Самые известные балерины. Па на весь мир: балетные танцоры из России, известные всему миру Балет мужчины знаменитые

20.10.2019

Положивших начало её мировой известности. Афиша работы В. Серова с силуэтом А. Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».С 1910 года Павлова гастролировала во многих странах мира вместе со своей собственной труппой. Балетмейстер Михаил Фокин поставил несколько балетов специально для труппы А. Павловой, один из которых «Семь дочерей горного короля».Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году , а в России - в 1914 году , после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.В 1921 -1925 годах Анна Павлова гастролировала по США , организатором её гастролей был американский импресарио русского происхождения Соломон Юрок . В 1921 году Анна Павлова также выступала в Индии и завоевала внимание индийской публики в Дели , Бомбее и Калькутте .Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.

Карсавина Тамара Платоновна

Балерина родилась 25 февраля (9 марта ) 1885 года в Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой, дочери двоюродного брата (то есть внучатой племянницы) известного славянофила А.С.Хомякова. Брат - Лев Карсавин , русский философ. В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагога Александра Горского, затем вошла в состав труппы Мариинского театра . Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара - «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал» и др. С1909 года по приглашению Сергея дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-Птица», «Призрак оперы», «Петрушка» (постановка Михаила Фокина), «Женские причуды» и др. В эмиграции она, не прекращая выступать на сцене и гастролировать с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании- в том числе в картине «Путь к силе и красоте»1925 г.. В 1930-1955 гг. занимала должность вице-президента Королевской академии танцаТамара Карсавина умерла 26 мая 1978 в Лондоне в возрасте 93 лет.

Уланова Галина Сергеевна


Родилась 8 января 1910 г. (по новому стилю) в Петербурге в артистической семье. В 1928 г. окончила Ленинградское хореографическое училище, в котором занималась первые шесть лет у своей матери М. Ф. Романовой, затем у А. Я. Вагановой, известнейшего педагога.После окончания училища поступила в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 г. Мариинский театр). Дебютировала в сложнейшей партии Одетты-Одилии в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». В 1941 г. Уланова стала лауреатом Сталинской премии (это звание присуждалось ей также в 1946,1947 и 1950 гг.).1944 г. балерину пригласили в Москву, и она стала солисткой Большого театра. Уланова танцевала на его сцене до 1960 г., создав незабываемые образы как в классическом русском, так и в зарубежном балетном репертуаре.Балерина обращалась и к творчеству современных ей композиторов. Так, Уланова потрясающе воплотила на сцене образ Джульетты в балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».В 1951 г. Галине Сергеевне присвоили звание народной артистки СССР. Её талант был признан во всём мире. Когда в 1956 г. Большой театр впервые выехал на гастроли в Лондон, Уланова снискала триумфальный успех в партиях Жизели (в одноимённом балете А. Адана) и Джульетты. Джульета была ее любимой героиней.

Она единственная балерина, которой при жизни установили памятники (в Ленинграде и Стокгольме).Последним балетом, в котором танцевала Уланова, стала «Шопениана» на музыку Ф. Шопена. Уйдя со сцены, продолжала работать в Большом театре уже как педагог-репетитор. Среди её учеников - Е. Максимова, В. Васильев, Л. Семеняка и многие другие. А. Н. Толстой назвал Уланову «обыкновенной богиней». Умерла 22 сентября 1998 г. в Москве.

Юрий Тимофеевич Жданов

Юрий Тимофеевич Жданов (29 ноября [по др. данным 29 сентября] 1925, Москва - 1986, Москва) - народный артист РСФСР, балетмейстер, педагог, художник. Окончил Московское хореографическое училище по классу Н. И. Тарасова в 1944 году, балетмейстерское отделение ГИТИСа им. А. В. Луначарского (проф. Л. М. Лавровский и Р. В. Захаров) в 1968 году. В период 1944-1967 гг., - ведущий солист балета Большого театра. Исполнял главные партии в балетах «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Красный мак», «Шопениана», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Гаянэ», «Жар-Птица», «Вальпургиева ночь» и др., вёл большую концертную деятельность. В 1951-1960 гг. был постоянным партнером Галины Улановой, выступал вместе с ней в первых шести из перечисленных балетов и в концертной программе. Вместе они совершили гастрольную поездку по городам СССР (1952), в последующие годы участвовали в первых гастролях советского балета в Париже (1954, 1958), Лондоне (1956), Берлине (1954), Гамбурге, Мюнхене, Брюсселе (1958), Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Торонто, Оттаве, Монреале (1959), снимался в кино («Ромео и Джульетта»). В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Юрий Жданов исполнил в этом фильме одну из главных партий. Ю.Жданов выступал также с Светланой Адырхаевой, Софьей Головкиной, Ольгой Лепешинской, Екатериной Максимовой, Майей Плисецкой, Раисой Стручковой, Ниной Тимофеевой, Аллой Шелест и другими русскими и иностранными балеринами. Зрители более тридцати стран знакомы с хореографическим искусством Юрия Жданова. По окончании сценической карьеры Ю.Жданов был художественным руководителем Гос.концертного ансамбля «Классический балет» (1971-1976), для которого поставил балеты «Франческа да Римини» П.Чайковского, «Весенняя фантазия» Р.Дриго, «Хореографическая сюита» К.Акимова, концертные миниатюры «Молодые голоса» Я. Бенды, «Этюд-картина» С.Рахманинова и ряд др. Для своих постановок Ю. Жданов создавал сам декорации и костюмы. В 1981-1986 гг. Жданов преподавал в ГИТИС"е, где вел курсы «Искусство балетмейстера» и «Балетный театр и художник». Художественное образование Ю. Жданов получил в студии известного художника член-корр. АХ СССР Г. М. Шегаля. С начала 1950-х гг. он систематически участвовал во всесоюзных и международных выставках советских художников, имел более пятнадцати персональных выставок в нашей стране и за рубежом. С 1967 г. - член Союза художников СССР. Более 150 работ Ю.Жданова - живописных и графических - находятся в музеях нашей страны, около 600 произведений приобретены в частные коллекции. Юрий Тимофеевич Жданов умер 9 апреля 1986 года в Москве от сердечного приступа. После смерти Жданова его известность как художника всё более возрастает. Творчеству Жданова посвящен телефильм «Юрий Жданов. Страницы жизни артиста и художника» (1988). В последние годы с успехом прошли персональные выставки мастера в Москве и других городах, многие работы проданы в частные коллекции России, Англии, США, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Греции.

