Пейзаж природы карандашом попроще четкий рисунок. Как нарисовать природу поэтапно карандашом. Как нарисовать карандашом природу поэтапно

24.06.2019

«Искусство - как природа. Если вы не пустите его в дверь,

оно войдет в окно».

Батлер С.

Поэты и писатели выражают свою признательность природе через слово, композиторы – через сочетание звуков, а художники – через изображение пейзажей, рисование природы. У каждого есть свой неповторимый и доступный ему инструмент, своя индивидуальность. Единым, пожалуй, является объект восхищения (собственно природа) и неповторимая гамма чувств, которые то или иное произведение искусства вызывает в человеке.

Природа! Это то, что всегда привлекает, притягивает взгляд, заставляет останавливаться, любоваться, восхищаться.

В живописи пейзаж – это может быть общий вид какой-либо местности; картины или рисунки, изображающие природу, различные ее виды и проявления, отдельные природные явления.

Изображая какой-либо пейзаж художник, безусловно, вкладывает в процесс свою душу. Он не стремится полностью скопировать сюжет, а пропускает его через свой внутренний мир, свое видение, вкладывая частичку себя в процесс рисования природы. Именно поэтому говорят, что живописный пейзаж – это не столько картина, изображение или копирование природы, сколько душа самого автора произведения.

Именно поэтому одно и тоже изображение, выполненное разными людьми, будет выглядеть и ощущаться совершенно по-разному.

Это не значит, что в рисовании природы нет каких-либо закономерностей и правил. Они есть. И именно обращая внимание на эти закономерности вы сможете с легкостью повторить практически любой, приглянувшийся вам, сюжет пейзажа (безусловно, пропуская его через свой внутренний мир, вашу индивидуальность) и получить свою неповторимую, целостную и «живую» картинку.

С вашего позволения, мы хотели бы предложить вам несколько важных уроков рисования природы. Надеемся, они помогут вам творить и выражать себя, создавая неповторимые пейзажи и настроение вокруг.

С чего же начинается рисование природы?

Прежде всего необходимо понять – что именно вы хотите изобразить. Найти и определиться с сюжетом, композицией будущей картины.

Здесь вам может помочь: ваше собственное воображение, реальная картинка природы за окном, возможно чей-то уже нарисованный сюжет или красивая фотография.

Кстати, идея рисовать пейзаж с фотографии – очень хороша. Во всяком случае вы можете уже не беспокоиться о том, что погода переменится и краски сменятся. Вы можете спокойно прерывать процесс творчества и легко погружаться в него вновь, не пытаясь удержать все детали пейзажа в голове. Достаточно просто взглянуть на вдохновивший вас сюжет фотографии и вы снова в процессе!

Линия горизонта

Как только это понятно – намечаем и прорисовываем линию горизонта на листе. Причем, проводите вы ее там, где считаете нужным (все зависит от вашей задумки или сюжета, который вы выбрали). Однако, обратите внимание – лучше проводить линию горизонта чуть выше или чуть ниже середины листа, не делите лист ровно пополам. Если картинка поделена на равные части – возникает ощущение искусственности и неестественности изображения.

Затем рисуются все остальные планы. При этом помните, что самый ближний к зрителю план должен быть нарисован в самую последнюю очередь. Соответственно, вначале прорисовывается задний план, план выше линии горизонта. В ходе рождения вашего шедевра вы, естественно, сможете добавлять детали на любой из планов.

Почему пейзажи так завораживают? Притягивают взгляд и мы как будто погружаемся внутрь картинки.

Что вызывает у зрителя то самое ощущение «живости», натуральности изображения?

Что создает целостность восприятия, откуда возникает чувство глубины и равновесия, когда мы созерцаем пейзаж?

Обратите особое внимание в наших уроках рисования природы на следующие моменты, которые помогут добавить «живости» и естественности вашей картинке. Верим, они помогут вам создать свой неповторимый сюжет.

Планы и перспектива

Дальний план:

  • используются более холодные цвета (обычно с добавлением белого и серого, серо-голубого цветов) – это отлично позволяет создать на картинке иллюзию глубины пространства;
  • менее яркий, менее насыщенный (в том числе и тени от предметов менее насыщены);
  • детали больше обобщены, нет четкой прорисовки объектов (они едва различимы, но узнаваемы);
  • его мы видим как бы в дымке воздуха, как будто смотрим через слой воздуха.

