Могучее царство ф шопена вдали от родины. Вечные темы искусства и жизни. Актуализация опорных знаний

18.06.2019

Урок музыки №27 6 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема: «Могучее царство Шопена». «Вдали от Родины».

Цель: осмысление принципа музыкального развития, построения музыкальной формы на примере творчества Фридерика Шопена.

Планируемые результаты

Предметные:

Умение видеть жизненные явления как основу искусства;

Умение видеть музыкальные образы, воплощенные в жанрах фортепианной миниатюры Шопена;

Знакомство с жанрами фортепианной музыки: прелюдии, вальсами, мазурками, этюдами Ф.Шопена

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).

Метапредметные :

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;.

Тип урока:

Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.

Методы: деятельностный подход

Музыкальный материал :

    «Ноктюрн №2»

    «Революционный этюд»

    «Вальс №7»

    «Прелюдия №24»

ХОД УРОКА

    Организационный момент:

    Музыкальное приветствие

Мы знаем, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Как вы понимаете эти слова?

О чем пойдет разговор на уроке? (о связи музыки и поэзии). Узнайте, о каком композиторе идет речь?

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это … (Фридерик Шопен)

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

- Попробуйте определить тему урока:

(запись в тетради)

Что вы знаете об этом композиторе?

Сообщение о жизни и творчестве: Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Какой любимый инструмент Шопена? (фортепиано). Основную часть его творчества составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений. Во времена Шопена очень популярны были балы, на которых звучали вальсы, полонезы, мазурки. Не остался равнодушным к этим жанрам и Шопен.

Слушание «Вальса № 7»

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Этот вальс просто танец или вы услышали нечто большее?

Какие чувства вы услышали в музыке?

Что испытывал композитор при сочинении Вальса? (спокойствие, счастье) Почему? (потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких)

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия .

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

(Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой)

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике: «Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [...] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным». В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники - только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу.

А теперь что происходит в сердце Шопена?

Звучит «Революционный этюд»

Что вы слышите в этой музыке? ( призыв, ярость, гнев, борьба)…

Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина)

Прозвучал «Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности? (пунктирный ритм, быстрый темп, минор, мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация)

Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?

Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.

Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии?

Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.

В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука. Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? - Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.

А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!

Внимание, в мелодии две интонации - восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И Поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? - Призыв не останавливаться, бороться, бороться….

В жанре этюда Шопен привнес много нового- он соединил техническую сторону с художественной. Шуман сказал: «это не столько этюд, сколько поэма»

Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: «Милая моя, далекая, единственная! …

Кому адресует это письмо Шопен? (родине)

… Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Еще одно произведение Шопен посвятил своей родине.

Слушание «Прелюдия№24»

Анализ прослушаннного произведения.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»
- Можем ли мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Рефлексия .






Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он присел: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».


В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально- освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…






Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов.



Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Обоснование

Организационный момент (вступительное слово учителя)

Эмоциональный настрой

Актуализация опорных знаний

Показ презентации

Этап углубления в тему.

Этап усвоения новых знаний.

Пластическое интонирование

Этап углубления в тему.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Вокально-хоровая работа.

Пластическое интонирование.

Рефлексия.

«Как многогранна музыка…

Она звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви,

Печали, памяти, мечты…» Слайд 1-2

Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена

По мере сообщения детей нового материала происходит показ слайдов с портретами. Слайды 2-7

О каком композиторе нам рассказали ребята?

Какая музыка сопровождала выступление ребят?

Да, это Вальс №7, написанный в 1829 году и по выражению самого композитора «не для танца».

Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки?

Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Но каждое его произведение – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Слайд 8

Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Слайд 9

Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки?

Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией: не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!...» Слайд 10

Так к кому же в своем письме обращался композитор?

Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20.

Давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте.(динамический контраст).

Слушание Прелюдии № 20.

    Как звучит эта музыка?

    Какой контраст вы услышали в музыке?

    Подберите слова для передачи характера, настроения музыки.

Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена?

Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Он писал: «…нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как должно быть горько умирать на чужбине – не там, где жил.» И все же 20-летний композитор покидает Польшу. Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством. «Я проклинаю час своего отъезда…», - пишет в письмах композитор, - «Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». Слайды 11-16

Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события в 1831 году появилось также сочинение Шопена – знаменитый этюд №12,названный «Революционный». Слайд 17

Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. Послушайте этюд №12.Слайд18

Слушание.

Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку?

Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?

Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига?

Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине.

Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали?

Что интересного узнали о Шопене?

Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились?

Для какого инструмента писал композитор?

К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

Что означает понятие камерная музыка?

Какие тайны искусства и жизни открываются, когда звучат произведения Шопена? Слайд 22

Продолжаем работу над песней

«Баллада о гитаре и трубе» Яна Френкеля. Слайд 23

Есть ли в музыке изобразительность?

В каком жанре написана песня?

Что такое баллада?

(заранее сделаны ксерокопии песни на весь класс). Во время разучивания песни обратить внимание на трудные мелодические скачки, твёрдую атаку звука, добиваться ясной артикуляции, четкой дикции.

Работа по формированию чистого унисона и развитию гармонического слуха.Продолжение работы:

по формированию светлого, полетного, свободного звучания голо­ са;

по расширению динамического диапазона голоса: пение от меццо- пиано к пиано и меццо-форте;

по освоению по движных нюансов (крещендо, деминуэндо);

по развитию подвижности голоса: от среднего темпа к медленному и быстрому;

по воспитанию у детей эстетического отношения к пению и музыке;

по развитию у учащихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы, хора), давать словесную характеристику пению; певческим дыханием;

певческим звукообразованием: формирование умения пользоваться мягкой атакой как одним из основных способов звукоизвлечения; развитие умения тянуть звук, работа над округлением гласных; выработ­ка умения петь, используя различные штрихи (легато - связно, нон лега­то - раздельно, стаккато - отрывисто);

певческой дикцией: выработка умения четкого произношения звуков, слогов, слов в пении; четкое произношение согласных, протяжное пение гласных; легкое пение безударных окончаний; раздельное произ­ ношение согласных, стоящих в конце слова и в начале другого слова;

певческой установкой: воспитание сознательного отношения к выполнению правил пения;

воспитанием навыка выразительного пения (через чистоту и со­ держательность интонирования, тонкость динамических оттенков, разно­ образие, тембровых красок, глубокое осмысление содержания песен, их эмоциональное переживание);

воспитание в детях способности собственного поиска интонационного
воплощения образа (как наиболее эффективного способа развития инто­национного слуха);

развитие способности воспринимать, переживать, исполнять музы­ку как живое образное искусство;

освоение основных элементов музыкальной речи, понимание их выразительных свойств (интонация, мелодия, ритм, темп, динамика и др.);

стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

Давайте возьмем в руки воображаемые инструменты - гитару и трубу и споём песню.

Исполнение песни.

Оценка работы на уроке.

Сообщения учащихся:

1 ученик:

Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.

2 ученик:

Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине.

3 ученик:

Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

4 ученик:

Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано. Душа фортепиано – так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. О нем говорили, что «клавиши под его руками начинают петь».

1 ученик: - Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена. Слайд 19-20

Фридерик Шопен.

Вальс.

Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, задумчиво, грустно, проникновенно, поэтично, сердечно, светло, лирично.

Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе.

Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей.

К своей Родине.

Включенность в активное музицирование.

Сначала громко, затем тихо и совсем тихо.

Динамический.

Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, возвышенно, мужественно, как воспоминание, размышление.

Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной.

Горе, гнев, возмущение.

Варианты ответов.

Мнения ребят разделяться.

В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание.

Ответы детей.

Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданный своей родине

Ответы детей

Фортепиано.

Инструментальная, камерная.

Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах.

Шедевры фортепианной музыки.

«Баллада о гитаре и трубе».

Да. Изобразительность гитары и трубы в голосе и аккомпанементе.

Жанр вокальной баллады?

Так называют вокальную и инструментальную пьесу романтического характера. В вокальной балладе повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с поэтическим текстом.

Коллективная работа класса над исполнительским мастерством, над вокальными трудностями.

Учащиеся имитируют игру на гитаре и трубе.

Исполнение песни.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучание музыки настраивает на восприятие нового материала.

Знакомство с творчеством Ф.Шопена

Развитие мотивов учебной деятельности.

Расширение кругозора

Кульминация в драматургии урока;

Актуализация нового материала по теме урока;

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

Определение характера и особенности исполнения этюда.

Создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.

Диагностика усвоения материала.

Сопоставление звучания вальса и прелюдии.

Метод сравнения и обобщения.

Проникновение в интонационно-образную природу музыки.

Вокализированное исполнение помогает в работе над интонационной четкостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи в собственном исполнении образного содержания песни.

Разучивая и исполняя, постигаем эмоционально-нравственный стиль произведения, формируем личностную оценку.

Формирование навыков адекватной самооценки.


Психолого–педагогическая характеристика

6 А класса МБОУ СОШ №11.

В классе обучается 21 человек, из них 11 мальчиков, 10 девочек. У большинства учащихся сформировано эмоционально-положительное отношение к учебе.

Высокий уровень обучаемостиимеют 8 человек (Агафонов Д., Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д.,Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.)У этих детей хорошая работоспособность, высокий уровень абстрактно-логического мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) превышает возрастные нормы. Учащиеся быстро включаются в учебный процесс и способны полно, разносторонне и целостно усваивать материал. Они эмоционально устойчивы, у них развиты все виды памяти (особенно зрительная и слуховая). Мотивами для учения учащихся этой группы выступают познавательные потребности и интересы, понимание значимости знаний.

Вторую группу составляют учащиеся со средним уровнем обучаемости. В нее входят Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.. Уровень развития произвольного внимания средний, в пределах возрастной нормы. Уровень работоспособности средний. У этих детей больше развито наглядно-образное мышление. Преобладает зрительно-кинестетическая память. Они постепенно, с трудом запоминают новый учебный материал, но удерживают его в памяти достаточно долго. Учащиеся с трудом устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, делают выводы, обобщения. Этих ребят необходимо побуждать к активной деятельности на уроке.

Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем обучаемости: Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е. Объем, устойчивость и концентрация внимания у них на нижней границе возрастной нормы. Отсутствует способности к длительной и стойкой сосредоточенности и удерживанию внимания. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит с трудом. Быстро проявляется утомление. Уровень самостоятельности низкий. Эти учащиеся нуждаются в постоянной помощи, контроле со стороны учителя. У них слабо развиты все виды памяти, они с трудом усваивают материал, медленно запоминают и быстро забывают. Словарный запас небольшой, речь развита слабо. Затрудняются делать выводы, дают односложные ответы.

По уровню развития музыкальных способностей класс можно разделить на три группы.

Высокий уровень . Агафонов Д.,Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д., Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.,А. Они обладают способностью чисто интонировать, имеют хорошее чувство ритма, хороший слух, их диапазон голоса составляет 1,5 октавы. Эти учащиеся владеют навыками в использовании средств музыкальной выразительности, у них развито чувство ансамбля, они умеют слушать друг друга.

Средний уровень музыкальных способностей имеют. Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.Они не всегда способны чисто интонировать, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей, у этих ребят диапазон голоса составляет от октавы до 1,5 октавы.

Низкий уровень имеют Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е.

У этих ребят нет интонационной чистоты в исполнении песен, отсутствуют навыки в использовании средств музыкальной выразительности, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей. У них нарушена координация между слухом и голосом, поэтому их диапазон невозможно определить. Эти учащиеся не обладают чувством ансамбля. Звукоизвлечение у этих учащихся – форсированное.

В целом, класс доброжелательный, трудолюбивый, подвижный. Учащиеся проявляют выраженный интерес к музыке как к предмету.

Тема урока : Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.

Тема года : «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тип урока : урок расширения и углубления знаний.

Цель урока : выявить контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, этюдах).

Задачи урока .

Образовательные :

    Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена;

    Обучить умению коллективно размышлять о музыке и её авторе;

    Научить определять в звучании особенности музыкального жанра.

Развивающие :

    развитие познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать об услышанном, делать выводы;

    развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию и воображение;

    развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную память и слух.

Воспитательные :

    воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к творчеству Шопена;

    воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств.

Необходимое оборудование .

Раздаточный материал: карточки с распечаткой текста песни Яна Френкеля «Баллада о гитаре и трубе» для вокальной работы.

Техническое оснащение : компьютер, экран, мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр, фортепиано.

Место урока : урок расширения и углубления знаний темы: «МогучеецарствоШопена. Вдали от Родины» является 19 в теме года «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Понимают жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Знают имена русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их сочинений.

Умеют по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная).

Владеют навыками музицирования: исполняют песни(народные, классического репертуара, современных авторов), напевают запомнившиеся мелодии знак4омых музыкальных сочинений.

Анализируют различные трактовки одного и того же произведения. Аргументируют исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока : комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни «Приходят к дедушке друзья» музыка Н. Никифоровой, слова В. Савельева;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • музыкальные произведения Ф. Шопена: попурри на пройденные в разных классах произведения, сделанное в программе Audacity, этюд 12 «Революционный», «прелюдия 24»;
  • нотный материал;
  • текст песни «Приходят к дедушке друзья» музыка, слова - Приложение ;
  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Молодцы! Ваши ответы практически исчерпывающе подготовили появление на слайде определения камерной музыки.

Слайд 3

Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.

Ученики: Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола»…

Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.

Слайд 4 (во время иллюстрации нотных фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор).

Учитель:

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?

Ученики: Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.

Учитель: (часто дети не узнают произведений и тогда …)

Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?

Ученики: Мазурка, полонез.

Учитель : Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Слайд 5

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд 6

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?

Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Слайд 7

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой). В 5 классе мы познакомились с этим стихотворением и мне кажется, что самое время его вспомнить. (кто-то из детей читает наизусть).

Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Учитель: Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Слайд 8

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд 9

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

2. Слушание и обсуждение

Слайд 10

Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

Учитель: Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?

Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»…

Учитель: Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: (На слайде 10 анимационно выводится Этюд 12 «Революционный»)

Слайд 11

Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев

Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?

Ученики: Конечно, можем!

3. Творческая работа

Слайд 12

Учитель: Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.

  • Сформулировать тему синквейна одним существительным.
  • Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
  • Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
  • Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
  • Слово – резюме, характеризующее суть.

Учитель: А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды Вашего творчества.

Ученики: Читают сочинённые синквейны.

4. Заключение

Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки?

Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.

Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена?

Ученики: Но в этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе?

Учитель: Совершенно верно, причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?

Ученики: Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.

Слайд 13 (Определение этюда)

Учитель: В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:

  • эпическое повествование;
  • взволнованный рассказ;
  • драматическую декламацию?

Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?

Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)

Ученики: Ответы детей.

III. Работа над песней.

В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. К 65-летию Великой Победы я написала песню на слова В. Савельева «Приходят к дедушке друзья». Предлагаю Вам послушать и начать разучивание. Показ песни. Разучивание 1 куплета.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы.

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.
  2. Воронов Ю., Блокада. – Лениздат, 1986.

Список сайтов

  1. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
  2. www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
  3. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
  4. www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
  5. Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
  6. Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
  7. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/

Немного есть композиторов, чьё творчество причисляется к величайшим сокровищам мирового искусства и в то же время доступно самым широким кругам слушателей, пользуется мировой популярностью. Гениальный польский композитор Фридерик Шопен занимает даже среди этих наиболее счастливых композиторов место во многих отношениях исключительное. Другие крупнейшие композиторы прошлого – Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский – проявили себя в разных жанрах музыки, писали произведения большого масштаба – симфонии, оперы. Шопен же стоит в одном ряду с этими гениями, несмотря на то, что он сочинял почти исключительно для фортепиано, и в основном произведения небольшого объёма– миниатюры. Он как никто другой умел сказать многое в малом, выразить большое содержание в скромных по масштабу формах, а из фортепиано он извлёк такое богатство красок, что оно как бы заменило собой целый оркестр.