Плисецкая Майя михайловна

Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925. Это поистине величайшая балерина. Она красива, элегпантна, умна.
Она танцевала во многих спектаклях:

В пластике Майи Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии .

Наиболее известные партии: Одетта-Одиллия в «Лебединое озеро», Аврора в Спящей красавице » (1961 ), Раймонда в одноимённом балете Глазунова , Хозяйка медной горы в «Каменном цветке » Прокофьева , Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви » Меликова , Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина).

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставила балеты: «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Чайка» Р. К. Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим ), «Дама с собачкой» Р. К. Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии).

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, ведёт мастер-классы. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая является председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя» (Санкт-Петербург ).

Максимова Екатерина

В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.
В 1958–1988 годах – ведущая артистка балета Большого театра. Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра. За ней последовали балеты Жизель (традиционная редакция, музыка А. Адана), Дон Кихот А.А. Горского (музыка Л. Минкуса), Спящая красавица (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н. Григоровича, музыка Чайковского) и др. Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960–1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей (Щелкунчик, 1966; Спартак, музыка А.И. Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.). Максимова была постоянной партнершей своего мужа, В.В. Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: Икар (музыка С.М. Слонимского, 1976; Анюта, музыка В.А. Гаврилина, 1986; Золушка, музыка С.С. Прокофьева, 1991). За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти (Голубой ангел, на музыку М. Констана), Джона Кранко (Онегин, на музыку Чайковского). С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 году для неё один из лучших своих номеров – Мазурку на музыку А.Н. Скрябина. Крест на её карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета "Иван Грозный". Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у неё "выскочил" позвонок. Под вопросом было её нормальное передвижение. Но она, при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для неё Васильевым. 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого. В «Жизели».Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество её таланта – комедийное дарование (Галатея по Пигмалиону Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А. Брянцев; Старое танго, музыка Когана, хореограф тот же). Искусство Максимовой и особенно её участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатлённое в телефильме "Дуэт" (1973) и французском видеофильме "Катя и Володя" (1989), пользуется мировым признанием.В 1980 году Максимова закончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора). С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра "Кремлёвский балет". С 1998 года - балетмейстером-репетитором Большого театра (солисткой труппы она перестала быть в 1988 году).

Лопаткина Ульяна Вячеславовна
Народная артистка России (2005).
Лауреат Государственной премии России (1999).
Лауреат Международного конкурса Vaganova-Prix (1991).
Лауреат премий: «Золотой софит» (1995), «Божественная» с присвоением звания «Лучшая балерина» (1996), «Золотая маска» (1997), Benois de la danse (1997), «Балтика» (1997, 2001: Гран-при за содействие мировой славе Мариинского театра), Evening Standard (1998), Monaco world dance awards (2001), «Триумф» (2004).
В 1998 присвоено почетное звание «Артист Ее Величества Императорской сцены державной России» с вручением медали «Человек-творец».

Родилась в Керчи (Украина).
Окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс профессора Наталии Дудинской).
С 1991 года в труппе Мариинского театра.
С 1995 года – солистка.


«Жизель» (Мирта, Жизель);
«Корсар» (Медора);
«Баядерка» (Никия) – редакция Вахтанга Чабукиани;
Grand pas из балета «Пахита» (солистка);
«Спящая красавица» (фея Сирени) – редакция Константина Сергеева;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия);
«Раймонда» (Раймонда, Клеманс);
«Лебедь», «Шехеразада» (Зобеида) – хореография Михаила Фокина;
«Бахчисарайский фонтан» (Зарема);
«Легенда о любви» (Мехменэ Бану);
«Ленинградская симфония» (Девушка);
Pas de quatre (Мария Тальони) – хореография Антона Долина;

«Серенада», «Симфония до мажор» (II ч. Adagio), «Драгоценности» («Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial ), «Тема с вариациями», «Вальс», «Шотландская симфония» – хореография Джорджа Баланчина;
«В ночи» (III часть) – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть» – хореография Ролана Пети;
«Гойя-дивертисмент» (Смерть) – хореография Хосе Антонио;
«Щелкунчик» (фрагмент «Учитель и ученица») – хореография Джона Ноймайера;
«Поцелуй феи» (Фея), «Поэма экстаза», «Анна Каренина» (Анна Каренина) – хореография Алексея Ратманского;
– хореография Уильяма Форсайта;
Trois Gnossienes – хореография Ханса ван Манена;
«Танго» – хореография Николая Андросова;
Grand pas de deux – хореография Кристиана Шпука

Первая исполнительница одной из двух сольных партий в балете Джона Ноймайера «Звуки пустых страниц» (2001).

