Федор Шаляпин: творчество, личная жизнь, интересные факты. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери)

01.05.2019

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из д. Дудинцы Куменской волости (Куменский р-н Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Расцвет творчества

Годы, проведенные в Русской Частной опере, созданной С. И. Мамонтовым - блистательный взлёт артистической карьеры Шаляпина. Он был солистом РЧО в течение четырёх сезонов - с 1896 по 1899. В автобиографической книге «Маска и душа», написанной в эмиграции (1932), Шаляпин характеризует этот краткий отрезок своей творческой жизни как важнейший: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». В постановках мамонтовской Частной оперы певец вырос в подлинного художника сцены. Вот еще фрагмент его воспоминаний, где говорится о его начальных шагах в московском оперном коллективе: «С. И. Мамонтов сказал мне: - Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

Период эмиграции

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года - на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Когда Шаляпин был во Франции, советское правительство лишило его гражданства только за то, что певец дал деньги голодающим детям белогвардейцев.

Личная жизнь

Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в раннем возрасте).

Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде, и они обвенчались в 1896 году в церкви села Гагино. Это была молодая итальянская балерина Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести (по сцене Торнаги), скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами. Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению сына Фёдора, переехала в Рим.

Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, в первом браке - Петцольд, 1882-1964), у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910-2003), Марина (1912-2009) и Дасия (1921-1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди), прожила дольше всех его детей и скончалась на 98-м году жизни.

Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой - другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая - в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.

В 1984 году прах Шаляпина перенесен из Парижа в Москву, на Новодевичье кладбище.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1894-1895 - гостиница «Пале Ройяль» - Пушкинская улица, 20;
  • 1899 - Колокольная улица, 5;
  • 1901 - конец 1911 - меблированные комнаты О. Н. Мухиной - Большая Морская улица, 16;
  • конец 1911 - весна 1912 - доходный дом - Литейный проспект, 45;
  • лето 1912 - осень 1914 - Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 - 22.06.1922 - Пермская улица, 2, кв. 3. (ныне Мемориальный музей-квартира Ф. И. Шаляпина, СПб, ул. Графтио, д.2Б)

Память о Шаляпине

  • В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.
  • 8 февраля 1982 года в Казани, на родине Федора Шаляпина, открылся первый оперный фестиваль его имени. Фестиваль проводится на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, с 1991 г. носит статус Международного.
  • 29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.
  • 31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).
  • 29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор А.Балашов). Памятник стоит рядом с отелем «Шаляпин-Палас». В феврале 1873 года Фёдор Шаляпин был крещён в церкви Богоявления.
  • Памятник Шаляпину установлен также и в Уфе.
  • Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
  • В 2003 году на Новинском бульваре в Москве, рядом с домом-музеем имени Ф.И. Шаляпина, установлен монумент высотой около 2,5 м. в честь великого артиста. Автор скульптуры Вадим Церковников.

Галерея

  • Портреты Шаляпина
  • Валентин Александрович Серов: Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного, 1897 год

    Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина, 1903 год

    Портрет работы Б. М. Кустодиева.

    Автопортрет Ф. Шаляпина в роли Досифея («Хованщина»), сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911 год)

    Портрет Ф. И. Шаляпина на почтовой марке СССР 1965 год, посвященной 100-летию со дня рождения художника Серова В. А.

Награды

  • 1902 - бухарский орден Золотой звезды III степени.
  • 1907 - Золотой крест Прусского орла.
  • 1908 - кавалер офицерского звания.
  • 1910 - звание Солиста Его Величества (Россия).
  • 1912 - звание Солиста Его Величества итальянского короля.
  • 1913 - звание Солиста Его Величества английского короля.
  • 1914 - английский орден за особые заслуги в области искусства.
  • 1914 - русский орден Станислава III степени.
  • 1916 - звание офицера.
  • 1918 - звание Народного артиста Республики (присвоено впервые).
  • 1934 - командор ордена Почётного легиона (Франция).

Творчество

Сохранившиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца - высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.

Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, он выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Партнерами в разные годы были: А. М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, E. Збруева, Э. Карузо, В. Касторский, E. Куза, Н. М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев.

Русский оперный и камерный певец (высокий бас).
Первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991).

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из д. Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова).
В детстве Федор был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем в Четвёртом приходском училище в Казани, позже в Шестом начальном училище.

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова, вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года он - хорист опереточной антрепризы В.Б. Серебрякова. В сентябре 1890 года прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С.Я. Семёнова-Самарского.
Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» в роли Стольника заболевшего артиста.
Этот дебют выдвинул 17-летнего парня, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Феррандо в «Трубадуре». В следующем году выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Деркача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д.А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики.
В 1895 году был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимарозы, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С.И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896-1899 годах Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде ответственных ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал ряд значительных образов отечественной оперной классики:
Иван Грозный в «Псковитянке» Н.А. Римского-Корсакова; Варяжский гость в его же «Садко»; Сальери в его же «Моцарте и Сальери»; Мельник в «Русалке» А.С. Даргомыжского; Иван Сусанин в «Жизни за царя» М.И. Глинки; Борис Годунов в одноименной опере М.П. Мусоргского, Досифей в его же «Хованщине» и во многих других операх.
В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

Шаляпин был солистом Русской Частной оперы, созданной С.И. Мамонтовым, в течение четырёх сезонов - с 1896 по 1899 годы. В автобиографической книге «Маска и душа», Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценён в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.
В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.
С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С.И. Зимина (Москва), А.Р. Аксарина (Петроград).
В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иван Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году в постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос» в Москве выступает не только как солист (партия Филиппа), но и как режиссёр. Следующий его режиссёрский опыт - опера «Русалка» А.С. Даргомыжского.

В 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра.
С 1922 года - на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал туда вместе со второй женой - Марией Валентиновной.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В.В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»:
Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики -
я первый крикну:
- Обратно катись,
народный артист Республики!

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцев. Подробно об этой истории рассказывается в автобиографии Шаляпина «Маска и душа». 24 августа 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ города Ницца.
В 1935-1936 годах певец отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток, дав 57 концертов в Маньчжурии, Китае и Японии. Во время гастролей его аккомпаниатором был Жорж де Годзинский. Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин-младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.

10 июня 1991 года, через 53 года после смерти Фёдора Шаляпина, Совет министров РСФСР принял постановление № 317: "Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“ как необоснованное.»

Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в раннем возрасте от аппендицита).
Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде, и они обвенчались в 1898 году в церкви села Гагино. Это была молодая итальянская балерина Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести (по сцене Торнаги), скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами. Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению сына Фёдора, переехала в Рим.
Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, в первом браке - Петцольд, 1882-1964), у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910-2003), Марина (1912-2009) и Дасия (1921-1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди), прожила дольше всех его детей и скончалась на 98-м году жизни.
Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой - другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая - в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.

призы и награды

1902 - бухарский орден Золотой звезды III степени.
1907 - Золотой крест Прусского орла.
1910 - звание Солиста Его Величества (Россия).
1912 - звание Солиста Его Величества итальянского короля.
1913 - звание Солиста Его Величества английского короля.
1914 - английский орден за особые заслуги в области искусства.
1914 - русский орден Станислава III степени.
1925 - командор ордена Почётного легиона (Франция).

Федор Федорович Шаляпин являлся не кем иным, как сыном знаменитого русского оперного баса Шаляпина. Он обладал большим актерским талантом, который признавали как в Европе, так и в США. Список фильмов, в которых он снимался, достаточно велик, ведь он занимался этим с 1926 года по 1991.

Шаляпин Федор Федорович: биография

Он родился 6 октября 1905 года и жил до 17 сентября 1992 года. Родным городом Шаляпина стала Москва. Первая супруга его отца - итальянская прима-балерина Иола Торнаги - стала матерью близняшек Федора и Татьяны. Кстати, в этом браке у них родились еще четверо детей.