Очень хорошо это видно на примере горных (водно-горных) пейзажей.

Средний план:

  • изображение менее яркое, менее сочное;
  • менее четкое, без излишней детализации и прорисовки деталей;
  • значительно меньшие размеры у объектов;
  • едва-едва различимые детали.

Ближний план :

  • как правило, рисуется в более теплых красках;
  • можно обозначить контрастные яркие пятна;
  • мазки могут быть более экспрессивные;
  • предметы, объекты прорисовываются более ярко и более четко, крупнее;
  • используются темные тени.

Передний или ближний план тем и отличается, что он, на фоне остальных планов, приобретает более четкие формы. И это может достигаться как за счет четкой прорисовки деталей, так и за счет световых и теневых решений.

Если вы рисуете в том числе и какое-то природное явление, например, снегопад или туман, то усиливается воздушная перспектива . В этом случае средний и дальний планы становятся еще более однородными, более блеклыми по сравнению с ближним (основным) планом, еще более размытыми с едва ощутимыми контурами.

Размер и местоположение объекта

Это и будет неким объектом, так называемым центром внимания, интереса. Все опять-таки зависит от вашей задумки!

Как правило, основной объект пейзажа выделяется с помощью:

  • цвета – объект не обязательно должен быть более ярким, но обязательно более разнообразным по цвету, более насыщенным;
  • размера – объект может занимать большую часть картины (но не обязательно – должен , все очень индивидуально);
  • места расположения – объект располагается на ближнем (переднем) плане, однако не обязательно в центре картины;
  • окружения – область вокруг главного объекта наоборот, должна быть чуть менее заметной, менее яркой, менее приковывающей взгляд,

Смысл в том, чтобы внимание сосредотачивалось в первую очередь на объекте!

Для того, чтобы пейзаж заиграл и ожил, есть несколько моментов, на которые следует особо обратить внимание и обходить эти «острые углы» в изображении.

Чего следует избегать в изображении объектов

Для того, чтобы внимание не рассеивалось и взгляд (как и предположительно задумал автор пейзажа) был прикован к одному объекту, чтоб возникало ощущение гармонии (а не дисгармонии) следует однозначно избегать:

  • одинаковых линий (например, два совершенно одинаковых прямых или изогнутых в одну сторону деревца, цветочка, травинки и прочее),
  • одинаковых размеров и форм (например, две одинаковых вершины горы, два совершенно идентичных окна в доме, два или более одинаковых животных и прочее).

Если вы задумали центральный объект как состоящий из нескольких объектов (например, пара животных или людей) – внесите разные формы, придайте движение этим объектам. Один, к примеру, может быть больше, другой меньше. Один может двигаться, другой стоять или лежать на месте. Главное – чтобы они были в разных позах, разной величины и так далее.

Если вы в качестве объекта вы используете реку или дорогу, обратите внимание на то, чтобы линии не были прямыми, а наоборот, более изогнутыми, как бы «уводящими» взгляд внутрь картины.

Помните, что вода, дороги – создают ощущение движения. Тогда когда линии менее прямые, то взгляд как бы движется за линией и задерживается на изображении. Если же наоборот, дорога слишком прямая – то взгляд человека долго на ней не останавливается, а как бы «пробегает» и быстро ускользает прочь.

Относительно ровных прямых линий вообще очень интересная и отдельная история, со своими правилами.

Обратите внимание, если вам нужно в качестве объекта использовать «прямые линии» — например, вы рисуете какой-то мост, столб, мачту корабля, стену дома или часть крыши – то не следует изображать их слишком ровно «по линейке». Наоборот, делайте их смело кривоватыми (это придаст более естественный вид), маскируйте слишком прямые линии (например, прямую стену дома можно замаскировать растительностью, скамейкой). Прямые столбы у моста можно чуть искривить.

Квадраты, круги, треугольники в «чистом» геометрическом виде лучше вообще не применять. Это не значит, что надо всегда изображать кривые окна, двери, а кое-где можно просто прерывать геометрическую форму. Например, на прямоугольное окно можно поставить цветок в горшке, что уже внесет живость и гармонию в пейзаж.

