Помпиду – национальный центр искусства и культуры в Париже. Национальный центр искусства и культуры имени жоржа помпиду в париже, франция На что посмотреть в Помпиду

10.07.2019

)
Метро: Rambuteau или Hotel de Ville RER: Chatelet - Les Halles
Время работы: с 11:00 до 21:00, закрыт по вторникам
Вход: 12€, 9€ от 18 до 25 лет, до 18 лет бесплатно.
Билет только на смотровую площаку - 3€.
Сайт: www.centrepompidou.fr

Ц ентр Помпиду, расположившийся в квартале Бобур четвертого округа Парижа между знаменитыми старинными кварталами Ле–Аль и Маре, бесспорно считается жемчужиной французского современного искусства. Построенный в 1977 году «Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду» (именно так официально называется центр Жоржа Помпиду), который удивленные парижане моментально окрестили Помпизавром и Бобуром за слишком оригинальные формы и конструкции, ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира.

И стория создания этого похожего на разноцветный стеклянно–металлический космический завод комплекса не менее интересна чем и сам его внешний вид.

П резидент Франции Жорж Помпиду уже в самом начале своего правления решил взять курс на полную модернизацию Франции, и конечно, его политической программе нужен был наглядный символ модернизации. Тогда находчивый президент объявил конкурс на самый оригинальный архитектурный проект здания Музея современного искусства.

Н а конкурс было представлен 681 проект из 49 стран, из которых жюри больше всего впечатлил новаторский проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Авторы предлагали вынести все технические конструкции за периметр здания и за счет этого освободить максимум полезной площади. Проект был одобрен единодушно, а уже 31 декабря 1977 года в полночь был торжественно открыт новый музей.

К огда под бой часов со здания были сдернуты скрывающие его ткани, удивленному взору парижан открылся монстр, у которого все трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения были выведены снаружи. Водопроводные трубы были покрашены зеленым цветом, вентиляция - синим, электропроводка – желтым, а лифты и эскалаторы– красным.

Ж ители Парижа были шокированы. Это ультра необычное здание никак не походило на музей, пусть даже и современного искусства. Консервативные парижане не хотели мириться, чтобы Помпизавр портил архитектурный ансамбль их изысканного города и сначала самые активные горожане даже устраивали пикеты около здания. Но уже через несколько месяцев работы музея, он стал излюбленным местом для туристов.

П арижане поняли, что центр Жоржа Помпиду не изуродовал их город, а наоборот, добавил ему современную изюминку, к которой как за глотком свежего воздуха тянутся миллионы туристов.

Н о центр привлекает туристов не только своим экстравагантным внешним видом.
Сегодня Центр Помпиду – это 5 этажей, два из которых почти целиком отданы под богатейшую публичную библиотеку с миллионами книг, дисков, видеофайлов и микрофильмов. Одних только словарей здесь более 60 тысяч томов! Есть литература и на русском языке, правда все это доступно лишь в пределах Центра – на дом взять вы ничего не сможете. Есть здесь и мониторы для просмотра фильмов, и лингафоны для прослушивания аудиозаписей – приходите и наслаждайтесь.

Н а первом этаже Центра располагается кинотеатр – место проведения кинофестивалей. На пятом этаже – Grande Galerie – в основном демонстрируются временные экспозиции, а третий и четвертый этажи занимает Музей Современного Искусства.

К оллекция Центра насчитывает почти 60 тысяч творений более чем пяти тысяч авторов. Здесь представлены абсолютно все виды современного искусства: живопись, скульптура, дизайн, фотография, архитектура, видео, перфомансы и инсталляции. А не так давно здесь появился первый комикс – оригинал одной из страниц истории о Тантане, написанный художником Эрже в 1956 г.

Д аже если вы более чем скептически относитесь к нестандартным видам искусства, не отказывайте себе в удовольствии посещения Центра Помпиду – помимо наших современников, здесь выставлены работы великих мастеров прошлого века. Среди них – Пикассо, Матисс, Дюшан, Кандинский, Шагал…

Д етям тоже найдется занятие: для них работают художественные мастерские, где ваш ребенок может с увлечением испачкаться красками или скульптурной глиной.

А поднявшись на эскалаторе на самый верх, вы увидите весь Париж – от собора Парижской Богоматери до холма Монмартр!

