Причины творческого кризиса и как с ним бороться. Творческий кризис - причины возникновения и как преодолеть

27.04.2019

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Творческий кризис посещает каждого человека, чем бы они ни занимался. Нет ничего сложнее для мозга, чем придумать, что подарить другому человеку на юбилей. Иногда нас одолевают невыносимые муки при мысли о том, что же приготовить на ужин. Подобные проблемы случаются и в творческих профессиях и личной жизни. Посмотрим, что приготовили нам люди, жизнь которых подталкивает к тому, чтобы здесь и сейчас выдать гору идей, иначе проект будет провален, а карьера - под угрозой.

Редко когда у книги нет автора. Книга «Опять творческий кризис? 90 способов как выйти из него» из этой категории. К ней известные и не очень представители творческих профессий делятся своими советами о том, как завести мозг и заставить его выдавать массу идей. Советы разные, профессии тоже, так что каждый может найти несколько необычных способов, а потом, возможно, вдохновиться и придумать свои собственные (даже придумывание своего способа выхода из творческого кризиса уничтожает последнее). Советы могут даже противоречить друг другу, но на это оно и искусство. Кроме того, некоторые люди метафорически описывают свое видение творческого кризиса, что тоже крайне интересно.

Найдите себе гения

Что прекрасно в гениях, как правило они встречаются в группах. Если вы найдете одного гения, это приведет вас к остальным. Сотрудничайте с гениями, особенно с непризнанными - они доступнее и ждут ваших предложений.

Продолжайте пробовать, рисовать и биться головой о стол

Совет от иллюстратора. Очень часто все способы выхода из кризиса являются лишь способами . Поэтому просто рисуйте, рисуйте что угодно, даже если сильно отклоняетесь от темы. Хотите стать художником, рисуйте и еще раз рисуйте, другого способа нет. Вы являетесь художником только когда рисуете.

Совершайте множество ошибок

Проблема творческого кризиса - в боязни ошибиться. Это подключает прокрастинацию, отлынивание, подгоняемое страхом. Ошибки прекрасны. Любая ошибка движет вас к и это новое мышление изменит все. Относитесь к ошибкам, как поводу стать лучше.

К концу велопрогулки все как-то налаживается

Я долго принимаю ванную, вода смывает все плохие мысли. Потом делаю уборку, ведь как можно размышлять, пока вокруг бардак. Если это не помогает, я сажусь на велосипед и стараюсь не думать о проекте. В конце все как-то само налаживается.

Поселитесь в дорогом отеле

Заранее оплатите все три дня, которые вы проведете тут. Возьмите с собой все самое необходимое. А теперь просто напишите десять тысяч слов. Если вам кажется, что у вас творческий кризис, подумайте о сумасшедших деньгах, которые вы выложили за проживание в номере.

Возьмите любую книгу. Какую угодно - это может быть научная фантастика, инструкция по сборке мебели IKEA, религиозный текст. Откройте случайную страницу и случайное предложение. Мне попалось предложение: «Боли не было, но эта сила была разрушительной». Прекрасно. Подумайте, какие чувства вызывает эта фраза в контексте текста, который вы или проблему, которую решаете. Или: «На следующее утро я отправился в Британский музей в Лондоне, чтобы увидеть сокровище». Идеально. Приходят мысли о вампирах, проклятых драгоценностях, Индиане Джонсе, святом Граале. Почему нет? Смешивайте тексты разных авторов, пытайтесь зацепиться за любую фразу. Не понравилась фраза? Не беда, возьмите другую, вас никто не заставляет зацикливаться на чем-либо.

Проговаривайте все

Паника. Вас переполняет чувство тревоги, вы начинаете метаться как обезглавленная курица. Я завариваю чай или кофе - необходимо освежиться. Выйдите прогуляться, говорите с людьми о вашей проблеме или сами с собой.