Цвет

Что касается выбора цвета, то здесь есть тоже несколько важных советов, которые (очень надеемся) помогут вам создать «живую» и гармоничную картинку.

Основное правило – смешивайте цвета! Старайтесь никогда не использовать чистый цвет в том его виде в котором он у вас имеется. Допускайте яркость!

Смело смешивайте цвета друг с другом! Главное, чтоб цвет не стал грязным, с непонятным серым оттенком. А все остальное – приветствуется и вполне допустимо.

Выбор цвета также должен вызывать у вас чувство гармонии. Когда вы его выбираете, вы пропускаете его через свой внутренний мир, через свое видение пейзажа. Поэтому не стремитесь точно подобрать цветовую гамму, которую воспринимает ваш глаз (если вы переносите сюжет, к примеру, с фотографии). Главное, чтобы вам, в первую очередь, нравился цвет, который получится у вас, когда вы будете смешивать краски.

Конечно же, сама матушка-природа – многому учит нас. В отношении форм, цвета, насыщенности природных картин и объектов. Самое главное – ваша наблюдательность и желание творить, рисовать. Главное – взять и сделать что-то, пусть даже не совсем умело, а может быть вообще в первый раз. Просто разрешить себе – попробовать, прикоснуться.

Вдохновитесь, для начала, каким-либо пейзажем. Подберите нужные цвета, возьмите лист бумаги и определите линию горизонта, наметьте место главного объекта…

Главное – это то, что вы можете выразить свой внутренний индивидуальный мир в вашем творчестве, в изображении природы. А, возможно, вы создадите нечто особенное и волшебное! Картину! Которая будет радовать и восхищать не только вас, но и кого-то еще!

Помните, вы имеете право на творческие вольности!

Желаем вам радости и творческого самовыражения! Доставьте себе удовольствие, просто позвольте себе побыть художником!

    Оксана! Спасибо!
    Здорово, что Вам было очень познавательно и полезно — самое главное, когда материал может пригодиться! Удачи Вам в пейзажах!

Юля, большое спасибо за статью! Очень лаконично и понятно выражены основные идеи по изображению пейзажей, хорошо подобраны иллюстрации. Вдохновляет!

Если решились взять в руки карандаш, поздравляю, Вы – очень смелый человек. Потому что многие ужасно бояться рисовать, даже пробовать стесняются: «У меня не получится!». Получится! Не нужно бояться белого листа бумаги, в крайнем случае, тихонько выбросите листочек в мусорку или сожжете его на пустыре подальше от чужих глаз. Но помните, что технике рисования можно научить каждого, а вот передать свои эмоции на бумаге это сложнее. Поэтому если у Вас эмоций через край и рисовать хочется, не волнуйтесь, что техника хромает, это дело наживное. Берите и рисуйте. В этом уроке попробуем вместе нарисовать несложный пейзаж поэтапно.

Итак, как нарисовать природу карандашом? Берем лист бумаги и карандаши. Обычная офисная бумага не очень подойдет для рисунка карандашом, ее поверхность слишком гладкая. Возьмите лист ватмана А4, например. Этого вполне хватит. Карандашей хорошо бы взять три – один твердый HB, второй помягче – 4B и третий совсем мягкий – 8-9B. Первый используется для контуров и очень легкой штриховки, второй и третий для мягкого, четкого, контрастного рисунка.

  1. Намечаем линию дорожки, два больших дерева слева, горы и дальний лес.Помните, что в природе не бывает идеальных линий. Попробуйте почувствовать деревья, представить, как они росли годами, как наращивали свою кору день за днем. Под ливнями, под летней жарой, под трескучими морозами, сантиметр за сантиметром деревья набирали силу. Еще стоит помнить один момент. Внизу у ствола ветви толще и их меньше, вверх по стволу ветвей все больше и они тоньше. Леонардо да Винчи когда-то вывел формулу рисования дерева – объем ствола = сумме объемов стволов его веток. То есть если сложить все-все ветки, и самые крупные, и самые мелкие, получим обхват ствола. Дорожка тоже ровной быть не может, ее ведь делали не мастера-строители из искусственных материалов, а Природа. Начинаем рисовать, согласно самому важном правилу – от общего к частному. Поэтому сначала намечаем общие контуры по всему рисунку, потом тени, структуру предметов и в самом конце уже детали. Если начнете рисовать сразу с деталей, общая картинка рассыплется.