О тдельно стоит упомянуть и непередаваемую атмосферу, окружающую Центр Помпиду. Сразу же после открытия Центр стал привлекать самую прогрессивную молодежь и интеллигенцию, а на площади перед центром стали часто собираются художники, бродячие циркачи, музыканты и артисты. Возле экстравагантного фонтана Стравинского около Центра регулярно проходят театральные интернациональные фестивали.

Центр Жоржа Помпиду - легко распознаваемое причудливое здание в четвертом районе Парижа. Фасад здания состоит из красочных труб, трубочек и структур, как будто его вывернули наизнанку. Комплекс назвали в честь Жоржа Помпиду, президента Франции в период с 1969 по 1974 год. Именно он выдвинул идею основать новое культурное учреждение, посвященное современному искусству.

Это один из самых больших музеев современного искусства в мире и самый большой в Европе. Центр Помпиду посвящен не только искусству, но и культуре в целом. Комплекс также включает огромную публичную библиотеку, кинотеатр, книжный магазин, центр музыки и панорамную террасу. В 1969 году французский президент Жорж Помпиду выдвинул идею создания нового культурного центра в Париже, посвященного современному искусству. Конкурс среди архитекторов длился до 1971 году, когда было выдвинуто 650 разнообразных проектов. Самым привлекательным среди них оказался проект Ришара Рожера, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини. Они сумели выйти за рамки традиционных представлений и вынесли наружу лифты, вентиляционные и прочие трубы, тем самым освободив максимальное количество места для шедевров искусства. Все трубы были помечены соответствующим цветовым кодом: голубые для воздуховодов, зеленые для воды, красные для лифтов, желтые для электричества и тд.

История

Первым человеком, который раскрыл свое видение совершенно нового мультикультурного учреждения в Париже, был министр Культурных Дел Франции Андре Мальро. В 1960 было решено снести продовольственные рынки в Les Halles (очень популярное среди парижан место), чтобы освободить пространство для нового культурного института. Градостроители и политики хотели снова сделать Париж ведущим городом культуры и искусства.


В 1968 президент Шарль де Голль объявил о строительстве новой библиотеки в области Бобур. Его преемник, Жорж Помпиду, принял проект год спустя и объединил проект новой библиотеки с музеем современного искусства. Строительство здания было встречено местными жителями с большим недовольством. Они не хотели видеть в старом историческом районе современное здание. Несмотря на протесты, строительство продолжилось вплоть до успешного завершения в 1977. Строительство здания из стекла и металла в центральном районе Бобур встретило сопротивление от местных жителей, которые были против нарушения исторического облика Парижа. Но когда в 1977 году музей открылся, сразу же пополнив список выдающихся достопримечательностей Парижа. 25000 посетителей ежедневно посещают Центр Жоржа Помпиду, что делает его одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа.

Центр Жоржа Помпиду был первоначально разработан с расчетом на 5,000 посетителей в день, но оказался столь популярным, что пришлось его перепроектировать. Теперь он ежедневно приветствует приблизительно 25,000 человек, как одна из самых популярных достопримечательностей в Париже. Это больше, чем просто музей. Центр Помпиду является не только одним из важнейших музеев современного искусства, но также содержит популярную библиотеку, книжный магазин, кинотеатр и панорамную смотровую террасу. Общественная информационная библиотека (BPI) хранит более 450 000 книг, 2600 журналов и множество различных медиа элементов. Библиотека занимает первые три этажа здания, в то время как постоянная коллекция музея демонстрируется на 4 и 5 этажах. Первый и последний этажи используются под большие выставки. В музее хранится одна из важнейших коллекций современного искусства в мире, насчитывающая более 59 000 шедевров искусства, созданных в двадцатом столетии.

Архитектура

Над проектом Центра Помпиду работали победители конкурса дизайнеров 1971 года, который привлек 650 участников. Архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини отошли от архитектурных догм и спроектировали здание интерьером наружу. Все функциональные элементы, такие как лифты, водопроводные трубы, кондиционирование воздуха и трубы расположены за пределами здания на ближайших улицах. На всех элементах нанесена цветная маркировка: лифты окрашены в красный, линии электропередач желтые, водопроводные трубы зеленые, воздушные трубы синие, коридоры серые, а само здание белое.

