Агунда Кулаева (меццо-сопрано) и Алексей Татаринцев (тенор). «Музыка любви. Агунда кулаева: счастлива, что в большом есть куда расти III Музыкальный фестиваль «Опера Live»

20.06.2020

6+


Музыка любви

Агунда КУЛАЕВА, меццо-сопрано
Алексей ТАТАРИНЦЕВ, тенор

Оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова
Дирижер - Андрей Лебедев

В программе: арии и дуэты из опер П. Чайковского, Дж. Верди, Г. Доницетти, Ж. Бизе, Дж. Россини.


Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев - имена, хорошо известные не только в России, но и за рубежом. Оба активно гастролируют, выступают на самых престижных мировых площадках.

«В этой певице есть та особая вокально-артистическая изюминка, которая располагает к ней безоговорочно», - пишут в СМИ о Агунде Кулаевой. «Интонационный посыл певицы точен и чист, ее середина звучит впечатляюще красиво, а чувственность нижнего регистра погружает в состояние полного слушательского транса». Именно такой «набор» вокальных характеристик позволяет певице исполнять самые разноплановые партии: от Любаши и Ольги до Кармен, от Сантуццы и Золушки до Далилы. Ее приглашают выступать прославленные российские дирижеры: В. Федосеев, М. Плетнев, В. Минин, Л.Конторович, Д. Юровский и многие другие. С неизменным успехом ее выступления проходят в Берлине, Париже, Софийской опере (Болгария), Генте и Остенде (Бельгия). С 2005 года - солистка Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова, а с 2014-го - солистка Большого театра России. Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов им. Бориса Христова (София, Болгария, 2009, III премия).

Все чаще российские СМИ пишут, что Алексей Татаринцев не нуждается в представлении: «Уже сложившийся профессионал, обладатель звонкого, сильного лирического голоса, в его пении властно проступает недюжинный артистический кураж, интонации выразительны, "верха" уверенны. Его Неморино далеко не простак, а Ленский - скорее, сильная, чем мечтательная натура: певец, конечно, еще не лирико-драматический тенор, но лирический тенор с драматизмом в душе». Алексею рукоплескала публика Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии, Парижской национальной оперы, Туринского оперного театра Реджио. Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат многих международных конкурсов. В 2016 году Алексей Татаринцев стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016).

Путь на оперный Олимп не был для нее легким. Обладательница великолепного меццо-сопрано после окончания Центра оперного пения Галины Вишневской прошла через десятки проб, девять лет пела в «Новой Опере» и на многих оперных площадках России и мира, прежде чем получила главное предложение - стать солисткой Большого театра. О том, каким стал для заслуженной артистки Северной Осетии Агунды КУЛАЕВОЙ первый год работы в самом именитом театре страны, о жизненных приоритетах и планах на будущее оперная прима рассказала в эксклюзивном интервью «Горцу».


Агунда Кулаева нетипично демократична для своего статуса: солистка Большого театра назначила встречу в саду Эрмитаж (рядом с театром «Новая Опера»), пришла вовремя, взяла зеленый чай с жасмином и присела на лавочку в беседке.


- Агунда, с началом нового сезона! Успели отдохнуть?

— Честно говоря - не совсем. Для меня прошлый сезон был непривычно долгим, он завершился только в конце июля. За это время, представляете - пять премьер, и из них три - на исторической сцене Большого театра! Это было ожидаемо, Большой обещал активно задействовать меня в постановках, но все-таки такое количество партий - серьезная нагрузка.

«Родители неохотно отпустили меня в музыку…»


— Ваши родители не торопились вводить вас в творческую сферу?

— Да, будучи вокалистами (отец - Елкан Кулаев, заслуженный артист России, мать - Ирина Кулаева, оперная певица - прим. авт.), они прекрасно понимали, как будет сложно. К тому же жили в другое время, когда конкуренция была настолько страшная, что могли просто за углом убить.

Моей маме в театре подсовывали в туфли лезвия, весь корсет усеивали иголками, чтобы навредить, и стреляли в нее. Родители хотели, чтобы у меня была земная профессия, которая бы кормила до старости.


