Рита дакота пишет песни для звезд эстрады и собственного исполнения. Делала ли пластику Рита Дакота? Фото до и после Маргарита герасимович автор каких песен

17.06.2019

Маргарита Герасимович (реальное имя Дакоты) родилась в 1990-м году в Минске в обыкновенной семье, не связанной с музыкой и шоу-бизнесом. С детства девочка была склонна к творчеству, вся семья удивлялась ее музыкальности и подвижности. Первое стихотворение «Стойкий маленький солдат» юное дарование написала всего в пять лет, а уже в семь девочка оказалась в музыкальной школе. Именно тогда Рита твердо решила стать известным композитором. Активно участвуя в деятельности школьного хора и занимаясь игрой на фортепиано, она многократно побеждала на различных конкурсах, а в 11 лет сочинила первую серьезную песню.

Будучи подростком, Дакота увлеклась панк-роком и легко собрала свою группу, причем ее серьезные и качественные композиции уже в то время покупали местные радиостанции. В тот же период Рита заинтересовалась граффити, и в тусовке гости из Португалии охарактеризовали ее работы прилагательным «дакотат». Португальское слово со значением «многогранный» стало псевдонимом Риты.

Первым серьезным шагом Риты Дакоты к признанию стало решение показать свои CD-диски известным продюсерам, в том числе Константину Меладзе. Рита приехала в Москву как раз во время кастинга на шоу «Фабрика звезд-7», и юной певице предложили участие в проекте. Хоть Рита Дакота и не победила, зато заявила о себе на всю страну авторскими песнями и хитом «Спички».

Однако сразу после «Фабрики» Рита Дакота пропала из поля зрения поклонников. Позже она объяснила это разочарованием в шоу-бизнесе и действующих в нем законах.

Девушка сконцентрировалась на амплуа композитора и автора песен и написала десятки текстов для Ёлки, Ани Лорак, Светланы Лободы, Зары и других. Однако вокал Рита не забросила и создала собственную рок-группу Monroe, с которой активно гастролировала и пела на рок-фестивалях.

Возвращение в шоу-бизнес Дакота отметила участием в шоу «Главная сцена» у наставника Виктора Дробыша.

Наверняка есть люди, которым это необходимо с точки зрения медицины. Но если пластику делают из прихоти - это уже другое дело.

Рита Дакота до и после

Делала ли Рита Дакота пластику ее поклонники пытаются выяснить уже довольно давно. На фото, которые периодически появляются с подписями «Рита Дакота до и после пластики», видно, что пухлые губы у певицы с детства, как и оформленные скулы и яркие черты лица.

Дакота всегда негативно высказывалась по поводу хирургических вмешательств и каких-либо «махинаций» с лицом: «Наверняка есть люди, которым это необходимо с точки зрения медицины. Но если пластику делают из прихоти — это уже другое дело».

Повышенный интерес публики вызывают и метаморфозы фигуры Риты Дакоты. В последнее время в ее «Инстаграме» много фотографий с Бали: на солнечных фотографиях певица позирует в ярких бикини, демонстрирующих идеальную фигуру. На многочисленные вопросы о том, как ей удается поддерживать идеальные формы, Дакота отвечает, что ведет здоровый образ жизни с физическими нагрузками.

Неудивительно, что после родов Рита Дакота очень быстро восстановилась и вернула прежнюю тонкую талию, идеальную грудь и подтянутые бедра. Она признается, что иногда позволяет себе чипсы, молочные коктейли и бургеры, надеясь на налаженный метаболизм.

Недавно в «Инстаграме» Дакота выложила фото «до и после», под которым написала о пользе здорового образа жизни и вреде экстремально жестких диет, которые приводят к быстрому возврату лишнего веса. Фото Риты Дакоты до и после похудения вызвало шквал комментариев в Инстаграм, среди которых преобладали слова восхищения и различные комплименты в адрес внешности и таланта певицы.

Развод Риты Дакоты и Влада Соколовского

Рита Дакота популярна не только как композитор и певица, но и блогер совместного с Владом Соколовским YouTube-канала.