Посещение Центра Жоржа Помпиду

Центр Помпиду является родиной одного из самых важных музеев современного искусства в мире, MNAM. Более 60,000 произведений 20-го и 21-го веков представляют крупнейшую коллекцию современного искусства в Европе. Четвертый этаж Центра хранит работы периода 1905-1965 годов с такими стилями, как сюрреализм, кубизм, фовизм и абстрактное искусство. Здесь есть работы таких признанных мастеров, как Миро, Пикассо, Кандинский и Матисс. Пятый этаж здания демонстрирует работы с 1965 года, со стилями поп-арта и фигуративного искусства. 4й этаж центра Жоржа Помпиду демонстрирует работы с 1905 по 1965 год, охватывающие такие движения, как фавизм, абстрактное искусство, сюрреализм и кубизм. Среди выдающихся художников Матисс, Кадинский, Миро и Пикассо. 5й этаж охватывает период после 1965 года, с работами в стиле поп-арт и фигуративное искусство.


Первые, вторые, и третьи этажи Помпиду заняты огромной публичной библиотекой - Библиотекой Общественной информации. Библиотека содержит коллекцию не менее чем 450,000 книг и 2,600 журналов, а также книжный магазин и кинотеатр. Площадь Бобура перед зданием - популярное место для собраний. Она всегда заполнена людьми, живописцами, художниками, жонглерами, танцорами и другими артистами. Практически ежедневно тут проводятся миниатюрные карнавалы.


Среди других достопримечательностей в области - Фонтан Стравинского с шестнадцатью движущимися скульптурами. Это определенно самый известный современный фонтан в Париже. Центр Помпиду открыт ежедневно, за исключением вторников и 1 мая, с 11:00 до 22:00. Цены зависят от того, хотите ли Вы посетить музей современного искусства, пойти в кино, насладится видом с вершины здания и так далее. Центр Помпиду расположен в сердце Парижа и легко доступен на метро. Самые близкие станции метро - Rambuteau на ветке M11 и Отель-де-Виль на M1 и M11. В Париже есть несколько других музеев мирового класса. Лувр является самым известным среди них, но Музей д"Орсе также заслуживают внимания.



Прямо перед зданием центра находится площадь Жоржа Помпиду, или Плас Бобур. Это очень популярное место, где всегда собираются тысячи туристов, уличные аниматоры, мимы и портретисты. Если Вы желаете увидеть современное искусство не посещая музея, просто отправляйтесь на площадь Игоря Стравинского, где расположен один из самых современных фонтанов Парижа. Фонтан с кинетическими скульптурами был спроектирован Ники де Сен Фалле и Жаном Тэнгли.

Центр Помпиду (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou) - в народе просто Центр Помпиду - культурный центр, располагающийся в Париже , в квартале Бобур. Центр открыт по приказу президента Жоржа Помпиду в 1977 году с целью изучения и поддержки современного искусства различных направлений (музыки, изобразительного искусства, танцев и других). Комплекс включает в себя Музей современного искусства, выставочные и концертные залы, богатую библиотеку, а также Институт исследования и координации акустики и музыки.

Центр Помпиду занимает третье место среди достопримечательностей Парижа по количеству посетителей - после Эйфелевой башни и Лувра.

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду

История создания Центра Помпиду

В самом начале своего президентского срока Жорж Помпиду взял курс на модернизацию страны, и такому курсу обязательно нужен был яркий и запоминающийся символ. Помпиду решил не делать громких заявлений, давать заведомо неосуществимых обещаний, а поступил гораздо мудрее - принял решение создать архитектурный объект, который войдёт в историю. Он объявил конкурс на самый оригинальный проект музея современного искусства, в котором приняла участие 681 работа из 49 стран мира.

Больше всего по душе французам пришлась идея Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса - они предложили здание, в котором все коммуникации и технические конструкции вынесены за периметр, за счёт чего освобождается максимум площади. Проект был принят единогласно, а в полночь 31 декабря 1977 года состоялась торжественная церемония открытия. Под бой часов со здания была сдёрнута ткань, и перед взором замерших в ожидании парижан предстал настоящий монстр - все лифты, эскалаторы, трубопровод и арматурные соединения находились снаружи. Вентиляционные трубы были окрашены в синий цвет, водопроводные - в зелёный, электрические провода - в жёлтый, а эскалаторы и лифты - в красный.

В х/ф «Двое в пустом Париже» Центр Помпиду один из героев назвал «архитектурным мутантом».

