Возраст анастасии волочковой. Анастасия Волочкова: карьера и личная жизнь

08.05.2019

Анастасия Юрьевна Волочкова - эпатажная балерина, общественный деятель, заслуженная артистка России

Дата рождения: 20 января 1976 г.
Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Знак зодиака: Козерог

«Меня Бог на эту землю послал с определенной миссией: танцевать, дарить людям любовь, красоту. Танец - это таинство, во время которого я чувствую себя счастливой».

Биография Анастасии Волочковой

Анастасия родилась в семье спортсмена, мастера спорта по настольному теннису, тренера по легкой атлетике Юрия Федоровича Волочкова и экскурсовода Тамары Владимировны Антоновой, которая посвятила свою жизнь любимой дочке, став ее первым продюсером и директором. Правда, сама Анастасия сожалеет, что ее мама была порой жесткой и категоричной. По словам Волочковой, она сама предложила не обманывать друг друга (они с мамой чувствовали, что у отца есть кто-то на стороне).

В балетную школу, Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, Настю привела мама, когда девочке было восемь с половиной лет. Настя мечтала стать балериной, но ей отказали. Зареванную девочку увидел балетмейстер и педагог, руководитель училища Константин Михайлович Сергеев. Он разрешил Насте отучиться год и показать себя. Родители даже написали письмо, что заберут дочь, если не будет никаких результатов.

Но Настя очень старалась, и ее не только оставили в училище, где она отучилась восемь лет, но и подготовили так, что, будучи еще студенткой (ей оставался еще год до окончания), она была принята в Мариинский театр (в 1994 году), сразу же на положение солистки.

В тот период в семье случилась беда. Родители решили продать свою квартиру на окраине Санкт-Петербурга и купить квартирку поменьше, но рядом с театром, чтобы Насте не нужно было много времени тратить на дорогу. Им даже пришлось продать отцовское место в гараже. Но маклер обманул родителей и исчез со всей суммой за квартиру. Семья Волочковых осталась на улице, без квартиры и без денег.

Талантливой балерине было очень нелегко в новом коллективе. У нее не сложились профессиональные отношения с тогдашним руководителем балетной труппы Мариинского театра Махаром Вазиевым. А близких, личных отношений она не захотела. К тому же ей были обещаны спектакли, а деньги за них он потребовал отдавать ему.

Анастасия не приняла этих условий, и ее жизнь превратили в кошмар. Поэтому, когда о Волочковой заговорили повсеместно, ей пришлось бросить родной город и переехать в столицу: в 1998 году Владимир Васильев позвал ее в Большой театр в свою постановку «Лебединого озера». Она также исполняла партии в таких спектаклях, как «Баядерка», «Спящая красавица». И параллельно начала сольную карьеру. Великая Майя Плисецкая заметила балерину и сказала, что у Волочковой потрясающие руки.

Когда Большой театр в 2000 году гастролировал в Лондоне, на одном из спектаклей, на «Раймонде», присутствовал художественный руководитель Английского национального балета, балетмейстер Дерек Дин. Он предложил Волочковой контракт на 12 представлений «Спящей красавицы». Дин подготовил специально для нее роль главного действующего лица - Феи Карабос. Лондонская пресса тогда назвала Волочкову величайшей русской балериной.

Через некоторое время, после ее романа с предпринимателем и политиком Сулейманом Керимовым, Анастасию уволили из Большого театра. Она уверена, что из театра ее выставили как раз по указу этого богатого человека.

Но, уволив приму, администрация Большого театра оправдывала свое решение тем, что Волочкова якобы жутко растолстела, не является на репетиции, что ее не могут удержать на руках партнеры. Настя же настаивала на том, что это заговор врагов.

Оскорбленная балерина в 2003 году подала в суд на руководство театра. Начались бесконечные суды, встречные иски, потоки грязных подробностей в прессе. Но, по словам самой балерины, она отсудила у Большого театра 190 тысяч рублей и право вернуться в труппу. Хотя, конечно, понимала, что на эту сцену она больше никогда не выйдет.

В 2003 году Анастасия вступила в ряды правящей партии «Единая Россия», но в 2011 году вышла из ее состава, громогласно объявив об этом.

Волочкова продолжила выступать со своими собственными проектами, которые до сих пор проходят с неизменными аншлагами.

