Итог урока.

Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига? (Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин : “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.