Музыканты гении. Природа гениальности: как музыканты и спортсмены становятся великими. Дети – музыканты

20.06.2019

Гении, юные гении, очень юные гении… Какие имена вам приходят на ум? Наверное, что-нибудь такое: Да Винчи, Робертино Лоретти… И Моцарт , конечно же! Куда же без Моцарта?


Маленький волшебник Моцарт


Моцарт – это, пожалуй, один из самых известных юных гениев. Ведь уже в детстве им восхищалась вся Европа, его называли маленьким волшебником и приглашали выступать к самым известным и именитым людям того времени.

Гениальность – с этим, конечно, не поспоришь, но ведь гениальность – это лишь 10% успеха, а остальные 90% - это работа и воспитание. Вот и давайте попробуем вместе посмотреть, как воспитывали Моцарта и, возможно, мы найдем что-нибудь и для воспитания своих детей.

Родился Вольфганг в небогатой семье в середине 18 века. Его отец был придворным органистом и капельмейстером в Зальцбурге. Он был сведущим музыкантом и отличным скрипачом и органистом. Мама Моцарта была женщиной красивой, веселой и добродушной, а папа порой был строг и непреклонен – совершенно обычная семья, верно?

Насколько мать любила баловать и лелеять своих детей, настолько отец был строг и требователен. С раннего возраста он принимал участие в воспитании детей (ах как этого порой недостает современным папашам), приучал их к порядку и обязательности. Он сам укладывал детей спать и пел колыбельные.

По свидетельствам современников, до трех лет Вольфганг мало чем отличался от остальных детей: он был живым и веселым мальчиком, часто спрашивал, любят ли его. Единственное, в чем тогда выражалась его музыкальность: все свои игры он любил сопровождать песенками и музыкой.


Встреча с «серьезной» музыкой


Встреча Моцарта с «взрослой, серьезной» музыкой началась тогда, когда его пятилетнюю сестру начали учить играть на клавесине. На первом уроке присутствовал и Вольфганг, и урок произвел на него огромное впечатление. После этого мальчика было «не оторвать» от инструмента. Отец попробовал показать ему маленький менуэт – и мальчик безошибочно его повторил. Тогда и с ним начали заниматься. Что тут можно сказать? Внимательнее относитесь к своим малышам – особенно если их что-то очень заинтересовало! А вдруг это просыпается маленький гений?

Отец Моцарта не хотел слишком рано знакомить Вольфганга с правилами сочинения музыки, но это не помешало малышу написать свой первый концерт в 4 года. Отец застал его за кипой нотной бумаги, все листы были в кляксах и нотах, и мальчик утверждал, что пишет концерт для клавесина и уже закончил первую часть. Когда старший Моцарт разобрался в нотах и кляксах, он поразился: перед ним был совершенно правильно написанный концерт, хотя и не исполнимый по трудности. Вывод? Не смейтесь над каляками-маляками наших малышей, даже если это действительно не знаменитые «Подсолнухи», а маловразумительные почеркушки. Иначе мы рискуем навсегда отбить интерес ребенка к рисованию, написанию музыки, сочинению стихов и т.д. и т.п.

Учился Вольфганг весьма успешно: чем бы он ни занимался, он предавался делу всей душой. Ему очень нравилась математика. Правда, решая математические задачки, малыш мог писать не только на бумаге, но и на стенах, скамьях, на полу. Когда же ребенок садился за фортепьяно, никто не осмеливался не то что с шуткой к нему подойти, но даже просто заговорить! В такие моменты лицо Вольфганга становилось таким серьезным и сосредоточенным, что многие, глядя на этот преждевременно развившийся талант, опасались за его долговечность.


Ранняя слава и детские шалости


В шесть лет началось путешествие Моцартов по Европе. Они переезжали из города в город, покоряя разные города и людей. Слава необыкновенных детей (Вольфганга и его одаренной сестры Наннерль) летела перед ними. Их принимали высокопоставленные лица и царственные особы. К сожалению, очень мало осталось информации о том, не ударила ли такая ранняя слава в голову малыша и не началась ли у него «звездная болезнь».

Скорее всего, нет, ведь Вольфганг не соглашался играть перед людьми, не понимающими музыки. Если же и удавалось его уговорить, то играл он пустые, незначительные вещи. (Обратите внимание: никакого навязывания отцовской воли! Леопольд давал Вольфгангу полное право выбирать, где, когда и что играть). И при дворе в Вене он оставался верен себе: не соглашался играть ничего серьезного, пока не позвали Вагензейля, одного из лучших музыкантов и композиторов того времени. И следует, пожалуй, отметить еще один важный момент: гений Моцарта и талант его сестры принес их родителям немалые средства и известность, но родители помнили, что дети – это, прежде всего, дети, у которых должно быть детство и, конечно же, детские забавы и шалости. Прославленный и серьезный музыкант Вольфганг частенько прерывал свои занятия, чтобы поиграть с кошкой или прогалопировать по комнатам верхом на отцовской трости.