Волочкова и ТВ

В 2007 году Анастасия попробовала свои силы в фигурном катании: участвовала в телешоу «Ледниковый период» в паре с олимпийским чемпионом по фигурному катанию Антоном Сихарулидзе, а потом в эту же программу ее пригласили в 2009 году, тогда она танцевала уже с другим олимпийским чемпионом по фигурному катанию - Максимом Марининым.

В 2009 году одна знаменитая прима - Алла Пугачева - пригласила другую известную приму - Анастасию Волочкову - в свои «Рождественские встречи». Балерина выступила в несвойственной для себя ипостаси певицы. Она танцевала и пела песню «Балерина», которую для нее написал композитор Игорь Николаев.

  1. В 2009 году Анастасия выпустила автобиографию «История русской балерины», где рассказала о закулисной жизни крупнейшего театра страны. У нее готова к выпуску вторая книга.
  2. В 2010 году Волочкова защитила диссертацию по теме творческих школ в регионах России и получила степень МВА (мастер делового администрирования) в Высшей школе экономики.
  3. В 2011 году открыла в Москве Творческий центр Анастасии Волочковой для детей - это детское дополнительное образование новой формации.

Личная жизнь

Анастасия Волочкова в 19 лет встречалась с известным танцором балета, в 1986-2007 годах ведущим солистом балета Мариинского театра, Фарухом Рузиматовым - он был ее первой любовью. Мама была против этого союза, даже не пускала дочь на свидания. Но Настя все равно убегала к Фаруху. Они до сих пор поддерживают теплые дружеские отношения.

В 2000 году на сцене Мариинского театра Анастасию впервые увидел олигарх и депутат Сулейман Керимов. Чтобы познакомиться с балериной, он пригласил ее выступить на своем частном мероприятии в Большом театре. Став возлюбленной одного из самых влиятельных бизнесменов страны, Волочкова одновременно стала и примой Большого, самой известной российской балериной. Пара встречалась до 2003 года. Инициатором разрыва отношений стала сама балерина. А потом Керимов, по словам Волочковой, стал мстить, и ее уволили из Большого театра.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне Анастасия познакомилась с известным английским адвокатом и миллионером, лордом Энтони Керманом, который влюбился в нее до беспамятства. Он снял ей студию для занятий в Лондоне, нанял хореографов, которые ставили ей современные номера, оплатил жилье, открыл для начинающей танцовщицы вид на жительство в Лондоне.

Анастасия Волочкова была замужем за бизнесменом Игорем Вдовиным. Их совместная история завершилась в 2008 году после четырех лет отношений.
В этом браке в 2005 году родилась дочь Ариадна.

В 2013 году в СМИ писали, что у . В Сеть просочилась весьма откровенная фотосессия двух любовников. Но через некоторое время вся шумиха сошла на нет.

Награды и признание

2002 - заслуженная артистка РФ
2002 - лауреат Международного конкурса имени Сержа Лифаря, обладательница приза «Бенуа танца»
2006 - народная артистка Карачаево-Черкесии
2007 - народная артистка Северной Осетии - Алании

Имя: Анастасия Волочкова (Anastasia Volochkova)

Знак зодиака: Козерог

Возраст: 43 года

Рост: 171 см Вес: 52 кг

Деятельность: балерина

Семейное положение: не замужем

Анастасия Волочкова - биография

Красавица – балерина Анастасия Волочкова успела завоевать своим творчеством и мастерством свой успех и любовь зрителей, хотя ее шаги в большом балете дались ей довольно непросто. Скандальная репутация человека, который умеет отстаивать свою позицию и добиваться намеченной цели, конечно же, отложила отпечаток и на всю биографию Анастасии.

Детство, семья Анастасии Волочковой

Двадцатого января 1976 года в семье известного чемпиона СССР и даже Европы по настольному теннису Юрия Федоровича Волочкова и инженера по образованию, но работающей экскурсоводом Тамары Владимировны родилась дочь. Но, к сожалению, Анастасия не помнит счастливые времена совместной жизни родителей, так как они развелись. И ранее детство известной балерины прошло в коммунальной квартире.


В 4 года Анастасия была приведена в Мариинский театр, где тогда показывали балет «Щелкунчик». Она, как завороженная, просидела все представление, а потом сообщила родителям о том, что станет балериной.

Образование

В школе Анастасия Волочкова училась очень хорошо, но родители мечтали об ее блестящем будущем. Поэтому девочка посещала и спортивную школу, и даже подавала надежду в легкой атлетике.

После окончания школы Волочкова поступила в Ленинградское академическое хореографическое училище, куда ее не хотели брать, считая, что у девочки нет балетного таланта. Но потом все-таки взяли на испытательный срок. В это же время ее заметила талантливый педагог Наталья Дудинская.

Училище Анастасия Волочкова окончила в 1994 году с Красным дипломом. И даже на выпускном экзамене она прекрасно станцевала партию Одетты –Одилии в «Лебедином озере». Экзамен проходил на сцене Мариинского театра. Это помогло Волочковой войти в труппу этого театра, работа в котором была ее мечтой с детства.

Карьера Анастасии Волочковой

Танцуя на сцене Мариинского театра, начиная с 1994 года по 1998 год, Волочкова станцевала главные партии во многих балетах, которые в то время пользовались большой популярностью. И тут в биографии знаменитой балерины - Анастасии Юрьевны состоится важное событие: ее приглашают в Москву в Большой театр.


Выступив в партии Царевны – Лебеди из балета «Лебединое озеро», Анастасия Волочкова решает начать свою гастрольную программу. И уже в 2000 году после выступления на австралийском конкурсе, который проходил в Сен-Пёльтене, Волочкова не только получает первую в своей танцевальной биографии награду – «Золотого льва», но и звание самой лучшей балерины Европы.

Сразу же после этого звезде балета было сделано предложение: станцевать Анастасии Волочковой в Национальном английском театре в балете «Спящая красавица» главную партию. От такого предложения отказаться было невозможно.

В 2000 году Волочкова покидает Большой театр, но в 2001 году возвращается вновь: хореограф Юрий Григорович приглашает ее станцевать главную партию в балете «Лебединое озеро».


Следующий год для Анастасии Волочковой становится еще успешнее: ей не только присваивается звание Заслуженной артисткой России, но и вручается самый ценный балетный приз. Прима- балериной в труппе Юрия Григоровича она становится лишь только в 2004 году и уже не в Большом театре, а в Краснодарском театре балета, где тогда работал известный хореограф и пригласил Волочкову туда.

Кино

С 2004 года Анастасия Волочкова начинается сниматься в различных кинолентах. Например, «Место под солнцем», (2004), «Черный принц» (2005) и другие. В 2006 году Волочковой присуждается звание Народной артистки Карачаево –Черкесии.

В 2009 году вышла книга Анастасии Волочковой, которая является автобиографической. В своем произведении «История русской балерины» она сделала попытку рассказать о своей творческой биографии - карьере.

Биография личной жизни

С 2001 года по 2003 год Анастасия Волочкова встречалась с олигархом Сулейманом Керимовым. И вокруг творческой карьеры, и тем более, личной жизни известной балерины всегда было много слухов и сплетней. На протяжении всей ее строящейся карьеры Волочковой постоянно приписывали романы со многими мужчинами.

Из –за мужчин испортились и отношения с бывшей подругой балерины . И если внимательно проследить отношения между Анастасией Волочковой и мужчинами, с которыми она встречалась, начиная с 14 лет, то можно заметить, что ее интересовали лишь только те, кто мог помочь ей материально или же имел связи для продвижения ее творческой карьеры. Уже после развода Волочкова сообщит прессе, что решит пожить с мужчинами и для души.

Но замуж Анастасия Волочкова вышла лишь только в 2007 году за преуспевающего бизнесмена Игоря Вдовина. В сентябре 2005 года у пары рождается дочь Ариадна. Но через год молодые люди расстались.


В 2013 году Волочкова начала встречаться с нефтяным предпринимателем Бахтияром Салимовым. Их знакомство состоялось во время гастролей во Владивостоке. Но уже через 9 месяцев они расстались.

Были у Волочковой и другие мужчины, но все эти отношения не выдерживали проверку временем. Например, ходили слухи, что на отдыхе у Волочковой был роман с .

Настя родилась в питерской семье профессионального теннисиста — мастера спорта международного класса и чемпиона СССР по настольному теннису Юрия Федоровича и инженера по профессии и экскурсовода по призванию — Тамары Владимировны Волочковых.

Любознательной девочке было интересно изучать что-то новое, причем не только смотреть, но и участвовать. Когда в пятилетнем возрасте мама сводила ее на «Щелкунчик» в Мариинский театр, Настя буквально влюбилась в то священнодействие, что происходило на сцене. Еще тогда она сказала родителям, что непременно станет балериной.

