История российской мультипликации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм » и «Экран ».
Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев , балетмейстер Мариинского театра , создавший первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе .
Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко . Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей карьеры работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.
Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер » (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актёрскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимика в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм », но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец » (1956).
Выходит мультипликационный фильм Романа Качанова и Анатолия Карановича Влюблённое облако (). Созданный в авангардной манере, сочетавшей в себе технику объёмной «перекладки», простой «перекладки», а также кукольной и рисованной мультипликации, мультфильм получил широкое признание в СССР и за рубежом. Отмечен призами на зарубежных кинофестивалях. Первый из советских мультфильмов, отмеченный престижным призом Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ .
Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки - История одного преступления (1962), живопись по стеклу - Песня о соколе (1967)).
Набирает силу объёмная мультипликация. Фильмы Романа Качанова - Варежка (1967), Крокодил Гена становятся классикой отечественной и мировой мультипликации. Эти фильмы производятся в объединении кукольных фильмов Союзмультфильма (образовано в 1953 году).
На этот период приходится запуск многих сериалов (Маугли , Винни-Пух , Ну, погоди! и др.) и альманахов (Светлячок , Калейдоскоп , Весёлая карусель).
Большинство режиссёров «Союзмультфильма» в прошлом были мультипликаторами. Часто они сами принимали участие в рисовании собственных фильмов.
Советская мультипликация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места (Варежка (), Балерина на корабле (1969) и др.).
Кроме «Союзмультфильма», мультипликацией в РСФСР занимаются «студия Экран », Свердловская киностудия и Саратовтелефильм , Пермьтелефильм , Волгоградский , Горьковский и Куйбышевский комитеты по телерадиовещанию.
Технической вершиной советской мультипликации 1970-х годов является мультфильм Полигон (1977) Анатолия Петрова .
Заметное место в мультипликации 1980-х годов занимает полная мультипликация .
С конца 1980-х годов преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами («Следствие ведут Колобки », « » (1989) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 1990-х годов, особенно ярко у студии «Пилот». Геннадий Тищенко один из немногих избегает этого влияния, предпочитая реализм («Вампиры Геоны » (1991), «Хозяева Геоны » (1992), «АМБА » (1994-1995)).
1996 г. Компьютерный мультфильм "Созвездие льва". По оценке журнала «Техника Кино и Телевидения» 2003 г. фильм Юрия Агапова «Созвездие льва» вошёл в историю кинематографа как первый компьютерный фильм снятый в России.
Сейчас в России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план ».
В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса ») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф »). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море » (1999), мультсериал «Смешарики »).
C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала обретать новую жизнь. Сменилось руководство, появились новые сотрудники, начались съёмки новых мультфильмов, многие из которых уже успели получить награды на различных фестивалях. Так же возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель », полным ходом идёт создание полнометражного мультфильма «Суворов».
Советские мультфильмы 1970-х годов часто сопровождала музыка, созданная на Экспериментальной студии электронной музыки (г. Москва , основана в 1967 году) такими композиторами, как Эдуард Артемьев , Владимир Мартынов , Шандор Каллош .
Другими известными композиторами были Геннадий Гладков (музыкальные фильмы «Бременские музыканты» , «Голубой щенок» и др.), Михаил Меерович , Владимир Шаинский , Александр Зацепин .
Среди современных композиторов можно выделить Льва Землинского и Александра Гусева .
На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.
Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
Есть не только у маленьких, но и у взрослых зрителей. Нарисованные сказочные герои на экранах оживают, завлекая в мир волнующих приключений. В жизни движущиеся не встречаются. Но мультипликации позволяют превратить набор статичных картинок в подвижное изображение.
Искусство художников-мультипликаторов дает зрителю возможность на время забыть о том, что он имеет дело не с реальностью, а сказкой.
С давних времен мультипликаторы использовали для получения нужных эффектов самые различные , с помощью которых кукольные или нарисованные образы оживали. Технологии, безусловно, важны. Но гораздо большее имеет замысел художника, сценарий и идея. Окончательно персонаж анимационного фильма рождается тогда, когда, мультипликаторы наделяют его индивидуальностью и характером. Эти принципы, зародившиеся на заре рисованного кино, характерны и для современной мультипликации.
Свою задачу мастера мультипликации видят в том, чтобы донести до аудитории вечные , которые, в отличие от технологий, не меняются со временем. С экранов телевизоров на зрителя по-прежнему смотрят герои, поведением которых движет стремление к справедливости и добру. Зло должно быть повержено, а любовь и дружба обязательно восторжествуют.
Сегодня почти каждое творение в мире мультипликации является результатом использования компьютерных технологий. Очень редко персонажи теперь лепят из или вырисовывают на прозрачной пленке. Использование средств компьютерной анимации позволяет получить персонажей с предельно высокой четкостью изображения. Такие герои способны двигаться, подобно человеку. Пластика движений и специальные эффекты приближают анимационные картины к реальности.
Одна из наиболее сильных тенденций в анимационном кино – стремление к предельной натурализации. Но некоторые мастера мультипликации считают, что желание придать фильму предельное правдоподобие представляет собой тупиковый путь, ведь зритель воспринимает не столько реалистичность деталей картины, художественный образ, создаваемый на экране. Именно сказочный, нереальный мир привлекает внимание юных зрителей.
За последние два десятилетия успела возникнуть и развиться трехмерная анимация. Применение 3D-технологий в производстве мультфильмов стало возможным только после выхода компьютерной техники на новый уровень.
Изображения, в которых создается иллюзия объемного мира, позволяют создать целостный образ, который стремится к предельной реалистичности.
И все же нынешние мастера анимации очень часто стремятся намеренно стилизовать трехмерную графику под рисованную. Это можно объяснить противоборством двух тенденций, одна из которых представляет старую школу мультипликации, а вторая выражает
Который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. Так, в 1912 г. В.А.Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых".
Владислав Старевич
Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. Первые фильмы были сделаны художником А.Бушкиным, вначале под руководством известного режиссера и экспериментатора Дзиги Вертова, а затем уже самостоятельно.
Фильмы отвечали актуальным задачам политической пропаганды. Главным образом это были киноплакаты и сатирические фильмы.
Художники-мультипликаторы А.Бушкин и А.Г.Иванов для создания некоторых фильмов пользовались весьма несложной, но выразительной техникой плоских марионеток. Такой метод освобождает художников от трудоемкой техники изготовления огромного количества фаз-рисунков. Из плотной бумаги или картона вырезали плоские марионетки. В местах, сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка накладывалась либо на стекло съемочного стола, за которым находился рисованный фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию - место действия для персонажей фильма.
За один 1924 г. на студии "Культкино" со своим маленьким коллективом художников выходит целый ряд мультипликационных картин: "Германские дела и делишки", "История одного разочарования (Борис Савинков)", "Советские игрушки" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Иванова), "Случай в Токио", "Юморески" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Белякова).
Первый период развития советской мультипликации носил характер экспериментальный. Сложность технического выполнения рисованных
фильмов приводила художника к поискам таких технических методов, которые могли бы быть под силу малоопытным художникам. Одним из методов, укрепившимся на долгие годы н производстве мультфильмов, был так называемый "альбомный" метод. Все движения, необходимые для развития действия в сюжете, разбивались на цикличные движения, которые могли бы многократно повторяться. Например, походка людей или движения животных, полет птиц, проезд поезда, автомобиля и т.д. Каждый такой цикл движения и являлся "альбомом".