— Но вы все-таки воспротивились…

— Конечно! Мы, сестра, брат и я, росли в окружении музыки, причем разной - и осетинской, и классической, и мы все трое пошли по вокальной стезе. Я, правда, пыталась свернуть в дирижерскую специальность, но вернулась к пению. Родители с этим смирились, поняли, что сопротивление бесполезно.

Если ты хочешь чего-то добиться - никогда не жди помощи от друзей и близких. Надейся только на себя!»

Это был мой главный жизненный урок. Я всего достигла своим трудом так же, как и он.

«Конкуренции больше нет...»

— Как складываются взаимоотношения в труппе?

— К счастью, времена изменились, и конкуренции, как таковой, нет. Есть такое понятие как стремление быть на уровне, только в этом случае тебя выберут. Все решает кастинг.

Приходят в театр режиссер и дирижер, им показывают всю труппу, они выбирают, потому что это их спектакль. Нужно просто быть постоянно в форме, причем во всех смыслах.

— На это уходит много сил?

— Все время. Даже когда я шла на это интервью от метро - слушала музыку. То есть я все время нахожусь в тренинге. Только не дома. Дома надеваю спортивные штаны, закручиваю волосы в пучок, и иду к плите или к детям, играть. А выходя из дома сразу начинаю заниматься.

— А вес как-то поддерживать приходится? Считается, что оперная певица должна быть полной, чтобы легче извлекать звук…

— Ну что вы! (смеется) Эту легенду придумали те самые полные и ленивые певицы, чтобы как-то оправдаться. Наоборот, это страшно мешает. Сейчас почти нет полных певиц. В наше время ни один режиссер, не выберет толстую певицу, просто потому, что мы идем по примеру Голливуда, чтобы картинка соответствовала образу. Конечно, если выразительная фактура не требуется для создания определённого образа! Наоборот, время от времени приходится сидеть на диетах.

«Я не могла бы выйти замуж не за певца...»


— Вы сами оперная певица и замужем за оперным певцом (тенором Алексеем Татаринцевым, солистом «Новой Оперы» - прим. авт.). Это усложняет жизнь?

— Нет, наоборот, помогает. Мы с ним сначала работали вместе, а потом уже поженились. Я бы никогда не выбрала человека не из моей сферы. Боже мой, выйти замуж не за вокалиста - это невозможно! Я должна дышать одним воздухом с человеком, который рядом со мной спит, иначе он меня не поймет. Не поймет, почему я напряжена, почему мне нельзя разговаривать, нервничать перед спектаклем, почему нельзя варить супы, мыть полы…

— Кстати, почему?

— У нас негласно возникла традиция, что в день спектакля тот, у кого спектакль, отдыхает, а другой готовит завтрак, отправляет детей в садик и школу, берет на себя всю домашнюю работу. Вокалист в этот день настраивается.

— Вам удается полноценно уделять время и семье, и работе?

— Честно говоря, я не карьеристка, для меня профессия всегда была на втором месте, и когда она вышла на первый план в прошлом сезоне - меня это немножко напрягло. Время распределено, скажем так, 50/50. Я профессионал, и заинтересована в том, чтобы делать свое дело качественно и хорошо. Но остальные 50 % - это мои дети, моя семья.

— Не боитесь, в свою очередь, что дети пойдут по вашим стопам?


— Не боюсь! В отличие от родителей я считаю, что нужно дать начальное музыкальное образование. Мы очень близки к детям душевно и для нас важно, чтобы они понимали, чем мы живём и занимаемся. Если потом не пойдут в музыку - настаивать не буду. Много от них не требую: есть небольшие успехи - и достаточно. Но 5 классов они должны закончить!

«Опера - консервативный жанр…»

— Давайте вернемся к профессии. Какие выступления вы предпочитаете - концертные или костюмированные?

