Обитатели земли мертвых – местные «жители» кладбищ. Город мертвых миллионеров: как выглядит самое знаменитое кладбище мира Кладбище мертвых

14.06.2019

Истории городов для мертвых (кладбищ) чем-то похожи на истории обычных городов. Они также рождаются, живут и со временем исчезают с лица земли. Очень редко можно найти погост, чья история насчитывает уже более двух столетий. Здесь, среди надгробий, сконцентрировались тысячи судеб, легенд и чудес… В это «скорбное место» ежегодно приходят тысячи туристов. Что заставляет их в задумчивости бродить меж совершенно чужих надгробий, забыв о страхе смерти и гнетущей атмосфере подобных мест? Сила эта - красота. Ведь речь идет об одном из самых старых и самых красивых кладбищ в Европе - Лычаковском .

В 1783 году император Йозеф II, руководствуясь заботой о здоровье горожан, приказал убрать все церковные кладбища во Львове. Для захоронений были выделены 4 участка за чертой города. Один из них, где надлежало хоронить жителей Середмистя и 4 участка, находился в пригороде Лычаков. А, надо сказать, проживали там далеко не «среднестатистические» львовяне. Так что с самого своего открытия - в 1786 году - Лычаковское кладбище стало главным некрополем города Льва. Здесь находили последний приют лишь уважаемые и богатые горожане.

Престиж кладбища был настолько велик, что в 19 веке его трижды приходилось расширять, и сегодня его площадь составляет 42 га. Так что здесь совсем немудрено и заблудиться. Мало кто даже из коренных львовян хорошо ориентируется на всех 86 полях погоста.

Но как же так получилось, что «город мертвых» стал популярнейшим местом отдыха для живых? А началось все в 1856 году. Тогда ботаник К. Бауэр проложил на территории кладбища аллеи и дорожки для прогулок. Мрачное царство мертвых вдруг, словно по мановению волшебной палочки, превратилось в уникальный парк для романтиков, меланхоликов, философов и просто почитателей красоты.

Пройдя сквозь нео-готические ворота, каждый сюда входящий оказывается перед разветвлением аллей. Можно пройти по традиционному маршруту, а можно отправиться бродить самому…

Здесь похоронены известные художники, священники, писатели, военные, ученые, политики, известные и уважаемые горожане. Более 300 000 могил, свыше 2 000 надгробий, около 500 скульптур, среди которых уникальные работы Гартмана Витвера, Юлиана Марковского, Тадеуша Баронча, Леонарда Маркони, Антона и Иоганна Шимзеров.

Есть у Лычаковского кладбища и свои легенды, и свои приметы. Так, львовские студенты свято верят, что успешно сдать сессию им поможет епископ Николай Чарнецкий. Так что, как говорят, землю на могиле во время сессий приходится по нескольку раз досыпать.

Самая же красивая и известная легенда Лычаковского кладбища связана с трагической историей любви.
Известный польский художник Артур Гротгер познакомился на балу с 16-летней Вандой Монне. Любовь вспыхнула внезапно. Прогулки, слова любви… Однажды, блуждая аллеями Лычаковского кладбища, бедный художник признался, что хотел бы быть похороненным именно здесь. Спустя два года Артур отправляется во Францию, чтобы закончить там цикл картин. Встретиться вновь влюбленным было уже не суждено. Гротгер умер от туберкулеза во французских Пиренеях, а юная Ванда продала все свои драгоценности, чтобы перевезли гроб с телом любимого во Львов. По ее эскизу скульптор П. Филиппи изготовил надгробие, а медальон с портретом Артура девушка сделала сама. Здесь и сегодня, спустя полтора столетия, всегда лежат живые цветы. А экскурсоводы не устают рассказывать истории о призраках Артура и Ванды, которых якобы частенько видят гуляющими по аллеям погоста в ясные лунные ночи…

Если вы не призрак, не вампир, не некромант и не ведьма, но все-таки обожаете гулять по кладбищам, вы, судя по всему — тафофил. Не смущайтесь! Вы же не один такой...

Кладбища любят многие, и причин для этого немало. Кто-то обожает щекотать себе нервы явственным присутствием смерти. Кто-то предпочитает тишину и обилие зелени, как правило, присущие кладбищам. Кроме того, большинство кладбищ — это память человечества, своеобразные исторические музеи. Там хранятся истории людей.

И, разумеется, многие кладбища имеют собственную любопытную историю. Мы собрали для вас наиболее интересные.

История первая... о летающих гробах

Не правда ли — глядя на этот снимок одного из самых старинных кладбищ в человеческой цивилизации, как-то поневоле вспоминаешь мертвую панночку, летающую в гробе над головой бурсака Фомы?

И это довольно правильная ассоциация.

Кладбищу висячих гробов, расположенному на горе Уи в китайском городе Гуюэ, около 4 тысяч лет. Древние китайцы верили: чтобы душа умершего поскорее попала на небо — надо как можно выше подвесить самого покойника. Поэтому в древности вся Азия подвешивала гробы на скалах. Подобные кладбища встречаются в горах Китая, на Бали, в Индонезии.

В каменную скалу вбивали сваи и размещали на них гробы, хотя со стороны кажется, что они ни на чем не держатся.

Этнографы предполагают, что подобные конструкции были, помимо прочего, необходимы, чтобы защитить тела умерших от диких зверей, от врагов...

Но есть и другое мнение: в таком подвешенном на высоте гробу нельзя пошевелиться. Шевельнешься — улетишь. И не на небо, конечно, а вниз. Чтобы уже, как говорится, костей не собрать.

Может быть, древние китайцы заботились не столько о безопасности мертвых, сколько о живых? Кажется, у них были свои предания о вампирах... В таком случае — метод подвешивания гробов весьма разумный.

История вторая... о кладбище с трамваем

Одно из крупнейших кладбищ Европы — Центральное Венское, расположенное в районе Зиммеринг. Основали его в 1874 году, и теперь там имеется больше трех миллионов могил. В 1901 году Зиммерингскую лошадиную дорогу сменил городской электрический трамвай, которому в 1907 присвоили 71-й номер. Он сохранился и по сей день.

В начале века, когда в Европе бушевала испанка, мертвых свозили на кладбище ночью на трамвае (лошадей не хватало). В 1942 для транспортировки трупов уже целенаправленно приобрели 3 трамвая. После войны от этого способа перевозки покойников отказались, но 71-й номер до сих пор ходит по территории кладбища, и все венцы помнят о его особой похоронной миссии. Поэтому, когда хотят высказаться шутливо или иносказательно — говорят об умершем, что он «поехал 71-ым номером».