Сын Федор получил великолепное образование в Москве и мог разговаривать на трех языках. Немного позже, после большевистской революции (в 1924 году), он оставил свою семью и переехал к отцу в Париж. Известно, что Борис, его родной брат, стал художником и достаточно известным.

Вскоре, однако, Федор Федорович Шаляпин устал находиться в тени своего отца и уехал из Франции в Голливуд, где начал актерскую карьеру. Тогда снимали немое кино. Его карьера началась успешно, ему повезло, ведь тогда он говорил с заметным акцентом.

Актерская профессия

Однако главные роли ему не доставались. Время наступления звукового кино не принесло Федору особой известности. Но тем не менее Федор Федорович Шаляпин отлично сыграл роль умирающего Кашкина в кинофильме «По ком звонит колокол» (1943 г.). Публика его очень хорошо запомнила и признала.

После окончания войны он отправляется в Рим, чтобы там продолжить свою карьеру актера. За двадцать лет, с 1950 по 1970 год, он сыграл большое количество сильных и характерных ролей.

Мать

Много лет он не будет видеть родную мать, но 1960 году, во время она переедет к нему в Рим. Из всех и ценностей она привезет лишь фотоальбомы отца.

В 1984 году он добьется того, чтобы прах его отца был перевезен из Парижа в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Федор Федорович Шаляпин: фильмы

Что удивительно, успех к младшему Шаляпину пришел тогда, когда он был уже в преклонном возрасте. Все началось с фильма «Имя розы», с в главной роли, где Федор исполнил роль Хорхе Бургосского.

Потом была другая его яркая роль в кинокартине «Власть луны» (в 1987 году), где он сыграл старого итальянца, деда героини, которую играла популярная американская Затем были и другие фильмы - «Собор» (1989 г.), «Стэнли и Айрис» (1990 г.).

Последнюю свою роль он сыграл в «Ближнем круге» (1991 г.), эта картина рассказывает о жизни в Советском Союзе во времена сталинской диктатуры.

Федор Федорович Шаляпин умер в 86 лет (в 1992 году в сентябре) в своем доме в Риме.

Отец

Касаясь темы сына, хочется немного отвлечься и на отца Ф. И. Шаляпина (1873 г., Казань - 1938 г., Париж) - необыкновенно талантливого человека, который, кроме вокального дара, имел другие таланты - художника, графика, скульптора и даже снимался в кино.

Его родители были обыкновенными крестьянами. В детстве Шаляпин Федор (биография его содержит эти точные факты) был певчим. Его артистическая карьера началась с поступления в труппу В. Б. Серебрякова. Потом были странствования и развитие таланта. Однажды судьба забросила его в Тифлис, где он стал серьезно заниматься постановкой своего голоса, и все благодаря певцу Дмитрию Усатову, которому Шаляпин не мог платить за уроки пения, и тот занимался с ним бесплатно.

Поиск успеха

В 1893 году он переезжает в Москву, а чрез год - в Санкт-Петербург. Критика и публика были ошеломлены его потрясающим голосом. Он стал исполнять партии со сцены Мариинского театра.

Потом известный московский меценат С. И. Мамонтов уговаривает его перейти в нему в оперу (1896-1899 гг). Мамонтов разрешил певцу делать в своем театре буквально все, что тому хотелось - полная свобода творчества. С 1899 года Шаляпин уже на сцене Большого театра.

В 1918 Шаляпин стал художественным руководителем Мариинского театра и получил «народного артиста», а потом, в 1922, он уехал работать в Америку. Тогдашнее руководство страны было обеспокоено его долгим отсутствием. Однажды он пожертвовал деньги детям эмигрантов, однако это посчитали за поддержку белогвардейцев, и Шаляпина лишили звания «народного» в 1927 году. Только в 1991 году, через пятьдесят с лишним лет после смерти певца, этот приказ был расценен как необоснованный и звание вернули.

