Жорж бизе достижения. Биография бизе жоржа. Произведения для фортепиано соло

24.06.2019

Интересные факты из жизни французского композитора изложены в этой статье.

Жорж Бизе интересные факты

Александр-Сезар-Леопольд Бизе родился в Париже в 1838 году. Такое длинное имя ему дали на честь известных полководцев. Но весь мир его знает как Джорж Бизе

Семья будущего композитора была музыкальной — отец работал преподавателем музыки, а мать замечательно играла на фортепиано

Уже в девятилетнем возрасте Джорж Бизе демонстрировал свой необычайный музыкальный талант, и поэтому был зачислен в Парижскую консерваторию, несмотря на такой юный возраст. Он стал профессиональным композитором в 19 лет

Вершиной его музыкального творчества является опера «Кармен». Но «Кармен» не была по достоинству оценена музыкальным миром того времени. И только после смерти композитора его музыкальные произведения были высоко оценены знатоками музыки и вышли на первые места по своей популярности

Он был влюблен в леди Лионель, оперную диву, писательницу, графиню де Шабрийан. Она была старше его на 12 лет и всячески презирала Жоржа Бизе, пользуясь им когда ей было удобно

Был женат на Женевьеве Галеви, которая изменила ему с Эли Делаборд, преподавателем Парижской консерватории. Но все же у пары родился ребенок – сын Жан

Большинство музыкальных произведений Жоржа Бизе вошли в состав Золотого фонда мировой классической музыки

После первой не очень удачной постановки оперы «Кармен», он от отчаяния бросился поплавать в холодные воды Сены. На следующий день композитор свалился со страшной лихорадкой. Он стал резко глохнуть, онемели руки и ноги. Днем у него случился сердечный приступ. Умер композитор так и не дожив четырех месяцев до ошеломляющего успеха «Кармен» в Венской опере, на 37-м году жизни

Жорж Бизе приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера «Кармен».

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он «отдался музыке лишь скрепя сердце» - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе «Доктор Миракль».

Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. «Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна». Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. «Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста!» - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки.

Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: «Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный „Пророку“ (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..»

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль» автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. «Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу».

Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату «Васко да Гама» на сюжет «Лузиады» - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида «Пустыня» (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения.

После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: «Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку». Или в другом письме: «Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение „Гамлета“ (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!..»

В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой «Иван Грозный», обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга».

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы.

Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно.

Премьера следующей оперы - «Пертской красавицы», состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. «Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы». Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. «Я прохожу через кризис», - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка». Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы.

Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из «Арлезианки» - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы.

Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке» в его творческой эволюции. Он писал:

«Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу». Эта дорога привела его к «Кармен».

Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен» ещё во время работы над оперой «Джамиле», а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме «Кармен», точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре «Комической оперы». Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран.

Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир «Кармен», в начале 1876 года видел её на сцене парижской «Комической оперы». В 1877 году Чайковский писал: «...я выучил её наизусть, всю от начала до конца». А в 1880 году утверждал: «По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». И далее пророчески предрекал: «Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...»

Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. «Кармен», - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности«.

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.

Известный всему миру французский композитор Жорж Безе родился в простой парижской семье 25 октября 1838 года. Мальчика нарекли сразу тремя именами великих полководцев – Александр-Цезарь-Леопольд . Уже при крещении он получил имя Жорж, которое и вошло в историю.

Его родители не имели большого музыкального таланта – папа Адольф учитель пения, мама Эма – преподаватель по фортепиано. Но они сумели разглядеть и развить дар сына. Уже в 10 лет, еще совсем юного, его берут на обучение в Парижскую консерваторию. Именно там Безе напишет свои первые известные произведения.

Александр-Цезарь-Леопольд прожил, короткую (всего 37 лет), но насыщенную событиями и встречами жизнь.

Золотая пора детства и юности

У композитора практически не было детства. Уже с четырех лет он знал все ноты и играл на фортепиано. По родительскому наставлению изучение музыки занимало большую часть дня. И у мальчишки просто не оставалось свободного времени на игры и шалости со сверстниками.

Когда Безе поступил в учебное заведение, его день был заранее спланирован: ранний подъем, завтрак и занятия в консерватории. Мама всегда провожала и встречала его. После уроков – ужин в кругу семьи, и снова свидание с нотным станом и клавишами. Жоржа запирали в его комнате наедине с инструментом. Музицирование продолжалось до глубокой ночи, пока он не засыпал от усталости.

Мальчик плакал от обиды и злости, пытался противиться родительским наставлениям, хотя сам видел, насколько сильно раскрывается его талант после упорного труда на занятиях.

