Немецкие композиторы 19 века. Великие композиторы классической музыки. Расцвет музыкальной жизни в конце XIX века

03.11.2019

Симфонии Макса Бруха не столь популярны, как его скрипичные концерты или "Шотландская фантазия" и исполняются довольно редко. Однако, в них безраздельно царствует Гармония, пробуждающая в душе слушателя устремление к мудрости и силе, укрепляющая дух и помогающая справляться со всеми трудностями. Среди примечательных записей произведений Бруха, помимо основных концертных произведений, — комплект трёх его редко исполняемых симфоний; проект, осуществлённый дирижёром Куртом Мазуром. Одна из этих записей сейчас и прозвучит - Очень красивое Адажио из Третьей симфонии Ми мажор

Gewandhausorchester Leipzig

Kurt Masur, conductor


()

Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…

Имя Макса Бруха (1838-1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.

Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных анамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха - представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.

Макс Брух / Max Bruch


()

Иоганн Филипп Кирнбергер (нем. Johann Philipp Kirnberger; крещён 24 апреля 1721, Заальфельд — 27 июля 1783, Берлин) — немецкий теоретик музыки, композитор, скрипач, педагог.

По утверждению Ф. В. Марпурга, Кирнбергер в 1739—41 годах учился в Лейпциге у И. С. Баха, которого считал крупнейшим немецким композитором. В 1741 - 50 годах служил учителем музыки и капельмейстером в польских аристократических семьях, был капельмейстером женского монастыря во Львове. С 1754 года Кирнбергер - скрипач и капельмейстер придворной капеллы в Берлине, обучал композиции Анну Амалию Прусскую, младшую сестру короля Пруссии Фридриха Великого.
Кирнбергер добивался публикации хоральных обработок Баха, о которых в письме лейпцигскому издателю Брейткопфу писал так:

По поводу хоралов Баха числом более 400, которые собрал К. Ф. Э. Бах и многие из которых переписаны его собственной рукой, мне исключительно важно, чтобы эти хоралы, которые ныне находятся в моем распоряжении, сохранились для будущих музыкантов, композиторов и ценителей музыки.

Кирнбергер выкупил рукописи хоралов у К. Ф. Э. Баха. Для продвижения публикации Кирнбергер бесплатно передал эти рукописи издательству Брейткопфа (который остался их владельцем после смерти Кирнбергера).

()

Самым видным представителем скрипичной игры в Германии в первой половине 19-го века являлся знаменитый Людвиг Шпор.

Сын доктора, жившего в Брауншвейге, Шпор с самого раннего возраста был поставлен в условия, чрезвычайно благоприятные для развития его музыкального таланта. Отец Шпора играл на флейте (!), а мать была певица и довльно хорошая пианистка. Мальчик с особенным удовольствием слушал домашнюю музыку и был очень рад, когда ему купили маленькую скрипку: он мог играть по слуху исполняемые матерью песни и романсы. Дарования мальчика были подмечены одним французским эмигрантом Дюфуром, который жил в том городке, куда переехали из Брауншвейга и родители Шпора. Дюфур, сам игравший довольно хорошо на скрипке и виолончели, руководил занятиями Шпора и тот стал уже писать собственные композиции (говорят, что скрипичные дуэты Шпора относятся именно к этому времени).

Далее последовали годы учёбы, работа в качестве солиста в капелле герцога брауншвейгского, гастрольные поездки по городам Европы. Например, в Дании случилось Шпору беседовать с одной дамой, большой почитательницей его таланта. Она просила рассказать ей некотрые подробности из его прошлой жизни и, между прочим спросила, не лучше ли бы сделал Шпор, принявшись за ремесло своего отца. Шпор на это ответил так:

()

Кристиан Каннабих (нем. Christian Cannabich; 28 декабря 1731 — 20 января 1798, Франкфурт-на-Майне) — немецкий капельмейстер, скрипач и композитор, представитель мангеймской школы.