Личная жизнь

Шаляпин был дважды женат. С первой женой Иолой Торнаги он познакомился в Нижнем Новгороде (точнее - в селе Гагино), и они обвенчались в 1898 году. Она родила ему шестерых детей - Игоря, Бориса, Федора, Татьяну, Ирину и Лидию.

Потом Шаляпин заимел вторую семью с Марией Валентиновной Петцольд, у которой было уже от первого брака двое детей. Певцу она родила еще трех девочек: Марфу, Марину и Дасию. Он жил на две семьи. Одна находилась в Москве, другая - в Петрограде.

Официально брак Шаляпина с Марией Валентиновной был оформлен в 1927 году в Париже.

Многих почетных наград удостоился Шаляпин, однако с 1922 года он выступал и жил исключительно за границей.

Сообщение о Шаляпине кратко изложенное в этой статье расскажет Вам о жизни и творчестве русского оперного и камерного певца.

Доклад о Федоре Шаляпине

Шаляпин Федор Иванович родился 13 февраля в 1873 году в Казани в семье писчего в земском управлении. Родители заметили у маленького мальчика красивый дискант и отправили его петь в церковный хор, где он ознакомился с азами музыкальной грамоты. Параллельно с этим Федор обучался сапожному делу.

Будущий русский певец Федор Шаляпин окончил только несколько классов начальной школы и отправился на работу в должности помощника писаря. Однажды он посетил оперный Казанский театр, и искусство пленило его. В возрасте 16 лет юноша пробуется на прослушивании в театр, но тщетно. Федора взял себе в качестве статиста Серебряков, руководитель драматического коллектива.

Со временем ему поручают вокальные партии. Успешное выполнение партии Зарецкого (опера Евгений Онегин») приносит ему небольшой успех. Воодушевленный Шаляпин решает сменить коллектив на музыкальную группу Семенова-Самарского, в который его взяли солистом, и уезжает в Уфу.

Набравшегося музыкального опыта певца, приглашают в малороссийский странствующий театр Деркача. С ним Шаляпин гастролирует по стране. В Грузии Федора замечает Д. Усатов, педагог по вокалу, и берет его к себе на полное обеспечение. Будущий певец не только обучался с Усатовым, но и работал в местном оперном театре, выполняя басовые партии.

Творчество Федора Шаляпина

Жизнь Федора Шаляпина меняется в 1894 году, когда он поступил на службу в петербургский Императорский театр. Именно здесь во время одного спектакля его заметил благотворитель Савва Мамонтов, который переманил Федора к себе. Мамонтов предоставил ему свободу выбора в своем театре касательно выполняемых партий. Тот перепел партии из опер «Жизнь за царя», «Садко», «Псковитянка», «Моцарте и Сальери», «Хованщина», «Борис Годунов» и«Русалка».

В начале ХХ века он появляется в Мариинке как солист. Вместе со столичным театром гастролирует по Европе, Нью-Йорку. Многократно выступал в московском Большом Театре.

В 1905 году Федор Шаляпин певец уже был вполне сформированным артистом, который исполнял знаменитые на то время песни. Часто вырученные деньги от концертов отдавал рабочим, чем снискал уважения к своей персоне от советской власти.

После революции в России Федора Ивановича назначили руководителем Мариинского театра и присудили звание Народного артиста Республики. Но потрудиться на театральном поприще в новой должности он сумел недолго. В 1922 году вместе со своей семьей певец эмигрирует за границу и больше в советской России он не выступал. Власть спустя некоторое время лишила его звания Народного артиста Республики.

За границей он ездил в турне по миру. После последних гастролей в странах Дальнего Востока Федор Иванович почувствовал себя плохо. После медицинского осмотра в 1937 году, у него диагностировалось онкология крови. Врачи говорили, что больше года он не проживет. Умер великий певец в апреле 1938 в своей парижской квартире.