Меняйте чипсы

Это испанский эквивалент, означающий перезагрузку сознания, изменение вашего мышления, взгляд со стороны. Измените что-либо в вашей жизни, что угодно. Пишите не за столом, а в кафе, меняйте еду, ходите в такие места, в которые никогда бы не пошли.

Творческий кризис - это рост

Старайтесь всегда оставаться оптимистом, засыпайте и просыпайтесь с одной-единственной мыслью: «У меня не закончились идеи, я просто стараюсь придумать что-нибудь получше». Все же очень просто - если вы будете твердить себе, что ничего не получится, ничего и не получится.

Не бывает двух одинаковых творческих кризисов

Не нужно создавать правил борьбы. Кризисов бывает очень много и все они разные, как снежинки. Генерируйте плохие и посредственные идеи, так вы сумеет натолкнуться на что-нибудь стоящее. Используйте все способы, которые знаете. Один и тот же способ способен так же приесться и временно перестать работать.

Почему бы не выпить кофе прямо перед сном?

Лучшие идеи приходят во время попытки уснуть. Положите рядом с собой блокнот и ручку, а также создайте возможность включить свет, даже не вставая с кровати.

Сделайте что-нибудь

Приговьте выпечку, уберитесь в квартире, помойте посуду, нарисуйте рожицу на стикере и приклейте ее на свой компьютер, наколите дров.

Творческий кризис - это нормально

Прекрасная мысль. Всякий раз, когда наступает кризис, мы начинаем посыпать голову пеплом и проскальзывает мысль: «Ну вот, это случилось. Я отупел и постарел». Выбросьте ее из головы и начните заменять ее на другую. Творческий кризис пройдет, он проходит всегда, особенно когда вы расслабляетесь и не давите на него.

Просто. Объясните. Проблему.

Творческий кризис очень часто наступает, когда мы пытаемся решить проблему, которую сами для себя не сформулировали. Разве не глупость? Начните смотреть на проблему. Удивительное мысль, которую стоит понять каждому - в любой задаче есть ответ. Не у любой, а в любой. Ответ есть в самой задаче, вот что вам нужно понять. Ему больше негде находиться. Поняв это, вы покажете своему мозгу, что решение есть в задаче, а значит ваша проблема решаема.

Книги!

Зачем пытаться выудить какой-то проблеск ответа, если можно порыться в книгах - бездумно, бессистемно и запустить в мозге цепь .

Сядьте, замолчите и отключите интернет

Давно ли вы просто размышляли в тишине? Разве не странно, как мы заменяем размышления просмотром страниц в ? Устройтесь поудобнее в кресле и просто размышляйте. Все гении так делали.

Поешьте сыра перед сном

И посмотрите, что из этого выйдет. Мало ли.

Креативность - это мышца

Ей тоже нужно отдохнуть и восстановиться. Так же как и тренировать. Чередуйте работу с просмотром фильмов, играми и книгами.

Дедлайн - лучшее средство

За многие проекты вы просто не сможете взяться, пока не включатся механизмы выживания. Обещайте другим, что сделаете проект через пару дней. Или обещайте это себе. Сделайте проект за 10 минут. Пускай на проект уйдет, по вашим оценкам, месяц, сядьте и решите, что сделаете его за 10 минут. И посмотрите, что получится.

Представьте, что вы опоссум

Это все прекрасные советы, которые поданы под ироническим соусом, а ведь именно ирония и позволяют высвободить тонны нашей креативной энергии и позволяют расслабиться. Экспериментируйте с данными советами, распечайте каждый из них на лист А4 и повесьте на стену.

А какие методы выхода из творческого кризиса знаете лично вы? Поделитесь этим в комментариях.

Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.

Откуда берется творческий кризис

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.

Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.

Творческий кризис: способы преодоления

Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.

1. Хороший отдых

Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.

2. Физические нагрузки

Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.

Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.

3. Переключение задач

Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.

Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:

  1. Избавитесь от творческого кризиса
  2. Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно

4. Мозговой штурм

Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.

Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.

Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.

5. Советы

Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.

Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.

6. Проблемы

Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.

Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.

Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.

7. Доработка и переделывание

Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.

Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.

В таком случае, Вы:

  1. Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
  2. Во-вторых, развиваете направление
  3. В третьих, экономите массу времени

Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи

Дата: 2013-10-22

Здравствуйте читатели сайта .

Сегодня в этот замечательный день я решил написать лирическую статью, которая написана для всех творческих людей, включая меня самого. Творческий кризис! Что это? Что делать, когда он возникает? Как преодолеть творчески кризис? Все в этой статье. Читайте не спеша, а то многое можете упустить.

Творческий кризис. Что это такое?

Что такое творческий кризис? Чтобы было понятно, я скажу так: творческий кризис – это запор в голове, когда туда не лезут свежие и гениальные мысли. То есть человек думает и думает, и никак не может придумать что-то ценное и подходящее. Вот я, например, пишу статьи для сайта и иногда не знаю, на какую тему мне писать, чтобы людям захотелось прочитать эту новую статью. То есть у меня бывает такое, что я тупо сижу и смотрю в стенку. Запор в голове. То есть тоже сидишь и напрягаешься, только голову, а не ….

Музыканты, поэты, писатели, блоггеры, сценаристы – иногда сталкиваются с творческим кризисом. Знаю, что Джоан Роулинг сталкивалась с этим. Об этом я как-то в газете прочел, что однажды она сильно переживала по этому поводу, звонила мужу, а он ей советовал просто успокоиться. Музыканты тоже сталкиваются, и иногда не во время. На пике популярности нужно сочинять новую музыку, чтобы удержаться на плаву. А тут нежданный запор… то есть творческий кризис пришел, который может все разрушить.

Что делать и как преодолеть творческий кризис?

Хороший вопрос, не правда ли? Творческий кризис наступает тогда, когда заканчивается состояние потока. Его как будто кто-то перекрывает. Если Вы не знаете, что такое состояние потока, объясняю: это когда в голову лезут такое огромное количество мыслей, что человек не успевает их фиксировать. Я уверен, что Вы знакомы с такой ситуацией, когда в школе Вам задавали написать сочинение, а Вы не знали с чего начать. Сидели и сидели, а потом просто написали первую строчку. Ну понятно, что она не лучшая… Потом вторую, третью, и полилось и понеслось. В голову неожиданно стало лезть столько мыслей, что Вы не успевали их записывать. Это и есть состояние потока. Творческий кризис – это отсутствия потока.

Так чё с ним делать-то, с этим кризисом творческим. Проще сказать, откуда он возникает. А возникает он тогда, когда в голове появляется напряжение. Ну может не в голове, а внутри человека. Чтобы Вам стало понятно, рассмотрим пример. Я заметил, что я обладаю , которое иногда не знает границ. Я умею во время ляпнуть, подколоть, сказать что-нибудь смешное, изобразить кого-нибудь и так далее. Я не знаю как, но «смешные мысли» сами откуда-то приходят. Но если выпустить меня на сцену и сказать – «Рассмеши публику» , я, когда увижу толпу народа, которая смотрит и ожидает что-то от меня, впаду в ступор. Напряжение перекроет мне поток, и кроме "бу-бу" я больше ничего не смогу сказать.

Другой пример. Допустим, именно Вы пишите статьи для блога или журнала. Пока Вы один в комнате, Вам легко это делать, но стоит посадить рядом с Вами человека, который будет критиковать каждую Вашу строчку – ВСЁ! Возникнет внутреннее напряжение, и запор тут как тут.

Человеку просто необходимо и напряжение, чтобы войти в состояние потока. Я как всегда рекомендую Вам . Читайте статью – . Кроме медитаций, предлагаю Вам здоровый и полноценный сон, и сходите в сауну или баню наконец-то. Максимальное расслабление в таких местах гарантирован.