Кроме трамвая, по огромному кладбищу проходит маршрут автобуса и линия железной дороги. Тем не менее, на самом кладбище тихо и спокойно. И красиво, как в парке. Кладбище — одна из главных достопримечательностей австрийской столицы. Туристы иногда называют его Музыкальным, потому что здесь можно отыскать надгробные памятники большинства известных композиторов — Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Кристофа Виллибальда Глюка, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса (обоих: отца и сына) и, конечно, Вольфганга Амадея Моцарта.

Хотя на самом деле, когда Моцарт умер, его тело бросили в братскую могилу для бедняков на кладбище Святого Марка совсем в другом районе Вены, и где именно он похоронен — до сих пор неизвестно. Тем не менее — гению музыки австрийцы выделили местечко в их почетном Пантеоне-некрополе.

Настоящих могил знаменитостей на кладбище 350, а почетных памятных могил («посвященных») — более 600.

История третья... о спящих и их куклах

Народ торайя, обитающий в Индонезии, наверное, самый неторопливый народ на земле. Во всяком случае, если кто-то из соплеменников вдруг переставал двигаться, есть, дышать — его все-таки не признавали с бухты-барахты мертвым. («Такие вопросы с кондачка не решаются!»)

Свежеумерший покойник считался всего лишь «спящим». В отличие от опасливых китайцев, заботливые индонезийцы помещали тела своих родных, не подающих признаков жизни, в удобные усыпальницы, высеченные в скале. В течение нескольких лет тела там мумифицировались, а люди считались «больными». Чтобы «больным» не было скучно и страшно, для охраны и компании перед усыпальницами выставляли особые куклы «тау-тау».

Спустя годы ритуальный обряд погребения завершали, подбрасывая покойника несколько раз вверх и после укладывая его ногами на юг.

Только после всех этих процедур он уже окончательно считался мертвым.

История четвертая... о почти живых

Куклы на кладбище могут показаться странной идеей, но, объективно, в ней не больше странности, чем в идее художественной надгробной скульптуры. Если куклы «тау-тау» призваны отпугивать духов, то памятники на европейских кладбищах иногда очень эффективно отпугивают живых. Например, жители Генуи не любят свое самое посещаемое туристами кладбище — Стальено — как раз из-за обилия прекрасных статуй, мавзолеев и саркофагов. Большинство надгробий здесь созданы искусными итальянскими художниками XIX века — Санто Варни, Джулио Монтеверде и другими. И это ужасно, ведь статуи выглядят точь-в-точь как живые люди!

Захочешь обнять красивую вдовушку — а она — бррр! — холодная вся...

Не менее пугающим и притягательным для туристов является кладбище Пер-Лашез в Париже. Это вообще самый большой музей надгробной скульптуры — целых 48 гектаров! Здесь 200 лет хоронили знаменитых людей — ученых, писателей, художников, актеров, музыкантов. И большинство из них тоже живы для нас, хотя и не буквально: Оскар Уайльд, Фредерик Шопен, Джим Моррисон...

В России наиболее известные усыпальницы «вечно живых» — Новодевичье кладбище у южной стены одноименного монастыря в Москве и Лазаревское кладбище — музей-некрополь XVIII века в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

На Новодевичьем похоронены Михаил Булгаков и Гоголь (странно обменявшиеся надгробиями после смерти), Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович, Любовь Орлова, Александр Вертинский, Борис Ельцин, Никита Хрущев и многие другие известные люди.

На Лазаревском кладбище покоится Михаил Ломоносов, Наталья Ланская-Пушкина, представители знатных родов — Трубецких, Волконских, Нарышкиных и др.

История пятая... о поцелуе Смерти

Самый известный памятник кладбища Побленоу в Барселоне изображает непосредственный контакт Смерти и человека. Скульптура называется «Поцелуй смерти»; авторство приписывают то Жауме Барба, то Жоану Фонбернату.

По легенде, неизвестный художник своим творчеством вдохновил шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана и тот в 1957 году создал один из лучших фильмов в истории человечества — картину-притчу «Седьмая печать», повествующую про встречу Рыцаря и Смерти.

Сюжет фильма довольно прост: рыцарь Антониус Блок (которого играет Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс возвращаются на родину из крестового похода после нескольких лет отсутствия. На пустынном берегу моря им является Смерть в образе мужчины в чёрном плаще. Чтобы обмануть Смерть, Рыцарь предлагает сыграть в шахматы... В конце фильма погибает не только Рыцарь, но и множество людей, которых он встретил по ходу фильма.

Никакого внешнего сходства между эксцентричной Смертью в фильме Бергмана и крылатым скелетом в скульптуре нет. Но народная легенда, вероятно, весьма справедливо видит общее в этих двух образах: и там, и там Смерть предстает человеку как нечто живое и осязаемое.

История шестая... об искусстве на костях

Она тоже связана с крестовыми походами, рыцарями и смертью. В Средние века европейцы под влиянием католической церкви и своих христианнейших королей были просто одержимы образом Святой Земли, которую стремились «освободить» из-под гнета неверных и язычников. Война шла тяжело, с переменным успехом. Поэтому в 1278 году король Богемский Отакар II послал в Иерусалим аббата Индржиха Седлецкого с особой миссией: раз уж не удается завладеть Святой Землей там, пусть аббат привезет хотя бы часть ее на родину, чтобы здесь, на месте, свободно пользоваться духовными сокровищами. Аббат так и сделал. Горсть земли, которую он захватил с Голгофы, рассыпали по монастырскому кладбищу. С этого момента захоронения здесь автоматически приравнялись к упокоению в Святой Земле, а местные покойники — к лику праведников.

Кладбище на Кутна Горе сделалось не просто знаменитым, но привилегированным. И с течением времени — очень тесным. Когда перенаселенность чешского варианта «Святой Земли» сделалась по-настоящему угрожающей, знатный род рыцарей Шварценбергов, владельцев местных земель, решил проблему циничным и одновременно эстетичным способом: наиболее древние захоронения эксгумировали, останки зачистили с помощью хлорированной гашеной извести и... Ну не выбрасывать же кости всех этих праведников?! Их мощами решили задекорировать костел Всех Святых, построенный на освященной земле.

Все работы были проведены талантливым резчиком по дереву Франтишеком Ринтом и его помощниками. Оцените их художественный вкус: вазоны, украшения для стен и алтаря, герб благодетелей — господ Шварценбергов, очаровательная люстра из деталей человеческого скелета.

Точное число использованных останков подсчитать невозможно, но в прикидку говорят — их было около 50 000. Дьявольский получился интерьерчик. Не он ли навеял Гансу Рудольфу Гигеру, создателю «чужих», образцы гнезд инопланетных тварей? Или, может, модели сумочек и абажуров из человеческой кожи другим тварям, совсем, увы, не инопланетным? Но это, конечно, крайний вариант.