  2. Намечаем темные места и тени. Обязательно мысленно держите «солнце в голове», вы должны постоянно помнить о том, где находится источник света. Предметы, которые находятся аккурат перед источником света, будут очень темными. Это называется «контражур». Одно из наших деревьев освещено только «со спины», поэтому оно нам кажется почти черным. На второе попадает немного света, что придает ему объем. Именно при таком свете под углом очень хорошо видна структура коры. Она становится выпуклой, видны все трещины, шероховатость. Не забываем, что у деревьев на заднем плане тоже есть тени. Второй план прорисовываем более обще, потому что человеческий глаз на таком расстоянии деталей не видит и чем дальше предмет находится, тем более общим контуром он будет выглядеть.


  3. Начинаем прорабатывать детали. Кора дерева очень грубая, шершавая и ее можно изобразить ее вот такими «восьмерочками» или «петельками». Помните, что в тени таких «петелек» будет много, а ближе к свету – меньше и они будут мягче, только намек. Когда будете на прогулке в парке, рассмотрите поближе кору деревьев, она бывает невероятно красивой.


  4. Работаем над дальним планом. Контрастней делаем тени от деревьев, но помните, что тени не должны быть темнее, чем на переднем плане. Только на переднем плане будет самый сильный и яркий контраст. Иначе задний план будет «лезть» вперед, мешать восприятию и «забирать» воздух у рисунка. Поэтому второй план рисуем прозрачней. Немаловажно знать у какого типа дерева какой силуэт. У березы он будет свой, у ели совсем другой. Потренируйтесь, порисуйте силуэты сосны, клена и дуба. Это полезно для того, чтобы по одному контуру зритель мгновенно узнавал что это. На втором плане рисуем ели и старайтесь не делать их одинаковыми. Мало того, что это скучно и неинтересно, так еще и в природе не бывает. На этом небольшом наброске одна ель ближе и темнее, вторая – чуть дальше и светлее. Чем больше расстояние до предмета, тем он кажется нам светлее, и более «размытым». Никогда не прорисовывайте мелкие детали на заднем фоне. Они начнут спорить предметами на первом плане и рисунок станет плоским. Достаточно изобразить общую массу, контурами или намеками, тенями. Остальное «дорисует» воображение зрителя.


  5. Снова возвращаемся к первому плану и контрастней прорисовываем деревья. Дальнее дерево делаем еще темнее, а над деревом, которое поближе к нам, поработаем тщательней. Рука не должна быть зажата, кистью нужно двигать свободно и как будто «порхать» по рисунку – где-то линию сделать грубее, где-то легче. Потренируйтесь на кусочке бумаге – ведите одну линию то с сильным нажимом, то слабым, посмотрите, какая она становится живая. Кстати, при рисунке простым карандашом, подкладывайте под руку лист чистой бумаги, чтобы не размазывать рисунок, иначе будут некрасивые мутно-серые пятна, которые никаким ластиком не сотрешь.

    При рисовании земли, надо помнить, что это не ровный асфальт, а живая почва, значит, она имеет неровности, выпуклости, вогнутости, холмики и ямки. Это можно показать направлением штриховки – она может быть под углом, изогнутая, короткая, длинная, тонкая и грубая. Помните, что на земле не только вогнутости и выпуклости, а еще тень от листвы деревьев.

    Важно! Обязательно помните про фактуру каждого предмета. Кора дерева – шероховатая и грубая, ее лучше рисовать короткими и четкими линиями, трава – мягкая, ее лучше изображать тонкими штрихами, деревья и кустарники вдалеке – намеком, общей массой, контурами, неровная земля - штрихи должны быть повторяющие форму выпуклостей и холмиков, ели с торчащими ветками – темным силуэтом.


  6. Рисуем поле. От зрителя и вглубь рисунка поле будет все более упрощенным – то ли там просто травы, то ли ромашки, зритель сам себе придумает. Главное, показать, что это не голая земля, она густо заросла травой и выглядит как мягкий, толстый ковер. А там уже и цветы, и шмели, и кузнечики водятся.

