Последнее письмо. — фанфик по фэндому «Паганини: Скрипач Дьявола. Посмертное путешествие паганини Начало концертной деятельности

18.06.2019

Для современников он был загадкой. Одни видели в нем гения, другие - шарлатана и мошенника. Его имя было окутано легендами и тайнами.

Рождение гения

В конце октября 1782 года в Генуе в переулке Черная кошка в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился второй ребенок - сын Никколо. Мальчик родился слабеньким и болезненным. От экзальтированной и чувствительной матери он унаследовал хрупкость и восприимчивость к болезням. От отца ему достались темперамент, настойчивость, кипучая энергия.

Однажды его мать увидела во сне прекрасного ангела, который предрек, что быть ее второму сыну великим музыкантом. В это поверил и отец мальчика - любитель музыки. Антонио был сильно разочарован тем, что старший сын Карло не радовал родителей успехами в музыке. Именно поэтому всю свою энергию он направил на то, чтобы заставлять младшего сына постоянно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини. Он практически был лишен детства. Оно проходило в изматывающих занятиях музыкой.

Необыкновенный дар

Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро наградила его идеальным, до предела чувствительным слухом. Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.

Отец рано рассмотрел способности сына. С каждым днем он все отчетливее понимал - его сын наделен огромным талантом, который в дальнейшем приведет к славе и большим деньгам. Он прекрасно понимал, что его время в занятиях с сыном закончилось и пришло время нанимать профессиональных музыкантов. Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане, и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. За лишали еды. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.

Первые учителя

Никколо Паганини чувствовал музыку всей душой. Несмотря на то что занятия изматывали его физически, в музыке он находил покой и удовлетворение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена интересными встречами с творческими людьми.

Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариаций. Постепенно слух о маленьком гениальном скрипаче стал распространяться по городу и на обратил внимание известный в городе скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста. Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, внимательно наблюдая за его развитием и передавая ему секреты мастерства. Эти занятия продолжались более полугода.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти - хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для

фортепьяно, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.

Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

Каприччо великого маэстро

В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо - блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

Начало самостоятельной жизни

Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Ему хочется свободы. Именно поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал руководителем городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Восторженный прием публики кружит голову.

Паганини: биография, личная жизнь

Никколо был страстен и пылок не только в музыке. Именно в это время он встречает первую любовь, и его имя почти на три года исчезает с афиш. Появляются несколько гитарных сочинений, посвященных таинственной «синьоре Диде». В 1804 году музыкант возвращается в Геную, где занимается только сочинительством. Затем он снова возвращается в Лукку, где правил Феличе Бачокки, который в то время был женат на сестре Наполеона - княгине Элизе. Отношения композитора с княгиней в скором времени перестали быть сугубо официальными.

Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.

В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления

проходят с невиданным успехом. В газетах его называют гением независимо от того, ангел он или демон. Здесь он повстречал еще одну женщину, которой страстно увлекся - дочь портного Анджелину Каванну. Он взял девушку с собой в Парму. Очень скоро выяснилось, что у нее будет ребенок, и Паганини тайно отправляет ее к своим знакомым в пригород Генуи.

В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.

Цена таланта

Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к сожалению, очень мало времени уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем. Его все чаще стали мучить приступы сильнейшего кашля, боли в кишечнике и почках. Его состояние постоянно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Появляются даже слухи, что маэстро скончался. Но это лишь слухи. Биография Паганини еще не закончена.

Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку.

Возобновление концертной деятельности

В апреле тысяча восемьсот двадцать четвертого года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своем желании дать концерт. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей успех в «Ла Скала». У них появляется сын Ахилл. Паганини много работает. В это время появляются новые произведения - «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.

Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Весной 1830 года великий музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передается по наследству.

В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома, у него сильно опухают ноги, и он истощен настолько, что не в состоянии взять в руки смычок. Любимая скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.

Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце двадцать седьмого мая тысяча восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.

Сегодня мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, кратко изложенная в этой статье, конечно, не может дать полного представления об этой яркой и неординарной личности.

МУЗЫ МУЗЫКАНТА НИККОЛО ПАГАНИНИ

Один из наиболее ярких личностей музыкальной истории , несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 1782 года. Отец был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. Мальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

Идея понравилась Никколо , и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини .

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо . Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо , с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо , когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался. После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами. Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипка

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары написал около 200 пьес.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Антония Бьянки


Каких только слухов не ходило вокруг Паганини! Современники вполне серьезно считали, что великий скрипач заключил сделку с самим дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученных им любовниц. Женщины, действительно, сходили по Никколо с ума, несмотря на его, мягко говоря, непривлекательную внешность.

Дамы слетались на его концерты, как мотыльки на огонь, его игра доводила их до истерики. Но он, хоть и говорил, что хочет жениться, так и не обрел семейного очага. Среди его любовниц были сестры Наполеона — Элиза Бачокки и Паолина Боргезе, англичанка Карлотта Уотсон, дочь писателя Фейербаха баронесса Елена Добенек. История донесла до наших дней и его приключения с дочерью обычного портного, некой Анджелиной Каванна.
17-летняя девушка собрала по-следние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таин-ственного виртуоза. Чтобы убедиться, что действительно, как говорят, выступает сам сатана, Анджелина проникла за кулисы — ей казалось, вблизи она сумеет разглядеть признаки нечистой силы. Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступление, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму.
Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини отправил ее тайком к друзьям, жившим в окрестностях Генуи. Но отец девушки разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали, посадили в тюрьму. Он вышел оттуда через девять дней, заплатив портному немалую сумму. Судебный процесс длился два года, за это время ребенок Анджелины успел родиться и умереть. В конце концов Паганини отделался еще одной денежной компенсацией и очередным пятном на репутации.
А самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с певицей Антонией Бьянки. По-знакомился он с ней в 1816 году. Никколо было 34 года, Антонии — 22. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой — слегка побаивалась его, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками.
Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял ее из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение. В 1825 году Антония родила Паганини сына. Никколо души не чаял в наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если Ахилл долго плакал, отец брал в руки скрипку и извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или даже голос Антонии — малыш тотчас успокаивался.
После рождения сына отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было всего лишь затишье перед бурей. Когда произошел очередной семейный скандал, Паганини расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном. После этого он работал как одержимый. Давал один концерт за другим и просил за свои выступления немыслимые гонорары — Паганини старался обеспечить мальчику достойное будущее. С этой же целью скрипач-виртуоз купил себе титул барона.
Паганини умер во Франции в 1840 году в возрасте 57 лет, Ахиллу было около 15. Впоследствии сын музыканта все завещанные богатства и почти всю свою жизнь (56 лет) потратит на то, чтобы искупить отцов-ские грехи и получить разрешение церкви на перезахоронение Паганини на родине в Италии.

Наверное, ни об одном скрипаче не ходило столько сплетен, как о Паганини. Говорили, что он заключил сделку с дьяволом, а его скрипка исписана дьявольскими заклинаниями. Надо сказать, внешность Паганини располагала к таким слухам. Черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкие черты лица, высокий лоб, тонкий нос с горбинкой, тонкие губы, волевой упрямый подбородок. А если к этому прибавить разную длину рук и кособокость, гениальность и техническую виртуозность, становится понятным, почему его концерты пользовались невероятной популярностью. ТАКОГО хотели послушать все. Как к этим слухам относился сам музыкант? Он смеялся! Но смеялся он на людях, в душе ненавидя и презирая этих самых людей. Дьявольское перевоплощение, достойное пера великого Гете. Но нет дыма без огня. И в самом деле, в жизни Паганини много загадок и мистики. Начнем хотя бы с этой – будущий музыкант родился в бедном квартале Генуи, в переулке Черная кошка. Итальянцы, люди суеверные, и тут уж не сложно предугадать судьбу – появится на свет в маленьком узком переулок с дьявольским названием, мог только неудачник. И действительно, невезение и горе неотступно следуют за мальчиком. В четыре года Паганини заболел краснухой, семья жила бедно, так что денег на хорошего врача и лекарства не было – родителям ничего не оставалось, как терпеливо ждать чуда или… Однажды отец присел на край кровати, чтобы покормить мальчика, но тот больше не двигался. Посчитав его мертвым, Антонио Паганини завернул маленького Никколо в саван и положил в заранее приготовленный гроб. Спасла случайность. Перед тем, как начать заколачивать крышку, мать заметила, что грудь мальчика еле-еле поднимается — он дышал. С того времени смерть, словно тень, следовала за Паганини: постоянные болезни, приступы, нервные срывы. А может это некая мистическая расплата? Ведь мальчишка из бедного квартала Генуи, с переулка Черная кошка не сгинул, как тысячи других, а попал в Историю и занял место Великого Музыканта? Кто определил ему это место? Бог? Судьба? Отец? Антонио Паганини — обыкновенный торговый агент, мечтавший о музыкальной славе для своих детей? Но почему именно о музыкальной? Торговля – дело неблагодарное и неблаговидное. Самое дно жизни. Многие обыватели почему-то считают, что торговцы хорошо живут. Это неправда. Хорошо живут только те, кто ворует в особо крупных размерах. Так было во все времена. Исходя из того, что достопочтенный глава семейства не воровал, а честно зарабатывал на торговом деле, семья бедствовала. Паганини повезло в том, что отец любил музыку и не хотел, чтобы сыновья жили среди торгашей. Антонио Паганини мечтал о славе и богатстве. Он уверовал в то, что музыка хороший способ все это получить. Сам Антонио, амбициозный и честолюбивый, мало чего добился в жизни, поэтому все свои чаяния и надежды возлагал на сыновей. Больше всего на старшего Карло, ведь Никколо часто болел. Но видимо судьба уже взялась за странного хилого мальчика, который за свою короткую жизнь успел побывать в гробу. Старший брат ненавидел скрипку. От музыки его воротило! А пиликать приходилось каждый день! Но тут, как всегда помог случай. Однажды Тереза Боччардо увидела вещий сон. К ней явился ангел и предрек младшему сыну судьбу великого музыканта. Утром она все рассказала мужу. Можно только представить радость Антонио! Карло тут же был освобожден от музыкальной повинности и скрипку в руки взял маленький Никколо. Вот так сон матери определил жизнь и судьбу Никколо Паганини. Теперь он обязан был стать музыкантом, не торговым агентом, не пастухом, не авантюристом, а именно музыкантом.

