Что нужно чтобы поступить в авиационный институт. Челябинское летное училище гражданской авиации: приемная комиссия, поступление, сроки обучения

28.09.2019

Профессия пилота входит в число популярных специальностей, но сложно получаемых. К людям, стремящимся управлять воздушными судами, предъявляются жесткие требования и условия их выполнения. Но невозможных дел нет, а значит стать пилотом вполне реально.

Как стать пилотом самолета - что сдавать и где учиться

Какие же требования выдвигаются будущим пилотам и где проходить обучение?

Перед началом овладения этой профессией нужно знать, что лишь наличие летного свидетельства дает возможность управлять самолетом. Выделяется три категории «летных» прав – частный пилот, коммерческий пилот и линейный пилот. Присвоение каждой последующей категории происходит постепенно, так что получить «линейного пилота» сразу не возможно.

Существует три основных места, где проводится обучение пилотированию и выдача летных свидетельств (лицензии на право управления самолетом/вертолетом). Это летное училище, академия гражданской авиации и коммерческие аэроклубы.

Для зачисления на обучение в первые два учебных заведения необходимо пройти экзамен по физической подготовке, а именно проявить себя в беге на дистанции 100м и 1000м, а также сдать нормативы в подтягивании.

Если результаты удовлетворяют комиссию, то человек «рекомендуется к обучению». Важно понимать, что если на протяжении всего срока в училище или академии здоровье студента ухудшилось, то существует вероятность того, что пилотом по итогу он так и не станет.

Аэроклубы же более лояльно относятся к своим потенциальным ученикам, но по окончанию учебного курса пилот получает лишь первую категорию «летных прав» - частный пилот (пилот-любитель), что дает возможность совершать полеты лишь для собственного удовольствия.

Как стать пилотом гражданской авиации

После прохождения обучения в летном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что дает ему возможность осуществлять коммерческие полеты. Но если экипаж самолета состоит более чем из двух человек, то такой пилот может быть лишь вторым.

Порядок приема пилота на работу:

  1. Оконченное образование и наличие летного свидетельства нужной категории (для гражданской авиации это категория коммерческого либо линейного пилота).
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Успешная сдача теоретического и практического экзаменов.
  4. Налет – определенное количество часов, проведенных за управлением самолета в различных условиях.

Для получения последней категории – линейного пилота – и для возможности работать в большой авиакомпании необходимо иметь большой летный опыт в совершении коммерческих полетов как на правах второго пилота, так и в качестве командира.

Как стать пилотом Аэрофлота

Аэрофлот – это компания-лидер с мировым именем, предоставляющая своим работникам выгодные условия, стабильные рабочие места и уверенность в дне завтрашнем.

Для полной уверенности в своих пилотах компания открыла собственную летную школу, где все курсанты, прошедшие отбор, смогут проходить обучение.

Стоимость прохождения этого курса составляет порядка $27тыс.

Между будущим пилотом и компанией подписывается договор, согласно которому «Аэрофлот» выдает курсанту кредит на обучение. Тот же, со своей стороны, по окончанию летной школы в обязательном порядке должен отработать в компании не менее пяти лет, отчисляя при этом каждый месяц по $450 со своей заработной платы (это 5-6% от дохода второго пилота).

Дополнительно компания предлагает пройти ускоренные курсы летной подготовки для выпускников технических вузов, стоимость которых достигает отметки $100 тыс. при условии, что первый взнос в размере $55 тыс. курсант предоставит самостоятельно, а остальная сумма будет выдана ему в рассрочку (с условием заключения контракта о трудоустройстве на пять лет).

Как стать пилотом вертолета

Для возможности управлять таким воздушным судом как вертолет также необходимо получение летного свидетельства категории «частный пилот» или «коммерческий пилот». Их предоставляют специальные летные школы.

При прохождении дополнительных курсов к уже имеющейся лицензии могут добавляться определённые допуски, дающие право на управление вертолетом в нестандартных ситуациях (в ночное время, в сложных погодных условиях и т.д.).

Челябинское летное училище гражданской авиации представляет собой учебное заведение, созданное на частной основе, которое готовит специалистов по пилотированию самолетов. Здесь проходят обучение будущие профессиональные летчики и пилоты-любители. Также имеются курсы повышения квалификации и переподготовки состава. Заведение имеет представительство в Москве.

Специальности

В Челябинском летном училище гражданской авиации ведется обучение по двум основным направлениям: пилот коммерческой авиации (среднее профильное образование) и летчик-любитель (дополнительное профобразование).

На базе СПО обучение длится 34 месяца. Пилоты любительского уровня получают минимальный базис знаний и навыков всего за 90 дней, а летчики коммерческого направления - за 10,5 месяца (программа ДПО). Также в училище ведется работа по перепрофилированию кадров и повышению квалификации по управлению определенными моделями летательных аппаратов. Преподавание ведется согласно утвержденным стандартам Минобразования.

