Из какого произведения взят отрывок мурзам твоим. Фелица. Державин Г.Р. Анализ оды. Историческое сочинение Н.Карамзина

04.07.2020

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант I

I. 1.В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится …

2.Классицисты стали обращаться к образам и формам античного искусства, так как …

3.Представителем русского классицизма в литературе не являлся …

5.Центральной эстетической категорией сентиментализма является …

Что лежало в основе определения «штиля» произведения?

К кому обращена ода Г. Р. Державина «Фелица»?

Кем являются главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант II

I. Продолжите высказывание, выбрав правильный вариант ответа. 1.Истоки мирового классицизма – …

2.Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – …

3.Образцовой классицистической комедии не свойственно …

4.Героями классицистических од обычно становились …

5.Первый в России детский журнал назывался …

6.Предметом произведений Н. М. Карамзина стали …

II. Установите соответствие. Каждой цифре слева может соответствовать несколько ответов справа.

III. Выберите правильный вариант ответа.

А) М. В. Ломоносов

В) А. Н. Радищев

Б) Г. Р. Державин

Г) Н. М. Карамзин

Укажите определение жанра оды.

Из какого произведения взят нижеприведённый отрывок?

Укажите жанр произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Какое дерево явилось «свидетелем» развития и завершения отношений между Лизой и Эрастом?

(для учащихся 9 класса)

Вариант I



    1. В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится …

    1. Классицисты стали обращаться к образам и формам античного искусства, так как …

    1. Представителем русского классицизма в литературе не являлся …

    1. Центральной эстетической категорией сентиментализма является …


1) высокие жанры

А) комедия

2) низкие жанры

Б) сатира

В) трагедия

Г) эпопея

Д) басня

Е) ода


  1. Какой общественный деятель и просветитель добился открытия в Москве первого русского университета?

  1. К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»?


  1. Какие художественные приёмы использует автор в этом отрывке? Правильных ответов может быть несколько.

  1. Кем являются главные герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  1. Какой момент в повествовании можно считать завязкой действия?

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант II


  1. Продолжите высказывание, выбрав правильный вариант ответа.

    1. Истоки мирового классицизма – …

    1. Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – …

    1. Образцовой классицистической комедии не свойственно …

    1. Героями классицистических од обычно становились …

    1. Первый в России детский журнал назывался …

    1. Предметом произведений Н.М. Карамзина стали …

II. Установите соответствие. Каждой цифре слева может соответствовать несколько ответов справа.

III. Выберите правильный вариант ответа.


  1. Кто из авторов XVIII века вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения?

А) М.В. Ломоносов

В) А.Н. Радищев

Б) Г.Р. Державин

Г) Н.М. Карамзин

  1. Укажите определение жанра оды.

  1. Из какого произведения взят нижеприведённый отрывок?

  1. Какой художественный приём использует автор в этом отрывке? Ответ может быть только один.

  1. Укажите жанр произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. В чём видит автор причину трагического конца повести «Бедная Лиза»?

  1. Какое дерево явилось «свидетелем» развития и завершения отношений между Лизой и Эрастом?

Ключ к тесту по разделу «Русская литература XVIII века»

(для учащихся 9 класса)

Вариант I
I.


1

2

3

4

5

6

А

В

Б

Б

Г

Б

II.


1

2

В, Г, Е

А, Б, Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

Г

А, Б, В

А

Г

Вариант II
I.


1

2

3

4

5

6

В

А

Г

Г

В

Г

II.


