Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.
Задачи урока:
Перечень оборудования к уроку:
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Ход урока:
1. Организационный момент. |
|
Проверяет готовность к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой). |
|
Доска. Приложение 1
Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. О какой стране идёт речь? Почему так решили? |
Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно. Объясняют смысл выражения «остров детства». |
3. Сообщение темы и формулировка целей урока. |
|
Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока. |
Знакомятся с темой урока. |
4. Актуализация знаний. |
|
Прочитайте… Проверьте себя. Кто не согласен? Почему? |
Читают вслух по одному фразы на доске. Сверяют свою работу с образцом на доске. |
5. Проверка домашнего задания |
|
Что надо было сделать дома? |
Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали. |
6. Физминутка |
|
7. Организация познавательной деятельности |
|
Работа в рабочей тетради, стр.46-47 |
Открывают рабочие тетради на стр.46-47. |
8. Домашнее задание |
|
Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число. |
Открывают тонкие тетради по литературе. |
9. Рефлексия |
|
Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему? |
Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания |
10. Подведение итогов |
|
Подводя итог урока, закончите фразы: |
Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы. |
11. Самооценка. |
|
Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном. |
Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю |
12. Эмоциональная рефлексия. |
|
Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему? 2. Написать синквейн |
Конспект
открытого урока
по чтению
проведённого
в 3 «Б» классе
Чучковской средней общеобразовательной школы
учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.
2015г.
Тема. А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».
Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.
Задачи. 1. Учить работать с текстом.
2. Формировать умение подробного пересказа описания.
3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания
Весенней природы.
4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.
Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;
Детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Психологический настрой.
Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина
Прошли дожди, апрель желтеет.
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)
А у меня появилось желание проверить домашнее задание.
(3 человека)
III. Речевая разминка.
1. - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».
Как вы думаете, почему?
Да, весна удивительное время года.
2. Мгновенное чтение
Апрельский весны
Скворец гонец
А) быстро прочитывают;
Б) называют слова по порядку;
В) объясняют смысл пословицы
Апрельский скворец – весны гонец.
Г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:
С гневом
С радостью
Д) Назовите приметы весны.
Е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»
Трещит весна по рекам.
В лесах и на полях,
Гуляет влажный ветер
По кронам на дубах.
Звенит капелью, светится
И манит на простор,
Ожил, развеселился
Огромный старый бор.
Летит на птичьих крыльях
И с каждым тёплым днём
Струится, серебрится,
Поёт в снегах ручьём.
IY. Сообщение темы урока.
Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.
Y. Работа с произведением А. Толстого.
а) До чтения.
Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.
Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?
б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.
Вопросы после чтения:
Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего
утра)
Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)
Какие картины представили, читая отрывок из повести?
Каких знакомых героев встретили?
Какие чувства они испытывают с приходом весны?
в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.
1 абзац
Что увидели?
Какие запахи почувствовали?
Как это-«стонали куры»?
2 абзац
Как вы понимаете «зелёными кочетками»?
Какую птицу захотелось услышать?
3 абзац
4 абзац
То ли вам слышится в куковании кукушки?
5 абзац
Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?
6 абзац
Какие звуки и запахи разбудили Никиту?
Какое настроение было у мальчика? Почему?
YI. Физкультминутка.
YII. Вопросы после чтения.
Какое настроение у вас вызывает наступление весны?
Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?
YIII. Рассказ о писателе.
Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»
Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.
IX. Самостоятельная работа в парах.
Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.
X. Ответ на 1-й вопрос учебника.
О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)
XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)
XII. Итог урока.
В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)
Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?
Выставляю оценки за работу на уроке.
XIII. Домашнее задание.
М.Т.Махамбеталиев
Саздинская средняя школа г.Актобе
учитель русского языка и литературы в казахской школе
Краткосрочный план по литературе 7 класс
Неделя 1
День 16.03.201 5
Занятие 1
Тема занятия:
А. Н. Толстой «Детство Никиты»
Общие цели:
Знакомство с личностью и творчеством писателя, развивать умения и навыки литературоведческого анализа художественного произведения, воспитывать любовь к жизни
Результаты обучения:
Усвоить теоретические знания по литературе – знать, что такое «автобиография».
Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.
Развивать творческое воображение - уметь ценить яркие моменты детства.
Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.
Уметь давать характеристику героям и персонажам.
Ключевые идеи:
Образы детей в литературе, автобиография, детство, анализ
Оргмомент
Психологический настрой.
Запись в тетрадях
Изучение новой темы:
Знакомство с писателем
Знакомство с повестью «Детство Никиты»
Словарная работа
Индивидуальная работа
Беседа
Творческое задание
Рефлексия
Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.
Давайте же улыбнёмся друг другу с пожеланиями всего хорошего.
Эпиграф урока: « В сердце писателя жила «память детства», и он старался передать мысли и чувства десятилетнего мальчика, который растёт и узнаёт окружающий мир».
Теория литературы. Понятие об «Автобиографии»
Автобиография – это описание своей жизни.
Слово учителя:
Жизнь и творчество писателя А. Н. Толстого
Годы жизни: 1882-1945
г. Николаевск
Прозаик, публицист, драматург
Военный корреспондент
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Трилогия «Хождение по мукам»
«Пётр 1» - исторический роман
Основатель научной фантастики
Обогатил русскую литературу
Развитие речи:
- чтение отрывков по абзацам
Правильная постановка ударения в словах
Отработка навыков выразительного чтения
Вопросы к прочитанным отрывкам
Обсуждение поступков героя
Характеристика героя
«Об ъ яснялки»
Удрать –
Рыжая –
Удовольствие –
Наскочить –
Боязно –
Амбар –
Исподлобья –
Поспешно –
Стлаться –
Неведомый –
Зачарованный –
Сноп -
Заполнение кластера – характеристика главного героя
Никита
- Как вы думаете, стоит ли писать о своём детстве произведения?
- Почему?
- Что бы Вы написали о своём детстве?
Мини-сочинение «Памятные дни детства »
- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?
- Что хотели бы узнать ещё?
Источники:
Учебник «литературное чтение » 7 класс, дополнительный материал
Ресурсы:
Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради
Последующее чтение:
Написать сочинение на тему «Самые яркие воспоминания из моего детства»
Составить кроссворд по жизни и творчеству А.Н.Толстого (парное задание)
Мини-проект «Жизнь и творчество М. Горького»
Государственное учреждение образования «Крулевщинская средняя школа Докшицкого района» Витебской области
«Как в зачарованном царстве»
(интегрированный урок
по повести
А. Н. Толстого «Детство Никиты»)
Урок подготовила и провела
учитель русского языка и
литературы Л.А. Бобровская
КРУЛЕВЩИНА
Цель урока (русская литература):
содействовать развитию у учащихся умения определять роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте;
способствовать развитию творческого воображения;
воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к литературе, к искусству слова.
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания .
Выборочный пересказ «Зимний день».
Выставка рисунков «Двор в снегу».
Анализ содержания, обсуждение самостоятельно прочитанных глав .
А) Глава «Битва»:
Кто такие «кончанские»?
Как начинают вызывать на драку «кончанских»?
Какие обидные слова высказывают мальчики с обеих сторон деревни?
Стёпка Карнаушкин, кто это такой? Почему все его боялись, чем он «обладал», по словам Мишки Коряшонка?
Стёпке удаётся испугать «наших» (конопатых), и они, струсив, побежали. Как повёл себя Никита?
1) Выразительное чтение эпизода «Битва».
Какой мальчишеский закон должны были выполнять обе стороны во время драки (зачитать текст)? « Никита возвращался на свой конец взволнованный, разгорячённый, посматривая, с кем бы ещё схватиться».
Почему вдруг, спустя несколько минут, Никита улыбался? Что стало причиной перемены его настроения?
Как можно оценить реакцию Никиты на предложение Стёпки «дружиться»?
2) Лексическая работа.
Как вы понимаете слово «дружиться», подберите к этому слову ассоциации (синонимы), запишите их на листок.
Из всех слов выберите для себя то, которое, как вы считаете, самое лучшее, понравилось больше, подчеркните его, объясните (по желанию).