Увы, Антонио Паганини не обладал тонкой душевной организацией, музыкальную науку он вколачивал в сына грубо и по-мужски. Не озадачивая себя тем, что Никколо еще ребенок, он купил ему скрипку, как для взрослого. Мальчику неудобно было ее держать и от этого одну руку приходилось постоянно вытягивать, а левое плечо держать выше правого. С утра до ночи, запертый в чулане он пытался издавать на скрипке какие-то звуки. Как и все одаренные люди, Паганини не разминулся со своим предназначением. За попытки играть с мальчишками на улице, за отказ заниматься музыкой — его били и лишали еды. Никколо воюет с отцом за самый маленький кусочек свободы. Но Антонио ни в чем не уступает – ведь сыновей у него больше не было. Кто тогда станет музыкантом и вытянет семью из нищеты? Результат борьбы отца с сыном получился неоднозначный. Паганини влюбился в скрипку. Через боль и жестокость, он открывал новый мир звуков, чувственности и восприятия. Музыка ворвалась в жизнь бедного мальчика, подчинив себе все желания, стремления и надежды. Это и есть самая большая странность Паганини. Всю жизнь он будет в плохих отношениях с отцом. И когда станет богатым и знаменитым, меньше всего на свете его будет интересовать судьба Антонио Паганини.

В 8 лет Никколо пишет первую скрипичную сонату. В двенадцать лет, в понедельник 26 мая 1794 г. дает первый концерт.

Молодой, горячий, темпераментный, под жестким контролем отца его концертная деятельность расписана на месяцы вперед. Несмотря на хилое здоровье сына, Антонио возит его по итальянским городам словно обезьянку, не испытывая ни капли сочувствия заставляет выступать и зарабатывать деньги для семьи.

Необыкновенная одаренность мальчика поражает. Перед первыми гастролями, учитель Никколо Паер разослал рекомендации во все крупные города Италии, в которых сообщалось «о появлении Паганини, как чуда в истории музыкального мастерства. В мире музыкальных чудес Паганини открывает собой новую страницу и что жизнь и история человечества не знали таланта подобного объема и мощи».

Парма, Флоренция, Пиза, Ливорно, Болонья, Милан – жизнь, словно калейдоскоп городов. Никколо музыкально одарен, у него необычайный музыкальный слух. Расплата за талант – хилое здоровье. Он постоянно простужен, часто болеет, но какие это все пустяки! – считает отец, — когда на кону большие деньги! Тайна отношений отца и сына — семейные тайны Паганини. Он ненавидел и презирал отца – человека, который дал ему в руки скрипку, помог начать концертную деятельность, поставил на крыло, был предан им при удобном случае. Приняв предложение занять место первого скрипача в Лукке, Паганини бежит из дома. Из ненавистного дома, без оглядки, только пятки сверкают.