3 июня 2015 года Молодые люди поженились, а в конце октября 2017 года стали родителями дочери Мии.

Ребята с удовольствием делились опытом семейной жизни в небольших видео на канале, но оказалось, за красивой картинкой скрывались многочисленные измены Влада Соколовского. Рита Дакота рассказала подписчикам микроблога, что подала на развод, узнав, что за время их брака у Влада были десятки любовниц. Рита сообщила, что не желает оставлять дочь без отца и просит поклонников не оскорблять Соколовского.

«Я хочу мирного развода и верю, что нам хватит мудрости повести себя максимально человечно», - поставила точку в отношениях певица.

Биография Дакоты

Дакота - биография

Герасимович Маргарита, более известная в шоу-бизнесе, как Дакота, родилась в столице Беларуси городе Минске 9 марта 1990 года. Всё детство маленькая Рита проиграла в «войнушку, танчики и казаки-разбойники» с мальчишками со двора, оставив кукол «Барби» валяться под кроватью, а по вечерам вместе с всё теми же дворовыми ребятами давала «концерты» для бабушек из своего дома, взгромоздившись на высокое крыльцо одного из подъездов и распевая частушки и песни из репертуара Наташи Королёвой и Кристины Орбакайте.

Мама Риты, заметив музыкальный дар ребёнка, а именно: способность чисто интонировать, писать стишки и придумывать свои мелодии, отдала её в музыкальную школу №1 им.Александровской на класс фортепиано.

С хором Рита объездила всю Европу, а этот хор многократно становился лауреатом международных конкурсов, единственный из мировых хоров удостоился благословения самого Папы Римского в Ватикане, а выходцами этого хора становились такие люди, как певица Бьянка, один из самых успешных пианистов современности Дмитрий Власюк и другие знаменитости. Все годы своего обучения Рита была одной из лучших учениц.Когда пришла пора выпускных экзаменов, девочка серьёзно заболела, пролежала в больнице несколько недель и её освободили от сдачи всех экзаменов, предложив поставить все её «отличные» отметки в аттестат. Однако Рита не согласилась с этим, решив, что никто не посмеет отнять у неё такое событие, да и ей показалось, что это всё нечестно. В конце концов, после двухдневного брынчания на детском синтезаторе под больничной койкой, порвав освобождающую от тестов справку, Рита сдала все экзамены на «отлично» и получила красный диплом по профориентированному классу фортепиано.

В возрасте 16 лет будущая певица поступила в студию эстрадного вокала «Форте», где отучились многие звёзды белорусского шоу-бизнеса.

Летом 2007 года Маргарита приняла участие в кастинге «Фабрики звёзд-7″.

Талант певицы признан и такими громкими именами, как Макс Фадеев, Виктор Дробыш, талантливый композитор и саунд-мейкер Аркадий Укупник. Также творчеством Маргариты заинтересовались и многие европейские и западные промоутеры, которые работали с такими мастерами как Tina Turner, Pink, Whitney Hewston, The Doors заинтересовались и парни из легендарного бэнда Bad Boys Blue.

Сейчас Дакота активно работает над своим первым сольным альбомом, пишет песни другим исполнителям (к примеру, Дакота – автор двух композиций дебютного альбома группы БиС: «Тебя найду» и «Мистер Ди-джей».

Певица записывает первый альбом, готовится к дебютному клипу и собирается поступать в ГИТИС. А пятого декабря состоялся первый в жизни артистки сольный концерт, где она презентовала свою двухчасовую лайф-программу.

Композитор, написавшая хиты для многих представителей отечественного шоу-бизнеса, громко дебютировала как сольная певица с песней "Полчеловека". В эксклюзивном интервью для GR Рита Дакота рассказала о том, чем занималась все 9 лет своего "молчания", и что же будет делать после триумфа своей новой песни.

- Недавно твой дебютный сингл буквально взорвал сеть. Поделись эмоциями?