Федор Шаляпин личная жизнь

Первая его жена был балериной итальянского происхождения. Звали ее Иола Торнаги. Пара поженилась в 1896 году. В браке родилось 6 детей – Игорь, Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Шаляпин часто ездил выступать в Санкт-Петербург, где познакомился с Марией Валентиновной Петцольд. У нее было от первого брака двое детей. Они стали тайно встречаться и, фактически, Федор Иванович завел вторую семью. Двойную жизнь артист вел до выезда в Европу, куда он взял вторую семью. На тот момент Мария родила ему еще троих детей – Марфу, Марину и Дасию. Позже Шаляпин забрал пятерых детей от первого брака в Париж (сын Игорь умер в 4-нем возрасте). Официально брак Марии и Федора Шаляпина был зарегистрирован в Париже 1927 года. Хотя и с первой женой Иолой он поддерживал дружескую связь, постоянно писал ей письма о достижениях их детей. Сама Иола выехала в Рим в 1950-ых годах по приглашению сына.

  • Музыка Федора Шаляпина сохранилась на граммофонных записях не в очень хорошем качестве. Однако современники отмечают его полетный, тембральный голос с выраженной тремоляцией.
  • Федор Шаляпин не только пел. Он увлекался скульптурой, живописью и даже снялся в 2 фильмах.
  • Еще в юности он пробовался в хор вместе с М. Горьким. И руководители коллектива отдали предпочтение последнему. Обиду на Горького Шаляпин затаил на всю жизнь, хотя и не знал, как звали его конкурента. Однажды при встрече с писателем Федор Иванович рассказал ему эту историю. А Горький, посмеявшись, сказал, что тем обидчиком был он.
  • Имеет свою звезду на аллее славы в Голливуде.
  • Прекрасно рисовал, о чем свидетельствуют его «Автопортрет».
  • Коллекционировал оружие.
  • Его вторая жена официально носить фамилию Шаляпин не могла, так как он не был разведен со своей первой женой. В западной прессе по этому поводу всегда возникали скандалы. Один раз даже, на гастролях в Нью-Йорке, артиста шантажировали репортеры, требуя 10 000 долларов, чтобы информация не пошла в народ.

Надеемся, что доклад про Федора Шаляпина помог Вам узнать много полезной информации о певце. А свое сообщение про Федора Шаляпина Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Фёдор Иванович Шаляпин. Родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани - умер 12 апреля 1938 года в Париже. Русский оперный и камерный певец (высокий бас).

Солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы.

В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже - в Шестом начальном училище. В мае 1885 года Шаляпин закончил училище, получив высший балл - 5.

В сентябре 1885 году отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, - вспоминал Шаляпин, - что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня».

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина - он исполнил партию Зарецкого в опере «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии - например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула - с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову.

Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в столицу, Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина.

В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак», но ещё не получило должной оценки.

В сезон 1895-1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в Мамонтовской опере в 1896-1899 годах , и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.

В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры - на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.


В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре Ла Скала: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель» было высоко оценено.

В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Шаляпин выступает не только как певец, исполнив партию Филиппа, но и как режиссёр. Его следующим режиссёрским опытом стала постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». На главную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую.

С 1918 года Шаляпин - художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

С 1922 года Шаляпин на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой - Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России.

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцев. Подробно об этой истории рассказывается в автобиографии Шаляпина «Маска и душа». 24 августа 1927 года Постановлением СовНарКома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено лишь через 53 года после смерти певца: 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.

В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съёмки проходили близ города Ницца.

В 1935-1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток: в Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.

Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1984 году его сын, Фёдор Фёдорович, разрешил перенесение праха певца из Франции в Россию. Это удалось благодаря барону Эдуарду Александровичу фон Фальц-Фейн, который уговорил его перенести прах в Россию. После смерти Фёдора Фёдоровича, барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их Музею Шаляпина в Петербурге. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

Личная жизнь Шаляпина:

Шаляпин был дважды женат.

Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги (Ле-Прести), Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина и Лидия.

Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен, 1882-1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них рождаются три дочери: Марфа (1910-2003), Марина (1912-2009) и Дасия (1921-1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, при этом первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован. Одна семья жила в Москве, вторая - в Петрограде, между собой они не пересекались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из всех детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни.