Развитие познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе. Познавательная деятельность младших школьников

28.09.2019

Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни.

Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.

Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.

Характеристика познавательных процессов

Восприятие. Это основа познавательной деятельности.

· Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.

· Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.

· Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной.

К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.

Память. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:

· Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.

· Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

· Требуется подключение всех видов анализаторов.

Воображение. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Мышление. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.

Развитие речи. Речь напрямую связана с мышлением.

· Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса

· Более точным становится значение слов

· Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время

· Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух

Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.

Методы активизации познавательного развития младших школьников

К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.

Уровни познавательной активности:

Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.

Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.

Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.

Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:

Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.

Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.

Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.

Дидактическая игра

Можно сказать, что одним из самых ценных средств активного познания детей начального школьного звена является дидактическая игра. Активизируя психические процессы, она пробуждает живой интерес к учебе. Учебный материал становится увлекательным, создается рабочее настроение, радость и интерес. Процесс усвоения знаний облегчается. В. А. Сухомлинский оценил игру как искру, которая зажигает огонек любознательности и пытливости.

Для использования познавательных игр О. С. Газман выделил такие требования:

— игра должна основываться на уже имеющихся у ребенка знаниях. Задача с неизвестными для него вещами не вызовет ни интереса, ни желания ее решать

— слишком трудная задача может даже отпугнуть маленького школьника

— важно соблюдать принцип «от простого — к сложному»

— необходимо соблюдение возрастного принципа

Ценность дидактических игр определяется тем, насколько эффективно они помогают решить предметное задание. Дидактическая игра, имеющая познавательный характер, является переходным мостиком к серьезной умственной работе.

У познавательных игр есть возможность решения ряда задач по обучению и воспитанию:

Во-первых, они позволяют расширять объем получаемой информации в ходе обучения и стимулируют переход от любопытства к пытливости и любознательности.

Во-вторых, развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

В-третьих, за счет игр снижаются физические и психические нагрузки.

В-четвертых, развивающие игры подготавливают сознание к встрече с новым.

Также, в дидактических играх нет обучения напрямую, и всегда есть позитивные эмоции. Дети очень любят игры, они практически никогда не устают обучаться, играя.

Важной частью игр являются правила, которые направляют игру и регулируют поведение детей.

Подвижные игры с дидактическими элементами подразделяются группы:

· Имитационные игры и упражнения с предметами

· Сюжетные игры с простыми правилами

· Драматизированные (игры по сюжету)

· Бессюжетные игры с правилами

· Спортивные игры

По характеру материала, используемого в дидактических играх, есть

— настольно-печатные (парные картинки, домино, лото, складные кубики и разрезанные картинки) ;

— с предметами, разными по величине, форме и цвету (мозаика, природные материалы: нанизывание, собирание целого из разных частей, выкладывание и т. д.) ;

словесные игры, развивающие быстроту реакции, сообразительность и внимание, связанную речь.

Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:

— игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей

— игра в середине урока нацеливает на усвоение темы

— в конце урока игра чаще носит характер поиска

На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной.

Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.

Известно, чтобы максимально достичь воспитательную цель для детей, необходимо совместное, согласованное участие учителей и родителей. При каких условиях активизация детской умственной, познавательной деятельности будет эффективной? Обе стороны — и родители и учителя, должны быть едины таких понятиях:

— ребенок – ученик должен быть вовлечен в самостоятельный поиск новых знаний и решение задач проблемного характера;

— подростку нужно донести, что изучаемые предметы нужны, важны, а обучение — целесообразно;

— интерес к новому материалу неотрывен от уже известных для него базовых знаний.

— обучение должно быть не слишком трудным и не слишком легким; только тогда оно вызовет интерес;

— школьника стимулирует проверка и оценивание его работы (в школе и дома) . Оценка должна быть безопасной для психики ребенка: сначала отмечаются достоинства, затем говорится о недостатках; критика должна быть конструктивной (мягкая форма оценки, фраза «было бы лучше, если бы …») ; оценивать конкретный ответ, не переходя на личность ребенка и т. д.