Надо сказать, теснота общего европейского дома не одних чехов подвигла на странные художества. В Австрии, в альпийском поселке Хальштадт, в небольшой готической церквушке хранится более 600 раскрашенных человеческих черепов.

Кроме затейливых орнаментов, рисунки на черепах включают и надписи — сведения о почившем «владельце». Своеобразное «memento mori» — индивидуальные памятники на мощах. Крошечный альпийский погост просто не способен вместить всех местных мертвецов. Поэтому по принятому в поселке закону каждому умершему отведено не более двух метров земли и 25 лет для упокоения. По прошествии этого срока, если родственники не оплатят дальнейшую аренду, обитателя могилы выселяют, освобождая местечко для следующего покойника. Но совсем уж выкидывать косточки — не комильфо. Поэтому черепа идут на искусство — ими украшают Костяной Дом.

История седьмая... про несвятую землю

Умирают, действительно, все (пока, во всяком случае). Но все же известная поговорка о том, что смерть всех уравнивает, правдива лишь отчасти. Люди — по натуре склочники, и даже на кладбищах это порой бросается в глаза. Кого-то с помпой и почетом хоронят в святой земле, а кому-то отводят специальное место под землей из чувства... брезгливости.

Например, в Лондоне существует кладбище женщин-одиночек. И это не звучит по-феминистски гордо. Местных покойниц когда-то называли также «Винчестерскими гусынями».

Это проститутки, работавшие в публичных домах Лондона и, по мнению общества, заслужившие себе отдельное кладбище. Из сентиментальных побуждений здешнюю чугунную ограду часто украшают цветными лентами, брелоками, стихами и фотографиями, перьями и шелковыми чулками. Но хоронят этих женщин все же отдельно.

Даже после смерти их изолируют от общества.

Как прокаженных.

Так же, как, например, в Кёльнском лепрозории, где с 1180 года прятали от мира этих больных, гниющих заживо. Позднее, в 16-18 веках на месте лепрозория возникло питейное заведение для бедняков и большой пустырь, на котором проводили публичные казни и жгли ведьм. В конце концов эта явно несчастливая земля сгодилась уже только под захоронения. Кельнское кладбище Мелатен открыли в 1810 году, и после того, как оно более ста лет заполнялось красивыми надгробиями и памятниками работы немецких скульпторов, место это все же приобрело некий флер благопристойности и благородства.

История восьмая... о катакомбах и безутешном отце

В конце XVIII века парижские кладбища, основанные еще в Средние века, переполнились настолько, что во многих местах грунт рос уже только за счет человеческих останков. В 1780 году стена кладбища Невинных — самого крупного кладбища французской столицы — разграничивающая мир живых и мертвых, рухнула, и подвалы ближайших жилых домов заполнились костями и трупами. Заражение городской почвы то и дело приводило к вспышкам эпидемий среди населения. Проблему пришлось решать срочно и радикально: французский парламент запретил хоронить покойников в черте города и распорядился убрать все останки с кладбищ в подземные катакомбы.

Откуда они взялись? В свое время король Людовик XI повелел добывать известняк на землях замка Воверт. Подземные шахты и туннели каменоломен протянулись на многие километры от центра города.

Немного позднее монахи Люксембургского монастыря начали использовать пещеры под святой обителью для хранения вина, расширили их и углубили... В общем, тоже внесли немалую лепту. Настолько немалую, что в 1793 году сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, загоревшийся идеей разыскать старинные винные погреба, пошел... и пропал в подземном лабиринте. Его самого отыскали лишь спустя 11 лет — в виде скелета. Тело удалось опознать только по ключам и одежде.

Точная протяженность парижских катакомб неизвестна до сих пор — называют только приблизительные цифры, от 180 до 300 километров. Последний французский король, Людовик XVI, был вынужден издать указ об учреждении Генеральной инспекции каменоломен. Короля в революцию казнили, а этот государственный орган учета существует и по сей день. Катакомбы все еще не исследованы полностью, но в городе постоянно проводятся работы по их укреплению и реконструкции. В частности, заполнение пустующих каменоломен человеческими останками тоже являлось частью этого плана.

Первым расчистили от костей центральное кладбище. Кости вывозили, дезинфицировали, обрабатывали и укладывали на глубине 17 метров под землей в заброшенных карьерах Томб-Исуар. Далее, с 1786 по 1860 год, в течение более чем 70 лет, катакомбы заполняли останками 6 миллионов человек с остальных парижских кладбищ.

Теперь это гигантское хранилище костей — популярный туристический объект. Но посетителям позволяют увидеть только небольшой участок в три километра длиной. Заходить дальше — строго воспрещено под угрозой штрафа в 60 евро. Было бы интересно узнать, какие тайны и монстры обитают в этом царстве мертвых, однако дух монастырского сторожа, сгинувшего здесь в поисках выпивки, предостерегает нас всех от излишней любознательности.

Если парижские катакомбы поражают, в первую очередь, своим размахом и обилием костей, то катакомбы капуцинов в итальянском Палермо — еще один некрополь, облюбованный туристами для посещения — имеет совершенно особые, уникальные козыри. Здесь открыто выставляются для осмотра несколько мумифицированных тел.

А главное — тело двухлетней Розалии Ломбардо. Эта маленькая девочка скончалась от пневмонии почти сто лет назад, в 1920 году. Ее безутешный отец, не желая расставаться с дочерью, попросил доктора Альфредо Салафию сохранить ее тело во что бы то ни стало.

Какие секреты имелись у доктора — неизвестно, но, скорее всего, помимо медицинских процедур, им предпринятых, делу помог и особый микроклимат подземелья.

Розалия кажется спящей. Ее спокойное и умиротворенное лицо выглядит настолько живым, что это вызывает дрожь у всякого, кто видит девочку.

История девятая... о мумиях и проклятом рыцаре

Кто-то видит благо в сохранении тела после смерти, а кто-то — совсем наоборот.

Например, в Германии, в церквушке, некогда принадлежавшей благородному семейству фон Кальбутц, демонстрируется очень хорошо сохранившееся тело рыцаря Христиана Фридриха фон Кальбутца (годы жизни — 1651-1702). Местное предание рассказывает о нем отнюдь не лестные вещи.

Дескать, был он большим любителем попользоваться феодальным «правом первой ночи». У него имелось уже больше десятка законных детей и почти три десятка бастардов. Тем не менее, в июле 1690 года он потребовал «право первой ночи», явившись на свадьбу к бедному пастуху в местечко Баквитц. Несчастная девушка оказала яростное сопротивление. В отместку рыцарь убил ее жениха. За это преступление он угодил под суд, и, чтобы оправдаться, поклялся при всем честном народе, что бесноватый парень сам напал на благородного господина. «И пусть останется мое тело нетленным и не преданным земле, если я обманываю!» — добавил рыцарь, чтобы подкрепить свою клятву.