— Конечно, концертные! Точнее полуконцертные, когда ты действуешь в пределах одной декорации, можешь договориться с партнером куда и как перейти, и что делать. Я там сама себе хозяин, ставлю свой спектакль прямо на сцене. Как мы знаем, режиссер - главный враг вокалиста. Это шутка, конечно, но все же…

Знаете, есть такой анекдот: вокалист после двухмесячной репетиции вышел на сцену и сыграл совершенно не то, что поставил режиссер. Режиссер подбегает и кричит - как так, что это, почему, мы с тобой столько работали! А вокалист ему отвечает: "Уважаемый режиссер, я вам не мешал два месяца работать, а теперь вы не мешайте мне петь". (Смеется). А если серьезно - то взгляды режиссера и вокалиста действительно часто расходятся.

«Царская невеста» в Большом. Лыков - Богдан Волков, Собакин - Владимир Маторин, Любаша - Агунда Кулаева и дирижер Геннадий Рождественский

— Как относитесь к современным экспериментам в опере?

— Я предпочитаю классику. Опера - это консервативный жанр и все попытки дирижеров и режиссеров осовременить оперу приводят, как правило, не к успеху. Жанр должен развиваться, наполняться новой кровью, но он не должен изменяться. Когда идет, например, Аида, действие происходит во времена владычества фараонов, а там ходят в камуфляжах с пистолетами - это не очень понятно. Хотя многим это нравится. Но приходя в Большой, человек должен посмотреть классическую оперу, мне кажется. Есть театры, в которых можно экспериментировать, «Новая опера» из них, но в целом, опера - неподходящий жанр для экспериментов. Все написано в партитуре - где, когда и как развивается действие. Радикальные изменения - это неуважение к композитору.

«Кармен» в Большом. Эскамильо - Эльчин Азизов, Кармен - Агунда Кулаева и Главный дирижер Большого театра Туган Сохиев

— Костюмы, в которых приходится играть, любите?

— Все свои костюмы обожаю. Единственный спектакль я отказалась петь из-за того, что там надо ходить в пачке. Я сказала: «В пачке не пойду!». В том же спектакле требовалось изобразить имитацию полового акта… Вот это уж точно не для меня!

«Гастроли отобрали у меня чувство дома…»

— Ваша профессия предполагает постоянные разъезды. Вам это нравится?

— Гастроли я люблю, но при этом ненавижу гостиницы и ходить по ресторанам. Все мое детство прошло в ресторанах и гостиницах, меня постоянно дергали со школы, отрывали от друзей, и эта гастрольная жизнь отобрала у меня ощущение дома. При этом обожаю путешествия, это неотъемлемая часть моего характера. Если я больше месяца нахожусь в Москве, то начинаю себя немного неуютно чувствовать и даже нервничать - хочется поехать хоть куда-нибудь, чтобы сменить обстановку.

Лондон - мой фаворит, я никогда не думала, что он произведет на меня такое ошеломляющее впечатление, очень нравится в Италию приезжать, потому что там все близко по темпераменту, хороший сервис, люди прекрасные. В Париж люблю ездить с супругом и ходить там по любимым местам. В Париже у меня также был потрясающий успех с «Царской невестой». В Европу мы чаще всего ездим с русскими спектаклями «Князем Игорем» и «Царской невестой». Пели еще в Нью-Йорке, Вене, Париже, Лондоне, Гонконге, Сеуле. Везде прекрасно принимали. Это тем более приятно, что это наши оперы.

"Самое сложное - совмещать семейное счастье и карьерный рост". Агунда Кулаева с детьми

— Ваш райдер?

— Райдер прост - я летаю только известными авиалиниями и прямыми рейсами, так как волнуюсь за свою безопасность, но бизнес-класс не требую. Еще прошу воду и фрукты. Все. И в последнее время стала просить помочь мне погладить платья - их я беру с собой как минимум три. В двух выступаю - и одно на всякий случай, так боюсь за молнию.

— Любая карьера имеет успехи провалы. Какие были у вас?