важная роль в активизации познавательного процесса принадлежит позитивной психологической атмосфере: принятие независимо от успеха, преобладающее поощрение, побуждение, понимание и поддержка. Приветливость (взгляд, улыбка, кивок…) , внимание являются мощным стимулом для малышей.

Практические советы:

Перегрузка делает работу скучной и нудной; необходимо больше разнообразия и возможности для выбора.

Больший акцент делать на личный пример, нежели на инструкции и правила. У много знающих родителей и учителей ребенок активен в поиске знаний.

Активность детей лучше всего стимулируется своевременной похвалой. Было бы хорошо продумать форму поощрения за особенные достижения в школе и дома.

Для успешного усвоения любого материала необходима организованность ребенка. Это особенно важно для родителей:

· Соблюдается ли домашний режим дня

· Готовятся ли школьные вещи заранее

· Проявляют ли родители интерес к занятиям ребенка в школе

· Опаздывает ли ребенок в школу (как часто)

· Знают ли родители, чем ребенок занимается после школы, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, данного учителем

· Делится ли ребенок впечатлениями о проведенном дне в школе.

Детям важно видеть заинтересованность родителей их учебной деятельностью.

Поддержка интереса школьников в посещении библиотек, кружков, секций.

При необходимости — посещение психолога.

Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, потребность в их постоянном поиске – это ключевая задача учителей и родителей. Этот аспект является главным в развитии личности современного поколения.

Аксана Нугаманова
Формирование познавательной активности у младших школьников

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики . Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников . Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес , познавательная активность .

На сегодняшний день есть два пути : экстенсивный и интенсивный. Оба они имеют одну конечную цель : воспитание нравственной, образованной, творческой, социально-активной личности .

Попытки учителя сформировать приемы обобщения , а также поиск детьми обобщенных способов решения не редко бывают безуспешными, что сказывается на характере познавательной активности школьников . Тем не менее, учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке желание познавать все новое .

С целью формирования у детей познавательной активности учителю необходимо :

Создать на уроке доброжелательную атмосферу;

Использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

Концентрировать внимание на главном учебном материале;

Избегать перегрузки учащихся.

Следует отметить, что познавательная активность формируется средствами отбора информации и путем участия младших школьников познавательной деятельности .

Хотим предложить вашему вниманию проведенную нами опытно – педагогическую работу, цель которой являлось формирование познавательной активности у младших школьников .

Нами были выбраны нестандартные формы обучения , которые в последнее время часто используются учителями начальных классов. Их главная цельформирование познавательной активности учащихся . Нетрадиционная форма урока : сказка, путешествие, игра соответствует возрастным особенностям младших школьников . В игре дети с легкостью овладевают новыми умениями, знаниями. На нестандартном уроке можно использовать различные формы игры и учения . В результате его увеличивается вероятность приобрести новые знания, умения и развитие своих творческих способностей.

Рассмотрим более подробно каждую из форм .

1) Урок – викторина по литературному чтению на тему «Сказка мудростью богата» .

С начала урока детям была предложена самостоятельная работа :

Определить тему урока с помощь заданий : ребуса, составление слова и слогов взятых из других слов, загадки.

- Определить цели : на какие группы делятся сказки, виды сказок, в чем особенность построения сказки, в чем ее отличие от других литературных произведений.

Разгадать кроссворд с помощью загадок, например : Кто из героев напугал всех своим пыхтением.

Использование сюрпризного момента : Почтальон Печкин принес телеграмму с адресатом из сказки, нужно их определить.

Использование «черного ящика» со сказочными предметами.

По итогам урока, нами совместно с учениками, было принято решение составить проект. В составлении проекта приняли участие, как ученики, так и их родители. Проект мы назвали : «Что за прелесть эти сказки» .

2) Урок – конкурс (КВН) на тему «Мир вокруг нас» .

На уроке детям так же предлагалась самостоятельная деятельность, что сразу активизировало внимание детей .

В преддверии КВН дети самостоятельно поделились на команды, выбрали себе капитанов.

Подготовили домашнее задание : эмблему, название команды, приветствие.