    Теперь прищуриваемся и смотрим – все ли хорошо по тональностям и композиции. Не раздражает ли чего, не «проваливается» ли, не вылезает ли на передний план то, что должно оставаться второстепенным? Если нет, продолжаем рисовать…


  7. Снова возвращаемся к переднему плану и начинаем прорабатывать детали. Рисуем ветки, листву. Не нужно рисовать каждый листик. Человек воспринимает картинку всю, целиком и наш мозг устроен так, что достаточно показать контур, легкий намек, и он мысленно дорисует остальное. Еще раз напомню про «держать солнце в голове». Листва тоже отбрасывает тень на ветки, помните про это.


  8. Теперь обязательно заточите карандаш, чтобы он был острым. Нам понадобится тонкая и точная шриховка. Приступаем к рисованию неба и гор. Облака очень легкие, пушистые, их закручивают потоки ветра. Покажите их динамику, движение штриховкой. Можно сделать другой вариант – аккуратно заштриховать небо, сделать его темнее, а облака оставить совсем белыми. Горы тоже не нужно рисовать слишком резко, они находится далеко, почти в дымке, силуэта вполне будет достаточно.


Еще раз прищуриваемся, и проверяем ничего ли нам не мешает для восприятия? Можно уточнить детали, еще более контрастными сделать тени или добавить какую-нибудь мелочь, растение – по желанию. Главное, чтобы самый сильный контраст был на переднем плане, а композиция правильной и уравновешенной.

Нарисовать природу карандашом не так трудно. Для этого нужно быть наблюдательным и делать много зарисовок (на море, в кафе, на прогулке да где угодно). Главное научиться выражать свои чувства и эмоции. Даже если вы рисуете неправильно с точки зрения строгой техники, но с любовью, то, поверьте, это обязательно зацепит любого зрителя. Потому что чистая техника суха и не особо интересна, гораздо интереснее посмотреть отношение художника к тому, что он рисует, его восприятие окружающего, как отражение его собственного внутреннего мира. Удачи, вдохновения и не бойтесь рисовать, все получится!

МАСТЕР-КЛАСС «Акварельный пейзаж»

Урок живописи на пленэрных занятиях для педагогов и учащихся 3-4 классов ДХШ на тему: Этюды у воды.

Пономарева Любовь Иннокентьевна, преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3» МО г. Братска, Иркутской области.
Мастер - класс для учащихся ДХШ 3-4 класса (14-15 лет) и педагогов.
Назначение: наглядное пособие, подарок.
Цель: Ознакомление с основными методами и приемами последовательного выполнения этюда пейзажа акварелью.
Задачи:
Совершенствование умений и навыков в выполнении этюда пейзажа акварелью.
Развитие творческих способностей.
Воспитание любви и интереса к изображению природы.
Материалы: Акварель («Санкт - Петербург», «Нева», «Черная речка» или «Ленинград»); кисти круглые, белка №3, №6; бумага акварельная, банка для воды, палитра, карандаш.


Здравствуйте, уважаемые коллеги и любители искусства!
Мой мастер - класс называется «Акварельный пейзаж».
Пейзажи выполняются на пленэрных занятиях, и имеют большое значение, поскольку способствуют наглядному и практическому изучению законов световоздушной перспективы, приобретению новых знаний в освоении акварельных приемов и методической последовательности ведения работ.
Мы выбираем мотив пейзажа с водой и учимся писать отражение.
Существуют два основных акварельных приема- это лессировка, или многослойная живопись, и «а ля прима» - по-сырому, а так же производные от них многочисленные комбинированные приемы, направленные на выявление эффектности, многоструктурности и образности объекта.
Мы пишем пейзаж в традиционной технике многослойной живописи. Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя. Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода. Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.

Этапы работы.

1.Мотив пейзажа не очень сложный, поэтому выполняем рисунок сразу кистью, холодным или теплым цветом.


2.Выполняем акварельную заливку фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки.