Провал - это когда в тебя кидают помидорами. Такого, слава Богу, никогда не было. Лично для меня провал - это когда открываешь рот, а оттуда ни- че-го! Такой ужас я испытала только один раз, на оркестровой репетиции в Новосибирске. Слава Богу, у меня тогда хватило мудрости не петь спектакль и не поймать помидоры!

Как-то я пела Кармен в пять с половиной месяцев беременности в том же Новосибирске - считаю, это было неудачное выступление. Я еле двигалась, не танцевала, естественно, у меня было пузико. Но отзывы почему-то были прекрасные. Я прочла их и подумала : «Боже, как я, оказывается, прекрасно спела!» (смеется) . А успех… был неожиданный. Это было в Нью-Йорке, я проснулась утром в отеле и на ресепшене увидела кучу газет с собственной огромной фотографией на первой странице в «The New York Times». Была в шоке и не верила своим глазам.

«Я мечтала спеть Эболи…»

— Сейчас вы на вершине. Куда развиваться, будучи солисткой главной оперной площадки страны?

— Я ловила себя на этой мысли. Дальше стоит развиваться в плане репертуара, и я счастлива, что в Большом театре есть куда расти. Репертуарный план театра весьма богат разными проектами в которых мне есть что петь. Каждый театр, глядя на тех вокалистов, которые есть у них в штате, строит планы на будущие сезоны.

В «Новой опере» за 9 лет работы на меня не поставили ни одного спектакля, а в Большом сразу поставили «Кармен». В «Царской невесте» я исполнила Любашу. В этом же году была партия Снежной королевы в «История Кая и Герды», Полина в «Пиковой даме», Кончаковна в «Князе Игоре», партия Кармен, и, конечно, Эболи в «Доне Карлосе»… Эболи - это, пожалуй, самая желанная партия!


«История Кая и Герды». Снежная королева - Агунда Кулаева. Большой театр

— Есть ли то, что еще хочется сделать?

— "Самсон и Далила". Далила - это моя мечта! Очень интересный женский образ и потрясающе красивая музыка. Если меня где-то пригласят - я всё брошу и поеду, потому что в России ее нигде не ставят.


< Большой театр. После спектакля "Дон Карлос"


— Агунда, недавно вы съездили в Осетию…

— Да, и не просто съездили, а с мужем дали огромный сольный концерт на три часа во Владикавказе, в театре оперы и балета. Нас пригласила Лариса Гергиева на свой фестиваль. И нам дали звания заслуженных артистов Северной Осетии.


— Поедете еще?

— Желание не иссякает, так как это моя родина, там работали и продолжают работать все члены моей семьи! Публика так принимала, очень тепло, они с первого номера кричали и скандировали. Обычно приходится разогревать, а тут сразу же крики браво! Мой муж на русском баяне сыграл осетинскую песню, которую мой папа сочинил, и вызвал абсолютный успех.


— Сами на осетинском будете петь?

— Да, я даже планирую большой концерт с Булатом Газдановым и хотя бы одно отделение осетинских песен. Хочу привлечь и еще исполнителей, в том числе моего родного брата, и других певцов. Главное, чтобы эти планы осуществились!

Беседовала Антонина СИДОРОВА

Фото: личный архив Агунды Кулаевой, www.bolshoi.ru /

Джузеппе Верди. Реквием

Солисты: Вероника Джиоева (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Николай Диденко (бас)

Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония"
Дирижер - Сергей Кондрашев
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель - заслуженный деятель искусств России, профессор Лев Конторович

В субботу, 23 июля, в 17.00 в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка» Благотворительный концерт «Посвящение Ивановке». Поют звезды мировой оперы Агунда КУЛАЕВА (меццо-сопрано) и Алексей ТАТАРИНЦЕВ (тенор). Партия фортепиано - Лариса СКВОРЦОВА-ГЕВОРГИЗОВА

В ПРОГРАММЕ: произведения русских и зарубежных композиторов, русские народные песни