Разгадывали кроссворды с помощью отгадок по загадкам.

Отвечали на вопросы, например : Что делает зимой ежик?

Расшифровывали названия животных и распределяли их по группам, например : льдоша, соль, вайруем (лошадь, лось, муравей) .

Это задание особенно понравилось детям, в процессе расшифровки они предлагали много разных вариантов.

Была предложена проблемная ситуация : в лесу пожар, что нужно делать?

В КВН участвовали все ученики без исключения, они проявляли себя очень активно .

3) Интегрированный урок по Русскому языку и литературному чтению на тему : «Там на неведомых дорожках» .

Урок сразу начался с проблемной ситуации : записка от Афанасия (домового) попавшего в беду на острове Сна.

Поиск карты острова с помощью чистописания.

Использование игры «Скороговорки» , ошибаешься – выбываешь. (На дворе трава, на траве – дрова) .

Написание текста в тетрадях. (Текст был взят из литературных произведений, дети внимательно его прослушали, вспомнили название произведения, о каком персонаже говорится и только после этого приготовились к написанию текста).

Особенность этого урока заключалась в том, что в его составлении не было четкой последовательности, в ходе урока нами выбирались задания предложенные детьми.

4) Урок – сказка на тему : «Встречай гостей» . (Русский язык) .

5) Урок – сюрприз «Подарок от Хоттабыча» . (Литературное чтение) .

На уроках все дети принимали активное участие , с интересом включались во все виды заданий, с радостью выполняли их. Дети, у которых утомляемость и отвлекаемость превышала активность , на таких уроках раскрывались по-новому. Проявляли активность и высокую работоспособность.

Так же с целью формирования познавательной активности нами были использованы загадки : краткое описание предмета или явления, заключающее в себе задачу в виде прямого или предполагаемого вопроса. Мы предлагали загадки, в которых ученики по одному или по двум признакам могли восстановить целостный образ объекта или явления. Так же вниманию учеников предлагались загадки, в которых перечень предметов и их признаков мог быть расширен или они были построены на основе отрицательного сравнения.

Дети поочередно сопоставляли разные и в то же время сходные признаки, группировали их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков находили отгадку. В данной работе мы развивали у детей способность рассуждать, логически и образно мыслить.

Чаще всего дети решали кроссворды или ребусы, поскольку это является специфической формой работы с загадками . Дети не только могли работать самостоятельно, но и в группах или парах. Таким образом, в данном виде у детей развивалось социально-коммуникативное общение.

На уроках нами использовались познавательные задания : вопросы, разные виды игр.

Особое внимание мы уделили дидактическим играм , поскольку они являются творческой, целенаправленной деятельностью, в процессе которой дети глубже познают явления окружающей действительности и делают процесс обучения интересным, так же способствуют преодоления препятствий в усвоения материала учениками.

При подборе дидактических игр мы отталкивались от интереса учащихся, иногда выходили за рамки учебной программы.

В работе часто использовались приемы, которые формируют активность у учеников , например :

«Перевертыши» . Информация записывалась словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении, детям было необходимо правильно прочитать информацию .

«Лови ошибку» . Ученики находили в тексте специально допущенные ошибки и исправляли их.

Использование таких приемов способствовало :

Повышению активности учащихся на уроках ;

формированию навыков самостоятельной и групповой работы с учебным материалом;

Стремлению учеников устанавливать причинно-следственные связи в природе и обществе.

В учебном процессе мы часто использовали такие методы, как :

Проблемное изложение знаний.

Эвристическая беседа, в которой знания учащихся не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно с помощью разнообразных средств.

Исследовательский - основанный на полученных и новых знаниях.

Существенную роль в формировании познавательной активности сыграла самостоятельная работа. Поскольку именно она развивает познавательные способности учащихся, способствует выработке практических умений и навыков , делает приобретенные знания осмысленными и глубокими.

В работе с детьми младшего школьного возраста нами в первую очередь учитывались возрастные особенности этих детей. Уроки были составлены так, чтобы ученикам было интересно, и они принимали в них активное участие .