Годы, проведенные в консерватории, были плодотворными для композитора. Он обладал неподражаемой творческой интуицией, феноменальным музыкальным слухом и памятью. На занятиях был трудолюбив, с легкостью овладевал тонкостями музыкального искусства. В это время написано несколько всемирно известных композиций. Одна из которых – «Симфония до-мажор ».

Свое произведение семнадцатилетний Безе создал чуть больше, чем за две недели в качестве домашнего задания. Легкость, классическая отточенность формы и живое выражение характеризуют творение юного таланта. Оно стало известно уже после его смерти. В середине 20 века на музыку симфонии американский балетмейстер Дж. Баланчин ставил театральные постановки.

Уже на последнем курсе о нем говорили, как о подающем надежды композиторе. Оперетта в одном действии «Доктор Миракль» — первый профессиональный успех Жоржа. Он написал ее специально для конкурса Жака Оффенбаха, где разделил первое место и 1200 франков с Шарлем Лекоко. И вот в Парижской консерватории выпускной. Ему 19 лет, а он уже стал самым молодым лауреатом Большой Римской премии. Кантата «Кловис и Клотильда» принесла автору внушительный грант на обучение в Италии и получение стипендии от государства.

Рим, вдохновение, любовь …

Италия покорит сердце Безе величественной архитектурой — и одновременно разочарует – «Это для искусства потерянная страна» Молодой парень жадно впитывает колоритный запах итальянского быта, с восторгом пишет письма родителям о своих путешествиях. Он проведет там три года (1858-1860) оттачивая свое мастерство, напишет цикл пьес для оркестра (часть сюиты «Воспоминание о Риме»). Как позже напишет композитор, «это были мои лучшие годы» — изысканная кухня, богатая история города, культура и первая любовь …

Жорж никогда не считал себя красавцем. Полноватый, кудрявый, да еще и близорукий. Разве такие мужчины нравятся девушкам? Он робел, краснея, при каждом взгляде противоположного пола. Улыбчивая кокетка Джузеппа покорила пианиста-виртуоза легким нравом. Но влюбленным не суждено было быть вместе – из Парижа пришли дурные вести.

Трудные времена

Юноша уехал из Италии сразу как получил письмо из дома – его мать серьезно больна. Денег практически не было. Он вместе с отцом брался за любую работу – в основном давали частные уроки.

Столичное музыкальное сообщество встретило его прохладно. Никто не хотел связываться с молодым пианистом без авторитета и имени. В отчаянии Жорж обращается к популярному в то время парижскому издателю Антуану Шудану, который дает ему возможность заработать. Теперь виртуозный пианист занимается коррекцией и переложением чужих оперных партитур, пишет развлекательную музыку и… адски устает. В одном из писем он напишет: «Я истощен… Я разрываюсь на части».

Через год после возвращения умирает его мама. Впереди долгие годы нужды и забвения. Безе хочет творить, писать музыку, но на это у него совсем не остается времени. Тяжелая и малооплачиваемая работа отнимает слишком много времени.

Затяжной творческий кризис прервала новая любовь пианиста – Женевьева Галеви, дочь его покойного учителя. В июне 1869 года они поженятся, а в начале лета следующего года Жорж присоединится к Французской национальной гвардии и будет сражаться против Пруссии. После возвращения любимая жена подарит ему наследника – сына Жака.

Страстная Кармен

«Кармен» за время своего существования исполнялась на всех известных оперных сценах мира. С 1874-1875 года Безе работал над либретто, сочинял музыку. Прототипом главной героини стала его давняя любовь, разбившая ему сердце – прекрасная Могадор. Их роман можно было назвать мезальянсом, ему было 28, а ей уже 42. Пара распалась из-за темперамента женщины.

Премьера оперы состоялась в марте 1975 года. Тогда «Кармен» встретили холодно, посчитали музыку слишком тяжелой к восприятию, а сюжет примитивным. Жорж в порыве негодования бросается в ледяную воду Сены. Утром композитор сляжет в бреду с лихорадкой. Через три месяца он умрет от сердечного приступа. Безе не дожил до триумфа своего произведения в Венской опере всего 4 месяца. Скорая кончина пианиста была признана невосполнимой потерей для музыкального сообщества.

Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

Детство и ранние годы

Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

В расцвете сил

В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

Личная жизнь

Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

Смерть

Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.

Талантливый ребенок

25.10.1838 в Париже родился будущий всемирно известный композитор Жорж Бизе.

Он рос в музыкальной семье (отец преподавал вокал, мать была профессиональной пианисткой), поэтому с самого раннего детства Жорж был окружен музыкой.

Родители были его первыми учителями. К четырем годам ребенок уже хорошо знал нотную грамоту, играл на фортепьяно. Родители настойчиво занимались музыкальным образованием мальчика, не оставляя ему времени на игры со сверстниками.