Поступление

Поступить в Челябинское летное училище гражданской авиации имеют право выпускники 11-х классов общеобразовательной школы. Основные правила приема не отличаются от аналогичных условий других вузов подобной направленности. Соискатели подают в приемную комиссию заявление, пакет документов, включая фотографии, паспорт и аттестат об образовании.

Прохождение абитуриентом медицинской комиссии является обязательным. Это можно сделать непосредственно в учреждении вуза или в любом другом медицинском заведении, обладающем соответствующими возможностями. Перед основной комиссией претендент проходит предварительные врачебные обследования и сдает ряд анализов. В основную процедуру входит проверка абитуриента врачами узкого профиля, включая психиатра, нарколога и кардиолога.

Отбор кандидатов

Если два или более соискателя с одинаковым количеством баллов претендуют на одно учебное место пилота гражданской авиации, выбор делается в пользу абитуриента, имеющего более высокие отметки по математике, физике, русскому и иностранному языку (в указанной последовательности).

Второй основной критерий отбора - результаты психологического обследования членами комиссии. Больше в вузе никаких дополнительных экзаменов и тестирования не предусмотрено. Период подачи заявлений, имеющиеся вакансии и правила приема с изменениями предварительно размещаются на официальном сайте.

Особенности

В ЧЛУГА (Челябинском летном училище гражданской авиации) предусмотрена возможность подачи заявления в интерактивном режиме. Заполненный по образцу документ отправляется по указанному на сайте электронному адресу. Дополнительно прилагаются дубликаты паспорта, аттестата и других бумаг, которые абитуриент будет предъявлять в оригинале непосредственно в приемной комиссии.

Лица, желающие пройти дополнительное обучение в училище, подают свидетельство (диплом) об образовании, паспорт, фотографии, сертификаты от нарколога, психиатра, а также заключение о прохождении медкомиссии. Для записи на переподготовку или повышение квалификации соискатели должны предоставить свидетельство пилота и летную книжку.

Стоимость обучения

Поскольку данное летное училище является частным, обучение ведется полностью на платной основе, общежитие для проживания курсантов не предусмотрено. За весь период прохождения курса по специальности «пилот гражданской авиации» придется заплатить не менее 2 миллионов 200 тысяч рублей. Дополнительное образование обойдется порядка 1 млн 900 тыс. рублей, а переподготовка - около 500 тысяч российских рублей.

Совместно со Сбербанком РФ летное училище практикует кредитование обучения. Для получения ссуды нужно обратиться в отделение банка с паспортом, заявлением и дубликатом договора об обучении в ЧЛУГА. Кроме того, к пакету документов прилагается учебная лицензия и квитанция об оплате, оформленная вузом.

Условия

Ежегодно набираемое училищем количество курсантов максимально составляет не более 60 человек (для СПО). В группы переподготовки и повышения квалификации набираются еще 30 пилотов.

Учащиеся могут проживать в гостинице, которая расположена на территории Челябинского летного училища гражданской авиации. Она включает в себя 15 двухместных номеров, стоимость проживания - 350 рублей в сутки. Для курсантов предоставлен свободный доступ к скоростному Интернету. Прием пищи осуществляется в столовой на 40 мест. Имеется конференц-зал, вмещающий 30 человек.

Усовершенствовать свои знания и провести досуг студенты могут в библиотеке с читальным залом. Пройти начальную адаптацию, поближе познакомиться и снять нагрузку можно в зале для психологической разгрузки (здесь имеется даже бильярдный стол).

Дополнительно

К неотъемлемой части обучения будущих пилотов малой авиации относятся занятия спортом. Для этих целей в летном училище построена спортивная площадка с волейбольной сеткой и турниками, работает тренажерный зал, оборудованный всеми необходимыми приспособлениями.

Обратиться за квалифицированной медицинской помощью учащиеся могут в медпункт, оборудованный специально для этих целей. Кроме того, здесь можно пройти комиссию при поступлении. В кабинетах и самолетах обязательно предусмотрены аптечки для оказания первой помощи.

Аудитории, в которых проводится обучение, оснащены наглядными пособиями и проекторами, при необходимости используется компьютерный класс. Что касается трудоустройства после окончания вуза, ответственность за него лежит на самих выпускниках, поскольку училище не оказывает в этом никакой протекции.

Летная эксплуатация летательных аппаратов

ЧЛУГА в своем арсенале имеет несколько видов техники для обучения будущих пилотов:

  • Пятнадцать единиц самолетов «Текнам» (Tecnam) и Як-40.
  • Симуляторы Р2006 и Р2002.