Теперь он свободен! Сам себе хозяин. Вырвавшись из-под жесткой опеки отца, Паганини мог пуститься во все тяжкие – женщины, вино, карты. Но.

Да, свобода опьянила. Да, появились первые увлечения. Но уже слишком много принесено на жертвенный алтарь музыки, чтобы взять и все бросить. Глупо сгнить и пропасть среди тысяч обыкновенных судеб. Наука отца крепко вбита в голову – слава! Только слава! Тайна семейной ненависти.

С небывалым успехом Паганини выступает в Пизе, Милане, Ливорно.

И вдруг… первая любовь.

Первая страсть, по своей силе не уступающая одержимости музыкой. Надо попробовать. Хочется познать. На целых три года Паганини исчезает с поля зрения, не дает концерты, не гастролирует. Только в конце 1804 года он вновь появляется в Генуе. Ему 22 года. Можно только догадываться, как наслаждался он романтической идиллией и как переживал крах первой любви. А переживал ли? И с чем на самом деле было связано его исчезновение? Позже, кто-то пустил слух, что все это время Никколо сидел в тюрьме за убийство из-за женщины, а кто-то утверждал, что он занимался контрабандой и попался, за что также отсидел в тюрьме. Паганини умел скрывать личную жизнь. Тяжело представить нервного, хилого, одержимого музыкой Паганини – убийцей или контрабандистом. Но с годами шлейф нелепых слухов только нарастал.

В 23 года он едет в Лукку, где получает место дирижера оркестра, а по совместительству, место любовника Элизы Баччокки, жены герцога Феличе Баччокки и сестры Наполеона. Именно последнее обстоятельство позволяло Элизе не обременять себя нравственными вопросами, а Никколо воспользоваться шансом. Ведь не только женщины прокладывают путь к успеху через постель. Личная жизнь Паганини складывалась не просто. Открытый жизни и любви он привлекал женщин обаянием, остроумием, чувственностью. Некрасивый и кособокий он раздражал успешных и красивых мужчин. Если бы они знали, что завидовать-то было не чему! Влюбленность не перерастала в любовь, а флирт в искренние, глубокие, крепкие отношения. Успешный в творчестве, он был неудачником в личном. Но молодой Паганини верил, что все еще изменится!

…Говорили, что не было в мире оркестра более согласованного, более сыгравшегося, нежели луккский оркестр тех лет. Никколо выступал в качестве дирижера во всех оперных постановках, играл во дворце и через каждые пятнадцать дней давал большие концерты. Элиза ему покровительствовала: он ездил по Италии, писал музыку, наслаждался жизнью. Именно этой женщине он посвятил «Любовную сцену», специально написанную для двух струн. А она бросила смелый вызов его таланту и музыкальному гению. И Паганини принял вызов. Он был азартным человеком! Музыкант пишет произведение для одной струны – военная соната «Наполеон». Именно после этого концерта поползли слухи, что он вступил в сговор с дьяволом, а его скрипка исписана магическими заклинаниями. Тень дьявола, отныне будет преследовать его до самой смерти. Им восхищались, за его концерты платили огромные деньги, но не верили. Не верили, что человек, пусть и не совсем обыкновенный, способен так виртуозно играть. Музыка Паганини не обладала высокой художественностью, он брал зрителя технической сложностью исполнения. Чтобы поразить слушателей, он специально, перед выступлением, подрезал струны и когда они рвались, доигрывал на одной. Паганини срывал сумасшедшие овации, его маленькая хитрость стала легендой, и до наших дней дожил слух: «это от дьявола». Он жаждал быть единственным, непревзойденным, неподражаемым. С детства Паганини занимался музыкой по 15 часов в сутки, столько времени ему определил отец. Когда учителя развели руками и сказали, что ничему новому они уже не способны его научить, он составил специальную программу самообразования. Виртуозность, яркое исполнение – плод кропотливой и тяжелой работы, бессонные ночи и пот. Но публика… Ах, эта публика, легкомысленная и ветреная, с легкой руки все приписала дьяволу.