АГУНДА КУЛАЕВА - выпускница Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова, Центра оперного пения под руководством Г.П. Вишневской. Участвовала в постановке оперы «Фауст» Ш. Гуно (Зибель), «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова (Любаша), «Риголетто» Дж. Верди (Маддалена) и в концертах Центра оперного пения.
В 2005 году Агунда Кулаева дебютировала в Большом театре в партии Сони («Война и мир» С.С. Прокофьева, дирижер А.А. Ведерников). Является приглашенной солисткой Новосибирского театра оперы и балета, где участвует в спектаклях «Князь Игорь» (Кончаковна), «Кармен» (Кармен), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина), «Царская невеста» (Любаша).
Концертирует во многих городах России и за рубежом. На фестивале «Варненское лето» - 2012 спела партию Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и Эболи в опере «Дон Карлос» Дж. Верди. В том же году исполнила партию Амнерис («Аида» Дж. Верди) в Болгарском национальном театре оперы и балета. 2013 год ознаменовался исполнением Stabat Mater А. Дворжака с Большим симфоническим оркестром п/у В. Федосеева, исполнением кантаты «По прочтении псалма» С.И. Танеева с академическим камерным хором п/у В. Минина и Российским национальным оркестром п/у М. Плетнева.
В театре Новая Опера работает с 2005 г. C 2014 - солистка Большого театра России.
Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов им. Бориса Христова (София, Болгария, 2009, III премия).

АЛЕКСЕЙ ТАТАРИНЦЕВ - выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова (класс доц. В.П. Александровой). С 2008 года - солист Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова. Участвовал в творческих проектах таких дирижеров, как В. Федосеев, В. Спиваков, С. Сондецкис, Д. Нельсон. Неоднократно принимал участие в международных фестивалях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии.
В 2010 году дебютировал в Большом театре России, исполнив партию Яши в концертном исполнении оперы Филиппа Фенелона «Вишневый сад» (дирижер Тито Чеккерини, мировая премьера).
Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (III премия, 2008), лауреат Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (I премия, Санкт-Петербург, 2008), лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (III премия, Москва, 2009), приз лучшему тенору от Фонда им. И. С. Козловского, приз слушательских симпатий радио «Орфей», лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016)

III Музыкальный фестиваль «Опера Live»

Агунда Кулаева
(меццо-сопрано, солистка Большого театра России)
Алексей Татаринцев
(тенор, солист Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова)

Оркестр Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова
Дирижер — Андрей Лебедев

Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев – имена, хорошо известные не только в России, но и за рубежом. Оба активно гастролируют, выступают на самых престижных мировых площадках.

«В этой певице есть та особая вокально-артистическая изюминка, которая располагает к ней безоговорочно»,

– пишут в СМИ о Агунде Кулаевой.

«Интонационный посыл певицы точен и чист, ее середина звучит впечатляюще красиво, а чувственность нижнего регистра погружает в состояние полного слушательского транса».

Именно такой «набор» вокальных характеристик позволяет певице исполнять самые разноплановые партии: от Любаши и Ольги до Кармен, от Сантуццы и Золушки до Далилы. Ее приглашают выступать прославленные российские дирижеры: В. Федосеев, М. Плетнев, В. Минин, Л.Конторович, Д. Юровский и многие другие.

С неизменным успехом ее выступления проходят в Берлине, Париже, Софийской опере (Болгария), Генте и Остенде (Бельгия). С 2005 г. – солистка Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова, а с 2014 - солистка Большого театра России. Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов им. Бориса Христова (София, Болгария, 2009, III премия).

Все чаще российские СМИ пишут, что Алексей Татаринцев не нуждается в представлении:

«Уже сложившийся профессионал, обладатель звонкого, сильного лирического голоса, в его пении властно проступает недюжинный артистический кураж, интонации выразительны, «верха» уверенны. Его Неморино далеко не простак, а Ленский, скорее, сильная, чем мечтательная натура: певец, конечно, еще не лирико-драматический тенор, но лирический тенор с драматизмом в душе».

Алексею рукоплескала публика Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии, Парижской Национальной Оперы, Туринского оперного театра Реджио. Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат многих международных конкурсов.