Ученик Я. Стамица, Н. Йоммелли (композиция). Работал в оркестрах Мангейма и Мюнхена. Скрипач Мангеймской придворной капеллы (с 1774 года её директор). С 1778 года жил в Мюнхене. После смерти Я. Стамица признан главой Мангеймской школы. Друг В.А. Моцарта. Каннабих применил новые принципы оркестровки, основанные на равномерном распределении тематического материала между всеми оркестровыми группами, одним из первых ввёл в состав симфонического оркестра кларнеты. Ведущий жанр творчества - симфония. Автор около 90 симфоний, 40 опер и балетов, концертов для скрипки с оркестром, камерно-инструментальных ансамблей. Моцарт в своих письмах отзывается с похвалой о таланте Каннабиха. Как-бы там ни было, Моцарт описывает его как лучшего мюзикдиректора из тех, которых он когда-либо видел.

()

Карл Орф (Carl Orff; Карл Генрих Мария Орф, 10 июля 1895, Мюнхен — 29 марта 1982, Мюнхен) —немецкий композитор и педагог, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.


Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением.


Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.


В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» (нем. Günther-Schule) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

()

Карл (Генрих Карстен) Райнеке (нем. Carl (Heinrich Carsten) Reinecke ; 23 июня 1824, Альтона, ныне в составе Гамбурга — 10 марта 1910, Лейпциг) — немецкий композитор, дирижёр и пианист.

С шести лет занимался музыкой со своим отцом — Иоганном Рудольфом Райнеке. В 1835 году дебютировал в родном городе как пианист, затем гастролировал по Европе, где приобрёл славу «грациозного исполнителя произведений Моцарта ». Музыкальными кумирами юноши были Клара Вик и Франц Лист ; по причине робости характера Райнеке мало подходил на роль гастролирующего пианиста-виртуоза.

С 1 843 по 1846 гг. благодаря стипендии короля Дании Христиана VIII учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано и композиции. Феликс Мендельсон, являвшийся в тот момент капельмейстером Гевандхауза, организовывал для него выступления на публике. В тот же период Райнеке познакомился с Робертом Шуманом. Райнеке был под большим впечатлением от произведений Мендельсона и Шумана, которые оказали большое влияние на его собственные сочинения.


(

Германия – родина великих композиторов

Творчество немецких композиторов-классиков уже много столетий является неотъемлемой частью мирового музыкального наследия. Знаменитые симфонические и хоровые коллективы исполняют их произведения на высочайшем уровне. Неотъемлемая составляющая музыкальной Германии ‒ ее концертные залы и оперные театры, такие как Вагнеровский оперный театр в Байройте или подземный зал Кельнской филармонии.
Поклонники более современных музыкальных течений без труда могут попасть на концерты рок- и поп-групп, собирающих многотысячные аудитории, а также различные мюзиклы, шоу и ревю. Немецкие джаз-клубы, еще одна ипостась музыкальной Германии, бережно создают атмосферу, где музыканты и слушатели настроены друг на друга, словно камертоны. Такт в три четверти, вальс или техно-бит: музыка в Германии слышна повсюду!
В 1943-47 годах, содавая роман «Доктор Фаустус» о немецком духе, Томас Манн не случайно сделал главным героем романа композитора. Начиная с эпохи барокко, Германия по праву считается «страной композиторов». Ее уроженцами были великие Бах, Бетховен и Брамс, – а также многие другие выдающиеся сочинители и музыканты.
Борец и труженик от музыки Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) родился 3 февраля в Гамбурге.