3.Кусты и берега речки закрываем светлым и теплым зеленым цветом. Лучше, если зеленый цвет будет получен в результате смешения. Как известно, в акварельной коробке вам предлагаются не цвета, а краски. Чтобы получить цвет, нужно смешать, как минимум две краски.


4. В данном этюде доминирующие краски- синие, коричневые, охра, зеленый. Все последующие этапы работы выполняются по просохшему предыдущему слою. Определяем полутени кустарника на дальнем плане.


5.Усиливаем полутени второго плана, учитывая, что освещение верхнее, а кусты- это большие полусферические объемы.


6.Пишем отражение в воде. В данной речке очень слабое течение, поэтому отражение почти зеркальное. Как правило, оно всегда темнее и теплее реальных объектов. Пишем отражение вертикальными мазками, зеркально повторяя форму кустов.


7.Пишем воду, с отражающимся в ней небом, более темным цветом.


8. Усиливаем более яркими оттенками зеленого берег первого плана, не забывая, однако, о прозрачности акварели.


9. В тени кустарников ищем оттенки холодного цвета. Начинаем писать ели на дальнем плане. По отношению к кустарнику, они намного темнее.


10.Ели темные, почти плоские, так как находятся далеко, пишем их более тонкой кистью.


11. Усиливаем тень в кустах и воду первого плана, что дает ощущение пространства.


12. Показываем отражении елей в воде, усиливаем контрастность и плотность цвета в отражении кустов.


13. Подчеркиваем ветви в кустарнике, уточняем отражения первого плана.


14. Этюд готов. Успехов в творчестве!

Рисунок на экологическую тему "Береги природу". Что нарисовать?

    Задание нарисовать рисунок на тему Экологии или Защиты природы могут дать ученикам разных классов, хотя чаще всего такое задание можно получить в начальных классах на уроках Окружающего мира. Поэтому я постаралась не подбирать слишком профессиональные и сложные рисунки, а показать те, которые может нарисовать любой ребенок.

    Вот красивый рисунок и интересная тема, раскрывающая экологичные способы получения энергии:

    Вот интересное и образное раскрытие темы защиты природы с помощью выставленного зонтика:

    Часто встречается разделение поля рисунка на две половины, на одной показано что должно быть, на другой - уничтожение природы человеком. Можно даже предложить выбор:

    Или вот такой интересный проект:

    Мне понравилась идея с чашами весов: человек, увидя такую стенгазету, невольно задаст себе вопрос: а какую бы выбрал я?. Красочные иллюстрации помогут сделать правильный выбор.

    Плакат должен рождать некоторые эмоции, предыдущий даже заставляет думать. Следующий пример вызывает умиление и тревогу за природу, показывает нам, как на самом деле она хрупка перед человеком.

    Можно нарисовать природу например сидят несколько человек сидят на полянке и рядом нарисовать мешки с мусором что вы его кидаете не на полянку а складываете в мешки подчеркнуть это на рисунке.Можно просто нарисовать пруд и лебедя и ребенок его кормит много можно чего нарисовать ваша фантазия.

    Думаю что на плакате прежде всего должна быть отражена красота природы которую мы призываем сохранить от загрязнений и уничтожения можно повторить следующий рисунок,

    так же важно чтобы рисунок на экологическую тему Береги природу был красивым и ярким так он привлечет внимания большего количества людей, а значить обращение в защиту природы будет услышано, можно нарисовать животных которые нуждаются в сохранении, как это сделано на картинке ниже.

    Сейчас, практически во всех школах остро стоит проблема экологии и сбережения природы.

    Поэтому, очень часто детям задают домой домашнее задание в виде: нарисовать плакат или рисунок, в стиле: сохрани природу.

    Считаю, что самым запоминающимся станет плакат-сравнение, когда на рядом друг с другом можно отразить на одной половине природу, которую оберегают, а на другой - показать пагубные воздействия человека на природу (к примеру, мусор, непогашенные костры, которые вызывают пожары, срубленные деревья, загрязннные водомы, охота на животных, выбросы от заводов и т.д.).

    Ниже предлагаю ознакомиться с некоторыми наглядными примерами подобных плакатов.