Какие можно сделать выводы из истории о детстве Моцарта? Будьте внимательны к своим детям, уважайте их интересы, обязательно создавайте все возможности для развития скрытых талантов. И не забывайте, что детство у ребенка бывает лишь один раз в жизни, не торопитесь сделать своего малыша взрослым. И даже если у вас не вырастет маленький гений или большой талант, пусть у вас будет просто счастливый ребенок!


Наталья Гаврилястая

Любая наука о человеке так или иначе сталкивается с вечной дискуссией - что важнее в развитии личности: природные качества или воспитание? Сторонники обоих мнений склонны сводить этот спор к однозначным ответам, но, к счастью, недавние исследования показали, что дело обстоит немного иначе. Оказывается, нам вполне по силам самим влиять на то, кем мы станем. T&P перевели отрывок из новой книги известного бизнес-тренера Майлза Дауни «Гений в каждом из нас» об истории возникновения этих точек зрения, секретах гения Моцарта и о том, как гены человека реагируют на его внешнее окружение.

Фрэнсис Гальтон (1822–1911) - английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик.

Споры о приоритете одного над другим, взаимосвязях и взаимовлияниях природы и воспитания друг на друга начались в середине XIX века с работ Фрэнсиса Гальтона. В упрощенном виде природа - это все врожденные качества личности, ее генетическое наследие, а воспитание - это внешние элементы, социальные и культурные, влияющие на то, каким станет человек: как к нему относятся родители, чему и как его учат в школе и университете, с чем он сталкивается в жизни и как складываются его отношения с окружающими.

Радикалы, стоящие на стороне природы и увлеченные биопсихологией, утверждают, например, что все особенности человеческого поведения, вплоть до мельчайших черт характера, есть не что иное, как результат эволюции. Ничего странного в этой точке зрения нет, особенно если учесть, что один из ее первых и самых ярых поборников, Фрэнсис Гальтон, был двоюродным братом Чарльза Дарвина. По другую же сторону баррикад стоят бихевиористы, убежденные в том, что все поступки человека определяются прежде всего его существованием в социальной среде. Один из наиболее ярких и известных сторонников этой идеи - английский педагог и философ Джон Локк (1632–1704). Изучая личность с самого ее рождения, он пришел к выводу, что сознание ребенка в утробе матери - это tabula rasa, то есть чистый лист, нечто девственное и нетронутое, со временем заполняемое опытом. Эта мысль прямо противоположна той идее, что некоторое знание заложено в нас с рождения - причем самой природой.

Бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству до сих пор остаются главными движущими силами менеджмента

Идея приоритета природы господствовала в обществе вплоть до середины XX века. Чтобы понять почему, достаточно представить себе культурную и социальную атмосферу той эпохи. Идея, что человек сам способен влиять на то, кем он станет в будущем, была слишком революционной, чтобы ее приняли с легкостью. Люди должны были знать свое место в обществе, иначе работяги отказались бы трудиться в полях и на заводах, солдаты - умирать на поле боя, слуги - уважать богатых и власть имущих. Даже во второй половине столетия бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству оставались - и остаются до сих пор - главными движущими силами менеджмента. Мало кто всерьез заботится о создании у сотрудников внутренней мотивации и предоставлении им возможностей для роста.

Правило десяти лет

Настоящий прорыв, наметивший выход из тупика, произошел с появлением работы шведского психолога Андерса Эрикссона и его коллег, озаглавленной как «Роль осознанной практики в достижении выдающихся результатов». В основу исследования лег опыт, полученный ученым в работе над проектом американского университета Карнеги - Меллон, посвященным изучению особенностей памяти. С помощью Уильяма Чейза и некоего анонимного рядового студента Эрикссон провел эксперимент по значительному развитию запоминательных навыков. Результаты показали, что при правильном выборе методики и достаточной интенсивности занятий подопытный способен запомнить и воспроизвести по памяти вплоть до 80 чисел. Биологические характеристики были никак не связаны с этой способностью. Это открытие стало для Эрикссона началом долгого - длиной в 30 лет - пути по продвижению концепции таланта и убеждению в ней многочисленных сомневающихся.

Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься

Позже - в 1991 году, уже в Университете штата Флорида - он провел, пожалуй, самое известное свое исследование. Экспериментальную группу составили студенты скрипичного отделения Берлинской музыкальной академии. Вместе с двумя коллегами Эрикссон попытался определить, какие факторы становятся причинами наивысших достижений в искусстве. Вот в чем заключался эксперимент. Студентов разделили на три группы в соответствии с их квалификацией. В первую группу вошли лучшие из лучших - скрипачи, которым прочили уникальную сольную карьеру и всемирное признание. Во вторую - студенты, чьи способности позволяли им рассчитывать на места в самых известных оркестрах. В третью - потенциальные преподаватели-практики. После долгих и содержательных интервью исследователи нашли то, что искали: оказалось, что самые экстраординарные таланты к своему 20-летию имели за плечами более десяти лет игровой практики - в среднем около 10 тысяч часов упражнений и репетиций. Все без исключения. Вторая группа могла похвастаться 8 тысячами часов, третья - только 4 тысячами (опять же в среднем). Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься.

Подобные исследования предпринимались впоследствии еще не раз: экспериментальные группы составлялись из представителей самых разных сфер человеческой деятельности. Но результаты были неизменны. Благодаря работе Эрикссона в обиход психологов надежно вошло правило десяти лет, или правило 10 тысяч часов. Как сказал в своем интервью BBC британский легкоатлет Мохаммед Фарах, выигравший сразу две золотые медали на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (в том числе и за гонку на 10 тысяч метров), «секрет успеха - в упорном труде и целеустремленности».

Музыкальный гений

В качестве примера личности гениальной и одаренной (то есть такой, которая демонстрирует свой талант с самого раннего детства, становясь все более виртуозной без какой-либо специальной подготовки) очень любят приводить Моцарта. Он не вставал из-за пианино, когда ему было три года, написал свое первое произведение в пять лет и отправился в тур по Европе, когда ему было шесть.

Но смотрите, сколько всего интересного можно узнать, взглянув на его биографию чуть пристальнее. Возьмем для начала его старшую сестру Марию Анну, великолепно игравшую на клавесине благодаря постоянным занятиям с отцом. То есть Моцарт с самого раннего детства слышал музыку и видел людей, беспрестанно практикующихся за музыкальным инструментом. Неудивительно, что однажды он начал повторять за сестрой. Отец Вольфганга Амадея, Леопольд, был видным музыкантом, композитором и преподавателем, причем преподавателем весьма прогрессивным: его методы здорово напоминают метод Судзуки (так кажется не только мне, но и всем, кто интересуется вопросами воспитания). Он занялся музыкальным образованием сына в ту же минуту, как увидел его интерес, и посвятил ему бо́льшую часть своей жизни - с потрясающим результатом. Ничего удивительного, впрочем, в этом результате нет: с таким заделом Моцарту попросту не оставалось ничего иного, кроме как стать гением. И еще одна вещь: некоторые критики утверждают, что ранние произведения Моцарта не так уж и хороши по сравнению с более зрелыми, которые он начал писать с 17 лет, чуть больше чем через десять лет после дебюта.

Чемпион по пинг-понгу

Похожую историю рассказывает Мэттью Сид в своем бестселлере «Прыжок». Он стал лучшим в Британии игроком в пинг-понг в 1995 году, когда ему было 24. История эта примечательна как минимум двумя моментами: тысячами часов тренировок и большим везением. Мэттью рассказывает, что, когда ему было восемь лет (семья жила тогда в Рединге), родители купили стол для пинг-понга и поставили его в гараже. Сами они в эту игру никогда не играли, поэтому ни о какой семейной традиции говорить не приходится. Просто у них был очень большой гараж - по сравнению с соседями, по крайней мере. Первым напарником Мэттью стал его старший брат Эндрю. Они так увлеклись игрой, что не отходили от стола часами, испытывая друг друга, тренируя свои умения и придумывая новые приемы. Все эти факторы, сойдясь в одно время в одном месте, и дали Мэттью возможность тренироваться.

«Даже не отдавая себе в том отчет, мы проводили за столом тысячи и тысячи бесконечно счастливых часов», - пишет он. Удача же пришла в виде учителя местной школы мистера Чартерса, ответственного за внеклассную работу и в том числе - невероятно, но факт - за настольный теннис. А еще он был одним из лучших, если не самым лучшим, английским тренером и в этом качестве заведовал местным пинг-понг-клубом, куда и позвал братьев Сид - играть и тренироваться после школы, по праздникам и выходным. Ребятам повезло родиться на земле, богатой талантами, поэтому тренироваться им довелось не только с местными чемпионами, но и с чемпионами страны и даже мира. Эндрю удалось завоевать три национальных юниорских титула. Мэттью же судьба приготовила кое-что особенное. Случилось так, что именно в это самое время легендарный Чень Синьхуа - пожалуй, лучший игрок в истории пинг-понга - женился на женщине из Йоркшира и переехал в эти края. Он уже было закончил карьеру, но, увидев Мэттью, согласился его тренировать. После этой встречи юноша долгие годы оставался номером один в Англии, трижды становился чемпионом Содружества и дважды - олимпийским чемпионом. По его собственному признанию, родись он просто на другой улице, ничего этого бы не произошло. Нас, впрочем, интересует не столько удача, сколько долгие годы упорных тренировок - как основной компонент будущего успеха.