Тренировочные полеты выполняются под пристальным наблюдением инструктора, который анализирует действия учеников, корректируя их по ходу занятий. На тренажерах имитируются различные ситуации, которые могут возникать в ходе полета. Сюда входит изменение погодных условий, экстренные ситуации, поведение летательного аппарата. Кабина симулятора практически полностью копирует реальный аналог.

Преподавание теории и практических навыков ведется параллельно, при этом используется специальная литература, документация, методические пособия, навигационные карты и экранные презентации для лучшего закрепления пройденного материала.

Мероприятия

Процесс обучения будущих пилотов малой авиации тесно переплетается с развитием в курсантах командного духа, ответственности, стойкости, способности к принятию важных решений в сжатые сроки. Перспективы после окончания учебы демонстрируются на наглядных стендах с фотографиями выпускников вуза. После каждого полетного занятия преподаватели разбирают с учащимися ситуацию до мелочей, закрепляя навыки и делая соответствующие выводы.

Авиационный учебный центр регулярно проводит различные мероприятия, в которых принимают участие курсанты вуза. ЧЛУГА практикует дни открытых дверей, на которых ведутся подробные экскурсии по учебным корпусам и аэродрому. Это позволяет понять фундаментальную базу училища будущим студентам и их родителям. Выпускники вуза претендуют на трудоустройство в региональные компании, занимающиеся коммерческими авиаперевозками. Абитуриентов привлекает не только романтика, но и вполне приличная заработная плата.

Педагогический состав

Практически все преподаватели ЧЛУГА имеют высшее авиационное образование, а также реальный опыт в гражданской авиации РФ. В училище трудятся 13 педагогов, многие из них имеют различные ученые степени и звания. Относительно молодой педагогический коллектив смело внедряет в обучающий процесс современные технологии и методы. Высокое качество подготовки специалистов подтверждают благодарственные письма от авиакомпаний в адрес вуза.

В течение учебы курсанты сдают сессии (дважды в год). Они предназначены для проведения зачетов, промежуточных экзаменов. Кроме того, на них студенты готовят курсовые и дипломные работы. По окончании полного курса выпускники сдают итоговый экзамен, дипломную работу и практический тест. После успешного прохождения всех испытаний студентам выдаются дипломы, которые дают право на получение квалификации пилота авиации коммерческого направления.

Программа обучения

В обучающий цикл входит ряд тематических блоков:

  1. Социальные и гуманитарные дисциплины. Эта часть предполагает изучение права, философии, иностранного языка, физической культуры.
  2. Математический цикл. В этом блоке ведется преподавание математически-физических, прочих точных и естественных наук
  3. Общая В этом цикле курсанты изучают охрану труда, технику безопасности, менеджмент и особенности профессиональной деятельности.
  4. Практический модуль посвящен навыкам управления самолетами с одним или несколькими двигателями плюс производственную и учебную практику.

Челябинское летное училище гражданской авиации: отзывы

Как показывает текущая ситуация и отклики людей, имеющих отношение к ЧЛУГА, ситуация в вузе сейчас весьма проблематичная. У нескольких выпускников были изъяты полетные лицензии, а почти 30 курсантов могут остаться без допуска к пилотированию, поскольку вуз не получил аккредитацию. Более того, количество человек, лишенных дипломов, может достичь нескольких сотен лиц, большинство из которых уже успешно трудоустроились. На данный момент продолжаются судебные тяжбы, администрация вуза и студенты не теряют надежды на восстановление справедливости. Но пока ситуация остается напряженной и не совсем понятной.

Землян много, и все мы очень разные. Но среди всех людей некоторая часть отличается особенным складом характера - неистребимым стремлением в небо, жаждой полета. Именно из них выходят лучшие пилоты гражданской и военной авиации. Но в приемные комиссии летных училищ приходят также другие абитуриенты. Кого-то просто повлекло за романтикой, кто-то увидел в лицензии пилота выгодные перспективы, кто-то идет за компанию с приятелем, одержимым небом.

В любом случае, каждому из будущих курсантов лучше знать заранее, что их ожидает при поступлении в летное училище и после окончания учебы. Для последующей успешной карьеры могут иметь значение многие моменты, о которых следует подумать еще до отправки документов в адрес приемной комиссии училища.

Военное или гражданское?

Первое, что приходится решать будущему пилоту - какое училище предпочесть, гражданское или военное. В военных училищах строже требования, в том числе и дисциплинарные. Платят небольшую стипендию, обеспечивают форменной одеждой и жильем (в казарме). По окончанию вы получите не только высшее военное специальное образование, но вдобавок и гражданскую специальность «Эксплуатация воздушных судов». Главная проблема в получении специальности военного летчика в том, что в России осталось сегодня всего одно высшее военно-авиационное учебное заведение в Краснодаре, и набор туда бывает далеко не каждый год. Соответственно, конкурс высок и стать курсантом непросто. Обучение в военном училище бесплатное, направление может выдать военкомат. Там же абитуриенты смогут получить актуальные ответы на все вопросы, связанные с карьерой военного летчика.