Фридерик Шопен родился 22 февраля 1810 года недалеко от Варшавы в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец – француз. Семья жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. Вскоре после рождения сына Николай Шопен получил место домашнего учителя в Варшавском Лицее, и вся семья переехала в столицу. Маленький Фридерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать играла на фортепиано и пела. Музыкальная одаренность мальчика проявилась очень рано. Уже в пять лет Шопен уверенно исполнял пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его учителем стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный, именно он привил своему ученику любовь к музыке классиков, особенно И. С. Баха. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений – полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался так быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Шопена отличали физическая хрупкость и утонченный аристократизм, чувство собственного достоинства и самообладание. Он был сдержан, ироничен, безупречно воспитан и всегда вызывал у современников восхищение своей изысканной простотой и благородством. Живный сам отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что больше ничему не может его научить.

Музыкальные занятия мальчика не шли в ущерб его общему образованию. Шопен отличался, несмотря на слабое здоровье, большим трудолюбием. Уже в детстве Фридерик свободно владел немецким и французским языками, интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Он хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. С огромным интересом посещал он оперные спектакли. Игра знаменитого скрипача Никколо Паганини произвела на впечатлительного юношу неизгладимое впечатление. Однако наиболее глубокие впечатления детских и юношеских лет Шопена, связаны с польской народной музыкой. С увлечением слушал её Шопен во время загородных прогулок, в имениях своих товарищей по лицею. Эти впечатления стали одной из важнейших основ его творчества. Для формирования Шопена как художника, очень большое значение имела вся общественная и культурная атмосфера Варшавы 20-ых годов 19 века – эпохи, когда после потрясений наполеоновских войн Польша готовилась возобновлению борьбы за независимость.

В 1826 году, после окончания лицея, Шопен поступил в Высшую варшавскую музыкальную школу. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Юзеф Эльснер. Среди его заметок сохранилась характеристика, данная юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829 – 1830 годах. Эти концерты звучат и в наше время, и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

По окончанию Высшей музыкальной школы (1829 г.). Шопен – уже сложившийся артист – совершил поездку в Вену, один из крупнейших музыкальных центров того времени. Его концерты прошли с огромным успехом. После возвращения в Варшаву стало очевидно, что дальнейшее развитие его дарования требует атмосферы крупнейших европейских столиц и длительного концертного путешествия. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили тяжелые предчувствия. Ему казалось, что он покидает родину навсегда. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание серебряный кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать свои концерты там. Но, несмотря на все усилия, ему так и не удалось дать самостоятельного концерта, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться в Польшу, но родные и друзья удержали его от этого шага. С горечью композитор покорился и направился в Париж. С этого момента его не покидают тревожные мысли о судьбе родины и близких. В дороге Шопена настигло известие о разгроме восстания. Сильное потрясение от этой вести послужило толчком к созданию гениальных трагических произведений, прежде всего этюда до минор (ор. 10) - так называемого «революционного». Полна возвышенно-трагического пафоса и прелюдия ре минор, созданная тогда же, и вошедшая затем в тетрадь прелюдий под №24.

Осенью 1831 г. Шопен прибыл в Париж, где прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен остается поляком. Тема любви к народу, родине, такая свойственная романтизму, прослеживается на протяжении всех его произведений. Шопен является композитором романтиком, на музыку которого оказала влияние польская музыкальная культура и творческая деятельность композиторов – предшественников. Разные типы польских деревенских и городских танцев нашли свое отражение в зажигательных мазурках, торжественных полонезах, блестящих, выразительных вальсах, гениальных прелюдиях и ноктюрнах – образцах музыкальной лирики.

Мазурки Шопена – пьесы танцевального характера, в которых объединены черты трех старинных народных танцев: это мазур, куявяк и оберек, распространенные в различных областях Польши. Мазурка была особенно близка и дорога композитору, поскольку его молодость прошла на Куявах и в Мазовии – родине этого танца. К таким лирическим мелодиям относится мазурка ля минор (ор. 68 № 2). Грустная, задумчивая мелодия плавно переходит в задорный деревенский танец. А сколько величия и ликования слышится с первых нот полонеза ля мажор. Ведь в основу его также положен польский национальный танец, который со временем получил французское название «полонез». Когда – то полонез представлял собою праздничное церемониальное шествие. В старину в нём участвовали одни лишь воины-рыцари. Возникнув в народной среде, полонез окончательно сформировался в кругах польской знати и прочно вошел в бальную музыку. В 19 веке бал открывался, как правило, полонезом. В первой паре шёл хозяин с самой уважаемой гостьей. К числу произведений танцевального характера относятся также вальсы Шопена. Среди семнадцати вальсов Шопена большой популярностью пользуется вальс до – диез минор. Нежный и поэтичный в начале, он поражает блеском и виртуозностью во второй теме, создает впечатление кружащегося движения, лёгкости, полётности.

Но вернёмся в Париж. В ту эпоху он был центром всей мировой культуры и искусства. Там жили и работали многие выдающиеся писатели, художники, пианисты. Достаточно назвать имена Гюго, Гейне, Берлиоза, Листа, Беллини. Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу поразил слушателей своим своеобразным и непривычным исполнением, по воспоминаниям современников, оно было удивительно одухотворенным, поэтичным и изящным. Шопен-исполнитель был неотделим от Шопена-композитора. И избалованный Париж, который трудно было удивить виртуозностью, склонился перед очарованием славянских мелодий и несравненной поэзии, которую источали звуки его музыки. По словам Листа, музыка и игра Шопена вызывали «чувство восхищения, трепета, робости, которое охватывает сердце вблизи сверхъестественных существ, вблизи тех, кого не можешь разгадать, понять, обнять». Выступая в концертах, Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, ноктюрны, этюды, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон – Жуан». Именно об этих вариациях выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман писал: «Шапки долой, господа, перед вами гений». Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывали всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они не отказывались напечатать Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки, иногда по 5-6 часов в день. Эта работа обеспечивала его, но отнимала много сил. Вместе с ростом известности Шопена, расширяется круг его знакомых. В числе его друзей – пианист Лист, немецкий поэт Гейне, французский композитор Берлиоз, художник Делакруа. Но как бы ни были интересны новые друзья, ради гостя из Польши он откладывал все свои дела, и мог часами слушать рассказы о родине. Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было, его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, пусть и всемирно известным, но зарабатывающим на жизнь своим трудом. На долгие годы его близким другом стала знаменитая французская писательница Аврора Дюдеван, выступавшая в печати под псевдонимом Жорж Санд. С годами Шопен давал концерты всё реже, ограничившись исполнением в узком кругу друзей. Всё своё внимание он направил на творчество. Появляются его сонаты, скерцо, ноктюрны, прелюдии, баллады. Наряду со светлыми, лирическими пьесами, всё чаще из-под его пера выходят произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. В связи с этим нельзя не упомянуть четыре баллады Шопена. Они являются новым и смелым словом в истории музыкального искусства. Жанровое определение баллада вошло в музыку из народной поэзии и художественной литературы. В начале 19 века широкое распространение получили вокальные баллады (к примеру, известнейшая баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»). Шопен первый ввёл жанр баллады в инструментальную музыку. Эпико – драматический тон связывает баллады Шопена с балладами Шуберта и другими вокальными балладами. Но шопеновские баллады – крупные пьесы, с широким, симфонического типа развитием музыкальных образов. Эти произведения справедливо считают прямыми предшественниками жанра симфонических поэм. И всплывают в памяти прекрасные строки Бориса Пастернака, посвященные Шопену, тонко и точно передают они образ величавой обреченности, столь характерной для шопеновских мелодий:

Удар, другой, пассаж –

В шаров молочный ореол

Шопена траурная фраза

Всплывает, как больной орёл.

