Двойники и антиподы Родиона Раскольникова (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»). Двойники и антиподы Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Этап актуализации опорных знаний

20.10.2019

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это «психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармеладова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригайловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогают ему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Материал с сайта

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоречивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему двойники и антиподы раскольникова
  • двойники и антиподы раскольникова таблица
  • двойник родиона по преступлениям
  • антипод порфирия петровича
  • двойники и антиподы р.раскольникова

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Тест по произведению


В любом романе Достоевского присутствует персонаж, выдвигающий идею. Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», выдвигает теорию, где люди делятся на «обыкновенных», живущих по правилам и не нарушающих моральных и юридических законов, и «необыкновенных», имеющих право переступать черту закона и управлять судьбами обыкновенных людей. Федор Достоевский показывает, как идея зарождается, осуществляется и изживает себя со временем.

Раскольникова окружают персонажи, которые опровергают или поддерживают его теорию, являются ее примером, то есть делятся на двойников, сторонников «наполеономании», или антиподов, сторонников «мессианства». Эти персонажи показывают ошибочность теории читателю и самому Раскольникову.

Свидригайлов, Лужин и Лебезятников являются двойниками Родиона Раскольникова. Каждый из героев выдвигает собственную теорию, являющуюся отражением теории Раскольникова. У Свидригайлова это теория своеволия и безверия, у Лужина – разумный эгоизм, а у Лебезятникова – нигилизм.

Свидригайлов переступает через свою совесть, жизни других людей, законы, то есть является идеальным представителем теории Раскольникова. Но идея терпит полное крушение, когда Свидригайлов совершает самоубийство, не выдержав давления совести. Совершенные им хорошие поступки не спасают его душу, как планировалось в теории, поэтому смерть героя раскрывает самообман Раскольникова.

Лужин, разбогатевший человек, пытающийся добиться еще большего богатства, полон пафоса, чем похож на Родиона Раскольникова, превозносящего себя и необыкновенных людей. Исходя из мысли, что они лучше других, Лужин пытается обесчестить Соню, а Раскольников убивает старуху, присваивая ее богатства себе. Но оба дела проваливаются: ложь Лужина разоблачает Лебезятников, а Раскольников сам раскаивается перед Порфирием.

Лебезятников, служащий в министерстве, сторонник прогресса, коммун, старается выглядеть протестующим и независимым, потому что среди молодежи это модно. Он пошленький и глуповатый человек, не признает полезности искусства но очень образованный по собственному мнению. Он пропагандирует свои идеи, стараясь в них возбудить протест. Лебезятников также слепо верит в свою идею, как и Раскольников.

Разумихин, Соня и Порфирий – антиподы Раскольникова, пытающиеся натолкнуть его на истинный путь. Антиподы также выдвигают свои теории, но они противоречат теориям двойников. Идея Разумихина противопоставляется Лужину – альтруизм, идея Сони, самопожертвование и смирение, противоречит теории Свидригайлова, а Порфирий, выдвигая теорию апологии существующих норм, противопоставляется нигилисту Лебезятникову.

Разумихин, студент и друг Раскольникова, также беден, как и сам Раскольников, но в отличие от Родиона он не отчаивается, а работает. Он желает, чтобы каждый человек служил во имя блага, сам Разумихин очень добрый, умный и надежный человек. Когда Родион заболевает, за ним ухаживает Разумихин, он также пытается оправдать Раскольникова, когда его обвиняют в убийстве.

Соня, бедная и терпеливая девушка, занимается проституцией, чтобы обеспечить себя и свою семью. Несмотря на тягости жизни она держится за счет веры в Бога. Она читает Раскольникову отрывок о воскрешении Лазаря в одном из эпизодов романа, и это становится своеобразным противостоянием веры и теории Раскольникова. Этот эпизод показывает неустойчивость идеи Родиона и непоколебимость веры Сони Мармеладовой.

Порфирий, следователь, расследующий убийство старухи, очень проницательный человек, он психологически воздействует на Раскольникова, пытаясь раскрыть дело. Работая следователем, Порфирий сохраняет существующее мироустройство, не давая таким, как Раскольников и Свидригайлов переступать закон.

Таким образом, мы доказали, что в данном произведении герои, окружающие Раскольникова показывают ошибочность теории, продвигая свои идеи.

Обновлено: 2018-05-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это«психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — ло-гическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармела-дова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже поту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригай- ловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогаютему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников ис-пытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей».

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с по-винной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоре-чивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” - Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории - показать как читателю, так и самому герою.
Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
Лужин - предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников - нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же - тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом- более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата - признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат - антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.
Отношение к другим людям и к себе - вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно “старушек чем попало по голове лущить”, то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникоза каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность - это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека - он сам в себе человека не видит.
В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она “тоже преступила черту”, и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. Соня Мармеладова воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. “Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!” - воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова - она увидела в убийце человека. “Что же это вы с собой-то сделали!” - говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.
В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Ли-завету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. “Я не старушонку убил, я себя убил!” - восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Рас-кольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от “этой проклятой мечты” видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.
Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели - дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.