В те времена свидетельство аристократа не принято было подвергать сомнению. Рыцаря оправдали, отпустили, а когда он умер в возрасте 52 лет, похоронили в семейной усыпальнице. В 1794 году, после смерти последних представителей этой родовитой династии, местная церковная община решила провести реставрацию храма. Усыпальницу фон Кальбутцев вскрыли, чтобы перенести останки на ближайшее кладбище... И что же?

Оказалось, что все покойники истлели, кроме одного — того самого Христиана Фридриха. Он оказался клятвопреступником и его проклятое тело по сей день остается непогребенным.

Мумии часто наводят ужас на людей впечатлительных. Но «кричащая» мумия из музея Гуанахуато в Мексике, способна, наверное, напугать кого угодно.

В этом музее вообще довольно богатое собрание мумий — их здесь 111!

Все эти люди были похоронены в конце XIX — XX веках в каменных гробницах на местном кладбище «Пантеон Святой Паулы».

С 1865 по 1958 год в Мексике действовал закон, обязывающий родственников платить налоги за своих похороненных мертвецов.

За покой этих 111 умерших не заплатили, поэтому тела их были эксгумированы. Когда выяснилось, что они чудесным образом сами собой мумифицировались, их решили поместить в специальное хранилище. В 1969 году при кладбище открылся музей, где тела выставили напоказ в стеклянных витринах.

Жуткие выражения лиц здешних мумий наводят на мысли о том, что эти люди, наверное, были похоронены заживо. Никто не знает — правда это или нет.

Некоторые ученые считают, что мумифицирование человеческого тела после смерти — при определенных обстоятельствах процесс совершенно естественный. Посмертное преобразование подкожного жира приводит к тому, что тело «замыливается», создавая своеобразную защитную пленку, предохраняющую от влияния бактерий и дальнейшего разрушения. Но для такого процесса необходимы постоянство температуры и состава воздуха и чистота среды.

Именно такие условия складываются, если кладбище и каменные склепы расположены на песчаной почве.

В 1925 году под Петербургом в поселке Мартышкино на старом заброшенном лютеранском кладбище в роскошных фамильных склепах стала селиться беспризорная шпана и воры. В поисках наживы эта беспардонная публика повскрывала гробы и мародерствовала, обкрадывая мертвецов, срывая с трупов драгоценности, дорогие кружева, серебряные позументы. Сами трупы воры ради развлечения выкидывали из гробниц, расставляли их вдоль главной аллеи, до смерти пугая местных жителей. Тогда-то и выяснилось, что большинство мертвых на кладбище в Мартышкино мумифицировались. Но в наше время из них сохранились только двое. Эти мумии эпохи Петра I демонстрируются в музее санитарии и гигиены Петербурга на Большой Итальянской улице.

История десятая... об утоплении мертвецов

Чего только ни делают люди с людьми, в том числе — с умершими... Иногда даже мертвых топят.

На Филиппинах имеется любопытный туристический объект — затопленное кладбище. Старинный погост ушел под воду после извержения вулкана в 1871 году. Спустя 110 лет это место обозначили большим каменным крестом — в память о катастрофе и как знак для дайверов, которые любят нырнуть здесь, среди гробов, за своей порцией адреналина.

Но если Филиппинское кладбище затопилось в результате природной катастрофы, то Мемориальный риф Нептуна у побережья Майами — проект намеренный и рукотворный.

Его создали в 2007 году как подводный мавзолей для хранения кремированных останков. Он занимает 16 акров океанского дна. Родственники могут посещать могилы, ныряя с аквалангами на 12-метровую глубину. Ну, или просто зайти на сайт и посмотреть, все ли в порядке, с помощью подводных камер, которыми оснащено это оригинальное кладбище. В плане красоты и тишины здесь все на уровне, а средняя цена похорон — около 7 тысяч долларов.

Если собственное существование при жизни казалось покойнику совершенно бессмысленным, то, по крайней мере, посмертно оно обретает безусловный смысл и значение: прах мертвых тут смешивают с бетоном и встраивают в основание техногенного рифа. Место помечают бронзовой табличкой — такой-то жил, умер. Очень всем пригодился.

История одиннадцатая... о веселом кладбище

Вы ведь не удивитесь, если узнаете, что самое веселое в мире кладбище находится в Румынии?

Правильно. Где ж ему еще быть? Оно так и называется — Веселое и, между прочим, входит в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь, в сельце Сапанта, на кладбище Марамуреш, таблички на надгробиях гораздо любопытнее.

Говорят, что древние даки, населявшие здешние места, относились к смерти совсем иначе, чем мы. Для них смерть была, скорее, давно ожидаемым и торжественным праздником: вечная душа человека освобождалась от земных тягот и радовалась в предвкушении веселого существования на небе.

В 1930-х годах художник и скульптор Стан Йон Пэтраш вырезал и раскрасил первый веселый могильный памятник — по слухам, он сделал его для своей покойной жены, которую очень любил. На дубовом надгробии в ярких картинках и узорах он рассказал о ее жизни, о том, каким человеком она была, что ей нравилось, что нет, и за что ее уважали другие люди.

Односельчанам понравилась идея Петраша, и теперь на Веселом кладбище более 800 удивительно красивых надгробий, выполненных самим художником и его учениками.

Заглянуть на кладбище и посудачить о жизни умерших соседей — одно из развлечений местных жителей.

Ну, теперь и туристы захаживают. Куда ж без них?

История двенадцатая... о шоссе в ад и сыне Сатаны

Кладбище Stull в американском Канзасе называют также Шоссе в ад. Почему — в точности неизвестно. Тем не менее, это кладбище является одним из самых посещаемых в мире.

Однако сюда идут не ради созерцания памятников. Здесь посетители ищут чего-то абсолютно инфернального. В Америке ходят упорные слухи о том, что якобы на этом кладбище похоронен... сын Сатаны и его земная мать.

И сам Князь Тьмы лично, дважды в год исправно посещает могилы своих родственников, умерших, как говорят, в 1850 году. Для удобства он расположил здесь отдельные врата в Ад.

Естественно, по этой причине здесь обитает и целая куча призраков, оборотней, творят свои злодеяния колдуны и прочие некроманты.

Место считается настолько нечистым, что даже Папа Римский Иоанн Павел II якобы приказал облететь кладбище стороной, когда на своем частном самолете в 1995 году летел в Колорадо на публичные выступления. Вот такой ужас-ужас!

Одно непонятно: зачем Сатане посещать могилы родственников, которые сами-то, по идее, должны находиться в собственном доме у него под боком, то есть в Аду? «Разве только это общая семейная традиция и они все вместе собираются там в дни школьных каникул?» — предполагает Трейси Моррис, известный американский автор юмористических рассказов о сверхъестественном.