Что и где находится в Центре Помпиду

Центр Помпиду привлекает туристов со всего мира не только необычным внешним видом, но и внутренним содержанием. На первом этаже Центра (всего их пять) находится кинотеатр, в котором достаточно часто проводятся кинофестивали, показы так называемого артхаусного кино.

Второй и третий этаж выделены под богатую публичную библиотеку, содержащую миллионы книг и видеофайлов, в числе прочего имеется литература на русском языке. Все книги доступны только для ознакомления в читальном зале, с собой взять ничего не получится. Имеются экраны для просмотра видео, а также лингафоны для прослушивания аудио. Третий и четвёртый этаж занимает Музей современного искусства, коллекция которого насчитывает около 60 тысяч произведений искусства более чем пяти тысяч авторов. Представлены такие направления как живопись, дизайн, архитектура, фотография, инсталляция, видео и перфоманс. Сравнительно недавно здесь появился интересный экспонат - оригинал одной из страниц первого комикса о приключениях Тантана. Помимо современников в музее можно найти произведения великих живописцев ХХ века - таких как Матисс, Пикассо и Кандинский.

На пятом этаже Центра расположена Grande Galerie, где демонстрируются временные экспозиции.

Неоспоримое преимущество Центра Помпиду - наличие мест, где можно оставить детей, причём скучать им тоже не придётся. Для маленьких посетителей работают художественные мастерские, где ваше чадо сможет получить уроки живописи и лепки из глины.

Закончив осматривать выставки, поднимитесь на самый верх, и вы увидите Париж как на ладони, от холма Монмартр до Собора Парижской Богоматери.

Практическая информация

Адрес: Place Georges Pompidou, Paris 4e.

Как добраться: на метро по 11 линии до станции Rambuteau или по линиям 1 и 11 до станции Hotel de Ville.

Время работы: ежедневно с 11:00 до 21:00 (24 и 31 декабря - до 19:00), закрыто по вторникам и 1 мая.

Вход: полный тариф - 14 EUR, льготный - 11 EUR, каждое первое воскресенье месяца - бесплатно.

Центр Жоржа Помпиду входит в тройку самых популярных музеев Парижа, наряду с Лувром и Музеем Орсе. Это крупнейшая в Европе коллекция произведений современного искусства XX-XXI веков.

Полное название - Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду; он получил его в честь президента Франции, который в 1969 году принял решение превратить квартал Бобур в IV округе Парижа в место, где будет находиться мультифункциональный центр современного искусства.

Архитектурный проект для Центра Помпиду впервые в истории Франции выбирался на международном конкурсе, куда были выдвинуты работы 681 участника из 49 стран. В итоге победителями стали итальянские архитекторы Ренцо Пьяно и Джанфранко Франчини, а также англичанин Ричард Роджерс. Центр торжественно открылся во французской столице в 1977 году.

Отличительная особенность здания Центра Помпиду, построенного из стальных каркасов и стекла, - его система коммуникаций, которые не спрятаны внутрь, а вынесены наружу и покрашены в разные цвета: синий – система кондиционирования воздуха, желтый – электричество, зеленый – элементы водоснабжения здания, красный – инфраструктура для людей (лифты и лестницы).

Центр Жоржа Помпиду – это мультифункциональный центр : помимо музея, здесь расположены две больших библиотеки с огромным собранием материалов по современному искусству, выставочные, кино- и конференц-залы. В этой связи можно приобрести не только билет, но и абонемент в Центр Помпиду. Кроме туристов, его постоянными посетителями являются парижские студенты, искусствоведы, критики, журналисты и т.д

Коллекция Центра Помпиду состоит из постоянной и временной экспозиций . В постоянной представлены произведения начиная с 1905 по 1960-е годы, она включает работы представителей таких направлений, как кубизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, экспрессионизм, функционализм и другие. Работы Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Матисса, Василия Кандинского, Жоржа Брака, Фернана Леже, Амедео Модильяни, Жоана Миро и многих других мастеров XX столетия.

С 1960-х годов по настоящее время – это поп-арт и следовавшие за ним направления современного искусства. Работы таких "мастодонтов" как Энди Уорхола, Ива Кляйн и других известных представителей поп-арта.

Для временных экспозиций арт-кураторы Центра Помпиду постоянно подбирают наиболее актуальные, интересные и созвучные времени выставки.