Захарова Светлана Юрьевна

В Мариинском театре
1996

Принцесса Флорина («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева)
Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского)
Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
«Умирающий лебедь» (на музыку К. Сен-Санса, хореография М. Фокина)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена)
1997
Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа в редакции П. Гусева)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа)
мазурка и седьмой вальс («Шопениана», хореография М. Фокина)
1998
Принцесса Аврора («Спящая красавица»)
Терпсихора («Аполлон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина)
Cолистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)
Cолистка («Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина в постановке А. Ратманского)
1999
Cолистка I части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Принцесса Аврора («Спящая красавица», реконструкция постановки М. Петипа С. Вихарева)
Медора («Корсар»)
Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани)
2000
Cолистка в «Бриллиантах» на музыку П. Чайковского («Драгоценности», хореография Дж. Баланчина)
Манон («Манон» на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана)
Китри («Дон Кихот»)
2001
Cолистка («Теперь и тогда» на музыку М. Равеля в постановке Дж. Ноймайера)
Барышня («Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича, хореография К. Боярского)
Зобеида («Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина)
2002
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского)
Cолистка (гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа)
Cолистка («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона в постановке А. Ратманского)
2003
Cолистка (Этюды" на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера)
Одним из постоянных партнеров балерины был Игорь Зеленский.
В Большом театре
В сезоне 2003/2004 Светлана Захарова перешла в труппу Большого театра, где ее педагогом-репетитором стала Людмила Семеняка , также являющаяся представительницей петербургской школы балета.
Балерина была представлена коллективу театра на традиционном сборе труппы, состоявшемся 26 августа 2003 г. Дебют в качестве солистки Большого театра состоялся 5 октября в балете «Жизель» (редакция В. Васильева). До своего переезда в Москву она трижды танцевала этот спектакль в Большом театре.
2003
Жизель («Жизель»)
Аспиччия («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского)
2004
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Cолистка II части («Симфония до мажор»)
Никия («Баядерка» в редакции Ю. Григоровича)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Ипполита (Титания) («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) -
2005
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)
2006
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов) - первая исполнительница
2007
Cолистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина) - первая исполнительница в Большом театре
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки) - первая исполнительница
Cолистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
2008
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Пара в желтом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей балета в Большом театре
Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)
2009
Светлана («Захарова суперигра» Э. Пальмьери в постановке Ф. Вентрильи) -мировая премьера
2010
Смерть («Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха в постановке Р. Пети) - первая исполнительница в Большом театре
Первое и два следующих представления «Дочери фараона» с участием Захаровой снимала для выпуска балета на DVD французская компания Bel Air Media.
15 июня 2005 г. на Основной сцене Большого театра состоялся первый творческий вечер Светланы Захаровой, в программу которого вошли картина «Тени» из балета «Баядерка» (Солор - солист Мариинского театра игорь Зеленский)
«Средний дуэт» в постановке А. Ратманского (партнер - солист Мариинского театра Андрей Меркурьев)
дуэт из балета «Посередине немного на возвышении» на музыку Т. Уилемса в постановке У. Форсайта (партнер - Андрей Меркурьев)
третий акт из балета «Дон Кихот» (Базиль - Андрей Уваров) и ряд номеров в исполнении солистов балета Большого театра

Вишнва Диана Викторовна

Народная артистка России
Лауреат Государственной премии России
Лауреат Международного конкурса артистов балета (Лозанна, 1994)
Лауреат премий Benois de la Danse (1996), «Золотой софит» (1996, 2011), «Балтика» (1998), «Золотая маска» (2001), «Танцовщица года – 2002» (Dancer of Europe ), премии журнала «Балет» (2003)
Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2009) в трех номинациях: «Лучшая женская роль», «Современный танец/женская роль» и «Приз критики» («Диана Вишнева: Красота в движении», проект Сергея Даниляна, США-Россия)

Диана Вишнева родилась в Ленинграде. Окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс профессора Людмилы Ковалевой). Последний год обучения совмещала со стажировкой в Мариинском театре. В 1995 году Диана Вишнева принята в труппу Мариинского театра, а с 1996 года является солисткой Мариинского театра.

Диана Вишнева активно выступает на ведущих театральных площадках Европы. В 2001 году она дебютировала в Мюнхенском Staatsballett («Манон» Кеннета Макмиллана) и театре Ла Скала (Аврора – «Спящая красавица» в версии Рудольфа Нуреева), а в 2002 году выступила на сцене Opera de Paris (Китри – «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева). В 2003 году состоялся ее дебют на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке (Джульетта – «Ромео и Джульетта», хореография Кеннета Макмиллана).

С 2002 года Диана Вишнева является приглашенной солисткой театра Staatsoper (Берлин), исполняя главные партии в балетах «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро» (версия Патриса Барта), «Кольцо вокруг кольца» Мориса Бежара, «Манон» и «Спящая красавица». С 2005 года балерина выступает как приглашенная солистка на сцене American Ballet Theatre (танцевала в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Манон», «Ромео и Джульетта», Ballet Imperial , «Спящая красавица», The Dream , «Баядерка»). В Американском театре балета Диана Вишнёва исполнила главные партии в балетах: «Сильвия» и Thaïs Pas de deux (хореография Фредерика Аштона), «На Днепре» (хореография Алексея Ратманского), «Дама с камелиями» (хореография Джона Ноймайера) и «Онегин» (хореография Джона Кранко).

Диана Вишнева активно сотрудничает с известными современными хореографами и режиссерами. В 2005 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Петра Зуски «Руки моря», поставленного специально для Дианы Вишневой. В 2007 году Андрей Могучий и Алексей Кононов осуществили постановку спектакля «Silenzio. Диана Вишнева». В феврале 2008 года Диана Вишнева в содружестве с Ardani Artists Management и Orange County Performing Arts Center представила программу «Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Повороты любви» Дуайта Родена, F.L.O.W. Мозеса Пендлтона).

В марте 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Парк» (хореография Анжелена Прельжокажа) при участии Дианы Вишнёвой. В октябре того же года балерина представила проект «Диана Вишнёва: Диалоги», осуществленный при поддержке Мариинского театра, Фонда Дианы Вишнёвой и компании Ardani Artists.

Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Жизель» (Мирта, Зюльма) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Корсар» (Гюльнара, Медора) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
Grand pas из балета «Пахита» (вариация) – хореография Мариуса Петипа;
«Баядерка» (Никия) – хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани;
«Спящая красавица» (Аврора) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Щелкунчик» (Маша) – хореография Василия Вайнонена, а также постановка Михаила Шемякина с хореографией Кирилла Симонова;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
балеты Михаила Фокина: «Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь»;
Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина;
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского;
«Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича;
«Кармен-сюита» (Кармен) – хореография Альберто Алонсо;
балеты Джорджа Баланчина: «Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Tchaikovsky Pas de deux , «Драгоценности» («Рубины»), Фортепианный концерт № 2 (Ballet Imperial );
«В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети;
«Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана;
Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц» – хореография Джона Ноймайера;
балеты Алексея Ратманского: «Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка), «Анна Каренина» (Анна Каренина);
балеты Уильяма Форсайта: In the Middle, Somewhat Elevated и Steptext ;
«Парк» – хореография Анжелена Прельжокажа;
«Диана Вишнёва: Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Из любви к женщине» Дуайта Родена, «Повороты любви» Мозеса Пендлтона);
«Диана Вишнёва: Диалоги» («Лабиринт» Марты Грэм, «Диалог» Джона Ноймайера, «Объект перемен» Пола Лайтфута и Соль Леон).

Терешкина Виктория Валерьевна

Заслуженная артистка России (2008)
Лауреат IX Международного конкурса артистов балета «Арабеск-2006» (Пермь, 2006). Обладатель приза журнала «Балет» – «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» (2006)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» за роль Королевы моря в балете «Ундина» (2006)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» в балетном спектакле Approximate Sonata – хореография Уильяма Форсайта. (2005)
Лауреат Международной балетной премии «DANCE OPEN» в номинации «Мисс Виртуозность» (2010 и 2011)

Родилась в Красноярске.
В 2001 году окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Марины Васильевой).
С 2001 года в труппе Мариинского театра.

В репертуаре:
«Жизель» (Жизель, Мирта, Зюльма);
«Корсар» (Медора);
«Баядерка» (Никия, Гамзатти);
«Спящая красавица» (Аврора, Фея Золота, Фея Бриллиантов);
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда) – хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева;
«Дон Кихот» (Китри) – хореография Александра Горского;
«Шехеразада» (Зобеида) – хореография Михаила Фокина;
«Спартак» (Фригия) – хореография Леонида Якобсона;
«Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского;
«Легенда о любви» (Мехменэ Бану) – хореография Юрия Григоровича;
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского;
балеты Джорджа Баланчина: «Аполлон» (Полигимния, Терпсихора, Каллиопа), «Серенада», «Симфония до мажор» (I часть), «Сон в летнюю ночь» (Титания), «Тема с вариациями», «Четыре темперамента», Tchaikovsky Pas de deux , «Драгоценности» («Рубины», «Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial ), Тарантелла;
«В ночи» – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть» (Смерть) – хореография Ролана Пети;
«Манон» (куртизанки) – хореография Кеннета Макмиллана;
«Этюды» (солистка) – хореография Харальда Ландера;
«Ундина» (Королева моря) – хореография Пьера Лакотта;
балеты Алексея Ратманского: «Анна Каренина» (Анна Каренина), «Золушка» (Худышка, женский танец), «Конек-Горбунок» (Царь-девица);
«Нежно, с огнем» (Dolce, con fuoco ) – хореография Светланы Ануфриевой;
«Щелкунчик» (Маша, сестры Щелкунчика) – постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова;
балеты Уильяма Форсайта: Approximate Sonata, In the Middle, Somewhat Elevated ;
«Ринг» – хореография Алексея Мирошниченко;
«Прерванная ария» (солистка) – хореография Питера Кванца;
«Завод Болеро» (Душа) – хореография Юрия Смекалова;
«Парк» (солистка) – хореография Анжелена Прельжокажа.

Первая исполнительница партий Королевы моря («Ундина» в хореографии Пьера Лакотта, 2006), Царь-девицы («Конек-Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского, 2009) и Фригии («Спартак» в хореографии Леонида Якобсона, 2010).

Плеяда восходящих звезд русского балета

Кристина Шапран

Анна Тихомирова

Сергей Полунин

Артем Овчаренко

Кристина Андреева и Олег Ивенко

Слово "балет" звучит волшебно. Закрыв глаза, сразу представляешь себе горящие огни, пробирающую музыку, шорох пачек и легкий стук пуантов по паркету. Это зрелище неподражаемо красиво, его можно смело назвать великим достижением человека в стремлении к прекрасному.

Зрители замирают, устремляя взгляды на сцену. Балетные дивы поражают своей легкостью и пластикой, видимо непринужденно выполняя сложные "па".

История этого вида искусства довольно глубока. Предпосылки к возникновению балета появились еще в XVI веке. А уже с XIX века люди увидели настоящие шедевры этого искусства. Но чем был бы балет без знаменитых балерин, прославивших его? Об этих самых известных танцовщицах и будет наш рассказ.