1

2

3

4

Е

А, В, Ж

Б, Г

Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

А

Б

В

Г

Критерии оценки

Вариант I

Максимальное количество – 21 балл

Вариант II

Максимальное количество – 20 баллов

"Фелица" (первоначальное полное название ее: "Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года") написана с установкой на обычную хвалебную оду. По своей внешней форме она представляет собой словно бы даже шаг назад от "Стихов на рождение..."; она написана традиционными для торжественной оды десятистишными ямбическими строфами ("Стихи на рождение..." на строфы совсем не расчленены). Однако на самом деле "Фелица" являет собой художественный синтез еще более широкого порядка.
Название Екатерины Фелицей (от латинского felicitas – счастье) подсказано одним из ее собственных литературных произведений – сказкой, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I, и незадолго до того опубликованной в весьма ограниченном количестве экземпляров. Киевского царевича Хлора посещает киргизский хан, который с целью проверить молву об исключительных способностях мальчика приказывает ему отыскать редкий цветок – "розу без шипов". По пути царевича зазывает к себе мурза Лентяг, пытающийся соблазнами роскоши отклонить его от слишком трудного предприятия. Однако с помощью дочери хана Фелицы, которая дает в путеводители Хлору своего сына Рассудок, Хлор достигает крутой каменистой горы; взобравшись с великим трудом на вершину ее, он и обретает там искомую "розу без шипов", т. е. добродетель. Использованием этой немудреной аллегории Державин и начинает свою оду:

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды,
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет.
Где добродетель обитает!
Она мой дух и ум пленяет;
Подай найти ее совет.

Так условно-аллегорическими образами детской сказочки травестийно подменяются традиционные образы канонического зачина оды - восхождение на Парнас, обращение к музам. Самый портрет Фелицы – Екатерины – дан в совершенно новой манере, резко отличающейся от традиционно-хвалебной одописи. Взамен торжественно-тяжелого, давно заштампованного и потому мало выразительного образа "земной богини", поэт с огромным воодушевлением и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину в лице деятельной, умной и простой "Киргиз-Кайсацкой царевны":

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь,
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.

Подобное противопоставление "добродетельному" образу Фелицы контрастного образа порочного "мурзы" проводится потом через все стихотворение. Это обусловливает исключительное, небывалое у нас дотоле жанровое своеобразие "Фелицы". Хвалебная ода в честь императрицы оказывается в то же время политической сатирой – памфлетом против ряда лиц ее ближайшего окружения. Еще резче, чем в "Стихах на рождение в севере порфирородного отрока", меняется здесь и поза певца в отношении предмета его воспевания. Ломоносов подписывал свои оды императрицам – "всеподданнейший раб". Отношение Державина к Екатерине-Фелице, традиционно наделяемой им порой "богоподобными" атрибутами, при всей почтительности, не лишено в то же время, как видим, некоторой шутливой короткости, почти фамильярности.
Противопоставляемый Фелице образ на протяжении оды характерно двоится. В сатирических местах – это некий собирательный образ, включающий в себя порочные черты всех высмеиваемых здесь поэтом екатерининских вельмож; в известной степени Державин, вообще склонный к автоиронии, вводит в этот круг и самого себя. В высоких патетических местах – это лирическое авторское "я", опять-таки наделяемое конкретными автобиографическими чертами: мурза – и в самом деле реальный потомок мурзы Багрима поэт Державин. Появление в "Фелице" авторского "я", живой, конкретной личности поэта, было фактом огромного художественного и историко-литературного значения. Хвалебные оды Ломоносова также начинаются подчас от первого лица:

Не Пинд ли под ногами зрю?
Я слышу чистых сестр музыку.
Пермесским жаром я горю,
Теку поспешно к оных лику.