Важно: На крыше Центра Помпиду находится смотровая площадка, откуда можно увидеть отличную панораму Парижа (см.фото ниже). Для этого не обязательно покупать входной билет в Музей за полную стоимость. Подняться на смотровую площадку на 6 этаже можно за 5 евро.

Стоимость билета в Центр Помпиду:

В 2019 году полная стоимость 14 евро, льготная - 11 евро. В Центре Помпиду много льготных категорий посетителей, поэтому стоит уточнить в кассе, не относитесь ли вы к одной из них (например, студенты при наличии международного удостоверения). Первое воскресенье каждого месяца вход в Музей и на смотровую площадку Центра Помпиду бесплатный.

Купить билет в Центр Помпиду по официальной цене без наценки заранее (и избежать большой очереди) можно здесь (интерфейс сайта-партнера на русском языке, подтверждение приходит на вашу электронную почту)

Как добраться:

Ближе всего к Площади Помпиду, на которой расположен Центр, находится станция метро линии 11 Rambuteau, также можно добраться пешком от станций Hôtel de Ville (линии 1 и 11), Châtelet–Les Halles (линии 1, 4, 7, 11 и 14)

На поезде RER: остановка Châtelet – Les Halles (линии A, B и D)

Автобусы: 29, 38, 47 и 75

Время работы Центра Помпиду: С 11.00 до 22.00 ежедневно, выходной день - вторник. Закрыт 1 Мая. Кассы закрываются в 20.00.

Центр Помпиду Париж фото

Рядом с Центром Помпиду находится Площадь Стравинского с одноименным механическим фонтаном, все забавные составные части которого, вроде слона, змеи, шляпы, пышногрудой женщины, сердца или скелета, движутся и извергают воду.

Фойе Центра Помпиду

Осмотр начинается с верхних этажей Центра, куда надо подняться на лифте, по дороге любуясь панорамой города.

Этот вид Парижа через стекло в дождливую погоду и сам тянет на произведение искусства.

Вид с верхнего этажа центра на Площадь Стравинского.

Каждое поколение стремится оставить после себя нечто уникальное, удивительное – то, что станет предметом восхищения потомков. Не уставая поражаться величественной красоте средневековых архитектурных достояний, современное общество создает собственные творения, предпочитая в дизайне и зодчестве прогрессивные направления, а ярким примером служит Национальный Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Расположен культурный Центр в одной из наиболее старой части города – в , раскинувшемся на правом берегу Сены, и включающим в себя остров Сен-Луи с восточной территорией Сите, на которой возвышается готический , охраняемый химерами и горгульями.

История Центра Жоржа Помпиду

Жорж Раймон Помпиду был не только президентом Пятой республики, но и большим ценителем искусства, преподавателем словесности и литературоведом. Во время его правления Франция совершила значительный шаг вперед в области экономики, и практически совершила техническую революцию.

Прогрессивные взгляды главы государства инициировали множество проектов, способствующих развитию страны во всех направлениях. Одно из достойных его детищ – многофункциональный Центр Помпиду, призванный поддерживать современное искусство, будь то музыка, живопись, танец, литература, кинематограф или другая школа.

В качестве строительной площадки было выбрано широкое плато Бобур, и так порой в простонародье называют сам комплекс.

Чтобы воплотить грандиозную задумку, власти города ориентировались на прогрессивных людей, умеющих думать креативно. В период действия конкурса на рассмотрении оказалось 681 планов от зодчих 49-и стран, но жюри выбрало троих наиболее достойных: английского архитектора Ричарда Роджерса и итальянцев Д. Франчини и Р. Пьяно.

Причем Роджерс и Пьяно управляли проектом и создали направление хай-тек, уходящее корнями в поздний модернизм.

Его основные характеристики: технологичность, восприятие конструкции как орнамента, монументальность, сложная простота, функциональность и удобство, что дало повод критикам считают новаторский стиль неким поэтическим окончанием целой эпохи.

С момента рождения идеи о строительстве в 1969 г. до окончания работ в 1977 г., прошло 8 лет. Торжественное открытие Помпиду прошло 31 января, а первых посетителей он принял 2 февраля.

Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю , и других , видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.


Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.

Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.

Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.

Организация работы культурного Центра

Центр Жоржа Помпиду, это отлично продуманное сооружение, ставшее своеобразным толчком для активации развития всех творческих направлений. Под одной крышей объединили общественную библиотеку; государственный музей современного искусства, который до этого занимал крыло Токийского дворца; Центр современной музыки.