Я дико радуюсь и ликую. Но самое главное - до сих пор не верю, что это происходит в реальности. Со мной единожды была такая история. Когда я на “Фабрике звезд” спела “Спички”, и эта песня резко стала самой скачиваемой за всю историю реалити-шоу. Тоже самое сейчас. Мне кажется, успех можно определить так: “Лучше круто, чем часто”. Это сказал один из блогеров, меня зацепила фраза. Потому что современные артисты стремятся к шаблонным графикам: выпустить 4 сингла в год, 2-3 клипа... Это не про меня.



- Как вообще ты решила вернуться после такого длинного перерыва?



- Твое видео начали репостить все звезды нашей эстрады. Какой была твоя реакция?

Да, это было очень удивительно. Изначально меня репостнули те, кому я пишу песни. А дальше понеслось. Филипп Киркоров, Юля Паршута, Егор Крид... Я со многими артистами даже не знакома. Это было очень приятно! Мне забавно читать комментарии: некоторые считают, что это проплаченный пиар (улыбается).

- В современных реалиях это не странно..

Согласна. Но вот только у меня нет ни продюсера, ни инвестора. Я всю работу делаю на свои деньги и исключительно сама. Мне помогают мои два друга: муж и менеджер. Поэтому ставить в одну строчку меня и пиар - глупо (смеется). Это абсолютно трушная история. Мне приятно, что многие сравнивают меня с западными артистами: с Сией, Бруно Марсом, Леди Гагой. Они тоже много лет писали для кого-то и оставались в тени. Для меня это очень лестные сравнения. И этот успех лишний раз доказал мне, что надо всегда оставаться честной и не писать под формат.


- В одном из интервью ты говорила, что не хитмейкер, а музыкант. Что для тебя значат эти два слова?

Существует некая формула хита. Из серии: можно взять 4 аккорда, которые будут 100% попадать в гармонию, и это станет хитом. Я примерно понимаю, как написать, чтобы запало в ухо зрителю. Это не творчество. У меня есть песни, которые брали различные премии. Но у меня особый подход. Я со всеми своими заказчиками хорошо общаюсь и знаю, кому и что надо. Например, Елка не поет о любви, а Анита Цой и Ани Лорак берут песни только о счастливой любви, Лобода любит провокацию, но не любит разные речевые обороты. Я остаюсь максимально честной, но при этом пишу так, чтобы это было близко артисту. Но обычно ко мне приходят и просто просят сделать круто. Мне доверяют.





- В связи с таким оглушительным успехом, сейчас написание песен уйдет на второй план?

Нет, в сутках же 24 часа, я успеваю все делать (смеется). И даже остается время на себя.

- В чем же твой секрет?

Безграничная любовь к своему делу.

- Каким ты видишь свое ближайшее будущее в музыке?

Все банально: запишу еще сингл, сниму клип, выпущу альбом, выложу в Сеть. И буду радоваться, что люди теперь слушают то, что так лежало у меня в столе.

Многие помнят ее как участницу «Фабрики звезд». 17-летняя девушка в эфире российского Первого канала кричала: «Не жрите мясо! Слушайте рок!» С тех времен в жизни Риты Дакоты многое изменилось, впрочем, как и она сама, но об этом мало кто знает. Сейчас она живет в Москве, пишет песни для популярных российских исполнителей и саундтреки к фильмам и сериалам. А не так давно она собрала группу, где является фронтвумен, и вовсю пытается сама продвигать ее. Onliner.by поговорил с Дакотой о жизни на «Фабрике», о российском шоу-бизнесе, о том, сколько стоят ее песни и почему она не живет в Минске, а только приезжает сюда в гости.

Моя история попадания на «Фабрику звезд» отличается от всех остальных историй. Как правило, люди, которые приходят туда, мечтают попасть в российский шоу-бизнес со всеми вытекающими из этого последствиями, поэтому серьезно готовятся. Я же попала совершенно случайно. Приехала пробовать свои силы не как певица, а как автор. У меня была цель: добраться до московских продюсеров и отдать им диски со своими песнями. Я хотела продать их не за $200, как это было в Минске, а подороже. Чтобы дойти до заветной двери, за которой сидели большие дяди типа Кости Меладзе, мне нужно было пройти все отборочные туры как участнице.