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Процесс формирования познавательной активности у младших школьников может иметь положительный результат при правильно сформированной и организованной опытно - педагогической деятельности.

Познават.деят-ть- процесс постижения индивидом окр.природы и соц.реальности. ПД направлена на достижение науч.понимания окруж.действительности, на учение.

ПД мл шк преимущественно присходит в пр.обуч-я. Познав-ая активность отражает опред-ый интерес мл шк к получению новых ЗУН, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность исп-ть разные способы действия к пополнению знаний, расширению кругозора. Познават.интересы складыв-ся постепенно, в течение длительного времени.

Познават активность:

1) воспроизводящая (ранее известное)

2) интерпретирующая (объяснение)

3) творческая (создает сам)

Активизация познават деят-ти:

1) принцип проблемности обучения

2) принцип взаимообучения

3) принцип адекватности учебно-познават деят-ти к характеру практич задачи

4) поисковый характер обучения

5) принцип самообучения

Познав. процессы -это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения, факторы формирования произвольности процессов (Эльк.)

Восприятие -отражение в сознании человека предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие более дифференцированное. Младшие школьники замечают в предметах не существенное, а то, что ярко выделяется. При запоминании словесного материала дети лучше всего запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Младший школьник не умеет в должной степени управлять своим В., не умеют самостоятельно анализировать тот или иной предмет, самостоятельно работать с нагл. пособиями. Восприятие времени: дети точно воспринимают отрезки времени, связанные с повседневным режимом дня, систематическим выполнением учебной работы. В восприятии пространства: в процессе обучения дети усваивают систематизированные знания о единицах измерения пространства, учатся точному словесному обозначению пространственных свойств и отношений предметов, получают практические Н. и У. ориентирования в пространстве. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материла возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитие восприятия не идет само собой, а идет ǁ с развитием мышления.

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Успешность этого познавательного процесса обеспечивается самостоятельностью характерных приемов умственных действий. Виды: нагл-дейст.; нагл-обр; словесно-логич. Логические операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, уст-е законом-ей. Основной вид мышления в младшем школьном возрасте - наглядно-образное; формируются виды понятийного мышления и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответственной переработки теоретического содержания. С началом обучения в школе у детей развивается понятийное мышление, в процессе которого ребенок усваивает новые понятия, они прив-ся в сист.,чаще примен-ся умозакл-я. Мышление направлено на решение конкретных задач. Овлад-е знаниями становится особым видом деятельности ребенка. Перед ним стает задача-приобретение научных представлений и понятий, изучение законов развития природы и общества. Т.к. образное является основным, то наглядность имеет особую роль. Приемы активизации мышления: побуждение сравнивать, сопоставлять, обосновать, оценивать… Мышление развивается вместе с речью.


Речь -система, используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, передачи, хранения информации (Немов РС). В мл школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Появляются 2 сферы соц отн-й: реб-дети, реб-учитель. Потребность в общении определяет развитие речи. Освоение речи превращается в речевую деят-ть. Речь опосредует и память и мышление.

Воображение - процесс создания нового. Образов на основе имеющ-ся: 1) учеб. деят-ть способст-ет актив. Разв-ию воображения; 2) форм-ся произв-сть воображ-я (развив-ся в условиях создания спец. деят-ти: соч-е рассказов, сказок, стихов); 3) разв-е воображ-я реб-ка дает нов. Возм-ти: позволяет выйти за пределы практич. Личного опыта, преодолевать нормативность соц. Пространства, активзирует разв-ие качеств Л-ти, стимулирует разв-е образно-знак. Систем; 4) воображение имеет эффект, когда ребенок может себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет, с др. стороны, воображение может увести ребенка от реальности, создавая навязчивые образы.