Мари Рамберг (1888-1982). Будущая звезда родилась в Польше, в еврейской семье. Настоящее её имя Сивия Рамбам, но оно было впоследствии изменено по политическим мотивам. Девочка с раннего возраста полюбила танцы, отдавшись своему увлечению с головой. Мари берет уроки у танцовщиц из парижской оперы, а вскоре её талант замечает сам Дягилев. В 1912-1913 годах девочка танцует вместе с Русским балетом, принимая участие в главных постановках. С 1914 года Мари переезжает в Англию, где продолжает учиться танцам. В 1918 году Мари вышла замуж. Сама она писала, что больше ради забавы. Однако брак оказался счастливым и продлился 41 год. Рамберг было всего 22 года, когда она открыла в Лондоне собственную балетную школу, первую в городе. Успех был таким ошеломительным, что Мария организует сперва собственную компанию (1926), а затем и первую постоянную балетную труппу в Великобритании (1930). Выступления её становятся настоящей сенсацией, ведь Рамберг привлекает к работе самых талантливых композиторов, художников, танцоров. Балерина приняла самое активное участие в создании национального балета в Англии. А имя Мари Рамберг навсегда вошло в историю искусства.

Анна Павлова (1881-1931). Анна родилась в Санкт-Петербурге, её отец был железнодорожным подрядчиком, а мать работала простой прачкой. Однако девушка смогла поступить в театральное училище. Окончив его, она в 1899 году поступила в Мариинский театр. Там она получила партии в классических постановках - "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик". У Павловой были прекрасные природные данные, к тому же постоянно оттачивала свое мастерство. В 1906 году она уже является ведущей балериной театра, но настоящая слава пришла к Анне в 1907 году, когда она блистает в миниатюре "Умирающий лебедь". Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил балерине новую миниатюру на музыку Сан-Санса. С 1910 года Павлова начинает гастролировать. Балерина приобретает мировую славу после участия в Русских сезонах в Париже. В 1913 году она последний раз выступает в стенах Мариинского театра. Павлова собирает собственную труппу и переезжает в Лондон. Вместе со своими подопечными Анна гастролирует по миру с классическими балетами Глазунова и Чайковского. Танцовщица стала легендой еще при жизни, умерев на гастролях в Гааге.

Матильда Кшесинская (1872-1971). Несмотря на свое польское имя, родилась балерина под Санкт-Петербургом и всегда считалась русской танцовщицей. Она с раннего детства заявила о своем желании танцевать, никто их родных и не думал ей препятствовать в этом желании. Матильда блестяще окончила Императорское театральное училище, попав в балетную труппу Мариинского театра. Там она прославилась блестящим исполнений партий "Щелкунчика", "Млады", других представлений. Кшесинскую отличала фирменная русская пластика, в которую вклинились нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах "Бабочки", "Эрос", "Эвника". Роль Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году зажгла новую звезду на сцене. С 1904 года Кшесинская гастролирует по Европе. её называют первой балериной России, чествуют "генералиссимусом русского балета". Говорят, что Кшесинская являлась фавориткой самого императора Николая II. Историки утверждают, что помимо таланта балерина обладала железным характером, твердой позиции. Именно ей приписывают увольнение в свое время директора Императорских театров, князя Волконского. Революция тяжело сказалась на балерине, в 1920 году она покинула измученную страну. Кшесинская переехала в Венецию, но продолжала заниматься любимым делом. В 64 года она еще выступала в лондонском Ковент-Гардене. А похоронена легендарная балерина в Париже.

Агриппина Ваганова (1879-1951). Отец Агриппины являлся театральным капельдинером в Мариинке. Однако в балетную школу он смог определить только самую младшую из своих трех дочерей. Вскоре Яков Ваганов умер, у семьи была надежда только на будущую танцовщицу. В школе Агриппина проявила себя озорницей, постоянно получая плохие оценки за поведение. Окончив обучение Ваганова начала карьеру балерины. Третьестепенных ролей в театре давали ей много, однако они не удовлетворяли ее. Сольные партии обходили стороной балерину, да и внешность у нее была не особо привлекательная. Критики писали, что просто не видят её в ролях хрупких красавиц. Не помогал и грим. Сама же балерина очень страдала по этому поводу. Но упорным трудом Ваганова добилась ролей второго плана, о ней стали изредка писать в газетах. Затем Агриппина резко повернула свою судьбу. Она вышла замуж, родила. Вернувшись в балет, она будто бы поднялась в глазах начальства. Хотя Ваганова и продолжала исполнять вторые партии, в этих вариациях она достигла мастерства. Балерина сумела заново раскрыть образы, казалось уже затертые поколениями предыдущих танцовщиц. Только в 1911 году Ваганова получила первую сольную партию. В 36 лет балерину отправили на пенсию. Она так и не стала знаменитой, но добилась многого с учетом своих данных. В 1921 году в Ленинграде открыли школу хореографии, куда и была приглашена в качестве одного из учителей Ваганова. Профессия хореографа стала её основной до конца жизни. В 1934 году Ваганова выпускает книгу "Основы классического танца". Вторую половину жизни балерина посвятила хореографическому училищу. Ныне это Академия танца, названная в её честь. Агриппина Ваганова не стала великой балериной, однако её имя навсегда вошло в историю этого искусства.

Ивет Шовире (род.1917). Эта балерина является самой настоящей утонченной парижанкой. С 10 лет она начала серьезно заниматься танцами при "Гранд опера". Талант и работоспособность Ивет были отмечены режиссерами. В 1941 году она уже стала примой Оперы Гарнье. Дебютные выступления принесли ей поистине мировую славу. После этого Шовире стала получать приглашения выступить в различных театрах, в том числе в итальянской "Ла Скале". Прославила балерину её партия Тени в аллегории Анри Соге, она исполняла много партий поставленных Сержем Лифарем. Из классических выступлений выделяется роль в "Жизели", которую считают главной для Шовире. Ивет на сцене демонстрировала истинный драматизм, не теряя при этой всей девичьей нежности. Балерина буквально проживала жизнь каждой своей героини, выражая все эмоции на сцене. При этом Шовире очень внимательно относилась к каждой мелочи, репетируя и репетируя снова. В 1960-х годах балерина возглавила школу, в которой некогда сама и обучалась. А последний выход на сцену Ивет состоялся в 1972 году. Тогда же была учреждена премия её имени. Балерина неоднократно бывала с гастролями в СССР, где полюбилась зрителям. её партнером неоднократно был сам Рудольф Нуриев после своего бегства из нашей страны. Заслуги балерины перед страной были вознаграждены Орденом Почетного легиона.