Почему нет? Малышку отвели в хореографическую школу, после которой она поступила в Санкт-Петербургскую академию русского балета имени Вагановой. Вступительные экзамены балерина не забудет никогда. По признанию Волочковой, на каждом из туров у нее буквально останавливалось сердце.

Ее смотрели несколько раз, заставляли показать, что умеет и качали головами: «Таланта нет», — был вердикт прославленной приемной комиссии. Анастасия подтверждает: сама понимала, что не может высоко прыгнуть, поднять ножку… ее стопе не хватает подъема и выворотности.

Но обратив внимание на рвение молодой девушки ее все же приняли — с испытательным сроком длиной в полгода. Поговаривают, что на положительном вердикте членов комиссии настоял балетмейстер Константин Сергеев.

Учиться Анастасии было трудно. Она до сих пор считает, что не нравилась педагогам и они специально травили ее. А вот однокурсники жалели и сочувствовали. Милая, добрая и открытая Настя быстро завоевала их доверие и пользовалась в студенческой среде популярностью.

Склоки

Она так стремилась исполнить свою заветную мечту, что день и ночь трудилась, оттачивая мастерство. В результате академию Волочкова окончила феерическим успехом в дипломном «Лебедином озере» на сцене Мариинки. Сыграла главную роль и, к красному диплому, получила приглашение в труппу.

Чувствуя себя высококлассным профессионалом, она начинает участвовать в фестивалях. Победа в международном конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря подкрепила ее уверенность в собственных возможностях. Тем более, что зал здесь аплодировал балерине стоя.

На сцене питерского театра она скоро станет получать главные роли в большинстве балетов. Сама балерина признается: тот период был непростым. Постоянные склоки и интриги балетного мира непосредственно касались и ее. Вскоре ведущие партии ей давать перестали, а потом и вовсе фактически отстранили от работы.

Разрыв с театром произошел в 1998 году. Два года она гастролирует самостоятельно — в Японии и во Франции русскую балерину принимают с большим трепетом, а спустя два года она вдруг появляется в Большом.

Большой

Появление неугодной в Мариинке балерины в главном театре русского балета немедленно обрастает сплетнями. Удачное трудоустройство связывают сразу с двумя мужскими именами. Знаменитый спортивный меценат Анзори Аксентьев, знакомство с которым балерина отрицает до сих пор, якобы приложил руку, «устроив» свою протеже в самый знаменитый театр мира.

Второе имя, которое связывают с появлением Волочковой в Большом — Юрий Григорович. Она быстро стала его любимицей. Дружба между балетмейстером и балериной продлилась долгие годы.

В том же 2000-м году балерина участвует в престижном австрийском фестивале и получает там «Золотого льва», который дает ей право называться самой талантливой балериной Европы. После фестиваля она гастролировала, а вернувшись в Большой вдруг перестала получать роли.

Новое руководство театра настроено против нее. Мало того, что Волочкову стали искусственно «задвигать», так вокруг ее имени тут же появились вовсе нетактичные сплетни и издевки.

Скандал

Несмотря на то, что знатоки театра утверждали, что у Волочкой есть признание, и на спектакли идут именно «на нее», руководство театра объявило балерину профнепригодной. Прежде всего им не нравился ее рост и вес — якобы для балерины она слишком высокая и тяжелая. Рост Анастасии 171 см, вес варьируется от 50 до 55 кг. Для сравнения: признанная прима русского балета Майя Плисецкая весила от 49 до 58 кг при росте 167 см.

За кулисами историю «слишком большой Волочковой» подхватили. Злые языки отсылали балерину в пловчихи и сочувствовали партнерам Анастасии, дескать, как же они такую таскают?

Оскорбленная балерина подала в суд на руководство Большого. Тяжба длилась несколько лет, в результате чего суд встал на сторону Анастасии, обязав Большой вернуть ее на место в труппу. В качестве морального ущерба за свое оскорбленное достоинство балерина попросила один рубль и оставаться в труппе Большого, конечно не стала.

Британец

Балеринам во все времена покровительствовали миллионеры. Это правило оказалось справедливым и для Анастасии Волочковой. Сначала ее появление в Большом связывали с именем Анзори Аксентьева. Потом ее появление в Национальном английском балете (где она станцевала партию в «Спящей красавице») — с именем британского миллионера Энтони Кермана.