Гораздо больше возможностей получить заветные корочки пилота гражданской авиации. Но тут следует вначале определиться, для чего эти самые корочки нужны, каковы ваши карьерные устремления и амбиции. Для полетов на легком спортивном самолете высшего образования не нужно, а вот для работы на больших лайнерах гражданской авиации необходимо не только высшее образование и диплом линейного пилота, но и много часов налета.

Обучение в учебных заведениях гражданской авиации может быть как бюджетным, так и на платной основе. Предстоят и другие расходы, связанные с учебой. Однако учиться в гражданском училище немного легче, да и требования к состоянию здоровья немного мягче, нежели в военном.

Что нужно для поступления

  • Хорошая физическая подготовка и безупречное здоровье. Абитуриенты проходят доскональное медицинское освидетельствование, и даже при отличных оценках в аттестате и высоких шансах сдать экзамены на «отлично» можно не пройти по здоровью. Более того: если в процессе учебы состояние здоровья ухудшится, студента вполне могут отчислить.
  • Возраст от 18 лет
  • Сдать экзамены по русскому языку (изложение) и математике, на некоторые специальности сдают также физику
  • Заключение о профпригодности, которое выдается после собеседования с психологами

Что ожидает выпускника летного училища: карьера и перспективы профессионального роста

Как и у водительских прав, свидетельства пилота могут быть разных категорий, и открывающиеся перспективы напрямую зависят от категории. Но не только категория важна: например, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации сразу получают свидетельства коммерческого пилота, однако это дает им право только на полеты в качестве второго пилота на большинстве воздушных судов, причем существуют и ограничения. Это связано с малым количеством налетанных часов.

Летные училища обучают будущих пилотов и авиационных техников. В средних летных учебных заведениях можно выучиться на летчика как гражданской, так и грузовой авиации.

Специальности летных училищ

«Летная эксплуатация летательных аппаратов» - не единственная квалификация, которую приобретают студенты ссузов, в наличии и другие:

  • «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»;
  • «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов»;
  • «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)»;
  • «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»;
  • «Информационные системы (по отраслям)»;
  • «Программирование в компьютерных системах».

Как выбрать учебное заведение

Существуют высшие и средние училища летного дела, но все же профессии пилота ближе среднее образование, поскольку она относится к области эксплуатации машин, а не к сфере инженерии.

В целом количество летных училищ в России сокращается, и выбор не слишком велик. В нашей большой стране, рассматривая альтернативы для поступления, имеет смысл руководствоваться географическим фактором. При желании можно будет продолжить образование в вузе, филиалом которого считается ссуз.

Если в ближайших городах нет училищ летного дела, обратитесь в зональную отборочную комиссию при региональном управлении гражданской авиации.

Еще с советских времен принято разделение авиации на военную и гражданскую. Военные летные училища среднего звена организованы при аэродромах Минобороны, но чаще армейский аспект летного дела изучается в рамках высшего образования.

Требования к абитуриентам

Поступление осуществляется по окончании 11 классов школы, при этом кандидаты не могут быть старше 25 лет. Абитуриенты должны представить военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву.

Училище имеет право засчитывать результаты ЕГЭ или проводить собственные вступительные испытания.

Экзамены:

  • русский язык;
  • математика;
  • физика (иногда, в зависимости от специальности).

В отличие от других ссузов, летные учебные заведения на своих сайтах не спешат конкретизировать перечень вступительных экзаменов: приемной комиссии будет интересно на основании документов об образовании сделать выводы о школьных успехах претендентов.

Летное училище - это не то место, куда поступают за компанию или в результате скоропалительного решения стать летчиком. Профстандарт требует от абитуриента устойчивого интереса к профессии.

Как бы сильна ни была мечта о полетах, отказать в приеме могут по состоянию здоровья. Оно должно быть на уровне годного к службе в армии призывника.

Приемной комиссии надо представить анализы крови на сахар и на группу, справки от нарколога и психиатра. Полный перечень медицинских требований уточняется в конкретном ссузе.

Запастись справками заблаговременно не получится: многие из них действительны в течение краткого периода, а вот заранее позаботиться о фотографиях стоит их нужно больше, чем для поступления в другие колледжи и техникумы, - не меньше 10.

Помимо хорошей успеваемости по общеобразовательным предметам и отличного здоровья нужны собранность, стрессоустойчивость, ответственность, быстрота реакции. Очень важна и готовность осваивать профессию в общем строю. Ничего общего с капризным заявлением: «А я хочу летать! - учеба в летном училище не имеет.

Сегодня на пенсию уходит больше авиаторов, чем выпускается из летных училищ, поэтому средние профессиональные заведения заинтересованы в подготовке кадров, и шансы на успешное поступление велики.