Однако то "я", о котором здесь говорится, представляет собой не индивидуальную личность автора, а некий условный образ отвлеченного "певца" вообще, образ, который выступает как неизменный атрибут любой оды любого поэта. С подобным же явлением сталкиваемся мы в сатирах - также распространенном и значительном жанре поэзии XVIII в. Разница в этом отношении между одами и сатирами состоит лишь в том, что в одах певец все время играет на одной единственной струне – "священного восторга", в сатирах же звучит также одна единственная, но негодующе-обличительная струна. Столь же "однострунными" были и любовные песни сумароковской школы – жанр, который, с точки зрения современников, считался вообще полузаконным и уж во всяком случае сомнительным.
В "Фелице" Державина, взамен этого условного «я», появляется подлинная живая личность человека-поэта во всей конкретности его индивидуального бытия, во всем реальном многообразии его чувствований и переживаний, со сложным, "многострунным" отношением к действительности. Поэт здесь не только восторгается, но и гневается; восхваляет и одновременно хулит, обличает, лукаво иронизирует, причем в высшей степени важно, что эта впервые заявляющая себя в одической поэзии XVIII в. индивидуальная личность несет в себе и несомненные черты народности.
Пушкин говорил о баснях Крылова, что они отражают в себе некую "отличительную черту в наших нравах – веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться". Из-под условно "татарского" обличья "Мурзы", впервые эта черта проступает в державинской оде к Фелице. Эти проблески народности сказываются и в языке "Фелицы". В соответствии с новым характером этого произведения находится и его "забавный русский слог", как определяет его сам Державин, – заимствующая свое содержание из реального бытового обихода, легкая, простая, шутливо-разговорная речь, прямо противоположная пышно изукрашенному, намеренно приподнятому стилю од Ломоносова.
Одами продолжает традиционно называть свои стихи и Державин, теоретически связывая их с обязательным для классицизма античным образцом – одами Горация. Но на самом деле он совершает ими подлинный жанровый переворот . В поэтике русского классицизма не существовало стихов "вообще". Поэзия делилась на резко разграниченные, ни в каком случае не смешивавшиеся друг с другом, обособленные и замкнутые поэтические виды: оду, элегию, сатиру и т. д. Державин, начиная со "Стихов на рождение в севере порфирородного отрока" и, в особенности, с "Фелицы", начисто ломает рамки традиционных жанровых категорий классицизма, сливает в одно органическое целое оду и сатиру, в других своих вещах, как "На смерть князя Мещерского", – оду и элегию.
В противоположность однопланным жанрам классицизма, поэт создает сложные и полножизненные, полифонические жанровые образования, предвосхищающие не только "пестрые главы" пушкинского "Евгения Онегина" или в высшей степени сложный жанр его же "Медного Всадника", но и тон многих вещей Маяковского.
"Фелица" имела при своем появлении колоссальный успех ("у каждого читать по-русски умеющего очутилась она в руках", – свидетельствует современник) и вообще сделалась одним из самых популярных произведений русской литературы XVIII в. Этот громадный успех наглядно доказывает, что ода Державина, которая произвела своего рода революцию в отношении поэтики Ломоносова, полностью отвечала основным литературным тенденциям эпохи.
В "Фелице" объединены два противоположных начала поэзии Державина – положительное, утверждающее, и изобличающее, – критическое. Воспевание мудрой монархини – Фелицы – составляет одну из центральных тем творчества Державина, которому и современники, и позднейшая критика так и присвоили прозвание "Певца Фелицы". За "Фелицей" последовали стихотворения "Благодарность Фелице", "Изображение Фелицы", наконец, прославленная почти столь же, как и "Фелица", ода "Видение мурзы" (начата в 1783 г., окончена в 1790 г.).

1. В 1781 г. была напечатана, в небольшом числе экземпляров, написанная Екатериною для пятилетнего внука ея, великого князя Александра Павловича, Сказка о царевиче Хлоре . Хлор был сын князя, или царя киевского, во время отсутствия отца похищенный ханом киргизским. Желая поверить молву о способностях мальчика, хан ему приказал отыскать розу без шипов. Царевич отправился с этим поручением. Дорогой попалась ему на встречу дочь хана, веселая и любезная Фелица . Она хотела идти провожать царевича, но ей помешал в том суровый муж ея, султан Брюзга, и тогда она выслала к ребенку своего сына, Рассудок. Продолжая путь, Хлор подвергся разным искушениям, и между прочим его зазвал в избу свою мурза Лентяг, который соблазнами роскоши старался отклонить царевича от предприятия слишком трудного. Но Рассудок насильно увлек его далее. Наконец они увидели перед собой крутую каменистую гору, на которой растет роза без шипов, или, как один юноша объяснил Хлору, добродетель. С трудом взобравшись на гору, царевич сорвал этот цветок и поспешил к хану. Хан отослал его вместе с розой к киевскому князю. «Сей обрадовался столько приезду царевича и его успехам, что забыл всю тоску и печаль.... Здесь сказка кончится, а кто больше знает, тот другую скажет».