Гены и среда

Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что в противостоянии природы и воспитания не все так просто. Первой тучкой, затмившей восходящее солнце сторонников воспитания, стали сомнения в справедливости правила десяти лет. Оказалось, что кому-то достаточно 4 тысяч часов, а кому-то не хватало и 22 тысяч. Таких примеров набиралось все больше и больше, и в конце концов исключения начали опровергать правило. Выяснилось, что, если взять двух человек, один из которых имеет явные способности к тому или иному роду деятельности, а другой - нет, и обучать их по одной и той же программе, первый будет прогрессировать значительно быстрее второго. Значит, дело не только в практике.

Дальше все запутывается еще больше - вплоть до того, что, на первый взгляд, некоторые тезисы даже противоречат друг другу. Стефан Хольм - шведский атлет, прыгун в высоту - потратил долгие годы на изнурительные тренировки, желая довести свою технику до совершенства. Несмотря на крупное для выбранного вида спорта телосложение, Стефан - яркий пример правила десяти лет: в 2004 году он стал золотым призером Олимпийских игр. Значит, именно воспитание является ключом к успеху? Так, да не так. Чем, скажем, объяснить феномен Дональда Томаса, игрока баскетбольной команды Линденвудского университета, который, не имея ни должной экипировки, ни сколь-нибудь значительной подготовки, легко преодолел планку в 2 метра 21 сантиметр, причем совершенно неожиданно для самого себя? В том же году его пригласили в сборную Багамских островов, а в 2007 году на чемпионате мира он опередил Стефана Хольма в битве за первое место. Секрет успеха Дональда заключался в аномальной длине ахилловых сухожилий, благодаря чему он прыгал словно на рессорах: сами связки толкали тело вверх. Его история - явный аргумент в пользу превосходства природы. Оба атлета были ярчайшими фигурами своего времени, достигшими вершины спортивного Олимпа. Но вот добирались они туда разными тропами.

Читая это, вы, должно быть, думаете, что эти две судьбы - наглядный пример старого как мир противостояния «природа или воспитание», даже в каком-то смысле его кульминация. Но все не совсем так. Союз «или» означает, что мы должны выбрать что-то одно, оставить оба варианта мы не имеем права. Те, кто верит в природу, считают гены своего рода проектом, по которому потом строится личность. Сторонники воспитания, напротив, отрицают существование какой бы то ни было генетической предрасположенности. Но ни те ни другие почему-то не учитывают тот факт, что гены сами по себе умеют реагировать на окружение.

Вот что пишут в одной из статей проекта Enabling Genius Лино Пасо Пампильон и Тамара Кутрин Мильян:

После окончания проекта «Геном человека» в 2003 году ученые поняли, что у человека около 20 500 генов (примерно столько же, сколько у мыши) и что геном - лишь небольшая составляющая эволюционирующей личности. Куда более важную роль играют вторичные, эпигенетические факторы. Эпигенетика связана с химическими изменениями, напрямую влияющими на последовательность ДНК. По сути она определяет, как реагируют гены на конкретное окружение. Исследователи часто сравнивают генетику с клавиатурой пианино: мелодия, которая получится в результате, зависит от того, на какие клавиши и как именно мы нажимаем. Кто-то услышит концерт Моцарта, кто-то - нестройные гаммы недавно начавшего учиться играть соседа.

Поток

Не могу закончить эту главу, не рассказав вам еще об одном аспекте высших достижений, который в настоящий момент исследуется крайне активно, - так называемом потоке. Поток - это особое состояние психики, отличающееся от фиксированной генетической установки тем, что его можно включать и выключать. Много лет назад моя жена Джо в качестве подарка на день рождения оплатила мне курсы по управлению планером. С летательными аппаратами я был немного знаком, потому что в детстве часто летал с отцом: он был лицензированным пилотом и состоял в небольшом любительском клубе, располагавшемся на задворках дублинского аэропорта. Впервые он поднялся в небо в 20 с небольшим: во время Второй мировой войны ему довелось пилотировать «Спитфайры» и «Харрикейны» - машины легендарные и во всех отношениях необыкновенные.