Галина Уланова (1910-1998). Эта балерина также родилась в Санкт-Петербурге. В 9 лет она стала ученицей хореографического училища, которое и окончила в 1928 году. Сразу после выпускного спектакля Уланова вошла в труппу Театра оперы и балета в Ленинграде. Первые же выступления молодой балерины привлекли к ней внимание ценителей этого искусства. Уже в 19 лет Уланова танцует ведущую партию в "Лебедином озере". До 1944 года балерина танцует в Кировском театре. Здесь её прославили роли в "Жизели", "Щелкунчике", "Бахчисарайском фонтане". Но самой известной стала её партия в "Ромео и Джульетте". С 1944 по 1960 годы Уланова является ведущей балериной Большого театра. Считается, что вершиной её творчества стала сцена сумасшествия в "Жизели". Уланова побывала в 1956 году с гастролями Большого в Лондоне. Говорили, что такого успеха не было со времен Анны Павловой. Сценическая деятельность Улановой официально закончилась в 1962 году. Но всю оставшуюся жизнь Галина работала балетмейстером в Большом театре. За свое творчество она получила множество наград - стала Народной артисткой СССР, получала Ленинскую и Сталинскую премию, стала дважды героем Социалистического труда и лауреатом многочисленных премий. Умерла великая балерина в Москве, похоронена она на Новодевичьем кладбище. её квартира стала музеем, а в родном Питере Улановой воздвигли памятник.

Алисия Алонсо (род. 1920). Эта балерина появилась на свет в Гаване, Куба. Искусству танца она начала учиться в 10 лет. Тогда на острове была всего одна частная школа балета, руководил ею русский специалист Николай Яворский. Затем Алисия продолжила свое обучения в США. Дебют на большой сцене состоялся на Бродвее в 1938 году в музыкальных комедиях. Затем Алонсо работает в нью-йоркской "Балле театр". Там она знакомится с хореографией ведущих постановщиков мира. Алисия со своим партнером Игорем Юшкевичем решила развить балет на Кубе. В 1947 году она танцует там в "Лебедином озере" и "Аполлоне Мусагете". Однако в те времена на Кубе не было ни традиций балета, ни сцены. Да и народ не понимал такое искусство. Поэтому задача создания Национального балета в стране была очень тяжелой. В 1948 году состоялось первое выступление "Балета Алисии Алонсо". Здесь правили энтузиасты, которые сами ставили свои номера. Через два года балерина открыла и собственную балетную школу. После революции 1959 года власти обратили свой взор на балет. Труппа Алисии превратилась в желанный Национальный балет Кубы. Балерина много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких образом Алонсо - партия Кармен в одноименном балете в 1967 году. Балерина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами. Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году она получила от ЮНЕСКО медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Майя Плисецкая (род. 1925). Сложно оспаривать тот факт, что самой знаменитой русской балериной является именно она. Да и карьера её оказалась рекордно долгой. Любовь к балету Майя впитала еще в детстве, ведь её дядя и тетя также являлись известными танцорами. В 9 лет талантливая девочка поступает в Московское хореографическое училище, а в 1943 году юная выпускница поступает в Большой театр. Там её педагогом стала знаменитая Агриппина Ваганова. Всего за пару лет Плисецкая прошла путь от кордебалета до солистки. Знаковой для нее стала постановка "Золушки" и партия феи Осени в 1945 году. Дальше были классические уже постановки "Раймонда", "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Жизель", "Конек-Горбунок". Плисецкая блистала в "Бахчисарайском фонтане", где смогла продемонстрировать свой редкий дар - буквально зависать в прыжке на какие-то мгновения. Балерина поучаствовала сразу в трех постановках "Спартака" Хачатуряна, исполнив там партии Эгина и Фригии. В 1959 году Плисецкая становится Народной артисткой СССР. В 60-е годы считалось, что именно Майя является первой танцовщицей Большого театра. Ролей балерине хватало, но творческая неудовлетворенность накапливалась. Выходом стала "Кармен-сюита", одна из главных вех в биографии танцовщицы. В 1971 году Плисецкая состоялась и как драматическая актриса, сыграв в "Анне Каренине". По этому роману был написан балет, премьера которого состоялась в 1972 году. Здесь Майя пробует себя в новой роли - хореографа, что становится её новой профессией. С 1983 года Плисецкая работает в Римской опере, а с 1987 года в Испании. Там она возглавляет труппы, ставит свои балеты. Последний спектакль Плисецкой состоялся в 1990 году. Великая балерина осыпана множеством наград не только на своей Родине, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя. Теперь "Майя" дает возможность пробиться молодым талантам.

Ульяна Лопаткина (род.1973). Известная на весь мир балерина родилась в Керчи. В детстве она много занималось не только танцами, но и гимнастикой. В 10 лет по совету матери Ульяна поступила в Академию русского балета имени Вагановой в Ленинграде. Там её учительницей стала Наталия Дудинская. В 17 лет Лопаткина победила на всероссийском конкурсе имени Вагановой. В 1991 году балерина закончила академию и была принята в Мариинский театр. Ульяна быстро добилась для себя сольных партий. Она танцевала в "Дон Кихоте", "Спящей красавице", "Бахчисарайском фонтане", "Лебедином озере". Талант был настолько очевиден, что в 1995 году Лопаткина стала примой своего театра. Каждая её новая роль вызывает восторги и у зрителей, и у критиков. При этом саму балерину интересуют не только классические роли, но и современный репертуар. Так, одной из любимых ролей Ульяны является партия Бану в "Легенде о любви" постановки Юрия Григоровича. Лучше всего балерине удаются роли загадочных героинь. Отличительной же её особенностью являются отточенные движения, присущая только ей драматичность и высокий прыжок. Зрители верят танцовщице, ведь она на сцене абсолютно искренна. Лопаткина является лауреатом многочисленных отечественных и международных премий. Она - народная артистка России.