История тринадцатая... о том, где спит мафия

А что заставило чуть ли не весь преступный мир Нью-Йорка собраться и спать вечным сном на католическом кладбище св. Иоанна в районе Куинс? Никаких секретов! Просто это кладбище ближе всего расположено к районам, где компактно обитали итальянские эмигранты.

В итоге с течением лет именно здесь оказались похоронены почти все участники мафиозных войн сороковых годов: главы кланов, стукачи и наемные убийцы, друзья и враги, бывшие арестанты и смертники. Кто-то умер от пули, кто-то от болезни, в кругу семьи — но преступные дела у большинства из них были общими, а биографии настолько замысловаты, что хоть фильмы о них снимай. Да и снимали ведь!

Например, история жизни знаменитого босса мафии, гангстера № 1, Чарльза «Лаки» Лучано (1897-1962), главы клана Дженовезе-Лучано вдохновила не одного голливудского кинорежиссера.

Этот тип был организатором «Корпорации убийств» — боевой бригады бандитов, занимавшихся похищениями, рэкетом, заказными убийствами для мафии.

Лучано извлекал прибыль везде, где только возможно. Ему принадлежал весь подпольный рынок преступности: наркотики, азартные игры, проституция. Не раз и не два заслужив казнь на электрическом стуле, он был, тем не менее, прощен и амнистирован американским правительством в 1946 году «за заслуги перед обществом», которые выражались в том, что Лучано перед открытием второго фронта в Европе помог разведке ВМС США установить связь с итальянской мафией.

Умер этот выдающийся деятель от банального сердечного приступа в аэропорту Неаполя, куда прибыл, чтобы встретиться с продюсером Мартином Гошем, который задумал снять о нем документальный фильм. Впоследствии благодарные родственники перевезли тело Лучано в Америку и похоронили его на кладбище мафии в Куинс.

История четырнадцатая... еврейская

В Праге, в старинном еврейском квартале Йозефов расположено еврейское кладбище. Самое древнее надгробие помечено датой — 1439 год. Здесь хоронили с начала 15 столетия до конца 18 — в течение трехсот лет.

Всего похоронено тут около ста тысяч евреев.

А знаменито это кладбище еще и тем, что именно на нем, среди древних каменных надгробий, согласно указаниям конспирологов, проходили тайные собрания «сионских мудрецов».

История пятнадцатая... о японцах, примеряющих гробы

Вероятно, самое суперсовременное кладбище мира расположено в Токио. Японцы часто удивляют европейцев своеобразным подходом ко всему, в том числе — исключительным спокойствием и прагматизмом в вопросах жизни и смерти. Если уж передовые технологии рулят у них в стране везде и повсюду, почему бы не доверить технократичному будущему и свои похороны?

Некрополь «Рёгоку Рёэн» — кладбище Двух Тысяч Будд — гармонично сочетает в себе и современность, и традиции. Располагаясь в высотном здании, внешне оно напоминает, скорее, банковское хранилище. Нужную могилу с урной усопшего можно отыскать при помощи электронной карты с идентификационным чипом. Стены кладбища украшены 2000 прозрачных статуэток Будды, их подсвечивают цветные светодиоды, отчего Будды то и дело меняют окраску — завораживающее зрелище, подходящее для медитации.

Пожилым японцам предлагаются новые современные услуги — планирование и организация собственных похорон, специальные семинары и вебинары по ритуальной моде. Желающие могут не только выбрать для себя симпатичный гробик, но и примерить его. Чтобы лично удостовериться, что в последний путь они отправятся при полном параде и с комфортом.

Как говорят философы, смерть — неотъемлемая часть жизни. И, думается, наши тафофилические прогулки по кладбищам мира продемонстрировали эту мудрую истину весьма наглядно.

Если во сне вы оказались на кладбище и сидите на скамейке – это благоприятный знак, вам доверят ответственное дело. Гулять по кладбищу – стало быть, наяву вы это дело провалите. Если события во сне происходят зимой – ситуация усугубится отъездом мужа, друга или возлюбленного, который мог бы помочь дельным советом или конкретным делом. Летнее кладбище предвещает полный успех и торжество по этому случаю.

Старое кладбище означает, что ваше огорчение будет преждевременным и все обернется к лучшему. Современное кладбище означает неблагодарность детей, которые не помогут вам в старости, перекинув заботы о вас на плечи совершенно чужих людей.

Для молодой влюбленной особы сон, в котором она видит себя на кладбище вместе со своим другом, означает искреннюю любовь с его стороны, но ваше деланное равнодушие приведет к тому, что такое возможное и близкое счастье растает, как дым. Видеть себя на кладбище в одиночестве предвещает возможность выйти замуж и горькое сожаление о содеянном.

Если молодая женщина готовится выйти замуж, а во сне видит, что ее свадебная процессия идет среди могил, – такой сон предрекает гибель ее будущего мужа в результате несчастного случая. Если она при этом возлагает на могилы цветы – сие означает долгие годы благополучного здравствования обоих супругов.

Если кто-то обрел статус вдовы недавно, а во сне побывал на могиле мужа – значит, наяву этой особе предстоит выйти замуж вторично.

Разговаривать во сне с мужем, лежащим в могиле, – здоровье, успех в делах и долгая жизнь ждут впереди ее и ее нового избранника. Если муж в своем разговоре высказывает недовольство или осуждение – ее ждут новые заботы и сожаления.

Для пожилых людей видеть сон, связанный с кладбищем, предвещает тихий и спокойный уход в мир иной, но не ранее чем через срок, необходимый для завершения всех намеченных важных дел.

Видеть на кладбище свежие могилы означает, что наяву чей-то бесчестный поступок причинит вам тяжелые муки. Видеть на кладбище разрытые могилы предвещает неприятности и болезни. Заглядывать в пустую могилу – к потере близких.

Если, прогуливаясь во сне по кладбищу, вы находите могилу со своей фамилией, именем и отчеством – это знак грозящей вам опасности, плохих известий, утраты друзей и потери любимого человека.

Сон, в котором вы видите на кладбище веселых детей, предвещает благоприятные перемены и долгую счастливую жизнь. Видеть на кладбище огромные, уходящие в небо надгробные памятники – к плохим переменам и несчастной любви.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Подпишись на канал Сонник!

Недвижимость — сплошные памятники архитектуры, тихие улочки — в гранитной плитке, соседи — миллионеры, звезды кино и спорта, художники, скульпторы и президенты. Но место это не для размеренной и спокойной жизни, а как раз наоборот — речь идет о «городе мертвых» в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Реколета — одно из самых красивых и известных кладбищ мира и памятник архитектуры, охраняемый государством и ЮНЕСКО. Это и действующий некрополь, и популярный туристический маршрут одновременно.