Эта сказка подала Державину мысль написать оду к Фелице (богине блаженства, по его объяснению этого имени): так как императрица любила забавные шутки, говорит он, то ода эта и была написана во вкусе ея, на счет ея приближенных.

вернуться)

18. Деля Хаос на сферы стройно и т. д. – намек на учреждение губерний. В 1775 г. Екатерина издала «Учреждение о губерниях», – согласно которому вся Россия была разделена на губернии. ()

19. Что отреклась и мудрой слыть. – Екатерина II с наигранной скромностью отклонила от себя титулы «Великой», «Премудрой», «Матери отечества», которые были поднесены ей в 1767 г. Сенатом и Комиссией по выработке проекта нового уложения; так же она поступила и в 1779 г., когда петербургское дворянство предложило принять ей титул «Великой». (

Читайте также:
  1. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  2. В хороших литературных произведениях особое значение придается реакциям.
  3. Возлагается обязанность обеспечить для этого условия и осуще-
  4. Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).
  5. Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения).
  6. Вопрос35. Предел Функции в точке и на бесконечности. Геометрическая иллюстрация определений. Предел постоянной. Предел суммы, частного, произведения. Предел элементарных функций.
  7. Вызвать угнетенное состояние. Не совершайте этого насилия. Ваша молитва будет оказывать угнетающее действие.

1. «Фелица»

3. «Фрол Силин»

4. «К уму своему»

142. Главный герой «Путешествия из Петербурга в Москву»:

1. офицерство

2. купечество

4. дворянство

5. чиновничество

143. Черты этих литературных направлений проявились в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

1. классицизм и сентиментализм

2. романтизм и сентиментализм

3. реализм и классицизм

4. классицизм и модернизм

5. соцреализм

144. В этой главе «Путешествия…» А.Н.Радищев подводит своего читателя к мысли о революционном выступлении народа:

1. «Зайцово»

2. «Крестцы»

3. «Спасская Полесть»

4. «Любани»

5. «Едрово»

145. Об этом произведении А.Радищева Екатерина II сказала: «Бунтовщик, хуже Пугачева»:

1. «Вольность»

2. «Путешествие из Петербурга в Москву»

3. «Отрывок из путешествия»

4. «Письмо к другу»

5. «Письма к Фалалею»

146. В этом произведении А.Радищнва помещена ода «Вольность»:

1. «Бригадир»

2. «Путешествие из Перербурга в Москву»

3. «Недоросль»

5. «Водопад»

147. За свою книгу он был арестован, приговорен к смертной казни, которая потом была заменена ссылкой в Сибирь:

1. А.Сумароков

2. А.Кантемир

3. Г.Державин

4. А.Радищев

5. М.Ломоносов

148. В этой книге XVIII в. эпиграфом взяты слова: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»:

1. «Бедная Лиза»

2. «Недоросль»

3. «Ревизор»

5. «Ябеда»

«Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала»:

1. «Бедная Лиза»

2. «Недоросль»

3. «Ревизор»

4. «Путешествие из Петербурга в Москву»

5. «Ябеда»

150. О нем говорят, что его жизнь - подвиг во имя освобождения российского крестьянина:

1. А. Сумароков

2. А.Радищев

3. Г.Державин

4. И.Крылов

1. А.Радищев

2. М.Ломоносов

3. Г.Державин

4. И.Крылов

5. Ф.Прокопович

152. Тема оды «Вольность»:

3. революции

4. счастья

1. М.Ломоносов

2. И.Крылов

3. Ф.Прокопович

4. А.Кантемир

5. А. Радищев

154. Его считают зачинателем отечественной революционной эстетики:

1. И.Крылов

2. А.Радищев

3. Н.Карамзин

4. И.Дмитриев

5. И.Крылов

155. Эту линию в литературе возглавил А.Радищев:

3. романтико-героическую

4. историко-патриотическую

5. романтико-историческую

156. К этому сословию принадлежала Лиза («Бедная Лиза» Н.Карамзина):

1. к крестьянству

2. к купечеству

3. к мещанству

4. к дворянству

5. к столбовому дворянству

157. Этих политических взглядов придерживался Н.М.Карамзин:

1. был демократом

2. был сторонником просвещенной монархии

3. был сторонником либеральных взглядов

4. поддерживал самодержавие

5. был противником самодержавия.

158. Яркий представитель русского сентиментализма:

1. М.Ломоносов

2. Г.Державин

3. Д.Фонвизин

4. В.Капнист

1. А.Радищев

2. М.Ломоносов

3. Н.Карамзин

4. Д.Фонвизин

5. Г.Державин

160. Историческое сочинение Н.Карамзина:

1. Остров Борнгольм

2. Сиерра-Морена

4. Бригадир

5. Недоросль

161. Произведение Н.Карамзина:

1. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке

2. Дмитрий Самозванец

3. История государства Российского

4. Бригадир

5. Недоросль

162. Известный альманах, изданный Н.Карамзиным:

1. «Аглая»

2. «Владлена»

3. «Татьяна»

4. «Елена»

5. «Марина»

163. В этих произведениях Н.Карамзина видны предромантические тенденции:

1. «Бедная Лиза», «Марфа Посадница»

2. «Остров Борнгольм», «Сиерра - Морена»

3. «Фрол Силин», «Рыцарь нашего времени»

4. «Письма русского путешественника», "Фелица"

5. «История Государства Российского», "Бригадир"

164. Имя главного героя «Бедной Лизы»:

165. Проблема повести «Марфа Посадница»:

2. просвещение

3. любовь и дружба

4. война и мир

5. монархия или республика

166. Главный теоретик 18 века:

1. М.Ломоносов

2. Ф.Прокопович

3. А.Пушкин

4. М.Лермонтов

5. А.Кантемир

167. Баснописец XVIII-XIX вв.:

1. В.Тредиаковский

2. М.Ломоносов

3. Н.Карамзин

4. И.Крылов

5. Д.Фонвизин

168. За свою книгу был арестован, приговорен к смертной казни, которая потом была заменена ссылкой в Сибирь:

1. А.Сумароков

2. А.Кантемир

3. Г.Державин

4. А.Радищев

1. Д.Фонвизин

2. Н.Карамзин

4. А.Радищев

5. И.Крылов

170. Тема «Писем Эрнеста и Доравры»:

1. о любви аристократки и бедного дворянина

2. о дружбе между людьми

3. о справедливости

4. о крестьянстве

5. о свободе

171. «Письма Эрнеста и Доравры» - образец:

1. классического романа

2. исторического романа

3. приключенческого романа

4. бытового романа

172. Он сумел показать мир любовных переживаний:

1. К.Истомин

2. А.Кантемир

3. М.Ломоносов

4. Ф. Прокопович

1. М.Чулков

2. Д.Фонвизин

3. М.Ломоносов

4. В.Тредиаковский

5. А.Радищев

174. Роман «Пригожая повариха» следует отнести к:

1. историческому

2. плутовскому

3. документальному

4. приключенческому

1. А.Кантемир

2. Д.Фонвизин

3. И.Богданович

4. И.Крылов

5. Г.Державин


| | | | | 6 |