У меня не было ни заготовленных песен, ни костюмов. Как спала в машине - в кедах, в рваных джинсах и ненакрашенная, - так и пришла на кастинг.

«Фабрика звезд» не была переломным моментом в моей жизни. Она не была моей целью и тем более мечтой. А то, что я туда попала, всего лишь помогло мне закрепиться в Москве, познакомиться с людьми, с которыми я сейчас работаю, и показать себя как автора, который пишет клевые песни. Этот проект позволил мне остаться в городе, где больше возможностей для реализации моей музыкальной мечты.

Как человека проект меня никак не изменил, но дал понять, кем я не хочу быть. Побывав в центре событий на главном российском федеральном канале, я поняла, что совершенно этого не хочу. Сейчас я очень счастлива, что мне удалось уйти из шоу-бизнеса и при этом остаться в музыке.

Попав на «Фабрику» без связей, родственников и денег, я понимала, что это гигантское счастье, поэтому не рассчитывала ни на какую победу. По окончании первой недели было понятно, кто выиграет, кто какое место займет, кто блатной, а кто нет. Когда подписывала контракт, не ожидала, что все будет так цинично и нечестно.

На «Фабрике» я поняла, что все другие. То, что ты видишь по телику, - это не то, что есть в реальности. Например, я никогда не восхищалась Софией Ротару. Понятно, что 15-летняя девочка, которая катается на скейте, любит других исполнителей. А когда познакомилась с ней, поняла: она потрясающая, от нее исходит столько добра, любви, энергии и желания помочь тебе…

Будучи маленькой, была уверена, что музыканты кайфуют от того, что делают, и искренне верят в свои песни. Но оказалось, что все коммерчески успешные коллективы, которые мы видим на российских каналах, как правило, отчетливо знают, что это бизнес, и относятся к этому очень холодно и расчетливо. За время на «Фабрике» я не встретила ни одного артиста, который реально и искренне занимался бы тем, чем ему хотелось. У всех у них есть музыка, которую они хотят исполнять, но не делают этого, потому что у них уже есть некий образ.

Сейчас есть Рита Дакота - вокалистка рок группы Monroe, а есть Рита Дакота - автор песен популярных исполнителей. Я пишу музыку всем: начиная от «фабрикантов» - Зары, Насти Кочетковой, финалистов проекта «Голос» - и заканчивая топовыми артистами, например Елкой. Одну песню сочинила белорусской певице Ирине Итейре. Инна Афанасьева звонит мне, когда приезжает в Москву, тогда я ее «выгуливаю» [смеется - прим. Onliner.by] по своим любимым местам. Но песен для нее не пишу.

Были случаи, когда я задорого продавала саундтреки к фильмам, а иногда отдавала совершенно бесплатно, когда мне очень хотелось слышать свою музыку на титрах низкобюджетного артхаусного кино. И тут не в деньгах дело. Московские бизнесмены учили меня: «Рита, никогда не продавай что-то, продавай время!» Я не могу назвать определенный прайс, все зависит от сложности работы и от того, насколько мне самой интересно.

Ко мне очень часто приходят именитые продюсеры с такими разговорами: «У меня есть знакомый олигарх, и его жена хочет петь. Поэтому давай сделаем ей альбом за 70 тысяч евро». За неинтересные проекты я не берусь ни за какие деньги.

Меня очень часто спрашивают: «куда ты пропала после „Фабрики звезд“?», «почему ты не используешь раскрученный бренд „Дакота“?», «почему не зарабатываешь на корпоративах бабло, когда есть возможность?», «почему ты не работаешь с культовыми продюсерами, которые тебя звали?». Я хочу объяснить этим людям, что Дакота - это не бренд, это мое имя. Я не продаю картошку [смеется - прим. Onliner.by] , я музыкант и хочу делать музыку. А если она будет собирать народ, то я не умру от голода. Задачи продать продукт у меня нет, я к музыке отношусь по-другому.

Группа Monroe играет «припанкованный рочок», а возможно, поп-панк или панк-рок. Не люблю вешать ярлыки, поэтому не могу точно определить. Все музыканты моей группы когда-то были участниками культовых рок-коллективов, которые формировали в свое время сцену панк-рока в России: «Тараканы», Double Fault, «Веселый Роджер», Spitfire.