Однажды его сбили в небе над Нормандией, и он спасся лишь чудом, выбравшись из горящего самолета буквально в последний момент. Небо было у него в крови, и каждый полет он воспринимал как событие особенное и крайне важное. Думаю, это передалось по наследству, поэтому подарок Джо вызвал во мне целую бурю эмоций. Полеты на планерах сильно отличаются от полетов на самолетах - хотя бы тем, что в случае ошибки у пилота нет двигателя, с помощью которого эту ошибку можно было бы исправить. Чуть ослабите внимание - и вот аппарат уже отклонился от нужного курса и стремительно теряет высоту. Отвлечетесь сильнее - и без парашюта уже не обойтись. Инструктор учил меня на ходу - прямо во время учебных полетов, открывая рот только тогда, когда это было действительно нужно, ведь благодаря отцу опыт пилотирования у меня уже был. И тем не менее каждый раз, слыша голос инструктора, я отвлекался. И вот в один прекрасный день - мы как раз отрабатывали разворот и заход на посадку - он вдруг понял это и бросил фразу на середине: «Да, *** [блин], просто лети!» И я полетел. Он меня освободил. Полностью отдал мне контроль. Я был максимально сконцентрирован и при этом расслаблен, стал одним целым со своим планером. И входя в поворот, практически не потерял высоты. Это и есть состояние потока. Момент, когда гениальность достигает своего пика.

Термин «поток» был впервые предложен американским ученым Михаем Чиксентмихайи в книге «Поток: Психология оптимального переживания», вышедшей в 1990 году, когда он возглавлял кафедру психологии Чикагского университета. Вот как он описывает поток: «Быть полностью вовлеченным в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Все твое существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». Именно использование всех своих умений на пределе и делает состояние потока столь важным в деле достижения наивысших результатов».

Нам по силам влиять на то, кем мы станем. Каждый момент нашей жизни, каждый поступок в той или иной степени управляется сознанием - и поток здесь ни при чем, потому что включить этот режим может каждый. В «уравнении гениальности» как минимум три переменные: наше генетическое наследие, окружающая нас среда и состояние психики. Две из них мы вполне можем определять сами, так что оправдание вроде «Я такой, какой я есть» - не более чем пошлый софизм.

Каждый меломан хочет узнать больше о своих музыкальных кумирах. Давно прошли те времена, когда интересную и важную информацию добывали по крупицам, собирали газетные и журнальные вырезки о любимых музыкантах, давали друг другу их почитать и обменивались статьями. Сегодня, чтобы узнать новости, прочесть интервью с артистами или историю какой-либо группы, достаточно войти в интернет. Но для тех, кто интересуется всем, что связано с кумирами, этого мало. Книги о любимых исполнителях и композиторах - это ощутимые материальные вещи, которые дают возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к миру исполнителей.

Сегодня в магазинах легко можно найти множество книг, посвящённых музыке. Это биографии и автобиографии музыкантов, истории разных коллективов, книги по музыкальной теории и учебники для тех, кто сам хочет освоить музыкальный инструмент. Новые издания о музыке выходят регулярно. Каждый меломан найдёт в этом изобилии что-то для себя.

У каждой песни – своя история

Хотели бы вы побывать на репетиции своей любимой рок-группы? А узнать, как музыканты сочиняют свои хиты, и что стоит за каждой из их песен? Если ваш ответ «да», то серия «Истории за песнями » для вас!

В этой серии выходят книги о самых популярных и любимых почти всеми в мире исполнителях. Вы узнаете захватывающие истории рок-групп, авторы посвятят вас в тайны создания всех студийных альбомов и главных хитовых композиций, расскажут истории о событиях, которые повлияли на написание песен.

Каждая книга серии содержит огромное количество фотографий, иллюстрирующих творческий путь исполнителей и коллективов. Многие из этих снимков публикуются впервые.

Из новинок серии можно выделить книгу, посвящённую группе Radiohead . Писатель и музыковед Джеймс Дохини, написавший эту книгу, рассказывает в ней историю каждой песни этой прославленной группы.

Ранее вышли (и уже стали настоящими хитами) книги о таких коллективах, как U2, Metallica, Red Hot Chili Peppers, Abba и других командах, написавших песни, признанные современной классикой. Не обошли стороной и совсем уж легендарных «Битлов» и «Роллингов».

Музыкальные легенды и идолы

Ещё одна отличная серия для ценителей качественной музыки. В книгах серии вы найдёте отрывки из интервью с музыкантами, информацию об их личной жизни и взглядах. Особенно стоит отметить книги «Rammstein. Горящие сердца », «David Bowie: встречи и интервью », а также «Motorhead. На автопилоте ».


Для тех, кто любит наше

Мировая рок-сцена – это здорово, но что можно почитать о наших, отечественных рок-звёздах? Тем, кто предпочитает русскую живую музыку, можно рекомендовать книги серии «Легенды русского рока », в которой вышли уже одиннадцать изданий о разных музыкантах и коллективах.

В этих книгах вы найдёте рассказы об истории русского рока. История некоторых исполнителей растягивается на несколько десятилетий, но даже дебютные произведения этих музыкантов слушают и любят и сегодня. В этом, пожалуй, и заключается феномен русской рок-музыки: она актуальна во все времена.