Анастасия Волочкова (род. 1976). Балерина вспоминает, что свою будущую профессию она определила уже в 5 лет, о чем и заявила матери. Волочкова также окончила Академию имени Вагановой. её педагогом также стала Наталия Дудинская. Уже на последнем курсе обучения Волочкова дебютировала в Мариинском и Большом театрах. С 1994 по 1998 год в репертуаре балерины ведущие партии в "Жизели", "Жар-птице", "Спящей красавице", "Щелкунчике", "Дон Кихоте", "Баядерке" и других представлениях. С труппой Мариинки Волочкова объехала полсвета. При этом балерина не боится выступать и сольно, строя карьеру параллельно театру. В 1998 году балерина получает приглашение в "Большой театр". Там она блестяще исполняет партию Царевны-лебеди в новой постановке Владимира Васильева "Лебединое озеро". В главном театре страны Анастасия получает главные партии в "Баядерке", "Дон Кихоте", "Раймонде", "Жизели". Специально для нее хореограф Дин создает новую партию феи Карабос в "Спящей красавице". При этом Волочкова не боится исполнять и современный репертуар. Стоит отметить её роль Царь-Девицы в "Коньке-Горбунке". С 1998 года Волочкова активно гастролирует по миру. Она получает приз "Золотой лев", как самая талантливая балерина Европы. С 2000 года Волочкова покидает Большой театр. Она начинает выступать в Лондоне, где покорила англичан. Вернулась Волочкова в Большой ненадолго. Несмотря на успех и популярность, администрация театра отказалась продлевать контракт на положенный обычно год. С 2005 года Волочкова выступает в собственных танцевальных проектах. её имя постоянно на слуху, она героиня светских хроник. Талантливая балерина недавно и запела, а её популярность еще больше выросла после публикации Волочковой своих обнаженных фото.

18 апреля знаменитый танцовщик, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер и актер, педагог и народный артист СССР Владимир Васильев отметит 75-летний юбилей. Созданная Юрием Григоровичем именно для Васильева партия Спартака стала символом отечественного балета Большого театра во второй половине XX века. «В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой», — писал Асаф Мессерер, артист балета, балетмейстер и дядя непревзойденной Майи Плисецкой.

Еще в хреографическом училище сложился уникальный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой —

его жены и постоянной партнерши, балерины, для которой он создавал балеты, концертные номера и фильмы. Этот дуэт был неоднократно признан «золотым», «лучшим в мире», назван «легендой XX века». Но все ли помнят, что, помимо телезаписей балетных спектаклей, в которых участвовал Васильев, таких, как «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Каменный цветок», «Золушка», были в его биографии и художественные картины, фильмы-балеты? Это «Сказка о Коньке-горбунке», «Спартак», «Жиголо и Жиголетта». С 1971 года Васильев выступил в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. В фильме «Фуэте» Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер. Ну, а в киноверсию «Травиаты» Васильева и Максимову пригласил сам великий Франко Дзеффирелли!

Михаил Барышников

А вот другому известнейшему танцору, одному из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века, родившемуся в СССР — Михаилу Барышникову - сам Иосиф Бродский посвятил несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Имя Барышникова даже упоминается в книге «Нужные вещи» Стивена Кинга.

В кино же Михаилу Николаевичу довелось сыграть несколько ролей. Но в его биографии есть интересная история, связанная с телеспектаклем «Фиеста», поставленным Сергеем Юрьевичем Юрским, по роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце». Когда Барышников дебютировал на сцене Кировского театра,

оказалось, что такого танцовщика сцена давно не видела. В городе заговорили о том, что этот молодой ученик по своему таланту равен, может быть, Вацлаву Нижинскому и Рудольфу Нурееву. И Сергей Юрский совершил неожиданный шаг - он пригласил балетного артиста на драматическую роль Матадора в свой спектакль «Фиеста». Как драматическому артисту доказать, что он тореро? Конечно, здесь вопрос, прежде всего в пластике. Балетный актер - то, что было нужно. Именно Барышников мог лучше всех сыграть настоящую Испанию. Но в 1974 году Михаил Барышников не вернулся из гастролей в Канаде и стал невозвращенцем. Как тогда полагалось, все, что связано с его именем, должно было быть уничтожено. В частности, и пленка с записью спектакля «Фиеста», но на ленинградском телевидении монтажер Елена Нисимова спрятала пленку, благодаря этому запись сохранилась в архиве.


А заграницей Михаил Барышников играл в нескольких фильмах, таких как «Белые ночи», «Джек Райан: Теория хаоса». Был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной. В одной из сцен этой картины Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный». Танцор снимался и в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Сразу после их сюжетного знакомства, Петровский приглашает журналистку в ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке, владельцем которого, кстати, Барышников и является.

Майя Плисецкая

Целая эпоха в нашем искусстве, выдающаяся личность, блистательная балерина, талантливая актриса и интересная женщина - это все о Майе Плисецкой. Она всегда современна. И во времена своей активной творческой жизни балерины, и сейчас — эталон во всем. Именно Майя Михайловна олицетворяет собой для многих Русский балет. И трудно найти в мире человека, который не знал бы этого имени. Иначе, в честь Плисецкой не назвали бы астероид, а московская музыкальная рок-группа «Ключевая» не сочинила бы песню под названием «Майя Плисецкая», которая стала хитом и визитной карточкой группы на многие годы. И нет более символичного имени, неразрывно связанного с балетом и хореографией. И даже с кинематографом.


Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Она принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Александр Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В очень известной экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи в 1967 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина. В 1976 году режиссер Анатолий Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Балерина блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановке балетмейстера Валентина Елизарьева. А режиссер Йонас Вайткус в 1985 году позвал ее в свою картину «Зодиак», где Майя Михайловна сыграла музу Микалоюса-Константинаса Чюрлениса. Кроме этого, прима Большого театра снялась во множестве документальных лент.

Галина Уланова

И, конечно же, нельзя ни вспомнить «богиню танца» Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. Она получила практически все существовавшие в СССР награды, а также премии других стран. Среди неофициальных наград - разнообразные титулы, которыми ее награждали критики и зрители:

«душа русского балета», «обыкновенная богиня». А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев называл Галину Сергеевну «гением русского балета, его неуловимой душой и его вдохновенной поэзией». В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто.

После окончания балетной карьеры она начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщиками как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе и многими другими. За свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер: «Солистка балета», «Мастера русского балета», «Ромео и Джульетта», «Жизель» и документальные фильмы.

17 марта великому русскому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 78 лет. Классик балета Ролан Пети называл Нуриева опасным, пресса - неистовым татарином, в любви ему признавались звезды рока и королевские особы.

ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

Сара Бернар считала Нижинского величайшим актером мира, пресса - ни много ни мало восьмым чудом света. Уроженец Киева, танцор в Мариинском театре, Нижинский состоялся в Париже, где поражал публику и критиков феноменальной техникой, пластичностью и вкусом. А самое поразительное заключается в том, что его карьера танцора длилась всего десять лет. В 1917 году он в последний раз вышел на сцену, и вплоть до своей смерти в 1950 году боролся с шизофренией, перемещаясь по психиатрическим клиникам. Влияние Нижинского на мировой балет сложно переоценить, а его дневники до сих пор расшифровываются и по-разному трактуются специалистами.


РУДОЛЬФ НУРИЕВ

Одна из главных звезд русского балета в мире, Нуриев был настоящей поп-звездой, яркой и скандальной. Тяжелый, неуживчивый характер, заносчивость, бурная личная жизнь и склонность к эпатажу не заслоняли главного - невероятного таланта Нуриева, сумевшего соединить воедино традиции балета и актуальные, как сейчас принято говорить, тренды. Уроженец Уфы, долгожданный сын, не оправдавший надежд отца-военного, презрительного звавшего Рудольфа «балериной», свой самый знаменитый прыжок совершил не на сцене, а в зоне контроля парижского аэропорта. В 1961 году советский танцовщик Нуриев неожиданно дал деру с 30 франками в кармане, попросив политического убежища. Так началось восхождение Нуриева на мировой балетный Олимп. Слава, деньги, роскошь, вечеринки в «Студии 54», золото, парча, слухи о романах с Фредди Меркьюри, ИвомСен-Лораном, Элтоном Джоном - и лучшие роли в Лондонском Королевском балете, директорство в балетной группе парижской Гранд-опера. Последние сто дней жизни совсем больной Нуриев провел в любимом Париже. Там он и похоронен.


МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ

Еще один знаменитый представитель балета, которого можно смело назвать поп-звездой, Михаил Барышников во многом схож с Нуриевым: детство в советской провинции (если считать провинцией Ригу - все же не Москва и не Ленинград), полное непонимание со стороны отца и настоящий артистический взлет за пределами СССР. Оставшись на Западе в 1974 году, Барышников быстро закрепился на вершине:сначала возглавлял легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Также активно и довольно успешно, хотя и неровно, он снимался в кино, стал светской персоной, встречался с голливудскими красавицами -Джессикой Лэнг и Лайзой Минелли. А новой публике, далекой от балета (и, кстати, от Иосифа Бродского, с которым Барышникова связывала настоящая дружба), этот невероятный человек стал известен благодаря небольшой, но заметной роли в сериале «Секс в большом городе». Сара Джессика Паркер, его большая поклонница. назвала Михаила Барышникова tough boy - «крутым парнем». Кто бы спорил.


ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ

Владимир Васильев - символ Большого театра и всего российского балета второй половины XX века. Из-за того что Васильев жил в Советском Союзе, его популярность на Западе сильно уступает славе того же Барышникова, хотя ценители искусства, конечно же, его знают и ценят. Васильев работал в основном в Европе, постепенно меняя профессию на хореографа-постановщика. Казань и Париж, Рим и Пермь, Вильнюс и Рио - география творческих перемещений Васильева утверждает и подтверждает его космополитизм.


АЛЕКСАНДР ГОДУНОВ

Блондин-гигант, звезда Большого, Годунов в августе 1979 года, будучи на гастролях в Штатах, решил не возвращаться домой. Разыгралась жуткая драма, в которой были замешаны не только сам артист и его жена, балерина Людмила Власова, но и Иосиф Бродский, ФБР, и даже руководители США и Советского Союза. Оставшись в Штатах, Годунов вошел в состав знаменитого Американского балетного театра, который в итоге покинул после ссоры со своим лучшим другом Михаилом Барышниковым. Затем была работа в рамках собственного проекта «Годунов и друзья», успех, роман с актрисой Жаклин Биссет и резкий уход из профессии. Биссет уговорила Александра начать карьеру в кино, и это ему отчасти удалось: «Свидетель» с Харрисоном Фордом и особенно «Крепкий орешек» сделали вчерашнего балетного танцора без пяти минут голливудской звездой. Однако самому Годунову не нравилось быть на вторых ролях, хотя об «этом русском» узнали теперь те, кто раньше даже не интересовался балетом.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.