Его успехи были настолько значительными, что даже не достигнув десяти лет, Бизе вступил в столичную консерваторию. Первые музыкальные сочинения появились у юного дарования в 13 лет. Утром мама вела Жоржа в консерваторию, а после уроков забирала домой.

Небольшой перерыв на обед – и снова занятия музыкой в отдельной комнате, где его закрывали и где мальчик играл на фортепьяно до полного изнеможения.

Впрочем, учеба не была для Жоржа особо трудным делом. Окончив консерваторию в 19 лет, он написал кантату «Кловис и Клотильда», за которую получил Большую Римскую премию. В таком юном возрасте, кстати, никто еще такую премию не получал.

Первая любовь и первые невзгоды

В Италии Жорж познакомился с веселой девушкой Джузеппой, влюбился в нее до опьянения. Он думал, что написанием пары комических опер, заработает достаточно, чтобы обеспечить с любимой безбедную жизнь. Но тут пришло известие, что заболела мать.

Жорж, уезжая домой, пообещал девушке вернуться, когда мать выздоровеет. На ее лечение юный композитор изо всех сил пытался заработать денег: он перекладывал партитуры опер других сочинителей для фортепьяно, за что ему исправно платили. Но денег все равно не хватало.

Больная мать, так мечтавшая увидеть своего Жоржа богатым и знаменитым, неустанно повторяла, что он должен написать симфонию, которая его прославит и выведет из нищеты. Он писал, росла кипа черновиков, но времени оставалось все меньше, а долги все росли. Мать угасала. Целый год упорного труда ради спасения матери так и не принес ожидаемого результата. Мать умерла, так и не увидев своего сына знаменитым.

Увлечение театром

Музыкальный театр давно привлекал Бизе. Он много писал для сцены. Но критика не особо благоволила молодому композитору. Он написал комическую оперу «Дон Прокопио», несколько оркестровых пьес, но все это не было оценено. Наконец, в 1863 г. произошел некоторый сдвиг: премьера оперы Бизе «Ловцы жемчуга» была замечена критикой, но без особого восторга.

Всего 18 раз опера прошла на сцене, а потом ее исключили из репертуара. И снова все вернулась на круги своя: упорный и безуспешный труд бессонными ночами, чужие партитуры, жалкие уроки музыки.

Безденежье и отчаяние. Оперная дива – Могадор

Знакомство с оперной певицей Могадор подарило Жоржу Бизе бурную страсть, которая не принесла ни счастья, ни даже продвижения в карьере. Она была знаменитостью в Париже. Ее знали не только как оперную диву мадам Лионель, но и как писательницу Селесту Венар и как светскую львицу графиню де Шабрийан.

Она была прелестной 42-летней вдовой и владелицей столичного музыкального театра. 28-летний Бизе был поглощен их взаимной страстью. Но именно эта женщина принесла много душевных мук Жоржу: она оказалась капризной и вздорной, постоянно устраивала скандалы и жуткмие сцены. Да и любовь юноши ей уже была не нужна.

Однажды в порыве гнева Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды. Молодой человек вышел на улицу. Была зима. Он простудился. Заболел надолго и всерьез: работал в постели, практически лишился голоса. Его связь с Могадор закончилась, но душевные страдания, как и физические, еще долго отравляли ему жизнь.

Брак

Весной 1869, в доме своего учителя, Жорж встретил его повзрослевшую дочь Женевьеву. Их роман развивался медленно. Неудача с оперой «Пертская красавица» (1866). Болезнь, потеря веры в себя, безденежье – все это опустошало душу композитора. Но все же однажды Жорж решился сделать предложение Женевьеве.

Поначалу юная жена окружила Бизе любовью и заботой, создавая ему комфортные условия для работы. Жорж работал не покладая рук: сочинял музыку и по-прежнему давал уроки. Вскоре Женевьева устала от такой жизни. Однажды муж застал ее дома с любовником.

Опера «Кармен» (1874)

Лебединой песней Жоржа Бизе стала опера «Кармен», где героиня так похожа на страстную Могадор. На премьере в зале Парижской оперы Бизе леденел от ужаса: неужели и в этот раз позорный провал? Публика реагировала вяло. Жорж понял, что его шедевр снова никто не оценил.

Женевьева уже после первого акта покинула театр. Раздавленный очередной неудачей, композитор в порыве отчаяния бросился в Сену. На этот раз его болезнь оказалась смертельной: жар, глухота, паралич рук и ног, сердечный приступ – и смерть 3.06. 1875. Ему было всего 37 лет.

Ему не суждено было увидеть себя и свою «Кармен» в лучах феерического успеха, который пришел через 4 месяца после его смерти в Венской опере. Все когда-то непризнанные произведения Жоржа Бизе, и в первую очередь его «Кармен», навеки вошли в число самых блистательных творений музыкальной классики.