В 2016 году Алексей Татаринцев стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016)

Концерт пройдет в сопровождении симфонического оркестра Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова, за дирижерским пультом – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера. Работа дирижера» («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016) Андрей Лебедев.

Позавчера, 26 октября, в Большом зале Консерватории состоялся грандиознейший концерт моего самого любимого тенора Алексея Татаринцева и одной из моих самых любимых меццо-сопрано Агунды Кулаевой. Вечер прошёл с огромнейшим успехом! И впервые на моей памяти участники концерта спели целых 5 (ПЯТЬ) произведений на бис!!! Программа концерта мне представляется очень интересной, репертуар певцов на "Музыку любви" охватывает почти всё разнообразие музыкальных стилей в оперном наследии, и даже не только в оперном, и единственное, что я хотел услышать, но не услышал - это Далила. Ну и, может быть, Ратмир. И Эболи. А Алексей спел почти все свои коронные номера, не считая Ленского, Ромео и Альмавиву, с которыми совсем недавно певец выступал в родном театре. Это несомненно одно из главных событий московского музыкального сезона вызвало огромный интерес среди как поклонников вокального искусства, так и профессионалов. Большой зал Консерватории в этот вечер посетили очень многие певцы и певицы, в том числе, мои самые любимые, а также музыкальные журналисты и другие люди, близкие к вокальной музыке.

И Агунда, и Алексей продемонстрировали невероятное совершенство звучания, чарующий и разнообразный тембр и потрясающе прочувствованное и продуманное пение каждой фразе во всех ариях и дуэтах! Все номера концерта прозвучали с удивительным чувством стиля и с тонкой отделанностью каждого звука!!! Алексей и Агунда произвели настолько изумительное впечатление, какое невозможно описать никакими словами!!! Брависсимо!!!

Великолепная Агунда Кулаева открыла вокальную программу арией Сезара Франка "Panis Angelicus", хорошо знакомой мне в сопрановом варианте. Однако густое меццо-сопрано сделало звучание и интерпретацию очень прочувствованными, и волшебный голос певицы, завораживающий инструментальной чистотой и нереальной отточенностью звуковедения, сразу обрёл тот уникальный тембр, который отличал пение Агунды на протяжении почти всего концерта - тёплый, солнечный, однако при этом наполненный тёмными красками. Парящий и обволакивающий голос певицы в нужных местах обретал плотность именно за счёт удивительной сфокусированности звука. И с первого выхода на сцену до самого финала вечера у Агунды мне очень понравились мягчайшее легато и длинные ноты, тающие в воздухе с красивейшими, тонко отделанными диминуэндо.

Уже в арии тенора из "Stabat Mater" Россини Алексей Татаринцев звучал связно и мягко. В следующей арии принца Рамиро из "Золушки" лирический голос певца чарующе переливался в быстрых пассажах, а верхние ноты впечатляли яркостью и точностью. Ещё мне понравилось многообразие оттенков тембра, неизменно очень красивых и насыщенных. Арию Рамиро я очень давно мечтал услышать в исполнении Алексея, а недавнюю "Золушку" в любимом Питере я, к сожалению, посетить не смог. Арию Леоноры из "Фаворитки" я обожаю, как и арии двух других оперных Леонор. Агунда Кулаева пела очень ровно, с бархатными тёмными низами, тянущимися абсолютно свободно, и плотными и сочными верхами. И интонационные нюансы, и актёрская игра были удивительно тонко продуманными. А первая и последняя строчки кабалетты прозвучали настолько крепким голосом, какого у Агунды я ещё не слышал. Брава! Музыка Винченцо Беллини, автора моей самой любимой оперы "Норма", была представлена дуэтом Тебальдо и Ромео из оперы "Капулетти и Монтекки". В нём прекрасный голос Агунды обрёл лёгкость, однако при этом ещё больше потемнел - мне кажется, примерно так и должны звучать партии травести и их фрагменты. Алексей тоже пел округло и ровно, а также удивительно выразительно, а слияние голосов отличалось неповторимой окраской.