Он происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона (немецкого просветителя, философа-идеалиста; популяризатора школы Лейбница - Христиана Вольфа, защитника веротерпимости). В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Всю жизнь Мендельсон страдал от нападок антисемитов. Во времена Третьего рейха исполнение его сочинений было запрещено – однако достойной замены скрипичному концерту композитора и его увертюре «Сон в летнюю ночь» национал-социалистам найти так и не удалось.
Мендельсон вырос в Берлине, где прошло детство и юность его матери, которая также была музыкально одарена. Музыкальные способности юного Феликса проявились рано, еще в детстве он прославился как вундеркинд. В этом качестве Мендельсон даже был представлен великому Гете. В возрасте семнадцати лет композитор создал свой первый шедевр ‒ увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Семья Мендельсон в то время занимала огромный особняк по адресу Лейпцигер-штрассе 3, где позднее заседала верхняя палата прусского парламента, а сегодня размещается федеральный совет ФРГ ‒ бундесрат.
Пианист, композитор и дирижер, Мендельсон давал многочисленные гастроли в странах Европы, в том числе в Лондоне, Париже и в Италии. Он занимал должность главного капельмейстера в Берлине и Дюссельдорфе, дирижировал в лейпцигском «Гевандхаусе» и в музыкальном обществе «Цецилиенферайн» во Франкфурте. Заданное Мендельсоном направление развития оказалось ключевым для немецкой музыки XIX века: в 1829 году под руководством композитора в Берлине после почти 90-летнего перерыва были впервые исполнены «Страсти по Матфею» Баха. В 1843 году при содействии Мендельсона в Лейпциге была основана первая в Германии консерватория.
Места, рассказывающие о жизни и творчестве композитора и его музыкально одаренной сестры Фанни, находятся прежде всего в Берлине и Лейпциге, а также в родном городе Мендельсона Гамбурге. В Лейпциге, в доме, где Мендельсон жил в последние годы и скончался, сегодня открыт музей композитора. Феликс и Фанни Мендельсон, умершие в один год, похоронены в Берлине.
Мастер барочной оперы: Георг Фридрих Гендель
Сочинитель 42 опер и 25 ораторий, в том числе оратории «Мессия», хор «Аллилуйя» из которой знает каждый: Георг Фридрих Гендель (1685-1759). В число известнейших произведений композитора также входят «Музыка на воде» и «Музыка фейерверка», написанные Генделем для британских монархов Георга I и Георга II.
Гендель родился том же году, что и Иоганн Себастьян Бах, причем лишь в 150 км от Айзенаха, в городе Галле. Хотя в возрасте 18 лет композитор навсегда покинул свой родной город, сегодня в Галле напоминания о Генделе встречаются на каждом шагу.

Каждый год в июне в Галле проходит фестиваль Генделя. Концерты проводятся на различных сценах, в том числе в концертном зале имени Генделя, открытом в 1998 году. В доме, где будущий композитор в свое время появился на свет, в 1948 году распахнул свои двери музей музыки. Конечно же, в самом центре Галле, на рыночной площади Марктплатц, возвышается памятник Генделю: композитор смотрит на запад, в сторону Лондона, где он достиг вершин славы.
Возможностью стать музыкантом Гендель обязан повелению герцога Саксонского-Вайсенфельсского, которому семилетний музыкант сыграл несколько пьес на органе. Об этом знаменательном концерте напоминает мемориальная доска во дворце Аугустусбург в городке Вайсенфельс.
Первые лавры на композиторском поприще Гендель пожинал в Гамбурге. Когда в ганзейской столице была поставлена «Альмира», первая опера композитора, Генделю не исполнилось и двадцати лет. Однако наибольшей популярностью его оперы, а также сочинения других жанров пользовались в Англии, где Гендель провел почти 50 лет. Наряду с Германией Англия по праву гордится «своим» Джорджем Фридериком Генделем.
В России Гендель ставился редко. Так, например, лишь в 1979 состоялась русская премьера одного из лучших сочинений композитора - оперы «Юлий Цезарь» (Большой театр).
Карл Орф, или великий баварский экспериментатор
Мировую известность композитору Карлу Орфу (1895-1982) принесла кантата «Кармина Бурана».
Выразительное произведение для хора, созданное как реминисценция средневековой музыки, нередко используется в кино и нашло отклик даже в рок- и поп-музыке.

Жизнь Орфа неразрывно связана с Мюнхеном. Здесь он учился в гимназии, затем в Королевской Академии музыкального искусства и позднее занял пост капельмейстера театра «Каммершпиле». На фасаде дома по улице Майлингерштрасе, где родился и до 1939 г. жил композитор, в его честь установлена мемориальная доска, а в Культурно-музыкальном центре «Гаштайг» его именем назван концертный зал.
Знаменитая сценическая кантата Орфа «Кармина Бурана» была впервые исполнена в 1937 г. во Франкфурте-на-Майне. В основу этого сочинения были положены стихи из стихотворного сборника эпохи средневековья, впервые обнаруженного и отредактированного в XIX веке. Сборник был найден в монастыре Бенедиктбойерн, поэтому название кантаты в переводе звучит как «Бойернские песни». Помимо композиции Орф активно занимался музыкально-педагогической деятельностью.
В 1955 г. композитор переехал в местечко Диссен на березу озера Аммерзее, где он еще ребенком проводил летние каникулы. В 1991 году в Диссене открылся музей Орфа. Композитор похоронен на территории монастыря Андекс, где сегодня расположена Музыкальная академия им. Орфа и ежегодно в его честь устраивается музыкальный фестиваль.
Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию «Карл Орф» (изд. Музыка, 1984). В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. О.Т. Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.