В Ливорно с Паганини произошел случай, который во многом изменил его жизнь и отношение к профессии. Как и отец, он был на острие азарта. Просиживал в казино сутками, и однажды заигрался до такой степени, что проиграл скрипку. Паганини умолял хозяина казино вернуть скрипку, но ничего не вышло. Это стало горьким унижением. Долг платежом красен. Денег ее выкупить не было. Но опять в его жизнь вмешивается случай. О том, что Паганини остался без скрипки узнает некий Гварнери дель Джезу, меломан, импресарио и негоциант. Он является к Паганини с просьбой взять у него подарок – скрипку, которую собственноручно смастерил. Паганини отказывается – ему стыдно. В конце концов, это позор! Скрипач остался без скрипки! И ладно бы разбил или потерял, так ведь проиграл! И все-таки Джезу удалось его уговорить. До самой смерти Паганини будет играть именно на этой скрипке, подаренной ему в Ливорно. Он даже придумает ей имя — «моя пушка». После того случая азарт, как рукой сняло. Паганини обходил казино десятой дорогой. Более того, он стал скуп и расчетлив. Завел специальные синие книжечки, в которые заносил все растраты.

Девять лет прожил Паганини с Элизой Баччокки, но уже на третий год начал тяготится отношениями. Самостоятельная, независимая, властная, решительная Элиза ему не подходила, но развязаться с ней, как с обычной женщиной, он не мог. Как никак сестра Наполеона. В 1808 г. воспользовавшись разрешением уехать на гастроли, маэстро предпринимает попытку сбежать. Он попросту не возвращается домой. Но… Элиза умело вернула его в Лукку. Свободолюбивый Паганини задыхался от зависимости, которую когда-то воспринял как помощь и поддержку своему таланту.

Перелом ситуации наметился после поражения Наполеона в России.

При дворе Элизы было запрещено носить военную форму. Паганини решает использовать этот запрет себе во благо, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Приказ Элизы переодеться он демонстративно игнорирует. В ту же ночь, дабы не быть арестованным, маэстро бежит во Флоренцию. Так закончились отношения. Еще одна страница в жизни Паганини была перевернута.

Ему тридцать один год. Он состоявшийся итальянский музыкант. Но не более. Концертная деятельность не сделала его богатым человеком, а за пределами Италии о нем вообще никто ничего не знал. Но опять происходит мистическое совпадение. В один из хмурых дождливых осенних дней 1813 г немецкий журналист, по делам службы находящийся в Милане, решил зайти в «Ла Скалу» на концерт некоего Паганини. А после, под впечатлением виртуозной игры итальянского скрипача написал рецензию в «Лейпцигской музыкальной газете». Именно эта заметка и открыла европейским дворам имя Паганини. Посыпались приглашения — маэстро начинает готовиться к европейскому турне. Но…

Бывает же такое. То, к чему ты стремишься всю жизнь, к чему было приложено максимум усилий, тобою же и было разрушено.

В жизнь Паганини входит роковая женщина.

Наше воображение рисует некий образ таинственной богатой особы, невероятной красоты и обаяния.

Анджелина Каванна простая обыкновенная девушка, дочь портного. Паганини влюбился сильно и безнадежно. Он жил по велению сердца не задумываюсь о последствиях. Маэстро везет любимую в Парму, а узнав, что она беременна, тайком отправляет в Геную, к знакомым. Там ее находит отец. Он подает на Паганини в суд, обвинив последнего в похищении дочери и насилии над ней. Что двигало этим человеком? Чего хотел он добиться, вынося на общественность личную жизнь дочери? Погубить Паганини? Замарать его имя? Получить какие-то выгоды для себя? Для маэстро наступают тяжелые времена. Европейское турне сорвано, любимая женщина отнята, а любовь, трогательная, нежная и как ему казалось взаимная — растоптана. Два года тянулась судебная тяжба. Два года позора, сплетен, насмешек. Общественное мнение приняло сторону Анджелины, у которой в это время родился ребенок. Первый ребенок Паганини. Он умрет, прожив всего лишь несколько месяцев. Это стало большим горем для смятенного, пораженного бедой в самое сердце музыканта. Все были против него, те, кто вчера восторженно аплодировал ему, теперь глумились и плевали в лицо. Паганини терпит, пытается снисходительно относиться к обществу. А что еще ему остается? Зависть и ненависть толпы, словно черный дождь пролилась над ним. Суд признал Паганини виновным и обязал выплатить потерпевшей три тысячи лир и покрыть все издержки процесса. Эта история оставила в судьбе музыканта неизгладимый след. В нем начинают зарождаться сомнения в личной успешности, в собственной возможности создать семью.