Мы начали делать свою музыку с уверенностью в том, что она не пройдет тему «формата». Однако первый клип взяли все топовые российские телеканалы. Записали альбом в Питере на культовой студии «Добролет» с Андреем Алякринским, где делали свои записи «ДДТ», «Сплин», «Ленинград», Tequilajazzz. Пластинка получилась совершенно уникальной для России. Это западный мейнстримовый рок, только на русском языке.

На презентации в Москве люди орали песни с нашего альбома, который еще не вышел. Для нас это было непонятно. Откуда?

Группа Monroe - это я. Ее песни - это я. Если людям не нравится моя музыка, значит, им не нравлюсь я.

Я всегда хотела быть в группе. У меня никогда не было мечты под мини-диск в шикарном платье на каблуках исполнять поп-хиты. В этом случае я буду более несчастным человеком, чем играя в группе, будучи менее востребованной и зарабатывая меньше.

Наши «биливеры» [участники группы Monroe так называют своих фанатов - это люди, которые в них верят - прим. Onliner.by] развернули целую войну с одним телеканалом, чтобы наш клип остался в ротации, а остальные два вылетели. Они ходили с жалобами к руководству, заспамили им всю почту, добрались до программного директора и добились-таки своего.

Нам звонят организаторы фестивалей, концертов и говорят почти одно и то же: «Господи, что у вас за фанаты? Эти люди звонят и кричат „привезите Monroe!“ или „а когда концерт Monroe? билеты уже продаются?“».

С белорусским музыкальным рынком вообще не сталкиваюсь и не знаю его. А вот российский сегодня очень сильно меняется. Раньше я и подумать не могла, что получится записать настоящую панк-песню и снять на нее клип, который будут крутить на топовых музыкальных каналах. Сегодня это возможно! В Москве много групп, которые собирают на «сольниках» по 4 тыс. человек, их вообще нет в массмедиа, кроме интернета. Мне доводилось общаться с продюсерами и менеджерами артистов, которые мелькают на всех федеральных каналах и обложках журналов, а концертов у них нет. Эти люди, которых все знают, на сольные концерты по билетам собирают 15 человек.

Если едешь по Беларуси, можно услышать роковые группы по радио, в России - нет. Там есть две роковые радиостанции: на «Нашем радио» крутят русский рок девяностых, а на радио «Максисмум» - 70% западной музыки. Нет площадок для продвижения подобных групп, поэтому все потихоньку сарафанным радио продвигаются в интернете.

В Минске меня дико бесит езда по городу. Люди передвигаются очень медленно и создают пробки там, где в Москве была бы самая зеленая дорога. В Минске свободные дороги, зеленые светофоры, но все плетутся как черепахи. Люди в Москве быстро ходят, быстро ездят, быстро разговаривают и быстро едят фастфуд.

Я ночной человек, и мне важно, чтобы ночью я могла сделать все то же, что и днем. В Минске это невозможно! Попить кофе можно в трех заведениях, положить деньги на телефон нереально, кухня в заведениях закрывается в десять вечера, последний сеанс в кино - в девять вечера. В Москве даже маникюр можно в два часа ночи сделать.

В Минске все люди одинаково бедны, все относительно одинаково зарабатывают и у всех одинаковые возможности съездить отдохнуть. Нет такого, что едет Bentley, а рядом - грязная «девятка» с голодными бабушкой и дедушкой. В Москве это сплошь и рядом. Зато там грязно и все ненавидят друг друга.

Я не верю в награды, премии, статуэтки, тарелки, обложки и медийность - это все шелуха. Если на твои концерты приходят люди, значит, ты чего-то стоишь. Я делаю музыку не для тусовки и шоу-бизнеса, я делаю ее для людей.

Рита Дакота – певица и автор песен, участница телепроектов «Фабрика Звезд-7» и «Главная сцена». Бывшая супруга другого «фабриканта» – Влада Соколовского .