Когда наступает творческий кризис и хорошие мысли не лезут в голову, приходит время, когда нужно временно отойти от дел, кроме тех случаев, когда установлены какие-то сроки (книгу написать, музыку сочинить). Если Вы не имеете временных рамок, тогда смело поступайте таким образом. Отойти от дел, это значит вообще не думать о своей творческой работе. Иногда надо отвлечься! У Вас что? Других забот больше нет? Оставьте свое дело на два-три дня. После отдыха могут придти свежие мысли.

Чтобы было проще забить на свои дела, предлагаю Вам назначить встречу со своими друзьями. У них как раз совсем другие интересы, которые помогут Вам переключить свое внимание. Этот способ действительно помогает преодолеть творческий кризис. Главное – переключить внимание. Наедине с собой Вам не удастся это сделать, даже если Вы будете смотреть кино, Ваши мысли будут витать вокруг Вашего проекта или дела. Такого нельзя допустить.

Еще одна причина творческого кризиса – это угасание счастья и радости. Вы же знаете, что трудно работать, когда находишься в . А когда человек находится в состоянии и

ПлохоОтлично


Как преодолеть творческий кризис?

Вдохновение и творческий кризис всегда рядом, но все же между ними есть разница.

Вдохновение , на мой взгляд, – это настроение, душевный подъем, это особое состояние «легкости» творчества, когда все удается – и сложные вещи тоже. Творческий кризис – это как раз потеря озарения, догадки, идей.

Писательский кризис чаще всего связывают с отсутствием идей. Мне кажется, это не совсем так. Вернее, это одна из причин, но есть и другие. К примеру:

– идеи есть, а вот умения их воплотить – нет;

– чувство неудовлетворения от собственных результатов;

– опустошенность после завершения большой работы;

– невозможность ориентироваться в потоках информации тоже может вызвать кризис;

– неудовлетворение от переноса того, что в голове, на бумагу (файл) – так называемая «немота»;

– ощущение, что все уже написано, сказано;

– отсутствие читателей и ощущение ненужности творчества и т.д.

Причин много, и у каждого писателя они свои.

Я попробовал собрать способы и приемы выхода из творческого тупика, озвученные в сети (как и в случае с вдохновением). Заметил, что, часто и для возврата вдохновения, и для выхода из творческого кризиса, предлагаются одни и те же способы. Потому я их рассортировал и выделил те, которые необходимы (или называются необходимыми) для преодоления творческого кризиса.

И снова мы с Тином проводили эксперименты на себе и пришли к выводу, что способов много, но выбор их в большей степени индивидуален, чем выбор при возврате вдохновения.

Посмотрите таблицу, а как с ней работать, чтобы и вам она принесла пользу, вы уже знаете .