Максим Лемос, профессиональный оператор и режиссер, объездил, наверное, все страны Латинской Америки и сейчас работает гидом и организатором путешествий. На своем сайте он разместил подробное описание кладбища Реколеты и интересные истории, связанные с этим местом.

Реколета не выглядит, как кладбище, в обычном для нас понимании. Скорее, это небольшой городок, с узкими и широкими аллеями, величественными домами-склепами (их здесь более 6400), невероятной красоты часовнями и скульптурами. Это одно из самых аристократических и старинных кладбищ, которое можно поставить в один ряд со знаменитыми «Монументаль де Стальено» в Генуе и «Пер-Лашез» в Париже.

— Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие, — начинает «экскурсию» Максим. — Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди небогатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3−4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3−4? Чтобы труп успел разложиться достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно вечном пристанище. Выглядит все это так. Через 3 года после первых похорон на кладбище, у склепа, собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его и под рыдания родственников «мама-мама…» или «бабушка-бабушка», перекладывают по кусочкам полуразложившийся труп из красивого гроба в черный полиэтиленовый мешок. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всем узнал, волосы на голове зашевелились.

Стоят склепы довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое.

Вот Реколета с вертолета. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем — центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров.

Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов. Наверху, над главными воротами, колокол. В него звонят, когда хоронят человека.

В 1910—1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.

Старался кто как мог. Например, вот склеп в виде римской колонны.


А этот — в виде морского грота.

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов — кованые решетки со стеклом или без него… Должен быть запах! На самом деле, конечно, никакого трупного запаха на кладбище нет. Секрет в устройстве гроба — он сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи.

Те гробы, что видны в склепах, — это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведет обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом. Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть еще один, а иногда бывает и три этажа вниз. Таким образом в этих склепах лежат целые поколения. И места там еще очень много.

Каждый склеп принадлежит определенной семье. И обычно на склепе не принято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут, фотографий упокоившихся вывешивать не принято.

Вот так вот можно прийти и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра- и даже прапрадедушек… Но аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.

Бывают склепы вообще без какой либо информации. Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Пару лет я ходил под Идой и не знал о ее существовании, пока один турист не заметил ее, случайно подняв голову.

Череп и скрещенные кости на склепах встречаются довольно часто. Это не означает, что здесь покоится пират, и это не чья-то неуместная шутка. Это католицизм. Религия диктует им так украшать склепы.

Кстати, вот еще одна тайна этого кладбища: паутины и, соответственно, пауков тут огромное количество (посмотрите хотя бы на фотографии). Но мух нет! Чем пауки питаются?

По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные — как латиноамериканские сериалы. К примеру: «…вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной…»

У Максима Лемоса тоже есть правдивые истории про некоторых постояльцев этого кладбища.

Например, одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа идут звуки или откуда-то еще. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.

Вскрыли и обнаружили ее мертвой, но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под ее ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник в виде нее, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали веревочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы мог оповестить всех, что он живой.

А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку) заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю, и строить новые склепы еще было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нем все время повторяется «почему?». Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И ее тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.

Гиды, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Люди верят и трут…

Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы…

А это самый высокий склеп на кладбище. И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовместимых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест.

А вот это — второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов. Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный, и еще больше его подземные помещения.

А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (ее ученый истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.

Здесь похоронено несколько аргентинских президентов. Вот президент Кинтана, изображен в лежачем виде.

А это еще один президент, Хулио Аргентино Рока. Всего-то за 50 лет до Гитлера он без лишних сантиментов объявил, что нужно освободить южные земли и присоединить их к Аргентине. «Освободить» означало уничтожить всех местных индейцев. Это и было исполнено. Индейцев уничтожили, часть их перевезли в центральную Аргентину в качестве рабов, а их земли, Патагонию, присоединили к Аргентине. С тех пор Рока стал национальным героем и считается им до наших времен. Есть улицы его имени, портреты его печатают на самой популярной, 100-песовой купюре. Времена были такие, и то, что сейчас называется геноцидом, расизмом и нацизмом, еще 100 лет назад было нормой жизни.

Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп все равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать — тоже нельзя. Но когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит бесхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря.

В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство.

Среди склепов скромно затесался туалет.

Кладбище знаменито своими кошками.

В нашей культуре принято на похоронах приносить пластиковые венки с надписями «от друзей», «от коллег». Потом через несколько дней эти венки свозят на свалку. Это же непрактично! Поэтому в Аргентине венки делают железными и приваривают к склепу навсегда. Все желающие могут отметиться на могиле друга. И если человек был важный, то и железных венков и памятных табличек на его склепе много.

Все склепы на кладбище частные. И распоряжаться хозяева могут как им заблагорассудится. Могут хоронить туда и друзей. Могут сдать или даже продать. Цены на склепы на этом кладбище начинаются от 50 тысяч долларов за самый скромный и могут достигать 300−500 тысяч за более респектабельный. То есть цены сопоставимы с ценами на квартиры в Буэнос-Айресе: тут 2−3-комнатная стоит от 50−200 тысяч долларов и до 500 тысяч в самом престижном районе. Например, вот — склеп продается.

До 2003 года на Реколете еще можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского, но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то после массы разрешений и исключительно с целью придать изначальный облик.

Некоторые склепы и надгробные монументы реставрируют. Например, вот этот. Правда, делается это с аргентинским рабочим ритмом, навесик есть, реставраторов уже 2 месяца не видно.

Сам район Реколета очень престижен. И жители вот этих домов (через дорогу от кладбища) совсем не напрягаются, что их окна выходят на кладбище. Наоборот, люди считают себя избранниками судьбы — ну как же, жить в Реколете!

Впрочем, сам Максим Лемокс считает, что Реколета — это «памятник диким, непривычным для нас похоронным традициям и соревнование неуместных понтов: «кто круче и богаче» и «у кого ушло мрамора больше, надгробье выше, а памятник эксклюзивнее и больше».

Сквозь едкий туман, царапая пальцами молекулы пробирается серая холодная фигура. Это я. Еще бы чуть-чуть, и отвлекшийся на табачный дым разум не заметил бы одурманивающую пропасть, и с огромным удовольствием провалился бы туда. Как же давно я не курил. Все-таки я поскользнулся и все-таки упал, и все-таки табак победил меня... Рухнув на влажный асфальт, ночью, так приятно смотреть на оранжевые фонари. Видишь, как мотыльки стремятся на этот фонарный свет; их жизненная цель - это сгореть в жгучем пламени костра, сделать так, чтобы их хрупкие крылышки превратились в пепел, а после... рухнуть всем телом в самую глубину пламени. А сейчас, на деле, они просто бьются сначала в металлическую сетку, потом в стекло, затем снова в сетку, а потом снова в стекло. Так же и человек (я думаю что так). Например, когда любит, а его не любят или недооценивают взамен: сначала бьется в металлическую сетку, а затем в стекло, в холодное стекло души своего партнера.