Во второй половине первого отделения шедевры бельканто сменились сценами французских опер. К моему стыду, я ещё никогда не посещал "Фауста" Гуно, однако поскольку его наконец-то поставили в Москве, в Новой опере, то я очень надеюсь относительно скоро восполнить этот пробел в личной оперной статистике. И если куплеты Мефистофеля и Зибеля и знаменитую арию Маргариты с жемчугом, а также каватину Валентина поют на концертах достаточно часто, то каватину Фауста я слушал, может быть, второй раз, если не первый. И Алексей Татаринцев в этом фрагменте произвёл ещё более сильное впечатление, чем в предыдущих сольных номерах. Голос певца на мецца воче и пиано становился светлым, лёгким и невесомым и волшебно зависал в воздухе. А в развернутом, сложном и интересном романсе Маргариты уже из "Осуждения Фауста" прекрасная Агунда Кулаева продемонстрировала восхитительное разнообразие тембровых красок, и каждый звук, каждая фраза были спеты с удивительно тонкой отделанностью интонаций. Это было незабываемое исполнение! Дуэт Маргариты и Фауста, тоже из произведения Гектора Берлиоза поставил эффектную точку в первой половине этого изумительного вечера.

В начале в основном русского (не считая бисов) второго отделения Алексей и Агунда представили слушателям немного веризма. Прекрасную арию Рудольфа уже давно можно назвать коронным произведением Алексея, и именно с ней любимый тенор мне совершенно безумно понравился на концерте-приношении Елене Васильевне Образцовой в этом же Большом зале Консерватории ровно полтора года назад. И вчера в этом фрагменте Алексей восхитил необыкновенно сочным и окрашенным тембром и безупречным контролем над звуком. Замечательный голос певца был наполнен искренними чувствами. Пожалуй, именно Рудольф мне вчера понравился у Алексея больше всего, несмотря на то, что всё остальное (включая бисы) прозвучало столь же прекрасно.

Бесподобная Агунда Кулаева одну за другой исполняла различные мои самые любимые арии. Например, Сантуццу из "Сельской чести". Агунда спела потрясающе проникновенно и при этом, несомненно, "прожила" этот образ, одновременно продемонстрировав неописуемо отточенный звук и невероятно насыщенный тембр, плотное и уверенное форте и чистейшее и тоже чарующе тёмное пиано.

Русский блок концерта открывал Полонез из оперы "Евгений Онегин". Агунда Кулаева вышла на сцену с ещё одной своей коронной и одновременно обожаемой мной арией, также написанной для высокого меццо (или низкого сопрано) - Иоанны из "Орлеанской девы". Глубиной продуманности нюансов в этой сцене можно восхищаться бесконечно - иногда в течение одной строчки происходили сразу несколько захватывающих плавных переходов между оттенками, всегда уверенных и тонко передающих эмоции. А замечательная тёмная окраска звука делает Орлеанскую деву Агунды неповторимой. Насладиться мягчайшим и чистейшим голосом Агунды, наполняющимся новыми интереснейшими обертонами от произведению к произведению, можно было и во второй песне Лауры из "Каменного гостя" Даргомыжского.

Алексей Татаринцев ярко и прочувствованно, лёгким, но глубоким и округлым звуком спел три фрагмента опер русских композиторов - вторую песню Левко из "Майской ночи" Римского-Корсакова, Песню певца за сценой из "Рафаэля" Аренского и романс молодого цыгана из "Алеко" Рахманинова. Певец замечатнльно передал голосом и интонациями образ каждого персонажа, и услышать каждое из этих трёх произведений в исполнении самого любимого тенора - несомненно, для меня была огромная радость. Я был хорошо знаком с песней Аренского по музыкальному действу "Брависсимо" на сцене Новой оперы, которое, к сожалению, уже очень давно в любимом театре не представлялось, однако о выступлении с ней Алексея я мог только мечтать. В русском блоке концерта у Алексея даже манера звукоизвлечения изменилась - голос безупречно соответствовал стилю и характеру этих героев.