Керман, по слухам, даже бросил свою семью, чтобы беспрепятственно любить русскую красавицу. Он очаровался ее растяжкой и зелеными глазами, следовал за балериной по пятам, бросал к ее ногам охапки белых роз и неизменно признавался в любви.

Помимо романтических сюрпризов, Керман взялся вести дела Анастасии. Известного тонкого ценителя балета привечали в лучших театрах мира, где ему легко удавалось договариваться о гастролях своей протеже.

Однако Анастасия отрицает связь с британцем. Говорит, что тот всего лишь ее «юрист», который помогает вести дела. Называет их отношения дружескими. Анастасия еще не раз назовет любовников приятелями — всегда с неизменной мягкой улыбкой и наивным взглядом, подтверждающим ее неземное происхождение.

Олигархи


У балерины есть повод все отрицать. В начале 2000-х, как раз, когда Керман устраивал ее профессиональную жизнь, Волочкова пыталась устроить жизнь личную. Внимание на нее обратил олигарх Сулейман Керимов. Настя была покорена не только харизмой прославленного бизнесмена, но и его широкими жестами. Мужчина не стеснялся баловать возлюбленную.

Однако после двух лет отношения закончились. Анастасия говорит, что расставание было ее волевым решением и связывает скандал в Большом с местью мужчины. По другим данным Волочкова не нравился семье Керимовых. В частности, родители Сулеймана считали, что эта связь плохо влияет на внимание их сына к бизнесу.

В 2005 году так и не вышедшая замуж Волочкова рожает первенца — дочь Ариадну, а еще через два года ее отец, бизнесмен Игорь Вдовин соглашается на роскошную свадебную церемонию. Мероприятие становится светским, балерина шьет несколько платьев и проводит несколько свадеб.

Фотосессии, видеоролики, счастливые лица влюбленных… только после расставания с Вдовиным одинокая Настя на передаче «Давай поженимся» признается, что замуж так и не сходила — свадьба с Игорем была просто красивым праздником, не имеющим отношения к официальной регистрации.

Еще один громкий роман с олигархом, которым хвасталась балерина, начался в 2013 году. На этот раз рядом с ней оказался руководитель компании по транспортировки нефти Бахтияр Салимов. Спустя непродолжительное время она призналась своим подписчикам в инстаграме, что уходит от любимого.

Анастасия Юрьевна Волочкова - одна из наиболее известных в России балерин, актриса, мировая звезда. На сегодняшний день её постоянно преследуют папарацци, женщина неоднократно сталкивалась с критикой и осуждением своих действий. Но Волочкова предпочитает игнорировать чёрный пиар, продолжая заниматься любимым делом. За свою жизнь ей пришлось побороть немало трудностей, которые привели к ошеломительным результатам. Прима родилась 20 января 1976 года в Ленинграде.

Детство и обучение танцам

Родители Анастасии развелись, когда она была ещё маленькой девочкой. Мать, Тамара Владимировна, работала инженером в петербургской Академии наук. Кроме того, женщина отлично знала историю своего города, она любила его, поэтому регулярно проводила экскурсии. Отец, Юрий Фёдорович, увлекался настольным теннисом. Он стал чемпионом СССР и Европы, позже спортсмена пригласили на пост тренера Госкомспорта России.

Волочкова в интервью не раз благодарила своих родных за трудолюбие и упорство, которое они привили ей. Девушка также сообщала, что в семье всегда была приятная творческая атмосфера. Родители не мешали ей развиваться, они очень серьёзно относились к начинаниям дочери. Именно поэтому уже в 1992 году Настя поступила в Академию русского балета имени А.Я. Вагановой.

Увлечение танцами началось у девочки с пяти лет. Толчком к этому стало посещение балета «Щелкунчик» в Мариинском театре. Вступительные экзамены проходили в очень напряжённой обстановке, поскольку преподаватели не считали Анастасию достаточно талантливой. Но Константин Михайлович Сергеев высказал своё веское слово и настоял на зачислении юной балерины.

Учёба также складывалась не всегда удачно. Преподаватели травили девочку, одноклассники жалели её, но никогда не воспринимали всерьёз. Однажды Наталья Михайловна Дудинская обратила внимание на будущую приму, она помогла Насте поверить в себя и окончить академию с отличием.