Из новинок серии хочется отметить книгу «Павел Кашин. По волшебной реке » – честный и откровенный рассказ одного из самых популярных современных отечественных исполнителей и авторов. Павел Кашин остаётся в стороне от громких тусовок, но его песни знают и любят миллионы.

Другая группа – «Король и шут» – удостоилась целых двух книг, вышедших в серии «Легенды русского рока». Кроме того, в серии есть издания, посвящённые таким коллективам, как «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Секрет» и «Воскресение». Кстати, группа «Король и шут», уже упоминавшаяся выше, настолько популярна, что книги о ней продолжают выходить не только в этой серии. Недавно вышла «Старая книга» /book/korol-i-shut-staraya-kniga-833644/ – уникальный сборник черновиков, благодаря которому каждый поклонник группы может погрузиться в творческий процесс, узнать, как создавались песни, и прочитать множество стихов, которые так и не стали песнями.



Книги для ценителей симфонической музыки

Тем, кто хочет больше узнать о современных музыкантах и композиторах, уже ставших классиками, можно рекомендовать серию книг «Вечная музыка. Иллюстрированные биографии великих музыкантов ». Авторами работ, вышедших в этой серии, стали люди, которые лично знали Шостаковича, Рихтера, Прокофьева и других героев этих биографий.

Например, книга воспоминаний Сергея Рахманинова - это единственный подлинный мемуарный документ – рассказ композитора о себе. К сожалению, Рахманинов не оставил подробной автобиографии. Музыковед Оскар фон Риземан записал воспоминания гениального композитора - впервые эту книгу издали в 1934 году в Лондоне.

О другом музыканте – первом в СССР обладателе премии «Грэмми» Святославе Рихтере – рассказывается в книге «О Рихтере его словами». Сам Рихтер одобрил выход этой книги.

Книга Валентины Чемберджи «В доме музыка жила. Шостакович. Прокофьев. Рихтер» –это не мемуары, а скорее наброски к портретам музыкальных деятелей в драматическом контексте истории страны. На этих страницах – не только рассказы о Шостаковиче, Прокофьеве и Рихтере, но и о других, незаслуженно забытых, но достойных восхищения людях.


Другие книги о музыке

«Музыка моей жизни. Воспоминания маэстро » – это книга, которую написал Раймонд Паулс – отец латышской эстрады, песни которого знают и любят не только в Латвии, но и в России, а также по всему миру. Он заслужил множество наград, званий, стал лауреатом ряда премий. Но эти регалии почти никогда не упоминаются рядом с его именем. Для миллионов людей Раймонд Паулс остаётся обладателем одного «титула» – Маэстро.

«Голос. Музыкальная грамота для вокалистов » – издание, которое будет полезно всем, кто хочет сделать первые шаги в мир музыкальной теории. Несмотря на название, книга адресована не только вокалистам, но и самому широкому кругу читателей, желающих узнать больше о музыке.

«Погружение в музыку » – книга Михаила Казиника, также известная под названием «Тайны гениев-2».

В этой работе известный философ, искусствовед, режиссёр, драматург Михаил Казиник знакомит читателей с особенностями творчества известных композиторов, раскрывает секреты воздействия разных типов музыки на слушателя, обращается к вечным темам добра и зла, смерти и бессмертия, любви, страсти, одержимости. Узнайте тайны музыки, прочитав эту книгу!

«Музыка как шанс » – книга известного музыканта Владислава Колчина. Ему поставили диагноз «рассеянный склероз». Лечения от этого заболевания, от которого страдает множество людей во всём мире, не существует. Кроме, разве что, музыки… Это очень личная книга о музыке, наполненная массой автобиографических деталей.

Книга с простым названием «Музыка » вовсе не проста.
Это довольно-таки объёмное издание, на страницах которого представлен мир музыки во всем её многообразии стилей, направлений и жанров. Авторы сделали удачную попытку охватить этот мир наиболее полно.

Клише о композиторе-затворнике, теряющем остатки разума над нотным манускриптом неоправданно и даже обидно для современных музыкантов. По словам Джеймса Роудса, популярного пианиста и композитора, между музыкой, творчеством и душевно-психическим равновесием есть явно пропорциональная связь, которая не вредит, а наоборот, поддерживает здоровье и настроение творческих людей.

Этюд о предрассудках

Сумасшедший композитор… ноту за нотой вытаскивает из себя музыку на манускрипт, сбросил 7 килограмм, пока сочинял свою последнюю оперу. Простуда уже давно переросла в бронхит, вечно страдает от кашля, недосыпания и недоедания. Бубнит что-то себе под нос, кричит на прохожих, рисует нотный стан на салфетках в кафе и ресторанах. Сидит за фортепиано один, продрогший, голодный и глядит на надпись на стене: «Необязательно быть сумасшедшим, чтобы сочинять музыку, но так легче»; надпись, которая написана его собственным почерком, его собственной кровью.