Способы и приемы Плюсы Минусы Мои комментарии Комментарии Тина
Возвращение идей
Медитация 15 минут в день расслабления и якобы «недумания» отвлекают от размышлений, выводят из тупика, возвращают силы, энергию, появляются новые идеи и вдохновение Речь не идет о сне Не знаю, нужно попробовать… Если я найду эти самые 15 минут))) Не умею) Мне кажется, сразу усну
Переключитесь на раздумья о будущем Способ помогает на время забыть о проблеме, о задаче, которая не поддается решению, а позитивные картины будущего дают отдых и новые решения Размышления об апокалипсисе не способствуют вдохновению Хм… одни фантазии заменяются другими. Да, это помогает Я часто думаю о нём, но зависимости от вдохновения не замечал)
Переключитесь на воспоминания Аналогично, приятные воспоминания возвращают силы и энергию, в них же можно найти решение задач Трудно иногда отделить хорошие и плохие воспоминания Трудно сказать, наверное, этот способ не для меня. Во всяком случае, я его не связываю с преодолением творческого кризиса Точно так же... Из прошлого можно утянуть ощущения, но это лишь детали, когда вдохновение уже есть. Зависимости вдохновения от приятных или страшных воспоминаний не замечал
Пробуйте что-то новое Любое творчество требует новизны, стоит ее поискать, и тогда вы получите новые идеи Способ труден, когда вы, к примеру, уже обдумали сюжетный ход рассказа Это хорошо, когда что-то начинаешь, а когда «скелет» сделан, новое может увести в сторону. Отсюда ведь желание авторов запихать в рассказ все, что он видел и знает с момента рождения Новые идеи и жанры – вот как конкурсные – в сочетании с установкой – вдохновляют. Вернее, служат направляющими, по которым будет расти цветок рассказа. Почему бы не вырастить?)))
Наблюдения Наблюдение за миром, за людьми, за ситуациями и действиями рождает определенные рефлексы и новые мысли Не все умеют правильно наблюдать Это я люблю, приходится иногда мысли записывать на чем попало))) Наблюдения дают замечательный материал для отдельных сценок. И могут подопнуть вдохновение, особенно когда «мысля пошла»
Эксперименты Если рассказ не пишется, а идея есть – экспериментируйте с сюжетом, с набором героев, как с кубиками, изменяйте, меняйте местами, введите в рассказ то, что вам раньше казалось немыслимым и т.д. В результате в процессе таких изменений появятся новые идеи Или уничтожат рассказ Я часто так делаю))) Помогает Это сложно, но вдохновляет)
Саморазвитие Учитесь, познавайте, развивайтесь, осваивайте новое, исследуйте – развитие является основой творчества. Иначе – никак Можно увлечься чем-то другим и бросить, к примеру, писательство. Важны цели Я жадный в этом отношении, хватаю все, и все использую потом Обязательно. Когда изучаешь предмет, который описываешь – вдохновляешься ого-го, вплоть до изменения сюжета
Размышляй Творческая задача требует размышлений. Они уведут вас от шаблонов и стереотипов Шаблоны и стереотипы – не всегда вред Ну куда ж без этого?))) Дык это обязательно. Ещё скажите «не забывай дышать»
Собирай Собирайте свои идеи, впечатления, ощущения… Записывайте, консервируйте, сохраняйте черновики – это все может однажды пригодиться. А в период кризиса возврат к старой вещи может быть способом его преодоления Не забудьте про порядок, архив – это не хаос Согласен на 100 % Это, скорее, привычка, чем метод вдохновения)
Интеллектуальные игры
Свободные ассоциации Откройте словарь на любом слове и запишите все связанные с ним мысли, которые возникнут в вашей голове. Или загадайте два случайных числа, соответствующие номеру страницы и строке, затем откройте и найдите соответствующее место в книге. Или попросите кого-то дать вам ассоциацию, поработайте с ней. В результате – масса новых идей Помните о случайности Интересно, да, вот иногда разговор в нашем чате дает толчок что-то написать У меня, к несчастью, их слишком много, и потому статистически использую редко. Большинство идей гаснет за отсутствием времени на воплощение
Свободное письмо Фрирайтинг : вы должны в течение небольшого отрезка времени, допустим, 10 минут, без пауз и обдумывания писать все, что только придет вам в голову. Иногда получается очень интересно Потом придется дорабатывать «что вижу, то и пою» Редко так пишу, очень. Чаще – стихи Раньше писал) Сейчас – редко, стараюсь «уложить» свободные размышления в рамки «долгов», например, в заметки или отчёты
Найди свою игру Интеллектуальных игр – много. Найдите те, которые вам интересны, и которые лично вас выводят из кризиса Никогда специально не искал, но, думаю, в этом есть смысл Не представляю)
Наши привычки и требования