Я засыпаю, прямо на асфальте, любой прохожий подумает ведь, что я алкоголик или наркоман, но никто ведь так и не узнает, никто ведь и не захочет узнать, что я быть может впал в кому, или инсульт или сердечный приступ, никто и не догадается. Надо мной нависает тьма, такая сковывающая, удушающая тьма. И только изредка треснувшая лампа на фонарном столбе будет освещать мое ослабленное тело.

Мое сознание уносит куда-то, мою душу то закручивают, она проносится через замочную скважину, то растягивают до бесконечности, она со свистом проходит через узкую чёрную щель. По краям мерцают лампы в форме могильных крестов, уверен, что если бы сейчас кто-нибудь из реальности стал меня будить, - тогда бы я точно умер. Резкий хлопок по ушам, тени с красными головами. Демоны спускаются с небес, ангелы с окровавленными крыльями, с хрустом восстают из-под земли. Я посредине огромного поля. Вокруг вонючая темнота пахнет тухлыми яйцами и протухшим мясом. Голова ужасно болит, начинает лопаться, тяжело хрустит, расширяется, кажется, что еще миг и моя голова распадется на два одинаковых куска. Секунда, еще одна, в них - целая вечность. Не могу пошевелиться. Не могу дышать. Раскат грома. Удар молнии. Тяжелый и протяжный металлический скрежет. Мою челюсть сводит, еще одна секунда позади, и из моего рта начинают сыпаться зубы, один за другим; по земле рассыпаются небольшие разводы крови. Кости хрустят, на сердце, на моем сердце, как будто бьют татуировку, сотни ударов иглой в минуту. Мне бы упасть на прокаженную землю и в один миг умереть. Мне хотелось только этого; мне хотелось только смерти. Хотя, от стакана горячего зеленого чая и шоколадного батончик я бы так же не отказался, но лучше просто одинокая быстрая смерть. Никаких проблем, никакой любви, никаких страхов - за мной не осталось ничего, только грязная, дешевая, жгучая боль.

В тот миг, когда дешевые эзотерические приемы меня отпустили, меня, будто окатило холодной водой с солью. Тело резко сжалось, потом сделалось привычным. Все закончилось.

В следующий миг, я встал, совершенно не чувствуя своего тела, просто глаза видели и все. Последняя деталь: мой нос выправился, эта боль была незначительной, просто нос захрустел, резко пришелся на место и я снова почувствовал ужасный запах смрада. Запах мертвых людей, я вам скажу, не самый приятный запах, когда тебе кажется, что пахнет именно от тебя.

Земля начала подниматься к небу. Будто сотни трупов подо мной вытаскивали ее из-под меня вверх, падали, образовывали платформу; из-под них вылезали еще трупы и поднимали вверх всю эту груду костей и плоти еще выше. Я будто дурацкий пророк наблюдал за этим, продолжая свой путь наверх. Сверху мне открылись ужасные виды: мой серый мертвый город, совершенно без людей, только трупы, одуревшие животные и груды отравленного мусора. Мертвые люди, кишки, кровь, кости, треснувшие черепа. С обратной стороны некрополь: огромное кладбище, с могилами и крестами. Погибшие, мертвые книги залитые кровью валялись прямо на входе, и огромное табло, гласившие: «Кладбище мертвых идей!»".

Пауки лазали по оградам мертвого кладбища, челюстями грызли металлические прутья и по всему некрополю стоял страшный гул. Ни за что в этой чертовой жизни, никогда я бы не сунулся туда. Что-то сзади впилось мне в плечо огромной, нечеловеческой кистью:

Я бы с радостью закусил твоей мёртвой душонкой, - голосом из преисподней завопило нечто. Я почему-то в этом сне совершенно не мог говорить, только мычал, пока не обнаружил, что мой задумчивый рот зашит кровавыми нитями. - Так-то лучше, так с тобой мечтают поступить много людей. Я с ними согласен... - после недолгого неловкого молчания нечто добавило, - А я и поступил…

Я обернулся. Говорить я по-прежнему не мог, но зато видел очень хорошо, даже в полной темноте. Это исчадие ада было похоже на огромный сгусток пыли или пепла, плавающего в пределах силуэта обыкновенного человека. Глаза вишневого цвета, вишневого цвета очертания рта. Какой-то необыкновенный демон. Я увидел его красные, горящие глаза, они так сильно и сладостно манили меня. Руки обхватили голову, когти впились в череп. И странный, опьяняющий дым, вишневого, цвета поплыл из его рта. Я не хотел этого, но так получилось, что я вдохнул этот дым. Легкие мгновенно стало жечь. На секунду мне показалось, что я просто воспламеняюсь изнутри. Вены на руках разбухли, мутно-зеленый цвет сосудов сменился ярко-красным, пылающим светом раскаленный углей. Я отчётливо помню, как мое тело обмякло, и я почувствовал неприятный холод, пульсирующий в ногах.

Там есть и твои погибшие идеи. Я приберег специально для тебя. В четвертый раз, Костя, Господи... - силуэт закорчился едва ли не рассыпался, неистовая боль охватила его, - вот же Дьявол, эти людишки, они постоянно произносят это чертово слово! – он озлобился, его глаза запылали еще сильнее. - Не надейся, что что-то поменялось; он больше не вернется. - После этих слов, демон протянул мне пожухлые страницы моего романа. - В четвертый раз ты берешься за него, и ни черта у тебя не выходит! Как бы эти страницы не оказались в пределе твоим некрологом. Это одна из твоих мёртвых идей, мальчик. Одна из! И там их сотни! Люди умирают, их хоронят, а их не воплотившиеся в жизнь идеи переносятся сюда. Наивные, может? Там даже есть идея о том, как поймать звезду... шестилетнего мальчишки... и знаешь, что с ним стало? - я отрицательно повертел головой, - Он мертв, Костя, он мертвый. Почти, как и ты. Но, у тебя есть шанс все завершить до конца. А у него нет. Люди так и умирают, ничего не доделав до конца. Говорите о творце, верите в него, а на деле, он не дает вам ничего. А мы даем, я даю тебе шанс, я даю тебе страх, я даю тебе боль, я даю тебе шанс бороться. Люди больше верят в чудовищ под кроватью, чем в ангелов, потому что монстры не жадные, Костя, монстры наслаждаются, даруя вам боль, а боги, боги нет. Не один бог не радуется, не наслаждаются тем, что дарует вам жизнь, добро. Им, скорее это в тягость. И не умирали бы вы, если бы знали, как жить, но не один бог вам этого не объяснит. А мы дали вам войны, мы дали вам ресурсы, чтобы пробудить в вас зверей… Чтобы бы вы хоть за что-то могли бороться. Думаешь, это боги сводят людей вместе? Это делаем мы. Нам даже не нужно показываться вам на глаза… Мы заставляем вас страдать, заставляем ревновать, заставляем вас желать вожделенный плод, чтобы вы, люди, пробудили в себе зверя и начали бороться за это, ценой собственной жизни. Мы научились не заключать с вами сделки, мы научились, чтобы вы сами подписывали свой контракт, который, по сути, и приводит вас к нам. Эдакий, огромный завод, про производству прокаженных человеческий душ. Все эти мертвецы внизу что-то хотели когда-то в своей жизни, они добивались этого, шли по головам, трахались, принимали наркотики, алкоголь, и теперь они здесь, они наши войны. Думаешь, взялся ты за роман, за литературу в целом, и ты весь такой из себя праведник? Да ты такой же, как и остальные. Одно тебя исключает… Ты прибудешь сюда в первых же рядах! Я само лично лишу тебя чего-нибудь очень ценного для тебя, и ты сам придешь сюда, и приклонишься передо мной!

