Как зовут персонажей из мультфильма "Алладин"? Попугай из алладина имя: персонажи мультипликационного цикла «приключения аладдина

21.05.2019

Попугай Яго

Яго
Iago
Информация
Первое появление
Последнее появление
Вид
пол
Семья

Отелло (брат-близнец)

Отношения с другими персонажами

Джафар (временная дружба, вражда), Аладдин (временная вражда, дружба), Тандра (возлюбленная), Абу (неоднозначная и противоречивая дружба)

Создатель

Уилл Финн

Аниматор персонажа, Уилл Финн, подтвердил, что при работе над внешним видом и манерами Яго, старался копировать то, что он видел в Готтфриде - «вечно полу-закрытые глаза» и «всегда выступающие зубы».

Критика

Появления

Кино и телевидение:

Игры:

  • 1993: Disney"s Aladdin (Virgin Interactive) / Disney"s Aladdin (Capcom)
  • 2001: Aladdin in Nasira"s Revenge
  • 2004: Aladdin"s Chess Adventures

Примечания

Ссылки

  • Яго на сайте IMDB.Com

Яго (англ.Iago) - разумный говорящий попугай. Всегда верен Аладдину и своим друзьям. Его главный помощник - злобный говорящий попугай Яго, позже перешедший на сторону Добра и присоединившийся к Аладдину и его друзьям.


Впервые Яго появляется в мультфильме «Аладдин» в качестве помощника главного антагониста - визиря Джафара. Он всячески помогает Джафару завладеть лампой с Джинном, чтобы захватить власть в Аграбе.

В итоге, по вине Яго, Джафару удаётся схватить друзей Аладдина, а сам юноша в результате коварного плана оказывается приговорённым к смертной казни за убийство султана Аграбы. Ему 18 лет. Влюблен в Жасмин, с которой у него очень тёплые и искренние отношения. Несмотря на то, что Абу с Аладдином больше не нуждаются в воровстве, все же, Абу порой тянет на воровские проказы, на которые его зачастую подталкивает Яго. Любит вкусно покушать.

В мультфильме «Возвращение Джафара» он стал другом Аладдина, но малодушно предал Аладдина, когда Джафар освободился из заточения. Его имя неизвестно, однако в одном из эпизодов его дедушка из Загробного Мира упоминает его прозвище «Малыш Бобо» (англ.Little Bobo). Предки султана царствовали в Аграбе с момента её основания.

С Аладдином встретился в Пещере Чудес. Разумен, но не способен говорить. Джафар - визирь и главный советник в Аграбе. В темнице Джафар притворился немощным стариком и предложил Аладдину отправиться за сокровищами. После событий в Пещере чудес, Аладдин едва не погиб, успев отдать лампу Джафару.

В конечном счёте, Яго, испытывавший муки совести, пришёл на помощь друзьям и бросил лампу в лаву, тем самым уничтожив и её, и Джафара

Но хитрый Аладдин всё продумал - вместе с силой Джафар получил и оковы, став пленником своей лампы, которая была заброшена далеко в пустыню. Абис Мал (англ.Abis Mal) - один из главных врагов Аладдина, толстый и жадный разбойник.

Абис Мал и его шайка находят в колодце лампу, в которой заточён Джафар

Однако все попытки победить Аладдина заканчиваются для Джафара неудачей, и он становится пленником лампы после того, как был превращён в джинна. Он возвращается в Аграбу, где встречает Аладдина. Аладдин (англ.Aladdin) - протагонист сериала, бывший беспризорник. Предпочитает ночевать в своем старом скромном жилище, однако, будучи в хороших отношениях с Султаном, иногда проводит время и во дворце.

После освобождения магические способности джинна уменьшились с «феноменальных и космических» до «полуфеноменальных и почти космических», оставаясь, в любом случае, более чем внушительными.

Часто соревнуется с Ковром в различных играх и всё время проигрывает ему. Признаётся, что иногда бессилен против сильных заклинаний или могущественных магических существ. Абу (англ.Abu) - маленькая обезьянка, верный друг Аладдина. После небольшого приключения, в результате которого троицу заточили в Камне судьбы, Абу решает остаться с Аладдином.

Будучи мартышкой, все же Абу является разумным, в отличие от обычных обезьян способен говорить. В прошлом бывший помощник Джафара. Склонен к обману, часто обманывает Аладдина, но в скором времени раскаивается. Влюблён в красивую птицу Тандру, повелительницу погоды из Леса Дождей. Султан (англ.Sultan) - отец Жасмин, правитель Аграбы. В одной из серий отправился выручать свою дочь из плена Амазонок, и в него влюбилась сама царица Гипсодед.

Однако в самый ответственный момент Яго жертвует собой, спасает друзей и побеждает Джафара. Постепенно попугаю удаётся завоевать доверие юноши и его друзей, но неожиданное освобождение Джафара вынуждает Яго выбирать, на чьей стороне он хочет оказаться.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)
Яго
Iago
Информация
Первое появление
Последнее появление
Вид
Пол
Семья

Отелло (брат-близнец)

Отношения с другими персонажами

Джафар (временная дружба, вражда), Аладдин (временная вражда, дружба), Тандра (возлюбленная), Абу (неоднозначная и противоречивая дружба)

Создатель

Уилл Финн

Оригинальная озвучка

Влияние

Актёр Гилберт Готтфрид в одном из интервью сказал, что его карьера в сфере озвучивания началась именно с этого персонажа, над которым он работал в мультфильме 1992 года: «Это был тот переломный момент, с которого началась моя карьера - работа над Яго открыла для меня многие двери».

Озвучивание Готтфрида этого персонажа стало таким популярным, что его часто называют «Яго-парнем» или подобными прозвищами.

Критика

Появления

Кино и телевидение:

Игры:

  • 1993 - Disney’s Aladdin (Capcom) / Disney’s Aladdin (Capcom)

Напишите отзыв о статье "Попугай Яго"

Примечания

Ссылки

  • на сайте IMDB.Com

Отрывок, характеризующий Попугай Яго

Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.