На дальнейшее развитие искусства мультипликации большое влияние оказало создание в Москве в 1924 году первой экспериментальной мультипликационной мастерской при Государственном техникуме кинематографии, в которую вошли молодые советские художники, окончившие ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), (Н.П.Ходатаев, О.П.Ходатаева, Ю.А.Меркулов, 3.П.Комиссаренко, сестры В. и 3.Брумберг,
Валентина и Зинаида Брумберг
Л.Блатова, В.Г.Сутеев, И.П.Иванов-Вано, операторы Г.Кабалов и В.Шульман).
Владимир Сутеев
Экспериментальная мультипликационная мастерская выпустила в 1925 г. свой первый рисованный фильм - политический памфлет "Китай в огне". В этой большой коллективной работе художники приобрели первый опыт одушевления рисунков и практически разработали технологию производства рисованного фильма. Фильм "Китай в огне" во многих своих компонентах был невысокого качества, изобразительно разнохарактерный и затянутый. Скорее это была своеобразная иллюстрация политических событий, нежели кинематографическое произведение. Несмотря на эти недостатки, фильм привлек к себе внимание общественности и благодаря актуальному материалу, и новому интересному приему, который заставлял оживать карикатурный рисунок на экране.
Эпоха бурного становления страны требовала широкой агитации во всех отраслях производства, сельского хозяйства, кооперации, реализации государственных займов, а также и в повседневной нашей жизни. В этом отношении советская мультипликация того времени сыграла большую действенную роль, особенно в области научного и учебного фильма, агитплакатов, политшаржа и рекламы, где многие работы, несмотря на примитивность техники, достигали высокого художественного качества. Работы А.Бушкина "Проблемы питания", "Береги глаз", "Кровообращение" и другие явились уже тогда солидным вкладом в область научной и учебной кинематографии и сыграли роль настоящих образцов, по которым в дальнейшем шло развитие этого вида мультипликации.
В 1926 г. на кинофабрике "Межрабпом-Русь" коллектив художников (Ю.Меркулов, Д.Черкес, И.Иванов-Вано, оператор Л.Косматое)
начинает работать над первым детским мультипликационным фильмом "Сенька-Африканец", поставленном по мотивам сказок Корнея Чуковского. Картина вышла на экран в начале 1927 г. При всех своих недостатках фильм нашел положительный отклик в прессе и с большим интересом смотрелся детским зрителем. Этот успех подтолкнул художников на создание других детских фильмов. Так, в 1927 г. выходит картина "Тараканище", сделанная художником А.В.Ивановым также по сказке К.Чуковского. Затем выходит картина "Каток", сделанная в плане наивного детского рисунка (работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано). Здесь художниками сознательно была допущена условность: все рисунки контуровались белой линией на черном фоне, так как при демонстрации такой рисунок менее утомлял детского зрителя.
Иван Иванов-Вано
В 1928-1929 гг. выходят новые фильмы для детей: "Самоедский мальчик", в шутливой форме разоблачающий религиозные пережитки у северных народов нашей страны (работа художников Н.Ходатаева, О.Ходатаевой и В. и 3.Брумберг) и "Приключения барона Мюнхгаузена" - работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано. Так постепенно рождается новое советское искусство рисованного фильма.
В это время мультипликацией начинают интересоваться многие театральные режиссеры. Так, в 1927 г. талантливый режиссер и художественный руководитель Московского театра для детей - Наталия Сац ввела впервые в спектакле "Негритенок и обезьяна" мультипликацию, которую сделали художники Н. и О.Ходатаевы и В. и 3.Брумберг. Для этой постановки на сцене был смонтирован специальный экран. Мультипликация, проецируясь на него по ходу спектакля, переносила развитие действия со сцены на экран. Спектакль "Негритенок и обезьяна" имел огромный успех и долго не сходил со сцены театра. Не менее интересно и второе использование мультипликации Наталией Сац в спектакле "Про Дзюбу".