Паганини ставит точку в своей горькой любви. Словно вернулись тяжелые черные годы детства. Нелюбимый и одинокий, разбитый и опустошенный он уезжает в Венецию. Где…

В это трудно поверить, что после такого скандала и поношения маэстро был способен на какие-то чувства. Но. Антонио Бьянки, молодая начинающая оперная певица, трогательная, нежная… Он берется обучать ее пению, возит за собой на концерты и привязывается. После всего пережитого наступает временное затишье.

В 1821 г. Паганини достигает предела своих физических возможностей. Бесконечные концерты окончательно подорвали хилое здоровье. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм, вот то немногое, что терзало маэстро. Кто-то пускает слух, что Паганини умер. Он читает о своей смерти в газетной заметке. Ему горько и тяжело. Второй раз его хоронят живым. Паганини выкарабкивается из крепких объятий болезни, слабые руки еще не уверенно держат скрипку, но он уже объявляет о концерте в Милане. В преодолении Паганини проявляет характер, мужество, волю к жизни, к творчеству. Маэстро осознает свой вклад в музыку, понимает, что значит, как музыкант. Такой человек не может быть не отмеченным, не вознагражденным судьбой. В 1825 г. Антония родила сына Ахилла. Второй ребенок маэстро. Для общества он останется незаконнорожденным, сын проклятого Паганини, которому, как известно, помогает сам дьявол. Но для музыканта — родной и любимый человек. Однако и после рождения Ахилла он не женится на Антонии, нет…, не сможет. После Анджелины, после предательства, пережитого позора, нет…, не женится. Никогда.

Рождение сына зажигает Паганини новыми проектами. Он вновь возвращается к мысли о европейском турне. В марте 1828 г. взяв с собой Антонию с сыном, Паганини едет в Вену.

Здравствуй, Австрия, Германия, Франция, Польша, Англия, Шотландия!

В 46 лет к Паганини приходит европейская слава. Он восходит на вершину музыкального мира. Быть может, это должно было случиться немного раньше, но… Его история — это история Золушки XIX века. Нелюбимого и жестоко обижаемого в семье одинокого мальчика самостоятельно пробившего дорогу к мировой славе.

Париж. 9 марта 1830 г. Большая опера. На концерт Паганини пришли – Бальзак, Делакруа, Мендельсон, Жорж Санд, Мюссе, Обер, Лист, Берио, Малибран, Гюго, Россини. В тот вечер в великолепном зале Оперы собрались Титаны XIX века, дабы насладиться музыкой и виртуозностью себе подобного. Пик мировой славы и артистической карьеры маэстро. Он на вершине, после которой может быть только бессмертие или забвение. Что ждет его?

Паганини знакомится и дружит с писателем Стендалем, польским скрипачом Липиньски, с Гейне, Гете, Шуманом. Более того, на некоторых из них он оказывает судьбоносное влияние. В 1830 г. Р.Шуман пребывал на жизненном распутье — его привлекала литература, философия искусства и музыка. Услышав игру Паганини, Шуман потрясен, в тот день он окончательно решает стать музыкантом. Такое же огромное влияние маэстро оказал и на Листа. Однажды Гете спросили, может ли он одним словом охарактеризовать Паганини. «Демон, — ответил поэт – ибо все демоническое проявляется в положительной энергии».

В 1829 г. в Нюрнберге Паганини встречает Елену Добенек, дочь писателя Фейербаха, замечательную женщину, полюбившую маэстро с первого взгляда. Ради него она разводится с мужем, повсюду следует за ним. Но. Паганини страшится любви. Он придумывает тысячи отговорок, что семейная жизнь помешает концертам, что он не достоин такой женщины, что… Смелый и отважный в творчестве, в личных делах маэстро слаб. Он сдается и трусливо рвет отношения. Он сожалеет и страдает, но страх перед новым чувством оказывается намного сильнее. Привет от Анджелины Каванны! Елена Добенек всю жизнь будет любить этого некрасивого и одинокого человека. После его смерти она уйдет в монастырь.

…Именно в европейском турне Паганини начинает зарабатывать огромные деньги и становится богатым человеком. Еще в двенадцать лет, впервые выйдя на сцену, Паганини почувствовал, понял – он всегда себя прокормит. Что ж, мечта отца сбылась. А в 1830 г. сбывается и его личная мечта, безродного сына мелкого торгового агента. В Вестфалии ему жалуют титул барона. Нет, он получает этот титул не за заслуги в музыке. Просто наконец-то у него появилось именно столько денег, сколько требовалось заплатить за присвоение титула. Все покупается, а уж дворянство тем более. Но Паганини это безразлично, главное, что теперь Ахилл – барон!