Ганс Лео Хасслер (Hans Leo Hassler) (крещен 26.10.1564 - 08.06.1612) - немецкий композитор и органист эпохи позднего Ренессанса и раннего Барокко. Один из самых значительных композиторов, который развивал итальянский стиль в Германии в начале семнадцатого века.

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.

Генрих Шютц (Heinrich Schutz) (08.10.1585 - 06.11.1672) - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Объединил венецианскую антифонную и монодийную технику с протестантской музыкой, а также создал первую немецкую оперу.

Иероним Преториус (Hieronymus Praetorius) (10.08.1560 - 27.01.1629) - северогерманский композитор и органист позднего Возрождения и раннего Барокко. Однофамилец более известного композитора Михаэля Преториуса, хотя в семье Иеронима Преториуса было много выдающихся музыкантов 16-17 вв.

Иоганн Адам Рейнкен (Johann Adam Reincken) (крещен 10 декабря 1643 — 24 ноября 1722) - голландско-немецкий композитор и органист периода Барокко. Один из видных представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде, оказал большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых развивал инновационный итальянский стиль в немецкой музыке. Считался изысканным и элегантным композитором своего времени.

Иоганн Нуций (Johannes Nucius (Nux, Nucis)) (ок. 1556 - 25.03.1620) - немецкий композитор и музыкальный теоретик позднего Возрождения и раннего Барокко. Находясь в далеке от крупных центров музыкальной деятельности, он был изысканным композитором в стиле франко-фламандского композитора Орландо ди Лассо. Составил очень влиятельный научный труд о риторическом применении композиционных приемов.

Иоганн Ульрих Штайгледер (Johann Ulrich Steigleder) (22 марта 1593 - 10 октября 1635) - южногерманский композитор и органист эпохи Барокко. Наиболее известный член музыкальной семьи Штайгледер из Штутгарда, которая включает его отца Адама (1561-1633) и деда Утца (ум. 1581), бывшего придворным музыкантом и дипломатом.

Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jakob Froberger) (крещен 19 мая 1616 - 7 мая 1667.) - немецкий композитор эпохи Барокко, виртуозный клавесинист и органист. Один из самых известных композиторов эпохи, внес большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. Благодаря многочисленным путешествиям внес большой вклад в обмен музыкальными традициями Германии, Италии и Франции. Его работы изучали музыканты в 18 веке, в том числе такие композиторы, как Гендель и Бах, и даже Моцарт и Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

- Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

- Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

- Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

- Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии "Времена года" являются визитной карточкой композитора.

- Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль (отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

- Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его "Немецкий реквием" затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

- Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

- Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус - подразумеваем вальс, мы говорим вальс - подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца - композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

- Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. "Аида" и "Отелло" Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

- Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса "Севильский цирюльник". После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

- Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для "народа", которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

- Польский князь и композитор - самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

- Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и "Сон в летнюю ночь" популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

- Немецкий композитор 19 века. Его мистически - антисемитскую идею превосходства расы "Ариев" над другими расами взяли на вооружение фашисты. Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма. Его известнейшие оперы "Кольца нибелунгов" и "Тристан и Изольда" - подтверждают революционный дух композитора.

- Французский композитор середины 19 века. Создатель "Кармен". С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

- Норвежский композитор - лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция "Пещера горного короля" очень часто используется в кино и современной эстраде.

- Американский композитор начала 20 века - автор "Рапсодии в блюзовых тонах", которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

- Русский композитор. Его опера "Борис Годунов" является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку - музыкой души. "Ночь на Лысой горе" Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является . "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Славянский марш" и "Щелкунчик", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский - гордость России. Во всём мире знают "Балалайка", "Матрёшка", "Чайковский"...

- Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу "Повесть о настоящем человеке" настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. "Война и Мир", "Золушка", "Ромео и Джульетта", очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

- Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа "Симфонические танцы" признана самым великим произведением композитора.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».