Дебют девушки состоялся на сцене Мариинского театра, она блестяще исполнила партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро». После этого Волочкова осталась в труппе на четыре года, она танцевала там до 1998. За это время Анастасия успела сыграть ведущие партии в таких постановках, как «Дух Розы», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Спящая красавица» и других балетах. В Мариинском театре девушку обучали талантливые педагоги. В их числе Ольга Моисеева, Инна Зубковская и Татьяна Терехова. Этот период нельзя назвать лёгким, поскольку Настю постоянно травили, пытались выжить со сцены

Совместно с коллегами девушка ездит на гастроли в Великобританию, Австрию, США, Испанию и другие страны по всему миру. В 1996 году Волочкова стала победительницей международного конкурса имени Сержа Лифаря, который происходил в Киеве. Успех принесла партия в постановке «Гибель богов. Вилисса» с хореографией Эдвальда Смирнова. После четырёх лет работы балерину вытеснили из труппы, из-за постоянных скандалов ей пришлось покинуть театр.

Скандалы Большого театра и всемирная известность

В 1998 году Владимир Васильев, художественный руководитель Большого театра, приглашает девушку сыграть ведущую партию в постановке «Лебединое озеро». После этой роли её карьера начала развиваться значительно быстрее. Анастасия стала первой исполнительницей партий в балетах «Конёк-горбунок» и «Русский Гамлет». Её имя начали активно обсуждать в прессе. Далеко не все зрители признавали талант балерины, она читала много критики в свой адрес. Несмотря на весь негатив и оскорбления, прима шла по намеченному пути, не собираясь сдаваться.

Волочкова недолго танцевала в составе балетной труппы. Уже в 2000 году совместно с ведущими хореографами из разных стран она создаёт сольную программу. В этом приме помогали такие специалисты, как Пол Чалмер, Дана Тай Сун, Александр Урсуляк и многие другие. За участие в австрийском конкурсе девушка получает приз «Золотой лев». Настю официально признали лучшей европейской балериной, после этого она получила приглашение от Национального английского балета.

Выступление на сцене королевского Альберт-Холла стало значимым событием в жизни лондонских ценителей искусства. В течение следующего года Анастасия гастролирует в Великобритании, она сыграла главные роли в постановках «Кармен-сюита» и «Спящая красавица». Специально для примы хореограф расширил образ Феи Карабос до ведущей партии.

В 2001 году Настя возвращается в театр по просьбе Юрия Григоровича. Хореограф восхищался талантом девушки, всячески помогал ей. Ещё в 1992 году он учредил премию «Benois de la Danse», которую получила Волочкова десять лет спустя. Также в 2002 она стала Заслуженной артисткой России.

В 2003 Анастасия подала в суд на новых руководителей Большого театра. В течение долгих месяцев происходило разбирательство из-за отказа руководства подписывать контракт с балериной. Её обвиняли в профнепригодности, утверждали, что рос и вес девушки не подходят для этой профессии, всячески унижали приму. Настя стала одной из первых звёзд, которые не стали молчать о таком оскорбительном отношении. Суд стал на её сторону, однако продолжать тратить своё время и нервы на Большой театр девушка отказалась. В 2005 году Волочкова стала примой в Краснодарском театре, её хореографом снова стал Юрий Григорович.

Путь в шоу-бизнес

В 2004 году талантливая балерина решает попробовать свои силы в качестве актрисы. Ей удаётся сыграть главную роль в фильме «Чёрный принц», который впоследствии завоевал приз Нью-Йоркского международного фестиваля независимого кино. Также девушка появилась в детективном сериале «Место под солнцем» и сыграла саму себя в нашумевшей новелле «Не родись красивой». В 2006 Анастасию признают Народной артисткой Карачаево-Черкессии.

В 2009 году на сцене лондонского театра состоялся дебют шоу «Nerve». Уже через несколько месяцев выступление Насти увидело 6000 человек в Кремлёвском дворце. Осенью этого же года Волочкова издала автобиографию под названием «История русской балерины». В декабре всё того же 2009 г. Анастасия спела композицию «Балерина», написанную для неё Игорем Николаевым. Дебют певицы состоялся в новогоднем шоу Аллы Пугачёвой.

Общественная деятельность

В 2003 г. девушка вступает в партию «Единая Россия». Она занимается благотворительностью, организовывает социальные программы для детей. В 2011 г. Волочкова покидает партию, однако она продолжает помогать юным талантам по всей стране. На сегодняшний день в Москве действует «Творческий центр Анастасии Волочковой». Девушка планирует открыть подобные заведения и в других городах России.