Детство и юность

Рита Дакота (настоящее имя Маргарита Герасимович) родилась 09 марта 1990 года в Минске. Уже став востребованной исполнительницей, девушка с грустью вспоминала о своем детстве. Она выросла в бедной семье: мама-учительница, а дедушка – бывший военный, пенсионер.

«Пойти и купить, к примеру, новый свитер – это был настоящий праздник. Мы могли его неделями выбирать, ходить по торговым центрам и рынкам. До сих пор помню каждую свою новую вещь в деталях, до каждого катышка».

Однако Рита Дакота не называет свое детство несчастным. У нее была любящая семья и преданные друзья. Она с упоением играла с дворовыми мальчишками в казаков-разбойников и танчики, лазила по деревьям, позабыв про «девчоночьи» развлечения.


Несмотря на финансовые трудности, родные не жалели денег и сил на развитие музыкального таланта Риты, который она начала проявлять в раннем возрасте, исполняя кавер-версии на песни Наташи Королевой и Кристины Орбакайте для родителей и соседей. В 7 лет Рита начала изучать тонкости игры на фортепиано в музыкальной школе, параллельно посещая уроки вокала в том же заведении. Занятия девочка посещала с удовольствием, а в 4 классе написала свою собственную песню, которую представила слушателям на школьном концерте.


В средней школе Рита создала собственную панк-группу, песни для которой писала сама, а некоторые наброски продавала радиостанциям. Чтобы Риту и ее дело воспринимали всерьез, девушке приходилось брать с собой на переговоры кого-то из взрослых.


После школы Рита подумывала поступить в музыкальный колледж им. М.И. Глинки, но передумала и записалась в студию вокала «Форте» в Минске. Именно во время обучения в этой студии девушка взяла псевдоним Дакота (в переводе с португальского языка это значит “многогранность„).

Карьера певицы. Рита Дакота на Фабрике звезд

В 2005 году Рита приняла участие в белорусском конкурсе талантов «Звездный дилижанс». Увы, победителем конкурса девушка не стала. Более того, жюри обвинило артистку в отсутствии патриотизма, так как она выбрала песню на английском языке.


В 2007 году на «Первом канале» стартовал проект «Фабрика звезд-7» братьев Константина и Валерия Меладзе , участницей которого и стала 17-летняя Дакота. В финал артистка не попала, уступив призовые места Анастасии Приходько и Марку Тишману , однако ее песня «Спички» стала наиболее скачиваемой песней проекта по итогам семи сезонов (даже хит «О нем» Ирины Дубцовой уступил песне Риты), а сама певица обрела миллионы фанатов.

«Фабрика звезд»: Рита Дакота – Спички

После завершения шоу Дакоте, согласно контракту, нельзя было выезжать из Москвы, однако работы и денег у девушки почти не было: певица не желала исполнять чужие песни, мечтая стать «поющим автором» и никак иначе.

Постепенно Рита ушла с телеэкранов и организовала свою рок-группу «Monroe», с которой она успешно выступала на музыкальных фестивалях «Kubana» и «Нашествие», а также гастролировала по стране. Вскоре ее песни стали покупать известные отечественные исполнители – Елка , Зара , Светлана Лобода и другие.


В 2015 году Рита поучаствовала в музыкальном проекте «Главная сцена» на канале «Россия-1». Как и на «Фабрике звезд», на проекте Дакота исполняла песни только собственного сочинения.


Новую волну любви фанатов Дакоте принесла песня «Полчеловека», которую девушка написала в 2016 году. Именно эта композиции подтолкнула Риту к работе над новыми песнями и клипами.

Рита Дакота – Полчеловека

Личная жизнь Риты Дакоты

На «Фабрике Звезд-7» Дакота познакомилась с певцом Владом Соколовским, будущим солистом дуэта «БиС». Молодые люди долгое время были друзьями, изредка пересекаясь на вечеринках. Но в один момент между артистами вспыхнула искра, и после нескольких месяцев отношений, во время совместной поездки на Бали, Влад сделал девушке предложение.


Свадьбу влюбленные сыграли 3 июня 2015 года в баре на берегу Химкинского водохранилища. Громкое событие собрало немало звездных гостей: на свадьбу Риты и Влада пришли