Это не просто предрассудок - это историческое и культурное клише, ставшее частью общественного восприятия всех артистов. Но оно настолько же ошибочно, насколько широко распространено.

Причина клише

Правда заключается в том, что связь между сумасшествием и креативностью, так же сильна и логична, как и причинно-следственная связь между знаком зодиака и интеллектом.

То, что общество решило связать безумие и творчество, очень легко объяснимо. Как еще мы, простые смертные, можем объяснить невероятную творческую силу таких гениев, как Моцарт или Бетховен. Конечно, нам проще объяснить это каким-то странным умственным расстройством или психологическим недугом. Мы не можем согласиться с тем, что оба эти человека были абсолютно обычными, иначе куда теряется магия? И что делать с вопросом: почему я не такой?

Что такое сумасшествие?

Творчество — крайне широкое понятие. Создание музыки становится для композиторов не просто работой, а страстью и любовью всей жизни, причиной их существования. Каждый из современных композиторов готов поклясться, что великие музыканты не были сумасшедшими.

Взволнованными? Да, конечно. Обозленными, обедневшими, страдающими алкоголизмом, обеспокоенными, нервными, страдающими от приступов депрессии и горя. Но эти черты совсем не являются определением сумасшествия. На самом деле, время от времени они могут охарактеризовать каждого из нас.

Из всех великих композиторов сегодня только Шуман оказался бы госпитализированным из-за своего биполярного расстройства. Кроме него ни один из музыкальных гениев не получил бы положительного диагноза какого-либо психологического расстройства.

Диагноз в психологии, вообще, штука очень интересная. Все мы немного сумасшедшие. Хороший (или плохой) психолог может поставить диагноз того или иного расстройства любому человеку. На самом деле мы очень мало знаем о том, как работает наше собственное сознание. Когда-то великий английский поэт-романтик Китс получил диагноз «психическое расстройство на основе поэзии». Хотелось бы думать, что с того времени мы достигли новых высот в психологии, но на самом деле изменилась мало.

Что такое творчество?

Во время творческого процесса музыканта совершенно не волнует его психологическое состояние. Однако стоит ему только задуматься о своем собственном здоровье, как творчество сразу становится абсолютно необходимым. В этом случае важно отметить, что все композиторы достигли своих высот не потому, а несмотря на то, что были беспокойными, нервными и неуравновешенными.

Креативность и творческая сила являются знаком психической стабильности, а никак не расстройства. Творчество спасает людей от рутины, депрессии, страхов и безысходности. Возможность высказаться, вылить бушующие эмоции в музыку, это то, что спасает композитора от сумасшествия.

Биографический пример

Конструктивная, спасительная энергия творчества может быть продемонстрирована на примере великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Автор величайших музыкальных произведений осиротел в возрасте 10 лет, потерял нескольких братьев и сестер, сталкивался с постоянным физическим и моральным насилием в школе, несколько лет провел рядом с ненавидевшим его родственником. Будучи подростком, он прошел сотни километров пешком, чтобы добраться до лучшей музыкальной школы. У него было 20 детей, 11 из которых умерли в раннем возрасте. Его любимая жена скоропостижно скончалась, когда композитор находился в коротком отъезде. Испытав на себе столько горя, любой человек сошел бы с ума, но Бах до конца своих дней оставался абсолютно рациональным, психически уравновешенным человеком. А все потому, что свои эмоции, все свои слезы и горести он выражал в музыке.

Он никогда, ни на день не прекращал работать. Без музыки, вполне вероятно, он сошел бы с ума. Ему не нужны были подбадривающие выводы современных исследований, доказывающих, что творчество положительно влияет как на социальное, так и на эмоциональное и интеллектуальное развитие. Ему не нужно было читать о том, что креативные люди обладают большим потенциалом. Он это просто знал… знал и ни на миг не прекращал работать.

Творчество в современном мире

Сегодня мы регулярно пытаемся найти решение своих проблем, оправдать их чем угодно, лишь бы нам позволили продолжать вести свой спокойный и размеренный образ жизни. Творчество не терпит размеренности, оно не признает рамок и стереотипов. Творчество живет и создает жизнь. Композиторам, художникам, скульпторам и писателям не нужно искать забвения в сериалах, социальных сетях и дорогих курортах. В их внутреннем мире живет и развивается целая вселенная.

Есть один секрет, который широкая публика не знает или предпочитает игнорировать: не нужно становиться композитором или художником, чтобы быть творческим человеком. Один из самых грустных мифов современности - миф о том, что только небольшая часть людей обладает креативностью. Как говорил Пикассо: все дети - величайшие живописцы, самая большая проблема нашего общества в том, что мы мешаем им оставаться художниками.