В 2009 году Анастасия участвует в выборах главы администрации Сочи. Ещё на стадии регистрации её кандидатура была снята из-за ошибки в заполнении документов. Год спустя балерина получила степень MBA в Высшей школе экономики. В 2012 году прошёл тур по 17 украинским городам, он был посвящён детям. В то же время Анастасия презентует свой новый проект - премию «Изумруд России», которая ежегодно будет вручаться молодым талантам. На День защиты детей балерина организовывает благотворительный концерт в Москве, на него приглашены многодетные и малоимущие семьи, сироты из детских домов.

Личная жизнь

Папарацци постоянно следят за звездой, приписывая ей романы с разными мужчинами. Анастасия не подтверждает эту информацию, более того, с некоторыми из них она отрицает даже знакомство. По неофициальным данным, ещё в 1998 году девушка встречалась с Анзори Аксентьевым. Спортивный меценат помог девушке устроиться в Большой театр, вскоре после этого они расстались.

Во время гастролей в Лондоне девушка увела из семьи миллионера Энтони Кермана, ради неё он бросил жену. Кроме того, мужчина был вице-президентом Английского балета. Также у Насти было свидание с Джимом Керри. Во время его приезда в Москву они гуляли всю ночь на Воробьёвых горах. Одновременно с этим Волочкова утверждала, что не интересуется иностранцами, поэтому прогулка вполне могла быть обычной дружеской встречей.

В начале 2000-х Анастасия находилась в отношениях с олигархом Сулейманом Керимовым. Они были вместе три года, расстаться пришлось из-за недопонимания с родственниками мужчины. Именно после этого у девушки начались проблемы с руководством Большого театра.

В 2007 г. Волочкова выходит замуж за бизнесмена Игоря Вдовина. Церемония была роскошной, это событие надолго запомнили представители светского общества, но пара вскоре рассталась. Позже балерина заявляла, что брак был фиктивным. Тем не менее бывшие влюблённые продолжают тепло общаться, а бизнесмен регулярно видится с дочерью Ариадной, которая родилась ещё в 2005 году.

В мае 2011 года прима участвовала в шоу «Давай поженимся», но построить своё семейное счастье ей не удалось. В феврале 2013 Настя познакомилась с Бахтияром Салимовым, бизнесменом, занимающимся транспортировкой нефти. Вскоре они начали встречаться. Через 9 месяцев отношения закончились по инициативе девушки. Также ходили слухи о романе Анастасии с Николаем Басковым, но звёзды отрицают эту информацию.

Несмотря на многочисленные слухи, трудно отрицать талант балерины. Даже если некоторые мужчины помогали ей добиться успеха, девушка совмещала это с регулярными усилиями над собой и репетициями. Сейчас прима продолжает гастролировать по миру, совмещая обычные и благотворительные концерты. Каждое её шоу собирает огромную толпу зрителей, ведь проекты Анастасии давно вышли за рамки привычного для всех балета.  

Балерины и Анастасия Волочкова October 30th, 2018

Я обожаю Волочкову. Она классный фрик, ее убежденность в собственном величии, ее хвастовство и приторная фальшь, ее эскорт-таланты, комменты на ее страничке в Инстаграм - все это невероятно веселит. Единственное что мне не нравится - когда кто-то называет ее звездой русского балета. Ну ладно Наська давно оторвана от реальности, но вы-то зачем за ней повторяете? Очнитесь, сограждане! Даже в лучшие свои годы Волочкова была мало похожа на балерину. Не те у нее данные, не те, это даже обывателю понятно. Женатый любовник-олигарх в лихие 1990-е мог купить сольную партию своей фаворитке в Большом, отобрав ее у настоящей балерины, но никакие деньги не могут сделать из коряги приму. Как говорил король в сказке о Золушке: "Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу большой, а сердце справедливым".

Когда благоволение любовников заканчивается, самозванку выгоняют из дворца. Очарование юности проходит, и остается мастерство. Или не остается. Вот танец Волочковой, а внизу - танец Лопаткиной, которая старше Анастасии на три года:

Руки Майи Плицеской, которая и в 67 лет исполняла главные партии на балетной сцене. Ну и руки Волочковой.