Основную программу концерта завершал дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из "Князя Игоря". Мне несколько лет казалось, что слова в этом дуэте слишком простые, поэтому он не относился к моим любимым сценам из оперы Александра Бородина, однако послушав действительно выразительное пение Агунды и Алексея, я понял, что эти простые слова в данном контексте очень даже уместны. И с точки зрения вокала и тембра и у тенора, и у меццо-сопрано всё было превосходно, в частности, очень ярко и без малейшего напряжения у Агунды получились самые нижние ноты в этом фрагменте, нередко вызывающие трудности у некоторых меццо-сопрано.

В финале вечера Алексей Татаринцев и Агунда Кулаева подарили поклонникам роскошные выступления на бис. Я надеялся на три произведения, а любимые певцы исполнили целых пять - о таком щедром подарке я не мог даже и мечтать и до последнего момента был уверен, что "Гранада" станет завершающей точкой концерта. И как же я был рад, когда оказалось, что это не так!!! Сначала после окончания русской оперной программы певцы обратились к жанру сарсуэлы. Алексей спел знаменитый романс Леандро из "Трактирщицы из порта" Пабло Соросабаля. И голос солиста очень быстро преобразился, обрёл густоту и плотность, редкую для лирического тенора, и продолжал звучать без малейших шероховатостей. Агунда Кулаева также исполнила арию из сарсуэлы - тоже очень яркую и искромётную. И на глазах перевоплотилась в новый образ, пела, удивительно тонко чувствуя колорит произведения и очаровывая жгучим и неописуемо глубоким тембром. Это был тоже один из самых впечатляющих номеров концерта! Такая захватывающая ария, исполненная во всех отношениях на высочайшем уровне - и сколько эмоций!!! И в третьем номере на бис два прекрасных голоса слились в "Гранаде" мексиканского композитора Агустина Лары.

И для завершающей части концерта Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев оставили два, пожалуй, самых известных широкой публике оперных фрагмента - Хабанеру и Песенку герцога. По крайней мере это два единственных оперных произведения, которые я слышал в записях и мог узнать по первым строчкам до начала моей любви к Музыке в 2009 году. И, на мой взгляд, совершенно не зря эти сцены настолько известны: одну из них я вообще обожаю без оговорок, а вторую всегда рад услышать в исполнении любимых теноров. Агунда исполнила Хабанеру необыкновенно артистично и выразительно, с массой динамических оттенков! Как же я люблю именно такие интерпретации Хабанеры! И эта великая ария замечательно ложится на тёмный голос певицы!!! Алексей Татаринцев неоднократно демонстровал просто волшебный, необыкновенно чарующий и наполненный звук и превосходный контроль над голосом во всей партии герцога Мантуанского, и, в частности, в песенке, которая даже если не отличается техническими сложностями, то позволяет показать красоту голоса на все сто процентов. И в БЗК Алексей в завершающем номере программы звучал неописуемо округло, сочно и мягко! Ни у кого в Сердце красавиц я больше не слышал такого впечатляющего тембра! Брависсимо!!!

Оркестр любимой Новой оперы под управлением Андрея Лебедева, меньше недели назад продирижировавшего двумя очень удачными спектаклями "Ромео и Джульетта" по опере Шарля Гуно, тоже стал одним из главных героев вечера, всегда звучал очень чисто и завораживал тембром звучания инструментов. Единственные микроскопические неточности я заметил на форте в Полонезе из "Евгения Онегина", но и этот номер в целом получился замечательно, аккуратно и ярко. Увертюра к Свадьбе Фигаро с самого начала задала высокую планку уровня исполнения всех произведенияй на этом изумительном концерте. В некоторых вокальных номерах в начале первого отделения мне хотелось, чтобы оркестр аккомпанировал певцам чуть-чуть тише (хотя проблем со слышимостью у Агунды и Алексея вообще не было), но начиная с каватины Фауста баланс силы звука между солистами и инструментами. Огромное спасибо Агунде Кулаевой и Алексею Татаринцеву и всем другим участникам концерта за этот незабываемый вечер, и спасибо Василию Ладюку за интересный фестиваль!