Наличие музыкальной памяти, музыкального слуха, обладание чувством ритма, эмоциональной восприимчивостью к музыке называют музыкальными способностями. Практически все люди в той или иной степени имеют все эти дары от природы и при желании могут развивать их. Выдающиеся музыкальные способности встречаются гораздо реже.

К явлению исключительных музыкальных дарований можно отнести такой «набор» психических свойств художественной личности: абсолютный слух, феноменальная музыкальная память, незаурядная способность к обучению, творческая одаренность.

Высшие проявления музыкальности

У русского музыканта К.К. Сараджева с детства обнаружился уникальный музыкальный слух. Для Сараджева все живые существа и неодушевлённые предметы звучали в определённых музыкальных тонах. Например, один из знакомых Константину Константиновичу художников, был для него: ре-диез мажор, к тому же, имеющий оранжевый оттенок.

Сараджев утверждал, что в октаве он ясно различает по 112 диезов и по 112 бемолей каждого тона. Среди всех музыкальных инструментов К. Сараджев выделял колокола. Гениальный музыкант создал нотный каталог звуковых спектров колоколов московских звонниц и более 100 интереснейших композиций игры на колоколах.

Ф. Лист, С.В. Рахманинов, Д. Энеску и другие гениальные музыканты обладали феноменальной памятью: они могли, глядя в нотный текст, без инструмента запомнить музыкальное произведение с фантастической быстротой и точностью.

Ф. Лист сыграл с листа, как вспоминал М.И. Глинка, несколько номеров из его рукописной партитуры оперы «Руслан и Людмила», сохранив все ноты – к удивлению слушателей (почерк Глинки был очень неразборчив). Помогла Ф. Листу необыкновенная музыкальная интуиция.

Однажды, по просьбе М. Равеля, перед придирчивым нотным издателем Д. Энеску блестяще сыграл наизусть новую скрипичную сонату Равеля. Текст её он впервые увидел за полчаса до исполнения.

И.С. Бах, В. Моцарт запоминали сложнейшие оркестровые произведения, услышав их всего один раз. Редчайшей музыкальной памятью обладали всемирно известные исполнители: И. Гофман, С. Фейнберг. Л. Оборин, С. Рихтер, Д. Ойстрах, что помогало им иметь огромный концертный репертуар.

Спутник музыкальной одарённости – дар виртуозной игры на музыкальных инструментах. Высочайшая техника владения инструментом, дающая неограниченную свободу исполнительским движениям, для музыкального гения, прежде всего, является средством, позволяющим ему глубоко и вдохновенно раскрывать содержание музыки.

С. Рихтер играет “Игру воды” М. Равеля

Примером необыкновенных музыкальных способностей может служить и явление импровизации на заданные темы, когда музыкант создаёт музыкальное произведение, без предварительной подготовки, в процессе его исполнения.

Дети – музыканты

Отличительным признаком необычных музыкальных способностей является их раннее проявление. Одарённые дети отличаются прочным и быстрым запоминанием музыки, склонностью к музыкальному сочинительству.

Дети, имеющие музыкальный талант, уже к двум годам чисто интонируют, а к 4-5 годам научаются свободно читать ноты с листа и воспроизводят нотный текст выразительно и осмысленно. Вундеркинды – это необъяснимое пока наукой чудо. Бывает, что артистизм и техническое совершенство, зрелость исполнения маленьких музыкантов оказывается лучше игры взрослых.

В. Моцарт с 4-х лет начал играть на клавире и скрипке, сочинял музыку. С 6-ти лет он давал концерты в Европе, на которых исполнял свои и чужие произведения, читал с листа с необыкновенной лёгкостью, импровизировал на заданные темы. Ф. Лист с раннего детства удивлял слушателей виртуозной игрой на фортепьяно.

Сейчас во всем мире наблюдается расцвет детского творчества и вундеркиндов сегодня немало.

11-летняя девочка – вокалистка из Москвы В. Оганесян поёт сложные оперные арии, С 4-х лет выступает на сцене юная российская пианистка В. Кутузова, скрипач из Берлина А. Камара начал с 2-х лет играть на скрипке.

Юный дирижер из Узбекистана Эдуард Юденич вышел на сцену в 6 лет руководить симфоническим оркестром. Занятия игры на скрипке он начал в трёхлетнем возрасте, потом освоил фортепьяно. Имея феноменальную музыкальную память, мальчик знает наизусть партитуры всех произведений, которыми дирижирует. Семи лет отроду он дирижировал оркестром, исполнявшим оркестровую поэму Листа «Прелюды».

Ф. Лист “Прелюды” – дирижирует Эдуард Юденич