У Настасьи в молодости было одно неоспоримое преимущество: внешность ангела, очень нежная она была. Она могла бы превратиться в нежную женщину, пусть не легенду балета, но грациозную, умную, наполненную, глубокую, как это удалось другим балеринам, но увы. Анастасия стала лишь образцом пошлости. Фанаты Волочкову оправдывают: она все ж не девочка уже, родила, отяжелела. Но поэтому я рядом с ней сейчас именно взрослых балерин показываю. Вот недавнее фото совсем не юной Марии Абашовой, мамы двоих детей. Какая разница с Настастьей, не правда ли?

Анна Цыганкова, прима-балерина Национального театра Нидерландов, в 40 лет вот так танцует на больших сценах. А Волочкова вот так - в поселковых клубах. И между прочим, эти концерты для детей Волочкова лицемерно называет "благотворительностью", хотя платим за эти раскорячества ей мы, из госбюджета:

Вот что Цыганкова, кстати, говорит о "Лебедином озере": "Внешняя бравура Черного лебедя не шла в сравнение со сдержанностью, осторожностью Белой Лебеди. Вся её жизнь, чувства, её мука от существования в двух ипостасях, спрятаны внутри. Это тонко, это сложно передать, очень много оттенков, полутонов. Руки просто невероятно важны: каждый взмах "крыла" как слово". Волочкова тогда по сравнению с Цыганковой - немая.

Светлана Захарова тоже подошла к 40-летнему рубежу с достоинством, оставаясь прима-балериной Большого. Волочкова ездит по колхозным клубам. Кончились деньги папиков - кончился талант.

Тяни, Михалыч, тяни, ептыть! Щас мы эту Захарову уделаем!

Диане Вишневой, прима-балерине Мариинского театра, 42 года, она недавно стала мамой. Надо ли объяснять кто тут балерина, а кто тетка из самодеятельности?

Марии Александровой, приме Большого театра, 40 лет. А на Волочкову уже несколько раз писали жалобы Родительские комитеты - она полуголая постоянно выступает перед детьми в провинциальных ДК.

38-летняя Екатерина Шипулина, супруга пианиста Дениса Мацуева, два года назад стала мамой.

Ульяне Лопаткиной скоро исполняется 45, и лучше Волочковой не повторять то, что делает она. Цветами в волосах только и похожа.

Ведущей солистке Театра классического балета Екатерине Березиной тоже 45 и у нее недавно был бенефис в Государственном Кремлевском дворце. Пока Волочкову таскают вспотевшие грузчики - Березина летает.

Нино Ананиашвили танцует и в 55 лет (на фото - недавно в Японии на гастролях). В труппу Большого театра Нино попала в 18 лет и уже через четыре года стала примой. Протанцевала на главной сцене страны 20 лет. Потом была ведущей солисткой Американского театра танца, Хьюстонского балета, Королевского Датского театра… В 42 года Нино родила дочку и вернулась на сцену. Танцевала, наверное, на всех мировых сценах, у нее 37 лет стажа! Сравните ее и Волочкову, которая значительно, значительно младше...

Вы никогда не задумывались, почему балерины ни разу не были замечены рядом с Волочковой? Казалось бы - занимаются одним делом, могли бы если не дружить, то быть вхожими в один круг, появляться на одних и тех же мероприятиях. Но нет. Избегают они ее общества. Тоже от зависти?

Анна Павлова (на фото) успешно выступала и в 49 лет. И выступала бы дальше, но во время гастролей в Гааге в 1931 году она скончалась от пневмонии (простудилась после репетиции в холодном и неотапливаемом зале). Светлов писал о Павловой: "Каждый её танец, каждый костюм, каждая линия её поз, каждое её движение и каждая остановка — шедевры лёгкости, красоты и скульптурной пластики; ее воздушность и полёты — всё это вне конкурса. В её игре и танцах — несомненный feu sacré [священный огонь], та священная искра искусства, которая согревает и освещает произведение настоящего художника». Тамара Карсавина говорила: "Павлова поражала своей воздушностью, плоти в ней казалось не более, чем в снежинке". Рядом с этой снежинкой наша Настька - снежная баба.

Да, я обожаю Волочкову - без нее жизнь была бы скучнее. Но не называйте ее великой балериной, пожалуйста. Не унижайте тем самым настоящих звезд, всех тех прекрасных женщин, которые и сделали балет нашим национальным достоянием.

__
Давайте дружить!