Здесь мультипликация демонстрировалась прямо на декорациях сцены, иллюстрируя в нужный момент мечты и фантазию мальчика Дзюбы. Благодаря этому в спектакле сразу возникала атмосфера сказки, очарованию которой помогала талантливая музыка композитора Леонида Половинкина, используемая синхронно с мультипликацией. Так, ритмическая слитность мультипликации с музыкой и даже с действием актера на сцене была проведена значительно раньше рождения звукового кино, где этот метод четкой синхронизации действия рисованного персонажа со звуком произвел в свое время большую сенсацию.
Кадры работников советской мультипликации постепенно пополняются. Начинает заниматься мультипликацией на одесской киностудии художник В. Левандовский. В 1927 г. вышел первый украинский мультипликационный фильм "Сказка о соломенном бычке", поставленный В.Левандовским по известной народной сказке. В 1928 г. выходит его второй фильм "Сказка о белочке-хозяюшке и мышке-злодейке", который он сделал уже на вновь организованной киностудии в Киеве. Помимо высоких изобразительных качеств, этот фильм особенно отличался плавностью и выразительностью движения персонажей.
В Ленинграде в области рисованного фильма, помимо художников А.Преснякова и И.Сорохтина, на фабрике "Совкино" начинает работать художник В.Григорьев, который в 1927 г. выпускает два фильма
"Держи чубаровца" и "Два рикши" по сценарию Н.Агнивцева, текст стихов В. Волженина. Примерно в это же время начинает работать в области мультипликации художник М.Цехановский,
Михаил Цехановский
немного позднее художники М.Пащенко, В.Сюмкин и А.Синицын. В Москве - художники Л.Атаманов,
Лев Атаманов
Л.Амальрик, П.Мизякин, А.Беляков, Д.Бабиченко, П.Носов, П.Сазонов, Ю.Попов и другие. Советская мультипликация обогащается новыми талантливыми режиссерами и художниками. Этот период интересен поисками художников новых технологических приемов в искусстве мультипликации и стремлением их создать постоянного героя рисованного фильма.
Леонид Амальрик
Режиссер А.В.Иванов, использовав специальный метод комбинированной съемки, разработанный конструктором Н.Желинским, выпустил в 1928 г. несколько мультипликационных картин с участием рисованного героя негритенка Тип-Топа. Так появился постоянный мультипликационный персонаж Тип-Toп, который, действуя в натурных кадрах, путешествует с приехавшей иностранной делегацией по Москве. Параллельно с ним начинает подвизаться на экранах другой
мультипликационный герой Братишкин, созданный художником Ю.Меркуловым, который участвует в различных агитплакатах и инструктивных фильмах: Братишкин вступает в Осоавиахим, Братишкин везет книги в деревню, Братишкин борется за чистоту на заводе и т.д.
Ленинградскими художниками А.Пресняковым и И.Сорохтиным создается персонаж Бузилка, который впервые появляется в 1928 г. в фильме "Шептуны", в 1929 г. в фильме "Бузилка против брака" и дальше
переходит в другие агитационные фильмы. Стремление наших художников создать образ постоянного мультипликационного героя действенного результата не принесло. Эти персонажи не имели успеха и сравнительно быстро сошли с экрана. И не только потому, что с внешней, чисто изобразительной стороны они были сделаны неинтересно. Они были невыразительны главным образом потому, что по сути своей никого не представляли, в них не было определенных
характеристик представителей какого-либо слоя общества, они были вне среды: правда, негритенку Тип-Топу подарили пионерский галстук, а Бузилке - большой гаечный ключ, который он постоянно носил с собой, - однако это была лишь внешняя характеристика героев фильма - "вывеска", но не их внутреннее содержание.
В 1928 г. выходит детский фильм "Обиженные буквы" по сценарию Агнивцева (художники А.Пресняков, И.Сорохтин, С.Жуков и
В.Куклина), в котором рисованная мультипликация так же, как и у режиссера А. В. Иванова, соединяется с натурной съемкой. В этом комбинированном фильме обиженные буквы идут жаловаться на ленивых детей в Наркомпрос, проходят по улицам, преодолевают ряд препятствий, попадают в бюро переписки, где создают переполох среди машинисток, и наконец благополучно пробираются в кабинет наркома, забираются к нему на стол и вручают товарищу Луначарскому
свою петицию. Зрителя в этих комбинированных мультипликационных кадрах поражала новизна приема, он был неожиданно удивлен таким техническим трюком, когда рисованный персонаж действовал в естественной натурной среде, рядом с живым актером.