Не ожидайте совершенства Довести все до совершенства – это хорошо, но бесконечно этого делать нельзя Помните о перфекционизме Ну… я очень требовательный к себе человек. Иногда это мешает))) Знаю, что совершенство – недостижимо, да и не абстрактно. Но именно работа над несовершенством даёт очень сильный творческий импульс
Не ждите Музу (вдохновения) Начинайте творить, не дожидаясь вдохновения. Ремесло и творчество, словно братья. Там где один, там и другой Трудно иногда понять – переросло ли ремесло в творчество Мне лично это помогает Ждать – не наш метод, жизнь коротка
Наше время
Творческие предложения Будьте активными, соглашайтесь на все творческие предложения, конкурсы, проекты – это дает новый опыт, знания и возможности На это нужно время Я хочу! Было бы еще побольше времени Люблю) Но не люблю участвовать в чём-то, что зависит от чужого вдохновения, если с ним проблемы)
Распределите время Иногда множество ваших идей мешает сосредоточиться на чем-то одном. Расставляйте приоритеты и распределите время Трудно иногда расставить приоритеты, обозначить цели Хороший совет, но не всегда ему следую, могу и увлечься чем-то другим Жизнь – непредсказуемая штука. Я бы заменил на «используйте время»
Не тратьте время на соцсети, почту, блуждание по сайтам и прочее Это отвлекает и забирает ваше время Угроза одиночества Странный совет, мир уже не существует без этого Да ну, ерунда. Выходить на улицу или гулять по сайтам – это хорошо, если в меру). И на вдохновение влияет позитивно, если влияет
Активизация творчества
Разделяй Отвлекись от глобальной творческой задачи, разбей ее на маленькие части, работай с ними последовательно, а потом собери обратно в одно целое, это помогает преодолеть кризис Избегай хаоса Пользуюсь иногда, особенно если это роман, скажем, или статья Это, скорее, метод, а не причина активизации. Работа логическими блоками организовывает
Визуализация Визуализация мыслей сразу их оживляет, вспомните черновики классиков, рисунки на полях Нужно вовремя остановиться Да, мне это помогает. Я очень люблю книги, в которых есть иллюстрации Люблю) Очень люблю рисовать картинки к тому, что пишу. Есть работы, которые вдохновляют самой атмосферой – что хочется бросить всё и бежать-писать
Найди причину ступора, тупика Если ты застрял – это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Отыскать ее – значит найти выход из тупика Иногда это трудно сделать самостоятельно Согласен, у всего есть причина, если ты ее понимаешь, то можешь устранить Ну нашёл... И что?)) Обычно это – внешние проблемы. Осознание их – не секрет и не решение
Сделай решение легким Иногда само решение задачи понятно автору, но оказывается очень тяжелым в исполнении. Отсюда остановка. Постарайтесь найти легкое решение творческой задачи или отложите на время Легкость – не всегда на пользу произведению, его смыслу Вот не знаю, я люблю сложные задачи, как раз они помогают преодолевать творческий кризис Неинтересно. Просто так съехать на санках – не так интересно, как на бобслее и не даёт такого кайфа и импульса повторить
Помни о читателе Целевая аудитория – это важно. Автор должен понимать, для кого он пишет. Эта направленность помогает сконцентрироваться на смысле произведения и на адресате, создает мотив для творчества Вечный вопрос: кто за кем идет? Иногда думаю))) Читатель – стимул писать «под него»... В принципе, иногда помогает)
Творческая паника Творческая паника заставляет хвататься за все сразу, в итоге до конца не доводится ничего. Используйте все перечисленные способы, чтобы ее не допустить Эмоции иногда не поддаются Опять же, не знаю, не помню такого Паника? Не понимаю
Рутинная работа Редактирование, корректирование, чтение вслух, правки разного рода – все это рутинная работа, которую можно делать в период кризиса, и которая помогает его преодолевать Ее все равно нужно делать А я люблю эту работу и тоже считаю творческой Рутинной работой можно увлечься и перепахать горы. Она может увлечь сильно, и если это – писательство, то, наверное, тоже
Принцип «первой фразы» Никогда не зацикливайтесь на начале. Иначе – тупик. Пишите сразу черновик и ничего не правьте до поры, до времени Все же этому есть предел Конечно, всегда есть возможность вернуться к началу. Но обычно мой черновик не очень длинный, потому что меня в конце концов начинает раздражать неправленый текст. Однако способ быстрого письма очень хорош Нет, при письме оставляю «маркеры», где меня не устраивает текст. И, пока пишу, «вторым слоем» додумываю эти места и возвращаюсь. Игнорировать второй слой – почти насилие, зачем?