Этот дешевый трюк оказался лишь банальной провокацией. И угадайте, кто на нее провелся? Посмотрев на кладбище за спиной демона, мне захотелось столкнуть его туда, и лично закапать где-нибудь прямо у входа. Тяжело занеся руки за спину, я со всей силы оперся на демона. Издав звук, очень походивший на жуткий смех, демон щелкнул пальцами, и я провалился прямо сквозь него, вдохнув пепла (демонического пепла) полной грудью. Я начинаю падать с горы мертвецов, кручусь, как чертовое бревно. Перед моим лицом изредка проносятся лица мертвых людей с гнилыми зубами, некоторые из них пытаются меня укусить, другие поймать меня, цепляясь за мою одежду, она рвется и только маленькие клочки остаются в их руках. Я качусь прямо к кладбищу.

Проблема заключается в том, что я даже не знаю, сколько моих идей мертвы и какие это идеи, может, некоторые из них я забыл совершенно. Я кряхтел от боли. Мне было тяжело перевернуться на спину, не говоря уже о том, что я мог бы стоять. Мне кажется, что я сломал ключицу или пару ребер. Мне было до ужаса холодно, от этого я не чувствовал носа, ушей и пальцев на ногах и руках. Лежа на боку, я видел, как сотни пауков сползали с оград и заполоняли всю площадь кладбища на земле. Они пищали, как если бы их всех начали жечь. Эти пауки были голодны, и им не приходится плести сети, чтобы поймать муху. Их мухой стал я. И если бы один их них впился мне в живот (хотя бы один, я не говорю обо всей сотни), тогда он бы высосал все мое нутро, до последний капли крови. Это было самое жестокое испытание в моей жизни, чтобы добраться до могилы с моим именем, мне предстоит ползи. И я действительно полз. Я видел эту огромную черную стаю пауков и полз, выхода не было. Я кричал от страха, закатываясь ужасными воплями. Волосатые, мягкие, противные твари заползали по моим рукам, всего за несколько секунд практически все мое тело обросло ими. Некоторых я сбрасывал с себя, других давил и светло-желтая жидкость стекала по моим пальцам, по моей шее, по моему лицу…Горько-соленая на вкус. Писк стоял страшный. Они кусали меня, и через пару минут мне начало это нравится. Эта черная туча была действительно очень мягкой и приятной на ощупь, но только если бы не моя арахнофобия. Могила с моим именем близко, я пытаюсь встать, но это оказалось слишком тяжело. Откинувшись на оградку, я заполз на нее и с трудом перевалился через нее.

Могила оказалось свежей и я начал капать. Земля была тяжелой и нелегко давалась в руки. На моем надгробном камне была выбита чернильница и аккуратно, как бы свисающие рядом каменное перо. Оно (перо) легко оторвалось и им я начал откапывать могилу. В этот момент поднялась буря, позади меня в вихрь закрутило пауков, практически всех их сбросило с меня, и мой страх касательно арахнофобии постепенно начал ослабевать. Я все думал, какие бумаги могут оказаться в этой могиле, какие рассказы или стихи я забраковал, но и намека на бумаги не было. Трупом запахло еще сильнее, как если бы я сам откапывал труп. Каменное перо окровавилось, когда я в очередной раз завел его в землю. Послышался звук, я даже не знаю, как это описать. Такое, едва слышное чмоканье, когда режешь колбасу. Я выбросил из рук камень и продолжал работу руками. Одно было решено точно: в этой могиле человеческое тело. Вот, я откапал руку, вот грудь… это мужчина, вот я откапал торс, налег на него, обхватил руками… и… напрягся… толчком вырвал тело из могилы… Интересно, кто там был? Кто лежал в этой могиле? Черт побери, мне захотелось блевать… страх окутал меня всего, вперемешку с подступающей к горлу рвотой. Лицо трупа задрожало капельками трупного яда. В этот момент, я как будто увидел себя в зеркале, за исключением пары деталей. Человек в могиле – это я сам. Я и есть своя мертвая идея. И в своей могиле мертвых идей… оказался я.

Труп на секунду ожил, так резко все произошло, что я даже не успел никак среагировать. Труп схватил меня за голову, подтянул к себе поцеловал прямо в губы, откинувшись обратно на землю промычал, что-то вроде:

И в следующий момент, искры, от лопнувшей лампы на фонарном столбе высыпались мне на голову. Мне удалось проснуться. Сейчас, все так просто закончилось.

Я поднялся. Осмотрелся. Вокруг по-прежнему ни души, только иногда автомобили проносятся по дороге, и люди в них с презрением косятся на меня, но всем опять же не интересно, они просто проносятся мимо.

Я закурил сигарету. И по длинной дороге, как мне показалось, ведущей прямо на небо, продолжил своей коротенький путь. Выдыхая табачный дым, мне казалось, что он зависал на том же месте крохотным комком формы воздушного шарика, где миг назад проходил я. Мне казалось, что я познал какую-то суровую тайну мира, какую-то скрытую философию, но ничего не запомнил или ничего не могу объяснить. Я думал, только о том, что все мы относительно живы, просто, так получилось, что мы застряли в этом промежутке реальности, пока еще не лопнув от жизни, чисто теоретически мы уже мертвы, просто где-то на пол века отсрочив гибель… человечество еще не видела бессмертия, по крайней мере телесного.

И если мы так любим жить, почему тогда умираем? Да, мы любим жизнь, но не знаем, как же, действительно, правильно ее жить…

P.S. Нужно прожить жизнь так, чтобы ни одна из наших добрых идей не оказалась на кладбище мертвых…