В 1832 г. во Франции и Англии начинается холера. Паганини не остается в стороне, совершая акт личного мужества, играя бесплатные концерты в Париже и Лондоне, он бросает вызов трусливому обществу. А может быть, чтобы заглушить собственную личную трусость? «Я, бесстрашен в своем желании служить человечеству», так отвечает он друзьям, на вопрос во имя чего он рискует жизнью? Увы, но во имя любви, маэстро рисковать боялся. Добившись творческого успеха, став значительной фигурой в музыке, он оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Переживая глубокую потребность в семейном счастье и взаимной любви, он страдал и мучился оттого, что в этом вопросе судьба обходила его стороной.

Сорок шесть лет… Середина жизни или ее занавес? Паганини не тешил себя глупыми надеждами. Европейское турне окончательно подорвало его слабое здоровье. Войдя в зенит славы, став, наконец-то!, богатым человеком, маэстро чувствует — ему осталось немного. И в этот момент судьба преподносит неожиданный сюрприз. Его последним увлечением стала Шарлота Уотсон. Ей восемнадцать, ему пятьдесят шесть. И все бы ничего, если бы… Еще один привет от Анджелины Каванны! Горькая история любви, пережитая в молодости, точь-в-точь повторяется в зрелые годы. Мистический рок исполнил свою миссию. Отец Шарлоты обвиняет маэстро в ее похищении и надругательстве. Громкий скандал, общественность в ужасе, но в еще большем ужасе Паганини. Вобщем, все так, как уже было, дело доходит до суда, маэстро выплачивает откупные, его сердце разбито и растоптано людьми. Тогда в молодости он сумел найти в себе силы расправить крылья и взлететь, а нынче…

В 1838 г. больной, нервный, уставший, еле держащийся на ногах, Паганини уезжает из Парижа в Марсель. Вот уже десять лет он живет за пределами Италии, но возвращаться не торопится. Италия много дала – родину, гражданство, музыку, но еще больше отобрала – любовь, счастье. На чужбине он стал знаменит и богат и почти доволен жизнью, если бы не здоровье и та же самая любовь…

У маэстро опухают ноги – он больше не может встать с постели. Паганини настолько истощен, что не способен держать в руке даже смычок. Рядом с ним лежит скрипка, он перебирает ее струны пальцами, через которые иссякают последние капли жизни.

Чрезвычайно больного его перевозят в Ниццу. В надежде…

Весной… когда вовсю расцветали цветы, а на деревьях набухали почки, когда мир наслаждался и наполнялся жизнью и любовью.

Ему было 58 лет.

Но на этом злоключения Паганини не закончились. Дело в том, что папская курия запретила перевозить прах маэстро в Италию. Роковую шутку сыграли сплетни о его сговоре с дьяволом. Ведь Паганини ни разу не подал в суд за клеветничество. Логика церкви была проста, если не защищался, значит и впрямь дело темное. Даже после смерти он не переставал скандалить со своими земляками. Неугомонный Паганини.

И лишь спустя много лет, в 1876 г. благодаря стараниям Ахилла, а самое главное его деньгам, прах Паганини был перевезен в Италию и похоронен в Парме. В городе, где он прожил самое счастливое время с Анджелиной Каванной.

Сын портового грузчика, Никколо Паганини, тем не менее, благодаря своему таланту смог стать бароном и заработал несколько миллионов франков. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.

В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Никколо Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты. Юного виртуоза хотели отдать в обучение знаменитому скрипачу Алессандро Ролла. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его.

Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт - впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.

Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, - что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом». Сына Паганини звали Ахилл, ребенка великий музыкант воспитывал сам, отсудив его у матери Антонии Бьянки.

После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда. Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии; документы общества тоже подтверждают его принадлежность к масонам. Маэстро умер в 57 лет. Причиной послужило врожденное аутоимунное заболевание. После смерти Паганини епископ Ниццы обвинил его в ереси и запретил церковное захоронение его останков. Погребение произошло спустя 56 лет после его кончины, и очевидцы утверждали, что его тело все это время оставалось нетленным, а из могилы доносились звуки скрипки. Так даже после смерти гениальный скрипач оставался предметом слухов и легенд.