Поразмышляв и заполнив таблицу, мы с Тином пришли к выводу, что преодолеть творческий кризис чаще всего помогают вполне простые вещи:

1. Наблюдения

2. Эксперименты

3. Саморазвитие

4. Визуализация

5. Рутинная повседневная работа

Интересно, ваше мнение совпадает с нашим?

Есть хорошее слово «пахать». Пахать – в любом случае. Работать и понимать, что творческий труд тебе самому нужен…

И вот смотрел я все эти собранные способы и приемы, думал, и чего-то мне не хватало. Хотелось бы сказать еще вот о чем: на мой взгляд, есть вещи, которые в многочисленных статьях о вдохновении, творческом тупике или не называются, или не объясняются.

Важная вещь – это эмоциональная среда автора .

Представьте, писатель пишет роман. Он вживается в судьбу героев и раз за разом переживает определенное эмоциональное состояние. Как и актеру на сцене, ему бывает очень сложно переключить его на другое, но актер этому – учится!

Нам часто снятся сцены из будущего романа или рассказа, мы все время думаем об этом, мы огорчаемся или любим вместе со своими героями.

Выйти из этого состояния – нужно уметь. А это не так-то просто.

Иногда помогает прием «кино» , когда автор как бы мысленно монтирует фильм, смешивая разные сцены будущего рассказа и не позволяя себе крепко погрузится в эмоции одной сцены.

Творческое развлечение – тоже неплохой выход их кризиса. Когда автор так и эдак, словно карты, тасует поступки своих героев – это помогает ему обрести новые идеи.

Однако многие не умеют остановиться, пишут серии, не понимая, что все уже – конец.

И тут нужны новые эмоции и длительный отдых, возможно, с переключением на что-то другое. Известно же, что Л. Толстой, «отдыхая» от «Войны и мира», учил и выучил некоторые языки.

Поиск и устранение причины.

Важно, на мой взгляд, найти, точно установить причину потери вдохновения и творческого кризиса. А причины бывают разные.

Внешние причины обнаружить довольно легко: это и неприятности на работе, в институте, нахамивший продавец или водитель автобуса, усталость, проблемы в семье, бытовые трудности, отсутствие необходимых ресурсов для творчества и т.д.

Лично мне трудно творить, если я, скажем, поссорился с кем-то. А однажды я обнаружил причину кризиса в – не поверите – сломанном чайнике. Реально: я не мог писать нормально, все время отвлекаясь на кипячение воды в кастрюльке. И серьезное, и смешное может быть причиной.

Все эти причины бывают не только негативными. Вполне позитивные вещи тоже могут выбить вас из творческой колеи. К примеру, если у меня вечером свидание, я думаю о свидании, а не о новой главе романа.

Внутренние причины не так просто бывает обнаружить.

Отсутствие идей – не причина сама по себе. Почему их нет? Вот в чем вопрос.

И тут, если вы поищите причины, иногда происходят очень интересные вещи. К примеру, вы набросали сюжет рассказа, а он не пишется, вы мучаетесь и не понимаете, что ваше внутреннее «Я» изо всех сил сопротивляется тому развитию и действиям героя, которые вы придумали. Или же вам элементарно не хватает опыта, знаний, чтобы развить идеи. А может «разброс» идей не дает вам возможности поставить точку.