Но, несмотря на все невзгоды, жизнь Шопена в Париже сложилась если не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины, издание произведений уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру – редким счастьем, доступным лишь немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его отец, ссора и разрыв с Жорж Санд оставили его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Чтобы поправить своё материальное положение, он едет в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный приём вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал своё губительное действие. Последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дает в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвращается в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор (ор. 68 №4). По его просьбе из Польши приехала его сестра Людвика, на руках которой он умер. Похороны композитора были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костёле Святого Креста.

За свою недолгую жизнь Шопен создал свыше 200 произведений. За малым исключением - это все фортепианные пьесы, преимущественно небольшого объема, причем около половины из них написаны в танцевальной форме, что связано с особенностями народной музыки. Для других инструментов им написано всего несколько сочинений: трио для фортепиано, скрипки и виолончели, полонез ор. 3 и дуэт для фортепиано и виолончели, ряд песен для голоса. Но в пределах одного только фортепианного творчества Шопен достиг высот художественной многогранности, которой другие композиторы добивались работой над многими видами инструментальной музыки в разных областях музыкального искусства.

Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетаются виртуозность и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы, новый колорит звучания фортепиано, новую технику педали.

Шопен – величайший мастер мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии сочетают черты национальной польской песенности и классику итальянского Бельсанта. В мелодиях есть и певучесть, и декламационность, и сложное инструментальное развитие. И вспоминаются слова Б. Пастернака о том, что «главным средством выражения, языком, которым у Шопена изложено всё, что он хотел сказать, была его мелодия, наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем».

Шопена высоко ценили и любили все русские композиторы – Глинка, Римский – Корсаков, Балакирев, Чайковский, Рахманинов. Следует отметить, что в России было напечатано первое полное издание сочинений Шопена (в 1861 г.) В русской музыкальной, а особенно концертной жизни музыка Шопена, начиная с 30-ых годов 19 века, занимала большое место. Целая плеяда пианистов, во главе с А. Рубинштейном и М. Балакиревым, прославилась исполнением произведений Шопена, заложив традиции русского стиля. И в наше время музыка Шопена популярна среди исполнителей и слушателей. Ведь творчество Шопена – это мир необыкновенной красоты. Слушая его, забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент, фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

Букет цветов, страстей накал,

Я слышу, чувствую, я вижу

(как в отражениях зеркал салонов старого Парижа – славянский взгляд, болезни тень) в Его мазурках лёд и пламень,

Лазенок милых майский день,

Мальорки жаркой серый камень, и камень, что в душе носил, и кашель (с каждым днём всё дольше), и память сердца, где хранил мелодии полузабытой Польши,

В мазурках, кажется,царит её печаль, и облик нежный, но вдруг – и Польши дух мятежный в трехдольном танце зазвучит.

В букет цветов страстей накал,

Он завернул без всяких правил.

Свой Гений миру он оставил,

А сердце – Польше завещал.

1. Все произведения Шопена наполнены эмоциями, переживаниями, несут глубокий смысл.

2. Слушая произведения Шопена, забываешь о том, что звучит всего один инструмент, фортепиано. Оно заменяет собой целый оркестр.

3. Музыка Шопена стала интернациональной, она завоевала всю Европу.

4. В жизни Шопена было много испытаний, справиться с которыми ему помог стержень, заложенный в детстве.

5. Шопен создал свой неповторимый фортепианный стиль, новые типы и колорит звучания фортепиано, новую технику педали.

6. Всё творчество Шопена пронизано огромной любовью к Родине.

7. Шопен – величайший мастер мелодии.