Планировалось, что именно Бобур отныне станет тем ядром, где сосредоточены все актуальные веяния и течения андеграунда, а разрабатывал план их демонстраций Франсуа Матей, приглашенный из Музея декоративных искусств.

После открытия до 90-х годов прошлого столетия культурный Центр провел ряд выставок, ставших впоследствии успешным «рецептом» для дальнейших экспозиций.

Директорат, в который входили Понтус Хультен и Доменик Бозо, предложили организовать вернисажи Уолтеру Хоппсу, и его авторству принадлежат: «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж», «Париж-Берлин», «Париж-Москва».

Во время их организации Хоппс привлек в проект не только служащих Государственного музея современного искусства, но и прочих департаментов. Каждая тема имела собственный план. На вернисаже «Париж-Нью-Йорк» разные отделения, в том числе и библиотека, имели обособленную секцию, а в случае с «Париж-Берлин» собрания занимали общую площадь.

Тематические выставки требовали тщательного подхода в организации, стараясь затронуть все сюжетные линии, но чтобы результат был доступен и понятен с первого раза. К примеру, «Париж-Москва» освещала тему гласности. А охватывая период от начала XX столетия до 30-х годов, благодаря потеплению французско-российских отношений, демонстрировали полотна французских живописцев, участвовавших в московских дореволюционных выставках.

В других тематиках также прослеживалась связующая нить между культурами Запада и Востока, задевающая архитектуру, мастерство дизайна, музыку, литературу, театр и кинематограф.


Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду продолжает развиваться, обретая все большее значение в избранной нише. В 1992 г. происходит его реорганизация, после которой появляется отдел культурного продвижения, ответственный за проекты живых вечеров: лектории, кинопремьеры, дискуссионные собрания и симпозиумы.

За 20 лет плодотворной работы здание слегка поизносилось и, будучи президентом Центра, Жан-Жак Айагона решает, что пришло время капитального ремонта. Началась реконструкция в 1997 г. Помимо усовершенствования коммуникаций, государство изыскало средства на увеличение площадей под постоянные коллекции, и в итоге Помпиду развернулся на 100 м кв. Под постоянные презентации экспозиций в музее отведено 12 210 м кв., а под временные – 5 900 м кв.

Он снова принимает до 4 млн. гостей в год, являясь третьим по посещаемости, уступая пальму первенства Эйфелевой башне и . Бобур стал местом встречи, объединившим целое поколение, куда приходят потому, что в нем происходит действительно что-то важное, увлекательное, запоминающееся.

Центр Помпиду сегодня

Выполненный из камня, стеклянных и металлических элементов, Музей Помпиду делится на две доли: офисные помещения с зонами технического обслуживания, и территории для посетителей. Именно сюда стекаются с разных уголков планеты, чтобы увидеть, послушать, прочитать и приобщиться к бурлящей культурной жизни современности.


Обдумывая проект, архитекторы еще на момент планирования задали определенный тон, при котором даже инженерные элементы превращались бы в дизайнерскую находку. Хотя наружный эскалатор и не всем по душе, он неотъемлемая часть конструкции, и прокатиться на нем рекомендуется каждому, кто решил посетить креативный комплекс. Правда, теперь это платное удовольствие, но зато живописная поездка точно останется в памяти.

  • Полная стоимость билетов – 14 евро
  • Молодежь 18-25 лет – 11 евро
  • Панорамная площадка «Вид Парижа» – 5 евро
  • Шоу и концерты – 10-18 евро
  • Шоу и концерты для лиц 18-25 лет – 10-14 евро
  • Кинотеатр – 6 евро
  • Кинотеатр для лиц 18-25 лет – 4 евро
  • До 18 лет – вход бесплатный

Купив на официальном сайте Центра карту Pass Solo, целый год со дня её приобретения вы сможете пользоваться преимуществами, которые она дарит:

  • Полный доступ к постоянным экспозициям и новым коллекциям.
  • Бесплатные кинопоказы и конференции при предварительной регистрации.
  • Льготный допуск на все шоу в Помпиду.
  • Сниженная стоимость на посещение экскурсий и мастерских, посвященных детям и семьям.
  • Приятные цены на товары в магазинах.
  • Получение приглашений на вечеринки, выступления, семинары и прочие мероприятия.
  • Уникальные предложения от партнеров Центра.

Как добраться до Центра Помпиду