Но! Важно не только найти причины, но и устранить их . Иначе ничего не получится. И если для возврата вдохновения нужно будет с кем-то помириться – придется это сделать. И если для новых идей нужно освоить новые знания – придется это сделать.

Больше скажу – даже из состояния горя людей выводило творчество. И я знаю таких, которые написали одну книгу – книгу памяти – но это их самих вернуло к жизни. Что уж тут говорить о сломанном чайнике, сам факт существования которого прямо просится в памфлет?

Мы же с вами понимаем, что проблемы в нашей жизни существуют всегда: большие или маленькие, трагедийные или не очень, но, так или иначе, нам их приходится решать.

Вот уж поистине «…что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» – писал В. Маяковский.

Что же делать? А вот тут поможет, на мой взгляд, мотивация.

Мотивация как способ преодоления творческого кризиса.

Собственно говоря, мотивация в самом примитивном значении – это понимание того, для чего (или для кого) ты вообще что-то делаешь.

Даже если это и так (поверхностно), то мотив творчества все равно будет присутствовать.

Очень часто мотивация появляется спонтанно, из внешней среды .

К примеру, есть люди, которые вас поддерживают. Они ждут вашего творчества, они вас читают, они вас критикуют – в любом случае, они к вам неравнодушны. Таких людей может быть много, а может быть, что это два близких друга или парочка родственников.

Очень сложно что-то писать в полном одиночестве. Наверное, поэтому огромное количество графоманов, найдя двух-трех поклонников своей графомании, держатся за них, как за спасательный круг. И это хорошо. Это вдохновляет. Человек творит – для них. Конечно, желательно при этом не чувствовать себя звездой и учиться. Вспомним знаменитые строчки: «…хвалу и клевету приемли равнодушно…»

Мне в этом отношении повезло: мое творчество поддерживают родные люди, друзья и любимый человек. У меня есть круг читателей, чье мнение мне ценно и которых я уважаю и люблю. Мой любимый человек замирает и практически не дышит, когда я что-то там творю. И это ведь тоже одна из причин теперь уже и любви, а не только творчества.

Во-первых, есть все же читатели, критики, есть сообщества (сайт) .

Я думаю, тут не нужно стесняться просить рецензию, на нашем вот сайте можно и рецензию заказать , и напрямую обратиться к инквизитору с просьбой прочитать работу. Бояться этого не нужно, наоборот, ругают вас или хвалят – это сообщество, которое даст вам опыт.

Во-вторых, нет мотива – создайте его сами!

Пусть это будет что угодно: от мечтаний, что ваш рассказ о том, как землеройка обрела смысл жизни, получит нобелевскую премию в области литературы до представлений, как его прочитает ваш друг или кто-то на сайте, что вы сами будете счастливы и довольны.

Тут важна степень вашей адекватности и восприятия: не секрет же, что авторы, которые обрели вдруг пару читателей, звездятся так, словно их уже издали миллионным тиражом на Марсе.

Недооценка часто создает условия для творческого кризиса. Однако и переоценка тоже.

Если вы научитесь держаться «золотой середины» – вы продвинетесь ой как далеко.

Про себя скажу – я себя чаще всего недооцениваю, и мне это очень мешает.

В результате пришел я вот к таким выводам:

1. Не бывает универсальных способов, у всех все индивидуально. И тут, как ни странно, нужно вдохновиться, чтобы эти самые собственные способы отыскать и потом их использовать.

2. Элементарная лень и отсутствие ответственности за свое творчество очень часто принимаются за потерю вдохновения и творческий кризис.

3. Неумение искать, отсутствие знаний приводят к вечным риторическим вопросам-всхлипам: как мне вернуть вдохновение или преодолеть кризис?

Как – понятно же. А вот что ты при этом делаешь – никто не видит. Любые действия лучше, чем бездействие.

Это что касается моего личного отношения к подобного рода вопросам.