3) Учитель ИЗО: Каждая группа попробует слово «дружиться» отразить в цвете (до и после, смена настроения).
4) Учитель музыки: Исполнение песни о дружбе.
5) Социализация.
Представьте себя на месте Никиты, какие чувства переполняли мальчика? Расскажите.
Таким образом, с одной стороны Никита проявил боевитость, способность преодолеть страх, с другой – великодушие, доброжелательность, стремление к дружбе.
Б) Глава « Виктор и Лиля» .
- Наступили зимние каникулы, самое прекрасное время.
1) Учитель музыки: Исполняется песня « Каникулы».
Как Никита принимает гостей?
Какое впечатление на Никиту произвела девочка с большими синими глазами? Найдите в тексте это место, зачитайте.
2) Учитель ИЗО: Демонстрация рисунков, портреты героев.
Как у Никиты возникает интерес к Лиле, чем он восхищён? В каком состоянии пребывает?
3) Учитель музыки: Исполнение песни «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова...» .
Как Никита пытается обратить внимание девочки на себя? Его состояние.
4) Учитель музыки: Используя «Плакат эмоций», определите настроение героя.
Перемена настроения, темпа повествования в конце главы, с чем она связана?
5) Подробный пересказ «Эпизод с быком».
6) Учитель ИЗО: Кадроплан «Эпизод с быком».
Какие качества, продемонстрированные Никитой в этом эпизоде, помогли Виктору спастись от беды?
Как после всего произошедшего изменилось настроение Никиты? Что было высшей наградой (зачитать отрывок из текста)?
7) Учитель музыки: Определите по «Плакату эмоций» настроение главного героя .
В) Глава «Ёлка» .
1) Учитель ИЗО: Нарядите ёлку.
2) Учитель ИЗО: Зимние забавы (демонстрация рисунков по теме).
3) Учитель музыки: Песня «Бубенцы».
Что собой представляет праздник, который связан с зелёной красавицей?
О каком празднике идёт речь в главе « Ёлка»?
В каком настроении пребывали взрослые и дети накануне праздника?
А как у вас дома готовятся к празднику Рождества?
4) Учитель музыки: Исполнение песни «Тихая ночь».
Как взрослые и дети в доме Никиты готовились к празднику?
5) Пересказ эпизода «Подготовка к празднику».
6) Чтение наизусть эпизода «Ёлка».
Как проходит сам праздник (когда начинается, кто приглашён, как веселятся дети и взрослые, что делает Аркадий Иванович, матушка)?
7) Учитель музыки: Конкурс новогодних песен(групповая работа).
Никита был особенно счастлив. Отчего?
8) Чтение по ролям отрывка (« В прихожей Лиля оторвалась от цепи… Повернулась и убежала в столовую»).
9) Чтение отрывка наизусть « Лунный вечер».
Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы передать красоту лунного вечера?
Никите хорошо, счастливо «на душе». Здесь присутствует всё: прекрасная природа, радость жизни, удача, добрые поступки, понимание и забота взрослых, улыбка милой девочки. Так возникает гармония души, которая чаще всего бывает в детстве. Это дар детства, который надо сохранять в душе всю жизнь или как можно дольше.
10) Учитель музыки: Исполнение песни «Планета детства».
4. Рефлексия.
- «Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
Как бывает?
5. Домашнее задание:
А) Словесное рисование «Она стояла, как огненное дерево» или «Дети стояли у ёлки потрясённые»;
Б) Иллюстрации «Сад под луной» или «Лиля за рукоделием»;
В) Выборочный пересказ «Благородное поведение Никиты»;
Г) Групповое задание – кадроплан эпизодов
«Веселье около ёлки» или «Баян, Баян, берегись, Никита!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Литературное чтение
Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!
Жить по совести, любя друг друга
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.
Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".
А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.
Знакомство с текстом
каретник
Верстак - станок для столярной работы
Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы
Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи
Аршин – старинная русская мера длины
Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.
Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку
Журавль для подъёма воды
Прерия – широкая степь
Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)
Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………
Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ
Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...
Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.
Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...