Внимание – состояние психологической сосредоточенности на об-те. У младшего школьника внимание - активная сосредоточенность, направленность сознания на объекты, которые он воспринимает, представляет, о которых думает и говорит. Внимание является очень сложным познавательным процессом. По степени активности оно бывает непроизвольное и произвольное, а по объему - узкое и широкое. Известны следующие свойства: переключае-мость, распределяемость (концентрированное и распределенное); сила и устойчивость (сильное, слабое, устойчивое, неустойчивое). У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Яркие, красочные предметы, увлекательный рассказ вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Произвольное внимание развито слабо. Это объясняется неразвитостью регулирующей функции второй сигнальной системы. Внимание детей характеризуется узостью, то есть они не в состоянии одновременно охватить большое количество предметов. Известные трудности представляет распределение внимания - длительное сосредоточение на различных объектах. Отсюда - и его неустойчивость. В результате повышенной впечатлительности дети легко перескакивают с одного объекта на другой. Внимание мл. шк-в рассредоточено: они не видят того, что легко рассм-ть, допускают грубые непростительные ошибки - пропуски перестановку букв и т.п. Ведущая роль в развитии внимания принадлежит учителю. Он должен постоянно использовать наглядность.

Память -процесс запоминания, хранения, воспроизведения чел-м разной инф-ии (Немов РС). В школе перед реб-м стает необх-ть запоминать произвольно. Непроизвольно запоминаются: матриал входящий в содерж-е осн.цели деят-ти; мат-ал вызывающий акт умств работы; мат-ал наиб.значимый, пережитый. Приемы запоминания: выделение смысловых ед.; составление плана; сравнение; классифик-я; опора на обратные связи; воспроизв-е(повтор). Младшим школьникам свойственно наглядно-образное и механическое запоминание. В их сознании легко запечатлеваются конкретные предметы, факты и события. Но у них недостаточно развита логическая память. Они не умеют разбивать материал на смысловые опорные пункты, пересказывать его своими словами. Этому надо их специально учить.

Рез-т познават деят-ти – переориентировка из объекта в субъект деят-ти (появл.осоз., актив.,отв-ть) по Давыдову ВВ. В течение всего обучения позноват-е проц-сы становятся произвольными. В уч. и восп. работе учитель предлагает такие упражнения, целью которых является развитие познавательные процессов. Учитывая, что они между собой связаны. Они не приоритетны, но у некоторых людей развито больше внимание, память и т.д. в ходе спец. работы. Если мы будем развивать словесно-логическое мышление, то это не значит, что другие виды исчезнут.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТКАЧУК ГАЛИНА ФЕДОРОВНА

с. Крайнее

2015/2016 учебный год

Влияние игры

на развитие познавательных процессов

младших школьников

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время значительное место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения.

Для поддержания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школы используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм. В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Цель дидактической игры «Логическое домино» заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Дидактические игры на развитие мыслительных процессов используются на уроках математики:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактические игры на уроках математики в начальных классах.

Лучший счетчик. На доске написано 6-10 примеров для устного счета. Два ученика становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. Один из учеников называет ответ. С разрешения учителя оба школьника, стоящие у доски, одновременно поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ на который был назван. Выигрывает ученик, который первый указал правильный пример.

Четное число. На стол кладут 13 или 15 палочек. Играют два человека. Каждый из них по очереди должен взять один или два предмета по своему усмотрению. Выигрывает тот, кто наберет четное число предметов.

русского языка:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах.

Почтальон. Данная игра ориентирована на закрепление знаний учащихся по подбору проверочного слова, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. Суть игры заключается в том, что почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

Задания:

объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова;

составить предложения, используя данные слова.

Например:

огород - гря-ки, кали-ка, реди-ка, морко-ка;

парк - доро-ки, бере-ки, ду-ки, ли-ки;

море - пло-цы, фла-ки, ло-ки, остро-ки;

зоопарк - кле-ка, марты-ка, тра-ка, реше-ка.

КЛИЧКИ.

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

шар, стрела, орел, рыжий, звезда

Составить предложения из получившихся слов (Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звездочка).

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

и даже природоведения:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дидактические игры на уроках природоведения.

Овощи фрукты. Данная игра имеет цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков.

Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой - фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу, передает мяч и

произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Таким образом, использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.