    В настоящее время люди безжалостно уничтожают природу. В погоне за прибылью вырубаются леса и загрязняется вода и воздух. Если так пойдет и дальше, то через несколько десятков лет, земля превратится в пустыню. И действительно беречь природу надо начинать именно с детского возраста. Вот такой плакат предостережение должен напоминать постоянно, что природу надо беречь и бороться с теми, кто ее уничтожает.

    А также можно предложить еще плакаты, которые непосредственно говорят о том что природу надо беречь.

    Или вот еще. А этот плакат говорит о том, что мы можем лишиться той красоты, которую создает природа.

    Или вот еще.

    Тема экологии подразумевает под собой прежде всего защиту окружающей нас природы от вредного воздействия повсеместной деятельности человека. Таким образом на рисунках может быть изображены различные призывы к сохранению чистоты рек, озер, лесов, полей, воздуха и иллюстрации к ним. К примеру:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом - вам будет очень интересен материал этой статьи.

Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами - эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:

Передний и задний план

Пейзаж Левитана «Весна в Италии». На переднем плане можно различить цветы на ветках, доски деревянного забора, чем дальше от созерцателя — тем менее четкие формы и мазки.

«Оттепель». Деревья на заднем плане и линии горизонта едва различимы. На переднем плане хорошо видны стволы и ветви и даже маленькие веточки.

Картина Т. Кинкейда. На переднем плане можно различить даже надписи и выражения лиц людей, на заднем плане — еле различимы формы домов и окон.

На переднем плане можно вырисовывать все в деталях (кирпичи домов, узоры, текстуру дерева, цветы, неровности стволов деревьев, конструкции автомобилей….), используя насыщенные краски. Чем дальше вы уходите «вглубь» леса или города, тем мене четко изображайте или упускайте детали, используйте менее яркие краски, добавляйте легкую дымку.

Техника живописи A la prima

Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и у него возникнет закономерный вопрос: «Что же в этой картине главное?». Человеческому глазу не свойственно одинаково четко видеть цветок вблизи и тот, что находится в от него в 20 шагах.

Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.

Цвет в воздушной перспективе

Второе правило воздушной перспективы раскрывает суть, почему же этот вид перспективы назвали «воздушной перспективой»?

Все на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет воздушного пространства в котором он находится.

Примеры работ в воздушной перспективе

Пейзаж «Маковое поле». Кусты, холмы, поля вдали приобрели теплый розово-оранжевый оттенок закатного неба и солнца.

Пейзаж И.Левитана. Деревья и холмы вдали покрыты дымкой пасмурного сероватого неба.

Пейзаж «Кипарисы в горах». Горы вдали кажутся голубыми.

Чем более сумрачно небо, тем больше его цвет и свет будет передаваться всему окружающему. Если вы рисуете туманное утро, дождевой или снежный пейзаж, тем больше дымки и невыразительности должно быть вдали. Смело «замыливайте» все что находится далеко от наблюдателя.

Пишем зимний пейзаж «Оттепель»

В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:

Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.

Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.

Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.

Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.

Схемы линейной перспективы

Линейная перспектива — все параллельные линии сходятся в одной точке. Начальный этап работы над городским пейзажем.

К. Писарро «Бульвар Монмартр в Париже». Параллельные линии домов и дороги уходят вдаль и сходятся в одной точке.

Осенняя аллея Л.Афремова. Отлично прослеживается линейная перспектива.

Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.

В качестве примера «Дождевая аллея» в стиле Афремова:

«Дождевая аллея» Каждый следующий фонарь ближе к предыдущему.

Белая линия — линия горизонта, зеленая точка в центре — точка схода, красные линии — обозначают высоту фонарей.

Рисуем рыбу

Перспектива и восприятие

Рисуя что-либо в линейной перспективе, вы должны знать и понимать, что взгляд вашего зрителя всегда будет следовать по аллее, дороге или тропинке и приходить в точку схода.

Сделайте дорогу по которой следует взгляд зрителя интересной, яркой разнообразной, не монотонной, не скучной. Или изобразите что-то наиболее важное, ключевое, интересное для созерцания там, где дорога сходится в одну точку.

Примеры картин

«Горы в цвету». Горная дорога ведет взгляд к домику вдали.

К. Писарро «Монмартр ночью». Взгляд идет по дороге и уходит вдаль, рассматривая по пути все мелочи: машины, дома, прохожих.