Уже в этом раннем периоде советская мультипликация проявила себя в разнообразных жанрах, с поисками новых изобразительных решений не только в кино, но и в театре. Широко экспериментируя в мультипликации, как в области техники, так и в области разнообразной тематики, в поисках различных жанров, художники-мультипликаторы в те годы осваивали, приобретали и накапливали производственный и творческий опыт этого нового вида кинематографии, что в дальнейшем привело к значительному подъему искусства рисованного фильма в нашей стране.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Первый мультфильм в России появился в 1910 году. Его создал режиссер Владислав Старевич. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.
3 слайд
Описание слайда:
Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком - "Почта" - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак. Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов. Уже первые эксперименты закончились удачно - на экранах страны появились такие цветные ленты, как "Сладкий пирог" (1936), "Красная шапочка" (1937) и "Маленький Мук" (1939).
4 слайд
Описание слайда:
В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начали медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода - "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота", "Весенние мелодии" и "Конек-горбунок".
5 слайд
Описание слайда:
Создание мультфильма – длительный и кропотливый труд очень многих людей. В середине 50-х годов мультфильмы делали большими группами: около 20-30 человек работали над одним лишь 8-минутным мультфильмом. Группа делилась на следующие категории: -Режиссер (руководит всем проектом) -Продюсер (оплачивает расходы) -Сценаристы (продумывают каждый кадр мультфильма) -Художники (делают мультфильм красивым) -Композиторы (подбирают музыку)
6 слайд
Описание слайда:
Один мультфильм создавался от 3 месяцев до 1 года. Любой мультфильм начинается со сценария. Он пишется долго и трудно, диалоги меняются несколько раз, какие-то сцены выкидываются совсем. И только когда весь фильм сложился на бумаге, его можно рисовать.
7 слайд
Описание слайда:
Как будут выглядеть герои мультфильма в профиль и в фас, спереди и сзади, каковы они в движении - решает художник-постановщик фильма. Ему приходится рисовать так много, что за день стачивается немереное количество карандашей.
8 слайд
Описание слайда:
Затем в игру включаются аниматоры, под руками которых, мультперсонажи оживают. Например, для того чтобы герой поднял руку, аниматорам необходимо нарисовать немалое количество кадров. В одной секунде их 25. А если мультфильм длится полтора часа, потребуется создать 135.000 кадров.
9 слайд
Описание слайда:
Результат работы аниматоров подхватывают художники - прорисовщики. В итоге перед нами цветное кино. Но на экране ведь не одни герои, их окружают деревья, города. Все эти фоны создают множество других художников.
10 слайд
Описание слайда:
А самое интересное - как герои разговаривают. Весь диалог записывают на диктофон. Потом считают время (вплоть до миллисекунд) на одно слово в диалоге. И под каждую букву нужно прорисовать рот. Так персонажи двигают ртом под каждое слово. Голоса актёров записывают раньше, чем начинают работать аниматоры, то есть сначала у персонажей появляются голоса, и только потом по репликам их начинают оживлять. И какой же мультфильм без музыки и песен.
11 слайд
Описание слайда:
Самая распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это волшебная технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. Для анимации главное создать действия и эффекты, которые невозможны в реальной действительности. Только в этом сказочном мире можно летать, менять обличье, заново воссоздавать себя. Волшебно выглядит анимация предметов. Поразительно, как маленькие песчинки сами по себе могут сложиться в песчаный замок или карандаш неожиданно без чьего-либо влияния начинает выводить на бумаге причудливые образы.
12 слайд